LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Сабля с приюта "Аранецкий перевал"
Автор: Боярских Евгений


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Берег Баренцева моря 2007_отчёт

Клуб Туристов "Сариола" 

ОТЧЕТ
о пешем походе 4 к.с.
по Кольскому п-ву
совершенном с 23.06. по 8.07. 2006 года

 
руководитель Дегтяренко Г.А.
адрес руководителя:
Мурманская область, п. Росляково
ул. Советская, 17 - 43
184635, тел. (81537)9-27-10
E-mail: sariola-turist@narod.ru

 СОДЕРЖАНИЕ

      1.  Справочные сведения.

1.1. Проводящая организация

1.2. Общие справочные сведения о маршруте

1.3. Район, подрайон, массив похода

1.4. Подробная нитка маршрута

1.5. Определяющие препятствия на маршруте

1.6. Список участников

1.7. Адрес хранения отчета

1.8. Отметки МКК

      2.  Содержание отчета

2.1. Общая идея похода

2.2. Варианты подъезда и отъезда

2.3. Аварийный выход с маршрута

2.4.  Изменения маршрута и их причины

2.5.  График движения

2.6. Техническое описание прохождения группой  маршрута (сложные участки)

2.7.  Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

2.9. Дополнительные сведения о походе

2.10. Денежные затраты

2.11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

2.12. Фотографии и карты

1.   Справочные сведения

1.1. Проводящая организация: т/к “Сариола”, п. Росляково, Мурманской обл.,   ул. Заводская, 13а, http://sariola.h17.ru

1.2.  Общие справочные сведения о маршруте

Вид

туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Пеший

Четвертая

317

18

16

С 23.06 по 10.07.2006г.

1.3.  Район, подрайон, массив похода.

Кольский полуостров- Побережье Баренцева моря  от ЗАТО Островной (п. Гремиха) - до п. Туманный

1.4. Подробная нитка маршрута.

ЗАТО Островной (п. Гремиха) – р. Савиха (1А) – губа Ивановская – р. Ивановка (н/к) – р. Чёрная (н/к) – р. Дроздовка(1А) – губа Дроздовка –  р. Варзина(1Б) – р. Пенка(н/к) – р. Сидоровка (н/к) – р. Восточная лица (1А)  – р. Воятка (н/к) – р. Малая Харловка (н/к) – р. Большая Харловка (2А) –  р. Чегодаевка (н/к)- р. Золотая (н/к)-  п.Рында- р. Рыда(1Б) – р. Вящина (н/к) - р. Трящина (н/к) - р. Олёнка (н/к) – губа Порчниха –   р. Воронья -  п. Туманный. 

1.5.  Определяющие препятствия на маршруте.

Вид препятствия

Категория

трудности

Длина

препятствия(м)   

Характеристика препятствия, наименование

1. Переправы рек

н/к

Ширина реки в месте переправы

          7

25

15

80

20

40

 

В выбранных местах переправы  реки (н/к)  имеют скорость течения не более 0,5 м/с, их глубина до 0,6 м, шавера с крупными камнями, берег  относительно пологий:

 р.Ивановка (ф.4), 

р. Черная (ф.5),     

 р. Воятка ,

р. Сидоровка (ф.14, 15),

 р. Чегодаевка (ф.29), 

р. Золотая (ф.30),

р. Трящина (ф.38),

р. Вящина (ф.36), 

р. Пенка (ф.13),

р.Восточная Полютиха,

 р. Малая Харловка (ф.24),

 р. Малая  Зарубиха,

 р. Оленка (ф.39,41)

В выбранных местах переправы  через реки (1А)  имеют скорость  течения  до 1,5 м/с, их глубина до  0,8 м., из воды кое-где торчат крупные камни.  Берега рек в основном крутые, нужен  поиск пологого места.

30
30
30
20
20
20
50

2. Болота

3. Осыпи,

Морены

4. Стланик

5. Дно моря

н/к

н/к

40

120

100

120

150

100

Суммарно

40 км

Суммарно

100 км

Суммарно

30 км

Суммарно

10 км

р. Савиха (ф.3),

р. Восточная Лица (Ф.21,22)

р. Дроздовка (ф.6)

В выбранных местах переправы  реки (1Б) имеют  скорость течения выше средней (до 2м/с), их глубина более 0,8м. Место переправы лучше  знать заранее, траектория переправы - сложная.

р. Варзина (ф.12)      Берега высокие – до 30 метров.

р. Рында (ф.33)   Долина - широкая, берег – пологий.

В выбранном месте переправы  река (2А) имеет скорость течения местами до 3м/с, ее глубина  до 1,2 м., берега высокие до 30-ти метров, камней на поверхности воды не видно.

р. Большая Харловка (ф.25)

Вязкие заболоченные участки (ф.19) глубиной 0,2-0,4 метра , расположенные в низовьях между сопок, на берегах озер, рек, ручьев. Особую сложность представляют заболоченные участки на пересеченной местности. Требуется прохождение первого с шестом, индивидуальная страховка, помощь друг другу. Скорость движения маленькая  1-2 км/час.

 Однако, самое большое испытание на болотах – это гнус, никакие средства от него не спасают.

Пересеченная местность побережья с  перепадами высот до 200 метров состоит из несложных скал и склонов с  каменными осыпями  крутизной 15 – 30 градусов (ф. 46) Камни разной величины, наиболее труднопроходимые места с большими каменными глыбами размером  1-2 метра.

