LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



замерзший водопад
Автор: Дмитрий Булавинов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Автомобильное путешествие по Черногории

Путевые заметки

Автомобильное путешествие по Черногории 9-19 августа 2008

Александра Ростикова и Павел Генрихсен

Участники:

Александра Ростикова – автор, водитель-экстремал

Павел Генрихсен – штурман, составитель маршрута

Транспорт:

Опель Корса 2007 г\вып., взятый напрокат

Снаряжение:

Палатка, 2 спальника, 2 пенки

Котелок, нож, термос

Нитка маршрута:

Тиват – Радановичи – Будва - Святой Никола - Святой Стефан – Бражичи - Врела - Цетине – Будва - Петровак - СутомореБар -  Ульцин – Владимир – Бражче - горы Румия – Скадарское озеро – Острос – Сеока – Митровичи – Подгорица – Серово -  горы Белопавличи - Острогский монастырь – Никшич - Пива, Пивский монастырь и водохранилище - Плужин – Трса – Дурмитор - Боботов Кук – перевал Седло – Жабляк  - каньон реки Тара – Майковац - Биоградское озеро и гора – Подгорица – Цетине – Рисанско-Которский залив – Котор, Которская крепость - Тиват

Тиват – Радановичи - Будва

9 августа

Взяли заранее забронированную Опель Корса (нумерация фотографий слева направо - 1) в фирме АВИС прямо в аэропорту и сразу же поехали на городской пляж. Вода отличная, дно достаточно чистое, хотя это место и не слишком котируется. Обкусали какие-то морские гады вроде пиявок. Гуляли по Тивату, вечером по основной трассе, минуя Радановичи, поехали под Будву в автокемпинг. Битый час не могли найти в нем душ с горячей водой. Так и не нашли. Только несколько дней спустя поняли, что с водой в стране напряженка, особенно с пресной. Пришлось устроить стриптиз в кемпинге в душевой с холодной водой. Вкусно отужинали в ресторанчике на берегу с грязными скатертями. Как позже выяснилось – проблема грязных скатертей также весьма актуальна в черногорских кафе и ресторанах. Зато вечером с превеликим удовольствием уполовинили арбуз на берегу Адриатического моря.

         

Будва - Святой Никола - Святой Стефан - Бражичи

10 августа

Покупались, доели многострадальный арбуз и поехали в сам город Будва (1-4) – один из древнейших городов Черногории. Побродили по живописным улочкам Старого Града (5) (вроде нашего Троицкого Предместья). Поднялись на Цитадель. Оттуда открывался прекрасный вид на «старую и новую» Будву и на море. С Цитадели виден остров Святого Никола (6), на который можно добраться только по воде. Туристических маршрутов туда нет.

Покупались на знаменитом пляже Яз, простирающемся от Старого Града. Вода бархатная. Все бы ничего, если бы не то количество народа, давящегося на нем как селедки в банке. Протиснуться негде. И, да извинят меня соотечественники, кругом одни совдеповские рожи. Такое ощущение, что из дома не выезжали.

Поехали на Святой Стефан (7). Попасть туда также не удалось, зато покупались на пляже прямо возле острова. Отлично, да и люди не дышали в затылок.

Поехали на гору искать недорогое жилье. Естественно, заплутали. Оказалось, что поехали на Цетине через Бражичи. Слава Богу, что ночь была, и не видно было пропасти в метре от дороги. Черногорские дороги  – это особая статья (ночь, горный серпантин и стоит ограничитель скорости на 80 км/ч). Местные едут под сотню, постоянно сигналят, если кто-то едет медленней, пешеходов на улицах не пропускают. Цивилизация до черногорских водил еще не дошла. Заночевали в снятой комнате на горе.

     

      

     

Врела - Цетине

11 августа

Через горы, минуя Врелу, прибыли в культурную столицу страны – Цетине. Город напоминает Молодечно – страшненький и безлюдный. Пришлось долго искать, пока нашли приличное место поесть. Вскоре у Паши началась акклиматизация, продолжавшаяся двое суток. Как раз, кстати, оказались взятые антибиотики и активированный уголь. В этой связи как таковой осмотр достопримечательностей не получился, хотя мы немного прогулялись около Цетинского Монастыря (1-2) и Княжеского Дворца. Ему стало совсем плохо, и мы несколько часов просидели в машине. За это время сделала несколько интересных наблюдений: сложилось впечатление, что город малюсенький и все друг друга знают, приветствуют рукой или гудком  авто. Спящих полицейских предпочитают  объезжать по тротуарам. Паркуются все тоже на тротуарах, поэтому люди, от туристов до мамаш с колясками, прогуливаются по проезжей части. Вообще предпочтение черногорцы отдают жутко старым тачкам 60-70-х гг. Каждый второй на обшарпанном жучке (3), ржавом жигуленке или на древней югославской развалюхе. Наш Опель выглядел, как Феррари последней модели на улицах Токио или Нью-Йорка.

