LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



замерзшие водопады
Автор: Дмитрий Булавинов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о велосипедном походе, совершенном с 24 августа по 5 сентября 2005 г. по Черногории

Отчет о велосипедном походе, совершенном с 24 августа по 5 сентября 2005 г. по Черногории

Маршрут

Тиват-Лепетане-Каменари-Мориньи-Рисан-Пераст-Ораховац-Доброта-Котор-Тиват
Тиват -Пржице-Крстац-Петрова Льют-Иванова Корита-горный массив Ловчен-монумент на 1740м-Цетинье
Цетинье -Будва-Пржно-Петровац-Бар
Бар-Печурице-Владимир-Растишь-Костаница-Годенье
Денье-Вирпазар-Подгорица
Подгорица-Медун-Убли-Донья Кржанья-Горная Стравче-горная цепь Жиево-Мокро-Гараучица-Ябука-Колашин
Калашин-Мушовица Река-лыжный центр-Бьелоевице-Мойковац
Мойковац -каньон р. Тара-Будеёвица-перевал 1306м.-Жабляк
Жабляк- Вирак-перевал "Седло"-Лесе-Трса-Плужине
Плужне-Никшич
Никшич-Кусиде-Трубъела-Маочицы-Вилуси-Грахово-Хан-Рисан
Рисан-Каменари-Герцег Нови-Каменари-Тиват.

Участники:

Максим Борисов(Санкт-Петербург),
Андрей Копытин (Санкт-Петербург)

Описание маршрута.

22 числоПоезд "сидячка".

Взяли багажные билеты на байки. Как всегда они не пригодились. Проводнице пофигу, куда мы денем велики. Удачно вписались в маленькое пространство перед первыми рядами кресел. Скукотищща. Спасают только залитые куда попало 90 метров MP3. Авиакомпания "Сибирь" за негабаритный груз ничего не взяла.

Вроде летим.

23-е число.

Блин! без приключений не обошлось. В Домодедове посадки на рейсы объявляют не по общему матюгальнику как в Шереметево, а конкретно по каждому залу вылета,который указан в билете. Мы как умные Маши сидели в общем зале и конечно не слышали объявы о посадке. Спасла интуиция и минутами позже поиски нас по громкой связи аэропорта. Впрыгнули в самолет за 10 минут до начала рулёжки на взлёт, уже по пешеходному трапу! Вот теперь точно летим!

Прилетели! Крошечный аэродром, Ту-154-ка едва коснувшись колёсами рвёт по тормозам - полоса короткая. Минимум формальностей. Пограничный сбор в 15 евро с человека при обратном вылете. Тиват-довольно мелкий городишко на берегу Тиватского залива средиземного моря. В километре от аэродрома поселяемся за 16 Евро с человека (торгуемся) на 2 ночи. Приличный обед практически из одного мяса - 5 евро на одного. Пляжи малоустроенные. Вода довольно чистая настолько, насколько она бывает в порту. Чтобы купаться надо отъехать километра 1,5 через весь городок. Завтра для разминки освоим петельку вокруг заливов и "срезочку" по одному из доминирующих холмов высотой 750 м.

24 августаТиват-Лепетане-Каменари-Мориньи-Рисан-Пераст-Ораховац-Доброта-Котор-Тиват.
65км, 80% асфальт, остальное - тяжёлые грунты.

Выехали в 9 утра по местному времени. Задача - объехать Рисанский и Которские заливы по берегу. Между Лепетане и Каменари ходят паромы (3 шт.), ожидание 15-20 минут. Бесплатные для пешеходов и естественно для нас.

Сами заливы окружены потрясающими горами и сопками высотой в среднем 800м. По обочинам дорог в изобилии растут гранаты, ежевика и инжир, последними мы просто объелись! Гранаты вообще везде растут как сорные кусты (как и ежевика), но созревают похоже только к октябрю. Перед Рисаном полазали по большой слегка окультуренной пещере водного происхождения. Из-за отсутствия соотв. обуви и фонарей прошли пологие метров 50. Глубина у неё метров 100, т.е как минимум до уровня моря.

Старинные городки с постройками древних времён. Народу мало, пляжей диких - где угодно, окультуренные только в пределах городков. Крупная мраморная галька. Песчаных пляжей и входов в море очень мало. "ЧистА-кАнкретноПацанских" платных пляжей не видели, чистота воды поразительная. В Рисанском заливе увидели интересную особенность воды. Верхний слой в 5-10 см. практически пресный и очень холодный! Оказалось в северной части залива в море впадает бурная река с гор, бьющая прямо из под скал в 200-х метрах от моря и по части берега в воде бьют подводные источники пресной водой с гор. Интересно было наблюдать за смешиванием слоёв при входе в воду. Как бы муть разводами ползёт в толщу воды, а через минуту опять вода прозрачная. С поверхности, черпая ладонями можно практически пить.

