LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



вершина Манси-Ньер
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Полярный Урал, Рай-Из

Полярный Урал 2008.

Автор отчета: Никон Сенин.

Нитка маршрута:Ст.«Полярный Урал»- вдоль реки Собь на юго-восток – исток р.Собь -

Исток р. Макар- Рузь – вдоль р.Макар-Рузь на юг – ручей Черный поворачиваем на восток – г. Черная – вдоль р. Енгаю на восток – Харп.

Общая протяженность маршрута по GPS навигатору – 69 км.

( 22.07.08 – 26.07.08)

Описание местности : Полярный Урал в районе горного массива Рай – Из представляет собой гористую местность со скромной растительностью, многочисленными снежниками и горными реками, которые в случае активного таянья снегов могут сильно разливаться. Вода в горных реках питьевая, но обладает сильным минеральным привкусом. Горы не высокие максимально 1300 м над уровнем моря, перевалы тоже максимум 900 м. Горы старые, поэтому все долины завалены курымником, по которому иногда довольно сложно прыгать. Перед горным массивом широким ковром расстилается тундра, где можно поживиться морошкой, голубикой и грибами. Также в тундре часты сильные ветра и дожди. Что касается погоды, то лучшее время для походов июль и начало августа. В это время относительно тепло, температура поднимается до + 25, но может резко упасть, и главное это полярный день - солнце не садиться круглые сутки. В начале августа ночью уже заметно темнее, но плюс в том, что в тайге вызревает голубика и морошка.

 В том году 2007 была предпринята неудачная попытка пройти по устью реки Енгаю, где напрочь отсутствовала всякая растительность (подробности в отчете «Как не надо ходить по Полярному Уралу»). В этом году 2008 мы решили пройти от ж/д станции «Полярный Урал» по широким долинам рек Собь и Макар-Рузь через массив Рай-Из, по этому пути ходят многочисленные туристы желающие попасть в Семиречье, откуда они уже сплавляются на катамаранах и прочих плав. средствах. Потом вдоль реки Енгаю через тундру и тайгу до населенного пункта Харп.

Участники :

Аринкин Сергей (Москва) – 35 лет.

Онкин Александр (СПб) – 26 лет.

Сенин Никон (Москва) – 30 лет.

Первый день (22.07.08).

Поезд Москва-Лабытнанги прибыл на станцию Полярный Урал в 15:30 (фото № 01), полчаса подгоняли рюкзаки и прочую амуницию. Спросили у женщины-сигнальщицы дорогу, чтобы не пересекать Собь (фото № 02, 03,04). Прошли посуху и когда вошли в горный массив, то остановились на отдых (фото № 05,06). Собрались было идти, но вдали показалась одинокая фигура бодро шагающего туриста. Подошли, познакомились... зовут Александр Онкин, 26 лет, из Санкт-Петербурга(фото № 07). Идет один, куда не знает, точного маршрута нет. Сказал, что у него есть 8 дней и куда идти все равно. Также он хотел увидеть солнечное затмение 1 августа. Я тоже ходил в горы один в том году, но понял, что это не умно. Александр присоединился к нам. Мы дошли до горного озера, где начинается река Собь и встали на ночевку в 23:30 (фото № 08). Навигатор показал, что прошли 12 км.

Второй день (23.07.08).

Утром нам предстояло преодолеть перевал и спуститься к истоку реки Макар-Рузь. Со стороны перевала всю ночь дул сильный ветер. Палатку трепало ветром и заснуть удалось только к 3 часам. В 6 все проснулись, позавтракали, собрали палатки и двинулись через перевал к Макар- Рузь.

   Курымник становился все больше, по нему было сложно прыгать с рюкзаками за спиной (фото № 09). Очень выручили палки, все же 4 ноги, лучше, чем 2. На наше счастье вдали показались вешки вездеходной дороги. Мы встали на нее. Когда поднялись на перевал, то оказалось что дорога идет по ущелью до самой линии горизонта. С одной стороны нам повезло с дорогой – мы сэкономили минимум один день, с другой стороны туристу нужны трудности, они закаляют. Но мы выбрали легкий путь и пошли по дороге. Быстро, но неинтересно.