       

Будва

12 августа

В одиночку провалялась на пляже в Будве. Ничего особенного не произошло.

Петровак - СутомореБар

13 августа

Ожив после акклиматизации, Паша снова был в строю, и мы, проехав Петровак и Сутоморе по основной дороге (примерно 70 км\ч), поехали в Бар (1), где, как оказалось позже, мы нашли самый лучший пляж. Снова заплутали в горах, и попали на Скадарское озеро, но вернулись обратно. В меньшем заливе Бара вода не самая чистая, поехали на больший, но там, как и в Будве, людей как мух. Хотя здесь уже было больше местных, говорящих на сербском.

Что удивило, отсутствие туалетной и мусоровывозящей инфраструктуры. Все откровенно засрано в прямом смысле слова, притом на всей прибрежной зоне Черногории, отданной на растерзание отдыхающим. Дело не столько в отсутствии у последних культуры, сколько в отсутствии  туалетов и мусорок, поэтому, извините за сарказм, приятный запах естественных отходов и разлагающихся продуктов вам обеспечен.

Местные повара мелкого пошива готовят мясо прямо на улице. Приготовленные котлеты выкладывают на прилавок (без холодильника!), где они дожидаются неопределенное время своего потребителя. И все это при +35С.

Кстати, по поводу еды, цены везде практически одинаковые. Можно зайти в грязную забегаловку или в первоклассный ресторан и поесть на одну и ту же сумму. Блюда подают огромные, как в США. Обед на двоих в среднем 15 евро. Провизией закупались в мини маркетах. Ассортимент везде один и тот же. Удивляли только пятикилограммовые стиральные порошки. Кому они нужны на курорте в таком количестве?

Заночевали в палатке за стоянкой под названием Ратак после белого забора с буквами ФКК.

    

Бар – Ульцин – Владимир – Бражче - горы Румия – Скадарское озеро - Острос

14 августа

Утром оказалось, что мы в 50-ти метрах от замечательной бухточки (1), куда местными проложены тропы, и они же туда и спускаются. Это было прекрасное место, где мы с удовольствием позагорали и поплавали. Чистейший пляж, никакого мусора, людей практически нет. Местные предпочитают плавать: женщины – топ-лес, а мужчины – ню. В этой части берега много морской живности, дно отлично просматривается на много метров. Там и крабы, много разной рыбешки и морские ежи. Поднявшись вновь наверх, обнаружили живописные развалины (2). Побродив немного, поехали в Ульцин, минуя место с «жизнеутверждающим» названием Могила, Святой Ульчин, через мост, на Великий 12,5-км пляж в Ульцине (3). Это единственное место, где пляж песчаный, а не галька. Песок, судя по серому цвету, вулканического происхождения. Море здесь холодней, зато приятно ступать по дну. Дул сильный ветер, так что через 15 минут начал скрипеть песок на зубах. Вообще пляж громаднейший. Людей много, но все рассредоточены. Есть место для личного пространства. Нашли мы и вполне нормальные туалеты, и даже душевые в достаточном количестве. Но настоящего наслаждения от купания не получили: прохладно, дна не видно, да еще и песок в воздухе жить не дает.

     

 

Тронулись в путь, обогнув Улицинскую Солану, через Кодру Дрейк, Зоганье, выехали на Е 851. Дорога средней паршивости. После Владимира остановились первый раз заправиться на Лукойле (33л. 95-го = 42 евро). Официант в кафе на заправке оказался первым и единственным человеком в Черногории, адекватно выражающем свои мысли по-английски. Обсудив ситуацию в Южной Осетии, мы двинулись дальше по второстепенной трассе через Бражче. Поднялись на перевал на границе с Албанией. Ехали в среднем 50 км\ч. Дорога в 1.5 полосы. На перевале, где стоит вышка транслятора были вознаграждены неописуемыми видами на холмы Албании (1), с другой стороны виднелось Скадарское озеро (2-4).

    

    

Проехали Острос по второстепенной дороге и через 1-2 км справа стояли 2 фиолетовых грибка, вроде как у нас на остановках. За ними асфальтированный съезд вниз. Проехали через деревушку с каменными заборами, затем по горам, миновали еще одну деревню и свернули направо (Бобовисте остался справа). Заночевали возле рыбацкой бухты (1) (расположение смотрите в разделе: карты), у въезда в которую встретили Нью-Йоркера. Рыбаки как раз возвращались с уловом. Место отличное: тихое, с большой лужайкой (2), колодцем. Ночью парили орлы, слышались цикады.

