LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



выход в горы запрещен
Автор: Дмитрий Булавинов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Шимозеро, Вепсская возвышенность

Шимозеро, Вепсская возвышенность

Кое-какие пояснения
В лесах Вепсской возвышенности, южнее города Вытегра, на границе Вологодской и Ленинградской областей расположилась группа лесных озер. Самым крупным из которых, является Шимозеро. Лет 5-6 назад, я рассматривал топографический атлас Вологодской области и обратил внимание на это место. Удивило, что и без того малое количество деревень в карте было подчеркнуто пунктирной линией, что означает нежилые населенные пункты. Нежилыми деревнями у нас в стране никого не удивишь. История 20 века основательно проехалась по аграрной России. Коллективизация, война, хрущевское "укрупнение"... Все это, вместе и по отдельности непосредственным образом способствовало распостранению картографического термина "нежилое". О драматическом смысле этого слова, рассматривая атласы как-то не думаешь, а вот когда оказываешься в таком месте и видишь все своими глазами, то лицом к лицу сталкиваешься с забвением и запустением. Лица у этих двух сущностей неприятные. И все-таки, с такими нежилыми масштабами в европейской части России как в шимозерском крае, нечасто сталкиваешься.
Увиденное в карте привлекло, возникло желание побывать на Шимозере. Вот только все как-то не складывалось. Каждое лето собирались с приятелями туда, и вдруг увлекались какими-то более известными целями для путешествий. А летом прошлого года все разом решили, что пора наконец побывать на Вепсской возвышенности.
Историческая справка: Вепсы - народ финн-угорской этнической группы. Многие исследователи предками вепсов считают племя весь. Русские летописи упоминают о ней в событиях, записанных под 859 и 862 гг., когда группа северных племен вначале сообща выступила против варягов, а затем призвала их. В «Повести временных лет» весь упоминается под 882 г. в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившемся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи. Территория проживания вепсов находилась в южном прионежье, в том месте заболоченных дремучих лесов, которые называются теперь Вепсской возвышенностью. В советские времена вепсов начали расселять из-за нежелания властей строить дороги и проводить электричество в места их проживания, а так же для уничтожения хуторского общежития, всех загоняли в колхозы. Район Шимозерья полностью обезлюдел в 70-е года ХХв. Подробно о вепсах можно почитать здесь - http://www.vepsia.ru

Нет худа без добра! За несколько лет планирования шимозерской поездки, удалось собрать массу интересных материалов об этих местах. Ну во-первых, Шимозеро относится к категории "периодически исчезающих озер". Нет, оно не пересыхает. Просто под озером находятся карстовые пещеры и в определенные промежутки времени, вода из озера уходит под землю. Старики вепсы нам позже рассказывали, что как-то до войны, вода ушла почти полностью. Местные жители ездили по дну озера на телегах запряженных лошадьми и руками ловили рыбу. В середине прошлого века, была даже высказана гипотеза о подземном канале между Онежским и Шимозером. В результате, когда падает уровень воды в Онеге, сравнительно небольшое Шимозеро реагирует строго по принципу сообщающихся сосудов. Сведений подтверждающих или опровергающих эту гипотезу я признаться не нашел.
Во-вторых, на дне и на берегах Шимозера много самородного железа. Наши предки активно использовали этот дар природы.
В-третьих, по информации от сотрудников ГИИ (Государственный институт искусствоведения), вепсы строили избы и деревянные церкви из дуба, даже после того, как Петр I объявил дуб стратегическим деревом и запретил простолюдинам использовать его древесину. Было известно, что на момент 60-70-х годов прошлого века, многие дореволюционные избы еще стояли. И в довольно приличном состоянии. Ну и наконец, манила глушь, девственные леса, масса рыбных озер. Что еще нужно? Надо ехать.
В июле 2008 года, давно планировавшаяся поездка наконец состоялась. Формат поездки наиболее точно характеризует термин "внедорожная экспедиция". Слово экспедиция более чем уместно. Никаких внятных сведений об уровне бездорожья и о достопримечательностях не было. В интернете почти ничего - один отчет от питерских велотуристов, да и то, до Шимозера они не доезжали. Гораздо больше сведений обнаружилось благодаря читальному залу Государственной Исторической библиотеки. Но все они были о славном прошлом, а что нас ожидало в настоящем? Пробиваться к Шимозеру мы решили с юга, от поселка Пяжелка. Место общего сбора назначили под Белозерском, в заранее условленном месте на берегу Андозера. В назначенный день, в стартовом лагере собралось 11 внедорожников из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы запланировали неделю на нашу авантюру и полагали, что этого времени хватит с лихвой. Зря мы так думали. И это при том, что все участники поездки отнюдь не новички на просторах северного бездорожья. Половина экипажей - призеры различных известных трофи-рейдов, еще половина - опытные путешественники по глухим местам. Тем не менее, к некоторым вещам мы не были готовы.

