LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



траверс хребта
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

НА “ОКЕ” ПО СЕВЕРНОМУ ПРИЛАДОЖЬЮ

НА “ОКЕ” ПО СЕВЕРНОМУ ПРИЛАДОЖЬЮ

4 - 7 января 2007 года

С.-Петербург – пос. Кузнечное – г. Сортавала – водопад на р. Тохмайоки – мраморный карьер в Рускеале – залив Кирьявалахти – водосброс в Ляскеля – оз. Андронино – оз. Руокоярви – водопад Юканкоски на р. Кулисмайоки – г. Питкяранта – водоскат в Койриноя на р. Койринйоки – г. Сортавала – пос. Кузнечное – С.-Петербург (всего около 800 км)

“Знаю я, есть края –
Походи, поищи-ка, попробуй…”

(Гарик Сукачев)

Введение

В детстве мне казалось, что водопады бывают далеко-далеко. Водопад Виктория. Или – Ниагара. Водопады были сказкой, в которую никогда не попадешь…

Когда я узнала, что самые настоящие водопады есть в Карелии, очень захотелось на них посмотреть. Но ехать нужно было далеко, поэтому поход нарисовался только в рождественские праздники. Водопады зимой обещали быть особенными!

В начале была пешка… Но, поскольку охотников пешедралить зимой по неизведанным тропам не нашлось, мы поехали на “Оке”.

 

Материалы и методы

“Ока” - машина-зверь. И не только в летнее бездорожье, но и на зимних ледяных горках. Внутри поместилось четыре человека:

  1. Миша Афонин
  2. Дима Андреев
  3. С. Дашка Фролова (это я)
  4. Саша Новиков (инициатор нашего водного похода по р.Калга, Карелия).

Рюкзаки разместились на крыше внедорожника, и мы поехаллииии…

…ориентируясь по Атласу “Республика Карелия” (ФГУП “444 ВКФ”, 2003, 1:200000), топокартам “Республика Карелия. Ляскеля. Питкяранта”, “Сортавала. Лахденпохья” (ФГУП “Аэрогеодезия”, 2001, 1:100000) и автодорожной карте “Юго-Западная Карелия. Северное Приладожье” (“Дискус медиа” и ВТУ ГШ, 2005-2006 гг., 1:240 000; единственное, чем ценна последняя карта, это новым участком трассы Сортавала – Пряжа, идущим в объезд поселков Импилахти, Леппясилта и Койриноя, не обозначенным на других картах).

Погодные условия: очень мягкая зима (температура днем 0…+5, ночью 0…-5).

Схема маршрута:

 

День Первый, 4 января

Выехали из Питера в десять утра, по пути закупив продукты в одном из гипермаркетов в Озерках (нет скрытой рекламе!). Дозаправив машинку в Приозерске, покатили в сторону шоссе Кузнечное – Сортавала. Какие виды!.. Кругом лесистые карельские холмы (“…мяки”) и горы (“…ваары”). Иногда дорога прорезает скальный массив. Петляем по узкой обледеневшей трассе и не знаем – что там на горке за поворотом…

…Но настоящий трепет внушают мысли о погранзоне. Мы не знаем – есть ли она, и в какой момент нас остановят суровые парни в камуфляже с вопросом “А для чего это вы покидаете пределы, скажем, Ленобласти?!!”

В районе п. Березово замечаем разрушенную будку, покосившиеся столбы контрольно-следовой полосы с колючей проволокой, радуемся нежданной свободе проникновения в Республику Карелия, и вдруг!..

…проезжая Хийтолу, натыкаемся на полосатый шлагбаум и вывеску, на которой белым по синему что-то вроде: “О ужас! Вы в погранзоне! Если вам удастся ее пересечь, срочно встаньте на учет в любом удобном месте!”

Дрожащими руками достаем паспорта граждан РФ. Две симпатичные блондинки, переодетые пограничниками, в сопровождении усатого мужчины с отсутствующим взглядом, проверяют наши документы, улыбаются и желают нам счастливого пути.

Далее останавливаемся в п. Куркийоки, осматриваем братские могилы и стелу – деревянную стрелу в честь юбилея поселка (время 16:00). По пути останавливаемся за мостом через реку Иийоки, предусмотрительно набираем пятилитровую канистру воды (жидкость для приготовления чая и ужина). Стремительно темнеет, в сумерках проезжаем гостеприимную (наверное) Лахденпохью и следуем в Сортавалу. На выезде из города, помня о необходимости где-то переночевать, достаем карты, выбираем стоянку. Решаем встать, не доезжая водопадов на реке Тохмайоки. Видим дорогу, отходящую вправо от трассы на озеро Рюттюярви, нам туда (20:50). Отворотка пошла через березовый подлесок, спустилась вниз, дорогу пересек ручей. Вдруг повалил густой снег. От греха подальше решили встать поближе. Выбрали полянку в подлеске, поставили палатку. Попытки запалить костер с помощью бывшей жидкости для розжига (агрегатное состояние – лед) не увенчались успехом. Еда быстрого остывания приготовлена на газовой горелке. Немножко отметив “заприезд”, легли спать.

