рассвет
Автор: Леонид Смирнов

Прогулка по Норвегии – нац. парк Ютунхаймен (Jotunheimen)

Прогулка по Норвегии – нац. парк Ютунхаймен (Jotunheimen).

Идея небольшого походика по Норвегии пришла в процессе планирования моей длинной поездки по Европе, с одной стороны – благодаря восторженным отзывам друзей, побывавших там, с другой – в ответ на предложение моего приятеля Антона Голобородько, который в означенное время жил в Швеции и хотел на несколько дней выбраться в горы. В результате созрел план трёхдневной прогулки по одному из самых популярных горных районов Норвегии - нацпарку Ютунхаймен, который находится в 200 км к северу от Осло.

Из Осло доехали до городка Лом (Lom) к северу от гор на ночном автобусе (23-00 из аэропорта, приехали около 4 утра). Отползли «на обочину», поставили палатку и часов до 8 поспали – потом на местном автобусе заехали примерно на 1000 метров вверх на горнолыжную базу Juvvasshytta (катаются и летом по небольшому леднику, спускающемуся в озеро). Оттуда же ведёт народная тропа на высшую точку Норвегии (и Скандинавии) – Гальдхопигген (Galdhopiggen, 2469 м). Суббота, утро, хорошая погода, разгар сезона – в общем, народ по ней идёт буквально сотнями! Вереница тянется за горизонт.. Люди всех возрастов, с детьми и собаками:) Позавтракав, мы тоже отправились в путь. По дороге надо пересечь ледник Styggebreen – примерно километр совершенно пологого участка, без трещин (только в конце жалкое подобие бергшрунда сбоку от тропы), и естественно, протоптана просто-таки двухполосная магистраль – но все местные старательно связываются верёвками в колбасы человек по 30, проходят инструктаж и вообще действуют согласно всей строгости правил.. мы пристроились в хвост одной из колонн, делая вид, что мы тоже культурные люди (я даже ледоруб достал), Тоха всё переживал, что нас инструктора не пустят дальше, поскольку мы не связались. Но всё прошло нормально – после ледника ещё минут 30-40 подъёма по гребню горы и мы на вершине! (время подъёма 2,5 часа). Погода, надо сказать, не располагала к наблюдению окрестностей – сплошные облака.. Поэтому пришлось довольствоваться самим фактом «восхождения» и кофем из маленькой кафешки на самой вершине (её наличие было даже ничуть не удивительно). Рядом тем же способом проводили время всё прибывающие отдыхающие. Сразу бросилось в глаза, что при таком потоке народу на вершинном плато совершенно чисто, да и вообще производило это не такое угнетающее впечатление, как, допустим, толпы отдыхающих-загорающих-выпивающих где-нибудь на Шавлинском озере.. Позже это ощущение большей «культурности» местной outdoor-индустрии лишь укреплялось – хотя, действительно, спортивных туристов в нашем понимании здесь практически нет (ходят в основном налегке, с ночёвками и питанием в кемпингах и т.д.), но средний уровень и общий объём туризма, пожалуй, намного выше (не могу точно объяснить, в каком смысле).
От вершины есть другая тропа на юго-восток (мы пришли с северо-востока), которая ведёт в кемпинг Spiterstulen. Мы тоже пошли сначала по ней, там ещё клёво по пути можно покататься по снежникам на попе (просто-таки бобслейные канавы прокатаны). Потом решили свернуть направо к озерцу за обедом, а оттуда пошли вниз и часа два, наверное, спускались по довольно крутым травяным склонам со скальнымы выходами, в итоге вышли к тому же лагерю, но дальше уже идти было лень (и поздно). Купили газ (дороже в 3 раза, чем у нас), отошли на километр и заночевали. Пройдено 12 км, набор 630м, сброс 1360м.

