LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Сабля с приюта "Аранецкий перевал"
Автор: Боярских Евгений


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

отчет о походе по реке Собь (Полярный Урал)

ОТЧЕТ

о водном туристском походе

второй категории сложности

по реке Собь

(Полярный Урал),

совершенном группой туристов из Москвы

в период с 27 июля по 12 августа 2007 года

Маршрутная книжка № 1/4-222

Руководитель группы Полежаева О.А.

Телефон, e-mail руководителя:

8-916-255-36-94

oapole@yandex.ru

Город Москва, 2007 год

Содержание

  1. Справочные сведения о походе
    1. Организация, проводящая поход
    2. Место проведения похода
    3. Общие справочные сведения о маршруте
    4. Нитка маршрута
    5. Определяющие препятствия маршрута
    6. Состав группы
    7. Местонахождение отчета
  2. Содержание отчета
    1. Общая идея похода
    2. Подъезд, отъезд, расположение погранзоны
    3. Аварийные выходы с маршрута
    4. График движения
    5. Техническое описание маршрута
    6. Потенциально опасные участки и явления
    7. Интересные природные и исторические объекты
    8. Дополнительные сведения о походе
    9. Стоимость проживания, питания, средств передвижения, снаряжения
    1. . Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
    2. . Фотографии
    3. . Картографический материал

 

1. Справочные сведения о походе

1.1. Организация, проводящая поход

Московский городской туристский клуб, Москва, Большая Коммунистическая ул., д. 17, тел. (495) 911-39-81.

1.2. Место проведения похода

Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Полярный Урал.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней

Водный

Вторая

157

15, в том числе 4,5 дня – транспорт, 3,5 дня – дневки, 7 ходовых дней

7

27.07.07 – 12.08.07

Примечание. 27.07 выехали из Москвы в 19-20, 12.08 приехали в Москву в 04-55, поэтому эти дни не включены в общую продолжительность похода. Дни 1 (стапель, сплав) и 8 (частичный сплав) засчитаны за один ходовой день.

1.4. Нитка маршрута

Станция Собь (поезд Москва–Лабытнанги) – ручей Восточный Нырдвомэн-Шор (массив Рай-Из) – поселок Харп – река Енга–Ю – река Ханмей – река Орехъеган – река Хараматолоу – река Луппайёган – изба Нюрапол – поселок Катровож – река Обь – город Лабытнанги.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

На маршруте единственный порог в поселке Харп. Остальные препятствия – простые шиверы, представляющие собой быстротоки без камней с маленькими валами (20 – 30 см), и мели.

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения

Порог (Харпский)

Вторая

500 м – общая длина, включая ступени порога и плесы

Три ступени, два поворота реки, мост

По основной струе с несложной лавировкой между камнями

 

1.6. Состав группы

№ п/п ФИО Год рождения Туристская подготовка Обязанности в группе

1

Полежаева Ольга Александровна

1961

Кереть (р), Охта (у), Илекса (р), Сума (у), Зап. Двина (у)

Руководитель, капитан “Рафтмастер-2”

2

Богословский Виктор Владимирович

1959

Кереть (у), Сума (р),

Калга (у) Воньга (у), Лесная Песь (р)

Штурман, капитан “Скаут”

3

Богословская Екатерина Викторовна

1997

Кереть (у), Сума (у),

Калга (у)

Краевед, матрос “Скаут”

4

Купрашевич Татьяна Евгеньевна

1972

Кереть (у), Сума (у), Калга (у), Белая (Урал) (у),

Зап. Двина (у)

Фотограф, матрос “Скаут”

5

Купрашевич Анатолий Алексеевич

1992

Кереть (у), Сума (у), Калга (у),

Зап. Двина (у)

Костровой, матрос “Рафтмастер-2”

6

Орлов Михаил Васильевич

1973

Илекса (у), Чирка–Кемь (у), Юрюзань (у)

Медик, матрос “Танго”, бард

7

Станулевич Станислав Эдуардович

1960

Кереть (у), Сума (у),

Калга (у), Воньга (у), Поньгома (р), Охта (у)

Зам. руководителя, капитан “Каньон 2+”

8

Станулевич Ольга Евгеньевна

1966

Кереть (у), Сума (у),

Калга (у), Белая (Урал) (у), Пекша (р)

Завхоз, матрос “Каньон 2+”

9

Станулевич Юлия Станиславовна

1989

Кереть (у), Сума (у),

Калга (у), Поньгома (р), Пекша (у), Воньга (у)

Фотограф, капитан “Рафтмастер-2”

10

Буслаев Вадим Вячеславович

1979

Поньгома (у), Охта (у), Илекса (у)

Реммастер, капитан “Рафтмастер-2”

11

Бурков Владимир Олегович

1968

Илекса (у), Чирка–Кемь (р), Охта (р), Поньгома (у), Сума (у), Вама–Водла (у)

Штурман, капитан “Танго”

12

Бурков Дмитрий Владимирович

1999

Илекса (у), Охта (у), Сума (у)

Краевед, матрос “Танго”

13

Клепикова Ирина Николаевна

1971

Пекша (у), Рессета (у), Зап. Двина (у)

Фотограф, матрос “Каньон 2+”

14

Клепиков Юрий Юрьевич

1967

Пекша (у), Рессета (у), Созь (у)

Реммастер, капитан “Каньон 2+”

1.7. Местонахождение отчета

Отчет о походе находится в библиотеке Московского городского туристского клуба по адресу: Москва, Большая Коммунистическая ул., д. 17, тел. (495) 911-39-81.

Электронная версия отчета и фотоматериалы – у руководителя.

 

 

2. Содержание отчета

 

2.1. Общая идея похода

Тундра, ну что ей, проживет,

А мне надобно, хоть тресни,

Чтоб хоть раз в году

мне в глаза взглянул

северный покой.

