LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Мягкая посадка
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

О Т Ч Ё Т о лыжном туристическом походе пятой категории сложности по Приполярному Уралу

О Т Ч Ё Т

о лыжном туристическом походе
пятой категории сложности
по Приполярному Уралу,
совершенном
с 03 марта  по 25 марта  2007 года.

 

Маршрутная книжка № 1 - 2007
Руководитель группы:
Шахов Валерий Владимирович
Адрес:        г. В. Новгород,
ул. Санкт-Петербургская 96,
корп. 1, кв119
Тел. (8162) 62-86-92
Vvv-valera@mail.ru

 

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

 

1.1 Справочные сведения о походе

 

Вид туризма:                                                                                    лыжный
Район проведения:                                                                          Приполярный Урал
Место старта:                                                                                   База Желанная
Место финиша:                                                                                ст. Охотпост
Время проведения:                                                                          03 марта – 25 марта 2007г
Протяженность маршрута:                                                             270 км
Число ходовых дней:                                                                      18 дней
Количество ночевок:                                                                      18
в лесной зоне                                                6 (7*)
в безлесной зоне                               11(9)
в балке                                                           1 (2)

 

Пройдено контрольных препятствий:
Н\К                                                                                   3
1А                                                                                     2
1Б                                                                                      2
2А                                                                                     2
3А                                                                                     1 (3 чел.)
Высшая точка маршрута:                                                                г. Народа (1894)

Количество участников:                                                                             8 человек
Кол-во дней с благоприятными метеоусловиями:                      6 дней
Кол-во дней с переменными метеоусловиями:                           4 дня
Кол-во дней с неблагоприятными метеоусловиями:                  8 дней

Наименьшая температура на маршруте:                                        -26°С
Наибольшая температура на маршруте:                                        +3°С

 

* -  В  скобках для участников, не ходивших траверс в. Манарага


1.2 Нитка маршрута:

 

База «Желанная – р.Балбанью – в. Народа (рад.) – пер. Кар-Кар – р. Манарага – в. Манарага 1 и 2 зуб – в. Манарага (траверс) – р. Косьювож – пер.№20 – р. Народа – плато Руин – оз. Голубое – в. Карпинского – пер. Голубые озера (№23) – пер. Валдик – р. Падежевож – р. Лимбекою – р. Алькесшор – пер. Форельный – р. Нидысей – пер. Трехозерный – р. Индысей – пер. Заячьи Горы – р. Сывью – профиль – ст. 1934 – ст. Охотпост


1.3 Справочные данные об участниках группы:

 

№ п\п

Ф.И.О.

Год
рожде-ния

Домашний адрес

Туристкий
опыт

Обязанности в группе

1.

Шахов
Валерий
Владимирович

1968

г. Великий Новгород, ул.С-Петербургская,

д. 96, кв. 119

IV (р) - Приполярный  Урал
V (у) – Шапшал
V (У) - Приполярный  Урал

Руководитель, фотограф

2.

Абросимов
Александр
Вячеславович

1971

г. Великий Новгород, Мира д. 20\38, кв. 141

IV(У) – Хибинские, Ловозерские тундры

Завхоз

3.

Фомин
Владимир
Вениаминович

1966

г. Великий Новгород,

ул. .С-Петербургская

д. 110, кв. 97

IV(У) – Хибинские, Ловозерские тундры

Зав.снар

4.

Нестерук
Александр
Павлович

1963

г. Великий Новгород,

ул. Кооперативная

д.15, кв.13

III(У) – Хибинские тундры

Видеооператор

5.

Майоров
Руслан
Николаевич

1970

г.Великий Новгород,

ул. Попова

д. 6, корп. 2, кв. 8

IV(У) – Хибинские, Ловозерские тундры

фотограф

6.

Кузьмин
Дмитрий
Владимирович

1963

г.Великий Новгород, ул. Коровникова

д. 13, кв. 20

IV(У) – Хибинские, Ловозерские тундры

Рем.мастер

7.

Ветрова
Елена
Вячеславовна

1982

г.Великий Новгород, Мира д. 26, корп. 4, кв. 35

IV(У) – Хибинские, Ловозерские тундры

Финансист Швеймастер

8.

Никифорова Татьяна
Александровна

1984

г.Великий Новгород,

ул. Коровникова

д. 9, корп. 4, кв. 33

IV(У) – Хибинские, Ловозерские тундры

Медик Летописец


1.4График движения группы на маршруте

Дата

День
пути

Участок маршрута

Ходо
вое время

Кило-
метраж

Перепад
высот

Характер естественных препятствий

Метео

условия

Примеча-
ния

05.03

 

Инта – База Желанная

 

 

 

 

 

Передвижение на вездеходе

06.03

1

База Желанная - оз.Б.Балбанты – оз.М.Балбанты – левый
приток р.Балбанты

10

24

440

Движение по широкой долине, тропежка до 20 см.,
Движение по руслу ручья, тропежка до 25 см,
крутизна до 15°.

Уром пасмурно Tутр –26°С,
Днем ясно
Тдн  - 20°С

Ночевка выше зоны леса

07.03

2

Восхождение в.Народа
(1895, 1Б)

5

8

1590

Движение по ручью на лыжах (20°), по гребню в кошках (20°), по фирновому склону (25°). Спуск по пути подъема.

Переменная облачность,
Тутр -16°С
Тдн - 12°С

Закопали заброску под пер.Вой-Вож

08.03

3

пер.Кар-Кар (1240, 1А) – руч.Манарага

12

19.2

890

Перевальный взлет – траверс снежного склона, движение на лыжах (20°). Спуск пешком по крупной осыпи, спуск на лыжах по фирновым склонам, Тропежка по долине до 40 см., нагромождение моренных валов, переправы через не замерзшие ручьи.

Переменная облачность, снегопад
Тутр -16°С
Тдн  - 5°С

Ночевка в лесной зоне

09.03

4

Вершина Манарага 1 и 2 зуб (1664, 2А)

11

9

2350

Тропежка по лесу до 40 см, закладывание серпантинов на лыжах по гребню ведущему на западный гребень (20°). Движение в кошках по западному гребню до 50?, преодоление небольших скально-снежных стеночек (перильная страховка),  дюльфер 7 метров (70?), движение по системе наклонных полок и по внутреннему углу (до 50?, перильная страховка), спуск по пути подъема (1 зуб обошли по снежному склону)

 

Ясно, небольшая облачность
Тутр - 16°С
Тдн  - 10°С

Ночевка в лесной зоне

10.03-
12.03

5-7

Вершина Манарага – траверс (1664, 3А) –3 человека

 

15

2400

1день: Движение по пути, пройденному накануне, дюльфер 100 метров, траверс снежного склона, подъем по скально-снежным склонам на вершину 3 зуба

Ясно,
Тутр - 22°С
Тдн  - 13°С

Ночевка на 3 зубе

2 день: Дюльфер 50 метров, траверс снежного склона 3 зуба, дюльфер 80 метров на перемычку между 3 и 4 зубом, траверс жандарма тройка по скально-снежным склонам, подъем на вершинную башню 4 зуба (15 метров, 70?), дюльфер 50 метров на перемычку между 4 и 5 зубом, подъем на 5 зуб по заснеженному скальному склону (много небольших стеночек 2-3 метра).

Утром ясно, с обеда пасмурно, сильный ветер
Тутр - 24°С
Тдн  - 8°С

Ночевка на 5 зубе

3 день: дюльфер 100 метров на перемычку между 5и 6 зубом, дюльфер 50 метров с перемычки, траверс 6 зуба по снежным полкам, спуск по юго-западному гребню в кошках, спуск на лыжах по отрогам Ю.З.Гребня

Низкая облачность (1000м) Тутр - 10°С
Тдн  - 6°С

Ночевка в балке

р.Манарага – балок «Манарага», попытка восхождения на 6 зуб – 5 чел.

