LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Аккем
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Хамар-Дабан, сплав по реке Снежная

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ "ПОЛИТЕХ"

ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

О Т Ч Ё Т

о пеше-водном путешествии 4 категории

сложности по реке Снежная

(г.с. Саяны, хр. Хамар-Дабан),

проведённом в июле - августе 1999г.

 

 

Руководитель:

Фуфачев Константин Витальевич

- г.Киров 1999г.-

 

 

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДА.

1. Поход проводился в период с 11 июля по 3 августа 1999г. по маршруту:

ст.Слюдянка - ст.Мурино – р. Хара-Мурин - р.Лангутай - пер.Лангутайские ворота - р.Астай - р.Ара-Буректай - пер.Нухен-Дабан - р.Нухен - р.Барун-Юнкуцук - пер.Байри - р.Зун-Байри - сплав по р.Снежная - оз.Байкал - пос.Выдрино - ст.Слюдянка.

2. Состав команды:

  1. Долматов Андрей Юрьевич (3р, 3у) - капитан катамарана-4, пловец, врач.
  2. Долматов Владимир Юрьевич (3у) - завхоз, фотограф.
  3. Крюков Андрей Викторович (3у) - энтомолог.
  4. Топорова Лариса Анатольевна (4у) - хранитель дневника.
  5. Фофанов Сергей Павлович (4у) - завснар, певец.
  6. Фуфачев Константин Витальевич (5у, 3р) - капитан катамарана-2, рыбак, завснаб, разведчик, фотограф, видеооператор.

3. Протяжённость маршрута около 190 км, в том числе

пешей части 85 км;

сплава около 105 км.

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПРОВЕДЕНИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Река Снежная стекает со склонов хребта Хамар-Дабан, относящегося к горной системе Восточного Саяна. Хребет вытянут с запада на восток и защищает озеро Байкал с юга. Его северный склон будто обрывается в озеро, а у подножия пролегает единственная населённая область Хамар-Дабана - автодорога и железнодорожная Транссибирская магистраль. Восточный Саян сформировался в древний палеозойский период. В настоящее время здесь разведаны месторождения бурых углей, апатитов, кварца, высокосортного известняка, вольфрамовых и алюминиевых руд.

Наивысшая точка хребта - г.Хан-Ула (2371 м); средняя высота горных цепей составляет 1650 м. Горы, расположенные ближе к Байкалу, относят к альпийскому типу, в глубине горного массива преобладают некрутые скалистые горные вершины - гольцы, которые к югу и юго-востоку постепенно уменьшаются по высоте.

Климат территории резко континентальный с большими колебаниями температуры в течении года и суток. В прибрежной полосе оз.Байкал климат значительно мягче. Зима длится полгода: с ноября по апрель - и характеризуется небольшим снежным покровом - до 70 см, который устанавливается уже в ноябре. Гольцовая зона хребта лавиноопасна. Средняя температура января -22˚С, но случаются морозы и до -50˚С. Снег сходит в начале апреля. Весна счень короткая, сухая, ветренная, нередко случаются заморозки. В это время года на хребте наблюдается самый низкий уровень влажности. Лето относительно прохладное и короткое (июнь - август). Средняя дневная температура июля +19˚С. Первая декада августа характеризуется периодом затяжных дождей. Средняя осенняя температура +10˚С, осадки в виде снега возожны уже в сентябре.

Большое влияние на распределение осадков оказывает рельеф. Так, северо-западный склон хребта, обращённый к Байкалу, в год получает в среднем 1400 мм осадков, тогда как южный - только 300 мм. Наибольший объём стока приходится на конец июля - август, что объясняют резким преобладанием летних осадков. Зимой характерно полное промерзание русел рек и образование наледей.

Практически все реки Хамар-Дабана берут своё начало в гольцовой зоне и характеризуются живописными каньонами и водопадами, особенно у истоков и основных прорывов через горные цепи. Озёра немногочисленны и мелки, расположены, в основном в местах проседания межгорных котловин. Реки северного склона питают озеро Байкал и для них характерна изумительная чистота.

Растительность района многообразна. Хребет располагается в зоне тайги. Преобладают хвойные, преимущественно лиственничные, леса. Из лиственных пород наиболее распространена берёза. Верхняя граница леса лежит на высоте 1600 м, а на склоне, обращённом к Байкалу,- на высоте 1100 м. Выше неё леса сильно редеют и сменяются предгольцовым редколесьем. Для гольцовой зоны характерны небольшие островки кедрового стланника и все виды гольцовых тундр. Лишь изредка встречаются небольшие участки субальпийских и альпийских лугов. В таёжной зоне нередки заросли кустов дикой жимолости, а иногда и чёрной и красной смородины. Можно найти грибы, чернику, землянику и голубику.

Разнообразен также и животный мир. Здесь встречаются медведь, благородный олень изюбр, северный олень, кабарга, рысь, соболь, белка, заяц. В высокогорных районах обитают горные козлы и бараны; птицы: кедровка, сойка, дятел, ястреб, куропатка и глухарь. В реках водится хариус. Этот край особенно богат насекомыми, причём не только кровососущими.

Средняя плотность населения Хамар-Дабана составляет 2 чел.\км2. Населённые пункты сосредоточены, в основном, у Транссибирской магистрали, а в глубине хребта лишь изредка встречаются охотничьи избушки. Транспортная сеть развита крайне слабо. Основную часть населения составляют русские и буряты.

В настоящее время туристами-водниками освоены и часто посещаются все основные реки хребта: Утулик, Хара-Мурин, Темник, Снежная. Последняя берёт своё начало в республике Бурятия, а с района пр. 109 и до озера Байкал по ней проходит граница Бурятии и Иркутской области. Кстати сказать, Снежная – это самая южная река на Хамар-Дабане, которая вместе со своими притоками впадает в Байкал. Более южные реки через основной хребет уже не переваливают.

 

III. ПУТИ ПОДЪЕЗДОВ.

Для заезда на реку Снежная необходимо добраться до станции Слюдянка Забайкальской железной дороги. На ней останавливается достаточно много поездов, идущих по Транссибу, даже некоторые скорые, и она является конечным пунктом для электричек трёх направлений: западного (г.Иркутск), восточного (ст.Мысовая) и северного (ст.Байкал, Кругобайкальская ж\д). От станции 400 м до озера, отнюдь не блистающего, правда, своей красотой вблизи цивилизации.