В Которе решаем не ехать по побережью, а "срезать :)" через доминирующую высоту 790м. Еле нашли начало дороги. Местные хорошо понимают, что мы хотим, но дороги не знают. А она есть на всех картах. Еле нашли! Просто в самом начале её загородили строящимся домом и техникой!! Долгий асфальтовый подъём в 7-12% до высоты метров в 500, потом началась жуткая щебёнистая грунтовка вплоть до точки перевала. Уклон возрос до 14% и ехать стало невозможно. Я ещё подумал, а как собственно спускаться по такому...? На самой вершине холма ретрансляторы и сотовая станция, а чуть ниже непонятные заброшенные постройки. То-ли монастырь, то-ли тюрьма или наследие военных. Большое 3-х этажное каменное здание с решётками и ставнями из 12мм стали и такими же "задвижками-глазками". Таких строений несколько.

Спуск и действительно был бы раем только для даунхильщиков и двухсосисов! Валуны, крупный осыпающийся щебень и всё это удовольствие шириной 3 метра, а слева обрыв и никаких ограждений. На высоте в 400-450м опять начался асфальт. Уклон приличный. За час спуска - 10 км, включая грунтовку. С 700 м до уровня моря.

Вылетели на побережье и в море!

На всём побережье встречаются полудикие автокемпинги. Так и не поняли платные они или нет. В принципе, примоститься с палатками без проблем где угодно.

25 августа.Тиват -Пржице-Крстац-Петрова Льют-Иванова Корита-горный массив Ловчен-монумент на 1740м-Цетинье.
74 км, асфальт.

Выезд как обычно в 9. Сразу за отвороткой на Пржице начинается подъём на перевал. На одном из подъёмов у Андрея валится откуда то на асфальт свежекупленный фотоаппарат и получаем "минус дисплей" со всеми вытекающими неудобствами. Простого видоискателя у этой модели нет. Хорошо ещё, что всё остальное в нём фунциклирует. Просмотр и редактирование придётся делать вечерами на моём PDA, благо что карты памяти SD он читает.

Отличный асфальтовый серпантин с уклоном порядка 7-12%. Чрезвычайно красивый вид на всю систему фьёрдов и заливов с городками.На высоте порядка 800м въезжаем в облака и становиться прохладно,чему мы несказанно рады. На высоте около 1000м отворачиваем на горную систему Ловчен. Подъём становится круче на фоне прелестной высокогорной долины. До монумента на вершине порядка 17-18км дороги со стабильным уклоном 10%. На пик горы поехал только я. Перед самой вершиной уклон возрос до 20%. Автобусы уже не заползали и все турики шлёпали пешком 2 поворота-это метров 300. Подъём к монументу это каменная лестница как на 14 этаж без лифта. Внутри ничего для меня примечательного. Могила-монумент древнего героя Петра Петровича (не шутка и не опечатка), зато открывшийся вид потрясает. Поскольку эта вершина доминирующая, то видно всё прекрасно на десяток километров. Облака как специально разбежались и я простоял, смотря на это величие минут 15.

Спуск к Цетинье - шикарно пологий серпантин с длинными прямыми. Спуск километров 10-12 не меньше. В Цетинье нашли жильё за 10 евро с носа. Никакой кухни, удобства в коридорчике. Зато просто шикарный обед за 7,5 с персоны.

Кстати о пиве! Собственно сортов 2-3. Пили всегда одно светлое "Никшич" и "Ник голд". Чёрного (тёмного) пива практически нет, за исключением тёмного Никшича в литровой пластиковой упаковке. Вкус "Никшича" отличный! После Чешского "чёрного вельвета" или Словацкого чёрного "Фазана", конечно простенько, но можно смело сравнивать с легендарным в нашей тусовке "Гамбринусом". Вкусное, лёгкое и абсолютно не шибает по мозгам несмотря на жару и нагрузку. "Ник голд" не понравилось, напоминает наше "невское", только без привкуса спирта. Огорчает только одно - нигде не видели пива из крана, только бутылочное. (Забегая вперёд скажу, что даже в городе-производителе пива - Никшич в ресторанах и пивных только бутылочная расфасовка) Отдых, лёгкий пеший осмотр городка.

26 августа.
Цетинье -Будва-Пржно-Петровац-Бар.
75 км асфальт.

Сегодня все дороги асфальт по побережью, Цетинье расположен на высоте примерно 500м, набрали ещё около 300-400, а потом скинули всё одним махом до нуля перед Будва. Средняя скорость спуска 55-60 км/ч, никакого серпантина, длинные плавные участки.

В Будва самый развитый пляжный сервис. Народу как в Сочи, а чистота воды и пляжа изумительная. Мы отъехали с километр вниз по побережью и часа 2 матрасили на песке. Пляж не дикий, поэтому с байками как бы нельзя, но мы пристроились с краю пляжа у стенки кафе и поняв, что мы пробудем всего часа 2-3 мальчики-обходчики сделали исключение и отстали. Обед нашли тут же. Кафе типа наших столовок с комплексным обедом за 6 евро с носа. Порции как обычно лошадиные ! Дорога далее по побережью представляла собой постоянные спуски и тягуны. Сегодня жарко, около 28-ми. Ничего примечательного кроме пейзажей моря и заливчиков с высоты 200-300м нет. Проехали несколько мест с полянами внизу у моря на которых стояли палатки. Платно или нет не знаю, но специально тащиться в посёлки или Будву на пляж нет смысла. Везде чисто и входы в море одинаковые. Один большой минус - на побережье мы почти не видели душей с пресной водой. Только в огороженных платных пляжах или пляжах при отелях.Честно говоря с таким потоотделением ехать с двумя-тремя слоями соли на коже совсем не в кайф. В г.Бар жильё нашли быстро. Вообще с этим проблем нет нигде. Одна особенность, очень неохотно сдают комнату на одну ночь. Сторговались за 7 евро с носа, а на 3-5 ночей было бы по 5. До пляжа правда метров 800, но нам - кабанам пофигу это, тем более, что я уже укупался!

