LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Шхара
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

марафонский веломаршрут Кавказ - Мурманск

Соло на рок-машине

марафонский веломаршрут "6 морей"

Использованы тексты из песен гр. “Пикник” 1982-2003 г.г.

Собор заслонил собой полнеба. 5 утра, 12 июня 2006. Ермак с короной Сибири – последний, кто смотрит на меня в этот ранний час. Ну что ж, попробуем.. С Богом! Старт!

Пусть в нас тычут пальцем, нагоняя страх.

Только слишком рано каяться в грехах.

Ты коснись рукою огненного льва.

Прежде чем завянуть, дай себя сорвать.

Велосипед послушно тронулся и начал набирать скорость, наматывая на колеса первый километр дальнего пути. Первый сюрприз не заставил себя долго ждать. Спустя 700 м нагруженный багажник резко оседает на колесо. Перегруз. Одеваю рюкзак на плечи, все остальное кое-как увязываю на лежак. 2 бутылки с водой и сломанный багажник оставляю на земле. Удерживать равновесие и двигаться непросто, но можно. По дороге обдумываю свои дальнейшие действия:

  1. кое-как доехать 38 км домой
  2. разгрузиться до предельного минимума
  3. сделать круг по трем южным морям и вернуться
  4. оперативно найти новый консольный багажник
  5. загрузиться теплой одеждой и отправиться на север

Через 2 часа я дома, еще через 2 часа налегке выезжаю по запасному маршруту.

За спиной остался город из стекла и камней

В фантастических узорах бесконечных огней.

И наверное скоро мы вернемся назад.

Посмотри на меня еще раз, посмотри мне в глаза.

Дорога знакомая, но встречный ветер и беспощадное солнце не сделали ее особо приятной. Лечу на восток к Каспию, стараясь догнать утраченные часы. В первом калмыцком селении Яшалта захожу в магазин, все смотрят на меня как на инопланенина и расступаются, пропуская к прилавку. На местного мало похож – пестрая обтягивающая форма, шлем, переливающиеся очки, провода плейера, наушники, торчащие трубки камелбэков, цокающие шипы велотуфель. Продавщица с интересом расспрашивает, куда я направляюсь. Услышав о Каспии, уточняет – не буду ли я в Баку, на ее родине… В другом селе рядом притормаживает микроавтобус, развеселый поддатый пассажир (по случаю празднования Дня Независимости России) спрашивает куда еду. Отвечаю и получаю развернутые витиеватые пожелания удачи. На перекрестке догоняю их, он в шутку отдает мне честь с непокрытой головой и улыбается. Приятное начало пути.

Днем несколько раз поливали долгожданные в этих местах дожди, после которых упиваюсь сумасводящими ароматами свежескошенных трав.

Пойдем, не бойся что-нибудь потерять.

Так верить хочется, что это не зря.

Наперекор холодам и дождю

Мы зовем на пикник, где давно уже ждут,

Океан трав, океан трав, к бездомным ветрам.

К вечеру горят обожженные руки, немного поднывает коленка, в 22-11 ставлю палатку, без сил падаю на каремат и засыпаю. Среди ночи от прохлады залезаю в спальник.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
12.06.06 327 327 13-44 23,8

В 6-30 просыпаюсь, завтракаю скудными остатками вчерашних закупок, через час стартую. Побаливает голова, стараюсь почаще пить минералку чтобы не подвела коленка. Сегодняшний ветер ощутимо сильнее вчерашнего, это может сказаться на моих планах. Снова пересекаю границу, теперь уже – Ставропольского края и Калмыкии. Машет жезлом невысокий худощавый и донельзя загоревший гаишник-калмык. Сверкает белозубой улыбкой – почему превышаем скорость? Подходит его напарник, расспрашивают. В двух словах рассказываю усеченную “южную” версию моей легенды – мол, надеюсь завтра увидеть Каспий. Цокают, желают удачи, документы не проверяют.

К четырем часам дня подъезжаю к столице Калмыкии и на объездной дороге останавливаюсь в уже знакомом по позапрошлогоднему походу кафе со сплитом. Хороший обед решаю дополнить не только минералкой, но и двухлитровой Колой – на дорожку. Знал бы я, какую роль она сыграет в моей жизни. Провожу в кафешной прохладе целый час, лениво наблюдая за реакцией посетителей. Вышел один солидный высокий господин с дочкой, которая уселась в мерин, а он с минуту рассматривал мой велосипед, затем вернулся в кафе ко мне… Каюсь, после хорошего обеда у меня всегда эйфория, и тут я дал волю своему языку. Тем временем, к нашему разговору присоединились трое подъехавших бизнесменов, один из которых был русский и даже вчера был в Ростове… Наконец, я вернулся к велосипеду. Впрочем, не один – русский тоже подошел и говорит: “Завидую я тебе – так вот безбашенно сорваться и рвануть по морям…” Его друзья не смогли оставить нас одних и опять присоединились, не переставая удивляться: “А не боишься один?”, на что мой земляк отвечал: “Чего бояться? Все мы люди, такие же как и везде”. На прощание все мы несколько раз сфотографировались на все их телефоны вместе с велосипедом. Душевные пожелания удачи и счастливого, без приключений, пути.

Опять дорога по безумно любимым мною местам – от Элисты на восток. Бескрайние просторы, несмотря на встречный ветер, манят… Степной воздух пьянит. Второй день в низкой посадке против ветра. Незадолго до вечера с наслаждением смываю дорожную пыль в чистом канале. Осознаю, что получаю удовольствие до 9-10 утра и после 7 вечера, весь день – сплошной мазохизм под встречняком и солнцепеком.