 

День Второй, 5 января

Встали в восемь утра по будильнику. Световой день короток, делаем вялые попытки поторопиться с выездом. Проехав 10 км по трассе в сторону Рускеалы, видим справа первые водопады на р. Тохмайоки (11:40). На берегу реки оборудован подъезд для авто, в наличии беседка, мусорный бак и МЖ. Одновременно с нами к речке сворачивают двое велотуристов. Мы испытываем к ним безграничное уважение – сами так не смогли… Водопады небольшие, но очень симпатичные:

Согласно отчету Алексея Шварева (http://around.spb.ru/walk/north/karjala/karjala2001.php), здесь проходили съемки военного фильма “А зори здесь тихие”. Первая фотосессия окончена, и мы покатили в сторону Мраморных Карьеров Рускеалы.

Через 3 километра проехали по мосту через р. Тохмайоки и стали выбирать одну из трех возможных отвороток влево. Рекомендована первая, по которой легче всего добраться до карьера. Благополучно проскочив ее, нацелились на вторую, путь сразу же перегородил необитаемый шлагбаум, а по дорожке, ведущей круто вверх, мы ехать не решились. Развернулись и поехали к первой от моста отворотке, оборудованной рекламным щитом “Добро пожаловать в Рускеальский Мраморный Каньон. Прокат аквалангов”. Во сервис! – подумали мы, и не ошиблись…

Наверху небольшого подъема нас встретили кельтской (почему-то) музыкой и условно-национальными танцами ряженых. На гололедной автостоянке к нам подошел приятный молодой человек и попросил отдать 25 рублей тетеньке-администратору, которая радушно предложила нам “пройти по маршруту” по 45 рублей с человека, а если уж нам захочется экскурсионного обслуживания – то это еще 180 рублей.

Посовещавшись, мы решили, что морально не готовы платить за это удовольствие, уселись обратно в “Оку” и покатили на третью от моста отворотку.

Благополучно добрались до КП со шлагбаумом Рускеальского мраморного карьера (не путать с Каньоном), дальше пошли пешком (12:30). С обратной стороны экскурсионного холма нас уже поджидали два охранника, мы мужественно прошли мимо, по пути фотографируя первые мраморные глыбы. Один из охранников спросил, а не хотим ли мы пройти по маршруту. Мы вновь отказались, разъяснив свою гражданскую позицию. Вопреки нашим ожиданиям, он дружелюбно пояснил, что территория карьера является закрытой и ныне законно (?) арендована, сейчас рождественские праздники и много экскурсионных групп, а так бы он нас пропустил. Махнул рукой в сторону места сосредоточения мраморных глыб небывалой красоты…

По пути мы сфотографировали ту самую железную лестницу, по которой с риском для жизни можно (было бы) спуститься в чашу карьера:

Сколы мрамора, обнаруженные в конце дороги, были волшебны!

Хорошо видно, как велась разработка мрамора – в камне многочисленные шпуры, в которые закладывали взрывчатку, тележка с музейным аккумулятором:

Некоторые кадры напоминают фотомонтаж:

Вернувшись назад, поблагодарили охранника за ЦУ, он приглашал нас приехать летом, посетить “маршрутную” штольню, вход в которую вон за той решеткой, а выход аж вооон там, и непременно взять в аренду акваланг, дабы узреть затопленные штольни на дне карьера. До машины нас проводила неопасная собака – сторож КП.

Следующим пунктом маршрута был небольшой водопад вблизи озера Андронино, где мы собирались заночевать. Вернувшись по трассе почти до поселка Хелюля, свернули на шоссе, ведущее вдоль залива Кирьявалахти. Серпантин несказанной красоты (слева – скалы с ледопадами, справа – узкий залив) через 40 километров привел нас к водосбросу на реке Янисйоки в поселке Ляскеля (14:30; по пути заправились на АЗС “Регина”, не доезжая автомоста в Ляскеля). Остановившись у магазина за мостом, мы вышли на осмотр бушующих вод:

Крутившийся неподалеку местный мальчишка лет десяти объяснил мне, что красное кирпичное здание на водосбросе – ныне закрытый бумажный завод, и указал на художественное полотно, украшающее стену здания, где изображены огромные рулоны бумаги, покоящиеся на берегу реки:

Полноводность потока мальчик объяснил тем, что сейчас “всё открыли” (видимо, на реке имеются шлюзы), и похвастал, что летом купался в реке выше водосброса, “но недолго, чтобы не утащило”.