Дальше можно заезжать на реку двумя путями:

1. Если начинать сплав с реки Субутуй (а это дополнительно около 60 км сплава, по сравнению с пройденным нами маршрутом), то пешую часть маршрута необходимо начинать от самой Слюдянки. За время пешки надо будет преодолеть около 80 км, 2 перевала. Можно сходить в радиальный выход на одну из высочайших вершин Хамар-Дабана - Пик Черского (Пик Комар),- увидеть все основные реки хребта, пригодные для сплава: Утулик, Хара-Мурин. По словам очевидцев, дополнительных препятствий на реке Снежной не прибавится, только на р.Субутуй встретятся небольшие порожки. По тропе, как и во втором варианте заброса на реку, проходят группы туристов - пешеходников по маршруту из Слюдянки в Мурино: от Слюдянки до Снежной они идут в том же направлении, что и водники, а от Снежной до Мурино - в обратном, проделывая путь вдоль Снежной в те самые 60 км. Вся протяжённость их маршрута составляет 250 км, включает в себя два радиальных выхода и преодоление пяти перевалов и оценивается 3 категорией сложности.

2. Предлагаем заинтересовавшимся группам рассмотреть вариант заезда на реку от станции Джида, расположенной в Республике Бурятия на железнодорожной ветке Улан-Удэ - Наушки. От станции можно нанять автотранспорт до посёлка Боянгол, от которого до реки порядка 40 км. У нашей группы об этом пути имеются лишь неконкретные общие представления.

3. Можно сплав по реке Снежной начинать от реки Зун-Байри. Тогда необходимо проехать от Слюдянки дальше на восток до станции Мурино на электричках, следующих до станций Выдрино, Мысовая или непосредственно Мурино. Останавливается там также местный поезд сообщением "Иркутск - Наушки". До Мурино от Слюдянки 1 час 20 минут езды на электропоезде. Непосредственно перед станцией железная дорога пересекает реку Хара-Мурин.

 

IU. ПЕШАЯ ЧАСТЬ ПРОЙДЕННОГО МАРШРУТА.

Общая протяжённость пройденной пешей части маршрута составляет 85 км. Теоретически её можно сократить на первые 4 км пути, которые есть возможность преодолеть на автотранспорте, судя по отчётливо видной грунтовой дороге. Но из-за крутого подъёма на первом участке проехать сможет, наверное, только "ГАЗ-66" или "Урал". Однако, нигде никакого упоминания о найме машины мы не встречали. Очевидно, всё расстояние группы предпочитают идти пешком.

Всю пешеходку мы прошли за 6,5 дней в среднем темпе. Переходы по 10 минут чередовали с 5-минутным отдыхом. Этот режим движения показался нам наиболее оптимальным из-за быстрой регенерации сил и сосредоточенности группы вместе, хотя в других отчётах описаны ходки по 35-40 минут.

Пешеходка нашей группой была пройдена по сухой погоде. При дождях, особенно затяжных, сильно усложнятся или даже станут невозможными переправы вброд через Лангутай и Бильчир и увеличится водность болот, по которым тропа проходит очень часто.

Для облегчения ориентирования в описаниях пешей и водной частей маршрута при упоминании мест стоянок используется знак .

После высадки на станции Мурино идти необходимо по асфальтовой дороге, проложенной вдоль перрона, обратно ходу движеня электрички. Дорога сначала идёт по посёлку, мимо маленького памятника погибшим во всех войнах, а затем делает некрутой поворот налево на развилке, где от неё отходит грунтовая дорога, и через 2 км выводит к автомобильной трассе "Иркутск - Улан-Удэ". Всего по этой асфальтированной дороге необходимо пройти 2,5 км.

Шоссе надо перейти и продолжить путь по грунтовой лесной дороге. Обычно на этом месте у групп, приехавших на вечерней электричке, встаёт вопрос о целесообразности дальнейшего продвижения в тот же день. Рекомендуем решить его положительно и сделать первую стоянку на берегу р.Лангутай. Скорее всего, в этом случае придётся идти практически до полной темноты. Это связано с тем, что до Лангутая от шоссе удобных стоянок нет: место для неё найдётся под ЛЭП, но воды там уже не будет, а у лесных ручейков, попадающихся по дороге, встать крайне затруднительно из-за отсутствия ровной сухой площадки. Первое пригодное для стоянки место, однако, находится на берегу реки Хара-Мурин через 200 м после шоссе . Это место, судя по всему, активно используют местные жители для проведения пикников. Здесь есть небольшой земляничник.

Сама дорога, по которой необходимо продвигаться, к берегу Хара-Мурина не выходит, а после того, как от неё отходит колея на описанную выше стоянку, начинает подниматься на водораздел рек Лангутай и Пеньковка - притоков р.Хара-Мурин. Подъём достаточно крут.

Через 800 м после шоссе дорогу пересекает первая ЛЭП, идущая вдоль Транссибирской магистрали, и отсюда можно в последний раз посмотреть на Байкал. Ещё через 300 м проходит вторая ЛЭП, с более заросшей просекой, и дорога входит в лес, продолжая петлять по водоразделу. На первом 1 км она заботливо расчищена от упавших деревьев, но дальше она резко переходит в таёжную тропу, которая, однако, хорошо набита туристами и местными жителями. Самый простой участок пешего пути закончился.

Далее до реки Лангутай на тропе встречаются многочисленные поваленные и нависающие деревья и кустарники, через которые необходимо перелезать, обходить лесом без тропы, часто по склону, или проползать под ними. Нередки также болота, которые, однако, незначительны по сравнению с последующими. Попадаются кусты красной смородины.

Ещё через 3,5 км тропу пересекает первый ручей. Здесь сделан деревяннный настил, для питья прокопаны специальные ямки. в двух километрах от этого ручья находится второй небольшой ручеёк. Тропа начинает спускаться в долину реки. Сброс высоты проходит в несколько этапов, поэтому спуск кажется не таким крутым, как подъём. Ещё через 1,4 км тропа выходит к крупному ручью, стремительно несущемуся вниз. Отсюда сквозь деревья уже можно увидеть Лангутай. Начинается довольно опасный спуск вдоль ручья по правую руку и скальника по левую из-за нагромождения камней на тропинке, между которыми может застрять нога. Дело осложняется тем, что к этому моменту уже спускаются сумерки, если группа приехала на вечерней электричке. Но спуск недлинный: 200 м и тропа выходит на берег р.Лангутай, вдоль которой затем продвигается к её истоку. Через 50 м после выхода тропы на берег находится хорошая стоянка . Ещё через 100 м - другая .