А. Крупп

Выбор маршрута определялся желанием познакомиться с районом Полярного Урала, где почти никто из участников похода не был, с уникальной уральской природой и характером рек. Север нам нравится. До этого мы ходили, в основном, в Карелию. Было интересно, чем же отличается от нее этот край.

Кроме того, привлекала простая заброска и выброска, относительно небольшие расходы на транспорт и возможность пройти маршрут за недолгий двухнедельный отпуск.

В поезде мы встретили группу туристов из Череповца, которые ходят по рекам Полярного Урала уже несколько лет. Нас еще больше заинтриговало, что же там есть удивительного, что тянет туда людей, несмотря на зачастую сложные климатические условия, обилие насекомых.

Опыт руководителя и участников являлся достаточным для прохождения маршрута.

Глубина Соби в верхнем течении – 30 см не представляла для нас проблему, так как все лодки нашей группы – надувные: устойчивы и имеют небольшую осадку.

2.2 Подъезд, отъезд, расположение погранзоны

Внимание! В отчете везде указано московское время. Время в районе похода – плюс 2 часа.

Подъезд и отъезд простые.

Стоимость см. в разделе 2.9 отчета.

В этом году проблем с покупкой билетов как “туда”, так и “обратно” не было.

Подъезд. Поезд № 210 “Москва – Лабытнанги”, билеты взяли до станции Собь. Отправились с Ярославского вокзала Москвы в пятницу в 19.20, прибыли на станцию Собь в воскресенье в 15.59. (Существует и более дорогой поезд – см. раздел 2.9 отчета.)

Но проводники наших вагонов плохо знали остановки и не смогли ответить на наш вопрос, где выходить. Станцию Собь нам указали туристы из Череповца, бывшие здесь неоднократно. Так что советуем быть бдительными. Порядок станций: Полярный Урал – 110-й километр – Собь. Между станциями “Полярный Урал” и “110-й километр” с правой стороны по ходу движения из Москвы стоит столб с указателями “Европа – Азия”.

Река на станции Собь в 100 метрах справа от ж/д полотна (по ходу движения) параллельно ему.

 

 

Отъезд. Последний участок маршрута – от поселка Катровож до г. Лабытнанги по Оби. Некоторые группы (судя по отчетам в Интернете) его проходили на каркасных байдарках, но для надувных судов эти 57 км (замерено GPS) при встречном ветре и больших волнах представляют трудность, поэтому мы предпочли нанять моторки, водители которых сами предлагают свои услуги еще до Катровожа. Разместились (14 человек со всем грузом) на трех моторках. От места выгрузки из моторок до ж/д вокзала в Лабытнангах 10 минут ходу. Проводники пускают переночевать в поезде, который отправляется в 7-00, а приходит в Москву на Ярославский вокзал в 4-55 через двое суток.

Погранзона. С 2006 года на части территории Ямало-Ненецкого автономного округа введена погранзона. Станция Собь в нее не входит, а Харп и Лабытнанги – входят.

Карта погранзоны прилагается к отчету.

Во время нашего похода мы не встретили ни одного пограничника ни на маршруте, ни в населенных пунктах, ни в поезде. Но что будет на следующий год, неизвестно.

С сайтов

http://www.fakttv.ru/news/yamal/2007/08/13/05.html

http://yamaltour.ru/index.php?do=cat&am … 817b00770e

мы взяли следующую информацию:

В соответствии с приказом Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2006 г. № 452 “Об утверждении Правил пограничного режима” при въезде на территорию автономного округа требуется оформление пропуска в Пограничном управлении Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям (справочную информацию вы можете получить в пограничном отделе “город Салехард” по адресу: г. Салехард, мкр-н Теремки, д. 62, телефон: 4-15-53).

Почтовые адреса и телефоны Пограничных органов ФСБ России по Курганской и Тюменской областям:
1. Пограничное управление ФСБ России по Курганской и Тюменской областям 640014 г. Курган, ул. Пархоменко, д. 61. 8 (3522) 47-61-00
2. Служба в г. Ишим 627755 Тюменская область, г. Ишим, ул. Красина, д. 4.

8 (34551) 6-66-93
6-29-40
3. Отдел в г. Макушино 641600 Курганская область, г. Макушино, ул. Железнодорожная, д. 1. 8 (35234) 9-86-65
4. Отдел в г. Куртамыш 641430 Курганская область, г. Куртамыш, проспект Ленина, д. 33. 8 (35249) 9-24-49
5. Отдел в г. Салехард 629008 Тюменская область, г.Салехард, ул. Подшибякина, д. 25А.

8 (34922) 4-15-53

На этих же сайтах находятся образцы ходатайств на получение пропусков для въезда в пограничную зону Ямало-Ненецкого автономного округа, границы и карта погранзоны.

 

2.3 Аварийные выходы с маршрута

а) От станции Собь до Харпа вдоль реки на расстоянии 100 – 200 м проходит железная дорога. В крайнем случае можно на нее выйти.

б) В 20 км от станции Собь вдоль ручья Восточный Нырдвомэн-Шор идет вездеходная дорога, по которой при нас проезжали грузовики.

в) Можно уехать со станции Харп (от станции Собь до него неспешно на надувных лодках 2 дня пути). Далее до Катровожа населенных пунктов нет.

г) Из Катровожа можно уехать в Лабытнанги на моторке (от Харпа до Катровожа примерно 4 дня пути на надувных байдарках).

В нашей группе ничего непредвиденного не случилось, подъезд и отъезд прошли по плану, разработанный график движения был выдержан.

2.4. График движения

Приведенные в следующей таблице пройденное расстояние (км) и чистое ходовое время замерялись навигационным прибором GPS.

Расстояние измерялось не по прямой (как во многих источниках), а по реке, поэтому является рабочим.

Координаты стоянок и основных объектов приведены в разделе 4.6 отчета.