   В 13:30 дошли до места, где дорога пересекала Макар-Рузь. Пришлось форсировать (фото № 10,11). У Саши не оказалось сапог, мы выделили ему сланцы. Форсировали успешно, без падений, вода конечно холодная, но глубина не выше колена. На берегу устроили привал и решили вздремнуть, проспали целых полтора часа. Когда проснулся, то испытал интересные ощущения – не понимаю где я : ярко светит солнце, вокруг темно-коричневые горы с блестящими снежными шапками, в метре от меня бурлит вода (фото № 12). Думаю, какое благолепие и где же это я? Посмотрев направо и увидев мирно спящих на теплых камнях товарищей, в голове все встало на свои места - мы в походе, а вокруг Урал. Легко пообедав, двинулись дальше и к 21:00 достигли притока Макар-Рузь – Визувшор. Тут и решили заночевать (фото № 13,14). За день прошли 18 км.

Третий день (24.07.08).

Хорошо выспавшись и плотно позавтракав, мы отправились дальше. Свернули с вездеходной дороги в районе ручья Кушвож и пошли на восток в сторону реки Енгаю. Через пару часов увидели первые деревья, чем дальше, тем больше (фото № 15). Начал встречаться кустарник. Что интересно - до этого горы состояли из коричнево-бурой породы, теперь же они стали черными (фото № 16). Как будто кто-то прочертил четкую границу и разделил горы по цвету. По пути попадались снежники и небольшие ручьи (фото № 17), на одном из снежников нашли мертвого белого песца, видно лежит здесь с зимы. Прошли несколько км вдоль гор, курымник стал черный, обильно поросший зеленым мхом. К 14:00 вышли на вездеходную дорогу, как потом оказалось, по ней из Харпа забрасывают людей и технику к разработкам Ямал – Золото. Решили не мучиться и пойти по вездеходке. Пересекли ручьи Черный и Орех Юган и увидели нехорошую картину. Дорога пересекала тундру в болотистом месте, и вездеходы, не желая застрять, съезжали с дороги вправо и влево, в результате распахали полосу шириной в 1 км. Куда смотрят экологи, ведь мы передвигались по территории заказника. Дошли до реки Енгаю и встали на ночевку в 22:00 (фото № 18). Опять нашагали 18 км.Идем с дневным опережением графика. На следующий день решили сделать дневку.

Четвертый день (25.07.08).

В 7:30 меня разбудил Сергей – он бегал по берегу, а на крючке его спиннинга переливался жирный хариус (фото № 19). К сожалению, оказалось, что ни у кого из нас нет соли. Пришлось просто отварить рыбину в речной воде без специй. Сама рыба оказалась вкусной, но бульон никакой, хотя и жирный. В долине реки мы нашли морошку и голубику, жаль не вся поспела. Наши желудки радовались живой пище, а то все тушенка, да растворимые супчики. Все эти дни костров не разжигали, все готовили на примусе (быстро и удобно).

   После отдыха в 16:00 мы решили продолжить наш путь. Саша пошел обратно в горы вдоль реки Енгаю, так как хотел увидеть солнечное затмение в горах, мы же с Сергеем двинулись вдоль Енгаю к Харпу. На прощание подарили Саше тушенку, сланцы для перехода рек и посох. Когда Саша начал форсировать Енгаю на наших глазах, то окунулся но пояс, промочил штаны и потерял сланцы, но ничего бодро зашагал дальше. Отчаянный конечно парень... Мы договорились созвониться после путешествия, чтобы выяснить все ли с ним в порядке.

