LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



водопад Куми
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о водном путешествии 3 категории сложности по реке Лонготьеган (Полярный Урал)

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ "МЕДИК"

ПЕРМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

 

О Т Ч Е Т

о водном путешествии 3 категории сложности по реке Лонготьеган (Полярный Урал), проведенном в июле-августе 1997г.

 

Руководитель:

Плешивых Василий Андреевич

 

 

Киров 1998г.

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДА.

1. Поход проводился в период с 26 июля по 16 августа по маршруту:

г.Пермь - г.Киров - г.Котлас - ст.Сейда - о.п.110-й километр - пос.Полярный - стац.Мраморный - р.Лонготьеган - пос.Халас-Пугор - г.Лабытнанги - ст.Сейда - г.Киров - г.Пермь.

2. Состав команды:

  1. Алтынцева Евгения Александровна (4 у)-завхоз
  2. Бакшаева Анна Леонидовна (4 у)-швеймастер
  3. Долматов Владимир Юрьевич (3 у)-видеооператор
  4. Кочнев Сергей Васильевич (2 у)-завснаб, рыбак, фотограф
  5. Лопатина Анна Борисовна (2 у)-помошник капитана
  6. Плешивых Василий Андреевич (5 р)-капитан первого судна, рыбак, фотограф, сторож
  7. Саранин Евгений Ильич (2 у)-заведующий научно-исследовательской работой
  8. Тищенко Борис Николаевич (5 у)-капитан второго судна, рыбак, ботаник
  9. Юдина Анна Станиславовна (4 у)-врач.

II. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПРОВЕДЕНИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Река Лонготьеган стекает по восточному склону Полярного Урала в Западно-Сибирскую низменность. Если же говорить об административно-территориальном делении, то ее исток находится в Республике Коми, а устье-в Ямало-Ненецком автономном округе.

Далее речь пойдет о той части Полярного Урала, по которой проходил поход. Ее горы формировались в верхний и средний докембрийский, нижний палеозойский, силурийский и девонский периоды. Средняя абсолютная высота горных массивов составляет 1150 м. Самая высокая вершина гора Пайер (1499 м). В горах найдены руды многих химических элементов: хрома, алюминия, меди, кобальта, никеля, железа, платины, вольфрама, золота, титана, серебра, свинца, марганца, магния, кальция... Но в настоящее время они не разрабатываются, потому что еще ведется разведывание крупных месторождений.

Климат резко континентальный, суровый. Осадков за год выпадает до 800 мм. Зима с обильными снегопадами, сильными метелями, продолжительная и морозная. Снежный покров и отрицательные среднесуточные температуры воздуха на равнине держатся 7 месяцев, в горах-9. Самый холодный месяц-январь, средняя температура -23"С, на равнине она достигает -55"С.

Весной часто возвращаются холода. Теплые солнечные дни устанавливаются в середине июня. Летняя погода непостоянна. Могут подолгу стоять холода (5-10"С) или даже выпасть снег. Нередки различной продолжительности и силы дожди. В ясные солнечные дни воздух может прогреться до 35"С. Самый жаркий месяц-июль, средняя температура 15"С. В середине сентября устанавливается снежный покров.

За последние 40 лет на всем Уральском Севере наблюдается потепление климата.

Этот край лавиноопасен. Лавины сходят при залегании снега на наклонной поверхности под углом более 15" с толщиной слоя более 0,5 м, при выпадении рыхлого снега на старый, слежавшийся слой или из-за резкого потепления. При схождении лавин по первым двум причинам, они называются сухими; по третьей - сырыми. Сухие лавины начинают падать с октября, сырые-с конца апреля. Последние падения лавин наблюдаются в середине мая.

На Урале залегают ледники. Высота нижних языков достигает 400 м. Ледники питаются наносными снегами, вечных снегов на Урале нет. Наибольшая толщина-135 м.

Реки принадлежат бассейну Баренцева моря. Они отличаются большим расходом воды. Скорость течения в горах достигает 20 км/ч. Ледоход проходит с 25 мая по 10 июня. Уровни и расходы воды сильно зависят от осадков.

Замерзают реки к середине октября, часто образуются большие наледи из-за пробивания воды на поверхность льда в местах полного промерзания русла.

В этой местности очень много озер. Горные озера невелики, наибольшее занимает площадь 12 кв. км при глубине в несколько десятков метров. Находятся в карах и цирках, имеют, в основном, ледниковое происхождение. Большинство равнинных озер представляют из себя озера-соры- мелководные водоемы (глубина до 7 м), наполняющиеся водой в результате осадков или таяния снегов и частично пересыхающие к концу лета.

Растительность края богата и разнообразна. Можно встретить хвойную тайгу, смешанные леса, субальпийские и альпийские луга, высокогорную и арктическую тундру. Здесь произрастают ель, пихта, береза, сосна, кедр, лиственница, можжевельник, полярная березка. На болотах часто встречается морошка, брусника, голубика, клюква. При теплом и дождливом лете тайга изобилует грибами.