Под чистым ходовым временем понимается только время движения по реке, оно не включает время, затраченное на перекус, технические остановки, исследование мест возможных стоянок, поход в магазин, фотографирование и пр.

Время в графе “Метеоусловия” московское.

Примечание. 27.07 выехали из Москвы в 19-20, 12.08 приехали в Москву в 04-55, поэтому эти дни не включены в общую продолжительность похода.

Шивера-быстроток здесь означает простое препятствие, которое можно назвать шиверой условно: быстрое течение, маленькие валы (20–30 см), камней нет, можно идти везде.

Вода в этом году была высокая. Надувные лодки на мели практически не садились.

 

Дни пути Даты Участок пути Км Чистое ходовое время Препятствия Метеоусловия

1 – 2

27.07 – 29.07

Поезд Москва – станция Собь

       

2

29.07

Ст. Собь – ручей Кузнечиковый

3,3

35 мин.

Стапель.

Шивера-быстроток

Полчаса гроза с сильным ливнем. Мошка.

Полнолуние

3

30.07

Ручей Кузнечиковый – ручей Восточный Нырдвомен-Шор

17,1

2 ч 30 мин.

Шиверы-быстротоки

Ясно. Сильный попутный ветер. Насекомых нет

4 – 5

31.07–01.08

Ручей Восточный Нырдвомен-Шор

Дневка

Ясно. Сильный ветер. Насекомых нет

6

02.08

Ручей Восточный Нырдвомен-Шор – пос. Харп – стоянка после

р. Енга-Ю

27,3

5 ч

Шиверы-быстротоки.

Встречаются одиночные большие камни.

Харпский порог 2-й категории сложности

Ясно. Встречный ветер. Во второй половине дня безветренно, мошка

7

03.08

Стоянка после

р. Енга-Ю – галечный пляж за два часа до

р. Хараматолоу

37

7 ч

Мели, частично с проводкой надувных лодок.

Шиверы-быстротоки

Безветренно. Мошка. Дождь

2 часа

8

04.08

Галечный пляж за два часа до

р. Хараматолоу –

р. Хараматолоу – р. Луппайёган – стоянка часа через два на острове

33,2

6 ч 35 мин.

Шиверы-быстротоки

Ясно

9

05.08

Стоянка на острове – стоянка через час на острове-полуострове

6,6

1 ч

Полудневка

Ясно Ветер. Насекомые только в лесу

10

06.08

Остров-полуостров

Дневка

Ясно. Ветер. Насекомые только в лесу

11

07.08

Остров-полуостров –

изба Нюрапол

30

4 ч 20 мин.

Нет

Ясно. Попутный ветер, затем боковой, потом сильный попутный. Насекомых нет. Вечером несильный дождь

12

08.08

Изба Нюрапол – стоянка перед пос. Катровож

11,5

3 ч 10 мин.

Нет

Дождь, затем ясно. Сильный встречный ветер, затем попутный

13

09.08

Пос. Катровож – г. Лабытнанги

по Оби

57

1 ч 30 мин. на моторке

Волны

Встречный ветер. Пасмурно

14 – 15

10.08 – 12.08

Поезд Лабытнанги – Москва

       

 

2.5. Техническое описание маршрута

 

Приведенные пройденное расстояние и чистое ходовое время замерялись навигационным прибором GPS.

Пройденное расстояние измерялось не по прямой (как во многих источниках), а по реке, поэтому является рабочим.

Под чистым ходовым временем понимается только время движения по реке, оно не включает время, затраченное на перекус, технические остановки, исследование мест возможных стоянок, поход в магазин, фотографирование и пр.

К отчету прилагаются карты и фотографии.

По обоим берегам реки – деревья – березы (не только карликовые), лиственницы, елки. Дров везде много.

Внимание! Время везде указано московское. Время в районе похода – плюс 2 часа.

 

Дни 1 – 2. 27.07 – 29.07

27.07 отправление поезда “Москва – Лабытнанги” с Ярославского вокзала Москвы

в 19-20. Прибытие на станцию Собь 29.07 в 15-59.

Проводники наших вагонов плохо знали остановки и не смогли ответить на вопрос, где выходить. Станцию Собь нам указали туристы из Череповца, бывшие здесь неоднократно. Так что советуем быть бдительными. Порядок станций: Полярный Урал – 110-й километр – Собь. Между станциями “Полярный Урал” и “110-й километр” с правой стороны по ходу движения стоит столб с указателями “Европа – Азия”.

Выгружаемся под сильной грозой с проливным дождем. Через полчаса закончилась.

В поселке много насекомых. Одели накомарники.

Река в 100 метрах справа от ж/д полотна (по ходу движения) параллельно ему. Ширина – 50 м. Стапель.

В 300 м вниз по течению виден подвесной мост. Впереди и справа – горы (фото 1).

Через 3 часа (в 19.00) отплыли. Встретилась шивера-быстроток. Так здесь и далее мы будем называть простое препятствие, которое можно назвать шиверой условно: быстрое течение, маленькие валы (20–30 см), камней нет, можно идти везде.

Скорость течения поразительно большая. В этот вечер даже почти не гребли, смотрели место для ночлега. Небольшая сложность только в выравнивании лодки. Вода прозрачная, цвета морской волны (как в бассейне). Четко видны камни на дне. Глубина реки 30 см. Надувные лодки проходят свободно.

По берегам редколесье, в основном лиственницы.

Параллельно реке слева на расстоянии 100 – 200 м вплоть до поселка Харп (день 6) проходит железная дорога.

Через 35 минут находим стоянку на левом высоком берегу в лиственницах, немного не доплывая до впадения слева ручья Кузнечиковый (фото 2). Карликовые березки. Места под четыре палатки хорошие, под большее количество – надо выбирать.

Насекомых умеренное количество.

Дрова не очень хорошие, но нашли. За исключением этой стоянки везде дрова есть.

Чистое ходовое время 35 мин.

Пройдено 3,3 км.