 

 

 

Тропежка вдоль ручья (30см), подъем по Ю.З. Гребню (до 30?) в кошках

 

13.03

8

р.Манарага – р.Косьювож

7

13

250

Тропежка вдоль ручья (30-50см)

Снегопад, сильный ветер
Тутр - 6°С
Тдн    0°С

Ночевка выше зоны леса

14.03

9

Подход под пер.№ 20

4

6

400

Тропежка вдоль ручья (20-30см), преодоление замерзшего водопада(25-30?, 40метров) – перила, кошки

Снегопад, видимости нет
Тутр - 8°С
Тдн -  4°С

Ночевка выше зоны леса

15.03

10

Дневка по погодным условиям (разведка пер.№20 и №21)

 

 

 

Разведка перевалов №20 и №21

Снегопад, видимости нет, ветер
Тутр - 9°С
Тдн -  4°С

 

Ночевка выше зоны леса

16.03

11

Пер.№20 (1340, 2А) –             р. Народа – плато Руин

10

16

1900

Подъем серпантином на пер.№20 (20?). На спуске: дюльфер 130 метров по скально-снежному кулуару (до 50?), спуск по снежному склону (45?). Применение мер лавинной безопасности: срубание карнизов, выставление наблюдателя, соблюдение интервалов при движении, использование лавинных шнуров. Спуск  по долине – неглубокая тропежка. Подъем по борту ручья на плато Руин.

Ясно,
Тутр - 20°С
Тдн  - 16°С

Ночевка выше зоны леса

17.03

12

Плато Руин – оз. Голубое –
в. Карпинского (1803, 1Б) (рад.) – пер. Голубые озера (№23, 1390, 1А) –
оз. В.Балбанты

10

21.6

2340

Траверс фирновых полей на плато, спуск к озеру на лыжах, подъем на вершину по осыпным и снежным склонам (до 30?), подъем серпантином на лыжах на перевал (20?), спуск с перевала в кошках (30?), спуск на лыжах вниз по долине.

Пасмурно,  вечером ветрено
Тутр - 20°С
Тдн  - 12°С

Ночевка выше зоны леса

18.03

13

пер.Валдик (985 н/к) –
р. Лимбекою

9

28.8

480

Подъем серпантином на лыжах на перевал (15?), спуск с перевала на лыжах (15?), спуск на лыжах вниз по долине

Ясно,
Тутр - 20°С
Тдн  - 10°С

Ночевка выше зоны леса

19.03

14

р.Алькесшор –
пер. Форельный (840, н/к) – р.Нидысей –
пер. Трехозерный (580, н/к)

9

32.5

990

Подъем серпантином на лыжах на перевал (15?), спуск с перевала на лыжах (15?), тропежка по долине (20см.)

Ясно,
Тутр - 16°С
Тдн  - 10°С

Ночевка в лесу

20.03

15

р.Индысей – пер.Заячьи горы (520,н/к)

10

26.5

470

Тропежка под перевал (25 см.), подъем на перевал на лыжах (10?), на спуске преодоление каньона.

Пасмурно
Тутр - 8°С
Тдн  - 3°С

Ночевка в лесу

21.03-23.03

16-18

р.Ю.Сывью – профиль –
ст. 1934 – ст. Охотпост

23

50.4

 

Тропежка вдоль ручья и по просекам (до 40см.)

Пасмурно, снег
Тдн - около 0°С

Ночевка в лесу

 

 

ИТОГО:

 

 

270

14500

 

 

 


1.5 Описание локальных препятствий

 

Название

Высота
(м)

Категория сложности (зима)

Местоположение

Описание рельефа

1

Пер. №23, Голубые озера

1260

Находится в Исследовательском кряже, между вершинами Народная и Капинского. Соединяет верховья долины Балбанью долину руч.Карпин-шор.
Направление перевала: север-юг.

Со стороны р. Балбанью: снежный взлет, крутизна 40-45°, длинна 350 метров.
Со стороны оз. Голубое: снежный склон 20°, длинной 200 метров.

2

Пер. Кар-Кар

1240

Находится в Исследовательском кряже, в 4 км. на северо-запад от г. Народная. Соединяет долины рек Балбанью и Манарага.
Направление северо-восток – юго-запад.

Со стороны р. Балбанью: снежный склон, крутизна 30°, перепад высот 70-80м. от озера.
Спуск в долину р. Манарага по крупнообломочной осыпи крутизной 35о, протяженностью150-200 метров.

3

Пер. Валдик
(№ 82)

985

н/к

Соединяет верховья долин рек Балбанью и Лимбекою. Направление северо-запад – юго-восток.

С обеих сторон снежный склон крутизной не более 20о, перепад высот 80м.

4

Пер. №20

1340

Соединяет верховья р. Косьювож и долину левого третьего притока р. Мансишор.
Направление: восток - запад.

С востока: на подходе узкая крутая долина (до 30о), замерзший водопад (до 30о), пологий снежный склон (до 20о).
С запада: спуск по снежному кулуару 100-120м., до 50о, 100м. снежный склон до 45о.

5

Пер. Форельный

840

н/к

Находится в хребте Восточные Саледы. Соединяет долину ручья Алькесшор и долину ручья Становой.
Направление: восток - запад.

С обеих сторон снежный склон крутизной не более 20о, перепад высот 100 - 150м.

6

Пер. Трехозерный

580

н/к

Находится в хребте Западныее Саледы. Соединяет долины ручьёв Нидысей и Индысей. Направление: восток - запад.

Пологие снежные склоны.

7

Пер. Заячьи горы

450

н/к

Находится в хребте Заячьи горы (отрог хребта Малдаиз).
Направление: восток - запад.

Пологие снежные склоны. В запада старая вездеходная дорога.

8

Вер. Народная

1894

Находится в Исследовательском кряже

Снежные и фирновые склоны до 25о.

9

Вер. Манарага
1 и 2 зуб.

траверс

1662

 

Находится южнее хребта Восточные Саледы

Снежные и фирновые склоны до 50о, заснеженные скалы до 60о.

 

Смотри техническое описание.

10

Вер. Карпинского

1803

Находится в большом вытянутом хребте с севера ограниченном в. Старуха-из(1440), с юга оз. Голубое.

Мелко и средне осыпные склоны до 30о.

 


1.6 Оценка категории сложности маршрута

Согласно «Методике категорирования лыжных маршрутов», маршрут V категории сложности должен иметь следующие параметры:


1. Минимальная продолжительность – t (дни)

16

2. Минимальная протяженность – П (км)

240

3. Зачетное количество категорированных препятствий – КП (мин/макс)

6-12

4. Минимальная техническая сумма – ТС (баллы)

15

5. Минимальная эквивалентная протяженность – ЭПmin. (км)

315

Характеристики пройденного маршрута.

1. Продолжительность – t (дни)

18

2. Протяженность – П (км)

270

3. Количество категорированных препятствий – КП

6 (7*)

    (1А – 2, 1Б – 2, 2А – 2,  3А – 1*)

 

Для того чтоб оценить, соответствует ли пройденный маршрут V категории сложности, необходимо сравнить параметры пройденного маршрута с параметрами маршрута соответствующей заявленной категории сложности.
1. Определяем протяженность маршрута П и сравниваем с минимальной протяженностью Пmin:
П = 270 км > Пmin = 240 км
2. Проверяем соответствие продолжительности маршрута:
t = 18 дней > 16 дней
3. Проверяем соответствие минимальному количеству категорированных препятствий КПmin:
КП = 6  =  КПmin = 6
4. Определяем Т – работу, затраченную на преодоление КП (баллы):
Т = 1?2 + 2?2 + 3?2 = 11
5. Определяем общий перепад высот (график):
В = 14 км.
6. Проводим подсчет величены «технической суммы»(ТС) и сравниваем ее с минимальным значением ТС:
ТС = (В + Т) = 14 + 11= 25 >ТСmin = 15
7. Так как, продолжительность похода выше минимальной, пересчитываем значение ЭПmin:
ЭП*min = ЭПmin + «лишние дни» ? сред. дневной переход = 315 + (18 – 16)?17=349 км
8. Определяем величину эквивалентной протяженности маршрута:
ЭП = П + 5?ТС = 270 + 5?(14 + 11) = 395 > ЭПmin = 349 км.