Технические подробности
В состав нашей колонны вошло два УАЗа 31519 на редукторных мостах, три UAZ Hunter'а, УАЗ 3160, длинный УАЗ 3153, Нива ВАЗ-21214, Toyota Land Cruiser 70, Nissan Patrol (Y60), Mitsubishi Pajero II. Все японцы - одногодки, 1992 года выпуска. Все машины были обуты в грязевую резину класса mud-terrain, 6 из 11 внедорожников были оборудованы лебедками. И абсолютно все автомобили были оборудованны рациями СВ-диапазона (27мГц). УАЗам на редукторных мостах отводилась роль локомотивов всей колонны. Как ни крути, а портальные мосты - вещь! Почти у всех машин были шнорхели для преодоления водных преград и конечно силовые бампера и пороги, дабы иметь возможность без оглядки пользоваться реечным домкратом. На всякий случай прихватили генератор, сварочный аппарат и болгарку. К счастью не понадобилось.

Белозерск, Крохино и игра в карты
Началось все замечательно. Первый день полностью посвятили знакомству с городом Белозерск, одним из древнейших городов нашей страны. Первые письменные упоминания о нем как о Белоозере, относятся к 862 году. На протяжении многих лет, Белозерск был процветающим городом, благодаря важнейшим водным путям русского севера проходившим через него. Да и ныне, Белозерск стоит на берегу Волго-Балтийского канала. В городе до сих пор функционирует один старый деревянный шлюз постройки 19 века. С деревянными воротами! Стоит еще упомянуть и о фильме Василия Шукшина "Калина красная", который снимался здесь же. Так например, Гостинный двор Белозерска, достаточно часто оказывался в кадре. И люди хорошо знающие фильм, узнают это здание. Вернее восклицают: "О как! Похоже на место, где Шукшин банкет заказывал". Местные жители с гордостью подтверждают: "Так это оно и есть". И любят рассказывать о том как проходили съемки.
Долго гуляли по белозерскому кремлю. Его отличают прежде всего стены. Вернее их отсутствие. Кремль Белозерска окружен высокими земляными валами. Разумеется он поставлен в самой высокой точке города. Когда забираешься на земляной вал, то открывается панорама всего города, только смотри в разные стороны.
После осмотра кремля, отправились на берег Волго-Балтийского канала. К тому месту, где до его строительства находилось село Крохино. Село было затоплено, но осталась видна церковь. Это опять к разговору об истории страны. Пусть такая, но вот она. Ее видно. Москва в этом отношении сильно сдала, исторический облик столицы все больше становится каким-то бутафорским.
Переночевав в лагере, ранним утром следующего для мы тронулись в путь на северо-запад, к Шимозеру. Нужно сразу сказать, что дорожным атласам и топографическим картам в этих местах лучше не верить. Совсем. Даже скачанному из интернета "Генштабу" с его подробнейшим масштабом. Деревни и села здесь вымирают на глазах. Как следствие, дороги зарастают лесом, а уж о дорожном покрытии и вовсе смешно говорить. По ухабистому грейдеру, мы неспешно ехали на запад, в сторону села Горка. Ухабистость и колдобистость такова, что у всех машин пружины и амортизаторы не справлялись. Мосты постоянно бились об отбойники.
В названиях нежилых и еще жилых населенных пунктов, присутствует ощущение какой-то безысходности: Верхний конец, Конец-Мондра, просто Конец, Пустырки, Крайнее, Задний двор и так далее. О процветании этих мест в свое время, говорят названия Великое село, Богатово, Старомуж и многие другие деревни, большая часть из которых давно уже нежилые. Избы в руинах, купола церквей обвалились вниз. Такая картина нам встречалась сплошь и рядом. История 20 века, она самая. Документально известно, что люди там жили с 9 века. Хорошо или плохо не нам теперь судить. Но веками жили и методы хозяйствования были традиционными. А потом, в период советской власти, эти места были объявлены "зоной рискованного земледелия" со всеми вытекающими последствиями.
Карты обещали нам приличную дорогу до самого села Горка. Обещали, да не тут-то было. Уже к деревне Конец-Мондра, скорость движения упала до 30 км/ч, под колесами хлюпало и чавкало. В самой деревне, дорожное покрытие лучше не стало. Сколько карт мы перетасовали. И "Генштаб", и двухкилометровки всех издательств, и километровки. Все врали! Даже в атласах автодорог России, наш путь показывался четкой красной линией. И все-таки, до последней жилой деревни перед Горкой мы доехали без проблем.