 Склоны сопок и заросшие болота, покрытые густой карликовой  стелющейся березкой (ф.27, 31) Движение затруднено попаданием в ямы и на камни, которые в зарослях не видны. Скорость движения  очень маленькая, требуется осторожность и индивидуальная страховка.

Прохождение этих участков по возможности осуществлялось по оленьим тропам.

Во время отлива (ф.45) резкопересеченные скальные выходы побережья по возможности обходились по обсушке морского дна, покрытого скользкими камнями и водорослями. Часто встречались участки дна с трясиной, которые приходилось обходить по камням. Скорость движения очень маленькая.

1.6. Список участников.

Ф.И.О

Год

рождения

Домашний адрес,

телефон

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Дегтяренко Галина

Александровна

1955

п. Росляково, ул.Советская, 17-43,

9-27-10

1-4 к.с.

(руководство)

1-5 к.с. (участие)

руководитель

2

Потапчук Владимир

Витальевич

1955

г. Североморск,

ул. Душенова, 28-28

4-33-24

1-2 к.с.

(руководство)

1-3к.с. (участие)

участник

3

Шаталин Леонид

Васильевич

1955

г. Североморск,

ул. Сгибнева, 2-9

4-24-82

1-4 к.с. (участие)

фотограф

4

Вотинов Максим

 Сергеевич

1988

п. Росляково, ул.Приморская,18-14, 9-25-34

1-3 к.с. (участие)

врач

5

Зуев Илья

Анатольевич

1962

п. Росляково,             ул. Приморская,16-43

9-31-02

1-3 к.с.

(руководство)

1-4 к.с. (участие)

хронометрист

6

Слинько Сергей

Андреевич

1982

п. Росляково,             ул. Приморская, 11-8

9-27-11

1-3 к.с. (участие)

Видеооператор

7

Зуева Варвара

Ильинична

1988

п. Росляково, ул.Приморская,16-43, 9-31-02

1-3 к.с. (участие)

завхоз

8

Вотинов Антон

Сергеевич

1987

п. Росляково, ул.Приморская,18-14, 9-25-34

1-2 к.с. (участие)

участник

9

Зуев Тимофей

Ильич

1986

п. Росляково, ул.Приморская,16-43, 9-31-02

1-3 к.с. (участие)

летописец

10

Чумакова Юлия

Владимировна

1988

г. Североморск,

ул. Полярная, 2-35

23-88-73

1-3 к.с. (участие)

фотограф

11

Дегтяренко Михаил

Иванович

1955

п. Росляково, ул.Советская, 17-43,

9-27-10

1-5 к.с.

(руководство)

реммастер

1.7. Адрес хранения отчета: в библиотеке МКК Мурманской области.

1.8. Отметки МКК.

Отчет о походе рассмотрен Мурманской областной МКК

2. Содержание отчета.

2.1. Общая идея похода.

Поход по побережью Баренцева моря по данному маршруту является продолжением воплощения  мечты туристского клуба «Сариола» - обойти вокруг по побережью весь Кольский полуостров.  Поход был также задуман с целью повышения спортивной квалификации участников и руководителя.

Район и нитка маршрута выбраны по принципам:    

а) удобство подъездов (п.Туманный – ближайший от п. Гремиха населенный пункт,  из которого можно выехать)

б) дешевизна проведения похода;

в) автономность группы;

г) дикая природа, интерес к первозданной тундре и побережью Баренцева моря (безлюдье и безлесье).

Одной из задач похода – исследование на побережье  стоянок неолита  и обнаружение  памятников древности (лабиринтов).

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд: г. Мурманск - ЗАТО Островной (п. Гремиха) – теплоход «Клавдия Еланская»

Отъезд: п.Туманный - г. Мурманск- автобус 

2.3. Аварийный выход с маршрута.

Основной маршрут

Запасные

Аварийный выход с маршрута

п. Гремиха – р. Варзина

нет

Выход на базу еврорыбалки  на  р. Варзина в

5-ти км зоне от моря.

р. Варзина – р.Восточная Лица

нет

Выход на базу еврорыбалки на р. Восточная Лица в 5 –ти км зоне от  моря

р. Восточная Лица – р. Большая Харловка

нет

Выход на базу еврорыбалки на р. Большая Харловка в 5-ти км зоне от моря.

р. Большая Харловка – р. Рында

нет

Выход в заброшенное поселение Рында в месте впадения реки Рында  в море , где проживает

2 человека – семья Никитиных, либо  выход на базу еврорыбалки на р. Рында в 5-ти км зоне от моря.

р. Рында -  р. Оленка

нет

Выход на базу еврорыбалки  на р. Оленка  в

5-ти км зоне от моря.

Примечание:  

На всех базах фирмы «Северные реки»  с мая по сентябрь летают регулярно вертолеты для доставки иностранных клиентов туда и обратно. Без острой необходимости базы лучше обходить, отношение к группе с опаской, не смотря на то, что в группе были дети и до нас ни одной туристской группы в этом районе не было.

2.4.  Изменения маршрута и их причины -    нет

   2.5. График движения.

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженность, км

Кол-во переходов

Чистое ходовое время

Описание пути

Метео-

условия

1

   24.06.