 

*- расчет сделан для большинства участников, без траверса в. Манарага

 

Вывод: Пройденный маршрут по всем параметрам превосходит минимальные значения для походов V к.с. и может быть классифицирован как поход V к.с.

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

05.03.07
Подъезд.

Около 7 часов утра прибыли в Инту (Фото 1), где нас уже ждал вездеход, который должен был всех доставить до базы Желанная (Фото 2). В этом году база не работала, поэтому добраться можно было лишь на вездеходе, что намного дороже (25 тыс. руб.=1тыс. $).
Дорога заняла около 7 часов, причем самые трудные были последние 15 км, хотя снега не очень много. В итоге, нас высадили, не доезжая оз. Б. Балбанты, в стороне от базы (Фото 3), - дальше своим ходом.
Время еще есть, поэтому решаем уйти из зоны видимости базы, встать лагерем и спокойно перепаковать вещи.
Погода нормальная, t -10°C, переменная облачность, ветра нет. Зато ночью -26°C, самая холодная ночевка.

День 1.  06.03.07
Долина реки Балбанью.

С утра погода сильно не изменилась: t -20°C, переменная облачность, лишь поднялся небольшой встречный ветер. Видимость хорошая и мы можем любоваться уральскими пейзажами. Все о чем мы мечтали и к чему готовились последнее время начинает сбываться. На Урале все, кроме руководителя в первый раз, поэтому горы невольно сравниваются с Хибинами и Ловозерскими тундрами. Сравнение явно в пользу Урала, все значительно масштабнее, а вершины выше и острее.
Задача на сегодня пройти вверх по реке Балбанью и подняться по левому притоку как можно ближе к перевалу Кар-кар.
Долина  р. Балбанью широкая, ровная, безлесная, ориентирована  практически юг-север. Перепад высот за 15 км составил всего 150 метров. Снег достаточно плотный и тропежка не доставляет большого труда. Любуемся вершинами, которые возвышаются над нами – Старуха-Из, Лимбеко-Из, г. Карпинского и, конечно же, высшая точка Урала г. Народа (Фото 4). Восхождение на нее входит в наши завтрашние планы. В верховьях Балбанью видны перевалы Голубые озера (№23) на юге (Фото 5) и перевал Валдик на северо-западе (Фото 6). Внимательно рассматриваем эти перевалы, т. к. нам еще предстоит их преодолевать.
Дальнейший наш путь ведет по левому притоку реки Балбанью, текущему из озера под перевалом Кар-Кар. Ручей течет вначале строго на север, а затем делает резкий поворот на восток и впадает в р. Балбанью. Характер движения резко меняется: ручей петляет и быстро набирает высоту (на 4км – 250 м), берега у ручья крутые, глубина снега увеличивается.
Заночевали, не доходя до озера метров 200, найдя уютное местечко, защищенное от ветра. Произвели небольшую разведку, определив путь движения на завтра.


фото
 

ФОТО 3. У базы Желанная.

фото
 

ФОТО 4. Долина р. Балбанью. По центру в. Народа.

фото

ФОТО 5. Вид на пер. Голубые озера (№23)

 

фото
 

ФОТО 6. Вид на пер. Валдик.

День 2.  07.03.07
Восхождение на г. Народа (1894 м,1Б)

С утра пасмурно, но ближайшие вершины хорошо видны, поэтому планы остаются прежними: подъем на высшую точку Урала - гору Народа (1894м).
Из лагеря проходим 200 метров практически до озера и поворачиваем резко налево, затем движемся вверх; вправо по дуге уходит небольшая долина, которая выводит нас на большое плато под вершиной Народа.
Подъем на плато произвели на лыжах, в верхней части крутизна 20° (подъем серпантином). С плато отличный вид на перевалы Голубые озера (№23) и вершину Карпинского (Фото 8), да и весь вид подъема на в. Народа виден как на ладони (Фото 7). Северо-западный гребень г. Народа заканчивается хорошо выраженной вершиной, к которой, в свою очередь, с плато поднимается пологое, хорошо читаемое ребро. Перед подъемом на ребро снимаем лыжи и одеваем кошки. Снега на склонах и на ребре очень мало, а по камням в кошках двигаться не очень приятно, поэтому, поднявшись немного по ребру, начинаем подъем по склону Народы, выбирая снежные участки.
Технической сложности подъем не представляет, лишь под самой вершиной крутизна увеличивается до 25°, и появляются участки жесткого фирна (так что кошки оказались не лишними).
Подъем на вершину занял около 3 часов (Фото 9). Погода улучшается. Видимость достаточная, чтобы разглядеть близлежащие вершины Карпинского, Янченко и, конечно, красавицу Манарагу. С вершины хорошо виден крест, стоящий на понижении  северо-западного гребня.
Решаем спуск проводить по гребню, дабы сфотографироваться на фоне креста (Фото 10). От креста спускаемся прямо вниз, выходим на свои следы и по ним уже до лагеря.
Хочется отметить классный спуск по плато, по ручью до озера. Налегке, при таком состоянии снега - просто кайф.
Во второй половине дня сделали заброску.


фото
 

ФОТО 7. Склон в. Народа.

фото
 

ФОТО 8. Вершина Карпинского и пер. Голубые озера (№ 23).

фото
 

ФОТО 9. На вершине Народа.

фото
 

ФОТО 10. На спуске с вершины Народа.

День 3  08.03.07
пер. Кар-Кар (1240,1А) – долина р. Манараги

Задача на день достаточно сложная: взять перевал Кар-Кар и подойти под вершину Манарага как можно ближе. Организм еще не акклиматизировался к нагрузкам, а рюкзаки достаточно тяжелые.
По высоте до перевала всего 100 метров. Склон с перевала круто обрывается в озеро (в лоб не пройти), поэтому по моренному валу обходим озеро с севера и, траверсируя правый от перевала склон, выходим на седловину на лыжах (1 час) (Фото 11, 12). Погода начинает портиться, все затягивает дымкой, начинает падать снег, заметно теплеет.
Спуск с перевала представляет собой крутой крупно-осыпной склон около 200 метров высотой. Спускаемся без лыж, проваливаясь в снегу между камней, и попадаем в большой цирк, по которому уже на лыжах двигаемся на северо-запад, обходя справа небольшую возвышенность. Далее, чтобы попасть в долину р. Манарага, приходится преодолевать крутой, до 30°, обледенелый, фирновый склон протяженностью 300 метров. Проблемы на спуске даже у кого ски-туровские лыжи с металлическими кантами (приходится использовать боковые соскальзывания), а остальная часть группы вынуждена надеть кошки.
Достигнув ручья, вздохнули с облегчением (Фото13), идти по ровному значительно легче. Но радость была не долгой. Чем ниже спускаемся в долину, тем глубже снежный покров, да и погода окончательно испортилась: идет снег, начался подлип.
Долина р. Манарага протянулась с северо-востока на юго-запад. В верховьях долина не широкая, с хорошо читаемыми ориентирами. В районе ручья стекающего с вершины Янченко, начинается лесная зона и долина заметно расширяется. После ручья речка начинает сильно петлять в нагромождении моренных валов (Фото 14), а еще чуть ниже по течению река почти на всем протяжении вскрыта ото льда, что очень осложнило нам жизнь. Несколько переправ отняли много времени и сил. В общем, часов в 16 (хотя еще был час светлого времени, но уже не было сил) становимся на ночевку, по нашим предположениям не дойдя до планируемого места ночевки 3-4 км.
Точно определить место положения не представлялось возможным, т. к. склонов не видно вообще, а ручьев больше чем на карте и они не ярко выражены.
Остатки сил потратили на поздравления замученных девчонок с Международным женским днем.