   Между тем на небе появились тучи и мы решили ускориться, чтобы не попасть под дождь на равнине (фото № 20). Река резко изгибалась и в поворотах обнажала высокие утесы из светло серого камня. В узких местах бурлящая вода двигала камни и подмывала кусты (фото № 21,22,23,24). Идти было интересно, пейзажи как в сказке про хозяйку медной горы и уральские самоцветы, если бы не досаждали чайки. Очевидно, они опасались за свои гнезда и стаей кружили над нашими головами, периодически пикируя прямо на нас с неприятным резким криком. В особо наглых пришлось швырнуть камнем, потому как наступала прямая угроза сохранности наших голов, а с больной головой идти сложно, мы же ими думаем. Река становилась все краше, тундра сменилась лесотундрой, а затем и густой тайгой с высокими деревьями (фото № 25). Идти стало тяжело - мешал кустарник и косогоры. Вдруг мы наткнулись на вездеходную дорогу и избушку. По табличке поняли, что это блок пост при въезде в гос. заказник. Вездеходная дорога входила в Енгаю и выныривала на противоположенном берегу. Около избы я заметил небольшое темно коричневое животное похожее на косулю. Животное стремительно бросилось в лес, так что сфотографировать его не удалось. Избушка была заперта, но внутри мы разглядели две уютные кровати и печь. Тело запросило комфорта, но рев вездехода оборвал предательские мысли. Железная громадина нырнула в реку и выскочила на нашей стороне. Водитель остановился и рассказал, что вездеходная дорога идет в Харп, до него где-то 10 км, а если идти по нашей стороне реки, то это дальше и сложнее. В вездеходе сидело много людей романтично туристической наружности, а на крыше были привязаны многочисленные рюкзаки. Все-таки удобно ходить группой.

   Мы думали, что делать, то ли промокнуть, возможно, полностью (течение в этом месте сильное и глубина выше пояса, судя по вездеходу), перейти Енгаю и по вездеходке добежать до Харпа, то быстро и легко. То ли продолжить путь сквозь тайгу, по южному берегу реки, что дальше и сложнее. Мы выбрали сложнее. В 22:00 в лесу начало темнеть, от росы промокли ботинки насквозь и штаны по пояс. Идти вдоль берега становилось все сложнее: высокий мокрый кустарник, комары, ручьи, впадающие в реку и косогоры вымотали нас, и мы решили углубиться в тайгу и идти подальше от реки(фото № 26). Вскоре мы наткнулись на старый вездеходный след, посреди следов от гусениц росли лиственницы выше меня, а по бокам высокий кустарник, который своими мокрыми ветками хлестал нашу мокрую одежду. В лесу стало довольно темно и холодно, я переобулся в теплые резиновые сапоги, ногам стало лучше. Расчехлили ружье, видимость в лесу плохая, а по дороге попадалось много крупных следов рогатых жителей тайги, но особенно не хотелось встретиться с голодной медведицей с медвежатами. Сергей промок полностью, сапоги у него были неудобные, и он не мог в них ходить, пришлось всю дорогу топать в мокрых ботинках. Где-то в 23:00 мы дошли до развилки вездеходной дороги. Решили повернуть налево в сторону реки. Вскоре показалась Енгаю и вездеходка закончилась. Мы вышли на поляну на самом берегу, берег представлял собой скалистый обрыв 10 м высоты. Сергей сказал, что лучше места для ночевки нам не найти и начал рубить сухостой для костра. Я разбил палатку и сварил на примусе кашу. Пока Сергей разжигал костер, мне тоже удалось свалить пару сухих деревьев (фото № 27). Очень удобно подрубить их ножом, накинуть на макушку веревку и сломать (спасибо Сергею он взял с собой 3 ножа на все случаи жизни). Наконец он разжег костер, и мы принялись сушить одежду и ботинки. Не обошлось без жертв: ботинки у нас подплавились, Сергей прожег носки, но одежду мы все же просушили. Все это время моросил дождик. Мы поели каши и легли спать в 12 ночи. Прошли 12 км. Ночью дождь усилился и не переставал до самого утра.

Пятый день (26.07.08).

Уром проснулись в 7:00, по GPS до Харпа оставалось 7 км (фото № 28). Шел довольно сильный дождь. Одели «непромокаемые» костюмы и двинулись в путь. Через 20 минут «непромокаемые» костюмы промокли, и вода стала стекать  в сапоги (фото № 29). Каждые полчаса останавливались, чтобы вылить воду из сапог и выжать носки. Вскоре промокло нижнее белье. Отдыхать останавливались на короткие промежутки не более 5 мин, потому как без движения  сразу становилось холодно. Все время шли, чтобы как-то согреться. По GPS-карте Енгаю пересекала какая-то дорога, мы надеялись, что там есть мост. Когда дошли до этого места, то ни дороги, ни моста не оказалось. По навигатору до Харпа оставалось 3 км, пошли дальше. Енгаю постоянно раздваивалась и разтраивалась. Заводи и ручьи преодолевали ходом не раздеваясь, потому как были насквозь мокрые - терять нам было нечего. На берегу стали попадаться старые кострища, значит Харп где-то рядом. Очень трудно было пробираться сквозь заросли высокого кустарника, он растет по берегу достаточно широкой полосой и обойти его нельзя. Пробовали углубляться в тайгу, но там идти еще хуже. Дождь как назло не прекращался. Вдруг перед нами появилась тропинка, но счастье было недолгим, вскоре она оборвалась.