   2006г

ЗАТО

Островной - оз. Савиха

24

9

7:00

Вышли (ф.1) из ЗАТО Островной ( п.Гремиха) по тропе, прошли руч. Каменный. После первого перехода еще видно море, далее углубляемся в тундру. Тропа ведет по каменной пустыне и болотам, минуя множество мелких ручьев и луж. На третьем переходе прошли северную оконечность оз. Пэньявр. Еще через два перехода - Озеро с камнем (название местное), еще через два- миновали оз. Сердце (тоже местное название). Далее шли без тропы вверх по протоке, обошли безымянное  озеро с северной стороны и  еще одно мелкое озеро. Ночевка на восточном берегу озера Савиха (ф.2).

t~ +16°C, солнечно, ветер

3 м/с, южный, переменная облачность, единичный слабый дождик

2

25.06.2006г.

оз. Савиха -

р. Ивановка

19

9

5:25

Брод через р. Савиха (ф.3) – несложный, прошли в сапогах-броднях за 20 минут. Обходим

оз.Савиха с южной стороны. Ручьи, впадающие в озеро, трудности с переправами не представляют. Поднялись вдоль протоки, на нем  водопад.  Озеро Шапшъявр  обошли с южной стороны и взяли направление к  р. Ивановка.

По мере спуска к реке каменистая тундра переходит в заросли карликовой березы с высотой подушки чуть ниже колена. Идти при такой пересеченке по стланику очень трудно. В конце ходового дня переход шли по болоту. Безветрие,  комары облепили. Спустились по крутому склону (25°) в густом лесу  и форсировали р. Ивановку (ф.4) в гидроштанах  за 25 минут. Ночевка в березовой роще у реки.

t~ +18°C, солнечно, ветер

 3 м/с, южный, переменная облачность

3

26.06.2006г.

р. Ивановка

 р. Черная - р.Дроздовка

24

11

7:05

От р. Ивановка  болотами с многочисленными бродами через ручьи поднялись на каменную гряду. Отсюда красивый вид на губу Ивановскую.  Подошли к р.Черная (ф.5). Река бурная и глубокая, полчаса искали брод  и  переправились за 20 минут, прыгая по камням. После  переправы наш ориентир  по столбам линии связи - это кратчайший путь. Шли по пересеченке, перевалы сравнительно высокие и затяжные, без троп. Спускаться в  долину р. Дроздовки лучше по старой телефонной  линии, здесь в высоком кустарнике есть заросшая старая тропа. В другом месте спуск проблематичен из-за высоких скал. Спуск к реке крутой и по камням, склоны с добротным лиственным лесом.  Сверху виден домик, но он оказался на другом берегу реки и разрушен. Переход шли вдоль реки по болоту. Ночевка у реки на впадении  в губу Дроздовка.

t~ +18°C, ветер слабый, юго-запад, пасмурно. Временами осадки в виде дождевой пыли.

4

27.06.2006г.

р. Дроздовка - погран-

  застава   

 Дроздовка

9

4

2:55

Переправу через р. Дроздовка (ф.6) организовали в месте впадения в губу  Дроздовка при морском отливе.  Все равно воды много. Переправа с веревочной страховкой заняла 1час 45 мин. Далее, обгоняя начавшийся прилив, пересекли  несколько заливчиков губы Дроздовки по обсушке моря и вышли к погранзаставе.  Погранзастава уже закрыта. сохранился пограничный столб №128, вышка и дома. В уцелевших домах следы пребывания рыбаков.

t~ 12°C, к вечеру до 6°C. Ветер 15-17 м/с, западный, пасмурно, временами дождь

5

28.06.2006г.

Губа

Дроздовка-  лабиринты - р. Варзина - р.Пенка

16

6

2:45

От п.Дроздовка (ф.7) за переход (3 км) дошли до старого кладбища(ф.11), по пути видели старый кораль и большое стадо оленей (ф.8). Здесь оставили рюкзаки и налегке ушли искать лабиринты вдоль губы Варзина. Ветер сидьный, на море шторм.  Поиски увенчались успехом, лабиринты(ф.10) обнаружили на мысе Варзина(ф.9), но увидели их только сверху.  Вернулись к кладбищу, и пошли вверх по реке Варзина и искали брод.  Дошли до базы еврорыбалки в месте слияния р. Варзина и р.Пенки. Оптимальное место для переправы  нашли в 300 метрах от базы, искали около часа. Река на отливе проходима, но широкая, местами глубокая и очень бурная. В  общем  итоге  переправа  через р.Варзину(ф.12) заняла  3 часа  20 мин. (протяженность линии брода со всеми поворотами - не менее 150 м) В 10-ти  минутах  ходьбы от р.Варзины вышли на р.Пенка. Она не такая широкая и бурная, но местами глубина до метра. Брод р. Пенки(ф.13) одолели за 35 мин. и сразу встали на ночлег, было  уже в 23 ч. 30 мин

t~ 10°C, ветер 15 - 18 м/с, западный, юго-западный, переменная облачность, без осадков

6

29.06.2006г.