фото
 

ФОТО 11. Подъем на пер. Кар-Кар.

 

фото
 

ФОТО 12. На седловине пер. Кар-Кар.

фото
 

ФОТО 13. На спуске с пер. Кар-Кар. На заднем плане пер. Центральный.

фото
 

ФОТО 14. Долина р. Манарага.

День 4  09.03.07
Восхождение 1 и 2 зуб Манараги (1664, 2А)

Ночью подморозило, но видимости с утра нет. Грустные, принимаем решение идти запасным вариантом в сторону ручья Профиль Манараги. Но только начали движение, как на небе появились участки синего неба, а какое-то шестое чувство подсказало – погода будет. В срочном порядке переупаковываем рюкзаки и уходим в сторону Манараги, которая уже красуется над лесом.
Массив в. Манарага состоит из 5-6 вершин и нескольких крупных жандармов. Задача на сегодня подняться на первый и второй зуб вершины (1664м, 2А) всей группой. Традиционно на первый зуб поднимаются либо с перевала Студенческий по северо-восточному гребню, либо по восточному гребню (менее выраженный гребень сходится с северо-восточным непосредственно под вершиной башней). Мы выбираем второй вариант и держим путь к отрогу, который с северо-востока ограничивает цирк под вершиной. Этот отрог хорошо заметен из зоны леса и выводит на необходимый нам гребень, который проходим на лыжах серпантином (Фото 15). Вверху отрог становится более пологим и, сливаясь с восточным гребнем, образует небольшое плато. Здесь снимаем лыжи и надеваем кошки. Снег сменяется фирном.
Вначале подниматься по восточному гребню одно удовольствие: не круто (20°-30°) и достаточно мягкий фирн (Фото 16), но примерно с середины гребня крутизна увеличивается, а снег становится рыхлым и достаточно глубоким. Когда осталось метров 100 до вершины первой башни, глубина снега стала уже по пояс, приходится просто копать траншею (впереди вынуждены идти самые рослые участники), а крутизна не менее 45° (Фото 17). Перед самым слиянием гребней под ногами оказался бараний лоб, сильно заснеженный пушистым снегом. С этого места вешаем веревку, которая помогает преодолеть данный бараний лоб и 3-метровую скальную ступеньку, выводящую на северо-восточный гребень. И попадаем на длинную полку под первым зубом. Полка широкая, ярко выраженная (заканчивается между первым и вторым зубом вершины, отсюда удобней всего вешать дюльфер на перемычку), при передвижении по ней страховка не требуется. С середины полки до вершины 10 метров по заснеженному внутреннему углу (перила, точка крепления за большой камень на вершине). (Фото 18)
От места, где сняли лыжи, до вершины шли 3 часа. Вершина засыпана большим количеством снега, таблички памяти В. Цоя на треноге не видно. Безуспешно пытаемся найти записку, фотографируемся (Фото 19) и спускаемся с вершины на полку. С полки вешаем дюльфер (70°-80°, 7-8 метров) на перемычку. Точка крепления веревки за вертикальный выступ в скале, как будто природа специально позаботилась о туристах.
Вдоль второго зуба с северной стороны так же проходит большая полка. Проходим по ней до 3-метровой скальной стеночки (50°-60°, перила). Далее еще 10 метров по широкой полке, а затем полка сильно сужается, спускается на 2 метра вниз, а затем плавно по дуге влево огибает башню второго зуба.
Вешаем перила: 40 метров. Точка крепления - треугольный камень со старой локальной петлей (в дальнейшем отсюда дюльферяли на перемычку между 2 и 3 зубьями), (Фото 22). Полка продолжает огибать башню второго зуба (крутизна увеличивается до 50°), выводит на небольшой гребешок и с него по внутреннему углу, уже со стороны третьего зуба, попадаем на вершину (перила 50 метров, точка закрепления - камни на вершине), (Фото 25). Переход с 1 зуба на второй занял 1,5 часа. На второй вершине записку не находим. Долго любуемся красотами, фотографируемся (Фото 24), и только приближающиеся сумерки гонят нас вниз. Спускаемся практически по пути подъема, обходя стенку первого зуба по северному склону (1 веревка: спортивный спуск с перемычки и перила) (Фото 26) и попадаем на северо-восточный гребень в 20 метрах ниже, чем на подъеме.
Странное дело - плохо начинающийся день получился просто сказочный: отличная погода, великолепные пейзажи, техническая работа на склонах Манараги. А под конец еще и классное катание на лыжах (склоны имели идеальную крутизну и состояние снега).


фото
 
ФОТО 15. Подход к г. Манарага.

фото
 
ФОТО 16. Восточный гребень г. Манарага.

фото фото
 


ФОТО 17 Выход на С-В гребень Манараги.    ФОТО 18 Выход на 1 зуб Манараги.

фото
 



ФОТО 19. На вершине первого зуба Манараги.

фото фото
 



ФОТО 20. Вид на 3 зуб Манараги.                   ФОТО 21. Дюльфер с первого зуба.

фото
 


ФОТО 22. Подъем первого на 2 зуб Манараги.

 

фото
 


ФОТО 23. Движение по перилам на второй зуб Манараги

фото
 

ФОТО 24. Третий зуб Манараги, просматриваем путь траверса.

фото
 

ФОТО 25. На вершине второго зуба.

фото
 

ФОТО 26. Спортивный спуск с перемычки между 1 и 2 зубом.

 

День 5 10.05.07
Траверс в. Манарага (1664, 3А)

