LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



массив Монгун-Тайга
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Сывтуга-Кожа, 2008

 

 

Отчет

о пеше-водном путешествии 3 (третьей)

категории сложности

по рекам Сывтуга, Кожа (Архангельская область), 

проведенном с 29 мая по 16 июня 2008 г.

 

 

Руководитель: Долматов Андрей Юрьевич.

Домашний адрес: г. Киров, Подгорная, 18-229

т. (8332)38-03-29, andolm@mail.ru 

Киров, 2008 г.

 

Общие сведения о путешествии

  1. Район путешествия:   Архангельская область, северо-западная часть

  2. Общие справочные сведения о маршруте:

    Вид туризма

    Категория сложности Протяженность активной части путешествия, км

    Продолжительность

    Сроки проведения
    Дней на маршруте (с подъездами) Активная часть Пешая часть Сплав Дневки
    водный 3 пешком - 36

    сплав - 148

    общая - 184

    16 11,5 3,5 8 2 п\дневки с 29 мая по 16 июня 2008 г.

 

  1. Нитка маршрута:  Киров - Котлас - Плесецк - Североонежск - Шардозеро - сплав - Шардозеро - Шарда - Сывтозеро - Сывтуга - п. Падун - пешком - Кожозеро - сплав - Кожа - п.Усть-Кожа - выезд - п.Порог - ст.Обозерская - Котлас - Киров

  2. Определяющие препятствия:

    препятствие к.с.* ориентиры описание фактическое прохождение**
    п. "Чертово Ущелье", р. Сывтуга 3 сужение реки в высоких берегах, "слепой" левый поворот серия небольших пологих сливов и валов в в скальных сужениях +
    вдп. "Перелом", р. Сывтуга 4 скальные выходы по берегам, видимое падение воды 3-х ступенчатый слив с общим перепадом до 3,5-4 м. -
    п. "Перелом", 2 ступень р.Сывтуга 4 сразу после водопада 5 метровых сливов сложной структуры в скальном каньоне +
    п. "Мельница", р. Сывтуга 3 сужение с падением воды сразу после озеровидного расширения на входе 2 слива 1 и 0,5 м, далее валы в скальном сужении +
    вдп. "Падун", р.Сывтуга 4-5 маловодные широкие протоки, пустошь с разрушенными домами на правом берегу водопад 2,5 м -
    п. "Падун", р. Кожа 5 видимое падение, скальные выходы, таблички на правом берегу порог в скальном сужении с высотой стенок около 5 м. Практически вся вода собирается в один поток, на заходе косой слив, в средине очень сильная струя с валами и бочками, на выходе  мощные бочки, перекрывающие весь поток. Протяженность около 150 м. -
    п. "Щурус", р. Кожа 5 видимое падение, скальные выходы, таблички на правом берегу 2 слива в скальном сужении с мощными бочками -
    п. "Сиваньга", р. Кожа 3 каменные мысы с правого и левого берегов 2 гряды со сливами по 0,4-0,6м с бочками +
    п. "Кямус", р. Кожа 3 крутой левый поворот, каменный мыс правого берега слив с достаточно мощной бочкой -
    п. "Котел", р. Кожа 3 сразу за п.Юг несколько гряд камней с небольшими бочками +

    * сложность препятствий оценена по высокому уровню воды

    ** часть препятствий обнесли ввиду их очевидной опасности при высоком уровне воды (Перелом, Падуны, Щурус) и отсутствия страховки. В Сывтуге уровень воды оценили как высокий (около 50 куб.м\с у "Падуна", проводка из-за недостаточного количества воды не требовалась нигде), а в Коже - практически паводковый уровень: на глаз, около 120 куб.м\с. Описание препятствий соответствует данному уровню воды.

    5. Состав группы.