Лангутай - это типичная горная река: идеально чистая вода, питающая Байкал несётся по каменистому руслу, образуя красивые струи, сливы, а в верхнем течении целые каскады водопадов. Дна не видно только в бочках, где вода белая от пузырьков воздуха. Вода очень холодная и вся река напоминает гигантский родник.

Через 500 м тропа выходит к крупному быстрому ручью, через который перекинуты два бревна, вполне пригодные для прохождения по ним с грузом. После 600 м пути группа выходит к первой переправе на левый берег Лангутая. Переправа представляет из себя брёвна, перекинутые с разных берегов на небольшую скалу в центре русла. С правого берега на скалу можно залезть даже с рюкзаком за плечами, а вот со скалы на левый берег с рюкзаком уж точно не пройти по двум тонким, пружинящим брёвнышкам. Можно доставить на берег верёвку и с её помощью переправить рюкзаки и перебраться самим. Удовлетворительного брода поблизости нет. На левом берегу сразу после переправы придётся забираться на невысокий, но очень крутой скальник, на вершине которого есть небольшая стоянка, которой, однако, хватит, чтобы перекусить. Ровное место же для палатки нужно ещё искать, да и подходы к воде осложнены .

С этого момента начинается самый тяжёлый участок пути до Снежной. Тропа проходит по левому берегу реки, который обрывается в реку многочисленными бомами - скалами, затрудняющими путь по берегу. Идти там, где ведёт тропа, очень тяжело и крайне неэффективно: за час по прямой линии можно преодолеть не более 50 м, пройдя по бому высотой метров 45. Тропа круто поднимается вверх, часто под углом, близким к 90", и тут же спускается вниз. Местами встречаются песчаные осыпи, на которых сильно сужается тропинка. Без помощи рук такие препятствия преодолеть невозможно. Наиболее сложен первый попавшийся бом, и, прежде всего, потому, что он появляется неожиданно: сначала тропа поворачивает от реки вглубь леса, а потом начинается подъём. Не сразу осознаёшь, что путь как-то радикально изменился; очухиваешься, когда в первый раз соскальзываешь назад и цепляешься руками за корни кедра. Этот же первый бом и самый высокий. Очень рекомендуем его и некоторые остальные обойти внизу, по воде, либо по другому берегу, дважды перейдя реку вброд. Будет намного легче. В любом случае выйти назад на тропу легко: она не отходит дальше 15 м от берега. Следует, однако, учесть, что при более высоком уровне воды, чем во время нашего путешествия, перейти в брод реку будет невозможно или опасно.

На пути от первой переправы до реки Нитяной бомов встретится больше десятка. Проходя по скальникам и под поваленными деревьями тропа огибает по берегу Лангутая высокую гору на его левом берегу, совершая поворот почти на 180˚. В конце этого участка в Лангутай справа впадает река Голая, почти такой же ширины и с хорошо просматривающейся долиной. В этом месте тропа поворачивает направо почти на 90˚, продолжая идти по левому берегу реки. От первой переправы до устья реки Голая 8 км. Ниже по течению (1,5 км) устья Голой в Лангутай также справа падает бурным водопадом небольшой, но хорошо заметный ручей, служащий ориентиром приближения к ней. Напротив места впадения Голой есть отличная стоянка . Далее ещё примерно на 5-ти км пути стоянки будут попадаться довольно часто, правда, многие из них не имеют достаточно места для разбивания лагеря .

От Голой до следующего крупного правого притока Лангутая - р.Нитяной 11 км. Бомы попадаются более низкие, которые уже можно преодолевать по верху. На освещённых склонах встречается черника. Водность Лангутая падает примерно в 1,5 раза и броды становятся немного легче. Напротив устья Нитяной также есть стоянка с баней . Нитяная меньше Голой, но перед её впадением Лангутай ещё уменьшает в водности. Стоянки встречаются также и незадолго до притока .

Отсюда до переправы на правый берег Лангутая 3,7 км. Тропа относительно неплохая. Переправа осуществляется по толстому бревну, есть возможность натягивания верёвочных перил. Сразу после второй переправы тропа уходит вглубь леса, начиная некрутой подъём. С этого места она часто заболочена, приходится форсировать ручейки. Четырёхстами метрами выше по течению переправы Лангутай проходит целый каскад красивейших мощных водопадов, на которые стоит посмотреть. Это место по праву можно назвать жемчужиной Лангутая.

После переправы 4,5 км до впадения в Лангутай р.Бильчир. За 300 м до его устья есть просторная стоянка . У устья Бильчира Лангутай поворачивает круто направо, если смотреть снизу по течению, так что кажется, будто это в Лангутай впадает какой-то безымянный левый приток. Важно не пропустить устье, так как вверх по Бильчиру так же уходит тропа, ведущая к его истокам. Пройдя вверх по Бильчиру 20 м, можно переправиться через него с удобствами: по нагромождению брёвен,- но нетрудно сделать это и вброд. Далее тропа вновь идёт правым берегом Лангутая. Через 60 м после Бильчира встречается хорошая стоянка . После неё тропа серпантином поднимается на сотню метров, оставляя Лангутай внизу. Тропа в этом месте широкая и через 500 м после серпантина есть возможность встать на стоянку . Можно сходить вниз, к Лангутаю, который в этом месте падает несколькими водопадами. Вдоль тропы есть заросли брусники.

После подъёма тропа вновь идёт по прямой, лишь изредко набирая высоту. Поваленных деревьев немного, бомов нет, но зато весь путь проходит почти по сплошному болоту: здесь в Лангутай стекает множество ручейков, иногда даже по самой тропинке. Можно посчитать самые крупные. Их три: до первого от переправы 5 км, затем до второго 3,5 км и до третьего 1,8 км.

