стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Отчет о лыжном туристском походе ПЕРВОЙ категории сложности в районе Колвицких Тундр (Кольский п-ов)

Отчет о лыжном туристском походе
ПЕРВОЙ категории сложности
в районе Колвицких Тундр (Кольский п-ов)

Руководитель: Попова Екатерина.

Принятые в тексте сокращения:

• ГЗЛ - граница зоны леса
  • ГТЛ - глубина тропления лыжни

1. Общие сведения о походе.

Маршрут:
Пос.Колвица - г.Домашняя - г.Белая - исток ручья Вонючий - траверс склона г.Круглая - г.696 м. - оз.Круглое - г.Плоские Тундры - оз.Белое - перевал через Верес-Тундры - оз.Лувеньгское - оз.Бол.Глубокое - г.Рисовская Иолга - ущ.Темные Озера - траверс хр.Елки-Тундры через в.Баранья Иолга - перевал между г.Избная Иолга и г.Белая - р.Лувеньга - оз.Ниж.Лувеньгское - пос.Лувеньга.

схема маршрута (400 Кб)

время проведения похода: 26.01.2007 - 3.02.2007
количество участников: 12 человек

2. описание маршрута

26 января

По состоянию на январь 2007 года рейсового сообщения между Кандалакшей и Колвицей нет. Мы заказали транспорт в фирме Колвица-Тур. Приехали в Колвицу около 18-00, уже в темноте. В зимний период Колвица практически необитаема: это дачный поселок. Отошли от деревни примерно 1 км по направлению к горе Домашней, встали "у первой сушины"; дрова найти не так-то просто. Снега немного, примерно 30 см. Ночью снегопад, поэтому печку не топим.

27 января

Практически сразу от места ночевки начинается подъем на границу леса с тропежкой, вначале по поогому склону, а затем по склону крутизной до 20°. Встретили московскую группу из МВТУ, идущую параллельный маршрут. Ощутимый ветер, небольшая метель. Выше ГЗЛ пологий подъем на вершину горы Домашней, снег плотный. Траверсом широкого хребта выходим далее на узловую вершину Белая, увенчанную туром, с нее пологий спуск к истокам ручья Вонючий. Ночлег возле ГЗЛ, дрова гнилые и сырые.

28 января

Утром слабый ветер, туман. Видимость несколько сот метров. По пологому (15°) склону на лыжах за 1 час поднялись на главенствующую в этом районе вершину 696 м. По левую руку осталась гора Круглая, мы прошли траверсом ее склона. На вершине тригопункт отсутствует, плато диаметром несколько сот метров. Спуск около 15-20°, левым по ходу отрогом горы в направлении Круглого озера. В лесу тропление лыжни глубиной до 30 см. Ночлег на восточном берегу озера Круглого.

29 января

За полтора часа поднялись к ГЗЛ на склоне горы Плоская тундра. Подъем не более 15°. Часть пути тропили вместе с нагнавшими нас москвичами. От границы леса совсем небольшой подъем до перевала южнее вершины 599 м. Сходили на вершину к тригопункту, от перевала буквально 300 м. Вершину решили в шутку назвать "пик Плоский". Спуск с перевала почти сразу к лесу, пологий. Далее 7-8 км тропим по GPS до озера Белое. ГТЛ 30 см. Погода в целом хорошая, солнце сквозь дымку. Во второй половине дня ощутимо похолодало, из воздуха вымораживается иней. Температура примерно -15° мороза. Ночлег на берегу озера, есть вода.

30 января

Утром пересекаем по длинной оси озеро Белое, далее тропим в северном направлении на пологий лесистый перевал через массив Верес-Тундры. На перевале озеро. В составе древесных пород появляются сосны - до этого практически с первого дня похода нас окружали только ели, такая вот ландшафтная особенность этой части Колвицких Тундр. С перевала спускаемся к Колвицкому озеру. После пересечения шоссе Кандалакша-Умба встречается неприятный участок, густо заросший подлеском на болотных кочках. Наконец, вырываемся на просторы озера. Скорость сразу резко увеличивается. Ориентируемся на мыс Перевозный Наволок. На мысу встаем на ночевку в сосновом лесу.

31 января

Утром отличная солнечная погода. Проходим несколько км по льду озера Большое Глубокое, визуально ориентируясь на вершину Рисовская Иолга. В очередной раз отмечаю некоторое сходство этого уголка Колвицких Тундр с предгорьями Путоран. Уйдя с озера на сушу, тропим по азимуту через заросшие вырубки в направлении склона Рисовской Иолги. В какой-то момент пересекаем довольно глубоко врезанную долину ручья, где случилась первая и единственная поломка лыж за поход (сломали попалам древние Dynamic). Преодолев поросший нетронутым сосновым бором косогор, постепенно выбрались на границу леса. Сверху открывается замечательный вид на Колвицкое озеро. Поднялись на вершину Рисовской Иолги, оттуда по пологому склону скатились на северо-запад к урочищу с многочисленными небольшими озерами, лежащими на границе леса. Это место называется "Темные Озера". Заночевали у последних елок при подъеме к ущелью, разрезающему восточную часть хребта Елки-Тундры.

