портрет лыж
Автор: Вячеслав Завьялов

Отчет о горном походе 2 к.с. по Северо-Чуйскому хребту (Алтай)

I. Справочные сведения.

• общая - 13 дней;
  • ходовых - 10 дней;
  • дневок - 1 день;
  • сроки проведения – 4 августа – 16 августа  2007 года.

4. Подробная нитка маршрута

г. Барнаул - с. Чибит – «Плотина дураков» -  р. Чуя - р. Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - озеро Нижнее Шавлинское - озеро Верхнее Шавлинское - пер. Абыл-Оюк (1Б) - р. Абыл-Оюк - р. Карагем - р. Иолдо-Айры - пер. Карагем - р. Джело - в. Купол (1Б) - р. Актру - перевалочная база Актру – Курай - Барнаул.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения

перевал

пер. Нижнешавлинский из долины р.Маашей в р.Шавла, 3300 м. Ледово-осыпной. Протяженность подъема 100 м. крутизна 40°, спуск 250 м. крутизна до 45°

Подъем со стороны ледника левый Машей по осыпному склону затем по заснеженному кулуару с наведением перильной страховки.
Спуск справа от ледника по ходу движения по осыпи вдоль скал.

перевал

пер.Абыл-Оюк, р.Шавла р.Абыл-Оюк 3220 м. Ледово-осыпной, Протяженность подъема 300 м, крутизна 40° - 45°. Спуск 150 м. до 45°

Начало подъема вдоль левого борта кулуара по снегу, далее по центру до скал, выход круто вправо на седло.
Спуск по осыпи с навешиванием веревки на ледовом участке в начале спуска.

перевал

пер.Купол р.Джело - р.Актру, 3556 м. траверс вершины Купол.

Подъем на гребень по правому борту долины ручья справа от вершины по ходу движения. Восхождение на вершину. Спуск с ледника в направлении Малого Актру. Спуск на "зеленую гостиницу" мимо хижины гляциологов, далее по крутому кулуару вниз до р. Актру.

6. Адреса и телефоны участников похода.

Ф., И., О. участника

Год
рождения

Адрес

Ворончихин Сергей Геннадьевич
(руководитель)

1972

Г.Барнаул,ул.Восточная – 52-2 shagvpered@yandex.ru , тел. 8(3852)37-52-41; сот.8-906-967-41-33

Пергаев Николай

Г.Барнаул  сот.тел.89039919783

II. Содержание отчета.

1. Общая смысловая идея похода
  Идея похода родилась весной, хотя до этого планировался поход по маршруту Алтайской кругосветки, но парни решили не ждать следующего года и пройти двоечку в этом году.  Категорию маршрута определил опыт участников и руководителя. До этого мы уже прошли несколько перевалов категории 1А и 1Б. Цель, объединившая всех участников: новый район ( южные склоны Северо-чуйскоо хребта и массива Актру) и приобретение опыта.
2. Варианты подъезда и отъезда
  Подъезд и отъезд нашей группы осуществлялся заказным микроавтобусом на 17 человек, так как мы ехали ещё и забирать группу с Шавлинских озёр.
  Отъезд от перевалочной базы Актру возможен на любом легковом автомобиле, хотя несколько бродов осложняют дорогу. Путь от перевалки до Курая длинной в 30 км. занял у нас 1 час 20 минут. Завершать маршрут можно прямо в Альплагере Актру - туда сейчас с легкостью проходят УАЗы.
3. Аварийные выходы с маршрута.
  В случае возникновения чрезвычайных ситуаций эвакуация участников с любой точки маршрута возможна в течение 2 - 3 дней. До перевала Нижнешавлинский - это возврат по маршруту, с Шавлинских озер в Чибит через плато Ештыкель, после перевала Абыл-Оюк выход через перевал Карагем по р. Тулдура в Бельтир (Кызыл-Маны)
  На случай неблагоприятных погодных условий разработан запасной вариант маршрута, исключающий прохождение перевала Нижнешавлинский(1Б).
4. Изменения в маршруте.
  Маршрут был пройден по основному варианту без существенных изменений и даже на день раньше запланированного, всвязи с относительно удачной погодой и неплохой физической готовностью группы.
5. График движения