Через 1 км после третьего ручья тропа вновь переходит на левый берег Лангутая. Третья переправа самая простая: Лангутай имеет ширину около 2-х метров и его спокойно можно перейти по камням. Перед переправой тропа выходит из леса и далее путь лежит по зоне тундры. Открываются красивейшие дали, впереди угадывается перевал. Встречаются скальники. Здесь тропа уходит довольно далеко от реки и идёт напрямую по тундре. До перевала Лангутайские ворота 2,8 км. Тропа вновь выходит к Лангутаю у самого его истока. Он берёт своё начало от двух небольших озёр, связанных протокой. Тропа огибает их по болотистому берегу и после взлёта по курумнику (нагромождению покрытых растительностью крупных скальных обломков) выводит к перевалу.

Зайти на перевал несложно, его высота 1761 м. Это самый высокий перевал на маршруте. Он представляет из себя широкий проход в горной цепи. С перевала открываются великолепные виды на долину Лангутая. Есть тур. На перевале тропа переходит границу Иркутской области и Бурятской Республики. Седловина Лангутайских ворот настолько широка, что там можно свободно играть в футбол.

Прямо под перевалом с южной стороны, в пяти метрах ниже его седловины, лежит также неглубокое, с илистым дном, озеро Астай, из которого вытекает одноимённая река. Тропа проходит сначала по красивому цветочному лугу, а затем огибает озеро и через 1,1 км после перевала пересекает р.Астай. В этом месте река представляет собой ручеёк. Астай сразу же уходит на восток и через некоторое время впадает в р.Ара-Буректай. Тропа же через 0,8 км после брода начинает подниматься на небольшой водораздел между этими реками. Есть хорошее место для стоянки в месте подхода тропы к р.Астай, где у самой воды растут несколько крупных деревьев . Дальше тропа от реки отходит. Через 0,7 км есть ручей с хорошо выраженной долиной, у которого также можно остановиться на ночлег . 1,3 километрами дальше тропа, пройдя по заметному водоразделу между этим ручьем и Ара-Буректаем выходит в долину р.Ара-Буректай, которая уже принадлежит бассейну р.Снежная. На хребте - водоразделе встречаются практически единственные небольшие заросли деревьев на участке между перевалами Лангутайские Ворота и Нухен-Дабан. Но к самой реке тропа не подходит, идя по склону хребта, до самого ьперевала Нухен-Дабан пересекая многочисленные ручейки и почти непрерывные болота. До перевала от выхода к Ара-Буректаю 4,8 км.

Перевал Нухен-Дабан имеет высоту 1710 м, предперевальный взлёт тропы не ощущается из-за большой пологости: о том, что находишься на перевале, оповещает тур. Перед перевалом находиться озеро Ара-Буректая, тропа к нему также не спускается. Непосредственно под перевалом с южной стороны видны следы вездехода, но они скоро теряются. После седловины начинается пологий спуск длиной около 1 км, после чего тропа пересекает в виде ручья р.Нухен. Озера под перевалом, дающее начало реке не видно, оно остаётся западнее тропы. После пересечения реки тропа 2 км идёт по заболоченному участку, часто по кочкам или кустам. Здесь видны старые деревянные гати древнего почтового Игумновского тракта, функционировавшего ещё в 30-х годах нашего столетия. Этот тракт проходил до самого Мурино, но его следы встречаются только на этом участке. Тропа входит в самую высокую часть хребта Хамар-Дабан, поэтому при хорошей погоде на некоторых отдалённых вершинах можно увидеть нестаявшие снега.

После болотистого участка тропа входит в лесистую зону и продолжает идти по склону холма вдоль р.Нухен на расстоянии около 0,5 км от реки. Заросшая просека в этом лесу, сделанная для тракта, почти идеально прямая, и тропа просматривается довольно хорошо. Начинается длинный и очень пологий спуск к устью р.Нухен. По просеке идти необходимо 4,5 км. Путь иногда осложнён немногочисленными болотцами, подгнившими гатями и корнями кустарника, которым просека основательно заросла.

Просека выводит прямо на большую стоянку . Здесь можно разместить сразу несколько групп. От этой стоянки туристы-пешеходники обычно уходят в радиалку вверх по долине р.Барун-Юнкуцук к самой высокой вершине Хамар-Дабана - г.Хан-Ула (по карте около 15 км). В ясный день её можно различить от устья р.Нухен и из-под перевала Байри-1.

Тропа дальше спускается вниз, к р.Нухен, переходит через неё по камням практически в месте её впадения в р.Барун-Юнкуцук, также левый приток р.Снежная. В этом месте воды почти не видно, поскольку всё русло выложено булыжниками. Затем едва заметная тропка около 3,8 км ведёт по заболоченной пойме реки вниз по течению. Путь осложнён многочисленными кочками, поросшими голубичником, и редкими камнями, поросшими мхом. Возможно, есть альтернативный, более удобный вариант прохода по возвышающемуся над поймой хвойному бору, но вблизи долины в нём нетеряющейся тропы нам найти не удалось.

Переходить Барун-Юнкуцук следует в районе вездеходного брода, есть возможность перехода по сухим камням в русле. Вездеходная дорога ведёт от лесничества в устье р.Зун-Байри, у самой Снежной, к зимовью, расположенному в километре ниже по Барун-Юнкуцуку от брода, и дальше в долину р.Ара-Буректай. Брод пропустить сложно: возможно, вездеход проехал здесь всего несколько раз, но его следы, особенно на поворотах, останутся на долгие года. Однако, для облегчения ориентирования можно упомянуть о левом притоке Барун-Юнкуцука, расположенном в 700 м ниже брода. На дороге валяются довольно многочисленные железные части вездехода и остатки крупных животных. От брода можно видеть скальный правый берег реки на левом повороте, знаменующий начало каньона. Немного дальше от реки после брода слева от дороги в небольшой рощице есть отличное место для стоянки .