р.Пенка -  р.Сидоровка- губа

Сидоровка

22

10

6:55

Подъем от р.Пенки на сопки по крутому заросшему склону. Из деревьев растет  ель и береза. На верхушках сопок очень дуло. По верхам  прошли оз. Еловое и вышли к ручью, который вытекает из озера и впадает в губу Дворовую. Каньон ручья  крутой. От ручья свернули на северо-запад и шли по сопкам вверх-вниз, далее через перевал Пахьявр спустились в долину р.Сидоровка(ф.14). Спуск крутой и длинный по большим мокрым камням. Дошли до губы Сидоровка. Море штормит. В губе ровная травянистая поляна, в устье реки - остатки жилья, разрушенная банька. Около баньки поставили лагерь.

t~ -10°C,  ветер 10 -15 м/с, западный, облачно с редкими просветами, временами дождь

7

30.06.2006г.

р.Сидоровка

 р.Полютиха - губа

Восточная

Полютиха

24

13

7:05

Первый переход - брод через р.Сидоровка(ф.15)  за 30 минут.  Река широкая ( 80 м), но несложная. На переправе сильный ветер, но удалившись от берега в сопки,  остались без ветра наедине с комарами. Шли вдоль линии связи вверх-вниз по оленьим тропам. К обеду подошли к губе Червяной, отсюда виден мыс Корабельная Пахта. JPS-навигатор определил   высоту пройденных сопок до 150 м. За день прошли  7 таких перевалов. На пути очень выматывали каменные осыпи, стланик и болота.  За 4ч 25 мин. от реки дошли до домика (связистов или пастухов) под горой Белой, дом разрушен. Везде  олени. С очередной сопки увидели острова Харловского заповедника. На пути узкое ущелье ручья Мертвецкий(ф.16), рядом на небольшом озерке  дикие лебеди. По ущелью вверх пробирались с применением элементов свободного лазания.  Большим препятствием были крупные  1-2 метровые  каменные глыбы и скальные выходы. Видели в ущелье медведя, он убежал. Наверху ущелья -  живописное озеро с дикими лебедями. Очень уставшие уже ночью встали в устье ручья Полютиха, на берегу губы Вост. Полютиха(ф.17). Есть домик,  но разрушен,  в экстремальных случаях укрыться можно.

Утром на переправе t~ 9°C,  ветер  7-10 м/с, северный. Пасмурно, осадки. Днем  t~ 14°C,  ветер  3-5 м/с, западный. Переменная облачность, без осадков.

8

01.07.2006г.

р.Полютиха р.Восточная Лица

9

3

2:15

От места ночевки поднялись вверх, на безымянном ручье увидели мощный водопад(ф.18). Шли на ориентир - гора Греховодная. Спустились  к озеру Поперечное, по пути  видели большие стада оленей. Далее путь по большой пересеченке: вверху - по камням, а внизу - по болотам. Очень много оленей, просто Страна Оленья. Нас очень выручают оленьи тропы  Через три перехода крутой спуск в долину р.Восточная Лица(ф.20). Река широкая, мощная, шумит угрожающе и явного места брода сверху не просматривается(ф.21).  Внизу сделали разведку по берегу вверх и вниз по течению. Переправляться решили в месте 4800 метров от моря и, как оказалось, в 200 метрах от живописного каньона, где находится база еврорыбалки. Это единственное место брода на реке, так нам сказали потом проводники с базы.  Время брода 2 часа 10 мин. Переправа в гидрокостюмах группами(ф.22). На броде нас обнаружил вертолет, затем передал по рации на базу и с базы к нам подошел проводник, выяснил, кто мы такие и предупредил о правилах поведения в запоаедной зоне. Остались на ночевку у реки Восточная Лица.

t~ 8°C,  ветер  8 - 10 м/с, северо-восточный, пасмурно, с утра осадки.

9

02.07.2006г.

р.ВосточнаяЛица - р.Малая Харловка

32

6

6:35

Шли к  реке Большая Харловка, углубляясь от берега  в тундру, там меньше пересеченка местности и идти легче.  Море было видно только с вершин сопок. Пересекли р.Воятку и прошли мимо горы Воятка, держа азимут на верхние озера р.Малой Харловки. До обеда сделали шесть переходов, прошли 12 км. Путь через небольшие каменные перевалы и болота. Обошли массу небольших озер  и только после обеда дошли до верховьев реки Малой Харловки(ф.24). В тундре дров нет, чай на обед кипятили  на газовых горелках.  Шли вниз по течению реки, распугивая оленей, два раза переходили с правого берега на левый. По левому берегу влезли в каньон с отвесными стенами, прошли  его с элементами свободного лазания по каменным глыбам и несложным скалам.  В завершении дня прошли последний несложный  брод на правый берег р. Малой Харловки и организовали уже ночью лагерь на слиянии Большой и Малой Харловки напротив большой базы еврорыбалки,  на другом берегу.

t~ 14-15°C,  ветер 2  м/с, северо-восточный, переменная облачность, изредка слабая морось. 

10

03.07.2006г.

р.Большая Харловка - губа

Широкая

11

5

5:40

При осмотре реки Большая Харловка было очевидно, что  в начале лета, переправа многоводной реки вброд невозможна.  Если и есть брод, то сложной траектории. Большая глубина, сильное  течение. Ширина реки 100 - 120 м. Переправлялись через реку Большая Харловка(ф.25)  на лодке ЛАС-1 на расстоянии 300 метров от базы вниз по течению. Переправа с поиском места заняла  3 часа 35 мин. Первый с веревочной страховкой на лодке выгреб на другой берег, а всех остальных и рюкзаки поочередно на лодке перетягивали по веревке. Руководство  базы еврорыбалки  у нас для  проверки потребовали документы. Предъявили маршрутную книжку, пропуск в прибрежную погранзону и распоряжение главы Администрации ЗАТО г. Североморск. о проведении и организации похода в данном районе. С базы(ф.26)   идем переход вниз по реке по высокому берегу.  Далее ушли от реки(ф.27) и через два перехода встали в губе Широкая на ночевку на берегу небольшого озера. С левой стороны губы в скалах - пещера, но у нас нет специального снаряжения и фонарей, чтобы ее обследовать.

