LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

река Зилим (Южный Урал)

Туристко-Спортивный Союз Республики Башкортостан

Туристический клуб «ИКАР»

Отчёт

о водном походе второй категории сложности пореке Зилим (Южный Урал)
совершенному с 30.04.2003 по 07.05.2003

Руководитель группы:
Смирнов Л.Ю.
№ маршрутной книжки:В-2003-08 «Мустанг»

Туристко-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия Туристко-Спортивного Союза Республики Башкортостан рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.


КАРТА (2.4Mb)

Содержание

Справочные сведения о путешествии
Нитка маршрута
Состав группы
График маршрута
Техническое описание маршрута
д.Бутаево – слияние р.Зилим и р.Зигаза
Слияние р.Зилим и р.Зигаза – пор.Кысык(2) – Бакеевский мост
Бакеевский мост – г.473,3 м
г.473,3 м – скала Мамбет – д.Толпарово – д.Зириклы + 4 км
д.Зириклы + 4 км. – пещ.30-летия Победы
пещ.30-летия Победы – д.Таш-Асты – д.Юрмаш
д.Юрмаш – д.Красный Зилим
Схема отъезда
Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Отчет выложен в интернете: http://ikar.ufanet.ru
Автор: ©Leonid Smirnov leonid@mail.rb.ru

Справочные сведения о путешествии

вид туризма водный
категория сложности вторая
район путешествия р.Зилим (Южный Урал)
сроки проведения: 30.04.2003-07.05.2003
протяженность 206 км
число участников 4
продолжительность  
    маршрута 8 дней
    из них:  активных 8 дней
руководитель Смирнов Л.Ю.
маршрутная книжка В-2003-08 «Мустанг»
поход рассмотрен в МКК «Мустанг-Икар-УГАТУ»

 

Нитка маршрута

д.Бутаево – сплав по реке Зилим до д.Красный Зилим (пор.Кысык(2) – д.Толпарово – пещ.им.«30-летия Победы» – д.Таш-Асты)

Состав группы

фамилия, имя, отчество год рож-дения место работы, должность обязанность в походе туристский опыт участника домашний адресe-mail
1 Смирнов Леонид Юрьевич 1981 студент УГАТУ
ФИРТ
3 курс
руководитель 2000–1Р–р.Белая(лето)
2002–ПВД– Б.Инзер(май)
3Р – В.Саян–(горный)
г.Уфа, ул.Владивостокская д.15/1, кв.96leonid@mail.rb.ru
2 Мелихов Андрей Петрович 1982 студент УГАТУ
ФИРТ
3 курс
зав.снар 2002–ПВД– Б.Инзер(май) г.Уфа, ул.Комсомольская, д.161/1, кв.17amelinet@mail.ru
3 Вахитов Шамиль Уралович 1983 студент УГАТУ
ФИРТ
3 курс
рем.мастер 2002–ПВД– Б.Инзер(май) г.Уфа, ул.Мубарякова,д.8, кв.27pingvin@ufanet.ru
4 Бахтиярова Дина Искандаровна 1983 студент УГАТУ
ФАП
3 курс
зав.хоз 2000–1У–р.Белая(лето)
2002–ПВД– Б.Инзер(май)
г.Уфа,ул.Айская,д.60/1, кв.44dina@ufanet.ru

График маршрута

День

Участок маршрута

Путь (км.)
1 г.Уфа – ст..Инзер ж/д
  ст.Инзер ст.Улу-Елга автобус
  ст.Улу-Елга – д.Тукан – д.Зигаза автобус
  д.Зигаза – д.Бутаево +2 км. 5
2 д.Бутаево – слияние р.Зилим и р.Зигаза 8
3 слияние р.Зилим и р.Зигаза – пор.Кысык(2) – Бакеевский мост 15
4 Бакеевский мост – г.473,3 м 52
5 г.473,3 м – скала Мамбет – д.Толпарово – д.Зириклы + 4 км. 60
6 д.Зириклы + 4 км. – пещ.30-летия Победы 34
7 пещ.30-летия Победы – д.Таш-Асты – д.Юрмаш 13
8 д.Юрмаш – д.Красный Зилим 24
  д.Красный Зилим – ст.Приуралье м/а
  ст.Приуралье – г.Уфа ж/д

 

Схема подъезда

30 апреля 2003г.