15 на транспорте + 13 пешком

Переменая облачность, до обеда временами дождь t=15-17

06.08

По р.Маашей: р.Каракабак – оз.Маашей – ледник Маашей – озеро перед большой мореной на ледник левый Маашей

6,5

Моренны перд Маашейским озером и ледником

Дождь до 11 часов, после переменная облачность t=13 - 15

07.08

Ледник Маашей – пер.Н.Шавлинский (1Б) – озеро на ручье, впадающем в оз.Нижнее Шавлинское

Пер.Нижнешавлинский (1Б) 3300м

Ясно t = 21-23

09.08

Оз.Н.Шавлинское – оз.Верхнее Шавлинское

траверс левого берега оз.Верхнее Шавлинское.

переменная облачность t=22-24°

пер.Карагем (н/к) в.2880

До обеда дождь, после ясно t=12°-18°

13.08

Р.Джело – пер.Купол – «зелёная гостиница»

9,5

подъем на предвершину г.Купол

переменная облачность t=13°-15° временами дождь, на перевале снежная крупа

14.08

«зелёная гостиница» - р.Актру – альплагерь Актру

1,2

Спуск по кулуару с «зелёной гостиницы»

Переменная облачность, временами небольшой дождь t=13 - 15

16.08

В 7.00 приезд в Барнаул

650

6. Техническое описание прохождения маршрута группой.
     4.08.2003.                                                                                                                         1 день.

4 августа 5 человек нашей команды вехали от магазина «АЯС» в 6.00, шестой участник ( Пергаев Николай) должен был нас встретить в Чибите. Продукты и снаряжение были распределены заранее и поэтому мы были в полной боевой готовности. Мы ехали вместе с небольшой группой из турфирмы «Робинзон» они шли на Маашейское озеро и ледник на 5 дней. К 17.00 уже были в Чибите, где должны были переночевать и встретить группу с Шавлинских озёр, которую как раз вёл Коля. В 18.25 стали подходить первые участники этого похода. Конечно интересно наблюдать за людьми, для которых все препятствия уже позади, а для многих они были самыми серьёзными в жизни. Вечером, у костра, произошло объединение двух коллективов, все познакомились и подружились.
  5.08.07_____________________________________________________________     2 день

Начало маршрута не предвещало ничего хорошего, с утра зарядил дождь и выход на маршрут был под вопросом. В 8 утра в Чибите нас ждал автобус, чтобы довести до плотины «дураков». Благо что к этому времени дождь кончился и быстро перекусив, особое спасибо Евгению из Шавлинской группы за костёр, мы были уже у автобуса. Но злоключения на этом не закончились. Приехав к плотине и отпустив автобус, мы обнаружили, что у нас не работает видеокамера. Спасибо цивилизации, сейчас на удивление в районе Акташа, Чибита и Курая есть связь Билайн, это нас и спасло. Позвонив отбывающей в Барнаул группе, мы попросили их привезти нам запасную камеру, которую мы с ними отправили  домой. С неохотой водитель согласился, хорошо что ехать совсем немного, 15 км от Чибита до плотины. Преодолев все препоны мы 10.30 выдвинулись от плотины «дураков» до Мажоя. Идти тяжеловато, рюкзаки ещё полные, а ещё у меня в рюкзаке 2 кг шашлыков для нашего уже давно путешествующего туриста Николая Пергаева. До места впадения Мажоя в Чую идти примерно часа полтора. Тропа идёт по правому берегу Чуи. Перейдя через чуйский мост, мы обедаем. Знакомимся с группой сплавщиков из Москвы, которые забрасываются отсюда на лошадях на Шавлу. После обеда по дороге начинаем подьём  в лолину Мажоя. Дорогу эту засыпало во время землетрясения 2003 года и сейчас по ней могут проходить только лошади, средств её почистить у местных наверное нет. Поднявшись на борт долины, далее особых препятствий нет. По хорошей дороге , далее тропе, к 17.00 доходим до стоянок на Каракабаке. Перед впадение в Мажой Каракабак разливается на несколько ручьев на берегах которых есть несколько стоянок. Занимаем самую дальнюю, так как  остальные заняты. Вечером отдых и шашлык. Шашлык в горах это нечто.