Для статистики цены на фрукты:
Местный виноград 1.5, персики - 1.2, яблоки и груши по евро за кг, арбузы - 30 центов/кг.
Всё остальное в районе еврика за кг. Это ценник на побережье.

27 августа. Бар-Печурице-Владимир-Растишь-Костаница-Годенье.
77км месного качества асфальт.

Пока что самый прекрасный день в смысле маршута и прочих обстоятельств. С утра решили выехать позднее, точнее с обеда :). Типа выспаться, постираться-покупаться. Выехали с пляжа около 2-х часов. Наконец-то мне на радость сворачиваем с прибережного шоссе и в надежде спокойно попилить перевал на Скадарско озеро. Выехав из Будвы повернули на просёлок в направлении на озеро через пос.Дмитров. Дорога - посредственный асфальт и почти всё время в гору. Постепенно уклон возрос до 10-12% и стало понятно, что таки пилим в перевал. С высоты 800м потрясающие виды в Албанскую сторону. В плане перекусов - изобилие ежевики по краям дороги, но и она вскоре приедается. Воды из источников мало в отличии например от Словении. До границы с Албанией 6-8 км. Как то резко начали встречаться албанские деревни. Их можно узнать сразу по одинаково белоснежным стенам домов, характерным белым одеяниям женщин (широченным шароварам-юбкам) и минарету. Живут тихо, обособленно, не ассимилируясь с остальными жителями района похоже совсем. С точки перевала вид на громадное вытянутое озеро. Береговая линия изрезана заливами, полуостровами. А на склонах окружающих гор однако растительность бедненькая. Стоило отъехать от побережья 30км и какой контраст. Спуск около 8 км и мы влетаем в пос. Великий Острос. Местные как сговорившись обламывают нас с запланированным ночлегом! "Великий Отсос" называем этот посёок между собой:). "Звонок другу" в Москву и понимаем, что нам пилить ещё 32-35 км до ближайшего жилья. Делать нечего, с одним пивом в пузе ползём по красивейшей зелёной долине и всё время вверх. На побережье озера внизу "албанские" сёла, там о комнате и речи быть не может, а наверху сёл почти нет. Времени однако уже почти семь-восьмой час вечера. Учитывая расстояние и скорость передвижения вверх - вниз, понимаем, что засветло чёрта-с два мы успеем. На очередном тягуне Андрей принимает решение заночевать в кустах. Я не согласен, поскольку с завтрака ничего во рту не было не считая пива. Я рву кардан, чувствуя, что подъём вот-вот должен кончиться. Так и есть - начинается просто потрясный спуск по узкой, слегка разбитой, старой асфальтовой дороге, прорубленной в крутом, лесистом склоне горы. Полумрак уже, скорость далеко за 40. По пути обгоняю 2 машины. Пришлось несколько раз намекать удивлённым водилам о том, что я хочу обогнать их. С подкруткой на повороте обхожу их слева и мне приветственно бибикнув, включили дальний свет. Наверное подумали, что мне темно ехать. Ха! Толку от него только до первого поворота :), поскольку отстали они как-то сразу... Короче прилетаю к кабачку в Годенье минут 10 как совсем стемнело и за час до закрытия (а темнеет здесь в районе 9 часов и хоть глаз коли, как у нас на юге). Договариваюсь с хозяевами и за 15 евро получаю полноценный мясной ужин по принципу сколько съешь, ночлег и завтрак. Более того, на веранде дома меня сажают за общий стол и выносят половину громадного арбуза. Вчетвером мы его быстренько уминаем. Тяжело переваливаясь плетусь в душ. Андрюха прислал СМС-ку, что уже попил чайку с костра и устроился под звёздами. Завтра встретимся. Обидно, что не хватило у него здорового авантюризма всего на каких-то 300 м дороги в подъём и 8 км спуска. Наверное и ему тоже хорошо, поскольку температура даже ночью не опускается ниже 18.

28 августа. Денье-Вирпазар-Подгорица.
45 км, асфальт.