Смеркалось (с). Все более частым становится треск от раздавленных огромных кузнечиков – их тут просто море! Скоро должен появиться Яшкуль. Наушники дарят разнообразие впечатлений и приятный фон, шум проходящих машин не так сильно мешает думать о своем. Видимо, так на автопилоте и проехал мимо машины гаишников. Они разворачиваются, и орут в рупор: “Велосипедист! Остановитесь!” Я – на обочину. Не выходя из машины, спрашивают документы, расспрашивают куда еду. Объсняю подходящую моменту версию. Удивляются, советуют переночевать в гостинице, подсказывают как ее найти, рекомендуют посмотреть футбол (!!!), несколько раз спрашивают – точно ли я один и что буду делать, если что-то случится. Подъезжая к Яшкулю, я терзаюсь сомнениями – что делать? Не останавливаясь ехать дальше – значит в одиночку ночевать посреди бескрайней степи-полупустыни, и как раз там, где мы с Мишей в 2004 ночью слышали вой волков. Остановиться в гостинице – значит выпасть из графика, да и сил у меня еще предостаточно, ибо вечерняя прохлада благотворно действовала на организм. К тому же я выпил почти всю Колу и был чересчур бодр. Решил заехать в гостиницу, а там уже решить по обстоятельствам.

Мне был предложен 2-местный пустой номер, ключ от горячего душа на этаже, телевизор в холле и белоснежные простыни за жалкие 150 р. Устоять было невозможно. Плотно покушал в кафе по которому скакала все та же зеленая братия, заполнил камелбэки на завтра, искупал под теплым душем бренное тело с обгоревшими конечностями, и залег. Ворочаясь с бока на бок, понял что лошадиная доза кофеина вряд ли даст мне уснуть. Среди стен не хватало воздуха. Так и не сомкнул глаз.

Лишь дерево заглянет мне в окно.

Оно слегка дрожит - ему смешно.

Оно смеется надо мной, а я над ним.

Есть только мы и смех, все остальное - дым.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
13.06.06 274 601 12-11 22,5

Утро третьего дня после бессонной ночи было встречено мною стоически. Я еще не знал, что оно будет ознаменовано величайшим косяком во всей моей 15-летней велотуристской карьере. Чтобы там не случилось, сегодня нужно доехать до Каспия, и поэтому уже в 4-45 в полутьме мой велосипед рассекает степные просторы. Несусь по шоссе на Астрахань, где-то тут должен быть поворот на Комсомольский. Но видимо, я его проехал. Возвращаюсь в поселок, сворачиваю в подвернувшийся правый поворот, но заезжаю в какие-то пустыри. Да что ж такое. Опять возвращаюсь на шоссе. Ладно, поеду тут, может быть этот поворот где-то дальше будет. Но его все нет и нет. Да и черт с ним, поеду на Астрахань, так даже интереснее будет – по еще неизведанной дороге.

Потихоньку рассветает. Замечаю, что солнце встает не совсем там где ему положено вставать – на востоке, а где-то сбоку. Впрочем, дорога немного петляет и, значит, такой обман зрения вполне допустим. Прохлада бодрит, я с упоением раскручиваю колеса, транс долбит в виски, все отлично, сегодня мы наверстаем упущенное! Да и ветер смилостивился – наконец-то стал почти попутным! Часа через два я поднимаюсь на очередной пригорок, с вершины которого наблюдаю озерце. Разгоняюсь с холма и тут у меня волосы под шлемом становятся дыбом. В этом прудике я вчера ополаскивал бутылки.

… Немая сцена. Не могу удержаться от хохота – оказывается, я 2 часа мчался обратно. Возле рекламного щита присаживаюсь на траву и безуспешно пытаюсь собраться с мыслями. В сердцах съедаю два бисквита. Похоже, что как минимум сегодня у меня не получится наверстать график. Ехать против ветра то расстояние, которое я проехал за два часа по-ветру – это значит потерять полдня, чтобы хотя бы снова добраться до Яшкуля. Под большим вопросом - вся моя эпопея с морями. Добраться до Мурманска в срок, даже по самым коротким дорогам, у меня теперь никак не получится. Особенно если учесть постоянное накопление усталости и необхожимость еще большего ежедневного пробега, чем он есть у меня сейчас. Катастрофа! Что делать?!

То ли дом восходящего солнца пуст,

То ли полночь ещe не вошла во вкус,

Hо не зная того камни падают вверх

И тебя уже бьeт то ли дрожь, то ли смех.

В таком состоянии проходит минут двадцать, а между тем ветер все крепчает. Пытаюсь тормозить попутный транспорт, чтобы доехать до Яшкуля. Полчаса потеряны впустую. Попытался поехать обратно сам, но похоже, что в Калмыкию прилетел ветер с половины Евразии. Не-вариант, скорость даже не дотягивает до 20.

Аааа, черт с ним! Будь что будет! Пусть не 6, но уж 5 морей я обязательно посещу! Тем более, что с седым Каспием я уже здоровался пару лет назад в компании отличного попутчика. Развернув карту, наскоро прикидываю кратчайший путь до Анапы и отпускаю все тормоза.

Подъезжая к Элисте, не упускаю возможность заехать в центральную часть города к недавно построенному крупнейшему в Европе буддистскому храму. Когда еще доведется оказаться здесь! Без особой спешки осматриваю очередной новострой калмыков, впечатляет. В прошлый раз экскурсия была по Сити-Чесс.

Между тем, ветер на шоссе начинает меня пугать. Порывы становятся настолько сильными, что срывают песок с обочин и едешь как будто по живому ковру. По прямой легко катится 42-45. Я в легком шоке, но старательно кручу самую последнюю передачу. Однако это продолжается недолго. Вскоре дорога поворачивает и только теперь я осознаю настоящую силу ветра! Он становится боковым и сбивает с ног, то бишь с колес! Очень непросто удержать руль и не дай Бог попасть на камешки – велосипед подпрыгивает и стремится в горизонтальное положение на обочину. Я попеременно то иду, то пытаюсь ехать. Думаю - как хорошо, что я не поехал в Яшкуль и в Комсомольский… Пришлось бы идти, а не ехать.

