LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



плато Мань-Пупуньер
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Хорота - Арка-Маталоу - Бурхойла - Тань-Ю - Ворчатовис - Войкар

Отчёт
о пеше-водном туристском походе II категории сложности по Полярному Уралу
совершенном группой туристов г.Москвы
в период с 6 по 28 июля 2007 года.

Содержание

1.Справочные сведения о походе
2.Варианты заброски/выброски
3.Аварийные выходы
4.Пограничная зона
5.Организация и проведение похода. 6.Техническое описание маршрута. 7.Материальное обеспечение группы. 8.Итоги похода, выводы и рекомендации по совершенному путешествию.
9.Приложения.

1.Справочные сведения о походе

Место проведения: Полярный Урал
Вид туризма: пеше-водный
Категория сложности похода: II
Протяжённость активной части похода: 342 км (165 км пешей части, 175 км водной)*
Продолжительность общая: 22 дня
Ходовая часть: 16 дней
Сроки проведения: с 6 по 28 июля 2007 года

Нитка маршрута:

ст.Хорота — р.Хорота — руч. Вон-Кур-Юган — г.Пай-Ер(радиально) - пер. Арка-Маталоу — р.Хараматалоу – руч.Пайта-Шор - р.М.Хараматалоу — р.Бурхойла — р.ТаньЮ — р.Войкар — пос. Вершина-Войкар

Список группы

фамилия, имя, отчество год рождения туристский опыт e-mail
Гороховский Михаил 1977 3 рук. пеше-водный - Кольский gorokhovsky@iptp.net
Гороховская Евгения 1987 2 уч.- водный - Карелия medvegonok87@mail.ru

2.Варианты заброски/выброски

Заброска

Осуществляется поездом Москва-Лабытнанги до станции Хорота. Стоимость билета около 1400 руб (на момент похода курс USD ~ 25 руб, EUR ~ 35 руб) на фирменный поезд. Поезд идёт 41 час 21 минуту. По нечётным числам поезд фирменный, а по чётным – нет. Фирменный несколько дороже, однако вероятность того, что в вагоне будет работать кондиционер в фирменном поезде положительна (по опросным данным ~ 1/3). Пешая часть маршрута начинается непосредственно от станции.

Выброска

Маршрут может быть окончен как в посёлке Вершина-Войкар, так и в посёлке Усть-Войкар. Для того, чтобы из первого попасть во второй необходимо пересечь Войкарский Сор (см.карту), на что придётся затратить день гребли по озеру. При сильном ветре волны в Соре достигают 1 м и прохождение его небезопасно. Таким образом выброска из Вершины-Войкар предпочтительнее. Однако, для больших групп выброситься отсюда может оказаться невозможным из-за малого размера посёлка и недостаточного числа лодок и ГСМ. На моторке из Вершины-Войкар до с.Мужи идти 2-2.5 часа. Из Усть-Войкара на полчаса меньше. Дорога на двоих с рюкзаками после некоторого торга обошлась нам в 2000 руб. Как альтернативный вариант, возможно, из Усть-Войкара до Салехарда или Лабытнанг можно уехать на катере. В случае прибытия в этот посёлок, до того, как искать моторку на Мужи, возможно, имеет смысл узнать о катерах вниз по Оби. От с.Мужи ходят до Салехарда примерно 3 метеора за два дня. Если вечером Метеор-200 стоит у причала, значит в 6:00 он пойдёт на Салехард. Если вечером его нет, то он пойдёт в 10:00 от Березового на Салехард. Кроме Метеора-200 через день ходит небольшой катер на подводных крыльях «Линда» (отправление в 14:00). Билет стоит около 450 руб. Багаж везли бесплатно. Вся эта радужная картина, однако, разбивается о суровую реальность. В случае туманов, дождей или ветров метеоры не могут пройти по Оби и сообщение останавливается. Дорог и вертолётного сообщения летом нет. Т.ч. погоду придётся ждать в гостинице (стоимость места от 700 до 3800 руб с человека в сутки) Самая дешёвая гостиница «Ермак» находится за зданием администрации (если идти от пристани). Если вы попали в период непогоды или просто опоздали на метеор, то следует попробовать договориться с командами катеров, стоящих на пристани чуть выше по течению (дорога вверх по Оби около 200 метров от пристани налево за шлагбаум). По деньгам должно стоить примерно столько же сколько метеор, но берут крайне неохотно даже двоих. С двух попыток нам договориться не удалось. По прибытии в Салехард стоит взять такси до парома в Лабытнанги. Городским транспортом ехать имеет смысл только в случае сильной нехватки финансов. Остановка автобуса находится в нескольких километрах от пристани возле «Крытого рынка», но автобус до парома ходит крайне редко. Можно поехать на автобусе до аэропорта (выйти на повороте перед аэропортом рядом с самолётами на пьедесталах) и пересесть на маршрутку. Всё это будет стоить 60 руб с человека. Такси обойдётся примерно 150 руб с человека. Билет на паром стоит 10 руб. От парома до вокзала ходит маршрутка (30 руб.) Поезда до Москвы уходят каждое утро в 7:00 по Москве. Также, как и при заброске, фирменный поезд ходит через день. Плацкарт до Москвы стоит около 1600 руб. В случае отсутствия прямых билетов можно доехать до станции Сейда на воркутинском поезде и там пересесть на поезд Воркута-Москва. Единственная сложность – касса работает с 5:00 до 14:00 по Москве. Окошко только одно, т.ч. имеет смысл занимать очередь у кассы с 4:00 по Москве. К услугам желающих переночевать на вокзале – комната отдыха (750 руб в сутки), Ваш собственный вагон (350 руб за ночь) и вагон воркутинского поезда (100 руб). Но мы бесплатно и спокойно спали на полу в зале ожидания.