Сегодня у Андрюхи ДР ! Поэтому я его пожалел :) и согласился после Вирпазара не ломить перевал на Подгорицу, а проехаться по берегу Скадарского озера. Так что сегодня самый матрасный день. Провалялись на пляже озера и прямиком в Подгорицу. В городе частного жилья похоже нет совсем. Оптимальным вариантом по совету таксиста было заселиться в отель как бы 2 звезды "IDEAL" на окраине города в километре от автобусного и ЖД вокзала. Без чека и прочих бумажек за 10 евро с носа в 4-х коечный номер. Завтра весёленький денёк! Климат вдали от моря какой-то уж больно душный, особенно ночью-хоть кожу снимай. Жара под 28 и ни капли не охлаждающие дуновения ветров. А у нас на завтра перевалы под 1000м в направлении на г. Калашин.

29 августа. Подгорица-Медун-Убли-Донья Кржанья-Горная Стравче-горная цепь Жиево-Мокро-Гараучица-Ябука-Колашин.
Около 85 км. 60% асфальт разного качества, 40% жуткий грунт.

Утро началось с того, что Андрюха "надул грандиозный матрас" и напрочь отказался ломить перевал на г.Калашин даже по "красной" дороге. Типа поедет на обеденном поезде до ст. Требеница, что примерно уже в 30 км. от Калашин.

Меня это никак не устраивало, тем более , что я уже переотдыхал. Решаем разойтись и встретиться либо на подъезде, либо в Калашине.

Я решил оторваться по-полной и сразу за Подгорица сворачиваю на перевал. Асфальт, но длиннющие тягуны по 7-12%. Так продолжается примерно до 800м. На развилке я спросил у местных в селе Горной Стравче как проехать на Яблан. У меня спросили почему я не поехал по основной трассе, я сказал что так не интересно:) Совещаются и как я понял из разговора тема такая:- хочешь интересно, это есть у нас. И мне рисуют от руки на карте срезочку не на Яблан, а по горной цепи с плато на 1700-1900м и высотами-пиками до 2100м. Короче направили меня к горной речке Веруша, одной из истоков р.Тара, предупредив, что дорога вскоре кончится и велик ты потащишь на руках. Вот и чудненько, подумал я не поверив:) Ведь предупреждали!! На высоте далеко за 1000 асфальт ёк, дорога ёк. Начался жуткий каменистый грунт по которому и идти то трудно, учитывая уклоны под 16%! А ведь надо спускаться как я понимаю. Почти 7 км прошёл упираясь в руль байка. Перевал чёткий - вырубленная в скале седловина. Если верить карте, то это 1800м. На небольшом зубодробительном спуске пропускаю заветную отворотку на д.Мокро. Заворожённый горами тащусь ещё около 4 км, пока понимаю, что собственно уже прохожу рядом (плато Црна) с подножием пика Маглич - 2142 м, который собственно должен быть сзади. Иду уже давно в облаках, а начала реки что-то не видно. Красотищща безумная! Пейзаж как на луне, прорезанная в камнях плато узкая грунтовка как оказалось ведёт через горный массив Комови. И ни одной живой души! А над вершиной-двушкой вовсю гроза - вот только мне этого не хватало! Спросить не у кого. Наконец вижу бабульку с отарой овец. Спрашиваю и понимаю, что зря ломил 4 км такой жуткий подъём:( Спуск вниз до развилки не меньшее испытание. Тряска невообразимая! Как я там не оставил все спицы не понятно, только выкрутилось 3 винта в разных местах. Вовремя заметил. Собственно дорога по "ручейку" Веруша впоследствии река Тара это напрочь разбитый асфальт, проложенный наверно ещё во времена Тито. Лучше бы его не было! Выскакиваю на основную дорогу на Калашин не доезжая пос. Хан Гараучица. Дальше ничего интресного. Плавный спуск по бассейну реки до г.Калашин, где за 20 минут до меня появился и Андрей. Быстро нашли жильё в часном секторе за 8 евро с носа и обед от пуза за те же деньги в ресторанчике в центре городишка.

Сам город и окрестности - места боевой партизанской славы второй мировой. По перевалам везде захоронения и стеллы с надписями на сербском. Когда то у подножий этих памятников всегда была вода с гор (надписи даже гласят:- пей и помни. Что-то в этом роде), сейчас абсолютно сухо.

Всё. Душ и спать.

30 августа. Калашин-Мушовица Река-лыжный центр-Бьелоевице-Мойковац.
57 км. 40% асфальт, остальное грунт и жуткий грунт.