    

Скадарское озеро – горы Румия – Сеока – Митровичи – Подгорица – Серово -  горы Белопавличи - Острогский монастырь - Никшич

15 августа

Как оказалось, палатку поставили под фиговым деревом, плоды которого регулярно падали на нас всю ночь. Утром полакомились инжиром и ежевикой, сорванными тут же.  Пообщались с местными рыбаками. Люди в глубинке, в отличие от прибрежных черногорцев, очень приветливые, разговорчивые, всегда готовы помочь. В этой албанской части преобладает мусульманское население. Женщины носят традиционные платки абайя.

Двинулись по горам Румия (1) вдоль озера, минуя Тежани, Муричи, Дуравчи, Сеоку и Вирпазар. Узкая, немного раздолбанная дорожная полоса возле самого обрыва в течение 2 часов заставляла кровь бурлить. Ехала в основном на второй передаче, на третьей можно было легко на повороте улететь в вечность. Забавная штука психология: если возле края обрыва растут деревья или стоят валуны, тебе кажется, что ты защищен, если нет, то ты судорожно повторяешь, что средняя педаль – тормоз.

Наконец-то доехали до моста, ведущего в Подгорицу, минуя Митровичи, добрались до столицы. Ничего интересного – обычный город советской застройки. Двинулись дальше на Острог и Никшич по Е 762. Дорога по равнинной местности после мега серпантина по Румии воспринимается как банальщина, лишенная всякого адреналина.

В Серово свернули на второстепенную дорогу на Острог в горах Белопавличи (3-4). Путь в гору на Острогский Монастырь (2) был достаточно крутым, но не страшным. Дорога хорошая, на пути встречаются признаки цивилизации. 2-3-я передача оптимальна. Мимо нас на красном авто с бешеной скоростью промчалась монашка. Для нее это обыденная трасса.

В монастырь не пускают в шортах и коротких юбках. Благо, «омниа меа мекум порте». Верхний монастырь располагается высоко в горах, около 1 км над уровнем моря. Чувствуется, монахи фобиями не страдали. Основная часть монастыря находится в скале. Вид с него великолепный. Зашли внутрь, прикоснулись к мощам Святого Василия Острошкого. Интересно, иконы там рисовали прямо на скалах. Вернулись вниз, доехали до Никшича, где и заночевали. 

                                 

     

Пива, Пивский монастырь и водохранилище - Плужин – Трса – Дурмитор

16 августа

Утром по Е 762 поехали дальше на Пиву. Дорога отличная. Пивское водохранилище (3-6) поражает своей красотой, удивительно голубого цвета водой. Припарковались возле Пивского монастыря (1). Прошли через деревню, углубились дальше в лес по тропинке местных (2). За ориентир можно взять коровьи лепешки. Они-то и вывели нас через полчаса к самому водохранилищу. Впереди на другом берегу находилась, видимо, водоочистительная станция, левее – прекрасный заливчик, где мы и искупались. Дно землистое, скользкое, глубоко становится почти сразу. Из воды торчат коряги затопленных деревьев.  Вода пресная, лазурно-голубого цвета, но, по правде сказать, плавать как-то страшновато: вокруг ни души, в воде тоже никого. Такое ощущение, что находишься на другой планете. Большого удовлетворения от купания не получили, разве что помылись в большой пресноводной ванне. Вернулись обратно к монастырю и двинулись в сторону Плужина.

                                           

    

    

Плужин - странный город: в трех кафе не оказалось официантов. Голодными проехали по мосту, поднялись траверсом на гору, проезжая через многочисленные туннели (1). Приехали в Трсу (2-3). Хуторок: три кола, три двора, но почему-то обозначен на всех картах. В Трсе три кафе. В том, что стоит прямо у главной дороги подают ядреный салат. Извините за прозу жизни, вышел он неестественным путем, но, слава Богу, очень быстро. Лучше поесть в тех, что справа или слева.

                   

Двинулись  в Дурмитор (1-4) по равнинной местности. Ландшафт здесь совершенно иной, нежели возле моря. Сами горы каменные, резные, будто вылепленные скульптором. Растет мелкая травка. Если хотите разжечь огонь, лучше взять с собой дров, потому что кроме камней, травы, овечек и коров тут абсолютно ничего нет. Воздух чистейший, красотища неописуемая.

Остановились у горы (рядом находился пастуший домик) в 20 минутах от Трсы на ночлег (5). Вскоре с нее спустились два боснийца. Свои ребята в доску – угостили коньяком из пластмассовой бутылки.