3. Аварийные выходы.

После выхода к р.Хараматалоу можно не уходить в бассейн Тань-Ю, а спуститься до зоны леса и сплавиться по Хараматалоу до Соби и по Соби до Оби. В этом случае водная часть сократится почти в два раза и место выхода на Оби тоже окажется в два раза ближе к Салехарду. Кроме того на Варчато (в районе начала р.Ворчатовис) находится охотничья база (или что-то в этом роде), где есть моторки и спутниковый телефон. Ряд обитаемых рыбацких избушек стоит также на протяжении всей реки Ворчатовис.

4. Пограничная зона.

Сам маршрут пролегает вне пограничной зоны. Она находится к Северу от ж/д (и начинается уже после станции Хорота). Однако, города Салехард и Лабытнанги входят в погранзону. Как нам любезно объяснили в Салехардском погранотряде, это случай транзитного проезда, не требующий пропусков. В случае, если сотрудники милиции захотят проверить документы, следует дать им паспорт, маршрутную книжку (маршрутный лист) и сказать, что следуете транзитом. Но в то же время мы были единственной зарегистрированной группой из всех встреченных в пути и на вокзале (около 5 групп). Туристов ПОКА не трогают. Погранзона в большей степени касается гастарбайтеров из менее благополучных регионов.

5. Организация и проведение похода.

5.1. Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута.

Целью похода являлось сквозное пересечение Уральского хребта в районе Полярного Урала и восхождение на высшую точку Полярного Урала – гору Пай-Ер. Поход разрабатывался как классический вариант спортивного путешествия – линейный автономный маршрут большой протяженности и длительности, с использованием сплава по рекам бассейна Оби в качестве варианта выхода из района. Маршрут был выбран сквозным из соображений логичности. Маршрут, начинавшийся и оканчивающийся по одну и ту же сторону Уральского хребта являлся бы по сути кольцевым. Для выхода из района решили воспользоваться водными путями. Реки с восточной стороны гор более полноводны, что определило направление маршрута – с Запада на Восток. Категорийные перевалы в непосредственной близости от г.Пай-Ер труднопроходимы с водным снаряжением, поэтому был выбран ближайший к нему пологий переход через горы – перевал Арка-Маталоу. Это определило пешую часть пути – наиболее удобный подход к перевалу проходил вверх по реке Хорота и её притоку Вон-Кур-Югану. Для спуска от Арка-Маталоу годятся два водных пути: по рекам Хараматалоу и Собь или по рекам Бурхойла, Тань-Ю, Ворчатовис, Войкар. Последний путь более длинный и менее посещаемый туристами и рыбаками. Мы располагали необходимым временем и поэтому остановились на втором варианте. Первый же путь мы оставили в качестве запасного на тот случай, если сильно выйдем из графика движения. В качестве сплавного средства был выбран катамаран. Этот выбор был обусловлен исключительно соображениями веса (в прочих отношениях байдарка была бы удобнее) – катамаран КБ «Сталкер» весит всего 8 кг, что в полтора раза легче «Щуки» того же КБ. До этого мы никогда не ходили на катамаране, имея только байдарочно-каячный опыт. В связи с этим в июне был проведён трёхдневный тренировочный катамаранный поход по реке Тверца (Тверская обл.) В интернете удалось найти отдельные описания пешей и водной части маршрута. Группа москвичей пыталась пройти этим маршрутом, но не уложившись в график ушла через перевал Хара-Маталоу на реку Б.Хараматалоу (практически по нашему запасному варианту).