6.08.07_____________________________________________________________     3 день

До двенадцати часов не можем выйти из-за дождя. Наша задача на этот день дойти до озера под ледником левый Маашей. Идти хорошо, не жарко, через два часа, забравшись на морену, выходим к Маашейскому озеру. Снимаем и фотографируем виды. На стоянках у озера перекусывает группа из Москвы. В 15.00 обедаем на стоянке у широкой зандровой долины, которую образует Маашей. Справа шумит река водопад, явно образовавшаяся в результате какого-то гигантского обвала. Будучи в этих местах в 2004 году наблюдаем, что следы землетрясения 2003 года постепенно затягиваются и их уже почти не видно. В 17.00 приходим на так называемые кедровые стоянки, где стоит большая группа альпинистов из Екатеринбурга. К 19.00 выходим на последние стоянки перед ледником в небольших зарослях кустарника, но решаем идти до озёра, чтоб на следующий день меньше идти до перевала. Отсюда тропа начинает уходить вправо и поднимается круто на гребень морены, иногда она теряется, но можно ориентироваться по турам. С этой морены открываются очень красивые виды на Маашейский ледник и на гору Карагем. Делаем снимки и идём дальше. Тропа часто теряется, но можно ориентироваться по турам. К 20.00 выходим к озеру, где есть небольшая стоянка. У нас есть газ, так что от дров мы не зависим, а их здесь уже нет. Ужинаем, выпиваем и спать, завтра перевал и рано вставать.

7.08.07_____________________________________________________________     4 день

Встаем в 6 утра. Ночью шёл дождь и все окружающие вершины в снегу, но погода просто отличная, на небе ни облачка, правда очень холодно. Выходим в 8 утра. Поднимаемся вверх по тропе над озером, далее подходим к огромной и крутой морене ледника левый Маашей. Тропа уходит вправо по ходу движения и обходит морену. Зная особенность этой морены стараемся всё время держаться тропы, хотя она и уходит крюком вправо. Лучше идти по тропе, чем карабкать по моренным камням и мы не прогадываем, очень удачно выходим на гребень морены и далее идём по нему, ориентируясь по турам. Идется хорошо, хотя  пока ещё тяжёлые рюкзаки. Коля идёт чуть сзади остальных, но он выбрал свой темп, да и рюкзаки у нас с ним самые тяжёлые. Постепенно забираем вправо и где к 10.30 показывается Нижнешавлинский перевал. Останавливаемся у небольшого озера перед ледником, где стоит группа из Бийска, они брали перевал в 18.00 вчера, поэтому ночевали здесь. У них ночью уже шёл не дождь, а снег. Выходим на ледник, но он пологий кошек не нужно, только Коля для выпендрёжа их одел. Коле идти тяжело, его спасает Рамштайн в наушниках. К 11.45 подходим под перевал, перекусываем, отдыхаем и на решающий штурм. Погода стоит отличная, фотографий делаем много и очень удачные. Под перевалом снег мокрый и скользкий, камни скользят, сказывается ночной снег. Последний подъем на седло заходит первым Стас и бросает нам перила, но они по большому счёту и не пригодилась.  К 13.00 мы на гребне перевала. Фотографируемся, пишем записку и обнаруживаем небольшую проблему – спуск с седла весьма проблематичен. Приходится уходить по гребню вправо и спускать по осыпи вдоль скал с навешиванием перил, где и проходит основная тропа, если это можно назвать тропой. Сыпуха мокрая и едет из под ног. Спускать с тяжёлыми рюкзаками ещё труднее, чем подниматься, но все проходит удачно. Первыми на ледник вышли Стас, Кирилл и Алексей. Я немного задержался, так как спускался последним и снимал перила. К 14.30 мы все внизу. Спустившись с перевала, чувствую серьёзное недомогание, которое началось ещё с утра, но идти надо. Парни немного разгружают меня и идём дальше. Скакание по камням целый день к вечеру даёт о себе знать, колени устают. У Алексея обостряется старая травма колена. Решаем что в этот день дойдем до озера вверх по ручью над Шавлинским озером, во-первых там есть удачная стоянка, а во-вторых спуск к Шавле очень крутой, а ноги у нас не казённые, да и Алексею тяжело идти. В 19.06 мы на стоянке, отдыхаем, обосновываемся и ужинаем. Сегодня у Николая Пергаева день рождения и мы его поздравляем, дарим скромные подарки, хотя основные празднования намечены на следующий день на Шавле, там у нас по плану днёвка. За день пройдено 12 км, ходовое время 10 часов