Средняя скорость движения – 5,8 км/ч.

Максимальная скорость движения – 12,6 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 1):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

Лист 1 карт.

День 3. 30.07

Отплыли в 12.00. Справа гора Поуркеу. Галечные пляжи. По пути следования достаточно мест для стоянок на обоих берегах. Справа впадают два малых ручья. Шиверы-быстротоки. Глубина для надувных лодок достаточная. Сильный попутный ветер весь день, высокая скорость течения. По берегам редколесье.

Ориентир ручья Восточный Нырдвомэн-Шор – каменистая горка (фото 5) на противоположном (левом) берегу. Рядом с горкой на высоком левом берегу стояла группа. Левый берег открытый, сильно продувается. Там есть места для палаток, но их может сносить ветром. Решили встать на правом берегу.

Стоянку пришлось поискать. Отличная стоянка, где мы и встали в 15.00, – на правом берегу перед основной протокой ручья Восточный Нырдвомэн-Шор (фото 3, 4). Ее с реки не видно, надо пройти через кусты, там поляна, окруженная деревьями. Места под большую группу. Пентагон, очаг, стойки, слега.

Далее по правому берегу начинается массив Рай-Из (фото 3, 4).

Дров много. Пустые палатки при таком ветре постановке “летали”, пустые лодки тоже. Палатку не надо ставить на открытых местах и следует сразу загружать в нее вещи, а лодки надо привязывать. Зато насекомых нет вообще.

Чистое ходовое время 2 часа 30 мин.

Пройдено 17,1 км (для сравнения: расстояние по прямой от предыдущей стоянки – 11,5 км).

Средняя скорость движения – 6,4 км/ч.

Максимальная скорость движения – 14,4 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 2) и, соответственно, устья ручья Восточный Нырдвомэн-Шор:

N 66º56'764''

E 65º40'086''

Листы 1, 2 карт.

Дни 4 – 5. 31.07 – 01.08

Дневки в устье ручья Восточный Нырдвомэн-Шор.

Дров много. По-прежнему сильный ветер, насекомых нет. Поймали нескольких хариусов. Они очень быстро портятся, поэтому сразу готовили – жарили на сковороде и запекали на решетке, подвешенной над костром. Гуляли. Собирали голубику на противоположном от стоянки берегу ручья. Пели песни под гитару.

Вдоль ручья идет вездеходная дорога в горы (фото 6), как говорят, к водопадам. По дороге проезжали два “Урала”. Вдоль дороги довольно большие деревья. Красиво.

День 6. 02.08

Утром умеренное количество насекомых. Можно ходить без накомарника. Отплыли в 11.40. Первая часть пути – вдоль массива Рай-Из (фото 7). Он справа вплотную подходит к берегу. Очень красиво. Встречный ветер, но гребем без затруднений, так как сильное течение. Редкие шиверы-быстротоки. Несколько одиночных больших камней. Мелкие участки (30 см) перемежаются глубокими (до 2 м). Много больших галечных пляжей.

Река делится на протоки. И левые, и правые одинаково красивы и проходимы для надувных лодок. На одной из таких развилок очень сильное течение в левую протоку. Если зазеваться, то трудно будет выгрести в правую, советуем в левую и идти. В правой же протоке – сильный прижим под кусты. Часть группы шла по левой протоке, часть – по правой.

Вскоре река выходит из горного массива (он “уходит” вправо за лес). На протяжении всей горной части маршрута – фантастически прозрачная вода, даже на глубоких участках.

Слева по-прежнему железная дорога до поселка Харп.

До Харпа по реке 23 км (для сравнения: по прямой 16 км).

Харп ( в переводе на русский – “Северное сияние”) – режимный поселок, с зоной. Расположен на левом берегу. Начинается почти сразу с колючей проволоки, затем появляется церковь. Далее надо быть готовыми к Харпскому порогу, который начинается в центре поселка на правом повороте реки.

Харпский порог

Порог второй категории сложности, состоит из трех ступеней, расположен на двух поворотах реки: правом, затем левом. Все три ступени проходятся по основной струе, без крутой лавировки, но надо смотреть камни в фарватере.

Первая ступень в свою очередь состоит из двух частей. Первая часть – на правом повороте реки. Короткая (30 м) шивера: слева мель, справа большой камень у берега. Проход несложный, камни над водой, хорошо видны. Далее следует короткий (20 м) плес. Там мы зачалились с целью сходить в магазин, который расположен в 100 м вверх по берегу. Купили хлеб, молоко, шоколад и пр. Далее вторая часть первой ступени порога – 100 м. Заход слева, затем по диагонали направо, но можно идти и вдоль правого берега. Камни читаются с воды хорошо. Затем небольшой плес.

Вторая ступень (100 м) – небольшие валы, хорошо покрывающие камни. Можно идти везде. Далее плес до автомобильного моста. Мост закрытый, со шлагбаумом.

Третья ступень (100 м) (фото 8–11) начинается после моста (фото 8). Наиболее сложная из трех. Несколько обливняков в русле, два главных в центре, видны хорошо. Заход справа, затем в центр, между двух главных обливняков. Для выхода есть варианты, но каркасные суда могут сесть на камни, даже при нашем высоком уровне воды. Будьте осторожны на выходе. Для надувных лодок проблем нет.

После порога вскоре по правому берегу впадает река Енга-Ю. Достаточно большая, не пропустишь. Журчит по камешкам. По берегам лесная зона – лиственницы и березы (фото 14).

Через 4 км после Харпа встали на хорошую стоянку (фото 12) на правом берегу над галечной отмелью. На опушке леса, ровная, продувается. Пентагон, очаг, стойки со слегой. Дров много. Места под несколько палаток. Встали в 17.30. В лесу морошка, черника, но много мошки и комаров, нужны накомарники.

