Пеший поход по Шатуре

Пеший поход по Шатуре.

Нитка маршрута: Мищеронь – Церковь – Мищеронь

Участники: 5ч.: Аня, Ольга, Нияз, Илья, Олег, Паша

Дней в походе: 2 (15-16 июля 2006г.)

Расстояние: 30 км

Участники:

• Аня – одна из двух девушек в походе, студентка, комсомолка и просто красавица… первый курс.
  • Ольга – ещё одна девушка в походе, опытный турист, аспирант, не менее красивая и уважаемая участница похода.
  • Нияз – студент, бывший ориентировщик, хранитель карты и заведующий компасом, носитель котелков и еды.
  • Олег – студент, трейсер, одна из голов, придумавших поход. Просто хороший друг. Владелец 2ого GPS.
  • Паша – турист как он есть, хранитель первого GPS и просто человек, без которого было бы плохо.
  • Илья – студент, трейсер, в чьей голове родилась идея похода. Человек, ваявший этот отчёт. Хранитель второго GPS.

Описание похода:

Прошу читающих этот отчёт делать скидку на то, что Илья, Анна, Олег и Нияз были в походе первый раз, поэтому учились всему на своих ошибках.

День первый:

7.30.Стоим на вокзале (Илья, Олег, Нияз, Аня) ждём Пашку и Ольгу. Погода, пасмурная, что весьма радует, в условиях постоянной июльской жары. Пошли – купили билеты на поезд Москва – Черусти, стоимость – 120 р., но взяли до 49ого километра за 55р., а дальше – зайцами, да простят нас Российские железные дороги.

8.00. Подошли Паша и Ольга, познакомились с ними, пошли к поезду. Расположились. Илья (в последующем просто я), Аня (моя девушка) и Олег (мой друг) – пошли курить в тамбур. Двери электрички были открыты с обеих сторон, т.к. и слева и справа была платформа. Стоим – курим, я решил выйти из вагона… как оказалось – зря – двери закрылись и я оказался на улице J . Спасли быстрая сооброжалка и навыки трейсера – в вагон, под громкий смех и чьё то аханье, залез через форточку.

8.29. Поговорили о маршруте, разобрали мелкие детали. Я и Аня – уснули.

11.36. Без приключений и контролёров – добрались до Шатуры. Остановили за вокзалом, включили GPSы, забили на них точку церкви (которую благо знали), сориентировались, побегали по магазинам и пошли на автобус до Мищерони. За 35 рублей с человека доехали до города.

12.30. Вышли в Мищерони, с помощью аборигенов сориентировались где мы есть и куда нам идти. Дошли до колонки – попили чистой, холодной воды. В посёлке поразило наличие сгоревших домов, вероятнее всего после торфяных пожаров. Ушли к лесу, там по краю посёлка дошли до Костеровского тракта и потопали к церкви. Светило солнце, было жарко, но шли довольно бодро – около 5ти км\ч. Как только прошли поворот на лесничество наш взгляд упал на нечто (для городского человека – это было именно нечто) – огромные количества черники и земляники, которую мы сразу кинулись собирать и есть. Подсуетились местные комары и слепни и стали есть нас. Попрыскались репилентом (гардекс аэрозоль), помогло. Оторвались от подножного корма только через полчаса и продолжили путь. Ну в общем то шли-шли-шли… шли-шли-шли на то она и пешка, чтоб идти. Повернули на Костеровский тракт, дошли до поворота на запад – к церкви… Вот тут и началось… Читая отчёты о походах в этих местах, я много раз видел строки “…дорог нарисованных на карте нет, но зато есть другие, и их много…”, теперь мы в этом убедились. По карте уже почти не шли – двигались по компасу и GPSам, методом “тепло\холодно”. Становилось жарко; нам новичкам (Я, Олег, Аня и Нияз – первый раз в походе) было непривычно тащить на себе по 15 кг., в не отрегулированных и несбалансированных рюкзаках; репилент уже не спасал, т.к. потели слишком сильно и он быстро выветривался стаи мошкары кусали за всё, что видели; появилась большая проблема – у нас закончилась пресная вода. Об этом расскажу подробно. Вообще до начала похода, было решено взять по 2 литра пресной воды на человека (собирались я, Олег, Нияз, Аня, а Ольга с Пашкой – отдельно). После того как собрали всё, что нужно (как казалось нам), рюкзаки оказались весьма увесистыми и в них больше мало что лезло… Ну мы и решили – взять только минералку, а в Шатуре брать воду из рек и ручьёв. Пашка с Ольгой думали, что у нас вода есть, поэтому взяли лишь бутылку 2 литра воды.