8.08.07_____________________________________________________________     5 день

Несмотря на практически выходной день, я проснулся довольно рано в 8 часов. Ночью был заморозок и вода вокруг небольшого озера замёрзла. Ребята ещё спят, цвет утреннего озера просто великолепен. И тут я увидел как через долину ручья перебегает стадо горных козлов, быстро бегу в палатку за камерой и ребятами. Снимаем козлов довольно близко, такое впечатление что они нас видят и не боятся, хотя слишком близко не подпускают. В этот день мы никуда не торопимся, Шавлинское озеро совсем рядом и мы выходим в 11 часов. Тропа от озера входит в лес и круто уходит вниз, где и открывается одно из самых красивых озёр Алтая. Зная что на озере проблема с дровами, набираем их на верху перед спуском, здесь их много. Через 30 минут мы уже у озера. Народу на озере очень много, мы стараемся найти стоянку недалеко от впадения ручья, чтоб завтра не идти больше. Алексей на озере первый раз, все остальные уже были, но тем не менее идут посетить знакомые места, поляну идолов и другое. Хотели заказать на вечер баню, но она оказалась занята на весь день. Принимаем водные процедуры на озере, вода такая холодная что обжигает. Погода отличная, всё отлично. Вечером справляем Колин день рождения, песни под гитару у костра и всё такое.

9.08.07_____________________________________________________________     6 день

Сегодня предстоит переход на стоянку на верхнем озере. Переход небольшой, погода хорошая и торопиться нам некуда. Встаём в 9 часов, в 11 выходим. Тропа на верхнее озеро нам хорошо знакома, рюкзаки полегчали и поэтому идём бодро. Переход занимает 3 часа, единственное препятствие на переходе – огромные моренные валуны слева от верхнего озера, по которым и между которыми приходится скакать как горные козлы. Встаём на стоянку в начале  озера, недалеко от водопада, здесь хорошие стоянки. Искренне удивляет наличие большого количества железных изделий на стоянке ( стол, костровище и др.), кто и когда их сюда затащил непонятно. На стоянке мы не одни, есть группа из Питера. Кстати довольно мало дров, так как граница леса уже близко. Вершина сказки и Красавицы уже близко. Вырисовывается проблема Абыл-Оюка, мы точно не знаем подходы к нему, карты абсолютно точного ответа не дают, выбираем на завтра один, как нам кажется, верный вариант.