5.2. Изменение маршрута и его причины.

Мы планировали пройти от перевала Арка-Маталоу по вездеходке, отмеченной на карте к верховьям реки М.Хараматалоу. Однако, как мы подозревали ещё в Москве, никакой вездеходки в реальности не оказалось, а путь лежал через осыпные склон с общим перепадом высот около 1 км и уклоном около 40 градусов. В результате было принято решение идти в обход через верховья Б.Хараматалоу и ручей Пайта-Шор.

5.3. График движения.

Время в таблице указано московское. В связи с тем, что московское время на данной долготе близко к астрономическому (полночь около 00:00, полдень – 12:00), то удобнее было пользоваться именно им, а не сдвинутым на 2 часа. Т.к. продолжительность светового дня составляла 24 часа, то за временем в походе следили с точностью до суток. В связи с этим данные в графе «Ходовое время» указаны ориентировочно.
День пути Дата Участок пути Протяжённость (км) Ходовое время Примечания Метеоусловия
1 08.07 ст. Хорота - р.Хорота 10 15:00 - 21:00 Тальник и болота в устье реки Хорота. 16:00-17:00 дождь, в остальное время переменная облачность. Температура около 25С
2 09.07 р.Хорота - р.Яй-Ю 11 12:00 - 20:00 Тальник, болота Ясно. Около 25С
3 10.07 р.Яй-Ю – устье руч.Янас-Шор 14 12:00 - 20:00 Идём по вездеходке Ясно. Около 25С
4 11.07 руч.Вон-Кур-Юган 15 12:00 - 20:00 Начинаются горы Ясно. Около 25С
5 12.07 Радиальный выход на г.Пай-Ер 36 11:00 - 24:00 Сыпухи. Гребень , ведущий к вершине. Ясно. Около 25С
6 13.07 пер.Арка-Маталоу – р.Хараматалоу 14 12:00 - 18:00 Незначительные сыпухи Ясно. Около 25С
7 14.07 руч.Пайта-Шор 19 11:00 - 23:00 Частые сыпухи. Снежник на спуске к ручью Пайта-Шор. Вторую половину дня дождь. Последний перевал перед Пайта-Шор идём в «молоке». Около 15С.
8 15.07 р.Бурхойла (верховья) 22 12:00 - 20:00 Грунтовая дорога Ясно. Около 25С
9 16.07 р.Бурхойла (недалеко от устья) 24 12:00 - 23:00 Грунтовая дорога Ясно. Около 25С
10 17.07 Стапель, р.Тань-Ю 33 15:00 - 20:00 Шиверы на р.Бурхойла Ясно. Около 25С Ветер С-З умеренный
11 18.07 Днёвка - - В первую половину дня ясно. Около 25С Ветер С-З умеренный. Вечером ветер меняется на Ю-В умеренный. Грозы.
12 19.07 Тань-Ю 32 12:00 - 01:00 Медленное течение. Пасмурно, дожди. Около 15С. Ветер Ю-В умеренный.
13 20.07 Устье р.Тань-Ю 20 12:00 - 00:00 Медленное течение, сильный ветер Пасмурно, дожди. Около 15С. Ветер Ю-В умеренный, вечером усиливается.
14 21.07 р.Войкар 29 11:00 - 21:00 оз.Ворчато
Волны до 0.7 м
Переменная облачность, кратковременные дожди. Около 20С. Ночью сильные дожди. Вода поднялась на 0.5 м
15 22.07 р.Войкар 51 11:00 - 20:00 Быстрое течение и попутный ветер Пасмурно, дожди. Около 15С. Ветер Ю-В умеренный.
16 23.07 пос.Вершина Войкар 10 11:00 - 15:00 Антистапель Пасмурно. Около 20С. Ветер Ю-В умеренный.