По началу, когда на количество воды не обращали внимание, она расходовалась довольно большими темпами, и когда на 6 человек осталось около 2 литров воды – все спохватились – но поздно.

16.00. Привал. По GPSу церковь – в 100 метрах от места привала N 55°46.26.4’ E 039°36.56.6’, но это получается в лесу.. странно. По второму GPSу церковь в 500 метрах от нас - около поля, где вероятнее всего раньше была деревня. Мы с Пашкой пошли на разведку. Прошлись по полю, по которому, кстати, полазили до нас копатели, судя по количеству ям и разбросанных вокруг железяк. На юго-востоке поля подошли к какой то аномалии, крапива и разнообразная трава по пояс росла, а деревья вокруг росли к центру этой аномалии – как будто тянулись к ней. Пашка полез исследовать что же там в центре, скрипя сердцем за ним, через крапиву полез и я. В центре была почти высохшая лужица правильно круглой формы, вероятно, раньше было озерцо. Фотоаппарата у нас с собой не было, а второй раз, когда шли с рюкзаками - мы туда не полезли. Так вот по данным моего GPS – церковь должна находиться, где то в приделах этой аномальной зоны, с учётом погрешности… Мы выбрались через крапиву из этой зоны на дорогу, примеченную мной ранее и пошли по ней на юго-восток, дорога почти исчезла, когда мы вышли на какую то полянку пройдя метров 200. Осмотрелись – церкви нет… Уже было хотели поворачивать назад, как вдруг я заметил какое то цветущее белыми цветами дерево, но эти цветы были как бы на втором плане дерева и двигались относительно него.. Я пригляделся, подошел поближе и… взглянув в верх увидел купол… Храм был просто огромный, его стены местами сливались с небом, он был окружен деревьями, так что его почти не было видно. Мы вернулись на место привала, забрали наших и пошли к церкви уже все вместе. Полазили по церкви, посмотрели… несмотря на то, что мы её нашли – настроение было ужасное – сказывалась нехватка воды, усталость и обилие гнуса – поэтому никто церковь не сфоткал. Из той воды, что оставалась у Пашки с Ольгой – сделали картофельное пюре – поели. Кстати около той церкви стоит столик и скамейка. Решили, что пора уже заняться основательными поисками воды, так как пить больше было нечего.

18.30 Отправляем Олега и Нияза на поиски воды. Я с Анютой беру топор и иду копать яму на одной из колеи дороги, где раньше была лужа… прокопал около 40см – тщетно, песок закончился – пошел слой глины, а воды – нет! Через полчаса вернулись ребята – тоже ничего. Собрались – уходим, в поисках воды и места для ночлега. Двигаемся в сторону озера Кендур (т.к. маршрут предполагал движение до ст. Костерово или Петушки). Минут через 40 встречаем болото… делать нечего набираем коричневую из за торфа воду, тут же фильтруем её через полотенце и идём дальше – искать место для стоянки на ночь. Проходим через сосновые боры – там корабельные сосны достигают высоты около 30 метров – красота. Идём через лес и выходим на поле.

21.40.В одном из отчётов я читал, что туристы в этой местности видели заброшенный колодец на краю поля. Мы выходим из леса и… Я ВИЖУ КОЛОДЕЦ – идём к нему… ВОДА!!! Останавливаемся. Пашка привязывает к 10-ти литровому кану верёвку – набираем воды… Чёрт! Тухляк… Делать нечего, там же, около дуба, небольшой рощицы молодых берёз и как не странно столика и скамейки (таких сооружений мы встретили около 5ти… зачем они в глухих местах?...) - разбиваем лагерь – Пашка с Ольгой уходят на разведку, взяв с собой телефон и один GPS. Разводим костёр, ставим палатки, кипятим торфяную воду…

22.20. Темнеет… в лесу – так и вовсе – ночь… Ребята ещё не вернулись, Пашкина мобила не отвечает … Начинаем кричать – отзывается только эхо. Звоню опять – дозвонился. Пашка говорит, что придут минут через 20… Через 10 мин. Олег с Ниязом пошли ещё кричать – чтоб ребятам нас было удобнее искать – Ольга и Пашка отозвались…

По приходу они рассказали, что дорога, по который мы думали идти к Кендуру – исчезает километра через 2.

Собрались у костра – попили чаю с печеньями, хотя вода и без заварки похожа на чай… Настроение паршивое, пить хочется, комары жрут, устали. Стемнело, я залез в палатку, Ольга достала бутылочку винца, ребята её употребили, покормили комаров и разошлись по палаткам. Мы с Анюткой спали плохо – всё время чесались – аллергическая реакция кожи на репилент… Уснули – только под утро… Олегу и Ниязу повезло меньше всего – в их палатке были огромные щели, в которые просачивались тучи комаров. Ночью прошел небольшой дождичёк.