10.08.07_____________________________________________________________     7 день

Сегодня предстоит сложный день, нас ждёт перевал Абыл-Оюк. Встаем в 6 утра, погода отличная, на небе ни облачка. В 8 выходим со стоянки с верхнего озера. Поднимаемся вдоль ручья по левому борту долины, тропа хоть и слабо выражена, но всё таки есть. Через 1,5 часа мы выходим к Сказке и Красавице, они перед нами. Слева виден наш перевал, уж больно он круто выглядит. По довольно простой морене подходим подножию. По описанию подъём идет слева и затем уходит резко вправо на седловину. Так оно и оказывается, седловину хоть и не видно, но она прослеживается по рельефу. Отдохнув начинаем подъем в 11 часов. Стас как всегда вырывается вперед и на перевале очевидно будет первым. Через час подъема мы на перевале. Виды обалденные. Седло перевала очень узкое, спуск метров сто и несложный. На другой стороне открывается огромный ледник, но он уходит почему-то влево, а не прямо как мы предполагали и как есть по карте. Спустившись на ледник обедаем сухим пайком. Тут обнаруживается наша стратегическая ошибка. У нас есть фотография Абыл-Оюка и мы обнаруживаем, что нужный нам перевал находится на противоположном краю долины и он ещё выше перевала, который мы взяли. Тогда возникает вопрос на какой перевал мы поднялись. Как оказывается позже это перевал Сказка (1Б), по соседству есть ещё одна седловина перевала и там мы снимаем записку группы из Новосибирска под руководством Кориневского А.Б. от 13.08.06. Тяжело вздохнув, нам ничего не остается как снова штурмовать, теперь уже настоящий Абыл-Оюк. В 14.00 начинаем путь через ледник, он весь в трещинах и приходится обходить их забирая вправо. К 15.00 подходим под перевал, усталость и высота уже сказывается. Начинаем подъём. Уклон 40 градусов, метров 350 разнокалиберной сыпухи. Идти тяжело, останавливаемся через каждые пять метров. Довольно сильно растягиваемся. По описанию и подъёму Абыл-Оюк очень сильно похож на Сказку, так же нужно уходить вправо перед седловиной. Перед седлом крутой подъём, метров 50. Стас уже по традиции поднимается первым и на последнем крутом подъёме навешивает верёвку. В 16.30 мы все на перевале. Вот теперь это точно он. Видны вершины Южно-Чуйского хребта. Требуется небольшой отдых, два категорийных перевала за день просто так не даются. Пишем записку. Погода немного портится, становится облачно и мы начинаем спуск. Спуск примерно метров 200 и на нем лежит снежник метров 70, поэтому приходится навешивать перила на две верёвки. Это нас несколько задерживает, последним идёт в кошках Коля и снимает перила. К 17.45 мы все уже на леднике. Далее по леднику спускаемся в долину р.Абыл-Оюк. Определяемся что лучше спускаться по леднику по центру и оказываемся правы, слева по ходу движения ледник круто обрыватся и спустиься там невозможно. Еле заметная тропа идет по левой стороне долины. Бродим левый приток  Абал-Оюка и движемся вниз. Появляются первые стоянки, но они без дров и почти на голых камнях. Спустившись до тундры, устраивам стоянку, у нас газ поэтому искать дров нам не  надо, да и мы заранее планировали использовать его здесь. Время 19.00. Пройдено 12 км, два перевала категории 1Б. Ходовое время 9 часов. Итог для других групп: подъём на Абыл-оюк от Верхне-Шавлинского озёра нужно начинать по тропе слева от водопада и выходить на ледник. Водопад  хорошо видно со стоянки. Это наиболее простой и короткий путь.

