рассвет

ОТЧЕТ о горном походе VI (шестой) к. с. по Алтаю

ОТЧЕТ
о горном походе VI (шестой) к. с.,
совершённом с 27 июля по 16 августа 1999г.
по Алтаю группой туристов
Cанкт-Петербургского Государственного Университета
под руководством Гудкова М. Г.

Карты похода

Хребтовка (размер файла составляет 160К)

Сведения о районе похода

Краткая туристская характеристика

Северо-Чуйский хребет является одним из трех основных горных массивов Алтая. Подъезды в этот район менее сложны, чем на Катунский и Южно-Чуйский хребты. Туристов сюда привлекает близкое сочетание дикой лесной природы и стройных гор. Особенно широкой известностью пользуется красота Шавлинских озер. Здесь особенно много кедровых деревьев. В спокойную погоду в Нижне-Шавлинском озере отражаются гордые вершины Красавица и Сказка. Между ними находится единственный перевал 3Б - Зеркало Красавицы. Высшая точка района - пик Маашей - 4172 м.

Наличие большого количества перевалов различной категории трудности позволяют совершать горные походы любых категорий сложности. Погода, как и везде на Алтае может быть плохой в течение длительного времени. Поэтому неплохо иметь резервные дни и запасные варианты.

Транспортная характеристика

Из г.Горно-Алтайск ходят рейсовые автобусы в поселки Акташ, Кош-Агач и Усть-Улаган. Расписание и цену билетов можно посмотреть в Интернет на Алтайских сайтах. Кроме того, большой группе не составляет никакого труда арендовать автобус прямо на ж/д вокзалах Барнаула или Бийска.

Справочные сведения о походе

Нитка маршрута

Поселок Чибит - р. Чуя - р. Маашей - р.Каракабак - пер. Больших Спортсменов (п/п, 3А, 3500) - лев. Приток р.Маашей - р. Маашей - лед. Пр. Маашей - пер. Клещ (п/п, 2А, 3400) - лед. Маашей - пер. 60 лет Октября (3А, 3700) - траверс пика Маашей (3Б, 4172) - пер. Маашей - Абыл-Оюк (3А, 3400) - лед. Лев. Маашей - пер. Верх. Шавлинский (2А, 3415) - р. Шавла - р. Ештыкол - пер. Орой (н/к, 2229) - пос. Чибит.
Продолжительность - 20 дней.
Протяженность - 168 км.
Заключение по заявочным материалам дала МКК СПбОФТ ( 178 - 00 - 56665550) 14 июля 1999 г.

Состав команды

Итого: 20 дней, 168 км.

Описание маршрута

Пос. Чибит - р.Чуя - р. Маашей - лед.Маашей

От пос.Чибит по грунтовой дороге на правом орографически (ор.) берегу реки Чуя до моста через Чую в устье р. Маашей (фото 1) - около пяти часов чистого ходового времени с тяжелыми рюкзаками. Место для ночевки лучше выбирать на левом берегу р.Маашей, т.к. в р.Маашей вода заметно чище.

Фото 1. Мост через р.Чуя в устье р.Маашей.

Фото 2. Начало подъема по долине р.Маашей.

Подъем по долине р.Маашей до самого ледника проходит по левому ор. берегу реки. Через 50 минут подъема по крутой лесной дороге (фото 2) мы вышли на пологую травянистую террасу. Где-то в середине этого поля на берегу реки Маашей есть ферма. Пройдя минут 30 по полю и еще 20 по лесу, дошли до поворота основной дороги направо вверх на Моховое плато. От этого поворота прямо вдоль долины р.Маашей метров 200 до коша в хорошем состоянии, откуда начинается подъем в долину р.Каракабак. Примерно от этого коша мы носили заброску до места впадения ручья из под южного склона пер.Больших Спортсменов в р.Маашей.

От коша до реки Каракабак - 30 минут с нетяжелыми рюкзаками. Далее 30 минут до небольшого левого притока р.Маашей и еще 40 до северного берега озера Маашей (фото 3). В 1999 году в долине р.Маашей было только одно озеро - с отметкой высоты 1984 на карте двухкилометрового масштаба. Обход озера по западному берегу - 30 минут и еще 15 до места заброски.

Фото 3. Группа на северном берегу оз.Маашей.

Дальнейший путь по долине мы проделали после первого кольца с достаточно тяжелыми рюкзаками. До крупного левого притока часа 1,5 ходового времени и еще примерно столько же до языка ледника, где мы оставили очередную заброску.