Утром t~ 18°C. Ветер  3 - 5  м/с, юго-западный. Ясно, солнечно, без осадков.

11

04.07.2006г.

Губа

Широкая - р.Рында (п. Рында)

30

12

7:30

Шли от губы Широкой  по скалистому берегу

с прекрасным видом на острова Харловского заповедника. Наш ориентир- линия связи. На третью ходку пришли в губу Чегодаевка(ф.28). Пара домиков в очень ветхом состоянии, забор бывшего караля. Брод через р. Чегодаевку(ф.29) в самом устье при впадении в море. Далее чуть отошли от моря, продолжая держаться линии связи. Перед выходом в долину р.Золотая - небольшой брод ручья Фоминский. Прошли вверх по течению, нашли брод и переправились р. Золотая(ф.30) за 15 минут. Неглубоко, но течение сильное и камни скользские, переходили реку друг друга подстраховывая.  Далее продолжали движение вдоль линии связи. Шли по большой пересеченке: вверху - камни, внизу – болота(ф.31). Густой туман, холодно, ветер сильный. Сверху долина реки Рында поразила своей широтой. На море отлив, но река широкая 100-150 м. и у берегов глубокая. Уходим вниз по течению правым берегом к морю, где видны дома заброшенного селения(ф.32). День завершился теплым приемом в единственном жилом доме семьи Никитиных и настоящей бурей, которая не утихала еще целые сутки.

Утро хмурое с  дождем, t~ 8°C. Ветер  слабый, северо-западный, облачность. Днем без осадков, t~ 8°C. Ветер 10 - 12 м/с, западный, холодный.

Вечером, после 22 ч., шторм с северным ветром 20 - 25 м/с, дождь почти горизонтально земле.

12

05.07.2006г.

п.Рында

0

0

 

Дневка

 Днем t~ 8°C. Ветер 10 - 12 м/с, западный, туман. Вечером  шторм с северным холодным ветром 20 - 25 м/с, проливной дождь

13

06.07.2006г.

р.Рында - губа Кекурская – губа Трящина

23

8

7:10

За 2 часа 20 мин. переправились через р.Рынду(ф.33). В устье река шириной 30 метров, но глубокая и с очень сильным течением. Переплавлялись на лодке ЛАС-1 в 1, 5 км от впадения реки в море по отработанной схеме: первый  гребет с веревкой, остальных и рюкзаки поочередно  перетягивали по веревке. Далее ушли  вдоль линии связи,  не отходя далеко от моря.  Три перехода петляли между сопок, поднимались на каменистые перевалы и спускались вниз на болота, прежде чем добрались до  губы Кекурской. Там есть изба в довольно сносном состоянии.В губе Кекурской обедали, далее шли, взяв ориентир на высоту 98 м, а  потом на северо-запад по пересеченке в устье  р.Вящина. Переправа р. Вящина(ф.36) несложная, брод  за 10 мин. От брода шли на запад и завершили  день в губе Трящина(ф.37) на берегу р. Трящина.

Утром сильный, но кратковремен-ный дождь.

 t~ -12°C. Ветер  3 - 6  м/с, северный, северо-западный,

днем переменная облачность, без осадков.

14

07.07.2006г.

губа Трящина - руч.Собачий (губа Южная)

16

8

4:45

Брод р. Трящина(ф.38) за 30 минут в гидроштанах. Направление на северо-запад к р.Оленка.  Спуск к реке крутой(ф.39). Река шириной 50м, но глубокая и с сильным течением. С первой попытки переправиться не удалось. Ушли вниз по течению  искать брод. По верхам прошли каньон,  в стороне оставили бывшее поселение Захребетное, прошли мимо старого навесного моста (не годен, весь разрушен) и приблизились почти  к самому устью. На более спокойном участке реки организовали переправу. Первый с веревкой перебрался вброд, а остальных и рюкзаки перетянули на лодке ЛАС-1(ф.41). Переправа заняла 1 час. Уже в устье реки наблюдали остров  Большой Олений.  Его было видно  до самого вечера. Двигались вдоль береговой линии и дошли по верхам до губы Южная. Здесь устроили последнюю ночевку на море(ф.35) и прощальное купание в Баренцевом  море всей группой на песчаном пляже губы Южная (ф.43 и 44)

t~ 15°C.Ветер

 3 - 6  м/с,

юго-западный, переменная облачность, преимущественно солнечно,

кратковременный  моросящий дождь.

15

08.07.2006г.

руч.Собачий  - губа Порчниха-Карьер (р-н озБольшого)

27

8

5:20

Выход с губы Южной немного вверх по ручью  с поворотом на западное направление. На первой ходке перешли р.Зарубиха.  Брод не сложный. Далее вышли на берег губы Порчниха(ф.46) и, убегая от начавшегося прилива,  по обсушке береговой линии обогнули ее и вышли на дорогу, ведущую в Дальние Зеленцы(ф.47).  Скорость движения по дороге резко увеличилась. Ночевка рядом с карьером на берегу озера.

t~ 15°C.Ветер 

3 - 6  м/с, юго-западный,

Переменная

 облачность, кратковремен-

ный моросящий дождь.