6. Техническое описание маршрута.

Пешая часть.

День 1. (2007-07-08)

В 15:00 вышли на станции Хорота.

Попрощались с проводником и пошли вдоль ж.д. на Ю-З. Вскоре пошёл дождь, продолжавшийся около часа. Впрочем, было тепло и вполне комфортно. Надо было перейти вброд р.Елец и далее следовать вдоль его притока - Хороты. Когда дошли до деревянного домика на берегу – решили, что пора переходить реку. Срезали два шеста из тальника и подняв болотники прошли не промокнув. Правда, брод нашли не сразу.

Далее на пути к Хороте мы заплутали в тальнике и бесконечных болотах, лужах и ручьях. Промучавшись до вечера встали на поляне, окружённой тем же тальником, на берегу Хороты. Издали на впадении Хороты в Елец видели двух местных рыбаков. Как выяснилось позже по распросным данным– стоило идти вброд через Елец непосредственно рядом с впадением Хороты. По моему же мнению лучше искать брод на километр выше нашего, чтобы обойти низменность. На стоянке неприятно поражены обилием комаров.

День 2. (2007-07-09)

Вышли около 11:00. Часа через полтора выбрались из тальниковых зарослей и далее шли по возвышенностям, не очень приближаясь к реке.

После вчерашнего дождя отказался работать GPS. Вечером подошли к Яй-Ю и встали на большой каменистой косе. Она хорошо проветривалась, что полностью избавило нас от комаров и мошки. Около 22:00 к палатке подошёл человек. Это оказался смоленский турист Алексей, собиравшийся пройти пеший маршрут вверх по Хороте и далее по Уральскому хребту с выходом в Европу. Погода весь день стояла солнечная и тёплая.

День 3. (2007-07-10)

Утром искупались и двинулись напрямик к Хороте. Просушеный GPS заработал. Алексей вышел чуть раньше нас.

Дойдя до реки, вышли на вездеходку (она идёт метрах в 100 от воды по правому берегу). По ней дошли до устья ручья Янас-Шор.

По пути встречаем куропаток с выводками. Цыплята с писком бегут из под ног в кусты, а родители по несколько сот метров бегут впереди нас по дороге, отвлекая внимание. Встали на левом берегу. Вечером подошёл Алексей. Он шёл по левому берегу Хороты и дорог там не было. Искупались, несмотря на ледяную воду и мошку. Погода весь день тёплая и солнечная.

День 4. (2007-07-11)

Алексей пошёл вверх по Хороте, а мы отправились по прямой к ущелью, из которого вытекает руч. Вон-Кур-Юган. Пришлось забрать немного левее, чтобы обогнуть низину поросшую тальником. Не доходя до пер.Арка-Маталоу, встали на правом берегу ручья. Несмотря на высоту и снежники, вечером появились комары. Погода весь день ясная.

День 5. (2007-07-12)

Радиально идём на Пай-Ер. Палатку решили не прятать, т.к. несмотря на следы пребывания человека местность вполне безлюдная. Вышли в 10:00. Погода отличная. Идём местами по сыпухам (впрочем, удобным для перемещения) местами по альпийским лугам. По пути искупались в небольшом озерке. Все броды оказались достаточно просты, некоторые трудности доставил только брод через Хорота-Шор. Перейдя через Хороту, поднялись на хребет, ведущий к северному гребню Пай-Ера. Постепенно лугов становится всё меньше и их заменяют каменные россыпи. На гребень пришли уже достаточно вымотанные, т.к прошли уже 14 км. Гребень имеет ширину менее 10 метров и с обоих сторон ограничен весьма крутыми (вначале почти отвесными, ниже выполаживающимися) склонами. На первом жандарме (700 метров до вершины) Женя решила меня подождать, я же пошёл дальше. Преодолев два жандарма (местами свободным лазанием) я остановился. Следующий жандарм пройти в лоб было невозможно и его надо было обходить по осыпному склону крутизной около 60 градусов. Т.к. Сыпухи в районе вершины весьма не устойчивы, то я решил что без страховки идти дальше если и стоит, то не в таком усталом состоянии. До вершины оставалось около 500 метров, и как не было обидно, я решил не рисковать. Возвращались мы немного другим путём. После спуска с гребня сразу спустились к Хороте и перешли на правый берег. Это позволило уменьшить количество сыпух на пути. К палатке вернулись около часа ночи.