Перевал Больших спортсменов (п/п, 3А, 3500)

Перевал соединяет ледник Каракабак с левым притоком р.Маашей (с этого притока через перевал Счастливый (3А) можно попасть на Нижне-Шавлмнское озеро. Перевал - снежно-ледово-скальный. Северный склон - широкий снежно-ледовый, южный - неширокий снежно-скальный кулуар. Имеет туристский смысл для небольшого спортивного кольца. Очень красивы озера в верховьях р.Каракабак и на левом притоке р.Маашей.Подъем по р.Каракабак лучше начинать не вдоль реки, а от коша недалеко от поворота дороги вверх на Моховое плато. От этого коша грунтовая дорога ведет до верхнего коша - 20 минут ходового времени. Далее мы пошли по тропе, траверсируя северный борт долины р.Каракабак (фото 4). Часа через 2 тропа практически сошла на нет и мы спустились к реке. Вдоль реки шли еще час до нижнего озера, которое находится уже выше зоны леса (фото 5). Мимо цепочки из красивых озер и, далее по моренным завалам, (здесь лучше перейти к правому ор. борту долины) до языка ледника около 2,5 часов хода. Ночевать лучше не доходя километра 1,5 до языка на больших галечных полях у правого ор. борта. Они находятся в углублении, где течет ручей и издалека не видны.

Фото 4. Группа в долине р.Каракабак.

Фото 5. У нижнего озера в долине р.Каракабак.

Фото 6. Вид на восток с лед.Каракабак.

Подъем по пологому леднику к подножию перевального взлета занимает минут 40. Слева по ходу видны две непростых седловины (фото 6).Интуитивно кажется, что, вряд ли, это хорошие перевалы. На фото 7 запечатлена панорама верховьев лед.Каракабак. В правом углу известный перевал Каракабак (2Б), прямо на юг - три снежно-ледовые седловины примерно одинаковой сложности с этой стороны - все они возможны в качестве нашего перевала. Выбираем среднюю седловину, потому что на восточной видно много скал, а хочется на спуске иметь тоже снежно-ледовый склон или кулуар пошире, на самую западную путь подлиннее, чем на среднюю, и, в крайнем случае, со средней на западную не очень сложно перейти верхом.

Фото 7. Панорама в верховьях лед.Каракабак.

Начало подъема по снегу крутизной до 30 градусов - минут 20. Затем с попеременной страховкой через ледобуры по льду и снегу крутизной 30-35 градусов метров 300 - 1,5 часа (фото 8-10). Последние 250 метров имеют крутизну 40-45 градусов - перила на ледобурах, первый шел с фифами. Время движения всей группы часа 2.

Фото 8. Начало подъема на пер.Больших Спортсменов.

Фото 9. Подъем на пер.Больших Спортсменов.

Фото 10. Подъем на пер.Болших Спортсменов.

Фото 11. Группа на пер.Болших Спортсменов.

Фото 11. Группа на пер.Больших Спортсменов.

Седловина перевала скально-осыпная неширокая. Ночевка возможна на снежно-ледовом перегибе чуть выше седловины, но не очень удобная. Тур сложили на обломке скалы в центре седловины (фото 11). С перевала видны вершины Карагем-Баши, Маашей, перевал Счастливый (фото 12).

Фото 12. Панорама при спуске с пер.Больших Спортсменов.

Весь путь спуска с перевала не виден: неширокий снежный кулуар крутизной 40 градусов через 150 метров сужается и поворачивает направо. Чувствуется, что перепад высоты дальше еще значительный, поэтому там может быть крутой скальный участок с водопадом. Разведка соседнего кулуара показала, что в него можно спуститься дюльфером 80 метров по почти отвесной стенке разделяющего гребня. Подъем на этот гребень пешком - траверсом с седловины перевала (фото 11). Соседний кулуар более широкий снежный крутизной 35-40 градусов, по всей видимости, должен привести до выполаживания склона. Поэтому мы решили спускаться в соседний кулуар. От седловины перевала до разделяющего гребня 80 метров - 10 минут. Две веревки дюльфера до снежного кулуара, еще две вниз по кулуару и далее пешком до дна долины - 3 часа. На скалах оставили две петли.

Фото 13. Вид на пер.Больших Спортсменов с юга.