11.08.07_____________________________________________________________     8 день

Погода с утра вновь радует нас. Хорошо виден Маашей-баш с южной стороны, только с этой стороны на нём почти нет снега. Наш путь сегодня предстоит вниз по р.Абыл-Оюк до Карагемской поляны, а по возможности и дальше. Встали в 8 часов, сегодня можно особо не торопиться, серьёзных препятствий не предвидется. Вышли в 10.00.  До озера Абыл-Оюк тропа еле прослеживается по левому берегу. Добежали до озера за 20 минут, после озера идёт внятная, натоптаная тропа. Далее идём по тропе, периодически попадаются стоянки, но удивляет тот факт, что туристы здесь бывают не так часто, как на той стороне хребта, да и тропа не очень хорошо натоптана. К 12.30 выходим к левому притоку р.Абыл-Оюк, приток очень бурный и мутный, цветом при впадении даже перебивает Абал-Оюк. По началу даже думаем, что это Карагем, но потом понимаем, что ещё слишком рано. Чуть ниже  от слияния, обедаем. Вода настолько мутная, что даже уха скрипит на зубах от большого количества взвесей.  В 14.15 выходим на маршрут. Впечатляет горелый лес через который проходит наш путь. К 16.00 выходим к Большой широкой долине Карагема, здесь на какое то время тропа теряется, идем к слиянию Карагема и Абыл-Оюка. Здесь выбираем оптимальное место для брода. Бродить лучше в обуви, так как вода холодная и по камням босиком не очень удобно при сильном течении переходить. После слияния и брода, с тропой творятся сплошные безобразия, как таковой единой тропы нет а есть множество тропок вдоль берега по болотистой местности. Через час мучений выходим к небольшой протоке, перейдя которую сразу выходим на тропу  в лесу, по ней и доходим до стоянки с которой хорошо видна Карагемская поляна и даже домики на ней. Встаем на ночёвку в 18.30. За день пройдено 10 км, ходовое время  4 часа.

12.08.07_____________________________________________________________     9 день

Всю ночь шёл дождь, который начался ещё с вечера. Встал вопрос о возможности выхода сегодня на маршрут, хотя у нас в плане есть запасной день на погоду. Но о чудо к 10 часам начинаются просветы и начинаем сборы. В 11.00 выходим. За 20 минут доходим до большой Карагемской поляны, где стоит домик и полно туристов-сплавщиков. У домика встретили группу туристов с Украины, которые идут на Абыл-Оюк, поделились с ними информацией. Дождь то начинается, то прекращается. От Карагемской поляны начинается дорога, уходящая круто вверх по правому склону долины Иолдо-Айры. Дорога местами разрушена обвалами от землетрясения 2003 года и до Карагемской поляны сейчас ГАЗ-66 пройти не может. Через 7 км от Карагемав 14.00 встаем на обеденную стоянку, солнце уже вовсю разошлось и облака исчезли. Второй раз за день встречаем группу сплавщиков из Владивостока, они переносят снарягу до Карагема  в несколько этапов. Нам их даже становится жалко из-за размеров поклажи. От них узнаем ценную информацию о том что лучше постоянно идти по правому берегу Иолдо-Айры, так как  дальше дорога начинает несколько раз на небольшом отрезке пересекать реку. Наша обеденная стоянка оказалась, как и сказал Владивосток, последней и через 200 м от неё дорога уходит на другой берег. Кстати дальше  нет дров, так что наш выбор на обед оказался правильным.  Пробираемся по правому берегу, где кое-где прослеживается нечто подобное тропе. Спасибо Владивостоку. Перейти Иолдо-Айры чуть выше оказалось намного проще и дальше поднявшись на небольшой гребешок возвращаемся на автомобильную дорогу, по ней нам и предстоит поднятся на н/к перевал Карагем 2820 м. Погода установилась и подъём уже дело техники. По дороге справа, совсем близко, хорошо видны  снежные отроги Южно-Чуйского хребта. В 17.00 поднимаемся к первым турам, с которых видно одновременно и Чуйскую долину и долину Иолдо-Айры. Но перевал оказывается на 300 м дальше и чуть выше. С него уже видна очень необычная долина р.Джело и наш последний перевал – Купол трёх озёр. Долина Джело напоминает какой то лунный ландшафт с несколькими довольно крупными озёрами. Решаем идти по дороге вниз к Джело, хотя так и будет длиннее идти завтра. Спускаемся к правому притоку р.Джело до границы леса и в 19.00 встаем на стоянку. Недалеко пасётся стадо алтайских яков, которых мы видим впервые в жизни. Несмотря на начало дня он оказался удачным, за день пройдено 16 км и взят перевал Карагем. Ходовое время 6,5 часов.