Проезжая Маныч, наблюдаю какие коричневые от глины и песка волны поднимает ураган – вся дорога мокрая от брызг. С трудом дотянул до Дивного – первого ставропольского села. В магазине закупился провизией, возле велосипеда уминаю ватрушки с кефиром. Подходит парень моих лет, таксист. Говорит, что видел по пути как меня кидало ветром на шоссе. Разговорились. Он подсказывает наиболее удобную для меня дорогу через Ипатово, предостерегает от клещей – у них в селе уже были 2 смертных случая в этом году, желает удачи и особенно – чтобы у меня не было проблем с калмыками.. Прощается. Затем подходит еще раз – говорит, непротив что я еще тут постою пока ты собираешься?..

Выехав из села, на меня опять обрушился ураган. Как только он становился хоть немного попутным – моя скорость вырастала вдвое, но стоило немного повернуть вслед за шоссе - ой-ёй-ёй. Часа через четыре я в изнеможении сваливаюсь на лавку в тени подвернувшейся автобусной остановки. Бессонная ночь, и после нее – такие огромные усилия для поддержания равновесия, не говоря об уж очень небыстром продвижении. Меня охватывает полная апатия. Обессиленный, засыпаю на жесткой лавке, и полуденная духота не особо мешает. Спустя минут сорок просыпаюсь весь в желтом – песок был абсолютно везде, особенно облеплены были фляжки и трубки питьевых систем.

Тем не менее, близится вечер и вместе с ним – долгожданная прохлада и ослабление ветра. Попался чистый прудик с хорошим берегом и очень жесткой водой, где я все равно с удовольствием искупался. Ветер начал резко менять направления, отовсюду налетели тучи. Некоторое время параллельно моему движению шла хорошо оформленная гроза, со всеми киношными эффектами. Затем в нее въехал и я, однако поспешил ретироваться в опять-таки подвернувшуюся автобусную остановку. Вот тут-то надо мной разверзлись все хляби небесные. Крамольную мысль о том, чтобы выйти под такой душ и попытаться поставить свою однослойную палатку, я сразу убил на месте. Потеряв час за просмотром документального кино и одновременно наслаждаясь прохладой после калмыцких степей, я решил тут и заночевать. Дождь и не думал прекращаться. По-настоящему плохо было только одно – у меня полностью отсутствовала еда и вода. Зато сухо. Развернул на лавке каремат, натянул на себя спальник и в 21 час отбился.

Сбиться с круга? Так это пустяк.

Мир не тот, что вчера, что минуту спустя.

Ускользая от нас, кружат стрелы шутя.

Он не тот, что вчера, что минуту спустя.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
14.06.06 293 894 12-01 24,4

Подъем в 5-30. В ногах сразу ощущаются вчерашние 45 км/ч. Зря, очень зря, надо ехать поровнее… Плохо стартовать без завтрака, даже глотнуть нечего. Сорок километров проехал на голодный желудок – пока не нашел открытый магазин. Одним махом выпил банку клюквенного сока, немного закупил провизии. Усталость с голодом – сочетание, убивающее любую инициативу. Опять встречный ветер, разве только малость ослабевший.

В три часа дня, одолев полторы сотни км, подъехал к границе Ставропольского и Краснодарского краев и, полностью обессиленный, слег на коврике в беседке. Ни есть, ни пить, ни спать, ничего не хотелось. Просто лежал, обмахиваясь от жары картой, пока не достали зловредные мухи и оводы. Включив телефон, обнаружил массу SMS. Поддержка друзей и родных была как нельзя кстати.

В порыве чувств смог подняться и заставить себя ехать дальше.

Интересно, интересно,

Не иметь того, что хочешь,

Смотреть, как играют с травою

Ленивые сонные косы.

Интересно

Родиться снова

В серебристом лотосе,

В ожидании чуда.

Как свободно

Бьется сердце

Людей родом

Ниоткуда.

Все-таки столь любимая мною Кубань среди своих полей тоже дарила мне поддержку. Изобилие житницы России наблюдалось в первом же магазине, порадовал себя купленной отменной бужениной. К вечеру ветер сменился на попутный.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
15.06.06 284 1178 13-44 20,7

Встал в 6-30, побаливают колени – вчера опять злоупотреблял высокими передачами, стартовал в 7. Впервые ветер хоть и не сильный, но попутный. Насел на бананы, колени вроде отошли. Пару раз собирался засесть в кафе, но катилось вполне нормально. Постепенно налетели тучки, вот-вот грянет гроза. Поднимаясь в горку на перевал, притормозил и одел курточку. Через минуту был абсолютно промокший. Ливень хлестал вовсю, шоссе – в потоках, машины остановились на обочинах, я еду. Мне останавливаться нельзя – замерзну моментально. Минут через двадцать гроза закончилась, но дождь шел до самой ночи. А я так надеялся часик поспать на песочке у моря за Анапой, какое там… Проехался по Пионерскому проспекту, на море даже смотреть не хотелось.

По Таманскому полуострову ехал наперегонки с длинной военной колонной – то они меня обгонят, то – я их. Останавливаться под дождем резона не было. Так и доехал до Темрюка. В первом же магазине веселый усатый продавец вовсю нахваливал свои мясные изделия, от которых я не в силах был отказаться. Сразу же покушал, настроение улучшилось.