г.Уфа – д.Улу-Елга – д.Тукан – д.Зигаза – д.Бутаево

Электричка УфаИнзер отправляется со станции Уфа в 07:48. Вся группа в сборе, никто не опоздал. В электричке много туристов.

В п.Инзер прибываем в 12:25. Через несколько минут подходит рабочий поезд   “кукушка” ИнзерБелорецк, состоящая из двух плацкартных вагонов. Потеснив местных  с трудом размещаемся. К счастью почти все туристы выходят на ст.Айгир. С нами остаются лишь РОСТО г.Уфа.

На станцию Улу-Елга прибываем в 14:15 (Фото 1). Покупаем хлеб и отправляемся на поиски транспорта. К нашему удивлению встречаем полное несогласие водителей забросить нас хотя бы до д.Тукан. Чтож, остаётся ждать рейсовый автобус.

17:30 Автобус “Белорецк–Зигаза” прибывает с опозданием на  час и проходит не остановившись. Через пять минут подходит автобус “Белорецк - Тукан”. Останавливаем его и уговариваем водителя открыть дверь. С трудом размещаемся – нас четверо и одиннадцать РОСТОвцев. Договариваемся с водителем о заброске до Зигазы. Дорога до Зигазы оказывается довольно разбитой с крутыми подъёмами, к счастью наш автобус – полноприводной “ПАЗик” с ней справляется.

19:05 Прибываем в д.Зигаза (Фото 2). Водителю отдаём по 50 р. с человека. Решаем не искать транспорт, а идти 3 км до д.Бутаево пешком. В д.Бутаево приходим в 19:55. Фотографируемся на деревянном мосту (фото 3). Проходим ещё 2 км.  и ставим лагерь. Время 20:40.

 

Метеоусловия : облачность 90%, температура 14°С.

Техническое описание маршрута

01 мая 2003г.

д.Бутаево – слияние р.Зилим и р.Зигаза

8 км.

Встаём в 11:00. Пытаемся переждать дождь, но он не прекращается. Готовим завтрак и начинаем собирать катамаран. Сталкиваемся с проблемой – чехол на гондоле не выдерживает давления и рвётся. Зашиваем оболочку и стягиваем её верёвкой (Фото 4).

В 16:40 выходим. Зилим в верховьях очень узкий (10–20м.) и извилистый (Фото 5, Фото 6). Постоянные повороты до 180 градусов, мели, завалы и “расчёски” сильно замедляют движение. В то же время команда тренируется и “сгребается” перед порогом.

Доходим до впадения р.Зигаза в р.Зилим. Зигаза значительно полноводнее и быстрее Зилима, идти после её впадения гораздо легче. Через километр встаём. Время 19:40. Дождь не прекращался весь день.

Метеоусловия : облачность 100%, мелкий дождь, температура 12°С.

02 мая 2003г.

Слияние р.Зилим и р.Зигаза – пор.Кысык(2) – Бакеевский мост

15 км.

Отчаливаем в 11:10. Ждем левый поворот после длинного прямого участка – по описанию после него начинается порог Кысык (Фото 7). Гораздо лучшим ориентиром оказывается несколько причаленных катамаранов и народ на правом берегу. Чалимся и производим разведку (Фото 8).

На первом прямом отрезке шивера имеет небольшие валы. Длина этого отрезка приблизительно 200 м. Далее следует небольшой, около 20 градусов, левый поворот. Протяженность этого участка более 200 метров. Затем, после правого поворота следует короткий, до 50 метров, бурный участок, после которого в левом повороте реки находится слив (Фото 9, Фото 10, Фото 11).

Отдаём фотоаппарат другой группе, договорившись забрать его около Бакеевского моста, и отчаливаем. Порог проходим приимущественно по центру (Фото 12. Фото 13). В 12:20 успешно проходим основную часть порога и зачаливаемся на правом берегу для дальнейшей разведки.

Дальше идет шивера, не имеющая опасных участков (Фото 14). Проходим пару небольших сливов. После выхода на прямой участок Зилима идти становиться значительно легче.

Дальнейшее движение не вызывает никаких осложнений. По берегам встречается снег (Фото 15). Ориентиром окончания шиверы служит значительное расширение долины Зилима. К 14 часам доходим до Бакеевского моста (Фото 16).