Здесь обитают волк, медведь, лиса, заяц, белка, соболь, северный олень, лось; из пернатых - полярная сова, куропатка, ворон, чайка, гагара, утка. Соры служат местом гнездования водоплавающей птицы и нагула промысловой рыбы: семги, хариуса, сырка, тайменя, сельди.

Следует отметить, что в регионе в огромном количестве водятся насекомые, в том числе кровососущие.

 

III. ПУТИ ПОДЪЕЗДОВ.

Для заброса на реку необходимо сначала добраться до станции Сейда, расположенной на перегоне Котлас-Воркута. Поезда здесь ходят довольно часто, их количество увеличивается в период летних отпусков. На станции надо пересесть либо на поезд "Воркута - Лабытнанги", либо на поезд "Москва - Лабытнанги". Первый подается под посадку за полчаса до отправления, в 10.24; второй отправляется после двухминутной стоянки в 14.25.

Далее действовать нужно в зависимости от выбранной точки начала сплава:

1. Если сплав решено начать от вездеходного брода, пересекающего реку в 12 километрах от ее истока, то выходить надо на остановочной платформе "110-й километр" (в некоторых старых изданиях указан "106-й км", но в настоящее время этот пункт ликвидирован). Поселок Полярный находится прямо у платформы, в нем можно без особых проблем нанять машину, которая подвезет до стационара геологов Мраморный, расположенного в 26-ти километрах от поселка, либо, если повезет, вездеход, который может подбросить до самого берега Лонготьегана. В первом случае в Мраморном нанять вездеход для дальнейшего переезда труда не составит.

При наличии желания и возможностей весь путь в 51 км можно проделать пешком по дороге, при этом необходимо учитывать, что очень часто придется форсировать водоемы.

Возможна также проводка судов вверх по реке Большая Пайпудыня с последующим волоком на Лонготьеган.

2. Если поход начинается от авто-,железнодорожного моста, расположенного в 70-ти километрах от истока, то ехать по ветке Сейда - Лабытнанги, а точнее, по ветке Чум - Лабытнанги (Чум - следующая станция после Сейды в сторону Воркуты, но она настолько мала, что поезда на ней, кроме местных, не останавливаются), надо до станции Обская. Эта станция предпоследняя для обоих поездов.

От нее должен ходить какой-нибудь железнодорожный состав по ветке на п-ов Ямал, но сведения о его расписании и виде нашей группой получены очень противоречивые. Дорога пересекает реку на 72-ом километре, возможно, что об остановке придется договариваться с машинистом.

Поэтому лучше будет на поезд не надеяться, а на этой же станции нанять машину, которая довезет до железнодорожного моста через Лонготьеган. Автомобили переправляются через реку по этому же мосту. Нанять машину можно, скорее всего, без труда, поскольку движение на трассе сравнительно оживленное, и она доступна для обычных легковушек.

В обоих случаях заезд на маршрут можно осуществить и из Лабытнанг, куда ходит паром из города Салехарда. В Салехард баз проблем можно долететь самолетом, рейсы совершаются регулярно из Москвы, Тюмени, Омска.

При договоре с водителем следует учитывать, что:

1. Время в данной местности на два часа опережает московское.

2. Местные жители называют реку Лонготьеган Лонготом.

3. Приработок на перевозке людей, занимающихся летними видами туризма, здесь не распространен, поэтому торговля вполне уместна, причем желательно показать свое знание данных местности и нравов, поскольку местные жители могут запросто обмануть. В худшем случае можно попасть на другую реку.

 

IV. ХАРАКТЕР РЕКИ.

1. Скорость течения реки в горах составляет 6 км/ч, на равнине она падает до 2-х км/ч, а в Большом Хоровинском Соре отсутствует.

2. Температура воды в реке в горной области не поднимается выше 8"С, на равнине при условии устойчивой жаркой погоды, вода может прогреться до 18"С.

3. В верховьях реки дно галечное без признаков растительности; в среднем течении появляется песок и ил; в нижнем преобладает ил, галька отсутствует, появляются водные растения.

4. Очень велика зависимость уровня воды от количества осадков и, в меньшей степени, от температуры воздуха. Даже при кратковременных несильных дождях уровень воды в реке ощутимо поднимается. Тоже может произойти при очень жаркой погоде вследствие таяния ледников в горах, однако эта зависимость сильно ослабевает по мере продвижения по реке и практически сводится на нет в нижнем течении.

При устойчивой сухой погоде уровень воды снижается. Причем снижение это тем сильнее, чем дольше стоит такая погода. Однако илистые берега реки и илистое дно сора не просыхают, а превращаются в практически непроходимые топи. Почти невозможно пристать к такому берегу и подобных стоянок следует остерегаться.