Поскольку вернулись накануне затемно, да и эмоции, переполнявшие группу, не давали уснуть, то выход получился относительно поздний, да и собирать снаряжение пришлось с утра. Все-таки в восемь решительно вышли по вчерашним следам к вершине. Немного волнуемся: видели вчера отвесные склоны Манараги -  страшновато.
По следам идти значительно легче, да сами идем почти налегке, - наняли троих «шерпов», и экономим силы. Задача оставшихся двоих участников: протропить лыжню до балка и найти там дрова.
Погода просто отличная, и это вселяет в нас оптимизм. Участники траверса, чисто формально, прошли через первую вершину, а «шерпы» в обход, по спусковым следам. Не доходя 50 метров до второго зуба, делаем станцию, отсюда нам вниз к перемычке между 2 и 3 зубьями (Фото 27). Вначале спуск проходит по заснеженным полкам, а затем по вертикальной стене (Фото 28). Через 40 метров спуска находим станцию из трех крючьев, сблокированных куском основной веревки. Станция прямо на стене, висячая, а нам хватает веревки чуть дальше, и мы на снежной полке бьем свою, на двух крючьях. Следующий дюльфер вначале строго вниз (15 метров), а затем косой в направлении перемычки. Попадаем на горизонтальную снежную полку и по ней 20 метров до перемычки (снежник крутой – перила). На перемычке возможна ночевка, хватит места для небольшой палатки.
Подъем на вершину третьего зуба - система снежных полок и снежных склонов до 50о, везде необходима перильная страховка (Фото 30,31). Третья вершина не ярко выражена, разделена глубоким провалом. Мы поднялись на ближайшую ко второму зубу, за провалом - продолжение вершины, равное по высоте. Посчитали задачу по покорению третьего зуба выполненной, хотя ребята, по описанию которых мы шли, явно были за провалом. На вершине здоровый наддув, а скоро стемнеет, до перемычки явно не успеваем, решаем заночевать. Палатку мы собой не брали сознательно, решив, что тента от шатра и хороших спальников вполне хватит. Выкопали в наддуве яму, накрыли тентом, присыпали снегом – вот и отличный дом. (Фото 33). Ночью температура упала до -24оС (около балка), а нам было комфортно, но на постройку дома ушло почти три часа, работать приходилось на страховке.
Ставить лагерь долго, зато собираться быстро, в начале восьмого уже на маршруте. Первая веревка - спускаемся по пути подъема, затем траверс по заснеженным склонам, а за тем дюльфер 40 метров на перемычку между 3 и 4 зубьями. Перемычка большая, впечатляют нависающие скалы, но в этом году комфортная ночевка здесь невозможна: слишком мало снега, и очень много острых камней.
На перемычке станция (крюк с ярко зеленым репшнуром). Проверяем и пользуемся ею. С перемычки метров пять вниз, и опять на склон, траверс с набором высоты вокруг жандарма Тройка (справа по ходу движения). Склоны вывели нас к основанию жандарма, а под ним большая снежная полка, по ней впервые за весь маршрут одновременное движение (50 метров) (Фото 35). Погода резко портится – налетели облака, поднялся ветер. У основания четвертого зуба опять скалы, не сложные, но требующие перильной страховки, преодоление верховий кулуара. Попадаем на гребень четвертого зуба со стороны пятого, отсюда и подъем на четвертый зуб (10 метров почти отвесной стены). На гребне тур, но записки не находим. (Фото 36). На краю гребня большой треугольный камень, на нем вешаем петлю - и вниз. Вот это спуск! (Фото 38) Практически все время в воздухе, ровно 50 метров, даже не пытайтесь пользоваться 40-45 метровыми веревками. А погода продолжает ухудшаться, - сильный ветер, метет. При сдергивании  дюльфера (двойной веревки), конец веревки порывом ветра закрутило вокруг второго конца и это в тот момент, когда вытянуть осталось всего метров десять, узел, соединяющий веревки, уже был рядом. Мысленно мы уже попрощались с одной веревкой, но чудо произошло, пол часа мы всяческими движениями пытались распутать веревки, а очередной порыв ветра сделал «как и было».
Перемычка между 4 и 5 зубьями очень острая, бивуак ставить негде, и хотя погода продолжает зверствовать, вынуждены продолжить восхождение. Подъем на пятый зуб – это чередование полочек и небольших стенок, - первый как в лабиринте ищет оптимальный путь (Фото 37). Пройдя одну веревку, попадаем на большую снежную полку, под самой вершиной. На полке большой наддув под вертикальной скалой, которая отлично защищает от ветра. Несмотря на то, что у нас более двух часов светлого времени, решаем остановиться на ночлег: продолжать путь в такую непогоду нет ни малейшего желания. Закапываемся и отдыхаем.
Утро третьего дня пасмурное, но тихое. Периодически даже видна долина. До вершины метров 20 простого лазания. Первый участок спуска метров 30, спортивный спуск, последний с нижней страховкой, а дальше, как обычно, пятидесятиметровый, реальный дюльфер до перемычки (Фото 39). По описанию туристов из МАИ, нужно проходить по полке в обход жандарма Мизинец, а потом уже вешать дюльфер. Оценив спуск, вешаем дюльфер прямо с перемычки – ровно 50 метров до снежника, опять точно до метра. Далее вниз по снежнику 50-70 метров (попеременная страховка) до горизонтальной, снежной полки, по ней 50 метров (одновременное движение) и мы выходим на небольшой гребешок, идущий с вершины жандарма: дальше уже не круто. Дальнейшая проблема только в ориентировании, мы в облаке, а с собой не взяли даже компас. Все же мы не ошиблись и спустились по нужному гребню, где уже нас ждали ребята с лыжами. Все закончилось благополучно. Через час мы были в теплом балке, нас ждала горячая еда, обильное питье и жадные до рассказов друзья.
Ребята, пока нас не было, протропили лыжню вниз по р. Косью (как оказалось зря), а сегодня вся группа была вызвана под жандарм Мизинец. Мы надеялись сделать восхождение для ребят, но полное отсутствие видимости изменило наши планы.

 

фото



фото фото
 

ФОТО 27. Первый дюльфер.    ..............ФОТО 28. На стене под вторым зубом.

фото фото
                              

ФОТО 29. Стена второго зуба – вид снизу          ФОТО 30. Выход на траверс третьего зуба


фото фото
 

ФОТО 31. На траверсе третьего зуба            ФОТО 32. Жандармы «Близнецы» на закате.

фото
 


ФОТО 33. Бивуак возле вершины третьего зуба.

 

фото


ФОТО 34. На фоне первого и второго зуба.


фото фото
 

ФОТО 35. На траверсе жандарма «Тройка». На пути к четвертому зубу.

ФОТО 36. На гребне после четвертого зуба. У тура.



фото фото
 ФОТО 37. На стене пятого зуба.  ..........ФОТО 38. Вид четвертого зуба со  стоянки под пятым.

                         

фото
 

ФОТО 39. Дюльфер с вершины пятого зуба.


День 8. 13.03.07
р. Косью-Вож.

Сказать, что погода плохая, значит не сказать ничего – сильный ветер, снегопад, видимость почти нулевая. Долго совещались, что же делать, и пришли к выводу: сидеть в балке смысла нет, надо двигаться в сторону перевала №21 (Югра), ведь с каждой минутой толщина снежного покрова увеличивалась. (Фото 42, 43)
Ручей Манарага около балка вскрыт, переправу нашли выше по течению метрах в восьмистах. А дальше тяжелая нудная тропежка по глубокому снегу, подлип. А результат - всего 13 км за день. В верховьях р. Косьювож снега поменьше, но река очень сильно петляет среди моренных валов.
Встали на ночевку чуть выше зоны леса, дальше просто не видно куда идти. Ручей Косьювож сливается из множества мелких ручейков, каждый течет из своей долины и при отсутствии видимости в них тяжело разобраться. Пока основная часть группы ставила лагерь, произвели разведку.

 День 9. 14.03.07
Подход под пер.№21 (Югра)

Хорошо, что накануне произвели разведку – видимость стала еще хуже, продолжает падать снег, лишь ветер стал тише. Решаем подойти поближе под перевал №21, а там поглядеть на обстановку. Я проходил перевалы №21, №19 и хорошо их представлял. На пер. №21 склоны положе, а лавиноопасные участки на спуске. Пер. №19 на подъем имеет длинный крутой склон, который наверняка сейчас  лавиноопасный, да и физически по нему подняться будет тяжело. Перевалы №17 и №18 по описаниям очень похожи на перевал №19. Поэтому выбор пал на №21 перевал. Проблема только с ориентированием. И в хорошую погоду перевал еще надо поискать, а при отсутствии видимости задача усложняется.
Ручей, текущий прямо из-под вершины Югра, мы определили еще вчера при разведке. Сегодня находим долину, ведущую под перевал №19, а пройдя 1.5-2 км, ищем висячую долину к перевалу №21. Долина эта все-таки видна снизу, хотя и достаточно крута, а погода оставляет желать лучшего.
До этого момента, двигаясь вверх по долине Косьювож, очень плавно набирали высоту, а теперь столкнулись и с техническими трудностями: круто – чтобы подниматься на лыжах, но очень глубокий снег, чтобы идти пешком. К тому же долина очень узкая, не заложить серпантин. Вся группа начала подъем на лыжах, но дальше все больше участников предпочли подниматься пешком.
Через пол километра перед нами предстал красивый, голубой, замерзший водопад. (Фото 45) Разведка показала, что логичнее его обходить слева по ходу движения. Вешаем перила на ледорубах, так как наиболее крутая часть подъема 25°-30°, а жесткость фирна такова, что еле вбивается нога. Кошки обязательны. После замерзшего водопада долина выполаживается и плавно поворачивает направо в сторону перевала №20. Наш перевал должен быть прямо перед нами, но если внизу было хоть что-то видно, то теперь мы попали в полное молоко. Попытались произвести разведку, но ориентироваться на склоне практически невозможно.
В дополнение ко всему, со склона впереди нас сошла небольшая лавина. Решив, что при отсутствии видимости бродить по заснеженным склонам просто опасно, возвращаемся вниз и над водопадом ставим лагерь под прикрытием скального выступа.
Сегодня прошли всего 6 км.


фото
 

ФОТО 40. У балка Манарага.