Задача на сегодня объехать нац. парк Биоградский, забравшись как можно выше. Сам национальный парк это смесь высокогорных лугов, крутых лесистых холмов и старинного парка с озером. По всем местам парка проложены треккинговые маршруты. Особенно трудные , но и красивые - на горы Чрна Глава и Зекова Глава. Обе более 2000 м. Подъём к нац. парку это 10 км асфальта со стабильным подъёмом в 7-9%. Дорога заканчивается горнолыжным центром на высоте 1420м. Далее грунтовый серпантин вплоть до высоты 1800м. Грунт тяжёлый, очень крупный гравий и естественные камни. Но в принципе на 60% проезжаемый на передаче 1-2(3). На высоте в 1800 открывается панорама огромных зелёных холмов. Собственно и высоты в 2140 м и выше это такие же травянистые холмы. Высота 1700-1800 м, простор куда хватает глаза, редкие отары овец и как ни странно довольно много черники. Зуботряска кончается и езда по заросшей травой дороге доставляет истинное удовольствие! Спуск в долину и мы останавливаемся у маленькой фермы в надежде купить парного молока. Нам выносят по 2 стакана натурально скисшего свежего молока. Похоже на густой кефир. Как раз то, что нам и надо на спуске. Въехав в собственно парк начинаем спускаться по ЧистА-пацанскому коряжистому серпантину в высоченном лесу. Вот это даунхилл!! Скинули таким образом метров 400 едва руки не отвалились! Вот такими и должны быть спуски для настоящих байкеров:) Гибридники и иже с ними отдыхают! Биоградское озеро так себе за исключением очень прозрачной воды. Спуск из парка в сторону г.Мойковац это шикарный скоростной асфальт с приличным минусовым уклоном. В Мойковац частного жилья опять нет нигде. С обеих сторон города есть гостинницы. Со стороны Бело Полье это мотель за 4 км от города, а со стороны г. Калашин это отель "Мойковац" прямо на въезде в город. Узнав откуда мы и поторговавшись нам отдали симпатичный номер за 11 евро с носа. Обед вообще обошёлся в 2,7 евро, но в неприметном кабачке, куда собственноножно нас проводил местный пацан на дрочископе. В гостиннице остановилось целых 2 автобуса байкеров или скорее велосипедистов из Чехии, (едут мамки-няньки, подростки, толстопузики и несколько внешне настоящих парней байкеров. Видно едут по типу велопитерских путешествий) но пообщаться не удалось. Все они ехали от г. Жабляк на Калашин. Мы поедем наоборот вниз по местной достопримечательности - каньону р.Тара.

31 августа. Мойковац -каньон р. Тара-Будеёвица-перевал 1306м.-Жабляк.
73 км, асфальт.

Сразу за г.Мойковац начинается подъём процентов в 7, который тянется 7-8 км. Потом постепенно дорога входит в каньон и начинается потрясающий спуск всё глубже и глубже. Скалы, окружающие реку вырастают до 800 - 1300м, каньон становится всё уже и дорога всё чаще уходит в рубленные в скалах тоннели по 40-180 м длины. Вода в реке потрясающей чистоты и изумрудного цвета. Местами с дороги видны глубокие, прозрачные до самого каменного дна заводи. У знаменитого моста через реку отворачиваем в перевал на г. Жабляк. Серпантин дороги с уклоном в 7-9% вплоть до высоты 1300м. На перекусы сегодня слива у дорог и опять ежевика. После перевала немного скидываем и через пару-тройку км въезжаем в город. По карте город расположен на 1450м. Вообще, на самом деле ГОРОД в Черногории это типа нашего села средних размеров (не считая Подгорицы и Никшича ) Деревня это 2-3 дома :) На самом въезде в город есть отель, где мы и селимся за 10 евро на одного. Просто частно сдаваемых комнат нет. Возможно в горнолыжный сезон и есть, а летом только 2 отеля. Второй в центре города ровно в 2 раза дороже. Уже несколько вечеров мучаемся без чая. Чёрного в магазинах вообще нет, последний раз видели "индийский" в Тивате, одни травяные. Кофе тоже только "Нескафе классик" и по вкусу хуже чем у нас. Что пьёт местное население непонятно.

Сразу за городом вырастает горная цепь с пиками под 2500м, которую нам, огибая слева, нужно завтра "брать".

1 сентября. Жабляк- Вирак-перевал "Седло"-Лесе-Трса-Плужине.
60км, из которых более 20 горный серпантин жуткого грунта.

Утро холодное, утро туманное...

Заволокло все горы вместе с городком. В 7 утра довольно прохладно.

Выехали в 9 уже солнце вовсю жарит!Сразу за городом начинается слегка холмистое плоскогорье с которого мы отворачиваем по указателю > "Вирак" на перевал "Седло" 1902м. Начинается национальный парк "Дурмитор". Первые 10 км асфальт , потом он кончается и дальше уже привычная нам жуткая каменистая грунтовка. Длится она и после перевала. Спуск по ней это нечто!! Вид Дормиторских гор это совершенно феерическое зрелище. Между прочим этой дорогой судя по отчётам никто не ездил, а зря. Она даже указана в качестве "байкерского" маршрута на картах в киоске в Жабляке. ОЧЕНЬ рекомендую! Грунтовый серпантин на высоте в среднем 1800м. с красивейшими зелёными горами и скалами. Более того, спуск к Пивскому озеру и г. Плужине по этому направлению представляет просто ШИКАРНЫЙ асфальтовый серпантин с уклоном, которого мы ещё не видели за прошедшие дни. Дорога буквально прорублена в почти отвесной скале и поэтому на каждом повороте плавный тоннель. Причём тоннели с тем же уклоном, что и дорога. Машин мало и особое удовольствие мне доставляло пролетать по тоннелям на скорости под 40 ничего не видя кроме "дырки" света в конце. Пивское озеро очень напоминает Которский и Рисанский заливы. Те же горы-сопки под километр и исключительно чистая вода изумрудного морского цвета. В г. Плужнине всего один отель и один мотель. Отель дорогой по нашим меркам - 17 евро с завтраком на одного. Без завтрака нельзя. Частных объявлений SOBE нет. Весело однако! Но походив по кабачкам, пытаем местных и нас сначала ведут в мотель - там мест нет, потом пускают по "рукам" знакомых и знакомых знакомых и в результате с цены 5 евро она возрастает до 7,5 , но мы селимся в прекрасный домик. Обед у этой же семьи за 7,5 евро с человека, но по принципу сколько сможете съесть, потому как на стол было поставлено на 4-х человек! Озеро, слива во дворе, что ещё надо,чтобы встретить старость:)