    ФИО возраст профессия адрес Туристский опыт Обязанности в группе
    1 Долматов Андрей Юрьевич 33 года врач Киров, Подгорная, 18-229 5р (Жом-Болок, Саяны), катамараны руководитель
    2 Долматов Владимир Юрьевич 27 лет научный сотрудник Киров, Сутырина 1-234 4у (Она, Саяны), катамараны участник

     

     

    Содержание отчета.

    Основные цели путешествия:

    • Посещение нового района.

    • Наиболее полное прохождение  двух наиболее интересных рек Архангельской области за счет пешего перехода от п.Падун на Сывтуге к истоку Кожи.      Обычно сплав по Сывтуге продолжают до конца, до впадения в Кожу в самых низовьях, с последующим выездом из Усть-Кожи. На саму Кожу забрасываются либо через Никодимку, либо через Подломку, впадающие в Кожозеро.

     

    Подъезды к началу маршрута.

    1. На Шардозеро из Плесецка или Североонежска.

    Есть подъезды к  к южной  оконечности Шардозера. По слухам, сейчас машины не доезжают до воды 3-5 км из-за разрушенной дороги. Есть подъезд к восточному берегу, напротив мыса Кошкин Нос. До озера от дороги около 4 км. Еще одна лесовозная дорога выходит к р. Шардозерка (местные сокращают название до Шарды) примерно на середине расстояния от Шардозера до Сывтозера. Все эти дороги  достаточно твердые, вездеходы не нужны. Все же желателен УАЗ или грузовик, так как в  дождливую погоду  некоторые участки могут стать труднопроходимыми.

    Координаты водителей перед отъездом в и-нете найти не удалось. На вокзале в Плесецке таксисты только с легковушками. По городу искали машину всего час, нашли человека, готового ехать, но только вечером, через 6-8 часов. Поэтому решили добраться до Североонежска в надежде, что ближе к цели знающих дорогу людей будет больше. В Северонежск ходит автобус примерно раз в 2 часа, первый в 8-30. Билет 70 р., в дороге около часа. Таксисты везут за 350 р. 

    В Североонежске машин много, но везти готовы только люди, которые занимаются извозом туристических групп. Остальные либо вообще не знают дороги, либо заняты своими делами. Нашли УАЗ, водитель Ермолин Александр, т. 8-921-481-32-71, еще возит Куделин Артем, т. 8-921-488-89-44. Дорогу к южному краю Шардозера они, похоже, знают, но предпочитают везти на восточный берег, к горе Сточной - там сами они рыбачат. О дороге на Шарду вообще не имеют представления. Готовы встречать у поезда по предварительному звонку. Запросили 8 т.р. С большим трудом сторговались на 6 т.р.($240).  Выехали в 12-30, около 80 км по грунтовке проехали за 3 часа. 

    2. На Сывтугу чуть выше Тяпогорских порогов из д. Шомокша.

    3. Из этой же деревни или от узкоколейки от нее идет дорога, пересекающая Сывтугу в километре выше Перелома.

    Отъезды с маршрута. Аварийные выходы.

    1. Основной путь - выезд теплоходом "Заря" из Усть-Кожи до пристани Порог. "Заря" ходит раза три в неделю, расписание, похоже, составляется на каждую навигацию отдельно. В 2008г. все расписано по числам с начала мая до 10.11.08. В июле: 4,6,7,11,13,14,17,18,20,21,25,27,28,31. В августе: 1,3,4,8,10,11,14,15,17,18,22,24,25,29,31. В сентябре: 1,5,7,8,12,14,,15,19,21,22,26,28,29. Это дни, в которые "Заря" выходит из Порога (в 17-30). Из Усть-Кожи отправляется на следующий день в 6-00. На ночь швартуется на стрелке Кожи и Онеги. До Порога около 1,5 часов хода (30 км). Онега в низовьях шириной пару сотен метров, течение практически отсутствует. Стоимость билета 110 р. ($5), багаж 30 р. От пристани через поселок около 2 км до остановочной платформы "243 км". Ни на пристани, ни на платформе помещений для пассажиров нет. Можно еще уехать на ст. Вонгуда в нескольких километрах от пристани.