Конец-Мондровцы встретили нас радушно. Здесь живут всего три старушки. У них на три дома один черно-белый телевизор и один радиоприемник. Автобус сюда не доходит, до ближайшей остановки 7км пешком. Очень-очень редко, заезжает УАЗ-автолавка, только ему сюда и добраться. Было видно, что приезд новых людей стал событием в жизни деревни. Нам рассказывали историю места, приглашали в избу. Когда наконец мы стали прощаться, старушки спросили куда мы дальше? Мы ответили - в Горку. "Эвон вы собралися-то" - покачали головами конец-мондровцы, произнося слова с характерным вологодским оканием. "Не проедете здесь, никак не проедете. Разворачивайтесь и в объезд поезжайте. Километров 150 объезд-то. А здесь вы утопнете милые" - уверяли нас. Оказалось, что от Белозерска к Горке есть более или менее сносный грейдер, но он идет севернее и ни в одной карте его нет. Знать бы раньше.
Наматывать 150 лишних километров нам совсем не хотелось. За совет мы поблагодарили, но решили двигаться дальше. Ну что такого может быть ужасного? До Горки всего 25-30 км. Прорвемся. Да, о дороге говорить не приходилось, но поверьте, на соревнованиях трассы бывают куда более суровыми. Бездорожье нас не пугало, просто мы не планировали на этом отрезке нашего путешествия потратить массу времени. Поэтому предполагали проскочить до Горки за пару-тройку часов, а потом двинуться к Шимозеру. Ага, как же...

Бездорожье тормозило среднюю скорость движения колонны, так еще плутать пришлось. Основная просека дороги была затоплена благодаря болоту и бобрам, вокруг много каких-то отвороток (местное название съездов с основного пути). В картах их нет. Поэтому по наитию, с помощью GPS-навигатора и примерного вектора направления, мы пробовали двигаться вперед. Часто ошибались на развилках, приходилось возвращаться назад.
Жужжали лебедки, постоянно приходилось переходить на пониженный ряд передач. Хуже всего себя чувствовал Nissan Patrol. На заболоченном грунте, вес имеет огромное значение. Там, где УАЗы, Нива и ТЛК70 проскакивали без проблем, Pajero через раз садился, а Patrol садился всегда. И дело не в мастерстве водителя. И даже не в очередности прохождения участка (последним как известно тяжелее). Patrol'у мешала его масса и здоровенный картер заднего дифференциала, который часто создавал эффект плуга. При этом замечу, что машина была с боди-лифтом 5см, внешний диаметр колес 34 дюйма. О длине колесной базы не говорю, на этом отрезке пути данный параметр практически не сказывался на проходимости.
В добавок ко всему, на наши головы обрушился ливень. В конечном счете мы выбрались из болота и въехали в село Горка. На преодоление несчастных 30 километров у нас ушел весь день и половина запаса топлива. В наши планы такой расход топлива никак не входил. На Шимозере требовался максимальный запас горючки.
Уже ночью, пришлось делать крюк на юг в поселок Борисово-Судское. Там находится ближайшая АЗС. Отмахали 60км до заправки, потом 60км обратно, бодрости после этого, у нас хватило еще на несколько километров. Все, батарейки в нас сели. Под проливным непрекращающимся ливнем, экипаж головной машины объявил по рации, что пора завязывать с геройствованием. Нужно съезжать с дороги и искать полянку на которой поставим палатки. Так и сделали. Но есть у меня мысль, что если бы мы с дороги совсем не съезжали, и палатки поставили бы прямо на ней, то вряд ли это кому-нибудь помешало. Загруженность дороги нулевая. В лес мы отъехали метров на 500 от силы. Многие уснули прямо в машинах, некоторые заставили себя поставить палатки. Костер даже не пытались разводить. А в 8 утра, после недолгого 4-х часового сна, Коля "Муса" и Саша "Август" всех сподвигли удовлетвориться коротким сном . Дождь наконец-то кончился. Раскочегарив примусы, по быстрому обеспечили себе кофе и неизменную "противозачаточную лапшу" как многие туристы называют это чудо кулинарии, куда нужно лишь добавить кипятка и все ингредиенты с "Е" станут по уверениям изготовителя - идентичными натуральным.