Теперь о том, как надо было делать. На фото 13 видно как эти два описываемых кулуара сливаются в один. Также хорошо видно, что в кулуаре идущем прямо с нашей седловины есть скальный участок, но протяженность его едва ли превышает 10 метров. Поэтому мы рекомендуем ходить сразу кулуаром на седловину перевала. На фото 13 не видно, но во втором кулуаре тоже есть скальный участок и несколько круче, чем в первом. Его можно увидеть на фото 14, сделанном с некоторого удаления.

По фото 13 и 14 можно оценить перспективность всех трех указанных выше седловин. Восточная седловина с юга имеет крутой скальный участок метров на 200, а на западную седловину ведет достаточно широкий (метров 60) снежно-ледовый склон крутизной градусов 40-45 и протяженностью метров 400.

Фото 14. Вид с юга на три возможные седловины в районе пер.Больших Спортсменов.

Фото 15. Вид на пер.Счастливый при спуске с пер.Больших Спорсменов.

Заночевали мы сразу под перевалом на полузакрытом леднике (фото 13 - с места ночевки). Дальнейший спуск по пологому открытому леднику и осыпям - 30 минут до впадения в нижний ледник и еще 20 до языка нижнего ледника (фото 15). Далее по осыпям 40 минут до красивого озера (фото 16) и еще 40 до начала крутого сброса в долину р.Маашей (фото 17). Прохождение сброса по осыпи и траве по левому берегу ручья - 20 минут. В месте впадения ручья в р.Маашей - хорошие места для ночевки на галечных отмелях (фото 18).

Фото 16. Озеро при спуске с пер.Больших Спортсменов. Фото 16. Озеро при спуске с пер.Больших Спортсменов.

Фото 17. Место впадения ручья из-под пер.Больших Спортсменов в р.Маашей.

Фото 18. Вид на г.Карагем из долины р.Маашей  (место впадения ручья из-под пер.Больших Спортсменов).

Фото 18. Вид на г.Карагем из долины р.Маашей (место впадения ручья из-под пер.Больших Спортсменов).

Перевал Клещ (п/п, 2А, 3400)

Перевал находится в отроге, отделяющем ледник правый Маашей от основного ледника Маашей. Этот отрог идет на запад почти от вершины Актру. Узкий ледовый кулуар между началом отрога и вершиной Актру называется перевалом Актру.

Описание дается при прохождении с севера на юг.

Перейти реку Маашей у языка основного ледника Маашей легче всего по леднику в кошках. От языка подъем в висячую долину Правый Маашей занимаем 50 минут. Отсюда открывается вид в долину левый Маашей и на перевалы Надежда и Маашей-Абыл-Оюк (фото 19).

Фото 19. Вид на перевалы Маашей - Абыл-Оюк и Надежда из долины р.Пр.Маашей.

Фото 20. Под языком лед.Пр.Маашей.

Далее пологий подъем по осыпям левого ор. берега реки до языка ледника Пр.Маашей занимает еще час (фото 20).

Язык ледника периодически простреливается камнями с левого ор. склона. Поэтому мы перепрыгнули реку по камням (фото 21) и поднялись на ледник по осыпям правого ор. борта долины (1 час) (фото 22).

Фото 21. Переправа через реку Пр.Маашей.

Фото 22.  Обход языка лед.Пр.Маашей по осыпи.

Фото 22. Обход языка лед.Пр.Маашей по осыпи.

Далее движение в кошках по открытому леднику (фото 23, 24) 1 час до начала ледопада на левой ор. ветви ледника (фото 25).

Фото 23. Подъем по лед.Пр.Маашей.

Фото 24. На леднике Пр.Маашей.

Фото 25. У подножия ледопада на лед. Пр.Маашей.

Прохождение несложного ледопада (полузакрытый ледник) в связках 40 минут и еще полчаса до верхнего цирка. Отсюда хорошо видны несколько седловин на лед.Маашей (фото 26) и перевал Аксу (фото 27).

Фото 26. Подъем к пер.Клещ.

Фото 27. Вид на пер. Аксу с запада.

По плану мы должны были идти первал Аксу и потом перевал Маашей. С плато на пер.Аксу ведет ледовый кулуар шириной метров 10-15 и протяженностью метров 200, под ним еще метров 200 ледового склона. На фото 27 видно, что лед в кулуаре и под ним даже черный от следов падающих камней. Оценив периодичность падения камней минут в 15 (может быть, такая большая частота была связана с дождем), мы решили сохранить себя для будущих поколений и первопройти перевал в отроге, прямо на ледник Маашей. Поскольку мы уже находились ближе к самой восточной седловине из нескольких видимых (см. фото 26), то разведка вышла сначала на эту седловину. Спуск показался несложным, осыпным, почти полностью просматривающимся. Спуск с соседней, ближе к западу, седловины казался менее осыпным и более скальным. Самую западную - наиболее низкую седловину мы не посещали.