День 6. (2007-07-13)

Утром идём на перевал Арка-Маталоу. Путь далее по карте проходит по достаточно крутым склонам. Но на карте обозначена вездеходка. Если она есть в реальности, то удастся пройти к М.Хараматалоу напрямик, если же нет – придётся идти в обход с Востока. До перевала доходим по ущелью почти без камней. На перевале осматриваем склон. На нём не только не заметно следов вездеходов, но он представляет собой осыпной склон градусов 45, и высотой метров 600. Учитывая, что с противоположной стороны хребта было ещё и ущелье, то решили идти в обход. Пошли вдоль верховьев Б.Хараматалоу. Тут обнаружился неприятный сюрприз: после тяжёлой и продолжительной болезни скончался фотоаппарат. Нам удалось сделать ещё пару фотографий на следующий день, но это была лишь агония. По пути пересекаем несколько перпендикулярных реке ущелий. Периодически идём по россыпям. Дошли до небольшого уступа на берегу реки, покрытого горными озерками. На одном из этих озёр сделали стоянку. Река здесь течёт в узком каньоне глубиной метров 20. Погода весь день балует. Закат феноменально красив.

День 7. (2007-07-14)

Мы здорово отстаём от графика, есть все шансы опоздать на поезд. Сегодня надо постараться дойти до ручья Пайта-Шор – притока M.Хараматалоу. Погода с утра стоит пасмурная. Переодически накрапывает дождь. Идём вдоль Б.Хараматалоу. По противоположному берегу идёт вездеходка. Через некоторое время она переходит на наш берег и по ней мы поднимаемся до безымянного притока Б.Хараматалоу. Он протекает через несколько альпийских озёр по дну долины. Долина в иные времена явно была обжита геологами и оленеводами. Всюду видны останки стоянок. Издали видели бытовку, цистерну. Но людей нет. Начинаем подъём на перевал, за которым расположены верховья Пайта-Шор. На склоне стоят останки вездехода, проходим мимо них. Сыпуха на перевале не сложная, местами поросшая травой. На самом верху нас накрывает облако. Видимость очень плохая, влажно и холодно. Зато пропали комары с мошкой. Начинаем спуск. Юго-Западный склон в отличие от Северо-Восточного наполовину покрыт снегом. Обойти снежники невозможно, поэтому идём по ним. Впрочем, снег плотный и рыхлый. Спускаемся к ручью и ставим палатку на поляне недалеко от воды.

День 8. (2007-07-15)

Утром к палатке подошли два питерских геолога. Впрочем, они оказались необщительны и с нами разговаривать не стали. Погода с утра разгулялась. Снова жарко и солнечно. Перешли Пайта-Шор и пошли вниз по течению. Затем поднялись на плато по правому берегу и пошли на Запад по направлению к М.Хараматалоу(притоку. На карте этим названием обозначена река, текущая на Восток и её левый приток, текущий на Юг. Далее они будут называться «река» и «приток»). Вскоре вышли на вездеходку. Вначале она пропадала в болотцах, но затем превратилась в настоящую грунтовую дорогу. На притоке М.Хараматалоу дорога ушла на Северо-Запад. Мы же, искупавшись в прогретом солнцем озерке, пошли вниз по течению. После брода через реку вышли на отличную сухую дорогу, которой не было на карте (дорога на карте обозначена южнее). По ней достаточно быстро дошли до Бурхойлы и встали на ночь. О сплаве с места стоянки не могло быть и речи. Если лиственницы для рамы в этой местности найти ещё можно, то река представляет собой «сад камней», сплав по ней невозможен даже в половодье.

День 9. (2007-07-16)

Продолжаем движение по дороге. Погода снова хорошая. На заболоченных участках она разбивается на множество ответвлений, которые потом снова собираются вместе. Нам очень повезло, что с нашего приезда практически не было дождей. Грязь была высохшей и мы испытывали трудности лишь в самых низких участках. Но если бы погода была более влажной, то в районе болот дорога бы была практически непроходимой. С удалением от гор всё больше становится деревьев (лиственниц). Снова перед нами бегут стада куропаток, а их цыплята с писком уносятся в кусты. Скоро начался настоящий лес. Из деревьев преимущественно лиственницы, но встречаются берёзы и ели. Нам на встречу ехали четверо рыбаков на ГАЗ-71. Они обнадёжили, что сплавной участок начинается через несколько километров. Также рассказали, что на Пятиречье стоит группа из шести самарских туристов. Не доходя до Пятиречья свернули в лес и встали на берегу. Камни в реке ещё были, но сплав уже можно было начать.