01 февраля

Поднялись по ущелью до его конца, затем на лыжах серпантином вышли на левый по ходу склон. Крутизна подъема до 25°. С выходов скал свисают снежные карнизы. Это наиболее "гористый" ландшафт на всем нашем маршруте. Далее двигаемся траверсом вначале северных склонов хребта Елки-Тундры, а затем просто по широкому гребню хребта. Восходим на вершину Бараньей Иолги, высшей точки района (785 м). На вершине обелаем; погода солнечная, но холодная. Тригопункт на вершине отсутствует (а когда-то был, точно помню). После обеда продолжили траверс в западном направлении. Затем спустились в поперечную долину, отделяющую от основного хребта гору Белая. Спуск крутой, по крайней мере, по выбранному нами пути. Логичнее было бы спускаться северо-западнее, но хотелось прокатиться по взрослым склонам. Впрочем, в итоге большая часть группы спускалась, мягко выражаясь, пешком. На дне долины, поросшей редким еловым лесом, встретили вторую группу из МВТУ. Наш дальнейший путь - через перевал между г.Избная Иолга и г.Белая. Подъем пологий, правее по ходу движения от линии падения воды. Перевальная седловина порадовала ярким солнцем и искристым снегом. На спуске могучий еловый лес, укутанный особенно глубоким снегом. Постепенно вековой лес сменяется вторичным на месте вырубок. Движемся примерно вдоль русла ручья, левого притока р.Верхняя Лувеньга. Важно не забирать вправо по ходу, где начинаются труднопроходимые заросли кустов. Ночуем возле ручья, есть вода. Вечером сильно похолодало; вдобавок полнолуние. На градуснике -23°С, но кажется что все 40.

02 февраля

Утром уже снова потеплело, хоть и не слишком сильно. Продолжаем движение вдоль ручья, выходим к руслу Верхней Лувеньги. Берега поросли густым лесом, кустами, прочей неудобью. Идем по руслу реки, но она сильно петляет, и попадаются участки ненадежного льда. При первой же возможности срезаем излучины реки. Но лишь к обеду вышли на озеро Нижнее Лувеньгское. Слева от истока реки Лувеньга небольшая поляна, от которой начинается лесная дорога в деревню Лувеньга, до которой остается 10-12 км. Идем по дороге, постепенно появляется старая буранка, эпизодически даже заметенная лыжня охотника. Не доходя пару км до деревни, встали на ночлег справа от дороги на болоте с сосновыи сушинами. Специально обученный гонец сбегал в магазин (работает до 23 часов), а заодно уточнил график движения автобуса Лувеньга-Кандалакша.

03 февраля

Утром за полчаса дошли до автобусной остановки. Вместо рейсового автобуса пришла маршрутка-"газель", но все же нам удалось в нее поместиться. До вокзала в Кандалакше ехать не более получаса. Маршрут закончен.

фотографии
Колвицкая губа и пос.Колвица
Кандалакшский залив
сейд на склоне г.Домашняя
ночевка в истоках ручья Вонючий
траверс в.696 м
подъем от оз.Круглого к Плоским Тундрам; на заднем плане в.696 м
на перевале через Плоские Тундры
на вершине пика Плоский (599 м)
вид на оз.Круглое с Плоских Тундр
траверс Елки-Тундр; слева-вдали гора Белая
склоны Елки-Тундр
фото Константина Бекетова
подъем на перевал между г.Белая и г.Избная Иолга
перевал между г.Белая и г.Избная Иолга
начало спуска с перевала между г.Белая и г.Избная Иолга
на Нижнем Лувеньгском озере
пос.Лувеньга; на заднем плане справа г.Железная

Отчет подготовил: © kandid

2007-02-07 17:19:40 | kandid | E-Mail
в настоящий момент (февраль 2007) рейсового сообщения между Кандалакшей и Колвицей НЕТ.
есть только между Кандалакшей и Лувеньгой.

2007-02-07 16:20:12 | Караман Сергей | E-Mail
Рейсовое сообщение
Колвицы-Кандалакша:
9.15, между 12 и 13 часами, 20.30
Кандалакша-Колвицы:
тоже три маршрутки, две из которых Кандалакша -Умба
утром, днем и вечером*
(время не уточнялось за ненадобностью)
*по сведениям заведующего охотхозяйством и опросу местных жителей