Фото 28. Группа на седловине пер.Клещ.

Подъем из верхнего цирка из-под пер.Аксу до седловины пер.Клещ по пологому закрытому леднику занял 20 минут. Тур мы сложили в 100 метрах восточнее седловины на небольшой осыпной вершинке (фото 28), потому что, как нам показалось, лучше спускаться отсюда, забирая влево, а не с седловины прямо вниз по кулуару.

Спуск по средней осыпи (фото 29) с небольшими участками простых разрушенных скал до ледника Маашей занял около часа. Несколько раз мы переходили из одного осыпного кулуара в другой по несложным скалам. В нескольких местах кулуары сужались, крутизна увеличивалась - здесь приходилось спускаться свободным лазаньем по несложным скалам. К сожалению, погода совсем испортилась и из-за плотного облака, мы не смогли оценить перспективы спуска с других седловин. Единственную фотографию этого склона мы сделали при подъеме на пер. 60 лет Октября (фото 30).

Далее спускались по открытому леднику минут 30 до большого мелкогалечного поля между языком правой ветви основного ледника Маашей и его центральной ветвью (на картах нарисован единый ледник без этого разрыва, так что для нас это был просто подарок, хотя, может быть, левая половина ледника и едина под мореной). На этом пути лучше придерживаться срединной морены.

Перевал 60лет Октября (3А,3700)

Перевал находится в главном хребте Северо-Чуйских белков и соединяет ледники Маашей и ледник левого притока р.Абыл-Оюк. Описание дается при подъеме с севера. От языка ледника Маашей подъем по пологому открытому леднику до большого мелкоосыпного поля между центральной и восточной ветвью ледника занимает часа полтора (фото 31). При этом приходится отклониться от кратчайшего пути на перевал влево по ходу минут на 15 лишних. Вполне можно ночевать перед взятием перевала и под нижним языком ледника Маашей. От места ночевки на этом поле до начала ледопада - 15 минут (фото 32). Нижняя часть ледопада проходится просто в кошках до широкой трещины, перекрывающей весь ледопад (40 минут) (фото 33-34). Эта трещина - основное препятствие перевала. Первый участник без рюкзака с фифами спустился на дно трещины, заваленное ледовыми глыбами, и поднялся по наклонному отвесному острому ребру на верхний край трещины (фото 35). Потом он повесил два конца веревки по 15 метров в другом месте, куда можно было легче подойти снизу. Хотя в этом месте верхний край трещины нависал (10-12 метров отрицаловки), тем не менее, подниматься с помощью стремени и жумара по двум параллельным веревкам быстрее и легче было здесь, чем по острому наклонному ребру. Преодоление трещины заняло часа полтора (фото 36).

Фото 31. На центральной ветви лед.Маашей.

Фото 32. Вид на пер.60 лет Октября с лед.Маашей.

Фото 33. В нижней части ледопада пер.60 лет Октября.

Фото 34. В районе большой трещины на пер. 60 лет Октября.

Фото 35. Подъем первого на верхний край большой трещины.

Фото 36. Преодоление большой трещины на пер.60 лет Октября.

Через 50 пологих метров была другая трещина - попроще. Обошлись 1 перильной веревкой (10 метров вверх 70 градусов и 10 метров по горизонтали по разрушенному верхнему краю трещины). Метрах в 100 дальше пришлось прыгать через трещину с веревочной страховкой, после чего до самого перевального плато несложное лавирование между трещинами в связках по закрытому ледопаду. Последние 400 метров до выхода на плато - ровный снежный склон крутизной 20 -25 градусов. Время движения от сложной трещины - 2,5 часа.

По нашему мнению с перевального плато можно спуститься как на ледник левого притока р.Абыл-Оюк (такое описание мы читали в Бийске) так и на ледник Карагем (может быть так еще никто не ходил). Косвенным подтверждением этому служат фотографии, сделанные при траверсе г.Маашей.

Траверс г.Маашей (3Б, 4172)

Здесь дается описание траверса г.Маашей от перевального плато пер.60 лет Октября до седловины пер.Маашей-Абыл-Оюк.

К востоку от г.Маашей простирается обширное снежной плато, ограниченное с севера достаточно крутым гребнем, поднятым над плато. К югу с плато можно спускаться в нескольких местах - почти везде без предварительного набора высоты (см. дальнейшие фото). Основная масса льда с плато стекает на ледник Маашей по склону перевала 60 лет Октября.