Ура! Нам наконец дали чёрного чая. Здесь он идёт под маркой "Русский" чай. Не липтон, конечно, но всё же. А сами сербы и черногорцы со слов хозяина серба пьют либо вино, либо в основном кофе, причём заварной "по-турецки". Варят на песке, очень вкусно и главное дёшево. Обычная цена 50 центов за чашечку. И наконец попробовал чёрного "Никшича"! Кто писал в отчётах про посредственное местное пиво - ничего в пиве не понимает!! Сортов всего 4, но 3 из них просто на 5+!

2 сентября. Плужне-Никшич.
70 км,асфальт.

Всю ночь накрапывал дождь, а уже к 9 часам утра на радость нам всё просохло. Сразу за г.Плужне 7% подъём в перевал "Горанский" - 1032м. Затем весьма холмистая местность с постоянными спусками и тягунами. Свернули в Пивский монастырь. Древность конечно, но "модифицированная" так сказать. Дело в том, что изначально он располагался гораздо ниже, там где сейчас озеро. В 1998 году (если я правильно понял батюшку) его разобрали и по камню перенесли почти на 200 м выше. Фрески 14 века переносили по специальной технологии. Они кстати в прекрасном состоянии. Я вообще тёмен в этих вопросах, тем более, что и зашли в храм не перекрестившись! Безбожники:) Спуски-подъёмы продолжаются почти 40 км, потом перед самым г. Никшич опять подъём до высоты примерно 1100 и затем длиннющий плавный спуск. Въехали в город, начинаем искать ночлег. На частные комнаты и не надеемся, но внутренняя жаба гонит в пригород в надежде на оные. Облом! В самом городе несколько отелей и все не ниже 3-х звёзд. Мотель на одном из холмов тоже 3(!!) звезды. Такого я ещё не видел. Ценники везде начинаются от 60 евро с завтраком на двоих. Перебор:( В итоге находим отель"Sindcel" ( Синдчел) , где сначала те-же 60, но оттого наверное что мы русские и глаза у нас грустные-грустные нас селят по ценнику "как для своих", т.е за 42 евро на двоих с завтраком. Пожалуй это самый оптимальный вариант, поскольку мотаться по пригородам и общаться с малопонимающими, а порой и неадекватными личностями не хочется. Что делать - платим. Обед по нормальной цене тут же в ресторане отеля. ТАЩЩЩУСЬ ОТ ЧЁРНОГО ПИВА! :)

В центре города с трудом нашли интернет клуб. Духотищща и орущие, играющие в наушниках пОдростки:), но инет быстрый.

Несколько полезных адресов: Центральный велоклуб Черногории - bscg@cg.yu;
Велоклуб Бело Полье - Fax 08214124 M.Kucevica bb. Post. Fah 130. Bijelo Polje;
Велоклуб в Беране - Fax 0871 31714 Gradski stadion. Berane;
Велоклуб в Которе: fax 082 14124, Stari Grad 372 Kotor;
Велоклуб в Цетинье: ul. Peka Pavlovica 514/9;
Велоклуб в Подгорице: fax 081 264-700, Doka Mirasevica 9.
Данные из толстого спортивного "каталога" 2001 года издания, найденного в отеле. Так что адреса и телефоны нужно проверять.

3 сентября. Никшич-Кусиде-Трубъела-Маочицы-Вилуси-Грахово-Хан-Рисан.
82км, асфальт.

Как обычно для разминки с утречка подъёмчик из низины города примерно до 800м. Вплоть до д.Вилуси обычная дорога - спуск-подъём, 35 км. Отворотка из Вилуси на Рисан и начинается старая асфальтовая петляющая в зарослях кустов дорога. Постоянный небольшой подъём. За 20 км до Рисана начинается сначала плавный спуск, а затем серпантин с 700 м перевала с которого весь город и залив как на ладони. Если бы не встречные вонючие оффтопики на этой узкой дороге, то можно круто прокатиться. Жильё сняли просто супер! За 30 евро на двоих и на 2 ночи мы получили кондиционер, спутниковое ТВ, миникухню в дополнение ко всему остальному типа вечернего пива и кофе когда захочешь за счёт заведения. Завтра предполагается день отдыха на пляже, который в 30 метрах от дома.

4 сентября. Рисан-Рисан-Рисан.......
1,3 км, асфальт, песок, вода.