Нами наблюдались суточные колебания уровня воды до 5 см.

5. Расход воды в реке сильно увеличивается при впадении притоков Немуръегана и Юньяхи.

 

V. ЛОЦИЯ ПРОЙДЕННОЙ ЧАСТИ РЕКИ.

Общая протяженность сплава составляет 205 км, из них 25 по Большому Хоровинскому Сору. Маршрут нами пройден за 14 дней, при этом следует учесть, что, во-первых, мы шли на Лонготьеган отдохнуть, получить максимум удовольствия (сделано 3 дневки и 4 полудневки). Во-вторых, наша группа последние 35 км (включая сор) не проходила.

По сведениям, полученным от местных жителей, маршрут мы прошли по сравнительно большой воде. Поэтому возможно некоторое несоответствие лоции с действительностью при сильном отличии уровней воды.

Следует отметить, что-либо из-за малой посещаемости реки, либо из-за неосведомленности группы, названия у препятствий мы не знаем.

Для более удобного прочтения лоции в ней используется сокращение

"пр" - препятствие(ий) и знак $$$, расставляемый около описания стоянок.

Весь маршрут можно условно разделить на 5 частей. Это связано с тем, что на определенном участке реки встречаются довольно однотипные препятствия, причем очень четко видна граница между такими зонами:

1. Располагается от вездеходного брода, пересекающего реку в 12-ти км от истока до впадения слева первого крупного притока р.Немуръегана.

Характеризуется довольно значительным уклоном и скоростью течения.

Общая протяженность 32 км.

Сборку судов можно организовать на галечной косе, расположенной на правом берегу прямо у брода. При желании здесь же можно разбить и лагерь, ровного места для палаток хватит $$$. Недостатком этого места является близость к болоту и, соответственно, обилие кровососущих насекомых, а также отсутствие дров. За дровами придется сходить к подножию гор. А вообще место живописное: на северо-западе находится Большой Пайпудынский хребет, на северо-востоке - Харбейский хребет, на юге - гора Райиз. Вездеходная дорога уходит на север через перевал Буровая на горе Тай-Кеу.

Река имеет ширину 8 м, шустрое течение, прозрачную воду. Долина сохраняет направление на восток. На первых 7-ми км

группа пр. 1 огромное количество различного рода меандр, мелей, простых нормальных перекатов. Через 1 км после начала сплава реку пересекает вездеходный брод. Глубина резко меняется от 15 см до 3-х м. Очень часта проводка судов, возможна также их частичная разгрузка. Часто река разделяется на несколько проток, причем фарватеры не просматриваются.

После этого можно выделить

пр. 2 шивера 1 км. Заходить надо под левым берегом, затем, после сужения реки, оставаться справа. Встречаются, в основном, небольшие обливные камни довольно плохо видные с воды.

На следующих 14,5 км изредка встречаются простые короткие шиверы, мели, перекаты, река меньше петляет, ее ширина увеличивается до 15 м.

На левом колене реки напротив высокой горы Вась-Кеу начинается

пр. 3 трехступенчатый порог. Первую ступень открывает нормальный перекат, после которого следует 8-ми километровая шивера. Ее начало находится на правом колене, по которому широкой дельтой впадает маленький правый приток. Она изобилует острыми сухими и обливными камнями разной величины. Через 500 м после поворота есть небольшой сливчик 20 см, но очень мелкий. Начало шиверы следует проходить по центру, у большого красного камня посередине реки надо уйти под левый берег, а затем снова придерживаться центра. Во второй ступени река сужается до 6 м и входит в каньон, на выходе из которого находится два обливных камня прямо посередине струи, плохо видимые с воды, но хорошо просматриваемые с берега. Наиболее опасен правый валун: он больше и острее. Проходить надо между этими зубьями (расстояние 4 м). Просмотр удобнее производить по левому берегу. После каньона расположен отстойник 100 м, а затем следует третья ступень - мелкий слив 1,5 м. Порог заканчивается шиверой. Его протяженность 9 км.

Через 500 м спокойной воды слева на правом повороте впадает р.Немуръеган. Неплохое место для стоянки расположено на лугу у наносной мели напротив притока $$$. Поиск дров уже составляет меньшую проблему.

2. Находится между р.Немуръеган и авто-железнодорожным мостом на п-ов Ямал. Протяженность 38 км. Характерно малое течение и уклон.

После впадения крупного притока водность Лонготьегана резко увеличилась. Река увеличила ширину до 20 м. На первых 5-ти км встречается несколько простых перекатов и шивер. Особенно интересно

пр. 4 мель. Находится в 5-ти км после р.Немуръеган. На правой излучине почти вся вода уходит широким, но мелким потоком налево, после поворота всю реку перегораживает большая песчаная мель. Налево уходить не стоит, а надо перед самой мелью повернуть в небольшую, но глубокую и быструю протоку справа, огибающую препятствие.