В 14:07 чалимся метрах в 300 ниже моста. Ненадолго появляется солнце. Сушимся и начинаем сборку второго катамарана в ожидании группы Лысенкова, маршрут которой начинается от Бакеевского моста. Начавшийся ливень сильно замедляет работу. В 17:30 подходит группа Лысенкова.

Метеоусловия : облачность 80%, мелкий дождь, температура 12°С.

03 мая 2003г.

Бакеевский мост – г.473,3 м

52 км.

Встаём в 8:30. Сильный туман (Фото 17). В ожидании завтрака заканчиваем сборку катамарана. Перегруппируемся: Смирнов пересаживается в лодку (Турист 3).

Отходим в 13:20. Проходим довольно большой слив, его можно обойти справа. Проходим впадения Малого и Большого Шишеняков. После их впадения  Зилим заметно расширяется, хотя и не так сильно, как мы ожидали, прочитав старые отчёты.

Начинает портиться погода. Небо окончательно затягивается. Порывистый ветер, периодический дождь. Проходим местную достопримечательность – военная база (хутор и пещера с большой железной дверью), здесь военные замеряют сейсмоактивность и регистрируют ядерные взрывы.

Около 18 часов начинаем искать место, для ночлега. Проводим в поисках места для стоянки больше часа – берега сильно заболочены, мало сухостоя. Предпочтение отдаём левому берегу, как более освещённому. Наконец в 19:15 встаём. Клещёй довольно много, постоянно осматриваем друг друга.

Метеоусловия : облачность 70%, мелкий дождь, температура 15°С.

04 мая 2003г.

г.473,3 м – скала Мамбет – д.Толпарово – д.Зириклы + 4 км.

60 км.

Встаём в 8:45. Идет мелкий дождь. Отходим в 12:00. Проходим скалу Ветряную – река огибает ее (Фото 22). Далее проходим скалу Мамбет - впечатляющая отвесная стена длинной более полутора километров и высотой около двухсот метров (Фото 23). В некоторых описаниях эта скала названа “Толпаровскими скалами”.

К 15 часам чалимся в д.Толпарово, чтобы купить хлеба. Чалимся выше деревни, как потом оказалось – зря. Толпарово – длинная деревня и как оказалась состоит из двух частей, разделённых холмом и растянувшихся вдоль правого берега Зилима. Магазин находиться в нижней по течению части деревни, после строящегося моста. До Толпарово проложена асфальтная дорога. Фотографируемся напротив почты (Фото 24).

Вопреки сведениям книги “Башкирия туристская” 1985, пекарня в Толпарово отсутствует. Хлеба завозят очень мало и по высокой цене. Как вариант можно попробовать купить хлеб у местных.

В 17:00 встаём на обед. В 18:30 отчаливаем. Решаем плыть до предела, что бы на следующий день дойти до пещ. 30-летия Победы как можно раньше. Пройдя Зириклы начинаем искать место для стоянки и в 21:10 встаём на ночлег. 

Метеоусловия : облачность 80%, мелкий дождь, температура 9°С.

05 мая 2003г.

д.Зириклы + 4 км. – пещ.30-летия Победы

34 км.

Встаём в 10:00. Удивительно – дождя небыло всю ночь. Пока есть возможность, раскладываем вещи для просушки. Отчаливаем в 12:00. Так как пещера имени “30-ти летия Победы” не показана ни на одной нашей карте, ищем ориентиры: впадение речки Большая Киндерля по правому берегу и “зияющее отверстие” в скале по левому берегу. В 13:55 зачаливаемся и обедаем (Фото 26). В 16:00 отчаливаем. Около 17:30 подходим к Победе и понимаем, что проскочить это место действительно сложно. Река здесь делает левый поворот, в скале на левом берегу открывается впечатляющий грот (Фото 29), а на небольшом пятачке ровной поверхности на правом берегу расположено несколько туристких лагерей.

Разбиваемся на две группы – одна идёт в пещеру, вторая остаётся заготавливать дрова. Перед посещением пещеры стоит посмотреть на водопад (Фото 36), расположенный на впадающем в Киндерлю ручье, который пересекает тропа.

Ужасает огромное количество мусора вокруг пещеры. Лёд внутри настолько грязен, что возможен спуск без верёвки – подошвы почти не скользят. В воздухе стойкий канализационный запах.  При нас РОСТОвцы вытаскивают из пещеры несколько мешков с собранным внутри мусором. Ситуация улучшается лишь после колодца. Спускаемся на УИАА (Фото 33) (подъём на жумаре). Альтернативный метод – спортивный спуск по расщелине слева от обрыва.