Пройдено пешком в пределах городка и пляжа 1 км, преодолел 69 волн высотой 10 см. и 10 по 25 см:)), а так же около 100м водной поверхности. Ну правда! Заслужил ведь:)? Андрюха не накатался и с обеда укатил по прибрежному шоссе в направлении г.Пераст. Я, слушая в наушниках местное FM, коптил своё хилое тельце:). Еду готовим сами, благо кухня со всеми элементами есть. Получается как минимум в 2 раза дешевле.

5 сентября. Рисан-Каменари-Герцег Нови-Каменари-Тиват.
47км, асфальт.

Погода испортилась, всю ночь сильнейший ветер, который к утру надул дождь. Подождали пока он кончится и кое-как просохнет дорога и выехали по побережью в последний на маршруте пункт - г. Герцег Нови.Дубак на дворе!, градусов 20 не больше! Проверим утверждение о том, что г.Герцег Нови самый солнечный город на побережье. Ёпт-ть! Заново учусь крутить 46 зубьев, забыл вААще как ездить по ровной дороге:) А ведь и правда, как только приехали в город, тучи разбежались и снова зажарило солнце, между тем как над БокоКоторской бухтой сзади висели свинцовые тучи почти до 3-х часов. ВСЁ! Поселились в Тивате у того же хозяина. Завершили большое кольцо по Черногории, завтра самолёт. Russians- go home!:)

ИТОГО:

Пройдено 876 км. Максимальная высота: кратковременная -рядом с "Зекова Глава"-2000м и длительная - горный массив "Комови" и перевал "Седло" - 1900м.Максимальная глубина - 2м. :)

Общие впечатления:

Горы понравились больше, чем в Словении, народ более гостеприимный, и простой чем Словенцы, цены не намного, но ниже, особенно на магазинные продукты. С жильём могут возникнуть проблемы, если отъехать от туристического побережья. Нужно быть готовым к ночлегам под звёздами или суммировать отчёты и планировать ночлеги заранее. В городах и сёлах срединной Черногории сдача комнат практически не практикуется.

Еда:

Цены на продукты в магазинах средние между Московскими и Питерскими. Если питаться в кафе и ресторанчиках, то можно смело брать всего, что нужно по ОДНОЙ порции на двоих. Мясные блюда потрясающе вкусные, чего бы не взял и очень большие. Как правило это 250-350 гр. мяса, картофель. Салаты средних объёмов. Рыба - ничего особенного и дорого, если речная или озёрная. Морских деликатесов не пробывали. Пиво прекрасное, особенно тёмное. Самое лёгкое - "Олень", самое крепкое 6,2% (15% начальная плотность) - "Никшич" тёмное (тамно - по сербски). Фрукты по ценам почти не отичаются от наших, но всё свежее. Обязательно нужно брать с собой наш чай на все дни. Чёрного чая практически нет. Кофе нужно пить местной заварки.Суммируя: 20 евро на день - этого полне достаточно для ночлега в частных комнатах (SOBE) (сэкономленные на побережье деньги уйдут на отели), обеда в заведениях, магазинные продукты на вечер-утро и пиво-соки-вода-фрукты в течение дня, если не злоупотреблять их количеством.

Теперь о технике

Если планировать поездку по побережью и по прибрежным перевалам или основным трассам, то шоссейники и гибриды рулят, но если хочется залезть в пампасы, то готовьтесь к неожиданностям. В срединной Черногории ремонтной базы для великов и запчастей нет совсем как и веломагазинов, поэтому надёжность всех элементов очень важна. Дороги, которые на картах (к тому же по разному врущих) обозначенные красным и жёлтым цветом на самом деле могут оказаться таковыми только в плане на будущее. Реальные картины буквально каждого 3-его дня - асфальт внезапно заканчивается и начинается "основа" под асфальт в лучшем случае или отсыпь в виде крупного гравия или скалистого грунта. Потом с другой стороны , километров через 10, опять начинается асфальт. Без вилки делать нечего, потому что даже с вилкой колбасит и кидает на спусках так, что хоть всех святых выноси:) А по краям-то обрывы чёр-те куда! Вообще если про картографию, то как мне показалось, проще спрашивать у местного населения, чем каждые пол-километра зыкать в эти карты. Здесь не Турция, местные понимают куда тебе надо, а главное почему именно этой дорогой тебе туда надо и не посылают на асфальт в объезд. На горных перевалах очень светлый грунт, без хороших очков можно запросто нахвататься "зайчиков". Не помешает фумигатор с пластинками. Кое-где комары или мошка просто не давали спать.

Краткий русско-сербский словарь на первое время: ВЕЛОСИПЕД-бицикло.
ДОМ-куча.
КОМНАТА-собе.
ПРЯМО - право.
ЛЕВО -лево.
ПРАВО - десно (НАПРАВО - по десно).
СПАСИБО-хвала.(спасибо Вам - хвала вам)
ПОЖАЛУЙСТА-извольте.
ЕЩЁ- ёшь.
МЯСО-месо (мешано месо - смесь жареного мяса разных типов).
РЫБА-риба.
КАПУСТА, ЛУК-так же как и у нас.
ПОМИДОР-парадайз.
На фрукты и остальное проще показывать пальцем:)

Английский язык кое кто понимает в крупных городах, отъехал пару км. от стойки отеля и забудь об английском. Проще общаться на русском с пальцами.