фото
 

ФОТО 41 . Красивые скальные выходы в долине р. Косью.

фото
 

ФОТО 42. Тропежка по колено.

фото
 

ФОТО 43. В долине р. Косью. Снегопад.

фото
 

ФОТО 44. Верховья р. Косью.

фото

ФОТО 45. Преодоление замерзшего водопада в долине пер. №19 и №20.

День 10. 15.03.07.
Дневка.

С утра видимости нет, снегопад продолжается. У нас достаточно тихо, но слышно, что наверху ветер. Перспектив никаких.
Ближе к середине дня видимость на некоторое время улучшилась и нам удалось разглядеть перевал, засечь направление и более-менее безопасный путь вдоль гряды камней. Решаемся на разведку. С большим трудом (улучшение видимости было лишь временное) все же вышли на гребень между вершиной Югра и безымянной вершиной южнее перевала №21, но, прочесав весь гребень, точное местоположение перевала не поняли (несколько понижений), а возможный спуск оценили как очень лавиноопасный. Вдоль всего гребня свежий снежный наддув значительных размеров – при попытке его преодолеть проваливаешься по грудь и не достаешь ногами до склона. Возвращаемся ни с чем. От безысходности делаем разведку на перевал №20 (очень пологий подъем был виден в момент улучшения видимости). На перевал поднимаемся на лыжах и оцениваем возможный спуск. Крутой кулуар на практически отвесных скалах - не самая лучшая перспектива, но в данной ситуации... Вверху кулуара снега не много, а низ загибается под нависающие скалы, что уменьшает вероятность лавин. Выбираем технически сложный, но более безопасный вариант.

 

фото
 

ФОТО 46. Бивуак.

 

День 11. 16.03.07.
Пер. №20 (1340, 2А) – р. Народа – плато Руин

Наконец-то отличная погода -20°, ясно. Быстро собираемся - и на перевал. После 4-х дней непогоды яркое солнце создает оптимистичный, боевой настрой. На перевал зашли практически на прямых лыжах (уклон не более 15°) (Фото 47) и попали просто в сказку. Вчера мы не оценили красоту перевала, а сегодня: весь цирк – это отвесные заснеженные скалы, сверкающие на ярком солнце. Наверное, это самый красивый перевал, виденный нами. (Фото 49)
Посередине перевальной седловины, в восточную сторону, над склоном возвышается скальный утес (не уверен, что уместно так называть форму горного рельефа), а слева от него заснеженный кулуар, предполагаемый наш путь спуска. Этот «утес» и является нашим гарантом безопасности, так как его склоны местами даже отрицательные и на них нет ни карнизов, ни больших снежных масс, а кулуар большей своей частью проходит под этими скалами. Слева от кулуара висят несколько карнизов и перед тем, как начать спуск, выпускаем «живца» на страховке, чтобы эти карнизы срубить. (Фото 50)
Первые 130 метров (3 веревки) спускаемся по кулуару вдоль правого, по ходу движения борта. (Фото 51) Крутизна кулуара 40°-55° (глубокий снег мешает точно определить крутизну, иногда кажется, что и круче), в верхней части жесткий фирн, ниже глубокий снег (до 1 метра). Далее кулуар заканчивается, и выходим на заснеженный склон. Забирая чуть вправо, под защиту скал, по одному, участники спускаются на дно цирка (около 100-130 метров). (Фото 52) На всем протяжении спуска использовались лавинные шнуры всеми участниками, были выставлены наблюдатели (на вершине «утеса», под кулуаром, на дне цирка). Во время спуска со склонов цирка сошло несколько небольших лавин, но группе они не доставили никаких проблем. К нашему удивлению, в цирке совсем немного снега и мы быстро заскользили на восток, часто оборачиваясь полюбоваться красотой скал и, в частности, 500 метровой стеной Манси-ньера. (Фото 53) Преодоление перевала заняло 4 часа.
После цирка спускаемся на лыжах по несложному склону и попадаем в долину реки Народа (Фото 54), а по ней двигаемся вниз по течению километра 3, пока с левой стороны не показался ручей, стекающий с плато Руин. (Фото 55) Не доходя до слияния ручьев, забираем влево на склон вдоль ручья. Ручей течет в узком каньоне, и перейти его нет никакой возможности, поэтому приходится подниматься на плато по террасе параллельно ручью. (Фото 56) Сумерки застают нас в самом верховье ручья на восточном склоне небольшой вершины на юге плато. Подъем на плато занял 2,5 часа.

 


фото
 

ФОТО 47. Подъем на пер. №20.

фото
 

ФОТО 48. Пер. №19 ( Югра).

фото
 

ФОТО 49. На пер. №20


фото фото

ФОТО 50. Срубаем карнизы                                  ФОТО 51. Дюльфер. Первый пошёл.


фото

ФОТО 52. Спуск с пер. №20

фото


ФОТО 53. Перевал №20 издали.

фото
 

ФОТО 54. Верховья р. Народа. На фоне пер. Центральный (Голубые надежды)

 

фото
 

ФОТО 55. Ручей, ведущий на плато Руин

фото
 

ФОТО 56. Выход на плато Руин. На фоне г. Народа.

фото
 

ФОТО 57. На Плато Руин. Встреча с группой из Челябинска.

День 12. 17.03.07.
Плато Руин – оз.Голубое – в.Карпинского (1803, 1Б) (рад.) –
пер. Голубые озера (№23) (1390, 1А) – оз. В.Балбанты

С утра холодно, но пасмурно. Гора Народа почти постоянно видна, а вот гора Карпинского лишь изредка нам показывается, а жаль, так как путь надо держать точно на нее. Пользуемся компасом (А-30°).
На плато встречаем группу из Челябинска, (Фото 57) первые, и как потом выяснилось, последние люди, которые встретились нам на маршруте. Вместе спускаемся на озеро Голубое. Там разговорились и решили совершить совместное восхождение на гору Карпинского. Начинаем подъем чуть восточнее оз. Голубое, по юго-восточному гребню. Гребень осыпной, крутизной около 30°, (Фото 58) выражен не четко, выводит несколько южней высшей точки вершины. В месте окончания гребня сложен большой тур и стоит барельеф Карпинского, (Фото 59) но не стоит путать это место с высшей точкой, до нее еще метров 600-700 на север практически без набора высоты.
Погода не перестает удивлять: на предвершине сильный ветер, ничего не видно, а на высшей точке тихо и ясно (Фото 60). Спуск по пути подъема. Подъем и спуск заняли по времени 4 часа.
Далее держим путь по озеру Голубое к перевалу №23 (пер. Голубые озера) (Фото 61). Перевал – это глубокое понижение в юго-восточном гребне г. Карпинского. С озера Голубое на него выходит не крутой, короткий склон: 2-3 серпантина и мы на перевале. Погода ухудшается – метет (Фото 62). Зато, наконец, нашли записку на перевале. Спуск с перевала двухсотметровый склон крутизной 30° - проходим в кошках (Фото 63), а дальше на лыжах вниз по долине. Долина покрыта обледенелым фирном, что доставляет нам определенные неудобства; вниз – лыжи не управляемы, вверх – проскальзывают, да и вообще как по стиральной доске. Похоже, каждая, даже самая маленькая, долина имеет свои особенности состояния снежного покрова. Выше сказанное только подтверждается, когда доходим до слияния с ручьем, берущем свое начало под перевалом Кар-кар: на не жестком фирне 10 см пушистого снега (мечта туриста – лыжника), да и погода резко улучшается, а за спиной продолжают клубиться темные облака.
Заночевали прямо под перевалом Валдик. (Фото 64)


фото
 

ФОТО 58. Склон г. Карпинского.

фото
 

ФОТО 59.  На предвершине непогода.

фото
 

ФОТО 60. На вершине Карпинского.

фото
 

ФОТО 61. Подъем на пер.№23 (Голубые озера)

фото фото
 

ФОТО 62. На перевальной седловине.                 ФОТО 63. Спуск с перевала.