Сплавная часть.

День 10. (2007-07-17)

Утром стапель. Раму сделали из двух лиственниц без продолин. Погода продолжает нас баловать. Русло Бурхойлы изобилует камнями, но после впадения в Тань-Ю сплав становится более матрасным. На Пятиречье помахали руками Самарской группе. Скорость течения Тань-Ю в верховьях 5-10 км/час (на карте показано значительно меньше). Вода абсолютно прозрачная. Иногда приходится слезать с катамарана, чтобы провести его по шиверам. Постепенно течение замедляется. Уже вечером едва не врезались в лося, который прятался от мошки посреди реки и не реагировал на наши предупреждающие крики. Скорость течения к моменту остановки около 4-5 км/ч. Встали на крутом берегу у песчаной косы (дальше кос не оказалось). Место обильно рыбой, коса хорошо продувается. Есть дрова. Решили сделать днёвку, т.к. скорость течения развеяла наши опасения того, что мы опоздаем. Единственный минус места – отсутствие камней. Это обстоятельство похоронило планы на баню.

День 11. (2007-07-18)

Днёвка. Погода опять отличная. Рядом со стоянкой обнаружили в реке большое стадо окуней и хариуса. С ловлей хариуса решили не связываться, т.к. увидев меня с удочкой он предусмотрительно отплывал от берега, и наловили менее умных окуней на блесну. День потратили на стирку, купание и прочий рекреационный отдых. Вечером ветер поменялся на противоположный – Северный. Это было как нельзя кстати, т.к. теперь он стал попутным. Но смена ветра привела к смене погоды. Ночью разразилась гроза.

День 12. (2007-07-19)

Погода, как было сказано выше, изменилась. С утра пасмурно и зябко. Временами идёт дождь. Хотя к вечеру облака поднялись и даже временами пробивалось солнце. Течение медленное, 3-4 км/ч. Слабый попутный ветер, как оказалось, гораздо хуже слабого встречного. На предыдущим переходе встречный ветер нам практически не мешал, а вот попутный так крутит катамаран, что при гребле все усилия уходят на поддержку курса. Приходится плестись по течению. Перспектива двигаться по такой воде ещё несколько дней угнетает. При такой скорости решаем идти до поздней ночи. Всё равно мы не гребём, т.ч. можем позволить себе более продолжительный переход. Ночью видим чью-то стоянку и большой катамаран, зачаленый рядом. Встаём километром ниже. При выходе на берег впечатлил ландшафт. В этом месте высота берега около 2-х метров, но с удалением от реки высота понижается, т.ч. уровень воды оказыватся существенно выше уровня долины по правому берегу. Сходную картину мы наблюдали на Оби рядом с с.Мужи. На этой стоянке была найдена единственная за весь поход спелая ягода – морошка. С остальными дарами природы нам не повезло по причине несезона. Единственным постоянным подножным растительным кормом был дикий лук.

День 13. (2007-07-20)

Погода продолжает оставаться пасмурной и дождливой. Тань-Ю стала шире, течение сделалось менее 2 км/ч. Движемся скорее благодаря попутному ветру, который тем не менее не даёт нам грести. Скорость черепашья. К озеру Ворчато подошли уже ближе к полуночи. Ветер к этому времени поднялся не на шутку, волны даже на реке обзавелись «барашками». В такую погоду на озеро решили не вылезать и встали в дельте Тань-Ю.

День 14. (2007-07-21)