Уже стемнело, с неба все также продолжает течь, подходящего места для спокойной ночевки пока не видно – или поля в воде, или станицы. Час еду по сплошным потемкам и наконец-то за Анастасиевской встречается лесок. Как выяснилось утром - дубовый заказник с соответствующей табличкой. В столь хорошем месте я заночевал и неплохо устроился, отбой был поздним – около 23 ч.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
16.06.06 294 1472 13-59 21,0

Обычный подъем в 6-30, хорошо выспался, плотный завтрак, сразу ощущение сил, ноги отошли, ветер попутный, дождя нет, нежарко. Лучше не бывает! Значит, будем делать рекорд. Сразу установилась крейсерская скорость 28 км/ч. Еще бы - путь домой скучным не бывает! Еды навалом, останавливаюсь только возле станичных бочек – пополнить запасы вкуснейшего кваса да перекинуться парой фраз со скучающими продавщицами.

Однако и этому дню не суждено было быть сухим. Пришлось погоняться с ветром наперегонки, три-четыре раза он оказывался быстрее меня и опрокидывал на меня очередные ушаты воды. Впрочем, солнце тоже выглядывало. Дорога была приятная.

Объезжая Староминскую, получил первый прокол. В сумерках подъезжал к Азову. На полпути между ним и Ростовом усталость настолько охватила меня, что чуть не упал. Свернув на второстепенную дорогу, в темноте прилег на полотно дороги, минут 10 приходил в себя, вяло покушал. До дома – километров 25, но сил просто нет!

Кое-как двинулся, немного ожил. В режиме абсолютного автопилота докатил до Ворошиловского моста через Дон, где ко мне пришло второе дыхание, но ненадолго. Домой я доехал в 00-20, уже на третьем дыхании. Южная кругосветка, пусть и не совсем удачно, но завершилась.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
17.06.06 340 1812 14-48 23,0

Спал до 9, за окном – ливень. Постирался, приводил велосипед в порядок. Тщательно выбирал самые необходимые вещи для более серьезного северного маршрута. Съездил на Алмаз, где нашелся подходящий консольный багажник. Как ни старался уменьшить вес багажа, все равно получилось 12 кг. Выехал в 17-10.

Ехалось нормально, только немного прохладно после стольких дождей. Одолев сотню с небольшим км, сворачиваю к придорожному базарчику в поисках чего-нибудь съестного. В кармане – бумажка в 500 р. и мелочь. Качу велосипед между машинами, мимо проходит красивый молодой грузин со стопкой свежих огромных лавашей. Окликаю – Нельзя ли купить один? Он с улыбкой подходит и предлагает два. Спасибо, в шутку говорю – мол, у меня тут мелочи столько не будет, одного хватит. Отвечает – да не считай, бери два, земляк! Разговорились. Я озвучиваю свою полную легенду. Он изумляется и спрашивает, не знаю ли я известного грузина, совершившего кругосветное путешествие? – Знаю! - отвечаю я, поскольку незадолго до своего марафона читал в интернете о нем и об украинце, и как они вдвоем собирались покорять Южный полюс на специально построенном веломобиле… Он еще больше изумляется, расспрашивает… С чувствами прощаемся. Пока я прилаживаю к багажу 2 огромных лаваша, он возвращается и дает третий лаваш. Брат, бери! На здоровье тебе! - У меня же в ответ просто нет слов!!! Понимающими взглядами провожаем друг друга.

Если бы мне такие руки,

Руки как у великана,

Я б сложил их на своих коленях,

Сам сидел бы тихо, тише вздоха, тише камня.

Если бы мне глаза такие,

Чтоб все видели, преград не зная,

Я б закрыл их плотно-плотно,

Сам сидел бы тихо, головой качая, головой качая.

Подыскав спокойное уютное местечко и покушав ароматный свежий лаваш с домашними запасами, я отбиваюсь.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
18.06.06 121 1933 05-11 23,3

Выспался отлично, после короткого завтрака за пологом палатки меня ждет сюрприз – прокол от акаций, где-то вчера не уберегся. Заменив камеру, по обильной росе выбираюсь на шоссе. Сегодня будет трудный день. Несколько предыдущих коротких выездов на север по М4 запомнились надолго – постоянные подъемы, чрезвычайно узкая дорога, немыслимый трафик, отсутствие техполосы. Но делать нечего – доехать в кратчайшее время из Ростова до Москвы можно только по ней. Лишь бы не сбили!

С этими мыслями усиленно вкручиваю, надеясь поскорее докатить до Воронежской области, где надеялся въехать найти хотя бы неширокую обочину. 12 кг на багажнике ощущаются на каждом пригорке.

У дороги часто встречаются пчеловоды с полными прилавками. Приглядываюсь и подумываю о том, что к моему запасу в виде лавашей неплохо было бы прикупить и небольшую баночку меда – хотя бы как НЗ. Встретив очередного скучающего сельчанина, притормаживаю. В ответ на мой вопрос о небольшой баночке меда – добрейшее лицо и “Здравствуйте!”. И только затем рассказывает об особенностях разных сборов и рекомендует взять баночку побольше, так как “вот эти маленькие – это для москвичей-мажоров на джипах, которые скопом берут весь набор, а вот эти, чуть побольше, – самые свежие, да и подешевле, вам как раз по вкусу подойдут”. Ну как тут не уговориться? С улыбками и довольные обоюдным взаимопониманием прощаемся.

Мое имя - "Стершийся Иероглиф",

Мои одежды залатаны ветром,

Что несу я в зажатых ладонях

Меня не спросят и я не отвечу.

И как перед битвой,

Решительной битвой,

Стою у каждого перекрестка.

На море асфальта я вижу свой берег,

Свою голубую россыпь.