Через 300 м слева впадает неглубокий, но очень красивый каньонистый приток. На левом мысу сразу после его впадения есть хорошее место для стоянки $$$. Чуть выше на этом же берегу расположен хвойный лес, называемый Первым лесом. Дрова найти можно в огромных зарослях кустарника.

На следующих 33-х км река практически не изменяет свой характер. На ней встречаются мели и простые сдвинутые перекаты. Река замедляет течение. Однако, при сильном южном или юго-восточном ветре преодолеть этот участок довольно сложно. Лобовой ветер хорошо прижимает к берегам на поворотах или сильно тормозит движение на прямых участках, разгоняя волну до 20 см против течения. В этом случае придется использовать проводку судов.

Здесь стоянку найти довольно просто, так как на берегах часто растут либо деревья, либо кустарники и проблемы поиска дров не возникает. На берегах же часто можно встретить укромное место, в том числе и у ручейков. Однако, в пределах видимости горы Бер-Кеу, которую река огибает, (25 км от р.Немуръеган) стоянка скорей всего будет удовлетворительной $$$ . В конце описываемого участка находится

пр. 5 мост. До и после моста река сильно загрязнена различными отходами строительства, в том числе и арматурой. Загрязнены также и берега. Проход моста осуществляется в среднем проеме. Он хоть и неглубокий, но все равно глубже остальных.

С моста хорошо видно, что дорога проходит по предгорьям восточного склона Урала.

3. Пролегает от авто-железнодорожного моста до водопада. Протяженность 55 км. Характеризуется большим уклоном, течением и мощностью.

После выхода из гор находится наиболее интересная и сложная в плане препятствий часть Лонготьегана. Через 2 км после моста находится группа

пр. 6 пять нормальных несложных перекатов на двух левых и одном правом повороте. Камней немного, в основном, это средних размеров сухие камни. Протяженность препятствия 2,5 км.

Через 300 м после последнего переката

пр. 7 порог. Он начинается на правом колене, причем из-за поворота видно только его начало и кажется, что это шестой перекат. Распознать его можно еще и по геологическому шурфу, сделанному на левом берегу у поворота реки, из-за которого его довольно хорошо видно. Порог не слышно даже за 50 м. Он состоит из 7-ми ступеней длиной до 40 м. Каждая предыдущая ступень отделена от последующей сливом до 1,3 м. Сложность прохождения препятствия заключается в том, что между сливами нужно совершать очень энергичные и точные маневры для того, чтобы вписаться в следующий слив, так как чистые проходы узкие. Дело осложняется обилием валунов в русле реки, сухих и обливных камней немаленьких размеров а также большой скоростью течения. После последнего слива река входит в очень живописный каньон длиной 100 м. Общая протяженность препятствия составляет около 400 м. Этот порог местные жители называют "Малым водопадом". Разведку можно производить по любому берегу, однако, удобнее это сделать по левому берегу. Хорошая стоянка есть на правом берегу у начала порога $$$. Она расположена в небольшой ложбинке, между кустов, поэтому там место есть только для 2-х палаток . Неплохая стоянка есть и у начала каньона $$$.

На следующих 15-ти км отдельные препятствия выделять бессмысленно, поскольку они следуют почти без перерывов: группа

пр. 8 различного вида пороги, шиверы, перекаты. Сливы встречаются до 1 м высотой. Очень много разных камней в русле, часто фарватеры просматриваются плохо. Прохождение требует энергичных маневров. Между порогами бывает всего до 30-ти м спокойной воды.

Удовлетворительную стоянку можно сделать на песчаной косе на левом берегу после правого колена, где река разливается до 40 м $$$. Здесь не более двух-трех палаток можно расположить на траве на некотором возвышении над косой.

Далее

пр. 9 два несложных переката на 500-тах м.

Через 200 м

пр. 10 порог. Сначала река разделяется на два рукава, причем правый более быстрый и глубокий, а левый весь забит камнями. Но в конце правого прямо посередине торчит камень-зуб, обойти который сложно. В этом месте 21.07.70г. погибла Галина Тюрчина. Разведку удобнее производить по левому берегу. У конца порога на левом берегу есть хорошее место для стоянки $$$.

Далее через 400 м

пр. 11 два несложных прижима с отбойным валом к левому утесу на 50-ти метровом участке.

Река входит в высокие берега. Через 800 м начинается

пр. 12 очень мелкая и труднопроходимая шивера 300 м.

После ее окончания слева впадает небольшая горная речушка. Здесь находится едва ли не самое лучшее место для стоянки на всей реке $$$. Да и вообще на всем протяжении таких высоких берегов можно найти хорошую или отличную стоянку $$$.