   Надо было принимать решение, толи разбивать мокрую палатку  и пытаться согреться в мешках, толи сделать последний рывок и дойти до Харпа. Пока думали и решали, впереди показалась вездеходная дорога, которая пересекала Енгаю. По GPS до Харпа 1 км. Я так замерз, что не стал медлить и думать, как перейти – попросил Сергея достать веревку и прицепить к моему рюкзаку (если меня снесет течением, то хоть рюкзак достанем) и начал переходить. На середине реки вода поднялась по грудь, а веревка, оказалась короткой, и Сергей ее отпустил. Пришлось поднимать рюкзак над головой, чтобы не промок. Наконец перешел реку, вода не была холодной, но зуб на зуб не попадался. На берегу быстро переоделся в сухое, смотал веревку в лассо, чтобы если что бросить другу. Сергей начал переправу, он ниже меня, поэтому вода доходила ему до плеч. Цифровой фотоаппарат, которым он делал прекрасные снимки на протяжении всего нашего путешествия, он повесил на шею. Когда вода начала подбираться к фотоаппарату, то ему пришлось взять его в зубы. Сергей представлял собой страшное и комичное зрелище одновременно – из воды торчит голова с сосредоточенным выражением лица, в зубах фотоаппарат, рюкзак наполовину в воде. К счастью он не поскользнулся и выбрался на берег. На мое лицо во время переправы, тоже, наверное, было смешно смотреть. У Сергея не осталось сухой верхней одежды, и мы побежали по вездеходке к Харпу, чтобы не замерзнуть окончательно (откуда силы берутся?). Сергею было хуже всего, с него лилась вода, рюкзак потяжелел, так как вещи набрали воды, но он не сдавался. Вскоре услышали голоса, шум машин и увидели мост (фото № 30). А я думал, что придется еще форсировать Собь, в которую впадает Енгаю. Перешли по мосту Собь, здесь она была огромной полноводной рекой и перейти ее вброд без моста мы бы не смогли. Около моста на КПП нам дали телефон, и мы вызвали такси. Машина подъехала через 15 мин. За этот день прошли 9 км. Общая протяженность маршрута по GPS составила 69 км.

   С этого момента можно считать, что наше путешествие было законченно, на часах 15:00. Но я продолжу, потому, как многим будет интересно узнать, как обустроена жизнь на севере. В Харпе гостиниц нет, баня закрыта на ремонт, выход один ехать на такси в Лабытнанги, что в сорока км от Харпа. Сергею в автомобиле подстелили полиэтилен, чтобы он не промочил сиденье, а я снял ботинки и подставил ноги под теплый воздух печки. До Лабытнанг долетели за 40 минут, отдали за это 400 руб. В городе есть 3 варианта ночевки: 1) в вагоне поезда -200 руб. с человека, 2)в дешевой гостинице для рабочих (мест там не было, поэтому цену не узнали), 3) в гостинице «Семь Лиственниц» 2-х местный номер стоит 2600 руб. (дорого, но мы не пожалели). Номер современный, очень чисто, здание новое. Сергей сразу пошел в душ и не выходил оттуда полчаса. Мы договорились, чтобы в прачечной отжали наши вещи на центре фуге, а затем просушили их в котельной. Так как Сергей остался без верхней одежды, я поехал за билетами и едой один. Такси по городу стоит 30-40 руб. и приезжает моментально. Выбор еды в магазинах небольшой, а билет на плацкарт в фирменном поезде на человека обошелся в 2 742 руб. Сам город очень маленький, преобладают 2-х этажные деревянные дома барачного типа. Еще раз хочу отметить доброжелательность и внутреннее спокойствие сибиряков. Люди охотно тебе помогают и не стараются обмануть, хотя видят, что ты приезжий и ничего не знаешь. Мы поели в номере, посмотрели телевизор – как мало надо для счастья. На следующее утро на фирменном поезде «Полярная Звезда» уехали в Москву.