Далее путь лежит по вездеходной дороге до самой р.Снежной. Она уходит от реки и начинает подниматься на перевал Байри. Подъём продолжается с разной степенью крутизны до перевала Байри-1 около 3 км и затем более круто до перевала Байри-2 ещё 2 км. Путь лежит по сухому, давно уже пережившему пожар, огромному лесу. Видны очень редкие отдельно стоящие уцелевшие зелёные кедры. Этот сухостой представляет собой впечатляющую тревожную картину. Тропа также, несмотря на явственный подъём, постоянно является болотиной или даже руслом ручьёв. Впрочем, в этом, скорее всего, виноваты глубокие колеи вездеходной дороги.Примерно через 1,6 км после ухода от реки с дороги довольно ясно видна высочайшая вершина Хамар-Дабана г.Хан-Ула. Вид портят сухие стволы, но, наверное, будь на их месте зелёный лес, хребта не было бы видно вообще.

Перевал Байри-1 имеет высоту 1571 м и при движении совершенно не воспринимается как таковой. Тур стоит немного в стороне дороги, которая не имеет ни выраженного подъёма к нему, ни спуска от него и идёт почти ровно по лесу. И только с перевала Байри-2, имеющего высоту 1700 м, видно, что Байри-1 - это действительно перевал. Байри-2 находится выше границы лесистой зоны, поэтому с него открываются самые величественные виды за всё время пешего пути на большую часть хребта Хамар-Дабан. Внизу, почти под дорогой, в узком глубоком ущелье вьётся р.Барун-Юнкуцук. Байри-2 - это перевал через восточный отрог г.Чиха (1968 м), на нём сложен тур.

Спуск с перевала проходит по довольно густому лесу и чрезвычайно крут, поэтому можно неоднократно порадоваться, что он форсируется с севера на юг, а не наоборот, как это делают пешеходники, идущие из Слюдянки в Мурино. В лесу и даже на самой дороге попадаются красноголовики, маслята. Южная сторона Байри-2 разительно отличается от северной: довольно густой лес, прослеживается чёткий переход от более высокого хвойного к более низкому лиственному, почти полностью состоящему из берёз. Тропа поначалу не заболочена, и лишь в конце, после участка согнутых берёз, на котором стволы этих деревьев перегибаются через дорогу, образуя как бы тоннель, появляется довольно массивное болото. Оно говорит о приближении к очень заболоченной пойме р.Зун-Байри. От перевала до реки около 4 км, но они практически нечувствительны.

Вдоль реки Зун-Байри до её впадения в Снежную около 6 км. Дорога идёт по практически сплошному болоту, река теряется в зарослях кустарника. Этот участок пути, конечно, проще, чем бомы на Лангутае, но ненамного. Поскольку дорога почти теряется в болоте, то очень просто пропустить её переход на правый берег реки примерно через 3,5 км от выхода к Зун-Байри. Нам неизвестно, в каком состоянии находится дорога на правом берегу, но 1 км по левому приходится перелезать через многочисленные согнутые обгоревшие, но неширокие стволы, утопая в кочкарнике, без тропы, после чего все части тела и вся одежда, соприкасавшиеся со стволами покрываются слоем сажи. Сразу после окончания этого участка дорога возвращается на левый берег реки и в Зун-Байри слева впадает ручеёк. От этого места становится видна прямо по курсу большая лесистая гора, которая находится уже на правом берегу р.Снежной.

Через 200 м после ручья дорога переходит на правый и тут же обратно, на левый, берег Зун-Байри. До реки остаётся 1,4 км. Болото постепенно уходит, появляется множество троп, которые ведут по возвышению левого берега, но потом вновь опускаются в пойму, на дорогу. Последние 0,8 км пешки проходят по ровному лугу, но всё же сырому. Дорога приводит к группе строений, состоящей из сруба с надписью: "Егерьский кордон",- навесу и бане. Люди здесь бывают наездами, есть вероятность их не встретить вовсе. Кордон заново отстраивается, поскольку старый, расположенный выше по течению р.Зун-Байри, несколько лет назад сгорел. Вполне логичным завершением пешей части маршрута может стать баня, и в этом ещё одно преимущество захода на Снежную от Мурино перед заходом от Слюдянки.

В некоторых отчётах говорится, что весь путь вдоль р.Зун-Байри можно проделать по сухому возвышенному берегу, но нами эта тропа не была обнаружена. К Снежной можно выйти прямо у устья Зун-Байри, где чуть ниже по течению есть стоянка, пригодная для стапеля , или, согласно тем же источникам, в 2-х км ниже по течению, но этот вариант также не был обнаружен.

 

V. ЛОЦИЯ ПРОЙДЕННОЙ ЧАСТИ МАРШРУТА.

Группа водную часть маршрута прошла в среднем темпе за 8 дней с тремя днёвками. Общая протяжённость сплава немного больше 100 км. Во время проведения путешествия уровень воды в реке колебался около среднего значения. Участок пути от пр.59 пор. "Мунгул-Гольский" до конца маршрута пройден при уровне воды в реке выше среднего.

При подготовке и проведении путешествия следует очень внимательно относиться к колебаниям уровня воды в реке, и, в связи с этим, к сезону затяжных дождей первой декады августа. При понижении водности мощность струи ослабевает, но обнажаются острые камни в русле, при повышении уровня воды резко возрастает мощь потока, практически все камни оказываются скрытыми, образуются новые сильные бочки, старые превращаются в большие стоячие волны. Зачастую бывает целесообразно подождать спада воды, тем более, что при сухой погоде он проходит довольно быстро и тем быстрее, чем выше по течению находится данный участок реки.В низовьях ждать спада воды не рационально.

Такие особенности сплава обусловлены снего-дождевым питанием Снежной. Русло реки исключительно каменистое, без растительности. Вода экологически чиста. Расход воды в верховьях 10 куб.м\с, в низовьях до 80 куб.м\с; падение реки более 10 м\км.

Стоянки на реке найти не проблема, в лоции же указаны только осмотренные и те, о которых есть упоминание в более ранних отчётах.

Для удобства чтения лоции в ней использованы следующие сокращения и знаки:

знак поставлен после описания стоянок;

пр. - препятствие (ий);

знак !!! поставлен у описания препятствий повышенной сложности, которые рекомендуется осмотреть и выставить страховку.

Вся нумерация препятствий и их названия приведены в соответствии с отчётами прошлых лет. Водную часть маршрута условно делят на три части по степени нарастания сложности препятствий и мощности струи.

 

 

1. УСТЬЕ р.ЗУН-БАЙРИ - пр. 59.