16

09.07.2006г.

Карьер - оз.Аэропланное -  п.Туманный

7

1

0:50

Благодаря тому, что было воскресенье и возвращались  с рыбалки с озер рыбаки, на дороге группу уже через переход по несколько человек подобрали машины и довезли в п. Туманный(ф.48). Ночевали за поселком у реки.

Утром t~16°C. Днем t~ 22°C,  ветер  7-12  м/с, южный, переменная облачность, без осадков.

(авто)

36

 

1:05

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута (сложные участки).

  4-й день   - переправа  р. Дроздовка (1А).

Река Дроздовка - широкая (до 150м), глубокая и бурная, на порогах  - до 30м, но с мощным течением и большой глубиной.  Брод обнаружили только в месте впадения реки в губу Дроздовка. Глубина до 1м во время морского отлива. При полной воде брода нет. Для страховки натягивалась веревка, которая закреплялась на больших камнях.  Переправа осуществлялась с веревочной страховкой втроем в гидроштанах.

5-й день – переправа р. Варзина(1Б)

Река Варзина - широкая (до 150м), глубокая и бурная. Брод возможен только на отливе, в гидроштанах и в месте слияния с рекой Пенка (300 м от базы еврорыбалки). Течение местами сильное, глубина до 1м. Траектория брода сложная – по диагонали не менее 150 метров (страховочную веревку по месту брода натянуть невозможно). Переправа осуществлялась группами по 3 человека.

8-й день – переправа р. Восточная Лица(1А)

Река Восточная Лица -  широкая (до 150м), глубокая и порожистая. В местах порогов – скальные высокие каньоны. Единственное место брода в 200м от каньона на расстоянии 4800м от устья. Траектория брода сложная – по диагонали. Переправа осуществлялась группами  по 2-3 человека в гидроштанах. Глубина до 1м.

10-й день- переправа р. Большая Харловка(2А)

Река Большая Харловка – широкая (более 100 м), глубокая и бурная. Брод не нашли, осуществляли переправу на маленькой спасательной авиационной лодке ЛАС-1. Первого удерживали на веревке с берега, когда он теннисными ракетками выгребал на другой берег. Затем лодочку перетаскивали с берега на берег по веревке и таким образом поочередно переправили всех участников и их рюкзаки.

13-й деньпереправа р. Рында(1Б)

Река Рында – широкая (до 200 м), местами глубокая и бурная. В устье шириной до 30м, но очень глубокая и с сильным течением. Брода не нашли. Большая глубина  в реке и при морском отливе. Переправлялись в 1, 5 км от устья, в месте, где река разливается, на сравнительно спокойной воде на лодке ЛАС-1 по отработанной схеме. Первого страховали на веревке с берега, остальных и рюкзаки на другой берег перетаскивали на лодке по веревке.

14-й день – переправа р. Оленка (н/к)

Река Оленка шириной до 50 метров.  Брод находится в устье реки, где сравнительно небольшое течение и небольшая глубина, но при малой воде. В связи с тем, что группа к реке подошла уже во время прилива, когда вода быстро прибывала, то вброд в гидроштанах успел перебраться только первый участник с веревкой. Остальных и рюкзаки достаточно быстро перетащили на другой берег на лодке    ЛАС-1.

 2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

2.7.1. Самым опасным препятствием на маршруте были переправы мощных   северных рек:  Большая Харловка, Рында, Варзина, Восточная Лица, Дроздовка и Оленка. Достаточно глубокие, бурные и широкие реки с ледяной водой в условиях холодного северного лета представляют для путешественников определенную опасность и требуют тщательной подготовки стратегии и тактики переправы каждой реки, страховки  и максимальной осторожности.

2.7.2. Разыгравшаяся буря на маршруте с штормовым холодным ветром и проливным дождем задержала движение группы на сутки в Рынде.

2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

Близость бескрайнего сурового Баренцева моря с его пурпурными закатами и животворящим воздухом – главная достопримечательность маршрута. Район путешествия  интересен, прежде всего, первозданной красотой  скальных фьордов побережья Баренцева моря и дикой природой тундры. Весь маршрут пролегал по северо-восточной окраине Балтийского кристаллического щита, сложенного древними породами архея и протерозоя. Возвышенности и впадины древних пород сглажены действием ледника и по большей части покрыты слоем ледниковых отложений - моренами. Однако обычны в ландшафте и выходы коренных пород, скальные обнажения. Весь берег изрезан множеством ущелий и поперечных трещин, хаотическое нагромождение скал, сильнопересеченная местность, где в низовьях бесчисленные болота – таков облик побережья Баренцева моря. Нередко встречаются мощные и красивые водопады на бурных северных реках, скованных в труднопроходимых каньонах.