Во второй половине дня ветер стих. Мошки много. Репеллентом пользовались все, даже те, кто до этого обходился без него (вообще нам повезло: количество насекомых во время похода весьма умеренное, а то они и исчезают совсем). После 20.00 насекомых стало гораздо меньше, можно спокойно сидеть у костра. Ставили вокруг костра спирали от комаров – некоторый эффект есть, имеет смысл брать их в поход при умеренном количестве насекомых.

Чистое ходовое время – 5 часов.

Пройдено 27,3 км.

Средняя скорость движения – 5,5 км/ч.

Максимальная скорость движения – 13,8 км/ч.

Листы 2, 3 карт.

Координаты поселка Харп (центр):

N 66º56'764''

E 65º40'086''

Координаты устья реки Енга-Ю:

N 66º47'828''

E 65º47'332''

Координаты стоянки (стоянка № 3):

N 66º46'107''

E 65º51'707''

День 7. 03.08

До 10.00 много мошки, потом гораздо меньше. Отплыли в 11.00. По берегам лиственницы и березы, иногда справа проглядывают горы. Ветра не было. Мошка долетает до середины реки. Спасает гребля. Днем 2 часа шел дождь.

До впадения слева реки Ханмей много мелей (проводили надувные лодки), шиверы-быстротоки. После впадения Ханмея и затем справа реки Орехъёган глубина реки увеличивается. От Орехъёгана до стоянки шли 1,5 часа, препятствий нет.

От предыдущей стоянки (№ 3) до этой (№ 4) стоянок почти нет (галечные пляжи и лес). Лучше проплыть еще 1,5 – 2 часа до впадения реки Хараматолоу, там хорошие стоянки. Но было уже поздно (20.30), в это время быстро холодает, и мы решили встать слева на длинном галечном пляже (фото 13). Палатки поставили на полосе песка между галечным пляжем и лесной зоной — густым кустарником. Пройдя вдоль берега, нашли два сухих небольших дерева. На костер для ужина и завтрака хватило.

Чистое ходовое время – 7 часов.

Пройдено 37 км.

Средняя скорость движения – 5,3 км/ч.

Максимальная скорость движения – 22,3 км/ч.

Листы 3, 4, 5 карт.

Координаты устья реки Ханмей:

N 66º37'430''

E 65º42'501''

Координаты устья реки Орехъёган:

N 66º38'029''

E 65º32'439''

Координаты стоянки (стоянка № 4):

N 66º36'580''

E 65º28'035''

 

День 8. 04.08

Отплыли в 11.00. Встречный сильный ветер. Двигаться сложнее, чем в первые дни, так как скорость течения меньше, но особых проблем нет. Насекомых нет. Затем ветер стал потише. Через 1 ч 50 мин. (в 12.50) справа увидели реку Хараматолоу (фото 16) (ее также называют Хара). Сразу после ее впадения стоянка на галечном пляже, но она на “тройку”. После Хараматолоу шивера-быстроток. В 10 минутах неспешного сплава от Хараматолоу отличная стоянка на высоком берегу (фото 17, 18). Ровная, на опушке леса, мест под палатки много. В лесу есть ягоды. На берегу дикий шиповник. Отличный вид на реку. Стоянка продувается, насекомых мало. Пентагон, стол, лавки, навес. Оптимальный совет – доплыть до этой стоянки накануне.

Решили плыть дальше, сделав большой перерыв на обед, отдых и ловлю рыбы. Удалось даже позагорать. Прогулялись назад до Хараматолоу.

В 16.00 отплыли с обеда. Вскоре слева – высокий обрывистый берег. Встречаются шиверы-быстротоки.

Примерно в 19.00 справа приток – река Луппайёган. Ориентир – изба перед устьем, на высоком берегу. Там стояла группа. После Луппайёгана со стоянками плохо. Узкие галечные пляжи, лес с густым кустарником, верховые болота. Долго искали стоянку. Встали в 22.00 слева на острове. Река огибает остров, делая рукав-петлю. Стоянка на опушке леса в высокой траве, но трава приминается, и для нескольких палаток образуются ровные места. Дрова не отличные, но на приготовление еды хватило. Костер среди берез (фото 19). Место после обустройства лагеря оказалось вполне уютным, хотя с первого взгляда этого нельзя было сказать. Насекомых мало.

Чистое ходовое время – 6 ч 30 мин.

Пройдено 33,2 км.

Средняя скорость движения – 5,1 км/ч.

Максимальная скорость движения – 12,5 км/ч.

Листы 5, 6, 7 карт.

Координаты устья реки Хараматолоу:

N 66º35'530''

E 65º24'420''

Координаты устья реки Луппайёган:

N 66º32'707''

E 65º17'998''

Координаты стоянки (стоянка № 5):

N 66º28'949''

E 65º25'461''

 

День 9. 05.08

Перед нами стояла задача найти приемлемую стоянку для дня рождения Кати Богословской (6 августа). Нашли уже через час. Стоянка (фото 22–27) слева на большом острове под большую группу. Самая хорошая на реке (оценка 5+). Остров условный, соединяется с берегом узким переходом из гальки. Наличие перехода зависит от уровня воды. Вокруг острова широкий галечный пляж, далее вглубь острова луг с разноцветьем (мы только бегло насчитали более 10 видов цветов), затем опушка леса с лиственницами, березами, можжевельником, растущим красиво, как в парке, в глубине острова лес.

Под большую группу. Грибы, красная смородина, на “материке” много морошки (фото 25). Солнце, ветерок, комаров, мошку сдувает. Хороший очаг из камней, стол, ровные сухие места для палаток. Дров много.

Полудневка.

Чистое ходовое время – 1 час.

Пройдено 6,6 км.

Координаты стоянки (стоянка № 6):

N 66º27'759''

E 65º30'540''

Лист 7 карт.

День 10. 06.08

Дневка. Празднуем день рождения. Проводим игры с детьми, взрослые подключаются.