Выводы:

1)      Снаряжение.

- Берцы должны быть непромокаемые и без утеплителя, а то очень тяжело высушить.

- Резиновые сапоги до колена, обязательно с вставкой валенком, чтобы не натирали ноги.

- Все вещи в рюкзаке рассортировать в непромокаемые пакеты, документы и пр. ценности в полиэтилен с зипом.

- Обязательно взять туристические палки – легче идти, безопаснее прыгать по курымнику, проще преодолевать неглубокие горные реки.

- Взять с собой действительно непромокаемую куртку и штаны.

2) Еда:

- Тушенка быстро надоедает, надо придумать ей замену.

- Берите с собой легкую удочку, хариус ловится на кузнечика, либо на блесну.

- Ешьте ягоды и грибы, в общем как можно больше «живой пищи». Еще бы обладать знаниями о многочисленных растениях, что произрастают в тундре.

3) Маршрут:

- Мы охватили все виды ландшафта Полярного Урала: тундра, лесотундра, горы и тайга. Единственно расстроились, что часто попадали на вездеходные дороги – хотелось нетронутой природы. Но с другой стороны сэкономили время. Я попал на свадьбу к двоюродной сестре, а Сергей на крестины, где он стал крестным отцом.

- В следующий раз планируем заброситься в более дикие места на вертолете.

Главное: ни при каких обстоятельствах, не теряйте выдержки и спокойствия, паника - враг туриста.

Наименование

Кол-во

Вес

Примечания

Палатка BASK Monsoon 2

1

4.4 кг

Очень удобная

Спальный мешок BASK

1

1.6 кг

Рассчитан на -5, но при +5 было довольно холодно.

Аптечка

1

0.4 кг

Взял все необходимое на случай перелома, сильной раны и пр.

Рюкзак BASK Python 120 L

1

2 кг

Хорошо распределяет нагрузки.

Вещи

11

5 кг

Ветровка, свитер, майка, носки шерсть и обычные, сапоги резиновые, сланцы, штаны нейлон, перчатки х/б.

Еда

 

4 кг

Тушенка, кашки в пакетиках, супы в пакетиках, картофель, чай, йогурт, сухари, рис быстрого приготовления, шоколад, орехи, сухофрукты.

Ружье (патроны)

1

4.5 кг

Не пригодилось.

Примус

1

0.3 кг

Брать надо обязательно.

Газ баллоны

2

0.46 кг

 

Котелок, ложка, нож.

3

0.5 кг

 

Спички, зажигалка и пр.

 

0.2 кг

 

Навигатор Garmin 60 CSx.

1

0.16 кг

Без него сложнее, так как компас в связи с магнитными аномалиями почвы постоянно врет.

Итого: 23.5 кг

ЖД станция Полярный Урал Краски тундры
С палками удобно Уральские Мин Воды
Красивый вечер Первый снег
Александр Онкин Первая ночевка на р.Собь
Крупный курымник Виды р. Макар Рузь
Форсировали Макар Рузь Снежники на Макар Рузь
Памятник снегоходу Буран Вторая ночевка
Первые деревья Курымник стал черным
Горный ручей Долина р. Енгаю
Сергей и Хариус.

В тундре нашли рога
Радуга над Енгаю
Впереди тайга
Скалистые берега Енгаю Уральская сказка
Енгаю сильно петляет Комар-страшный зверь
Наш первый костер Комары прячутся от дождя в нашей палатке
Дождь Мост через р.Собь,Харп

 

 


Комментарии: Ваш комментарий:
2009-01-15 11:20:27 | Александр Онкин | E-Mail
Отличный отчет))))

2009-05-06 23:14:41 | Сергей Аринкин | E-Mail
мне тоже понравилось.
Тушёнку нафик, патронов тоже можно было поменьше брать. Коньяка побольше)))



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;