Нагрузив собой “Оку”, двинулись в сторону озера Андронино. У поселка Леппясилта на развязке свернули налево, не доезжая железнодорожного моста. Через 4,5 километра дорога раздвоилась, вначале мы свернули не туда, но вовремя опомнились и поехали по грунтовке в сторону поселка Леппясюрья. Проехав еще 6,5 километров, уже в сумерках свернули по дороге направо и вскоре оказались на большой стоянке (пляж с мелким песком на озере, 20:00). На этот раз нам удалось разжечь костер и приготовить самую настоящую горячую еду!

Поскольку мы взяли с собой гитару, вечеру было грех пропадать, и мы аццки зажгли…

…о чем пожалели с утра – проспали все на свете…

 

День Третий, 6 января

Ночь оказалась морозной.

Утром, отодрав примерзшие спальники от стен палатки и набрав якобы дистиллированной воды из лужи, позавтракали чем-то невнятным (лучше и не вспоминать):

Вздыхая, загрузились в “Оку” (12:30). Искать водопад на ручье, впадающем в озеро, уже никому не хотелось, и мы отправились на самый большой водопад Северного Приладожья – Юканкоски.

Решили ехать по грунтовке вдоль озера Андронино обратно на юг. На знакомой развилке свернули к озеру Руокоярви. В его южной оконечности нашли родник, бьющий из железной трубы, но воды для приготовления пищи набрали на всякий случай в озере. Вдоль дороги обнаружили военные укрепления (13:30). Сделав умные лица, стали строить предположения, кому и зачем это было нужно:

Через 5 километров от развилки мы обнаружили грунтовку, ведущую влево (14:10). Вспугнули стаю тетеревов, которые тут же стали нам позировать, рассевшись по деревьям.

Отошедший в сторонку Саша вернулся обратно бегом, крича: “Я ВИДЕЛ ЗАЙЦА!!! Сам беленький, а ушко черное!”

По петляющей грунтовке мы проехали километров пять, пока не поняли, что дорога не та, и мы находимся уже к западу от горы Сууримяки (14:50). Шум водопада был слышен и здесь. Сообразив, что езда по азимуту конструкцией “Оки” не предусмотрена, повернули назад к тетеревам и зайцам. Буквально через 500 метров по прежней грунтовке нашлась еще одна левая отвилка со свежими следами машин (15:20). Здесь трое из нас часто выходили, разгружая “Оку” и давая ей возможность победить ледяные горки и ручьи, текущие подо льдом в колеях дороги.

Вскоре нас нагнал минивэн с веселыми питкярантцами и жителями города Ровно. Они окрестили нашу зверь-машинку внедорожником и заявили, что вчера благополучно проехали здесь на “девятке”.

Вместе с ними мы доехали до Юканкоски, водопада на реке Кулисмайоки. Крутой обледенелый спуск привел нас к его подножию (15:50). Шум воды, летящие в лицо водяные брызги…

Водопад обрамлен причудливыми сосульками:

Уже в сумерках отправились фотографировать полуразрушенное здание у вершины водопада:

По пути видели волчьи следы.

Дом, похоже, сложен из сланца. Назначение его осталось неясным. На мельницу не похоже, на военный объект тоже. Внутри дома странные колодцы:

Невзирая на Сашину тоску по дому, принимаем волевое решение: ехать в Питер уже поздно и темно, остаемся еще на один день. Для экономии времени едем ужинать в Питкяранту (16:40).

Въезжаем в город с севера, долго и скучно едем по промзоне, минуя камнедробилку. В Питкяранте катим по главной дороге в поисках кафе, но ничего не находим. Местные жители машут рукой в сторону заведения “Водолей”, которое находится на улице, сворачивающей вправо перед зданием мэрии (если я не ошибаюсь, улица Гоголя).

“Водолей” оказывается очень приятной забегаловкой, где улыбчивые официантки приносят нам солянку, блины, жареное мясо и полуфабрикатно-рыбные котлеты, покрытые майонезом. Плотно поужинав и уже засыпая, возвращаемся через весь город, целясь заночевать вблизи водоската в поселке Койриноя.

Ровно через 3 километра после таблички, обозначающей границу города, слева по шоссе автобусная остановка. Сворачиваем на левую отворотку, пересекаем по мосту реку Койринйоки. Ищем рекомендованную стоянку в сосновом лесу на берегу реки. В темноте все правые отворотки ведут от садоводства к обозначенному на карте песчаному карьеру, три человека (с), и после недолгих поисков мы разбиваем лагерь прямо на его краю (21:00).