День второй.

10.20 утра. Смотрю на Анютку – уже встала, я тоже - оделся, вылез из палатки. Пить нечего… Олег с Ниязом выспались хуже всех, под утро так и вовсе вылезли из палатки, накрылись, кто чем мог и уснули – ребята ходили жутко сонные. Встали Пашка с Ольгой. Паша сразу взял канн и пошел за водой, ко вчерашнему болоту. Я с Анюткой пошел в противоположенную сторону – на поле, походили, полазили по кустам, нашли распаханный участок (непонятно кем и зачем он был вспахан, до ближайшей деревни около 20км по азимуту!) Вернулись ни с чем, воды там не было…

Развели костёр, подошёл Пашка… Воду уже не фильтровали - просто прокипятили. Сварили суп. Сделали чай. Ольга достала кофе 3 в 1. В общем - шиканули. Оставшуюся воду разлили в две 1.5 литровые бутылки.

12.30. Начали сворачивать лагерь. Продумали дальнейший путь. Солнце уже во всю печёт, жара.

13.20. Вышли. Решили, что будем идти 40 минут с привалами по 10-15 минут. Первую 40ка минутку прошагали бодро: вернулись немного назад по вчерашней дороге, а потом свернули на развилку до Костеровского тракта (по крайней мере по направлению к нему).

До тракта мы дошли с двумя перерывами. Сколько же радости было, когда мы его нашли. Вышли на дорогу – наконец то! Чуть-чуть прошли – увидели пожарный канал с почти чистой водой – бросились к нему, о таком мы и мечтать не могли. Пить конечно не стали, но зато умылись. Проехала машина. Пройдя метров 100 от воды - залетели охотника с собаками у машины. Идём дальше. Через полтора часа пути опять началась черника и земляника – сделали внеочередной привал. Наелись досыта – и пошли дальше. Вот уже и тот поворот, по которому мы вчера ушли на церковь, а за ним чуть дальше уже и поворот на Мищеронь – последние два километра идём бодро с одними лишь мечтами о той колонке, из которой мы пили в начале пути. Я предлагаю остановиться около лесничества и спросить у лесника воды.

16.00.Останавливаемся. Я иду за водой. За домиком лесника – огород, в нём копошиться бабулька, я вижу колодец! Спрашиваю, можно ли набрать воды – говорят – “да”. Передо мной колодец – ведро, цепь, штуковина, на которую цепь наматывается, я – человек, проживший всю жизнь в городе, в деревне бывавший всего четыре раза, устройствами типа колодец\ведро\цепь пользоваться не умеющий J

Опускаю ведро в колодец – оно плавает, не тонет… Я взялся за цепь – поводил ведро по кругу – не тонет… Я подёргал цепь вверх\вниз, ведро – не тонет. Увидав мои навыки обращения с ведром, подошёл лесник, сказал, что ведро надо кидать в колодец кверху дном – тогда утонет. Достаю воду – напился прям из ведра, набрал две бутылки, как раз подошла Анютка – глаза на лбу – ВОДА!!! Потащили воду ребятам – все утолили жажду, почти сутки мучений без воды закончились. Набрали ещё воды из колодца – встали на привал на соседней поляне и впервые за весь поход нормально поели и попили чай.

18.30. Настроение у всех приподнятое, прошлые сутки без воды уже вспоминаются как интересное приключение, довольно бодро обсуждаем прошедший поход.

20.00. Собираемся, идём через Мищеронь на конечную станцию. На одной из улиц пробегает толпа ребятишек, смотрят на нас, смеются. Один мальчонка, смотря на наши рюкзаки, спрашивает: “А вы что, туристы?”, на что получает весьма бодрый ответ: “НЕТ! Картошку п*здим!”. В Мищерони садимся на 32 автобус до Шатуры, проезд стоит 32 рубля, за багаж – 24 рубля. Едем. Народ кстати в тех местах удивительно доброжелательный, после Москвы даже как то не по себе.

21.20. Уже в Шатуре, покупаем билеты до Москвы. Я с Анюткой ушел, в какой то ларёк (он же паб, он же пивная, рюмочная и т.п.), чтоб купит воды и чего-нибудь пожевать. Подошёл мужик (с виду алкаш-алкашом):

-Ребят, сигаретки не будет?

-На.

-А прикурить не найдётся?

-Держи!

-А рубля не будет… Конечно надо полтора…

Последняя фраза нас добила. Дали ему три рубля, за что получили огромное спасибо, и много пожеланий о здоровье.