Мы снова в пути. Цель была уже близка, оставалось менее 100 километров. Сразу за Пяжелкой, дорога вошла в лес. Опять началось плутание. Дорожки накатаны лесовозами, абсолютное большинство из них тупиковые, до вырубок. Не помогало даже пристальное рассматривание распечаток из программы Google Earth, слишком низкое разрешение. Мы снова положились на внутреннее чутье и направление. Хотя порой готовы были впадать в отчаяние от бесконечных кругов по шимозерским лесам. Как говорили когда-то "леший крутит". Действительно крутит.

Шимозеро
Потеряв около трех-четырех часов на плутания по лесу (не считая полезного времени пути), все-таки выехали на берег. Настроение было радостное. Как-то уж слишком заковырист оказался путь сюда.
Шимозеро достаточно внушительно по своим размерам, есть острова. Значительная часть береговой линии заболочена. А на лучших, высоких местах, мы действительно увидели избы давно покинутых людьми деревень.
Разбивать лагерь в неживой деревне не хотелось. Это кстати какое-то почти мистическое чувство. Я знаю многих путешествующих людей. Так вот, никто не любит останавливаться в покинутых людьми местах. Почему? Не знаю. Есть какой-то внутренний запрет, нежелание, настороженность.
Поляна для лагеря нам требовалась большая. Как никак 11 машин и по 2-3 человека в каждой. На поиски места ушло около пары часов. Здорово помогла радиосвязь. Разбредались группами по 2-3 машины в разные стороны и сообщали в эфире о впечатлениях. Место нашлось на западном берегу. И вот уже найдена сухая сосна, и уже горит костер, и висит над ним здоровенный котел в котором готовится классическое походное блюдо - картошка с тушенкой. Уже открыты бутылки с разнообразными напитками и звенят рюмки. Уже Влад "Синяя Борода" расчехлил гитару и первым номером взлабнул песню Евгения Маргулиса "Как в кайф иногда побыть холостым".
Рядом с нашей стоянкой, мы нашли набравшую воды лодку. Вычерпали воду и заткнули пробоину, одновременно с этим накачали привезенный с собой надувной "крейсер", примастырили к нему недавно купленный мотор и отправились к острову. Вечерний клев уже начался. Приятно когда рыба клюет. Пусть не слишком крупная, но вполне кулинарного калибра. Поздний ужин включал в себя окуневую уху и жареху из разных шимозерских рыбок.
Стали прикидывать планы на завтрашний день. Хотелось объехать озеро, посмотреть на остатки вепсских деревень и постараться пробиться к соседним озерам. Решили разделиться на три группы. Первая группа - рыбаки и домоседы. Сидят в лагере, сторожат его, а заодно и рыбу ловят. Желающие нашлись.
Вторая группа - пытается пробиться на Кривозеро. Судя по карте и имеющейся у нас информации, там стоит деревянная церковь 17 века, хорошо бы посмотреть и сфотографировать, если еще сохранилась.
Третья группа - объезжает вокруг Шимозера. Фотографирует все заслуживающее внимания. Поделившись на группы, легли спать. Около 9 утра выдвинулись в соответствии с планами.
Пока 2 и 3 группы держались вместе, доехали до двух церквей. Впечатление от них фантастическое. Среди деревьев, стоят две церкви, почти растворившиеся в лесу - каменная и деревянная. Как мы позже узнали благодаря людям ведущим интернет-ресурс "Храмы России" деревянная церковь - Георгия Победоносца, постройка завершена в1800г; каменная - церковь Иконы Божией Матери Знамение 1808г.