Утром пасмурно, но дождя нет. Идём протоками дельты Тань-Ю ближе к левому берегу. Выходим на оз.Ворчато. Ветер севереный умеренный, составляющий с нашим юго-западным курсом угол 45 градусов. Идём вдоль юго-восточного берега по воле ветра, берясь за вёсла только когда надо отгрести от него. Таким образом трек получается пилообразным. Вскоре проглянуло солнце. Хорошая погода продержалась около часа, затем стал собираться дождь, ветер усилился и стал северо-западным, т.е. перпендикулярным нашему курсу. Вскоре пошёл дождь, волны доходили до высоты чуть менее метра. Но нам удалось укрыться за островом, обозначенном на карте высотой 47.9. Дождь стих. На острове стоит деревянная часовня. На ближайшем берегу видны постройки (что-то вроде рыболовно-охотничьей базы). Вскоре от острова отошла моторка, в которой сидели четверо рыбаков (или охотников, или егерей, словом, русских одетых в камуфляж). Пообщались. Они предложили остановиться в часовне. Чтобы прийти прямо к устью Ворчатовиса от островов надо держать на самую левую избушку, которая стоит в стороне от остальных построек. Ворчатовис приятно удивил относительно быстрым (в среднем около 5 км/ч течением). На правом берегу стали попадаться обжитые рыбацкие домики и лодки. Людей, впрочем, пока не видели. Достаточно быстро попали в Войкар. Встали на одном из галечных наносов на правом берегу неподалёку от впадения Ворчатовиса. Вечером мимо нас проехали 9 рыбаков на 3-х моторках. Вода в Войкаре мутная и более быстрая, чем в Ворчатовисе, около 7 км/ч.

День 15. (2007-07-22)

Ночью лили дожди. Вода поднялась почти на метр, вдвое приблизившись к палатке. Подмытый водой противоположный обрывистый берег с грохотом роняет в воду огромные глыбы (под высокими берегами лучше не ходить, особенно после дождя !) Утром пасмурно. Течение по прежнему быстрое. Продолжаем движение. Войкар разбивается на множество проток. Появились более крупные виды уток. Много молодых выводков. Встали вечером на острове на галечной косе. На этот раз предусмотрительно выбрали место повыше.

Выброска

День 16. (2007-07-23)

Утром та же погода, но вода упала сантиметров на 20. Двигаемся к посёлку Вершина Войкар. Течение замедляется до 3-4 км/ч. Рассчитываем либо уехать из Вершины Войкар, либо остановиться на Войкарском Соре и на следующий день добраться до Усть-Войкар. Появляются покосы, затем видим на левом берегу дом. Причаливаем. Ещё в поезде двое московских туристов рассказывали, что в своё время не стали чалиться в этом посёлке, т.к. там «пьяные ребятки на мотоциклах ездили...». Ни ребяток, ни мотоциклов, ни даже дорог, по котором они могли ездить, в посёлке не оказалось. Мы увидели большие срубы, некоторые разваливающиеся, а некоторые только строящиеся. Во дворе каждого стояло что-то вроде шалаша из брёвен (по словам местных жителей – ледник). Кое-где виднелись украшения в виде оленьих рогов. Все двери были заперты на амбарные замки. После некоторых поисков удалось найти ветхую бабушку в пёстром национальном костюме (хантском). Бабушка плохо слышала и почти не говорила по русски. Жестами она послала нас на другой конец посёлка. После продолжительных поисков, переговоров и торгов нас повёз на моторке в Мужи молодой парень – Николай. Договорились за 2000 руб. Через 2 с половиной часа добрались до Мужей, прямо к причалу. Расспрашивая местных жителей мы узнали, что уже 3 дня стоит штормовая погода и никакого транспорта на Салехард нет. Когда он будет никто тоже не знал. Гостиниц в Мужах оказалось целых две. Цены на номера оказались круче черноморских – от 700 до 3800 рублей за человека в сутки. Взяли номер в «Ярмаке» за 700 с носа (кровати, телевизор, стол, в холле чайник, душ – 50 рублей за раз). Пошли в транспортный отдел администрации. Там нам сказали, что завтра скорее всего ничего на Салехард не пойдёт. Зашли в магазин, цены выше московских в среднем раза в 2. Как только вернулись в гостиницу, администраторша сказала, что нам звонили. Пока я пытался переварить это заявление, она пояснила, что звонили из администрации (откуда они только узнали, где мы остановились ?!) и передали, что завтра в 11:00 пойдёт «Линда».

День 17. (2007-07-24)

Утром погода не улучшилась. К причалу подошли и «Метеор» и «Линда», но оба идти сегодня в Салехард отказались. Но обещают идти завтра. Местные посоветовали поискать попутный катер. Таких катера нашлось 2, но оба отказались нас брать (в процессе переговоров со вторым катером я вместе с рюкзаком упал в Обь со сходней). Взяли номер ещё на сутки. Продолжаем смотреть телевизор, сушим мою одежду.