Первые двеннадцать препятствий отделить друг от друга без схемы довольно сложно, поскольку они представляют собой очень протяжённый участок простых перекатов и шивер, проходимых сходу. Река часто делится на несколько рукавов галечными островами. Основными элементами препятствий являются стоячие валы не более 1 м при уровне воды чуть ниже среднего, обилие некрупных мелкосидящих камней.

Есть предположение, что такое большей частью условное деление первых препятствий сложилось либо в силу каких-то не известных нам исторических причин, либо из желания придать первому серьёзному препятствию на реке номер 13. Ориентацию можно поддерживать, отмечая многочисленные притоки Снежной, но их число может меняться в зависимости от сухости погоды.

пр. 1. Шивера. После неё слева впдает р.Барун-Юнкуцук.

пр. 2 - пр. 7. Протяжённый участок шивер и перекатов.

пр. 8. Шивера. После неё справа впадает р.Урдо-Зубкосун, в устье которой естьместо для стоянки .

пр. 9. Шивера сразу после впадения справа р.Орто-Оглок. На правом берегу притока в его устье расположено зимовье, крышу которого можно рассмотреть с воды.

пр. 10. Шивера сразу после впадения справа руч. Большой Митрич.

пр. 11. Короткий простой порог с полуметровым сливом на выходе.

пр. 12. Шивера.

пр. 13. !!! . Порог на левом повороте реки без чётких ориентиров. Чалка для ос мотра и выставления страховки осуществляется на правый берег перед поворотом. Заход в порог и прохождение предпорожной шиверы по центру. Основной слив высотой до 1,5 м расположен в левой трети русла, левее огромного обломка скалы. После слива основная струя образует мощную бочку у самого левого берега, которую необходимо миновать, смещаясь через струю в центр русла. В послепороговой шивере, перед которой возможна чалка к правому берегу, есть небольшой прижим налево на правом повороте.

Основным элементом препятствий после порога N 13 становятся прижимы к скальным берегам постоянно возрастающей мощности, увеличивается высота стоячих волн.

пр. 14 - пр. 17. Шиверы.

пр. 18. Шивера с прижимом к правому берегу. После неё слева впадает р.Сайхохтый.

пр. 19 - пр. 20. Шиверы.

пр. 21. Шивера. После неё слева впадает р.Буректай.

пр. 22 - пр. 25. Шиверы.

пр. 26. Порог "Мраморный". Описываемых в отчётах выходов мрамора на высоком скальном правом берегу, дающих название порогу, не обнаружено. Возможно, им являются сероватые каменные выступы, хорошо заметные с наплыва. Порог не сложен и начинается с шиверы, в конце которой на некрутом левом повороте реки сразу после правого прижима есть полуметровый слив, охватывающий только половину русла. У левого берега расположен обширный улов и наносная песчаная мель. Вторая ступень порога также не сложна, расположена на прямом участке реки и содержит не очень высокие стоячие волны. После первой ступени порога на левом берегу немного выше песчано-галечного пляжа есть редко посещаемая, поросшая молодыми деревцами стоянка .

пр. 27. Шивера. После неё справа впадает р.Бузыр-Жалга, в устье которой есть хорошее место для стоянки .

пр. 28. Непротяжённая шивера.

пр. 29. !!! . Порог "Калибр" или, по другим источникам, "Слон". Расположен на прямом участке реки после крутого левого поворота. Чалка для осмотра препятствия и выставления страховки осуществляется на левый берег после поворота. Предпорожная шивера не слишком сложна. Завершает порог слив высотой более 1,5 м, делящийся на две части скальной глыбой в центре русла. Правый слив чистый, но узкий. Левый можно разделить на три примерно равные части: правая треть перекрывается мощной бочкой, левая прохо дит под нависающими низкими острыми скалами левого берега, центральная терть чистая. Следует опасаться левобережной скальной стенки, под которую затягивает струя. После порога удобно организовать страховку с воды, зачалившись в скалистой бухте правого берега. Далее следует небольшой участок спокойной воды, левый берег на правом повороте реки покрыт стволами сплавлявшихся деревьев.

пр. 30. Прямая шивера со значительным стоячим валом после правого поворота.

пр. 31 - пр. 42. Шиверы со всё возрастающей мощностью прижимов.

пр. 43. Порог "Клык". Читается и проходится сходу. Очень красивый и несложный. Получил своё название благодаря неширокой четырёхметровой скале в центре русла на правом повороте, похожей на клык, с обеих сторон которой расположены метровые чистые сливы.

пр. 44 - пр. 45. Шиверы.

пр. 46. Порог "Пелота". Читается и проходится сходу. Нашей группой он не обнаружен. Возможно, такое гордое название получила очередная мощная шивера.

пр. 47. Шивера. После неё справа впадает руч.Тахюр-Жалга.

пр. 48 - пр. 56. Шиверы.

пр. 57. Шивера "Ворота". Читается и проходится сходу. Своё название получила благодаря чрезвычайно живописным практически одинаковым скальным бомам высотой около 10 м, хорошо заметным с воды. Бомы расположены почти друг напротив друга. Сразу за ними река делает левый поворот.

пр. 58. !!! . Порог "Извилистый". Начинается на правом повороте реки с хорошо заметного по перепаду высот слива. Левый берег представляет собой высокую скалу с наваленными под ней огромными каменными глыбами. Чалка для осмотра препятствия и выставления страховки осуществляется на небольшой песчаный пляжик левого берега после левого поворота в шивере "Ворота". Первая ступень порога - это слив высотой 2 м на правом повороте, делящийся на две части полуобливным скальным выступом. После слива можно зачалиться на галечный пляж правого берега. Вторая ступень представляет собой слив высотой более 2 м, который разделён на два потока. Сразу после левого слива в струе находится хорошо заметный зуб, от которого довольно трудно отработать. Правый слив чистый, но после него в русле находится крупная скала, в которую бьёт струя. Скалу можно обойти как справа, так и слева, но справа есть прижим к скальному берегу. Симметрично ей напротив левого слива расположен похожий скальный останок. Послепороговая шивера расположена на прямом участке реки и не сложна. Далее следует трёхсотметровый плёс.

 

2. пр.59 - пр. 87.