Обеда, как такового, не было – остановился возле придорожного кафе, но меню не воодушевило, поэтому просто перекусил огромными пирожками с квасом. После обеда налетают тучи, несколько раз шел ливень – который никак не мешал мне, разве только заставлял одевать куртку. А вот несколько случившихся проколов, в том числе и под дождем, подпортили настроение. Дорога просто невыносимая, молюсь чтобы никто меня не задел, в опасных ситуациях соскакиваю на крупнокалиберную обочину.

Пересек границу Воронежской области и сразу отметил улучшение покрытия и широкую обочину, впрочем - ненадолго.

На ночь остановился в 20 км перед Павловском.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
19.06.06 273 2206 12-41 21,5

Утром – прилив сил. Лаваш с медом, и вперед! Всегда интересно ехать по новым местам, попутный ветерок, похоже, тоже немного помогает. Проезжая Лосево, наблюдаю и вспоминаю вчерашнюю картину с продавцами, только сегодня вместо меда – сгущенка. Долго себя не уговариваю, и вскоре весельчак и балагур дает мне в руки полуторалитровую бутылку с молоком…

Подумываю о том, что глюкоза это хорошо, но надо бы и посерьезнее заправиться. Часа через два-три после старта подъезжаю к одинокому кафе. Спрашиваю хозяйку, может ли она быстро сделать 2 огромных порции макарон с мясом, ну и салатик, и чая тоже два?.. Женщина оказалась понятливой, не успел я еще умыться – как полный заказ очутился на столе, а она уже оценивает мой велосипед и рассказывает о том, где будет хорошая дорога и сколько до нее мне еще пилить…

Да, легко мне скользить по земле

Души не оставив нигде

Так просто ступив за порог.

Да, мимо улиц пустых, прохожих

Похожих на бледных святых

И их тоже мучают змеи дорог.

Хороший обед – залог отличного настроения и большого километража. Вскоре добираюсь до первой на моей памяти платной дороги. Проезжаю по выделенной ветке “Спецмашины”, мне с улыбкой машут рукой контролеры. Во второй половине дня наблюдаю очередную серию – такие же дожди, такое же количество проколов… Спустившись с очередного холма, в низине, среди дворов останавливаюсь, чтобы заклеиться. Латок я брал немного, надеясь на такую же удачу, как и в южной кругосветке, однако явно переоценил свою всегдашнюю удачливость. Ко мне подходит сельчанин с пустыми ведрами из-под навоза, объясняет что это он тут с кроликами управляется. Несмотря на стойкий запах, радушно беседуем о дороге, о том где сплю, нужна ли какая помощь и т.п. На привалах получаю кучу SMS, половина номеров телефонов – незнакомые, но все равно приятно, что о тебе помнят и желают удачи в пути. Среди них – Костина весточка о том, что Сергей Баранов после своего Трансконтиненталя уже в Москве. Ее я прочитал, сидя на пеньке в лесу, недалеко от дороги, разминая натруженные ноги, потягивая сгущенку, заедая очередным лавашом. Как будто что-то включается, я вспоминаю, что у меня марафон на время... С упоением вкручиваю до самого позднего вечера, но остановиться на ночь пришлось из-за очередного пробоя, в 20 км после Ельца.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
20.06.06 331 2537 13-54 23,7

Очередной день на трассе М4 не был особо примечательным, разве только начиная с въезда в Тульскую область дорога стала значительно лучше – шире, с разделенными полосами, с техполосой, с отличным покрытием. По такой приятно гоняться с ветром – пару раз уезжал от догонявших туч, пару раз не успевал и мок в пути.

Это - камень в руке, это - лезвие бритв,

Настоящие дни, настоящие дни,

Это - ждущие свет люди в серых пальто,

Настоящие дни, да, да, это ...

Если будет день, значит тень не в счет,

Если харакири, то кривым мечом,

Если тушат свет, значит грех так грех,

Если минарет - значит выше всех.

Пересек Оку, вплотную подбираюсь к Москве, еще светло, но зад опять присел – пробой. Сворачиваю в ближайший поворот и отхожу подальше в лес. Вечерний танец с бубном давно уже отработан до автоматизма – находясь еще на дорожном покрытии, спешным образом облачаюсь в дождевые штаны и куртку с капюшоном. Только в таком виде можно что-то делать – например, наскоро поставить палатку, закидать туда весь багаж, запрыгнуть впоследствии самому. А внутри уже можно расслабиться, отправить SMS, взглянуть на карту, поужинать, остатками латок заклеить камеры и завалиться на боковую. При этом слушая непрекращающийся комариный хор.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
21.06.06 303 2840 12-58 23,4

Утром проснулся рано. Вышел “на улицу” подышать и потянуться, заметил недалеко блуждающего грибника. Короткий перекус и на шоссе. Катит отлично, дорога великолепна, будем делать рекорд, только за Москву поскорее заехать бы.

Земля - приют на миг, а жизнь - чудесный вздор,

Наву - наву - наву - наву – худоносор.

Так ешь мел, пей ртуть, жги кровь, будь скор

Наву - наву - наву - наву – худоносор.

Через полтора часа я – на МКАД. Решил проверить, каково оно. Это был ад. Сумасшедшее движение, множество пробок (впрочем, меня мало касающееся), непрекращающееся напряжение от постоянного внимания и умения правильно разъехаться со всеми машинами на всех попутных разворотах. Пару раз наблюдал, как люди снимали меня на фотоаппарат – ну да, когда еще такого камикадзе увидишь. Правда, запомнился и один позитивный момент. Кручу педали, а рядом со мной равняется белокурая дива на скутере, с ошеломляюще обаятельной улыбкой. Только и успел, что в ответ поскалиться, а эта бестия укатила дальше.