Большую часть маршрута, а это зона от мыса Лицкий (западный берег губы Восточная Лица) и до мыса Чагодаев, группа шла по территории Кандалакшского заповедника, животный и растительный мир которого находится под охраной государства. В походе  нашими постоянными спутниками были олени. Величавый и гордый олень- символ тундры. В тундре олени себя чувствуют хозяевами, даже туристов при приближении не сильно пугались. На озерах часто видели плавающих  парами  прекрасных диких лебедей. Здесь можно также встретить медведя, росомаху, лису и др. диких животных, а в реках, ручьях и озерах полно рыбы (в основном семга и кумжа), однако ловить рыбу можно только в озерах, реки охраняются. Шли по берегу и любовались архипелагом семь островов, который входит в состав Кандалакшского заповедника – здесь расположены крупнейшие в Европе птичьи базары. Вода в море чистая, на обсушке много морской капусты, морские звезды.

Во всех глубоких морских губах побережья, укрытых от ветра скалами, в которых мы устраивали ночевки во время путешествия, были стоянки древних людей эпохи неолита и еще более ранней эпохи мезолита. Об этом свидетельствует в своих трудах археолог исследователь Кольского полуострова с мировым именем -  Гурина Н.Н. До настоящего времени здесь сохранились следы пребывания людей – разрушенные рыбацкие избушки. Ранее еще в семидесятые годы суда Мурманского морского пароходства заходили в поселки Дроздовка, Рында, Захребетное и Порчниха, которые в настоящее время заброшены. В тот период эти места не были такими безлюдными.

Недалеко от недействующей погранзаставы Дроздовка расположено старинное  кладбище, на котором захоронен английский мореплаватель.

На мысе Варзина с большим трудом были найдены нами по описанию Гуриной Н.Н. древние лабиринты(ф.10) из камней. Местное название таких каменных кладок - «Вавилоны». Им  четыре тысячи лет. Значение лабиринтов загадочно и связано с верованиями древних обитателей края. Возможно это места общения с Логосом  жрецов древних народов. Может быть, эти лабиринты были местами жертвоприношений  или гигантскими алтарями.  В мифологии древних людей северные лабиринты могли быть связаны с погребальным культом: по виткам спиралей души мертвых уходили под землю в иной мир и не могли вернуться в мир живых из-за запутанности ходов вавилона. А бытовая гипотеза предназначения лабиринтов говорит, что это модели располагаемых в море ловушек для рыбы. Еще одна гипотеза, что это - созидательная модель разумного мира, пульсирующая внутрь Творения.

На маршруте в районе р.Малой Харловки были обнаружены три огромных Сейда(ф.23) – летучих камня, в которых по древним поверьям северных народностей обитает элементальный Дух.

В губе Широкая с западной стороны находится пещера, уходящая под скалу, которую мы не могли исследовать из-за отсутствия необходимого снаряжения. Как нам сказали в Рынде, эта пещера очень глубокая.

Примечательно заброшенное поселение Рында(ф.32), где еще сохранились по обе стороны реки некогда добротные дома Рындского церковного прихода, расположенные самом устье реки. Единственные два жителя Рынды муж и жена Никитины занимаются восстановлением местной церкви.

ЗАТО Островной(ф.1)  до 14.09.81г. назывался Гремихой. Сейчас пока еще это       единственный пункт остановки теплохода «Клавдия Еланская» на побережье Баренцева моря. Ранее в п. Гремиха располагалось одно из самых боеготовых соединений советского подводного флота – Иоканьгская военно-морская база, прозванная натовцами «осиным гнездом». С 1994 года  в рамках сокращения ВС РФ началось расформирование дивизий подводных лодок. Уже к 2000 году от легендарной флотилии ничего не осталось. В июле 2004 года вышел указ президента РФ «Об упразднении ЗАТО Островной». Предположительно это произойдет к 2008 году, но уже сейчас в большинстве домов в поселке жители отсутствуют.

2.9. Дополнительные сведения о походе.

Для покупки билета в г. Мурманске на теплоход «Клавдия Еланская» до остановки ЗАТО Островной (Гремиха) необходимо иметь разрешение ФСБ, которое на группу оформлялось через администрацию ЗАТО Островной. Отдельно на группу по ходатайству администрации ЗАТО г.Североморск оформлялось разрешение через УФСБ Мурманской области на нахождение в погранзоне, к которой относится пятикилометровая зона побережья Баренцева моря.

Небольшой поселок Туманный, или Туманка, как называют его местные жители,  расположен в 122 км от Мурманска. В настоящее время это  полузаброшенный поселок с пустующими домами. Имеется один магазин «Альбион» и почтовое отделение. Поскольку мы оказались в п. Туманный в воскресенье, почтовое отделение было закрыто,  и телеграмму об окончании маршрута пришлось отправлять на следующий день из г. Мурманска. Автобусы из п. Туманный ходят два раза в неделю – в понедельник и среду в 7.00 утра.

Район путешествия характеризуется даже летом неустойчивой погодой с резким перепадом температуры воздуха, сильными ветрами, частыми дождями и туманами. Затруднено ориентирование на большом открытом пространстве тундры в условиях плохой видимости (туман), поэтому рекомендуем  брать с собой GPS навигатор. Из специального группового снаряжения на данном маршруте рекомендуется обязательно иметь с собой легкое, но достаточно устойчивое плавсредство и 150 метров веревки.

Из личного снаряжения необходимо обязательно иметь теплые вещи, накидки от дождя для себя и на рюкзак, легкие гидроштаны. Ходовая обувь – только сапоги и лучше болотники  (ботинки в болотах быстро разваливаются, а вечно мокрые ноги в большей степени подвержены стиранию). В резиновых сапогах на скалах ноги легко сбиваются, обязательно иметь толстые стельки в сапоги. Рекомендуется летом накомарники и антикомариные средства иметь обязательно.