пр. 59. !!! . Порог "Мунгул-Гольский". Назван в честь реки, впадающей справа ниже порога. Относится к числу наиболее сложных порогов Снежной, уступая лишь "Жабе" и "Снежинке". Начинается перед крутым левым поворотом реки. В правой части русла расположен обширный залив, из которого вытекают только отдельные струйки по нагромождению каменных глыб. Чалку для осмотра препятствия и организации страховки удобно осуществлять в заливе у правого берега. Заход в порог находится под самым левым берегом. Первая ступень порога состоит из 4-х следующих друг за другом сливов на крутом левом повороте с довольно узкими проходами между камнями, требующими чётких манёвров на большой скорости. Между вторым и третьим сливами возможна чалка к правому берегу, в улов. Вторую ступень от первой отделяет 50 м быстротока. В ней можно выделить 3 основных более растянутых слива, но требующих не менее энергичного манёвра. В русле находятся зубья и скальные глыбы, осложняющие прохождение. В 20 м ниже начала второй ступени на правом берегу есть отличная стоянка с коптилкой .

Далее мощь шивер ещё больше возрастает.

пр. 60 - пр. 64. Шиверы.

пр. 65 - пр. 66. !!! . Пороги. Они просты по своей структуре: слив в воротах после предпороговой шиверы с прижимом,- но очень мощны. Рекомендуется осмотр по правому берегу.

пр. 67 - пр. 71. Шиверы.

пр. 72. Шивера. После неё справа впадает р.Хахюр-Жалга.

пр. 73. Шивера.

пр. 74. Шивера. После неё слева впадает р.Зун-Сайбактый.

пр. 75. Шивера. После неё справа впадает р.Цаган-Гол.

пр. 76 - пр. 84. Шиверы.

пр. 85. Шивера. После неё справа впадает крупная р.Кит-Кит. От устья р.Кит-Кит по правому берегу идёт труднопроходимая тропа до самого водопада. Разведка предводопадного участка осложняется также отсутствием подходящего места для чалки в устье притока. Отсюда до водопада 800 м.

пр. 86. Порог. Читается и проходится сходу. Расположен на плавном левом повороте. Основная и очень значительная его сложность в непосредственной близости к водопаду. Ниже послепороговой шиверы, расположенной в широком низком каньоне на правом крутом повороте, следует 80 м быстротока.

пр. 87. !!! . Водопад "Хармын Дулю" ("Полёт белки"). Вода падает на высоту 8 м тремя неравноценными струями, каждая из которых неизбежно задевает скальные выступы огромной гранитной скалы в центре русла. Водопад расположен на левом повороте реки и ещё более опасен отсутствием предводопадного плёса. При прохождении пр. 86 необходимо строго придерживаться правого берега. Чалка на левый берег перед водопадом невозможна! В непосредственной близости к этому препятствию у правого берега находятся два небольших улова, разделённых каменным выступом. В них и необходимо осуществить чалку. От места причаливания отходят две обносные тропы: верхняя, спускающаяся к реке только после порога "Слив", и нижняя, выходящая к воде сразу после водопада. Река после "Хармын Дулю" входит в первый каньонный участок, в котором расположены самые сложные пороги Снежной.

 

3. пр. 87. - оз. БАЙКАЛ.

пр. 88. !!! . Порог "Жаба". Самый сложный порог Снежной; классифицируется 6 к.с., и при прохождении маршрута 4 к.с. обычно обносится. Расположен после правого поворота в начале первого каньона, правый берег которого очень высок и крут, левый значительно ниже. Протяжённость порога 150 м. Предпороговая шивера характеризуется значительным сливом, далее русло реки сужается, и в сужении находится основной слив порога. Перед ним река двумя скалами делится на три потока. Правая, более светлая скала, при взгляде на неё сверху по течению, напоминает сидящую и смотрящую вниз по течению жабу; благодаря ей порог получил своё название. Все три прохода осложнены зубьями, находящимися в струе, а правый и левый - прижимами к скальным берегам. После основного слива порога русло реки вновь расширяется. Через 250 м быстротока следует порог "Снежинка".

пр. 89. !!! . Порог "Снежинка". Самый мощный порог Снежной; классифицируется 6 к.с., и при прохождении маршрута 4 к.с. обычно обносится. Расположен на прямом участке реки, в первом каньоне. Протяжённость порога 50 м, и структура его очень проста: два следующих друг за другом чрезвычайно мощных слива с большими пенными котлами за ними. Порог получил своё название благодаря пузырькам воздуха, которыми насыщена вода после сливов, принимающая свой тёмный цвет только через десяток метров после порога. Первый слив делит надвое большой скалистый обломок практически в центре русла. Возможен обнос порога по левому берегу.

пр. 90. !!! . Порог "Слив". Последний порог первого каньона, расположен на прямом участке реки. Представляет собой одиночный слив в скальном сужении, значительно меньшей мощности, чем сливы двух предыдущих порогов.

Длина общего обноса пр. 87 - пр. 90 по верхней тропе около 800 м. Дорога порядком заболочена, но её ширины вполне достаточно для маневрирования вместе с судами. На уровне пр. 90 на правом берегу в конце тропы обноса есть обширная стоянка, недостатком которой является крутой спуск к воде .

Мощь препятствий послеводопадного участка реки возрастает в сравнении с предыдущими участками. Рекомендуем их частичный осмотр. Увеличивается число и водность притоков, часто их устья представляют собой красивейшие многометровые водопады, особенно в каньонах.

пр. 91. Шивера. После неё справа впадает ручей и река выходит из первого каньона.

пр. 92. Шивера.

пр. 93. Шивера. После неё слева впадает р.Ара-Буректай, в устье которого есть стоянка .

пр. 94. Протяжённая многоступенчатая шивера. После неё слева впадает ручей.

пр. 95. Шивера "Плакучие скалы". Получила своё название благодаря левому скальному берегу, по которому широкой дельтой сочится небольшой ручей. После неё справа впадает приток.

пр. 96 - пр. 98. Шиверы.

пр. 99. Шивера в коротком каньоне "Красный", образованном невысокими скальными берегами цвета красной глины.

пр. 100. !!! . Порог. Основной слив 1,5 м делится широкой низкой скалой на две неравных части, правая шире. В высокую воду проход возможен и слева. Слив чистый, осложнён только заход в него после предпороговой шиверы. Предположительно в этом месте Снежная прорывается к Байкалу через основной хребет.

пр. 101 - пр. 102. Шиверы.