Через пару часов я оказался на другом конце Москвы, уже на Е105. Закупился в магазине, посидел с бананами и мороженым у придорожного прудика, наблюдая за удочками местных пацанов – какая рыба может быть в этой луже? Покатил дальше. Вскоре на заднем колесе лопнула спица, на автобусной остановке пришлось подрегулировать колесо, поменять цепь и сделать минимальное ТО велосипеда. Заехал в кафе, умываясь, взглянул на себя в зеркало – ну и черт же я был после МКАДа. После плотного раннего обеда покатилось особенно легко. Постепенно менялась обстановка вокруг – цивилизация довольно быстро ушла назад, среди лесов частенько появлялись болота, наполовину брошенные деревни с кривыми домами. Уж очень разительный контраст с тем, что я видел еще сегодня утром!

С тех пор как сгорели дома,

Легко и светло им на свете.

Случается что иногда

Два солнца им светят.

И эта земля им завещана

Под рваными небесами.

И любит их черная женщина

С серебряными волосами.

Проезжая Иваньковское водохранилище, впервые упал – по собственной невнимательности, переднее колесо зарылось в песке на обочине, а я в это время разглядывал красивый пейзаж. Переворот, резко встаю и сразу оттаскиваю велосипед. Слава Богу, все нормально – чуть сместился руль и пара ссадин на локте. Посидел и поехал дальше. Трасса просто забита фурами – они несутся единым потоком чуть ли не в два ряда, особенно возле Торжка. Проехал их базу, где сотни большегрузов полностью заняли огромную площадь, с некоторой дорожной инфраструктурой. Была там и вывеска “Душевые” с десятком свежевыкрашенных кабинок, но – неработающих, в отсутствие воды. Въезжая в какое-то селение, видел серьезную аварию – два искореженных и опрокинутых монстра, кабина одного из них улетела метров на 20 и уперлась в кирпичную стену…

Между тем, чем дальше на Север, тем более значительно увеличивается световой день. Уже поздно и хочется залечь, но до сих пор светло. Еду до последнего, после указателя окончания города Выдропужск сворачиваю в лес. Но подходящее место быстро найти не получилось – на одном конце симпатичной полянки нашел мешки с костями (!!!), на другом – ямы с отходами зловонных химикатов, пришлось заезжать довольно далеко. Комаров – просто несметное количество.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
22.06.06 346 3186 14-22 24,1

День начался не особо радостно. Дорога, забитая фурами и авто с катерами и даже разобранными самолетами, вызывала только одно желание – скорее покинуть ее. По бокам – все те же брошенные деревни и нескончаемые болота между ними. Лица людей – какие-то плоские, безбровые, нехарактерные. Местами – очень плохое покрытие. Вода в речках коричневая, не успел в одном месте помыть руки, как ко мне направились 2 пиявки. Боже, что за места! На обед остановился в деревушке с характерным названием Хотилово, хоть покушать в удовольствие, что и делал целый час, пока местные на улице обсуждали мой велосипед и, соответственно, его цену. Днем – жуткая, почти калмыцкая, но влажная жара, затем недалеко впереди по моему маршруту прошел большой грозовой фронт и весь остаток дня ехал по сплошным лужам. На одном мостике остановился, чтобы умыться с мылом в речке – не успел спуститься – как посигналил рядом стоящий Камаз, и водитель, молодой армянин, подошел, чтобы предупредить – к такой воде даже не подходи, земляк! Совет был принят. После закупок умывался минералкой. Опять огромная поддержка от SMS, опять с незнакомыми номерами. День был тяжелым, мозги исчезли напрочь, ощущение ступора и кошмара.

Это да - каждый звук как плеть,

А вам откуда знать хочу ли я уцелеть.

Не до того пока, душа несется в рай.

Играй шарма-ма-ма-моя шарманка играй.

Захотели бы руки - перемелятся звуки в муку...

Моя шарманка, ну!

В 58 км за Новгородом долго и безуспешно разыскивал место для палатки – после грозы везде болота и слякоть. В итоге, залег на каких-то кочках. Мобильный взмок и отказывался включаться, отправку дежурной SMS отложил на утро. Кстати, ночевка была за деревней Большое Опочивалово. Ну, так тому и быть.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
23.06.06 313 3499 13-19 23,5

Еще один день, в котором апофеозом был въезд в пригороды Санкт-Петербурга, проезд по новенькой объездной. Подъехать к Финскому даже мысль не посетила. Усталость накопилась серьезная. С самого утра собирался и ехал под дождем, в дешевой столовой попытался привести себя в порядок и позавтракал. Опять проколы, осталась последняя клееная камера, латок, да и клея, уже не нет. После Питера появился попутный ветерок, встретил ярко разодетого чела на шоссере, но он упорно никого кроме себя не видел на дороге. Чувствую, что окончательно выбиваюсь из графика, но сил догнать его нет и взять неоткуда.

Подъезжаю к кафе на заправке, надеясь получить удовольствие хотя бы от ужина. Вхожу, симпатичная официантка-продавщица с неземными огромными глазами за толстенными линзами очков от моего вида, видимо, аж поперхнулась, бедная. К сожалению, чашечку кофе со скучающей одинокой девушкой выпить не удалось, взял трехдневной давности печенья-колечки и пару сомнительных пирожков – все что было, и отправился дальше. Краем глаза заметил, как красавица выскочила во двор заправки вслед за мной. Эх, не-судьба!..

На ночь остановился довольно рано – потому что приметил очень спокойное и хорошее место в сосновом лесу.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
24.06.06 232 3731 10-13 22,7

Проспал почти 12 часов, встал в 9-40. Умылся, покушал, небольшое ТО, выезд в 12. Ехалось очень тяжело, внутри что-то выключилось. График – однозначно к черту! В магазине одной из заправок спросил булку хлеба (всякие рулеты/бисквиты уже порядком надоели), мне предложили купить по кускам – 1 кусок=1 рубль. Спасибо, я лучше поголодаю, не из-за жадности, а из-за отношения. Через 20 км закупился по полной в дешевом сельском магазине.