День 18. (2007-07-25)

В 11:00 садимся на «Метеор». «Линда» пойдёт в 14:00. Погода солнечная. Часа через 3 прибываем в Салехард. Решили сэкономить на такси и пошли на автобус. Идти пришлось долго, но зато осмотрели город. С автобуса пересели на маршрутку, с маршрутки на паром, с парома опять на маршрутку – и наконец оказались на вокзале в Лабытнангах. Мы приехали на 2 дня раньше запланированного и надо было обменять билеты. Но касса закрылась через полчаса после того, как мы встали в очередь. Открывалась она только в 5 утра (за 2 часа до отхода поезда), т.ч. решили очередь занять уже в 3 часа ночи. В Лабытнангах в супермаркете недалеко от вокзала было закуплено салехардское разливное пиво «Полярное», живое нефильтрованное. Одно из лучших, которые нам доводилось пробовать. Пол ночи скоротали за этим пивом, а остаток проспали на ковриках в зале ожидания. К нашему сожалению никто у нас регистрацию так и не проверил. Все 3 группы, с которыми общались на вокзале шли без всяких регистраций по Соби.

7. Материальное обеспечение группы

Здесь упомяну лишь снаряжение, подбор которого был принципиален или неочевиден

Сплавное средство

Катамаран К-2 КБ «Сталкер» с камерами из полиуретана. Был выбран из-за своего низкого веса – 8 кг. Катамаран позволяет проходить препятствия до 4-5 к.с., что впрочем в данном походе было не актуально.

Обувь

На каждого участника брали:
  • болотные сапоги – очень хорошо зарекомендовали себя при движении по тундре, где часто приходится идти по болотам и через броды в ледяной воде. С сапогами хорошо сочетаются флисовые портянки
  • кроссовки для бега по пересечённой местности Salomon XA Pro3D – лёгкие, быстросохнущие и прочные. Использовалиь на заброске/выброске, как стояночная обувь и при радиальном выходе на Пай-Ер.
  • Неопреновые ботинки – использовались как сплавная обувь.

Горелка и газ

Т.к. с дровами на большей части пешего маршрута дела обстоят не важно, то горелка на маршруте необходима. Маленькая газовая Kovea + 230г баллон + 450г баллон. Газа хватило даже на гостиницу с избытком. Один день питались рыбой, приготовленной на костре, остальное время готовили на газу для экономии времени и нежеланием готовить вне палатки из-за большого количества кровососущих насекомых.

Спальные мешки

Обыкновенный однослойный синтипон с температурой комфорта в районе +5. В них было жарковато и часто спали вообще не накрываясь даже в самые холодные ночи. Можно рекомендовать на июль совсем тонкие летние спальники с температурой комфорта +10.

8. Итоги похода, выводы и рекомендации по совершенному путешествию.

С водной точки зрения местность похода представляет интерес только для рыболовно-семейного туризма, т.к. спортивных препятствий нами не обнаружено. Водное снаряжение не позволило пересечь Уральский хребет ближе к Пай-Еру и взять с собой верёвку для восхождения. Таким образом предпочтительны пешие или горные маршруты. Также регион должен быть интересен для лыжных маршрутов.

9. Приложения.

Схема маршрута
Фотографии с маршрута http://www.streamphoto.ru/users/Maldoror/207317/
Метод вычисления пройденных расстояний
В походе для измерения расстояний использовался GPS Garmin 60Cx с чипсетом SirfIII. Этот чипсет во время движения производит замеры чаще чем предыдущие версии, и за счёт погрешности трек становится излишне ломаным (в среднем отклонение около 10м) и его длина по одометру возрастает. В то же время при сохранении трека в память происходит т.н. генерализация, при которой трек превращается в ломанную, на которой учтены только существенные изменения курса и т.о. длина трека уменьшается. Для более точного определения пройденных расстояний использовался следующий метод: На пешей части длина пути по одометру составила 200 км, а по генерализованному треку 130. Взяли среднее арифметическое – 165. Т.о. для отдельных участков генерализованного трека мы использовали коэффициент 165/130 = 1.27 по которому и вычислялась длина дневных переходов. Для водного пути по одометру – 186 км, по генерализованному треку – 164 и коэффициент 175/164 = 1.07. Меньшая величина коэффициента для водной части объясняется более быстрым и прямолинейным движением. Более быстрое движение снижает погрешность одометра, а более прямолинейное – погрешность генерализации.
Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;