Вылетали не без приключений и назад без них не обошлось! Самолёт опоздал на 20 минут, электричка из Домодедова ещё на 10 и в результате пришлось брать такси с Павелецкого на Ленинградский вокзал и даже в этом случае к вагону мы подбежали за 5 минут до отправления. Естественно с нас содрали вдвое дороже за велики, поскольку времени покупать квитки небыло. Ну вот теперь уже как дома.

фотографии
01.jpg
Албанское село
02.jpg
Аэропорт сверху
03.jpg
вход в пещеру
05.jpg
Боко-Которская бухта
07.jpg
Вид на массив Ловчен
09.jpg
Вид с моста
10.jpg
вид с пика
100.jpg
пещера на перевале
101.jpg
пещера
102.jpg
пещера
103.jpg
Пивское озеро
108.jpg
плато
11.jpg
вид с пика 1740 м
110.jpg
плато
111.jpg
плато
113.jpg
пляж Тивата
116.jpg
подъем из Котора
117.jpg
подъем из Котора
118.jpg
Подъем на Ловчен
119.jpg
Подъем на Ловчен
120.jpg
Подъем на Ловчен
123.jpg
Подъём на Ловчен
125.jpg
Подъём на Ловчен
130.jpg
Предгорье Комово
131.jpg
Предгорье Комово
137.jpg
Рисан
138.jpg
Рисанский залив
145.jpg
спуск к Рисану
148.jpg
ставни старого форта
149.jpg
Старый Котор
151.jpg
Тоннель на спуске
152.jpg
тоннель в каньоне
153.jpg
указатели на плато
154.jpg
Эхо войны
155.jpg
155.jpg
156.jpg
156.jpg
157.jpg
157.jpg
158.jpg
158.jpg
159.jpg
159.jpg
16.jpg
город Жабляк, вдали горы Дурмидор
160.jpg
160.jpg
161.jpg
161.jpg
162.jpg
162.jpg
163.jpg
163.jpg
164.jpg
164.jpg
165.jpg
каньон р.Тара
166.jpg
дорога вдоль каньона
167.jpg
167.jpg
168.jpg
168.jpg
169.jpg
169.jpg
17.jpg
город Жабляк
170.jpg
подъем на перевал
171.jpg
пер.Седло
172.jpg
пер.Седло
173.jpg
Пивское озеро
174.jpg
дорога у Пивского озера
175.jpg
175.jpg
176.jpg
176.jpg
177.jpg
177.jpg
18.jpg
г.Люта
20.jpg
г.Цетинье сверху
22.jpg
Грунт на Чрна-Глава
23.jpg
Дикий залив
25.jpg
Езерецкий пик 1740м
26.jpg
ЖД мост через р.Тару
28.jpg
Залив Београдского озера
29.jpg
Зекова-Глава 2117м.
34.jpg
каньон р.Тара
36.jpg
каньон
37.jpg
река Тара
39.jpg
Котор
40.jpg
Котор, Старый город
41.jpg
Котор с высоты 800 м
42.jpg
Котор сверху
43.jpg
Которская бухта
44.jpg
Которская бухта
45.jpg
бухта
48.jpg
грибы
49.jpg
Монастырь в Герцег
50.jpg
монумент на горе
51.jpg
мост через р.Тара
52.jpg
Мост через Пивское озеро
53.jpg
подъем на пер.Седло
54.jpg
Андрей Копытин с GPS
57.jpg
Максим Борисов
99.jpg
пещера
62.jpg
озеро
63.jpg
Пивское озеро
64.jpg
Пивское озеро
65.jpg
Пивское озеро
66.jpg
Пивское озеро
68.jpg
Пивское озеро
70.jpg
Остров Св.Эстефан
73.jpg
Пераст
74.jpg
Пераст
84.jpg
Перевал на Мокро
85.jpg
Перевал на Мокро
86.jpg
Перевал на Мокро
87.jpg
пер.Седло
88.jpg
пер.Седло
90.jpg
пер.Седло
91.jpg
пер.Седло
92.jpg
пер.Седло
93.jpg
пер.Седло
94.jpg
пер.Седло
95.jpg
пер.Седло
96.jpg
пер.Седло
97.jpg
Петровац

 

Борисов Максим (titanik)
август-сентябрь 2005г


Комментарии: Ваш комментарий:
2008-09-08 10:43:27 | Александр Зеков | E-Mail
Ребята, вы просто молодцы. Виды - сказачные. Как-то уже надоели Таиланд и Египет.У меня еще есть личный интерес, как у носящего фамилию Зеков: можно ли как-то узнать о происхождении названия горы "Зекова"? Буду очень признателен.

С уважением,
Александр

2010-03-20 15:51:17 | Нелли | E-Mail
Прекрасный отчет и фотографии.
Вопрос от пешего туриста. А как там с водой в горах над Которским заливом? На случай остановки в палатке.
Заранее спасибо!



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;