Деревянная церковь сохранилась лучше каменной, даже полы в ней не сгнили, по ним можно ходить, хотя и осмотрительно. А у каменной уже обрушается свод, рухнула часть соединяющая колокольню и основное здание храма. Самой колокольни тоже почти не осталось. В церквях кто-то иногда бывает. В алтаре стоит столик, на нем современная иконка, огарки свечей и книга-молитвослов. Возможно это охотники, или потомки людей живших здесь когда-то.
Рассмотрев и сфотографировав со всех возможных ракурсов церкви, колонны разошлись, каждая отправилась своим маршрутом.

Я был в колонне, которая отправилась на Кривозеро. Поначалу дорога была просто чудовищной. Nissan почти сразу пришлось оставить в лесу, а экипаж пересадить в УАЗ.
По ходу движения, путь становился все сложнее. И вдруг, дорога кончилась. Лес. Приехали.
Просека дороги заросла деревьями. Пилить их жалко, да и сколько ж их надо повалить при общей протяженности пути в 40-50 км? Уже развернувшись и направляясь обратно в лагерь, мы все находились в подавленном настроении. Охватило чувство досады. Не получилось, день потерян. А сколько часов потратили! Вернулись к оставленному Ниссану. Он сразу отправился в лагерь, а остальные машины остались подкачивать колеса, которые были приспущены для езды по болоту. И тут, Фрол - сын Коли "Мусы", самый юный и остроглазый участник нашей экспедиции, обратил наше внимание на то, что в паре километров от нас, на берегу Линжозера, обозначена "вроде как церковь". Мы стали глядеть в карту, но никак не могли понять о чем он говорит. А потом увидели. Действительно, на берегу Линжозера, в топографическом атласе Вологодской области с масштабом 1:200000 (в 1см - 2км), есть условное обозначение церкви. Вот только используемый символ непривычен для нас, оттого мы и не замечали его. Это кружок, а из него "растет" крестик. Так обозначались церкви и часовни в дореволюционных картах и в генштабовских картах СССР. Связав это с полным несоответствием карты и реальной местности (особенно дорог), мы пришли к выводу, что вообще весь этот квадрат, взят в современное издание из старых карт. Похоже топографическую съемку здесь просто не проводили давным-давно.