    2.  С Сывтуги можно по тракторной дороге от моста выше Перелома уйти на узкоколейку и уехать в д. Шомокша, где искать транспорт к ближайшей станции. От Падуна до дороги по правому берегу есть тропа.

    3. Так же на эту узкоколейку можно попасть по тропе от изб на правом берегу Сывтуги перед тяпогорскими порогами.

    4. В отчетах описаны выходы из низовьев Сывтуги в деревни на левом берегу Онеги. Однако, следует иметь в виду, что навигация по Онеге практически прекращена. "Заря" ходит только до Усть-Кожи, лес сплавляют только из Шомокши пару раз в сезон, соответственно никаких катеров нет. На реке видели только несколько моторок.

    График движения.

    Дни пути Дата Участок маршрута Расстояние, км Время* Способ передвижения Препятствия Метеоусловия**
    1 30 мая Киров-Котлас     поезд   нормальные
    2 31 мая Плесецк - Североонежск - Шардозеро 35 автобус, 80 а\м, 4 пешком 3 часа на машине, 2,5 часа пешком автобус, а\м, пешком болото Прохладно: днем около +10, к вечеру до 0, сильный северный ветер, переменная облачность, временами небольшой дождь
    3 1 июня  Шардозеро - Шарда - Сывтозеро - Павнозеро - Сывтуга 22 10 катамаран завалы и мост на Шарде Жарко, +18-20, солнечно, ветер слабый
     4 2 июня  Сывтуга (Тяпогорские пороги, завалы) 16 8 катамаран завалы Тепло, около +15, облачно, временами мелкий дождь
    5 3 июня  завалы - Чертово Ущелье - Перелом - Падун 20 8 катамаран завалы, пороги ЧУ, Перелом, Мельница, Падун Всю ночь дождь, утром пасмурно, к вечеру ясно, не теплее +12-14
    6 4 июня  Падун - Талзанга 8 9,5 пешком подболоченная тропа, болото, ручьи Облачно, временами небольшой дождь, прохладно, не больше +12, ветер северный
    7 5 июня  Талзанга -  перед болотом Курусский Мох 11 9 пешком подболоченная тропа С утра холодно: +1-2, днем до +15, переменная облачность
    8 6 июня  Курусский Мох - перед болотом у Кожпоселка 10 9 пешком болота Ночью дождь, с утра сильный северный ветер тащит тучи, из которых временами сыплет дождь или снежная крупа, прохладно  10-12 градусов
    9 7 июня  Кожозеро - Пежозеро - Падун - шиверы 3 + 13 8 пешком + катамаран болото, п. Падун, сильный встречный ветер на озерах С утра холодно, +1-3, днем - до 10, пасмурно, временами дождь, снег, сильный северный ветер
    10 8 июня  шиверы - Дедов Пруд 23 3 катамаран

    -

    Сплошная облачность, с утра до 16-00 дождь с небольшими перерывами, +8-10, ветер слабый
    11 9 июня  забор - Щурус - Железные ворота - Сиваньга - Кямус 18 3 катамаран забор, пороги Щурус, Сиваньга, Кямус пасмурно, временами небольшой дождь, с утра около +5, к вечеру до +10 
    12 10 июня Кямус - Юг - д.Петровская 25 5,5 катамаран пороги Юг, Котел пасмурно, временами небольшой дождь, с утра около +10, к вечеру до +15 
    13 11 июня до Усть-Кожи 11 2,5 катамаран

    -

    С ночи до 13-00 обложной дождь, с 16-00 до вечера дождь с небольшими перерывами, прохладно: +10-14
    14 12 июня Усть-Кожа - Порог - оп. "243 км" - Обозерская         "Заря", поезд    С утра пасмурно, дождь
    15 13 июня Котлас - Киров       поезд      

    *техническое время  (от  стоянки до стоянки)

    ** температуру воздуха оценивали субъективно, но ниже 0 не было ни разу - ничего не замерзало.

    Техническое описание.