От места ночевки на этом плато в районе перевала 60 лет Октября (фото 37) за три часа мы подошли к началу подъема на южный гребень г.Маашей . Движение в связках по пологому снежному полю (фото 38). С плато на г.Маашей можно подниматься и по восточному гребню, но по южному проще (фото 30).

Фото 37. Лагерь на плато в районе пер.60 лет Октября.

Фото 38. На плато восточнее г.Маашей.

После трех дней снегопадов выпало около полуметра свежего снега. Поэтому мы поднимались на гребень пешком в связках по склону крутизной градусов 40-45 и протяженностью метров 100 (30 минут). Под снегом лед - движение в кошках. Далее по гребню в связках местами с попеременной страховкой через ледорубы 300 метров до вершины - 40 минут, крутизна в среднем градусов 20, гребень широкий.

Фото 39. Вид на г.Маашей с восточного плато.

Вершина - снежный острый гребень, вытянутый с запада на восток. На север гребень обрывается почти отвесно, небольшие карнизы. Открывается панорама окрестных гор километров на 200 (фото 40-41). К сожалению, к моменту выхода на вершину появилось достаточно много туч. Во время подъема по южному гребню вид на Южно-Чуйские белки был лучше - фото 42.

Фото 40. Гудков Михаил на г.Маашей.

Фото 42. Вид на Южно-Чуйский хребет с южного гребня г.Маашей.

Фото 41. Панорама с вершины Маашей.

Спуск на запад по острому снежному гребню с небольшими карнизами на север. Движение все время по более пологой южной стороне. Мы применили тактику провешивания перил на ледобурах. Хотя крутизна гребня вдоль направления движения и небольшая - в среднем 20 градусов, короткие участки до 50; двигаться в связках с попеременной страховкой не хотелось, потому что даже пологая южная сторона гребня имеет крутизну градусов 40-60, а на гребне - лед. Наиболее сложные первые 100 метров от вершины (фото 43). На пути есть две или три предвершины, лишь немного ниже главной вершины (это надо иметь в виду при радиальном восхождении с запада) (фото 44-45).

Фото 43. Начало спуска с г.Маашей.

Фото 44. Предвершина г.Маашей с запада.

Фото 45. На спуске с г.Маашей.

Провесив 18 веревок, мы попали на практически горизонтальную площадку метров 50 в диаметре (3,5 часа). С ее края уже виден весь дальнейший спуск до седловины перевала Маашей - Абыл-Оюк (фото 46). Повесив еще 5 веревок по широкому ледовому склону, крутизной градусов 40 (1 час), мы пошли дальше пешком и за 20 минут спустились на седловину перевала Маашей - Абыл-Оюк (фото 47).

Фото 46. Вид на седловину пер.Маашей - Абыл-Оюк с горизонтальной площадки на западном гребне г.Маашей.

Фото 47. На седловине пер.Маашей - Абыл-Оюк.

Перевал Маашей - Абыл-Оюк (3А, 3400)

Перевал расположен в главном хребте между вершинами Маашей и Надежда и соединяет ледники Лев. Маашей и Абыл-Оюк. Описание дается только на спуск с перевала на лед. Лев. Маашей.

Перевальная седловина - небольшая скальная гряда на большом снежном поле (фото 46-47). Спуск - слабо разорванный снежно-ледовый склон примерно одинаковой крутизны - 35-45 градусов и протяженностью метров 900 (фото 48).

Фото 48. Вид на пер.Маашей - Абыл-Оюк с лед.Лев.Маашей.

Первые 100 метров, где снежное перевальное поле постепенно переходит в склон, можно пройти пешком в связках. Лучше забирать немного влево, к скалам, т.к. там склон менее разорван. Путь спуска можно посмотреть на фото 48. Было повешено 23 веревки по 40 метров. Для сдергивания использовался самовывинчивающийся ледобур. Общее время спуска группы до выполаживания - 6 часов. Далее по открытому леднику 30 минут до пологих галечных площадок на левобережной морене (их хорошо видно с перевала).Спуск до языка основного ледника Маашей проходит сначала по левобережной морене, затем ближе к правому борту (главное обойти озеро справа по ходу, чтобы потом не надо было переправляться через реку). Озеро находится в нижней части висячей долины. Этот путь может занимать около 2,5 часов чистого ходового времени.