Напекли пирожков – по 5 на каждого (фото 24), с колбасой, сыром и ягодами, сварили кисель и компот. Пели песни под гитару.

Интересным происшествием было обнаружение семьей Клепиковых на берегу перед островом (выше по течению) глиняных черепков предположительно XVII века (фото 27, 28). (Комментарии см. в разделе 2.7 отчета.)

Два дня на этом острове солнце, ветерок. Нсекомых почти нет, хотя в глубине леса их много. Выстиранные вещи сохнут очень быстро.

Координаты местонахождения черепков:

N 66º27'841''

E 65º29'761''

День 11. 07.08

Отплыли в 12.00. В 13.30 небольшой каменистый остров с несколькими кустами. Прошли слева. После него река значительно расширяется. На дне становится меньше камней, больше глины. Сильный попутный ветер. Насекомых нет.

Препятствий нет.

Еще через полчаса один за другим два больших красивых острова с галечными пляжами и лесом. Похожи на стоянку № 6 (день рождения). На одном острове видна стоянка, на другом, по всей видимости, тоже может быть.

Прошли слева от островов вдоль высокого обрывистого берега (фото 29).

От предыдущей стоянки (№ 6) до островов 11,5 км по реке.

В 15.30 два небольших острова, боковой ветер. Река расширяется до 600 м. Затем река делает правый поворот, на повороте изба на левом берегу.

Заметим, что по нашей высокой воде некоторые полуострова, видимо, превратились в острова.

Видели каркас чума (фото 30).

Вскоре на левом высоком берегу неплохая стоянка. Сильный попутный ветер. Волны с барашками.

Прошли справа от длинного лесистого острова с высокими крутыми берегами. Высадились, посмотрели. На нем можно встать – палатки в ряд вдоль берега, правда разгружаться не очень удобно. Много красной смородины. Набрали. Около острова Володя Бурков поймал огромную щуку (фото 31, 32).

Решили встать сразу после острова на правом берегу – у избы Нюрапол (фото 32). Там больше места, но грязновато. Лучше вставать не около изб.

К вечеру несильный дождь. В лесу морошка. Сварили компот из красной смородины. Пожарили часть щуки (часть осилили только на следующий день).

Чистое ходовое время – 4 ч 15 мин.

Пройдено 21 км.

Средняя скорость движения – 5 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 7):

N 66º22'902''

E 65º51'183''

Листы 7, 8 карт.

День 12. 08.08

Дождь с утра, потом нет. Отплыли в 12.30. Встречный ветер, грести трудно, но не через силу. Лодка не стоит на месте. После поворота реки на 180º ветер соответственно сменился на попутный. Ширина реки – 600 м. Идем вдоль правого берега. Несколько островов.

Вскоре к нам подплыла моторка, и ее водитель предложил свои услуги по заброске нас в Лабытнанги. Решили встать на стоянку и обдумать, он обещал подъехать попозже и договориться.

В 15.00 справа увидели ретрансляционную вышку Катровожа (фото 33). Решили не вставать рядом с населенным пунктом. Стоянка на маленьком острове (фото 34, 35) напротив избы, расположенной на правом берегу (фото 33). Встали в 16.00. Пологий берег, песок, низкая трава. Открытое место. В глубине острова кусты. Идеально ровное место. Можно поставить много палаток. Дрова для приготовления еды нашли.

От стоянки до г. Лабытнанги по прямой 36 км. Но по реке значительно больше (впоследствии оказалось 57 км, в 1,5 раза больше). К тому же это Обь, при встречном ветре, большой волне на надувных судах можно плыть очень долго и сложно, а то и вообще не выгрести. Можно и на поезд опоздать. Поэтому мы решили договариваться с моторками. (Впоследствии прогноз оправдался – см. описание дня 13, т. е. наше решение было правильным).

Подъехала моторка. Договорились на следующий день на удобное нам время (13.00 московское, 15.00 – местное) на три моторки (стоимость см. в разделе 2.9 отчета). Можно было сушить и собирать байдарки.

Стоянка на границе разлива – далее ширина Соби (вплоть до Оби) более 1 км.

Для дневки остров не подходит, да и не сказать, что красивый, но представляет собой отличное место для мытья, просушки и разбора лодок.

Чистое ходовое время – 3 ч 10 мин.

Пройдено 11,5 км.

Средняя скорость движения – 3,6 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 8):

N 66º22'101''

E 66º00'255''

Лист 8 карт.

 

День 13. 09.08

Уехали в то время, в которое договорились, на трех моторках (фото 36, 37) в Лабытнанги (в переводе на русский – “Семь лиственниц”).

Чистое ходовое время – 1 ч 30 мин.

Пройдено 57 км.

Максимальная скорость движения – 46,7 км/ч.

От места выгрузки из моторок (фото 39) до ж/д вокзала в Лабытнангах (фото 40) 10 минут ходу.

Несколько опрошенных нами жителей Лабытнангов отвечали на наш вопрос, что столовых и кафе у них нет, а поесть можно только на вокзале. Но это оказалось не так. В центре города находится гостиница “Семь лиственниц” с рестораном, который с 12.00 до 14.00 работает как столовая. Мы же приехали вечером и в этом ресторане нам объяснили, как пройти в кафе “Эльта” (10 минут ходу от ресторана). Там примерно за 200 руб. можно сытно пообедать. Еда вкусная и качественная.

Координаты кафе “Эльта” в Лабытнангах:

N 66º39'414''

E 66º22'635''

 

Проводник пустил нас переночевать в поезде за 200 руб. с человека в наш вагон, сразу продал нам белье. Так что, когда поезд отправился утром в 7.00, мы уже спали на своих полках в своем вагоне.

Дни 14 – 15. 10.08 – 12.08

Отправление поезда “Лабытнанги – Москва”10.08 в 7.00. Прибытие в Москву на Ярославский вокзал 12.08 в 4.55.

Закончен очередной поход.