Кого мне любить сегодня,

В кого мне сегодня верить?

Чтобы снова могли предо мною

Все распахнуться двери.

Бог всемогущий над нами дышит,

В своей доброте не убыл,

Железным глазом сверкает

Великий бог – Рубль. Рубль.

А-а, Бог наш - дом мой,

Наполни до края своей добротой!

И нету сомнений как следует жить -

За тебя можно всё продать и купить.

Бог наш – зов твой

Музыкой сладкой над нашей судьбой.

И пусть твоя милость прольется дождем

Где услышим - туда и идем.

Дорога переменного качества, но чаще – плохого. В Карелии появилась почти постоянная узкая, но вполне достаточная для меня техполоса. Появился новый для меня кошмар – мошка, пообедать сидя в лесу – невозможно, разве только ходить кругами. Но я еще не познал все ее прелести. Лопнула вторая спица на все том же заднем колесе, кое-как исправил уже серьезную восьмерку. Постоянный свет – днем/вечером/ночью добивает психику. Сегодня получился минимальный километраж.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
25.06.06 204 3935 09-36 21,3

Ночь была ужасной, палатка была полна мошки и комаров, не на шутку разболелся зуб, спать невозможно. Часа в 4 ночи/утра, в полном кошмаре, обратил к Высшим силам две просьбы – чтобы я доехал в конце концов и чтобы перестал болеть зуб. Через минуту, уже сквозь полусон, осознал что моя голова скатилась в капюшон спальника.

Утром был дождь и это позволило мне немного поспать. Выезд. Ощущение Абсолютного кошмара. Невыспавшийся, с поднывающей челюстью, чувствую себя уже не мазохистом, а садистом к своему собственному отпуску. Полное безразличие к графику движения и ко всему остальному. Отсутствие дневки после очередной недели движения начало сказываться и на психике.

Такие смутные дни, как дышит ветер тревог

И мы танцуем одни на пыльной ленте дорог.

Как будто хлеб-вода и ничем не дорожить

А только в этих волнах кружить.

Так закипай же в крови женьшеневый сок

Пропадай душа, лети земля из-под ног.

Так и лети голова вместе с листьями вниз

В такие смутные дни, в такие смутные дни..

Ночевал где-то за Медвежьегорском.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
26.06.06 286 4221 12-22 23,1

Почти одинокое движение по Карельской трассе, трафик значительно меньше всего того, что было за последнюю неделю. Появляется ощущение очередной перемены мест – леса становятся другие, озера с глубокой синевой, это Север. Среди прочих, получил SMS от журналистки с Мурманского ТВ. Непрекращающийся закат необыкновенного салатного цвета, солнце висит низко, но часами не отпускает меня.

Нет городов на пути нашем,

Солнце встает, золотом мир красит,

Отучи же меня говорить.

Отучи.

Вот бы идти ничего не коснувшись,

Белый песок пусть под ногами кружит,

Отучи же меня говорить.

Отучи.

Остановился в 100 км за Кемью.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
27.06.06 305 4526 15-39 19,5

На дороге постоянно встречается микроавтобус, который периодически подвозит сменяющих друг друга бегунов с факелом. Бегут из Москвы. Постоянные спуски/подъемы позволяют иногда обгонять их, тогда водитель сигналит мне, так и движемся несколько часов. Пересекаю Полярный круг. Вокруг – поросшие лесом сплошные сопки. Преодолеваю 10 км по песку и гравию. Жутко холодно при спусках и в тени. На мне 4 слоя одежды, но иногда все равно морозит. В Зеленоборском – обед без особого аппетита. Водители обсуждают бегунов, один из них заявляет, что сам раньше бегал ежегодно Питер-Мурманск. В предпоследний день своего пробега проезжаю рядом со сказочной страной Лапландией. Ощущение Края земли. При въезде на Кольский еду в совершенной прострации, в ушах - постоянный транс, в глазах - невиданные пустынные пейзажи, в душе – смятение, в теле - ощущение полета. Места одновременно удручают и притягивают, нечто фантастическое.

Стало значительно прохладнее и свежее. Тайга, растительность низкая, кустарники.

Лакомо и ломко,

Вот и мне тихонько

Голову кружит...

Сколько еще, сколько?

День как будто скомкан,

На ветру дрожит...

Будь что будет, а-а,

Дальше ли идти?

Никто не осудит, а-а,

Лети пока, лети.

Ближе к полуночи еду уже из последних сил, временами теряю ориентацию, и хорошо что ночью машин чрезвычайно мало. Качу зигзагами, как пьяный. Нужно постараться проехать сегодня побольше, иначе завтра не успеть. Скорость – около 10-15 км/ч, с горок не могу раскрутить колеса. Ощущается несильный, но плотный и пронизывающий встречный ветер. До Мончегорска не доехал 14 км, остановился среди каких-то деревьев/кустов, на мху, часа в 3-4 ночи. Палатку не ставил, просто залез в спальник и на коврик. Спать, спать…

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
28.06.06 289 4815 16-07 17,9

Первое, что увидел в 7 утра – последние лучи солнца под надвигающимися черными тучами, несущимися навстречу. Это конец. Вот и придется заканчивать свой путь на попутке. Не найдется таких сил, которых хватило, чтобы ехать под таким ветром, под дождем, по таким подъемам, когда я на ногах еле держусь. Сразу отсылаю паническую SMS журналистке об отмене встречи и вероятный сход с дистанции на попутном транспорте, и спешу крутить педали, чтобы согреться. Дорога абсолютно разбитая, просто верх всех рассейских рейтингов – и бывший лидер, дагестанский Кизляр, в сравнении с мурманкой (ленинградкой) может отдыхать.