Через 30 м после притока

пр. 13 слив 70 см с проходом у правого берега

После еще 1 км сплава высоким остается только левый берег, на нем видны выходы яшмы и граната. Через 2 км

пр. 14 порог. Вся река перегораживается в этом месте каменистой грядой и только у правого берега есть относительно чистый проход, однако, затем нужно будет уйти от прижима к правому берегу.

Через 150 м справа впадает небольшой, но красивый приток Яршор.

После 400 м спокойной воды

пр. 15 порог 1 км. Проход входной шиверы под левым берегом, после нее следует небольшой сливчик.

1 км спокойной воды,

пр. 16 двухступенчатый порог. Первая ступень начинается на правом колене, представляет из себя шиверу с обилием камней и конечный слив. Проходится под левым берегом. После левой извилины находится вторая ступень, на которой нужно смещаться под правый берег. В ней несколько небольших сливов и хороших прижимов. Протяженность 1,6 км.

Следующие 25 км представляют из себя группу

пр. 17 пороги, шиверы, одиночные сливы до 1,5 м. Пороги построены, в основном, по принципу сдвинутого переката. Встречаются и красивые пороги, например, с разделением реки на несколько проток. В таких порогах проходы видны хорошо. Очень много камней в русле. Изредка встречаются перекаты. После этих препятствий на левом колене после выхода реки из высоких берегов красновато-коричневого цвета расположено

пр. 18 несложный перекат.

Через 150 м

пр. 19 труднопроходимая мелкая шивера с обилием обливных камней.

Через 20 м

пр. 20 водопад. Распознать его помогут деревья растущие разрозненными кучками на левом берегу. В общей сложности их насчитывается 10. Кроме того, у начала шиверы на правом берегу сложен на большом валуне тур высотой 50 см, а у водопада на правом же берегу стоит 2-хметровый серый шест. Если очень сильно прислушаться, то шум падения воды можно уловить до начала шиверы. Перед самым водопадом небольшая правая излучина, а у левого берега расположен довольно просторный улов. Вода падает тремя струями. Крайняя правая шириной всего 20 см и падает сразу же на всю высоту водопада-4 м. Крайняя левая при ширине в 3 м падает двумя ступенями 1 и 3 м соответственно. Кроме того она разделена на две неравные части большим каменным клювом, торчящим на самом верху. Средняя имеет ширину 2,5 м и падает также двумя ступенями. После первого, двухметрового падения, струя наваливается на огромный столообразный наклонный выступ скалы и падает от него слегка налево также на 2 м. После этого создается прижим у левого берега. После падения река входит в 30-тиметровый каньон. Разведку можно производить как с правого, так и с левого берега. Обносить суда лучше по правому берегу, так как там более удобен их спуск на воду. Шиверу перед водопадом можно вообще не проходить из-за трудности причаливания после нее к правому берегу.

У водопада можно устроить отличную стоянку на левом берегу, за кустами и хорошую на правом, после каньона $$$.

4. Располагается от водопада до первого озера. Протяженность 40 км. Характерно низкое течение, большая ширина реки.

На первых 10-ти км группа

пр. 21 одиночные сливы, короткие пороги, шиверы, перекаты. Между ними уже довольно значительные расстояния спокойной воды при ширине реки от 20-ти до 50-ти м, иногда достигающие нескольких км.

После этого

пр. 22 порожек 300 м. Река разделяется на два рукава, правый сразу проходит слив, а левый на правом колене принимает в себя еще один крупный левый приток р.Юньяху и только затем проходит небольшой слив.

На левом берегу после впадения притока растет лес. На горизонталь ной полочке перед ним находится прекрасное место для стоянки $$$.

Река сильно разливается, становится очень спокойной. На следующих 15-ти км нам встретилась группа

пр. 23 6 простых одиночных песчаных нормальных перекатов.

На всем этом отрезке вполне можно найти хорошее место для стоянки $$$.

На дальнейших 15-ти км находится группа

пр. 24 одиночные песчаные мели, встречающиеся изредка. Они образуются из-за активной работы воды. В одном месте река даже проделала себе новое русло.

Через 20 км после впадения р.Юньяхи справа впадает р.Надъеган. В месте его впадения есть хорошее место для стоянки на правом берегу $$$.

Через 8 км после впадения р.Надъегана есть

пр. 25 лука. Сейчас она уже закрыта на входе и постепенно превращается в старицу: вода соединила ее началс и конец. Сама лука имеет протяженность 2,5 км, а новая протока-50 м. После прохождения этой протоки необходимо повернуть направо, примерно на юго-запад. Ошибка может произойти в том случае, если будет дуть с этой стороны ветер и тогда будут разгоняться волны в противоположном движению направлении.

На этом участке маршрута стоянку найти можно без труда, но она будет не очень хорошей $$$.

5. Озерная часть. Включает в себя окончание реки длиной 5 км (оно носит название Первого озера, характеризуется помутнением воды), Большой Хоровинский Сор (та часть, которую фактически проходят имеет длину 25 км), двухкилометровую протоку, соединяющую сор и Малую Обь и часть Малой Оби длиной 5 км. Общая протяженность этой части 37 км. Здесь очень трудно найти стоянку из-за вязкости берегов $$$.