13.08.07_____________________________________________________________    10день

Сегодня по плану подойти под Купол. Встаём в 6 утра, ясно и холодно. В 7.30 мимо нас гонит на пастбище девушка алтайка, от неё узнаём, что эта дорога ведёт в Бельтир, до него 40 км. Выходим в 8.00. Держим курс по правому берегу Джело, через 1 км проходим мимо стойбища чабанов. Множество козьих троп ведёт к верховьям реки. Чуть выше по течению на левом берегу есть второе стойбище чабанов. Уклон небольшой поэтому поднимать вдоль реки несложно. Погода начинает портиться, ползут тёмные тучи и немного холодает. Идем до впадения в Джело правого притока Туруаюка. Через два часа подходим к большому разливу Джело, на противоположном берегу виден Туруаюк. Переходить лучше чуть выше места впадения Туруаюка в Джело. Джело разливается на несколько русел и босиком мы переходим реку. Вода очень холодная и Кирилл с Колей переходят в кроссовках. Начинаем крутой подъём в висячую долину Туруаюка. К 12.30 выходим на небольшое плато с которого виден подъём на Купол. Мы не ожидали так быстро дойти до этого места, решаем обедать и пока погода позволяет, попробовать перепрыгнуть через Купол сегодня. Ночевать здесь не очень хочется, уж больно суровые виды. Настраиваемся, читаем описание маршрута и в 14.30 выходим на штурм Купола. Подъем идёт по ручью, левому  притоку Туруаюка, справа по ходу движения от Купола. По камням подходим к водопаду на ручье, с лева от него по каменной осыпи под углом 40 градусов просматривается нечто похожее на тропу. Подъём по склону выводит на небольшую полку, далее идёт прижим, от которого начинаем траверсировать правый склон купола. Через 200 м выходим на пологую осыпь из плоских камней, по ней идти уже проще, настроение повышается, хотя и посыпала снежная крупа. Чувствуется близость вершины. Траверсируем склон вдоль ручья периодически спускаясь к нему. В один прекрасный момент слева открывается снежный вид Купола, с которого стекает ручей. Среди камней здесь есть место под палатку. Мы уже рядом. Единственное что омрачает так это снежная крупа, которая начинает валить на подъёме. Через час подъёма мы у ледника. На него можно подниматься без кошек, снег мокрый и не скользкий. На вершине фотографируемся и снимаем на камеру для фильма. Время 17.00.  Ощущения обалденные, хорошо виден Южно-Чуйский хребет. Доходим до «каменных ёжиков», там стоит палатка с альпинистами, они собираются здесь ночевать, узнаём как лучше спустится с Купола. На вершине берёт Билайн и все сразу начинают звонить родным. Начинаем спуск. Спуск с ледника длиннее и круче, но спускаемся без особых проблем. Далее спуск идёт по плоским ровным камням до ручья Водопадного. У ручья перекусываем, с него видна хижина гляциологов. Дожидаемся Алексея у него болит колено и он немного отстал. К 19.00 спускаемся к «Зелёной гостинице» - своего рода перевалочного пункта для туристов. Здесь небольшая полянка с зелёной растительностью, зажатая между скал.  Ну вот и всё, маршрут почти закончен. Стоит группа из трёх человек из Томска, они идут таким же маршрутом, как и мы, но в обратную сторону, от них узнаём как нам лучше завтра спуститься. Ночуем здесь. Ночью идёт снег. За день пройдено 12 км, взят перевал Купол Трёх Озёр, ходовое время 9 часов.

14.08.07_____________________________________________________________    11день

К 9 часам погода улучшается, мы завтракаем и в 10.30 начинаем спускать по правому кулуару, куда утекает ручей.  Мы думали, что самое серьёзно всё закончилось, но спуск по кулуару это нечто. Камни скользкие, уклон большой и идти крайне сложно. Спускались час, все перематерились, уж лучше бы мы поднимались. Теперь всё, мы почти в цивилизации, здесь полно людей и даже с детьми. Проходим мимо первых стоянок и альплагеря. Дело в том, что нас ждёт родной брат Кирилла на базе, там мы и ночуем. Вечером баня и всё такое.