    

    

Боботов Кук – перевал Седло – Жабляк  - каньон реки Тара - Майковац

17 августа

Утром просыпаемся,  термометр в машине показывает +4,5С. Поели, двинули на Боботов Кук(2523м.). Буквально через пару минут увидели перевал Седло и почти сразу маркированный красно-белыми кружками маршрут на Кук (1). Первые час-полтора подъем весьма легкий до развилки, там уже интересней, склон примерно 50-60 градусов (2). Через два с половиной часа пути увидели долину с Шкрко озером (3). После этого начался экстрим (4-5). Ходьба у обрыва и карабканье почти под углом в 90 градусов. Последний отрезок – метров 40-50 мы не прошли, решили, что наши жизни нам важнее. Замечу, что последний отрезок требует спец. снаряжения. И, тем не менее, это было незабываемое восхождение. Вид с высоты в 2500 м. открывался непередаваемый. Вдали под нами плавали облака. Путь туда  обратно занял 5 ч. 50 мин.

                   

    

Голодные и уставшие поехали на перевал Седло. В ресторанчике с одноименным названием готовят отличную уху и мясо козочки на второе. Коза намного вкуснее той же курицы или индейки. Наевшись от пуза, поехали на Жабляк. Жабляк – это черногорский горнолыжный курорт. Город – одна сплошная стройка. Это, пожалуй, самый красивый, самый европейский город. Черногорцы, судя по всему, центр страны, ухоженный и современный, оставили для себя. Туристов там крайне мало.

Минуя Врелу, достигли каньона реки Тара (2), второго по величине после Колорадского. Дорога была отличная, 80 км\ч  с ветерком за ушами. Остановились на известном мосту (1) и проехали дальше, чтобы спуститься к самой реке. Вода в ней чистейшая (3-4), правда, с низкой температурой, поток достаточно интенсивный, так что купание, скажем так, экстремальное. Получив наслаждение и здесь, двинули на Майковац. Там и заночевали в местном отельчике.

                                  

                                                          

Биоградское озеро и гора – Подгорица – Цетине – Рисанско-Которский залив – Котор, Которская крепость

18 августа

Поехали вдоль каньона на Биоградскую гору, на вершине которой находится озеро (1-2). Сначала ехали по основной трассе, затем через маленький мостик по второстепенной дороге на гору 6 км. Въезд 2 евро. Отличное место, чтобы провести пару деньков: можно снять домик возле самого озера, разбить лагерь. Есть туалет и много беседок. Мы взяли напрокат лодку на час за 5 евро и целый час балдели. Дно чистое прозрачное, плещется довольно крупная рыба, видимо потому, что здесь заповедник и ловля, равно как и охота, запрещены.

    

Потом по главной трассе, минуя Колашин, поехали снова в скучный город Подгорицу, затем  в Цетине, забрались на гору, проехали по Ловчену и прибыли в Рисанско-Которский залив (1). Смотрелся он ошеломительно. Спускаясь с горы, увидели пещеру (2). Поизучали ее немного и поехали в Котор.

Котор – очень древний город. Основная достопримечательность – Которская крепость. Вход через Морские Ворота в старый город, где и по сей день, живут люди (3-4). Здесь же находится и самая узкая улочка «Позвольте мне пройти». Чтобы попасть наверх, надо преодолеть 1426 ступенек. Многие из них развалились под гнетом времени. Есть несколько путей: для неэкстремалов и путь с высокой степенью риска. Интересно пройти и тем и другим, так как можно увидеть город и залив с разных ракурсов (5-8). Наверху крепости развалины, в центре – крепость Святого Ивана, где реет флаг Черногории (9).

Вечером гуляли по Котору, а ночевать поехали в Тиват. Два города разделяет туннель в несколько километров.

                              

                                      

      

    

Тиват

19-23 августа

Отдали машину. Остановились в отеле в Донье Ластве и все оставшееся время провели там. Кстати, если пройти дальше в районе 30-40 минут прогулочным шагом, минуя паромную переправу в проливе Верече, можно найти два окультуренных, чистых пляжа с хорошей галькой и с отсутствием соотечественников.

Тиват

23 августа

Тиватский аэропорт. Отсутствуют кондиционеры. Зато присутствуют все те же русские рожи, узнаваемые даже с закрытыми ртами по трем отличительным признакам: озабоченным неулыбающимся лицам, невыносимому запаху пота и традиционному хамству. Добро пожаловать на Родину!

Постскриптум.

Местная флора и фауна (черепаха, ослик, краб (1-3), персиковое и оливковое деревья (4-5))

       

      


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;