    31.05. суббота

    Приехали в Плесецк в четыре часа утра. На вокзале довольно много таксистов на легковушках, но никто не готов везти на Шардозеро. После 7-00 сходили в город, там тоже никого не нашли, правда искали всего час - до первого автобуса на Североонежск. Вероятно, надо было подзадержаться, днем наверняка бы нашли транспорт. В Североонежске возят только двое, соответственно цены в отсутствие конкурентов весьма высокие.  Обегали буквально весь небольшой поселок, но людей, которые готовы везти на озеро больше не нашли. В 12-30 выехали на УАЗе по проселку, идущему севернее основной дороги и железнодорожных путей. Дорога ухабистая, но практически везде отсыпанная, сухая, через речки и ручьи есть мостики. Доехали до начала гати через болотце на склоне горы Сточная к 15-30.  По этой гати прошли вперед по ходу движения около километра, у старых вагончиков свернули по лежневке налево. Через несколько сотен метров у лежневки сбит широкий настил из бревен. От него надо идти направо вниз по вырубке, ориентируясь на следы гусеничного караката. Они выводят прямо к просеке в лесу. Просека ведет вниз к озеру. На склонах дорожка более-менее сухая, на полочках - болотца, с сухими ногами не пройти. Всего до озера от конца дороги около 4 км. Вышли к озеру в 18-00 у бухточки напротив м. Кошкин Нос. Берега заболоченные, чуть посуше около избушки в 300 м к северу. Тут и заночевали.

    01.06. воскресенье

    Вышли в 9-50, перегребли Шардозеро, но, слегка потеряв ориентировку, еще  час проелозили вдоль западного берега в поисках истока Шарды. Это узкая - 2-4 метра - речушка, в начале есть приличное течение - около 3-4 км\ч. Старые завалы пропилены, есть несколько свежих, но обносов всего два: это мост лесовозной дороги примерно в средине Шарды и бревно в 200 метрах ниже него. Посление 2 километра речка стоит. Всю Шарду прошли за 4 часа вместе с обедом. Сывтозеро прогребли по штилю за 1 ч. 10 минут. Сывтуга между Сывтозером и Павнозером и еще около километра после него стоит в болотистых берегах. После входа в лесочек появляется небыстрое - 1-2 км\ч - течение. На этом участке все более-менее пригодные для стоянок места обжиты: стоят избы. На Сывтозере это слева при впадении Шарды, на западном берегу примерно посредине озера, по описанию еще есть изба у истока Сывты. Так же избы есть на правом берегу Сывтуги между Сывтозером и Павнозером, в глубине справа на Павнозере. Первую   после Павнозера избу(с мостками) вопреки всем описаниям нашли на левом берегу в километре от озера. Тут большая замусоренная стоянка, изба, баня, свежий сруб. Мы встали на левом берегу в 200 м. ниже в 20-00. Следующая изба, кстати,  в полукилометре от первой на правом берегу.

    02.06. понедельник

    Течение очень быстро кончилось, на протяжении 8 км река стоит в низких берегах. Выйдя в 10-30, прошли этот участок за 1-45. Затем на правом берегу в глубине леса видна изба, на берегу много лодок. Появляется немного течения, в русле отдельные камни. Сразу за недолгим участком перекатов ("Тяпогорские пороги") начинаются завалы. Как старые, многолетние, так и свежие. 11 обносов, в один из них обнесли разом 3 завала с короткими переездами между ними. Остальное удалось протащить, провести, прорубить или разобрать. Всего прошли 8 км по завалам, потратив на это 6,5 часов. На ночевку встали в 19-00. В зоне завалов со стоянками попроще, высокие берега довольно часты, но и они местами подболочены, много бурелома.