2.6. Потенциально опасные участки и явления

На реке всего один порог второй категории сложности – Харпский. Без сюрпризов.

Основную сложность представляют климат (сильно холодает к вечеру, возможен очень сильный ветер), низкая температура воды и насекомые (комары и мошка). Рекомендации –см. разделы 2.8 и 2.10 отчета.

2.7. Интересные природные и исторические объекты

1. Здесь уместна поговорка “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Формально ничего экстраординарного нет, горы невысокие, препятствия несложные, но “зацепило” с первой же минуты похода, как только мы вышли на реку (это говорил каждый, хотя мы все довольно разные люди), несмотря на то, что мы не новички, путешествуем много лет по разным интересным районам. Здесь мы поняли череповецкую группу (см. начало отчета). Полярный Урал советуем хотя бы раз посмотреть всем. Впечатляют обрамляющие реку горы (фото 1–4, 7) прозрачная зеленая вода, камешки на дне, галечные пляжи (фото 18, 27), разноцветье (фото 23, 26), дикий шиповник, хариусы (фото 15), карликовые березки в сочетании с большими деревьями, морошка (фото 21, 25) и т. д. Фотографии и описания не могут этого полностью передать. Строим планы сходить еще в этот район.

2. Видели каркасы чумов (день 7, фото 30).

3. Нашли черепки глиняных горшков недалеко от стоянки № 6 (день 9, фото 27, 28). По прибытии в Москву проконсультировались со знакомыми керамистами-реставраторами Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Они высказали предположение, что возраст черепков – примерно XVII век и сделаны они вручную, не на гончарном круге. Координаты стоянки приведены в разделе 2.5 отчета.

4. В городе Лабытнанги встретили местных жителей (возможно, ненцев), в национальных костюмах (фото 38). Они были приветливы и вежливы.

2.8. Дополнительные сведения о походе

Отметим следующее снаряжение:

Надувные лодки – 7 шт.:

“Танго” – 1 шт., двухместная;

“Скаут” – 1 шт., двухместная;

“Рафтмастер-2” – 2 шт., вмещает (с вещами) взрослого и ребенка;

“Рафтмастер-1” – 1 шт., одноместная;

“Каньон 2+” – 2 шт., двухместные.

Навигационный прибор GPS.

Рации – по одной в каждой лодке.

Два больших тента.

Каны, костровые принадлежности.

Сковорода, решетка.

Пила, топор.

Дуговые палатки.

Из личного снаряжения отметим:

  • спасжилеты;
  • непромокаемые костюмы. Хорошо себя зарекомендовали куртки–самостроки из хайпары (продается на складе – Москва, м. Дубровка), брюки фирмы Vaude, костюмы из магазина “Спецодежда” фирмы “Техноавиа” (несколько магазинов в Москве, например, м. Аэропорт, ул. Красноармейская, д. 12, http://www.technoavia.ru/);
  • противоэнцефалитные костюмы из магазина “Спецодежда” фирмы “Техноавиа”. Плотная х/б ткань, трикотажные манжеты на запястьях и щиколотках, капюшон. Не только оказались очень полезными против комаров и мошки, но и защищали от ветра и холода, относительно быстро высыхали. Удобны при работе и отдыхе. Под них и на них можно надеть и дополнительную одежду. Также понравился брезентовый противоэнцефалитный костюм из магазина “Спецодежда” фирмы “Восток-сервис”;
  • бахилы из ПВХ (защищают ноги от низкой температуры воды при проводке лодок, одеваются на любую обувь);
  • накомарники с мелкой (противомоскитной) сеткой (ТЦ “Экстрим”, 2 этаж);
  • репеллент против насекомых Gardex Extreme (Гардекс Экстрим – баллончик красного цвета) – помогает очень хорошо;
  • спирали против комаров (рекомендуем ставить вокруг костра несколько штук – снижает активность насекомых);
  • теплую одежду.

Особенности погодных и природных условий в нашем походе:

В основном солнечная погода с ветром, в основном попутным, иногда сильным. Всего три раза за маршрут несильные непродолжительные дожди (по 2 часа).

Низкая температура воды в реке.

Высокая скорость течения.

Небольшое для этих мест количество насекомых: комаров, мошки, зачастую они пропадали вообще.

Рыба: в основном, хариус (фото 15) и щука (фото 20).

Ягоды: морошка (фото 21, 25), красная смородина, черники почти нет, немного голубики.

По берегам лесная зона.

Дров везде достаточно.

 

2.9. Стоимость проживания, питания, средств передвижения, снаряжения

Отметим следующее:

Поезд “Москва – Лабытнанги” до станции “Собь” № 210: взрослый билет 1487,3 руб.

(Надо иметь в виду, что существует и более дорогой поезд – около 2100 руб.)

Поезд “Лабытнанги – Москва” № 209 – взрослый билет 1588,1 руб.

Моторки. Водитель хотел по 1000 руб. с человека, дети бесплатно, 500 руб. – груз с одной байдарки. Всего получалось 15,5 тыс. руб. с группы. Но удалось договориться на три моторки за 13 тыс. руб. с группы (14 человек, из них двое детей бесплатно).

Ночевка в поезде в Лабытнангах (до его отправления): 200 руб. с человека.

Обед в кафе “Эльта” в Лабытнангах (их трех–четырех) блюд обошелся каждому примерно в 200 – 250 руб.

Цены на продукты в магазине в пос. Харп: батон хлеба – 20 руб., пачка макарон “Макфа” (400 г) – 35 руб., 1 литр молока – 45 руб.

Репеллент Gardex Extreme (Гардекс Экстрим) – баллончик красного цвета, наиболее дешевый в магазинах “Мосмарт” (Москва) – 100 руб., в туристических магазинах стоимость доходит до 150 руб.

Непромокаемая ткань “хайпара” (Москва, м. Дубровка) – 100 руб. 1 метр при ширине 1,5 метра. Куртка-самострок (с мониями, затяжками) обходится в 250 – 300 руб.