 

фото
 

ФОТО 64. Собираемся ночевать на фоне пер. Валдик.

День 13.18.03.07.
Пер. Валдик (985, н/к) – р. Лимбекою

С утра холодно, но ясно. Выход немного задержался – первая серьезная поломка снаряжения (ски-туровское крепление). Многие у нас покупали крепления меньшего размера (не найти было больших, да и дешевле), разрезали и приваривали вставки. За 2-3 года ни одного ЧП, а тут сломалось по сварке (через два дня сломалось и второе крепление). Первый день еще обходились разными бандажами, но в конце концов крепления пришлось заменить. Предполагая, что ломается все, мы с собой берем легкие крепления (вариант универсальных с пружиной), позволяющие их использовать и с горным жестким ботинком, но данный участник вынужден идти сзади, по лыжне.
На перевал Валдик ведет длинный пологий подъем (Фото 65), который проходим на лыжах практически в лоб. Небольшой пологий спуск и мы в долине р. Лимбекою (Фото 66). Долина (до слияния с ручьем Падежавож) ведет почти строго на север, безлесная, имеет едва заметный уклон, ручей сильно не петляет. Условия почти идеальные, плюс отличная погода (Фото 67). В таких условиях скорость группы резко увеличивается. До слияния с р. Падежавож шли 6  часов. На слиянии и ниже река вскрыта и переправу еще пришлось поискать (Фото 68). Далее двигаемся по левому берегу, дабы не иметь проблемы с переправой ниже по течению ( на карте по правому берегу обозначена дорога, но мы ее не видели).
Примерно через 5 километров  река резко поворачивает налево. Отсюда планируем уходить от реки левее, чтобы более коротким путем выйти к ручью Алькесшор. До ручья не дошли, так как окончательно сломалось крепление. Ставим лагерь, посылаем разведку взглянуть издали на перевал, пока погода отличная.
Разведка прошла не более 2 км, обогнув справа небольшое возвышение, и вышла на большое плато – урочище Лимбекою, откуда отчетливо виден провал в хребте Восточные Саледы – наш перевал Форельный. Ручей не ярко выражен, теряется среди многочисленных возвышений и ориентиром служить не может, поэтому на случай непогоды запоминаем направление ( А-230°).


фото
 

ФОТО 65. Пер. Валдик - перевальный взлет

фото
 

ФОТО 66. Спуск с перевала Валдик.

фото
 

ФОТО 67. По долине р. Лимбекою.

фото
 

ФОТО 68. На слиянии р. Лимбекою и р. Падежа-вож.

19 марта. День 14
Р. Алькесшор – пер. Форельный (840, н/к) – р.Нидысей –
пер. Трехозерный (620, н/к)

Наше настроение сильно зависит от погоды, а погода сегодня отличная: «мороз и солнце - день чудесный». Настроены решительно и оптимистично. До перевала километров 10, набор высоты очень плавный, до озера Форельное (Фото 69). Затем не крутой перевальный взлет проходим на лыжах (обладатели камуса заходят в лоб). От бивака до перевала 3 часа ходового времени (15 минут перевальный взлет) (Фото 70).
Несмотря на свою простоту перевал красивый, хотя в такую погоду все кажется на порядок красивее. Спуск доставил удовольствие даже не самым большим поклонникам горнолыжного спорта - пологий с пушистым свежим снегом в 10-15 см.. (Фото 71) Километра 1.5 еще катимся по морене вдоль ручья Становой, затем переходим на правый берег. Долина заметно выполаживается и расширяется. При слиянии ручья Становой и ручья Нидысей начинается лес. Лес очень редкий, но на удивление много сушин. На них обратили внимание, так как планировалась ночевка в балке на р. Нидысей. Но до балка добрались с большим запасом светлого времени (5 часов от Лимбекою) (Фото 72) и решили еще пройти перевал Трехозерный. Технической сложности перевал не представляет, набор высоты менее 100 метров. На перевале (Фото 73) вышли на буранку, но в нашем направлении она шла недолго, под самым перевалом повернула на север и пошла вдоль хребта по границе зоны леса.
А мы начали спуск по ручью в направлении р. Индысей. Давненько мы в лесу не были...

фото
 

ФОТО 69. Урочище Лимбекою, на фоне перевала Форельный.

фото
 

ФОТО 70. Перевал Форельный.

15 день 20.03.07
Р.Инлысей – пер. Заячьи горы (н/к, 520)

С утра спускаемся по протропленной накануне вечером лыжне до болот, идущих вдоль р. Индысей (Фото 74). По ним нам 15 километров почти строго на север в верховья р. Индысей В течение дня погода начинает заметно портиться – теплеет, опускается облачность. Горы скрываются в дымке. Ориентирование усложняется. Проще всего определять свое местоположение относительно рельефа окружающих склонов, а они укутаны облаками. Ситуация усложняется тем, что из верховья р. Индысей нам надо попасть в верховье р. Дурная, а водораздел не высок и не имеет ярко выраженного рельефа, да и верховья реки имеют много ответвлений и сильно петляют. В первый раз реально приходится воспользоваться GPS-навигатором. С его помощью уверенно вышли к нужному истоку р. Дурная, а по нему вышли на перевал. Подъем на перевал очень пологий (10о) (Фото 75), седловина большая и широкая  (Фото 76), а вот спуск оказался достаточно интересным: борта долины вокруг спускового ручья образуют довольно узкий каньон с крутыми заснеженными склонами, заросшими лесом. Хорошо хоть траверсы и буреломы продолжались не более километра. Спустившись на более пологое место, ночуем.

16 день 21.03.07
Р. Ю. Сывью – долина р. Сывью

И без термометра понятно, - температура около нуля; густой туман: влажность 100%. И если первые километры подлип был только у участников с деревянными лыжами, то через пару часов подлипало даже на пластик, причем мазь помогала  только на 5 минут и то, если постоянно двигаешься, встал – влип. Такое передвижение сильно раздражает. Скорость чуть более километра в час. Более чем полдня потратили на то, чтоб добраться до места, где р. Южная Сывью впадает в Сывью. Здесь варим обед, на костре прогреваем лыжи, чтоб качественнее их смазать (двигались по болотам и просто раньше не было места для нормального костра), а так же сделать разведку. Точно знаем, что лучший путь на станцию 1934 км отсюда по профилю (просеке), примерно на север, а затем влево по другому профилю прямо к станции. По карте единственным таким вариантом были профиля «связка Ж» и профиль «4422». Задача у разведки найти профиль «связка Ж», который на карте был обозначен в километре на восток от места слияния. Пройдя километра два по р. Сывью профиля не обнаружили. Решили, что его не видно с реки, поднялись на правый берег реки, углубились в лес и пошли параллельно реке на запад. Вернувшись к слиянию, профиль не обнаружили, но решили пройти еще дальше на запад, где он и оказался, к нашему счастью. Найти профиль не трудно: от слияния налево, в двухстах метрах, на правом берегу р. Сывью, заметный холм, через него профиль и проходит. Но мы переходим реку прямо у слияния, поднимаемся на склон (здесь он заметно ниже), а затем, забирая влево, выходим на профиль. Профиль идет в направлении юг-север. Движение облегчается, но подлип все равно утомляет. Пройдя километров 5, встаем на ночлег.

 

17 день 22.03.07
Движение по профилям.