    03.06. вторник

    Утром из-за дождя, лившего всю ночь поспали чуть подольше. После выхода после пары завалов и поворота нашли речку - левый приток, про которую писал Нилов[1]. Воды в реке стало заметно больше, завалов меньше, но встречаются. Последний - за "Чертовым ущельем". Всего за день 3 обноса, один из них - мост тракторной дороги чуть выше "Перелома". Через 2 км после притока появляются перекаты, через 4 - "Кот-порог".  Его прошли сходу по треку справа, хотя по нашему уровню воды можно было и напрямую. Дальше 4 км практически стоячей воды, затем 2 км перекатов, закнчивающихся порожком "МиниЧУ". До "ЧУ" еще 0,5 - 0,7 км перекатов. "Чертово ущелье" немного посмотрели перед прохождением. После порога еще около 2-х км продолжаются шиверы. За ними 3 км стоячей воды, за полкилометра до моста начинается шивера. После моста метров 300 шиверы до "Перелома". Обед совместили с обносом 1 ступени "Перелома".  Это высокий, 3,5 м,  трехступенчатый водопад. Вторая ступень порога тоже весьма интересна: в каньончике с высотой стенок от 5 до 10 метров 5 сливов сложной структуры до 1 м, после 2-х из них есть навалы на скалы правого берега. Общая длина порога около 500 м. Далее на реке идут  шиверы (2,5 км) до порога "Мельница". По нашей воде в начале порога есть 2 слива 0,5 и 1м, после них узкая - максимум 3,5 м -  "труба" с валами. На выходе еще падение, а в самом конце свежий рукотворный завал сделанный для перехода с берега на берег. Прошли после просмотра. Перед "Падуном" река растекается по каменистым протокам. Сам порог - это 2,5метровый косой водопад, под ним мелко. Разобрали катамаран на левом берегу у водопада.

    04.06. среда

    Вышли в 9-50. Старая вездеходная дорога начинается на левом берегу от брода чуть выше "Падуна". Идет в стороне от реки на юг до порога "Мельница". Здесь есть еще один подъезд к воде. От "Мельницы" дорога поворачивает на запад. Проложена она по узкой просеке, представляет собой две практически постоянно подболоченные колеи. Почти везде заросла молодой порослью, встречаются поваленные деревья. Изредка у дороги видны остатки старой линии связи. В соответствии с картой идет до руч. Трехверстный, затем выходит на относительно новую лесовозную дорогу, сделанную уже с помощью грейдера, а за ней на вырубке напрочь теряется. Новая дорога постепенно забирает к северу и выходит к р. Талзанга (по информации Дмитрия Шварца). Мы ушли по ней пару километров. Когда поняли, что нам не туда, вернулись и начали искать нужное направление. Потеряли на этом около 3-х часов. 

    На возвышенности вырубки, поросшей молодым березняком, старую колею не найти: она тесно-тесно заросла березками, параллельные полосы этого густолесья можно выделить  из окружающей растительности только подойдя вплотную. Старый след от вездехода виден только на болоте к северо-западу от места выхода на лесовозную дорогу. Что бы его найти пришлось идти по краю болота параллельно дороге. Наиболее близкий к этому месту ориентир на лесовозной дороге - песчаный бугор справа от нее с чем-то вроде настила из бревен в 300 метрах к северу от выхода на дорогу. От него идти влево через вырубку около 200 метров, а затем высматривать в болоте насыщенно-зеленый след от вездехода на бледно-зеленом фоне. Через 300 метров болота след выводит к просеке, по которой и продолжается старая дорога.

    В другом варианте  можно пойти по лесовозной дороге на юг, она должна вывести на центральную тракторную дорогу, по которой надо сворачивать направо, на запад. Также можно выходить сразу на эту центральную тракторную дорогу к мосту выше "Перелома" по тропинке на правом берегу Сывтуги от "Падуна".