Непромокаемые брюки Vaude (ТЦ “Экстрим”) – 1300 руб.

Непромокаемый костюм (магазин “Спецодежда” фирмы “Техноавиа”) – примерно 300 руб.

Противоэнцефалитный костюм (магазины “Спецодежда” фирм “Техноавиа”, “Восток-сервис”) – примерно 600 руб.

2.10. Выводы и рекомендации по проведению маршрута

    1. Маршрут соответствует второй категории сложности.
    2. Сложность представляют в равной степени препятствия на реке и погодно-климатические условия (насекомые, холод, ветер, дождь).
    3. На маршруте ничего непредвиденного не случилось, подъезд и отъезд прошли по плану, разработанный график движения был выдержан.
    4. Река второй категории сложности. Для туристов, имеющих опыт водных походов второй категории и выше, не представляет особенностей. Группам, ходившим только в водные “единички”, рекомендуем просмотреть Харпский порог.
    5. Лучше всего идти на надувных лодках – они устойчивы и имеют малую осадку.
    6. Для каркасных байдарок сложность представляют мелководные участки, особенно в малую воду (у нас была большая), возможны многочисленные проводки в первой половине маршрута.
    7. Всем советуем посетить район Полярного Урала из-за его уникальных природных особенностей.
    8. Туристских групп нам встретилось немного, местное население – только в конце маршрута. Не рекомендуем останавливаться в окрестностях режимного поселка Харп.
    9. С 2006 года на части территории Ямало-Ненецкого автономного округа введена погранзона. Станция Собь в нее не входит, а Харп и Лабытнанги входят. Мы нигде пограничников не встретили, но рекомендуем ознакомиться с положением о погранзоне и порядке выдачи пропусков, возможно, следует их оформить (см. раздел 2.2 отчета).
    10. Рекомендуем взять теплую одежду (вечером резко холодает даже при дневной солнечной теплой погоде), бахилы из ПХВ, которые советуем надевать на спокойных участках, особенно при проводке лодок, так как вода значительно холоднее, например, карельской.
    11. Необходимо хорошо закреплять палатки, не оставлять их пустыми (может унести ветром даже закрепленные), не ставить на открытых местах. Лучше привязывать лодки даже на берегу (надувные лодки переворачивает и уносит ветром).
    12. Может быть много мошки и комаров. Рекомендуем репеллент Gardex Extreme (Гардекс Экстрим – красный), накомарник с противомоскитной сеткой, противоэнцефалитный костюм (многофункциональный – от насекомых, ветра, холода). Все это было проверено нами.
    13. Дров на маршруте достаточно, по крайней мере, для приготовления еды.
    14. Стоянки были выбраны нами удачно. Советуем следовать нашему графику движения.
    15. Рекомендуем преодолеть участок пути по Оби (57 км) на моторках из-за возможного сильного встречного ветра и волн, особенно для надувных лодок. Стоянок на Оби практически нет.

Фото 1. Начало пути. Быстрая вода

Фото 2. Стоянка № 1. Ручей Кузнечиковый

Фото 3. Массив Рай-Из. Ручей Восточный Нардвомэн-Шор.

Стоянка № 2 (за кустами справа)

Фото 4. Устье ручья Восточный Нырдвомэн-Шор

Фото 5. Горка на левом берегу напротив ручья

Восточный Нырдвомэн-Шор. Ж/д вдоль берега

Фото 6. Вездеходная дорога вдоль ручья

Восточный Нырдвомэн-Шор

Фото 7. Пейзаж первой половины маршрута

(день 6, плывём в Харп)

Фото 8. Мост перед 3-й ступенью Харпского порога

Фото 9. Заход в 3-ю ступень Харпского порога

Фото 10. 3-я ступень Харпского порога

Фото 11. 3-я ступень Харпского порога

Фото 12. Стоянка № 3. Лиственницы

Фото 13. Стоянка № 4 на галечном пляже

Фото 14. Вторая половина маршрута. Лес

Фото 15. Хариус

Фото 16. Река Хараматолоу

(левая верхняя часть фотографии, вдоль леса)

Фото 17. Стоянка для обеда после р. Хараматолоу

Фото 18. Стоянка для обеда после р. Хараматолоу

Фото 19. Стоянка № 5 в траве и берёзах

Фото 20. Жарим щуку

Фото 21. За ягодами

 

 

Фото 22. Стоянка № 6. День рождения

Фото 23. Стоянка № 6. Дорожка к реке

Фото 24. Стоянка № 6. Тесто для пирожков

Фото 25. Стоянка № 6. Морошка

Фото 26. Стоянка № 6

Фото 27. Стоянка № 6. В правом верхнем углу фотографии -

переход на “материк”, где нашли черепки

Фото 28. Глиняные черепки XVII века

Фото 29. День 11. Высокий берег слева. Острова

Фото 30. Каркас чума (день 11)

Фото 31. Ловля большой щуки около острова

напротив избы Нюрапол

Фото 32. Стоянка № 7. Изба Нюрапол. Щука

Фото 33. Ретрансляционная вышка в пос. Катровож.

Изба на правом берегу напротив стоянки

Фото 34. Стоянка № 7 (последняя) на острове. Моршаныч поёт

Фото 35. Групповое фото (кроме двух фотографов)

Фото 36. Посёлок Катровож

Фото 37. По Оби на моторке

Фото 38. Коренные жители

Фото 39. Выгрузка из моторок в Лабытнангах.

Фото 40. Вокзал в Лабытнангах.

Лист 1

Лист 2

Лист 3

Лист 4

Лист 5

Лист 6

Лист 7

Лист 8

 

Карта погранзоны

 

 


Комментарии: Ваш комментарий:
2007-10-18 00:39:05 | ALUKARD | E-Mail
Только я не на калге был, а на Воньге.



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;