пр. 103. Шивера. После неё справа впадает приток.

пр. 104. Шивера. Расположена на характерном правом повороте реки примерно в 120˚. В её первой части по крутому каменистому левому берегу падает приток.

пр. 105. Шивера в коротком, невысоком каньоне "Мрачный". Каньон образован скалами серого цвета, поросшими красивыми цветами, это самое красивое место на водной части маршрута не только благодаря растениям, но и из-за большого числа правых и левых притоков, падающих в Снежную с большой высоты или сочащихся по скалам. Рекомендуем сделать здесь хотя бы непродолжительный отдых.

пр. 106. Шивера.

пр. 107. Шивера. После неё слева впадает р.Чернушка, дно устья которой представляет собой большую гладкую скальную плиту.

пр. 108 - пр. 110. Шиверы.

Начиная примерно с пр. 109 и ниже, по реке проходит граница между Республикой Бурятия и Иркутской областью.

пр. 111. Шивера. В её начале, середине и конце справа впадают небольшие ручьи, после второго в скалу правого берега вмонтирована посеревшая от времени деревянная табличка правильной трапециидальной формы, хорошо заметная, но не читаемая с воды. По предыдущим отчётам это памятник.

пр. 112. !!! . Порог "Серая ямка". Последний сложный порог Снежной. Река делится на два рукава каменистым островом с несколькими деревьями. В правом после начального слива с большого двухметрового валуна идёт 60-метровый участок мелкой шиверы, после которой ещё один высокий, но пологий слив с обилием камней, расположенный непосредственно перед слиянием проток. Заключительный слив имеет высоту 1,5 м и перегораживает всё русло. Левая протока начинается некрутым сливом после правого поворота за остров, правая треть которого перекрыта нагромождением камней. Через 50 м после него слева на половину русла протоки в воду перпендикулярно берегу вдаётся огромная серая скала с вертикальными стенками, в которую сильно бьёт основная струя. Сразу за ней расположен второй слив высотой 2 м, после которого сливаются правая и левая протоки.

пр. 113. Порог. Довольно простой, содержит левую излучину.

пр. 114. Протяжённый участок простых шивер и перекатов. На его середине справа впадает река Селенгинка, в устье которой есть стоянка . Вверх по Селенгинке идёт тропа к базовому лагерю плановых маршрутов на Соболиных озёрах, богатых рыбой. От устья притока до озёр около 7 км. Река часто делится на протоки, но во всех случаях основные, более глубокие проходы хорошо видны. Снежная долго петляет на равнине после выхода из гор. Продолжительное время прямо по курсу видна невысокая лесистая одинокая гора в форме усечённого конуса, которую в конце концов река оставляет слева. Эта гора очень характерна и хорошо опознаётся на всех картах, она как бы расположена на границе цивилизации. Сразу за ней на левом берегу начинают встречться многочисленные отдыхающие на машинах, на этом же берегу по большому скоплению машин можно определить место расположения турбазы "Снежная", плохо видной с воды. В районе турбазы слева расположена глобальная галечная дамба, основательно замусоренная, выделяющая обширный залив. По данным предыдущих отчётов, в этом месте река проложила себе новое русло, которое сильно замусорено строительными отходами и древесиной. В нашем случае сплав не был осложнён.

В посёлке Выдрино, расположенном на правом берегу Снежной, в Республике Бурятия, реку сначала пересекает автомобильный, затем железнодорожный мосты. Удобнее антистапель организовать у второго моста, откуда вдоль путей на правом берегу 400 м до станции.

Основная часть посёлка расположена ближе к Байкалу. Там есть рынок, почта, несколько магазинов. У самого озера Снежную пересекает пеше-мотоциклетный мостик. В устье видны остатки порта Новоснежного. Байкал и берег у устья реки основательно загрязнены и являются местом проведения частых пикников. Ночёвка здесь не рекомендуется. От озера до станции 3 км по асфальтовой дороге.

 

VI. ПУТИ ВЫЕЗДОВ С МАРШРУТА.

От станции Выдрино можно доехать до станции Слюдянка на электропоездах со станций Мысовая или непосредственно Выдрино. Здесь останавливается также скорый поезд "Хабаровск - Москва" и пассажирский "Наушки - Иркутск". В Слюдянке останавливаются практически все поезда как восточного, так и западного направлений. До Иркутска от Слюдянки можно добраться электропоездом.

 

VII. КУЛЬТУРНАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА.

В г.Слюдянка стоит посетить частный минералогический музей, по отзывам очень хороший. Можно осмотреть г.Иркутск, в котором есть художественный, краеведческий музеи, музей народных промыслов и природы. Стоят внимания церкви, органный зал, набережная Ангары у здания администрации, центральный рынок и торговый центр. Во время театрального сезона можно посетить музыкальные и драматический театры.

 

VIII. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ.

Сплав осуществлялся на двух судах. Катамаран-4 имеет длину 5,2 м при ширине 2 м. Рама сделана из дюралюминиевых труб диаметром 40 мм, поперечины крепятся к продолинам на основе системы крючков и барашков. Укосины представляют собой стальные тросики. Дека оболочки гондол сделана из капрона, днище - из технического лавсана. Баллоны склеены из резиновой ткани.

Катамаран-2 имеет длину 4 м при ширине 2 м. Поперечины изготавливались из стволов берёзы и крепились к профилированным дюралюминиевым продолинам при помощи полосок резины. На раму ставили одну укосину, также из дюралюминиевой трубы. Оболочка гондол сшита из тезы, баллоны склеены из поливинилхлоридной ткани. Гондолы выполнены по типу "верблюд", посадка гребцов осуществлялась в канойной стойке.

На маршруте практиковалось трёхразовое питание, усиленное на период пешей части дополнительным перекусом между завтраком и обедом, состоящим из сухарей, сала или колбасы, витаминов и высококалорийных продуктов: щербета, халвы или козинаков.

 

IX. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Отчёт о путешествии по р.Снежная группы Волкова Н.С. из г.Уфы 1989 г.

2. Отчёт о путешествии по р.Снежная группы Полькина Е.В. из г.Москвы 1995г.

3. Туристская схема "Хамар-Дабан".

 

 

Составитель: Долматов В.Ю.

Рецензент: Долматов А.Ю.


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;