В Большом Хоровинском Соре следует придерживаться левого берега и поворачивать налево. Так как сор очень хорошо высыхает при устойчивой жаркой погоде, то конфигурация берегов меняется. Неизменным остается только фарватер, по которому и нужно передвигаться.

Из Большого Хоровинского Сора вытекает и еще одна протока, которой можно воспользоваться для выезда с маршрута. Она называется Малой Хоровинской протокой и вытекает из юго-восточной части сора, а затем проходит в 2,5 км от поселка Халас-Пугор. По ней нужно будет пройти 1,5 км.

По Малой Оби подниматься вверх по течению 5 км до того же пос. Халас-Пугор очень сложно из-за ее величины и ветра, который разгоняет здесь большую волну. Возможно, наверное, пройти эту часть пешком.

Из-за большой загрязненности Оби местные жители воду из нее не берут. Еще на Лонготьегане желательно запастись чистой водой.

 

VI. ПУТИ ВЫЕЗДОВ С МАРШРУТА.

I. Для выезда с маршрута необходимо добраться до селения Халас-Пугор (Халас-Нугор, Халасьпугор в разных транскрипциях), стоящего на Малой Оби. Из него надо выехать либо в город Салехард, либо в город Лабытнанги.

Сведения о движении речных судов по Оби получены нами от местных жителей очень скудные и обрывочные. Здесь приводится вся совокупность данных, которыми располагает группа.

1. В Салехард можно доехать на "Метеоре", который ходит по протоке Малая Обь и бывает в Халас-Пугоре раз в неделю.

2. По Большой Оби "Метеор" ходит два раза в день. Его важнейшие остановки: Аксарка (30 км от Халас-Пугора), Хорсаим (25 км), Горнокнязевск (45 км). Все эти пункты расположены на другом берегу реки, первые два довольно крупные.

3. Из Горнокнязевска до Салехарда кратчайшая дорога проходит по суше, так как русло реки образует в этом районе колено.

4. В любом из вышеперечисленных селений, правда, с разной долей вероятности, могут найтись люди с плавсредством, имеющие возможность вас доставить в тот или иной пункт, в зависимости от договоренности. Следует учесть, что расстояние от Халас-Пугора до Салехарда и до Лабытнанг равно и составляет примерно 55-60 км.

5. Из Салехарда ходит паром в Лабытнанги, отправляющийся по мере наполнения (примерно один раз в час). Переезд занимает 25 мин.

Паром начинает ходить в 6.00, заканчивает в 23.00. Пристань и паромная переправа в Лабытнангах находятся рядом, тогда как в Салехарде они расположены довольно далеко друг от друга.

6. И в Салехарде, и в Лабытнангах паромная переправа, а в последнем еще и пристань, находятся примерно в 7-ми км от города. Ни на той, ни на другой стороне реки автобусы не ходят, хотя объявления о них висят. Однако, различного вида машин множество везде, договориться с водителем можно.

7. Из Салехарда регулярно летают самолеты в Москву, Тюмень, Омск и Нижний Тагил. Аэропорт расположен у города, по пути с паромной переправы.

Из Лабытнанг можно выехать поездом "Лабытнанги-Воркута", отправляющимся в 9.12 или поездом "Лабытнанги-Москва", отправляющимся в 7.00. Касса на вокзале открывается в 5.00, но народ собирается к 4.00. Иногда вечером у кассы лежит бумажка, на которой записывается завтрашняя очередь.

Из-за высокой загрязненности Оби вода в Лабытнангах привозная и находится в большом дефиците. На вокзале, правда, есть маленький кранчик, но если из него и течет, то очень мало, а обычно к вечеру он пересыхает. Воду можно взять из поезда "Москва-Лабытнанги", который стоит на втором пути, а вечером приходит около 21.00. Примерно в 22.00 в нем начинают менять воду, старую при этом просто сливают. Если договориться с проводником, то водой можно запастись прямо из крана его купе.

В этом же поезде можно переночевать при наличии у вас билетов на завтрашний день, расположившись прямо в своем вагоне. Ночевка в плацкарте стоит 15.000 рублей (здесь и далее цены приводятся в неденоминированных рублях).

При вынужденной ночевке на вокзале удобнее всего расположиться в его левом крыле (от перрона), у автоматических камер хранения, однако, на это место обычно претендует много народа.

II. С маршрута можно также выйти от авто-,железнодорожного моста на п-ов Ямал, расположенного в 70-ти км от истока Лонготьегана. Подробнее об этом можно посмотреть в разделе "Пути заездов на маршрут".

 

VII. МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ГРУППЫ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ.

Отрезок пути

Кило-метраж

Средство передвижения

Плата*

1. Станция Сейда – о.п. 110-й км

35 км

поезд

19.700 руб. с чел.