 

День Четвертый, 7 января

Утром вновь подъем по будильнику, на этот раз удачно: проснулся Дима, разжег костер и напоил нас кофе. Прикончив запасы макарон и тушенки, бодренько уселись в “Оку” и поехали обратно к мостику через Койринйоки, перед ним свернули направо – к четырехметровому водоскату:

Между двумя ступенями водоската у гранитного валуна небольшой кроваво-красный бассейн с проточной водой:

На подъеме от моста к шоссе “Ока” со второй попытки “делает” ледяную горку, и мы направляемся к русско-финскому мемориалу “Крест Скорби” (перекресток дорог Сортавала – Пряжа и Питкяранта – Суоярви, 11:20):

Памятник, посвященный павшим в двух последних русско-финских войнах, производит жутковатое впечатление:

Теперь – домой, обратно через Ляскеля в сторону Сортавалы (очередная заправка бензином произведена на АЗС “Лукойл” в Сортавале). По дороге снимаем на видео пляшущий перед глазами карельский серпантин. Игнорируем местный гипермаркет “Пятерочка”:

На погранпосту в Хийтоле все те же камуфлированные блондинки безмолвно поднимают перед нами шлагбаум. Неожиданные повороты трассы нас, спящих, больше не пугают, и только Миша мужественно рулит в сторону Питера, напрягая зрение…

 

Выводы

Водопады – бывают. Они недалеко. С их быстрыми струями, с шумом ревущего потока, с водяными брызгами. Самые настоящие карельские водопады…

В условиях “короткой, но малоснежной” зимы 2007 года “Ока” стала наиболее бюджетным видом транспорта, поглотив бензина на смешную сумму в 600 рублей с учетом провоза четырех человек на расстояние в 800 километров.

 

Заключение

Выражаем огромную благодарность:

Константину Бекетову (Кандиду), автору статьи “Водопады Северного Приладожья” (http://www.tag.spb.ru/tourism/falls/waterfall.html) и “Отчета о велосипедном походе II к.с. по Южной Карелии” (http://www.tourism.ru/docs/report/cycle/9/14/175/);

Михаилу Каменцеву (Кампи), автору нашего маршрута…

 

Список литературы

…и всем тем, кто своими рассказами помог нам поверить в эту карельскую сказку:

Козлов Павел. “Велопутешествие по Южной Карелии к водопадам Северного Приладожья

Северное Приладожье. Республика Карелия. Водопадик в Глухой шхере, водопад на реке Койриноя, водопад у озера Андронино, водопад Юканкоски (Белые мосты)” -

Шварев Алексей, “Путешествие в Карелию. (Северное Приладожье). 725км

Шварев Алексей. “Северное Приладожье. 2002

Шуляк Георгий. “Неделовые заметки о прогулке по речкам Сюскюянйоки и Кулисмайоки и прочим окрестностям

Дарья Фролова, С.-Петербург, январь 2007 года

d.frolova@mail.ru


Комментарии: Ваш комментарий:
2008-05-12 12:01:43 | Надя | E-Mail
Только что вернулись оттуда, красота необыкновенная. Правда, до озера Андронино и дальше не добрались, т.к. наши мужчины принялись капризничать и требовать рыбалку и охоту))), поэтому остановились на берегу Янисъярви. Спасибо за отчет, именно благодаря ему мы и отправились в это путешествие, и даже несмотря на несколько измененный маршрут получили массу удовольствия и неизгладимых впечатлений, особенно от мраморного карьера и водопадов на Тохмайоки! В следующий раз обязательно поедем на Андронино!

2007-09-18 22:51:11 | С. Даша | E-Mail
Ребята, как выяснилось, туда надо ехать именно зимой :)
С тех пор была на водоскате в Ляскеля весной (ходили в Петсевары), а потом летом (волонтерила на веломарафоне), так вот - ничего общего... Летом воды гораздо меньше, Ляскельский водосброс совсем не смотрится, да и в Койриноя совсем не так красиво.

2007-05-22 00:59:30 | Anton | E-Mail
Увидев заголовок "неизвестный отчёт 0 категории", решили, что это отчет о походе в соседний ларек за пивом; но, открыв, увлеченно прочли до конца - написано интересно и с хорошим чувством юмора!

2007-07-18 15:03:33 | Владимир | E-Mail
Очень интересно прочитать и посмотреть фото. В районе 12...22 августа собираемся проехать почти по этому маршруту (уточняется).

2007-06-14 14:08:14 | Галя | E-Mail
Интересно было читать,тем более что 11 июня были в тех краях. Водопады на р. Тохмайоке и Мраморный каньон оставили неизгладимые впечатления.

2009-04-08 12:23:35 | Катя | E-Mail
Подскажите пожалуйста сложность маршруту в июле собиратеся группа на велосипедах, куда меня приглашают, у меня опыт путешествий можно сказать нулевой(

2009-04-08 21:37:29 | kandid | E-Mail
в июле сложностей никаких, кроме комаров



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;