В районе расщелины, ведущей в зал “Атлантида” опять наблюдаем горестное зрелище – в небольшом озерке плавает островок из пластиковых бутылок. В 22:30 группа возвращается в лагерь. 

Метеоусловия : облачность 60%, мелкий дождь, температура 13°С.

06 мая 2003г.

пещ.30-летия Победы – д.Таш-Асты – д.Юрмаш

13 км.

Встаём в 11:00. В 13:00 к пещере уходит вторая группа. В 17:00 группа возвращается, готовим обед и в 19:00 отходим. После Таш-Астов Зилим разделяется на две протоки. Левая, вдоль которой расположено село Имендяшево, глубже и шире, но длиннее почти на 3 километра. Если не планируется выброска в Имендяшево, то целесообразнее идти по правой протоке.

К 22:00 доходим до деревни Юрмаш и встаём на ночёвку на правом берегу, возле очень живописной горы Клы-Кая (Фото 39)

Метеоусловия : облачность 70%, мелкий дождь, температура 15°С.

07 мая 2003г.

д.Юрмаш – д.Красный Зилим

24 км.

Встаём в 9:00. Завтракаем и отчаливаем в 10:30. Первый солнечный день. Течение довольно медленное и приходится много работать вёслами (Фото 40). Зилим начинает сильно петлять и разветвляться. В 14:30 чалимся в Красном Зилиме (Фото 41)

Метеоусловия : облачность 15%, мелкий дождь, температура 17°С. 

Схема отъезда

07 мая 2003г.

д.Красный Зилим – ст.Приуралье – г.Уфа

В 15:00 приходит заказанная нами машина, которая доставляет нас на станцию Приуралье. Сушим катамараны в ожидании вечерней электрички Инзер – Уфа, которая прибывает в 19:00 (Фото 42)

В 21:30 прибываем в Уфу.

 

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Среди рек Южного Урала с маршрутами второй категории сложности река Зилим является, наверное, самой красивой и необитаемой одновременно.

В “Перечне классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы” (после не переиздавался) данный маршрут значиться под номером 95 в разделе “Водный туризм” (стр.118). Маршрут, отличный от данного первыми 10-15 км там же имеет номер 96.

Кроме естественных препятствий (порог-шивера Кысык, шиверы и прижимы) других препятствий маршрут не имеет.

На протяжении всего маршрута, река имеет очень живописные берега. Карстовые породы, из которых сложены прибрежные скалы, изобилуют большими и маленькими пещерами. Пещера “Победа”, которую посещала группа во время путешествия, достойна отдельного длительного спелеологического похода.

Малая заселённость района маршрута, большое количество зверей и рыбы, а также то, что эти места не являются заповедником, привлекают сюда многих охотников и рыболовов.

Маршрут по нашему мнению соответствует 2 к.с., и был пройден в соответствии с заявленым.

Приложение Б

Карта пещеры им.30-летия Победы

 

Copyright © 2001-2003 Туристический клуб "Икар"

Комментарии: Ваш комментарий:
2006-04-06 19:32:17 | Leonid | E-Mail
Если будут какие-то вопросы, задавайте на форуме www.ufatourism.ru/plugins/forum/forum_viewforum.php?7

2007-02-25 01:21:31 | Николай | E-Mail
Здравствуйте ! Меня зовут Николай! Мне 23 года, живу в Ростове-на-Дону! Очень хочу побольше узнать и найти материалов и фотографий о д.Зигаза. Это родина моего отца, сам я там никогда не был. Если кто-нибудь может мне в этом помочь буду очень и очень благодарен !!! Отзывайтесь на мой e-mail: nikolaaa@pochta.ru

2008-01-22 21:46:22 | Олег. К | E-Mail
Завидую белой завистью.Последний раз на южном Урале, на р. Белой в 2005 году
Rumata

2010-07-23 10:57:23 | LEZVIE | E-Mail
Доставка туристических групп (4-6 человек) на УАЗ-санитарке в труднодоступные места Башкирии – Белорецкий район и Башкирский национальный парк скалы Мамбет (семь богатырей),река Зилим. Преодоление бродов, экстрим и экологически чистые места.
Тел.8 962 541 10 75 Андрей



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;