Перевал Верхне-Шавлинский (2А, 3415)

Расположен в северном отроге Северо-Чуйского хребта севернее вершины Надежда и соединяет ледник Лев.Маашей с озером Верхне-Шавлинское.

От ночевок на левобережной морене лед. Лев.Маашей под пер. Маашей - Абыл-Оюк подъем под перевальный взлет по осыпям и некрутому открытому леднику - 50 минут.

Взлет - разрушенные скалы со снежным кулуаром слева по ходу (фото 49). Первые две трети взлета мы прошли пешком по разрушенным скалам, затем по снежному кулуару. Время подъема - минут 40.

Фото 49. Группа под перевальным взлетом пер. Верхне-Шавлинский.

Седловина - разрушенные скалы, тур в центре. Ночевка возможна на снегу, спустившись метров 40 на запад. Спуск сначала 15 минут по пологому закрытому леднику (движение почти на север), затем на запад по осыпям один час до развилки долины (фото 50) и еще часа 1,5 до красивого озера с травянистыми берегами (фото 51). Немного ниже озера с большого травянистого поля открывается вид на вершины Красавица и Сказка с перевалом Зеркало Красавицы между ними (фото 52). От озера до озера Верхне-Шавлинское 1 час спуска по траве и кедровому лесу (фото 53). Хорошие ночевки в лиственничном лесу выше озера. Много красной смородины, грибов и кедровых орехов.

Фото 50. Долина на спуске с пер.Иерхне-Шавлинский.

Фото 51. У озера на спуске с пер.Верхне-Шавлинский.

Фото 53. Над озером Верхне-Шавлинское.

Фото 52. Вид на вершины Сказка и Красавица при спуске с пер.Верхне-Шавлинский.

Река Шавла - р. Ештыкол - пер.Орой(н/к,2229)

Озеро Верхне-Шавлинское можно обойти по любому берегу - 30 минут. Далее по тропе правого берега (фото 54) до Нижне-Шавлинского озера - 1 час. Обход озера справа - 30 минут. Затем по тропе правого берега до р.Ештыкол - 3,5 часа. Место слияния р.Ештыкол и Шавла достаточно пологое и тропа плавно поворачивает, не доходя р.Ештыкол.

Фото 54. На тропе между Верхним и Нижним Шавлинскими озерами.

Подъем по левому орографически берегу р.Ештыкол до р.Шабага - 2 часа. Отсюда до пер.Орой - 3,5 часа чистого ходового времени по хорошей тропе. Перевал сильно заболочен (фото 55). Через перевал идет грунтовая дорога, которая сразу за перевалом поворачивает направо, переходит через отрог (500 метров без изменения высоты ) до коша в соседней долине (это и есть долина ручья Орой) и идет дальше через хребет в долину р.Маашей.

Фото 55. На пер.Орой.

Фото 55. На перевале Орой.

Итоги, выводы, рекомендации

Группа осталась, в целом, довольна походом. Практически постоянным составом мы ходили уже в третью "шестерку", каждый раз в новый район. Северо-Чуйские белки запомнились нам двумя интересными первопрохождениями, видовым траверсом и кедровым лесом в районе Шавлинских озер.

К сожалению, пришлось отказаться от последнего запланированного кольца: пер.Зеркало Красавицы и пер.Мечта. Потерянные из-за непогоды 4 дня до этого (продуктов было только на 2 запасных дня) плюс не предвещавшая ничего хорошего погода к моменту нашего выхода на Верхне-Шавлинское озеро (что в последствии полностью оправдалось) привели нас к решению отказаться от этого кольца.

Также был изменен маршрут на втором кольце - вместо перевалов Аксу и Маашей - сделан первопроход перевала Клещ, что было вызвано откровенной камнеопасностью западного склона перевала Аксу. Наверное, безопаснее и может быть проще идти прямо через вершину Аксу.

В общем, мы рекомендуем район Северо-Чуйских белков для проведения горных походов любой категории сложности.

2006-12-07 14:39:12 | Rad | E-Mail
У кого-нибудь есть полная версия хребтовки, приведенной в отчете?

2007-09-05 11:49:55 | Pavel | E-Mail
wiki.risk.ru/index.php/Северный_Чуйский_хребет
можно здесь посмотреть

2007-07-09 22:08:57 | Asenok | E-Mail
www.vgorah.narod.ru/HTMLs/mapwea.htm
Вот здесь есть хребтовки Алтая, всех трех хребтов. Чуть пониже там посмотрите.

2013-02-17 08:27:51 | Вася | E-Mail
простите, а шестерка то тут откель?