    После 1,5 км в лесу колея выходит на вырубку, заросшую молодой порослью. Идти становится легче рядом с дорогой - березки растут не так густо. Перед ручьем Шестиверстным слева подходит центральная тракторная дорога, через ручей мост. Дальше эта широкая грязная, в болотистых местах выложенная бревнами дорога ведет чуть на юго-запад, перед Талзангой поворачивает направо, на север. Через реку мост, перед ним стоит вагончик. Мы остановились на вырубке на левом берегу Талзанги 19-30.

    05.06. четверг

    Дорога от моста идет на запад, постепенно забирает к северу, просеку со старой дорогой пересекает примерно через 1,5 км. Здесь слева от дороги на дереве прибит указатель "24 км Кожозеро". Просека расширена до вырубки, которая подходит справа через 1,5 км, после вырубки опять в ширину колеи. Следы от вездехода более свежие. Молодняк на дороге повырублен, практически все упавшие деревья попилены, дорога преимущественно везде сырая, подболоченная. Местные называют ее "Монастырской дорогой". От Талзанги мы вышли в 10-00, встали, немного не доходя до болота Курусский мох, в 19-00. Курусу переходили по бревну.

06.06. пятница

Вышли в 10-40. В болоте Курусский Мох и в следующем его отроге налево уходят хорошо разъезженные колеи, они идут к Курусскому озеру. Надо выбирать менее заметные, но совпадающие с нужным азимутом (около 250 градусов) вездеходные следы. Мы пошли по более заметным и забурились почти на 1,5 км на юг. Потом пришлось опять искать нужную дорогу в хилом лесочке севернее. На эти ненужные перемещения потратили 2,5 часа. Да и по болоту идется весьма небыстро. Развилка дорог на северное побережье Кожзера (на юг) и к истоку Кожи (на юго-запад) видна хорошо. Южная дорога выходит практически сразу на болото, поэтому решили пойти по Монастырской дороге, как и планировали раньше. Остановились в 20-00 на спуске к последнему болоту перед Кожей.

07.06. суббота

Вышли в 10-05, до Кожозера дошли за 1,5 часа. Катамаран собрали в лесу у бухты севернее Кожпоселка. После отчаливания сильный северный ветер чуть не прибил обратно к берегу, пока осматривали монастырь с воды. Выход из Кожозера и Пежозеро прогребали против  ветра. Перед Пежозером на правом берегу домик, вагончик, баня, лодки - видимо, местообитание егерей. Людей не видели. Кожа течет даже на участках обозначенными плесами, в шиверах побыстрее, все препятствия  "утоплены", только местами валы. "Падун" производит сильное впечатление: куча воды, очень мощные бочки. Обнесли по правому берегу. Затем еще 40 минут просидели по затопленным шиверам и встали в 19-00 на хорошей стоянке на правом берегу. Ходовое время в 2 раза меньше, чем у Афанасенкова[5] маршрут  явно превращается в пляжный отдых.

08.06. воскресенье

Еще вечером решили подольше поспать, дождь с утра этому весьма способствовал: проспали до 11-00, сборы под тентом, стартовали только в 13-45. все что хотели пройти, прошли за 3 часа, встали в 18-00 километрах в 3-х ниже п. "Дедов Пруд" (перед порогом на правом берегу стоит дом).

09.06. понедельник

Опять 3-х часовой ходовой день. Забор обнесли по левому берегу острова. Здесь выбита широкая тропа. Рядом сидят люди, смотрят на туристов, ждут семгу. От рыбзабора до Щуроса река практически стоит, не более 0,5 км\ч. Щурос тоже впечатляет мощью воды, справа от выходной струи - могучее улово с плавающими по нему бревнами. В домиках рыбнадзора никого нет. "Железные Ворота",  оба "Чопуя" прошли сходу. "Сиваньгу" глянули с берега, но все равно недооценили силу воды: в бочке после 1-го слива придержало, немного протащило вправо, в итоге во 2-м сливе скатились по плите. На стоянку встали на каменистом мысу над "Кямусом". Вечером приходили к нам пообщаться мужички из рыбнадзора; у них стоит временный лагерь на левом берегу за "Железными воротами".