На следующий день по тропе отправились на юг – вверх по долине Visa. Тропы, естественно, промаркированы туриками и буквами «Т» на камнях (от слова "тропа"), погода отличная – солнце и тепло (вообще, как известно, с погодой в Норвегии дела обстоят плохо - но у нас все три дня не было ни одного дождя, а часто было и солнце – в общем, уникально). Купаюсь в чистейшем горном ручье. На перевале Uradalsbandet (1663) решили с тропы свернуть и отправиться через ещё одну перемычку на озеро Semmelbretjorna и дальше на юго-запад. Отличный участок с крупной устойчивой осыпью, по которой так приятно прыгать! Озеро оказалось наполовину подо льдом, в него довольно круто спускается ледник с горы Semmeltind, а мы обошли озеро с противоположной стороны (почему-то там было много мелких мошек, которые проявляли себя только пока движешься, а на обеде их не было). Дальше продолжили двигаться на юг – в занятный район мелких озёр к югу от горы Strodalsho, с которой тоже с кайфом скатились по снежнику и там и заночевали. Район действительно интересный – много озёр, скал и холмиков, но рельеф своеобразный и явно не похож на ледниково-моренный. Пройдено 18 км, набор 840м, сброс 270м.

С утра вышли на тропу по северному краю озера Gjende, на довольно большой высоте – озеро в глубокой котловине, а тропа идёт по очень красивому гребню между озером и долиной Memurudalen. Видели стадо оленей, расположившихся на единственном в окрестностях снежнике – типа им слишком жарко и надоело кушать траву. Встречали много туристов из совершенно разных стран – маршрут пользуется популярностью, тем более что по озеру плавает катерок и можно в одну сторону идти, а обратно плыть. Посередине озера у турбазы Memurubu пообедали, оттуда Тоха решил плыть пароходиком (тоже красиво) и заодно забрал и мой рюкзак, а я налегке продолжил траверс верхами через знаменитый перешеек Besseggen (одна из визитных карточек района). Это такой 10-метровый по ширине скальный гребень между двумя озёрами – Bessvalnet с севера, Gjende с юга, причём северное озеро прямо рядом (в 5 метрах ниже гребня), можно искупаться, а южное – под 300-метровым обрывом. А дальше на восток тропа поднимается на гору Veslefjellet по совсем уж узкому и действительно скальному гребню, даже с участками лазания – тем круче выглядели уже на спуске возвращающиеся оттуда родители с маленькими детьми (в заплечных мешках). Ночевали около базы Gjendesheim – там можно найти душ (за 5 крон 3 минуты), оттуда же с утра (9-40) ходит прямой автобус в Осло. Пройдено 23 км, набор 850м, сброс 1640м.
С утра Тоха уехал на автобусе, а я отправился на трассу – стопить в том же направлении.

В целом, конечно, норвежские горы – очень красивое место, куда, впрочем, ходит и множество народу со всех концов Европы. Я ожидал, что они должны быть похожи на Хибины - ничуть; может быть, на Полярный Урал летом – не знаю, не бывал. Множество озёр, крупные озёра в глубоких ледниковых долинах с крутыми бортами, настоящие горные вершины и много мелких ледников – к сожалению, не пошли ни на один (кроме под Гальдхопигеном). Особенно при хорошей погоде, которая была у нас, это вообще великолепное зрелище. У меня ещё были планы отправиться на ледниковый купол Jostedalbreen – мини-Гренландию:) но я по имеющейся карте не смог придумать подходящих вариантов маршрута и решил оставить это на следующий раз.
Кстати о картах: в процессе подготовки я отыскал какой-то сайт с картоинтерфейсом по типу Google Maps, но на детальных уровнях – с рельефом, тропами и лесом/ледниками. Оттуда я выкачал и собрал вполне пригодную для ориентирования километровку, но до настоящих норвежских топокарт масштаба 1:100 000 и 1:50 000, которые можно купить там, но весьма задорого, она по удобству всё же не дотягивает (тропы плоховато видны, надписи мелкие и т.д.). Уже по приезде в Германию у друзей отсканировал их норвежские карты – здесь и выкладываю оба варианта.