21.49.Около вокзала встретили трёх туриков – рыболовов, тоже возвращались домой. Т.к. у тех ребят была гитара – сели с ними в один вагон, поиграли в карты, послушали песни, обсудили поход… В итоге когда подъезжали к Люберцам, весь вагон уже пел, кто то танцевал, а в тамбуре все делились свежими и не очень анекдотами.

Для первого похода, скажу вам – весьма неплохо, мне всё понравилось, да и ребятам тоже. Огромное спасибо Пашке и Ольге, не знаю, что бы мы там делали без таких хороших людей и опытных туряг, как они!

2006-08-08 15:48:14 | Weft | E-Mail
Илья, а трек и точки скинуть можешь?

2006-11-16 21:31:57 | Буказоид | E-Mail
Были мы в этих местах в мае. Уж с чем, с чем, а с водой проблем не было - полдня по пояс в воде ходили. GPSом не ползовались, но юзеры карты и компаса опытные, уверен, что поляна была та же, но церковь так и не нашли. Место действительно жутковатое, и пашня там и в мае была, похоже, круглогодичная она.

2006-11-12 17:47:02 | Алексей. | E-Mail
Введите здесь текст вашего комментария Я в своё время мечтал побывать в тех краях.....Не бось и церковь та что на общих картах и болота и озёра и аномалии....
Не сутьба..Я правда больше Рыболов .

2006-12-18 01:19:12 | Илья | E-Mail
Да я и сам рыболов и спелеостолог и турист :) По весне думаю выделить денька 3 сходить ещё раз в те места.

2007-06-12 20:10:41 | Хэннэсс | E-Mail
Мы ходили по этому маршруту с 10 по 11 июня сего года, искали церковь. Все то же, что и у вас. За исключением того, что из пятерых человек - трое новичков, но с большим энтузиазмом. Воды было вдосталь. Сначала мы перли по GPS (никогда не покупайте коммуникатор ETEN G500 с GPS- хрень. Мы так и не смогли забить в него конечные координаты. зато местоположение он показывал исправно) , но потом послушались местного аборигена и поперли без него. Оказалось зря. Кстати в этом районе ДВЕ церкви и обе заброшены, одна из них действительно обозначена почти на всех картах. Зато другая нет и именно она, я думаю, находится по указанным вами координатам. Послушавшись местного, мы прошли километров 10, не найдя ничего кроме роёв комаров и мошек (слепни попадались всего лишь десятками). Вспомнили о GPS, как оказалось мы удалились от конечной точки на 5-6 км к северу-северовостоку. Нас провели. Надо сказать, что "москитки" были только у нас, имевших некоторый опыт походов. Новички их не имели. Как и репелента. Бедняги стойко переносили все тяготы и лишения, Офицеры как никак, но энтузиазм потихоньку падал. Ладно идем по координатам. Внезапно дорога кочилась, как обрезало, зато есть тропа и нам в ту же сторону. По GPSу осталось километра 4. Эта тропа завела нас в болтце, которое мы пытались с ходу форсировать. Когда слега с человеческий рост ушла вниз ВСЯ, мы поняли что нам в том направлении ничего не светит. День близился к вечеру, мы шли уже 6 час, когда мы обошли болото и вышли к тому месту... где мы встретили того аборигена. Никогда не забуду его хохму. Мы решили разбить лагерь в стороне от дороги, поесть наконец и отдохнуть. Ночью лес гудел мириадами комариных крылышек. Обратный путь, был не так интересен, зато мы вдоволь налюбовались окрестностями, ибо место и впрямь красивое, знатное. Мимо протопали трое с рюкзаками, пенками и палаткой. В ШОРТИКАХ и ФУТБОЛКАХ. Посмеиваясь мы вошли в Мищеронь. У магазина с бутылкой пива в руках мы выслушали местную легенду о церкви. Мол там захоронена наградная золотая шпага с бриллиантами 1812 года и поэтому там все перерыто-перекопано. Посмеялись и пошли на автобус. Из этого похода я вынес следующее:
1) Поход должен лучше оганизован. Мы и вправду собирались в него спустя рукава.
2)На карты, спутниковую навигацию денег не жалеть, скупой платит дважды.
3) Снаряжение собирать надо всем вместе, одновременно. Тут и отсутствие москиток и репелента. Рюкзаки забитые продуктами на взвод, у некоторых наших товарищей. Часть продуктов пришлось оставить у деревни. КАНы оказались у КАЖДОГО.
4) По наблюдениям - лучшая машина в этих местых это УАЗ

P.S. Если пойдете в эти места, не повторяйте наших ошибок!
И будте ОСТОРОЖНЫ с огнем. Места торфяные. Соорудить пожарчик на пару десятков гектар раз плюнуть.