10.06. вторник

 После порогов до "Юга" сплошные плесы. Прогребли их с 11-00 до 13-45.  "Юг" менее техничен, чем "Котел" (по Афанасенкову[5] этот порог назван "сразу за "Югом" - интересная шивера" ) Затем идут перекаты вплоть до Петровской, после деревни течение ослабевает. Остановились в 16-30 в лесочке на правом берегу, не доходя до устья Сывтуги.

11.06. среда

До 13-00 непрерывный дождь. Поднялись в 11-00, но вышли только в 15-00. Через час снова полил дождь. К 17-30 догребли до последнего лесочка на левом берегу перед Усть-Кожей. Тут все подболочено, дорога очень грязная, грязно и в поселке. Есть пекарня, пара магазинов. Все, разумеется, закрыто. Дождь закончился только к 20-00.

12.06. четверг

Ночью пару раз короткие дождики, но до "Зари" за полчаса дошли без дождя, он начался, когда уже ехали в теплоходе. Пристань в Усть-Коже - это деревянный трап-лестница к воде в нижнем конце деревни. В  Пороге от поселка до станции сколочены деревянные мостки через болотистую луговину. Как на них выйти, лучше спросить у местных. Рабочий поезд из Онеги (вагон с паровозом) подошел в 8-10. Билеты прямо в вагоне. Поезд "проразворачивался" на стрелках до 9-50, все это время можно попасть в вагон, заодно тут же организована пересадка с поезда Малошуйка-Онега.

Выводы.

1. Район путешествия достаточно интересен своеобычной природой. Среди болотистых равнин торчат небольшие горки, но даже с небольшой возвышенности на этой плоскости видно далеко-далеко. Сами болота - отдельная песня. Правда все это великолепие обезображено массивной вырубкой леса, рубили везде, сплошняком.

2. Несмотря на окружающие болота, на реках есть и достаточно протяженные шиверистые участки, и мощные скальные пороги с большим падением, что делает водные маршруты интересным в спортивном отношении. Пороги весьма опасны, особенно при большом уровне воды, но почти все они, кроме "Перелома" заканчиваются участками спокойной воды, где можно организовать страховку. Некоторым минусом маршрутов по этим рекам является большое количество гребли по стоячей воде, но если ставить целью не только спорт, но и просто отдых, то озера и спокойные участки рек могут и нравится.

3. Связка рек пешим переходом от последнего значительного порога Сывтуги ("Падун") к истоку Кожи позволяет максимально использовать спортивные возможности обеих рек, максимально посмотреть этот район.

4. Заезд машинами на маршрут лучше организовывать заранее по телефону. Если это не удалось, то, по нашему мнению, лучше искать транспорт в относительно большом Плесецке, чем в маленьких поселках. Нынешнюю ситуцию с заброской-выброской из Шомокши не знаем.

Источники информации.

  1. Отчет Дмитрия Нилова 2001 (надувная лодка) http://www.afanas.ru/reports/sivtuga.htm
  2. Лоция Дмитрия Шварца  http://slazav.mccme.ru/index.htm
  3. Впечатления Игоря Архипова, 1998 (каты, каяк)
  4. Дневник-описание от Команды «Угорелия» (каты, GPS)
  5. Лоция Афанасенкова 1993-2001(каты, «Егерь») http://www.tourism.ru/docs/pilot/9/15/20
  6. Отчет Лурье 1997 (каты, каяки) http://dumazim.dax.ru
  7. Описание 1998 г. Белевич Илья Ajax@biophys.msu.ru, Верховский Толя Averkhov@helsinki.fi (каты, каяки) есть картинки, поисковый запрос: «Как мы плавали по Коже ...»

Комментарии: Ваш комментарий:
2009-06-04 09:47:25 | Рома | E-Mail
по поводу заброски лучше позвонить на 89532619526



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;