2. Пос. Полярный – стационар Мраморный

26 км

машина

400.000 руб. + литр спирта с группы

3. Стационар Мраморный – река Лонготьеган

25 км

вездеход

300.000 руб. + литр спирта с группы

4. Пос. Халас-Пугор – пристань г.Лабытнанги

60 км

катер

200.000 руб. с группы

5. Пристань г.Лабытнанги – ж/д вокзал г.Лабытнанги

7 км

машина

20.000 руб. с группы

*цены 1997 г.

 

VIII. МЕТЕРЕОЛОГИЧЕСКАЯ СВОДКА ЗА ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ГРУППЫ НА РЕКЕ.

Замеры температуры производились в 7.00, 12.30, 20.00. В таблице погодные условия указываются по состоянию на это же время.

Дата

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

28.07.

2˚С

сплошная

нет

мелкий дождь

29.07.

25˚С

15˚С

10˚С

нет

нет

частичная

нет

слабый

слабый

нет

нет

нет

30.07.

14˚С

17˚С

10˚С

сплошная

сплошная

сплошная

средний

слабый

слабый

мелкий дождь

мелкий дождь

ливень

31.07.

16˚С

20˚С

16˚С

сплошная

сплошная

частичная

слабый

слабый

средний

нет

мелкий дождь

нет

01.08.

22˚С

23˚С

15˚С

сплошная

сплошная

частичная

слабый

слабый

средний

нет

дождь

нет

02.08.

15˚С

13˚С

16˚С

сплошная

сплошная

частичная

средний

средний

средний

мелкий дождь

нет

нет

03.08.

8˚С

23˚С

15˚С

частичная

частичная

частичная

сильный

сильный

средний

мелкий дождь

нет

нет

04.08.

16˚С

15˚С

3˚С

сплошная

частичная

сплошная

слабый

средний

слабый

нет

нет

мелкий дождь

05.08.

11˚С

14˚С

6˚С

сплошная

частичная

сплошная

слабый

нет

средний

мелкий дождь

нет

нет

06.08.

12˚С

18˚С

-2˚С

сплошная

нет

нет

слабый

слабый

нет

мелкий дождь

нет

иней

07.08.

17˚С

20˚С

4˚С

частичная

частичная

частичная

слабый

средний

средний

нет

нет

нет

08.08.

10˚С

20˚С

8˚С

нет

нет

частичная

средний

слабый

средний

нет

нет

мелкий дождь

09.08.

20˚С

16˚С

12˚С

частичная

частичная

нет

слабый

средний

средний

мелкий дождь

нет

нет

10.08.

18˚С

25˚С

15˚С

частичная

нет

частичная

слабый

нет

нет

нет

нет

нет

11.08.

18˚С

18˚С

частичная

частичная

средний

средний

нет

нет

 

IX. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ.

1. КОНСТРУКЦИЯ СУДНА.

Сплав производился на двух четырехместных катамаранах. Объем гондол первого из них составляет 1800 литров. Гондолы двухслойные. Днище оболочки выполнено из тезы, дека-из авизента. Баллоны односекционные. Длина катамарана 3,6 м. Ниппель сделан в носовой части гондол. В месте крепления крышки к ниппелю и в месте выхода ниппеля из баллона выполнены резиновые брутики. Каркас изготовлен из 4-х поперечин и 4-х продолин, сделанных из дюралюминиевых (марка Д1Т, Д16Т) трубок квадратного сечения 25 мм, толщина стенки 3 мм. Крепление поперечин к продолинам осуществляется при помощи крючков и "барашков". Оба конца крючка погружены в поперечину, они снизу образуют петлю, в которую и вставляетя продолина. Один конец крючка выходит из поперечины сверху и фиксируется специальным винтом "барашком". Между второй и третьей поперечинами натянут на крючки авизентовый коврик. Он дополнительно пришнуровывается к продолинам капроновой веревкой за петли. Гондолы к каркасу крепятся с помощью капроновых ремешков с пластмассовыми пряжками, обхатывающими продолины.

Объем гондол второго катамарана равен 1300 литров. Отличие его конструкции от конструкции первого заключается в использовании сети вместо коврика на каркасе, а также креплением гондол к каркасу, которое осуществляется при помощи капроновых ремешков с металлическими пряжками.

2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

Группой опробована датская палатка в форме "домика", выполненная из плотного технического капрона. Ее высота 160 см. На дно внутри дополнительно нашито полотно серебрянки. Три окна и вход защищены москитной сеткой. Окна закрываются тканью с помощью "молний". "Собачки" "молний" входа выполнены двухсторонними. Палатку поддерживает каркас из дюралюминиевых и пластмассовых пластичных трубок, дно растягивается каркасом и крепится колышками. На палатку натягивается тент, сделанный из того же материала, который крепится шестью колышками.