Там, на самом на краю земли,

В небывалой голубой дали,

Внемля звукам небывалых слов,

Сладко-сладко замирает кровь.

Там ветра летят касаясь звезд,

Там деревья не боятся гроз,

Океаном бредят корабли,

Там на самом на краю земли.

В этих суровых местах охватывает жуткая тоска по своему родному Югу. Остановившись у облагороженного родника, доедаю последние припасы хлеба, сгущенку. С ведром подбегает веселый водитель грузовика, увидев раскрытый атлас дорог, подсказывает куда мне стоит заехать – места посмотреть, одновременно не устает хлопать серую массу комаров на лице. Мне хотя бы доехать, тут уж не до красот местных..

Под Оленегорском встречаю кафе и понимаю, что это моя последняя надежда. Беру дорогой насыщенный обед, 2 или 3 чашки двойного кофе, умываюсь горячей водой. Выезжаю, в уме делю оставшиеся километры на оставшиеся считанные часы до поезда. Если поднапрячься и ехать без остановок – еще можно успеть самоходом закончить этот акт вандализма над собственным организмом. Анастасия с 21 канала ТВ не оставляет меня в покое и предлагает помощь – подкинуть меня на их машине. Они выезжают с Мурманска и собираются встретить меня на трассе. Эх, не до встреч мне сейчас совершенно, еще и в таком виде…

Сопки, одна за другой. Кручу на автопилоте, по инерции, сил нет совсем – я их не оставил, ведь про Хибины на своем пути как-то подзабыл. На очередном пригорке меня окликают, а я еду видя только белую полосу перед собой. Вот и встреча за 80 км от финиша. Со мной начинают разговор, я потихоньку прихожу в себя, слушаю рассказ как недавно к ним приехал парень после 12000 км, тихонько шизею, заодно вспоминая вчерашнего дальнобойщика с ежегодным беговым Питер-Мурманск, про себя думаю – куда я приехал, тут одни монстры. Затем у меня берут интервью. Предлагают погрузить велосипед, я расспрашиваю о дороге и предстоящем рельефе. М-да, неутешительно, и дорога плохая, и сопок 10-15 еще впереди. Однако, после общения с приятными людьми чувствую в себе какие-то силы и решаюсь на последнюю авантюру – все-таки доехать самому. На свое удивление, начинаю переть в горку как оглашенный – вот что масс-медиа с людьми делает! Ощущаю прилив сил, видимо и обед тоже сказался наконец. Сопки пролетают одна за другой. Перед Мурманском частенько встречаю одиночек на шоссейниках. В городе многие люди ходят в дубленках и пальто нараспашку. Наконец, сделав небольшой крюк, подкатываю к зданию вокзала и вхожу. Взгляд на часы – 18-40. Два часа до поезда. Ну что ж, по крайней мере я успел, чтобы возвратиться.

Полное оцепенение на вокзале, после погрузки вещей в поезд. Сделал. Что сделал – слабо понимаю, но главное - что теперь, именно сейчас, уже не нужны будут никакие усилия. Сижу в сладкой неге на парапете напротив поезда, просто балдею смотря на суету отъезжающих, на минуту из-за низких облаков выглядывает солнце, даря мне последнюю каплю счастья.

Я качаюсь и поднимаюсь в вагон.

Из огня в огонь, из слова в слово

Душа душу зажигает.

В небесах охрипший ветер

Отпеванье начинает.

Там где ты земли коснулся

Новый колос прорастает.

Великан тебя заметит

И слепой тебя узнает.

Ты огнем согреешь землю

Все живое обновляя.

И в ночи рассвет разбудишь,

В небе солнце заменяя.

И познав все тайны жизни

Ты откроешь дверь вселенной ...

Вспомню я свою молитву

За невинно убиенных.

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
29.06.06 158 4973 09-23 16,8

 

Полная сводка:

Дата Дневной пробег Общий километраж Время движения Средняя скорость
12.06.06 327 327 13-44 23,8
13.06.06 274 601 12-11 22,5
14.06.06 293 894 12-01 24,4
15.06.06 284 1178 13-44 20,7
16.06.06 294 1472 13-59 21,0
17.06.06 340 1812 14-48 23,0
18.06.06 121 1933 05-11 23,3
19.06.06 273 2206 12-41 21,5
20.06.06 331 2537 13-54 23,7
21.06.06 303 2840 12-58 23,4
22.06.06 346 3186 14-22 24,1
23.06.06 313 3499 13-19 23,5
24.06.06 232 3731 10-13 22,7
25.06.06 204 3935 09-36 21,3
26.06.06 286 4221 12-22 23,1
27.06.06 305 4526 15-39 19,5
28.06.06 289 4815 16-07 17,9
29.06.06 158 4973 09-23 16,8

 

Общее время: 421 ч 40 мин, 17 дней 13 ч 40 мин

Время движения: 226 ч 12 мин

 

Желтым цветом – предполагаемый маршрут. Белым – фактический.

Немного фото здесь: http://photofile.ru/users/elbrys/1387294

Обсуждение в форуме здесь: http://velorostov.ru/forum/viewtopic.php?t=126&start=-1

 

(с) Кочевник, 2007


Комментарии: Ваш комментарий:
2008-02-15 16:24:55 | Volkodav | E-Mail
При формальном подходе вероятно все таки 3-я, в крайнем случае 2-я. От дневного пробега в шоке. РЕСПЕКТИЩЕ

2007-12-04 14:01:58 | Alex | E-Mail
Маршрут действительно уникальный. Дневной пробег очень впечатляет. Просто на грани чаловеческих возможностей.
Но почему здесь www.tourism.ru/phtml/users/list_subregions_reports.php?29 значится 5 категория? Если подходить формально, то здесь в лучшем случае 1-я категория.



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;