Поднимаемся в 9.00, быстро завтракаем роллтоном и бежим до перевалки. До неё 7 км, торопимся, так как начинается дождь. Останавливаться и пережидать нет смысла, так как с гор идёт сплошная облачность и это походу надолго. К 11.00 выходим к перевалке ( это нечто перевалочной базы для транспорта, к Актру идут Газ-66 и т.д., а обратно в Курай обычный транспорт.). Удачно  договариваемся с транспортом и к 13.00 мы в Курае. Вечером за нами приедет газель и на этом всё. В 21.00 выезжаем из Курая, утром уже дома. На этом маршрут закончен.

7. Потенциальные опасные участки маршрута

Главной опасностью при преодолении перевалов Нижнешавлинский и Абыл-Оюк являются камнепады, особенно на восточных склонах со стороны Шавлинских озер. Опасен спуск с кулуара в долину Актру, надо быть крайне осторожным, особенно в дождливую погоду.
 Опасны так же переправы через реки Абыл-Оюк, Карагем и Джело в случае большого уровня воды. Лучше переправляться до полудня, когда уровень воды чуть ниже.
 Другие виды опасности нейтрализуются правильным планированием маршрута, своевременной страховкой в необходимом объеме, правильной экипировкой.

8. Наиболее интересные объекты в районе маршруте.

Центральный Алтай - является традиционным туристским районом, пригодным для проведения горных походов любой степени сложности. Маршрут проложен по одному из интереснейших мест этого района. Северо-Чуйский хребет, горный хребет Центрального Алтая, на междуречье р. Чуй и рр. Карагем и Чаганузун. Длина около 120 км. Высота до 4173 м (г. Маашей-Баш) в горном узле Биш-Иирду (современное оледенение площадью более 130 км2). Сложен глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, метаморфическими породами. Преобладает глубоко расчлененный рельеф. На склонах до высоты 2200-2400 м - лиственнично-кедровая тайга, выше - альпийские луга, тундры.
 Весь район проведения путешествия насыщен очень интересными природными объектами. Это и множество высокогорных озер, среди которых особо нужно отметить Шавлинские озера и Маашейское и красивейшие горные вершины, покрытые ледниками, чего стоят виды Мечты, Сказки и Красавицы, горные реки, водопады и разнообразный растительный мир практически всех климатических поясов.
 Отличные панорамы с вершины Купола и с Абыл-Оюка, позволяют рассмотреть весь главный узел этого хребта, а также и Южно-Чуйские белки.

9. Дополнительные сведения о походе.

В походе использовалось стандартное для таких походов снаряжение
общественное:

Специальное личное снаряжение:
1.каски
2.солнцезащитные очки

Два ледоруба и одни кошки на группу вполне оправданы на таком маршруте. Кошки понадобились при спуске с Абыл-Оюка, а вот каски - это обязательный элемент снаряжения, так как опасность камнепадов очень велика.

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
 Поход прошёл по плану. Можно сказать что повезло с погодой. Маршрут прошли даже раньше запланированного, из-за погоды и хорошей физической подготовленности группы. Наша команда впервые прошла 2 горную категорию, закрепила опыт прохождения перевалов категории 1А и  1Б. Два наших новых участника команды отлично в неё вписались. Имея карту района и орографическую карту перевалов, а также описание маршрута для нас не представило особой сложности ориентирование на маршруте. На Абыл-Оюке понадобились кошки для последнего участника, снимающего страховку. Также хотелось бы отметить передвижение по Иолдо-айры. При уходе дороги на другой берег (левый), не следует туда переходить, так как река слишком бурная и это придётся делать несколько раз (очень большая потеря времени и мокрое снаряжение), а идти правым берегом, переходя вброд чуть выше.

2010-07-21 13:12:28 | Антон | E-Mail
Перевал Нижне-Шавлинский имет высоту около 3150 метров над уровнем моря. Вы совершенно безосновательно накинули ещё полтораста метров высоты. Там только соседняя вершина (севернее самого перевала) ниже, чем 3400