Достоинством такой палатки можно считать ее просторность и теплоемкость. Однако, она имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, из-за своей теплоемкости она довольно долго сохнет от конденсата; во- вторых, колышки и трубки каркаса не выдерживают сильного ветра (колышки в этом случае укрепляют камнями); в-третьих, тент на ветру трется о каркас.

Следует отметить наличие у группы специального кострового тросика с 4-мя крючками для котлов. Он растягивается между двумя вертикальными палками нужной длины и крепится к двум деревянным колышкам.

Кроме того, у группы имелось два топора, пила, силуминовая сковорода для выпечки оладий, пластмассовый поднос для организации стола на обедах, газовая горелка с 5-тью запасными баллонами (неплохо себя зарекомендовала в безветренную погоду при нехвадке дров).

3. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

Продукты закупались из рассчета 1 кг сухого веса продукта на 1 день на одного человека. Их недостатка в походе не ощущалось. В условиях длительного передвижения в поезде хорошо зарекомендовали себя картофельное пюре и супы, которые разводятся в кипятке. За некоторыми исключениями кипятка в поездах группе хватало.

Опробована десертная смесь. Она изготавливается в домашних условиях на основе норвежских сухих завтраков ("Мюсли") которые состоят из различных злаков. К такому сухому завтраку добавляются мелко нарезанные, хорошо просушенные и, естественно, очищенные плоды банана, инжира. Кроме того, в смесь входят раздробленные ядра орехов: грецкого, фундука, арахиса, миндаля. Добавляется изюм, сахар и полученная смесь тщательно перемешивается. Вообще ингридиенты смеси, а также их количество могут быть произвольными. Выбираются они по вкусу изготовителя. Такая смесь высококалорийна, питательна и, главное, вкусна. Она содержит лучше усваиваемую организмом фруктозу. Однако, ее существенным недостатком является довольно высокая стоимость.

Путешествие группа проводила практически без хлеба и сухарей. Два раза в день пеклись лепешки (утром на завтрак и обед, вечером на ужин). Тесто изготавливалось из муки и воды с добавлением яичного порошка, соли, сахара, гашеной уксусом соды. Замешивается оно быстро. Вообще вся процедура изготовления лепешек отнимает незначительное количество времени. Два раза тесто изготавливалось с использованием сухих французских дрожжей. В этом случае лепешки получаются пышнее и вкуснее.

 

Х. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Наилучшей точкой начала сплава нашей группой решено считать место ближайшего подхода реки к перевалу Тай-Кеу, расположенное в 14-ти км от истока.

2. Самым хорошим судном для сплава по Лонготьегану можно считать двух местный катамаран.

3. Для более быстрого и эффективного преодоления озерной части реки судно можно оснастить подвижным парусом и рулевым управлением. При этом желательно уметь передвигаться галсами. Кроме того, можно порекомендовать применение распашных весел.

4. Для удобного рассчета с местными жителями можно использовать спирт в пластмассовой упаковке (удобна при перевозке), а также средства против кровососущих насекомых (его спрашивают не все аборигены).

5. При необходимости закупки продовольствия следует учесть, что основные продукты питания на севере стоят в 3-4 раза дороже, чем в средней полосе России.

6. Дровами можно запастись на первое время в стационаре геологов Мраморном. Там есть полуразрушенные деревянные постройки, в большом количестве валяются деревянные ящики, в том числе и под навесом. Естественно, забрать их можно при договоренности с геологами.

7. Характер препятствий на реке довольно резко меняется после авто/железнодорожного моста. Для лучшей адаптации участников похода к изменившимся условиям сплава можно считать оптимальной организацию стоянки у пр.7 (п."Малого водопадного").

8. Каждому члену группы необходимо иметь болотные сапоги и туристические ботинки. Из одежды-гидрокостюм, теплые вещи на случай пониженной температуры.

9. В районе проведения путешествия в огромном количестве водится мошка и комары. Желательно иметь удобные накомарники. Нашей группой опробованы различные формы и средства против кровососущих насекомых. Лучшим признана мазь "OFF" производства Франции. Она не только сравнительно надежно защищает от комаров и мошки, но еще и не раздражает кожу, что особенно важно при ее частом применении. Бывалые геологи, с которыми нам довелось встретиться, утверждают, что нет средства надежнее, чем мазь "AUTAN" германской фирмы "BAYER AG".

 

XI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Книга "Север" из серии "Библиотека туриста". Составитель Руф Л.В. Москва, издательство "Физкультура и спорт", 1975г.

2. Книга "Западная Сибирь" из географического описания "Советский Союз" в 22-х томах. Председатель редакционной коллегии Колесник С.В. Ответственный редактор тома Помус М.И. Москва, издательство "Мысль", 1971г.

 

Составитель: Долматов В.Ю.

Рецензент: Плешивых В.А.

 

 


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;