С утра погода не меняется – сыро и пасмурно. Продолжаем движение по профилю. Он постепенно меняет направление на северо-восточное. Через восемь километров переправляемся через р. Сывью. Кто бы мог подумать, что 15 метровый подъем на противоположный берег станет для нас препятствием! Крутоватый, заросший кустарником склон, с глубоким снегом, а лыжи густо намазаны от подлипа, - даже пришлось одевать камус ради 5 минут подъема.
Продолжаем движение по профилю и через 5 километров профиль резко поворачивает на 30° к востоку, что нас настораживает, но через полтора километра все встает на свои места, - выходим на пересечение с профилем «4422», идущим на северо-запад, который должен вывести нас на станцию 1934 км. По профилю двигаемся до темноты и встаем на ночлег.
По нашим подсчетам от пересечения профилей до станции 14-15 км и еще 3км до Охотпоста, а нам желательно выйти к Охотпосту до обеда, т.к. расписание электричек мы не знаем, но приблизительно нам сказали, что последняя, которая нас устраивает, в 14 часов. Приходится упираться. Высокую скорость развить не удается, - с подлипом мы справились, но теперь замедляет наст на глубоком снегу (он практически выдерживает вес человека, но все же при каждом шаге обламывается).

 

18 день 23.03.07
Профиль 4422 – станция 1934 – станция Охот-Пост

Нам уже все равно, какая погода, цель одна - выйти в цивилизацию. Двигаемся по профилю 4422, и за 2-2,5 км до станции, профиль упирается в высоковольтную линию (возможно, отмеченный на карте профиль «4413). Дальше двигаемся по азимуту, да ориентируясь на звуки проходящих поездов. Очень неприятный густой лиственный лес, обычное болото, но нас уже ничто остановить не может. К 13.00 ч. выходим на станцию 1934 км, но встреченный обходчик посылает нас до ст. Охотпост (3 км), т. к. здесь электричка, по его словам, может не остановиться, а мы точно успеваем дойти.
Три километра без тропежки и подлипа, по ровному,– это просто и легко. И вот мы уже готовим чай, фотографируемся, пускаем салют. А вот показался поезд. Маршрут закончен.


3.  ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Идея сходить в поход V категории сложности была закономерна - группа почти этим же составом прошла походы от единички до четверки и, естественно, хотела проверить себя в более сложном походе. Район так же был выбран не случайно.
В 2000 году я водил IV на Приполярный Урал и привез фотографии с Манарагой (тогда из-за погодных условий мы не совершили восхождение), но гора заворожила, начали появляться планы.
В 2002 году я в составе группы, совершавшей поход V категории сложности, поднялся на 1 и 2 зубья Манараги и привез ещё более классные фотографии. Появилась идея сделать траверс этой удивительной горы. За эти пять лет была создана команда, на базе инициативной группы, прошедшая подготовку в походах 1-4 к. сл., а так же некоторыми участниками были получены разряды по альпинизму (1-2).
На самом деле, я считаю не логичным включать в лыжные походы такие сложные технические и протяженные по времени восхождения, т.к. более бедной становится остальная часть похода, но в данном случае идея прохождения траверса Манараги была основная при планировании похода. Группа изначально была готова, что придется нести более тяжелые рюкзаки, что километраж придется набирать за меньшее количество дней, что большей части группы уготована вспомогательная роль при траверсе.
В целом группа осталась довольна походом. Мы ознакомились с новым для нас районом, побывали на самых высоких вершинах Урала, совершили технически сложный траверс в. Манарага, а всей группой безопасно прошли через перевал №20 в условиях повышенной лавиноопасности. Группа впервые прошла поход без печки на примусах, большая часть ночевок была в безлесной зоне.
Так же, несомненно, плюсом похода стало то, что весь маршрут группа не пользовалась чужими лыжнями и дорогами, мы могли рассчитывать только на свои силы как в прокладывании пути, так и в ориентировании (странно, но и в 2000 г. и в 2002 г. в районе ходило большое количество групп, что делало поход значительно легче).
Погода оставила двоякое впечатление: с одной стороны, было много классных солнечных дней, выпавших на ключевые дни похода (одно восхождение на Манарагу чего стоит, а перевал №20!), с другой стороны, из-за непогоды потеряли несколько дней в середине похода, да и выход с маршрута получился очень тяжелый (думаю один день точно бы сэкономили). Из-за погоды, вначале, отказались от выхода в сторону  вершины Урал, а затем решили воспользоваться запасным вариантом – перевал №21, а в итоге прошли не заявленным перевалом №20, более сложным, но более безопасным. Километраж, конечно, мы набрали, но некоторая неудовлетворенность осталась.
Группа показала себя сильным, боеспособным коллективом, способным решить, как любые технические задачи, так и выживать в сложных условиях.


Выводы и рекомендации по траверсу в. Манарага.

Выходя на маршрут мы уже имели представление о сложности маршрута и о вероятных технических препятствиях благодаря отчетам о зимнем траверсе туристов спортклуба МАИ в 2006г. (руководитель Романенков С.А.) и летнем прохождении группой альпинистов Республики Коми - Республики Мари-Эл в 2003г. (руководитель Поляков С. Н.). Спасибо огромное ребятам за предоставлении информации в интернет.
При подготовке к траверсу большое значение уделялось занятиям альпинизмом, особенно зимнему. Два человека в группе имели II-разряд, один I-разряд. Уже традиционно после мартовских походов по Хибинским и Ловозерским тундрам мы остаемся на Новгородские сборы по альпинизму, у каждого пройдено несколько зимних маршрутов 3А, 3Б к.сл.
Тактическим решением было использовать одну связку – тройку. С собой брали две веревки (динамику, статику), комплект закладок (использовали только самые мелкие), френды, петли удлинители, расходные крючья и петли для организации дюльферов. Первый использовал два ледовых инструмента. Кошки обязательны на протяжении всего маршрута. Схема работы на маршруте использовалась одна на протяжении всего траверса: первым шел Абросимов Александр (провешивание перил, организация станций для спуска), вторым с самым тяжелым рюкзаком Фомин Володя (страховка ведущего) и завершал я, Шахов Валерий (организация дюльферов, спуск по двойной веревке). Траверс прошли за 2,5 дня (примерно 20 часов работы). Вполне реально проходить с одной ночевкой. Если базовый лагерь ставить ближе, да если бы световой день был подлинней (даже дней на 10-15 позже), да если бы погода на второй день была получше. С погодой, считаю, нам повезло. Полтора дня просто идеальная, солнечная погода позволяла любоваться причудливыми скальными узорами Манараги. Третий день в тумане, но тихо, без ветра. Трудности только с ориентированием на спуске. Неприятные впечатления только при прохождении от четвертого зуба до пятого,- очень сильный ветер, метель.
Впервые в поход были взяты радиостанции, что обеспечивало связью как внутри связки, так и с группой поддержки, что, безусловно, было очень важно. Ребята внизу были постоянно в курсе наших дел, а в случае аварийной ситуации были готовы помочь, либо вызвать спасателей.
На траверсе у нас было две ночевки. Мы сознательно не стали брать с собой палатку, чтобы не таскать её с собой весь поход в качестве «контрольного груза», решив, что сможем обойтись тентом от шатра. Для ночевок выбирали снежный наддув, выкапывали яму, накрывали тентом и получали вполне комфортное жилище (в первую ночь температура была -24?С, правда, на сильном ветру возможности проверить наше жилище не представилось). Минусом является длительность организации бивака (более 2 часов). Мест для ночевки не так уж много, с палаткой вариантов больше, с шатром ходить не рекомендовал бы: в нашем случае, на перемычке между 3 и 4 зубом, где рекомендуется организовывать ночевку, шатер поставить было нельзя (очень мало снега, торчат острые камни).
Всем кто захочет пройти траверс, хочу посоветовать:

  1. Обязательно иметь опыт прохождения зимних маршрутов 3Б к.с.( по альпинистской классификации)
  2. Тщательно отработать технику спуска дюльфером, особенно протаскивание веревки. На маршруте шесть пятидесятиметровых дюльферов со сложным рельефом (большая вероятность запутывания веревки).
  3. Иметь опыт и необходимое снаряжение для экстремальных биваков (в случае непогоды траверс может затянуться, а вариантов схода с маршрута нет).

В общем, нужно очень ответственно подходить к решению о прохождении траверса. После продергивания первой веревки на спуске со второго зуба пути назад уже не будет и рассчитывать придется только на себя.



Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;