При  большой пересеченке местности  участники похода подвержены травмам по растяжению связок ног и натиранию мозолей. Поэтому в групповой  аптечке следует иметь достаточное количество эластичных бинтов, голеностопы, наколенники и побольше пластыря.

Все большие северные реки этого района сданы в аренду, находятся под охраной и под наблюдением (с вертолетов), поэтому во избежание неприятностей очень не рекомендуется ловить  в реках рыбу.

2.10. Денежные затраты.

Путь следования

На 1 чел., руб.

На группу  11 чел., руб.

п. Росляково- г. Мурманск (ж/д вокзал) (автобус)

14

154

Багаж

9

99

г.Мурманск- ЗАТО Островной (теплоход «Клавдия Еланская»)

330

3630

п. Туманный– г. Мурманск (автобус)

178

1958

Багаж

17

187

г.Мурманск (ж/д вокзал)-п. Росляково (автобус)

14

154

Багаж

9

99

Итого транспортные расходы:

571

6281

Питание (100 руб. /день на человека):

1800

19800

ВСЕГО:

2371

26081

    2.11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

Пройденный пеший маршрут по побережью Баренцева моря, несомненно, имеет  набор препятствий, который  определяет четвертую  категорию сложности похода.

Маршрут под силу преодолеть только опытным хорошо подготовленным туристам, имеющим навыки выживания в безлесной горной тундре с часто меняющейся погодой и опыт переправ через сложные реки. Пройдено 317 километров за 16 ходовых дней по сильно пересеченной местности – арктической каменной пустыне с сильными  ветрами наверху, пронизывающими до костей, и мучающим гнусом внизу, на болотах.

В июне - июле на северных реках еще большая вода, что усложняет переправы рек. Походы в этом районе рекомендуется проводить лучше в августе, когда вода на реках уже спала.  В это время  менее активны  комары, что также имеет немаловажное значение.

График движения необходимо увязывать с морскими приливами и отливами, чтобы обеспечить переправы через сложные реки по малой воде. В связи с этим переправляться через реки по возможности лучше ближе к устью. Наибольшую сложность на маршруте представляли глубокие реки Большая Харловка и Рында, на переправе через них очень пригодилась авиационная спасательная лодка ЛАС-1 (вес лодки 2,6 кг). Непростой оказалась переправа реки Оленка по быстро пребывающей воде, для скорости также использовалось лодка ЛАС-1. Три пары гидроштанов для группы 11 человек было недостаточно, идеально, чтобы легкие гидроштаны имел каждый участник похода, в таком случае на переправы будет меньше затрат времени. Переправы через ледяные северные реки без гидроштанов не рекомендуются даже в хорошую теплую погоду.

Во время отлива по обсушке береговой линии иногда возможно сократить путь сильноизрезанного скального берега. Сократить путь изрезанного побережья, возможно также углубляясь в тундру. Чем дальше от моря, тем менее пересечена местность, но больше заболоченность, много гнуса и на пути труднопроходимый стланик из карликовой березки.

Средняя скорость передвижения группы по всему маршруту не превышает 2-3 километра за переход в 50 минут.

В районах безлесья необходимо на ночевку привязываться к удобным морским губам побережья, где практически всегда есть на дрова плавник. Для организации обедов в тундре чай приходилось готовить на горелках, иногда находили  сохранившиеся столбы очень старой телефонной связи, которая когда-то была протянута вдоль побережья.

Полярный день в Заполярье позволяет при необходимости идти по маршруту даже ночью.


Комментарии: Ваш комментарий:
2007-12-06 17:58:14 | Антон | E-Mail
Да, это действительно пешая 4ка))) Точно по километражу, да и по препядствием подходит(другое дело, как их преодалевали). Согласен, что смешно преодалевать реку в пешем походе на лодочке.

2007-12-07 14:47:45 | Вадим Семин | E-Mail
Че, серьезно чтоли? Может мы в разные категории сложности с вами ходим, а? Ответь плиз, Антон, ну хоть рассчетом маршрута.

2007-12-19 11:41:31 | Антон | E-Mail
Вадим! Я прочитав отчет и посмотрев фото действительно разочаровался: в первую очередь в руководителе. Сейчас не буду "защищать" этот отчет, но все таки МКК его рассмотрела и даже защитила! Кстати он даже учавствовал в ЧР 2007. Сам я как "зритель",я не ходил в этот поход, а только выложил отчет, действительно не одобряю такой "туризм". Повторюсь, что по расчету этот поход выходит на 4к.с.(хотя на мой взгляд нельзя зачитывать те переправы!, которые были сделаны с помощью лодочки). Я полностью солидарен с вашей критикой!

2007-08-08 23:46:20 | Антон | E-Mail
Спасибо что выложили.

2007-08-20 18:25:14 | Pit | E-Mail
это 4 кс пешая?! за что?!

2007-08-21 09:48:40 | Малой | E-Mail
а мне понравилось! другое дело что идя в такой пахот и планируя обилие переправ через широкие реки можно вместо веревочного барахла взять надежное плав средство и тогда любая река будет нипочем и кс переправы становится весчью непоказательной \\ вышли к реке спустили корабль переплыли пошли дальше...



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;