Линжозеро
Итак, благодаря Фролу, мы узрели новую цель. Раз пришлось возвращаться несолоно хлебавши с дороги к Кривозеро, то хоть доберемся до старинного значка церковки на Линжозере. Тем более, что тут всего-то 2-3 километра. Рукой подать!
Дорога как ни странно не заросла лесом, хотя по ней явно сто лет никто не ездил. Идет она по берегу Яндозера, буквально в 5-6 метрах от кромки воды. Дорогу четко обозначает насыпь, по большей части из камней. Поэтому и лес не вырос. Только не думайте, что мы ехали по автобану, насыпь местами размыло ручьями и речкой, а дорогу завалили упавшие старые деревья. Две бывшие у нас с собой бензопилы практически не глушили. Упавшие стволы были такими здоровыми, что в скором времени, цепи бензопил затупились, а баки опустели. Заправили и продолжили пилить уже тупыми цепями. Дело медленно, но продвигалось. Честно говоря, нам приходило в голову бросить все и идти дальше пешком, но во-первых азарт - великое дело, а во-вторых лес жутковатый. Совсем дремучий, даже птиц не слышно. С бензопилами да на машинах веселее. В скором времени, УАЗ 3160 пришлось оставить. Недостаточный внешний диаметр колес затруднял движение, ехать приходилось только на лебедке, а дело уже к вечеру. Поэтому оставив машину, Коля и Фрол пересели в УАЗ 31519. Который прошел реализацию всех стадий джип-тюнинга. Колеса с внешним диаметром 36 дюймов, плюс портальные мосты. Это здорово облегчило путь. В конечном счете, на нем одном мы и выехали к урочищу на Линжозере.
Что характерно, было время вечернего клева :) Что-то в эту поездку, мы постоянно к воде в эту пору приезжали. Но рыбу не ловили, хотя в Линжозере судя по всплескам ее больше и она крупнее.
От часовни или церкви, обозначенной на карте старинным символом, нас отделяла река. Было видно, что здесь когда-то был мост. А нас ожидало приключение. Нет, мы не отправились штурмовать реку на УАЗе. Противоположный берег напрочь зарос лесом, не выедешь. Зато мы опять нашли лодку. Как будто кто-то специально для нас оставил. Правда лодку на сей раз не затопленную, а вытащенную на берег и слегка заросшую мхом. И почему это нас не остановило? Весла тоже нашли. Спустили лодку на воду, я сел на весла, а Фрол, Коля и Антон расположились по разным ее уголкам или как это у моряков называется? Я значит гребу, и с ужасом вижу с какой скоростью наше судно набирает воду. Три человека-помпы не занятые греблей, быстро соображают что к чему, срывают с себя походные брезентовые панамы и начинают вычерпывать воду за борт. Нет. Неубедительно. Вода прибывает. Моя гребля уже стала спортивной, а возможно и спринтерской. Пассажиры на меня орут: греби ..! мы тонем ..!
Но завершилось все благополучно. Мы успели пересечь реку. Лодка ткнулась носом в противоположный берег, когда воды в ней было почти на треть. Про адреналин в крови слыхали? Так вот это был тот самый случай.
Нервно покурив, мы наконец углубились в лес.
Да, это была часовня. Об этом нам рассказали остатки стены иконостаса и вертикаль купольного креста. Стена на которой когда-то был иконостас оказалась глухой, алтарной части за ней не было. По этому признаку мы и определили часовню. Увы! Все разрушилось. Время. Сколько прошло? Неизвестно. Но полнейшее отсутствие человеческих тропок впечатление абсолютного забвения, позволило нам предположить, что лет 40-50 как минимум. Минимум - это с момента ухода или смерти последнего здешнего жителя. А часовня начала разрушаться скорей всего еще раньше.

В лагерь мы вернулись в ночи. А еще через час, вернулась колонна №2.
Местный житель
Вернулись и первым делом похвастались: «А мы в настоящей бане по-черному парились!».
- Где? Как?
- Нас местный житель пригласил.
- Какой еще местный житель?
Рассказ о путешествии второй колонны приведу полностью:
Проехали деревню Шимозеро – пусто и тихо. Деревня мёртвая. Следующие две деревни такие же безлюдные. Следов недавнего пребывания людей нет. Двигаемся дальше, выехали на восточный берег Шимозера и начали удаляться от берега в глубь лесов. Дорожек по лесу много разбегается, какая выведет на северный берег? Проверить можно только разведкой.
В процессе разведки обнаруживаем самую пожалуй интересную достопримечательность, в одной из брошенных деревень, проскакиваем УАЗик, который стоит около одного из домов, чуть в стороне от дороги. Сначала подумали, что показалось – вернулись. Надо же! И правда «козлик» стоит, мало того - номера московские. Подъехали к дому сигналим – никакого ответа, наконец, минут через пять из дома медленно выходит человек, лет 60-ти, сухощавый в очках. Речь интеллигентная. Из короткого разговора узнаём – москвич, зовут Александр Аркадьевич, живёт здесь девять месяцев в году. Сейчас машина сломана, починить сам не может – сорвал спину и полтора месяца сидит на озере безвылазно. Три специалиста Андрей «Нептунчик», Влад «Синяя Борода» и Даниил «Енот», быстро обнаружили неисправность в тормозной системе хозяйской машины. Подходящая трубка нашлась у Андрея и через сорок минут машина с отремонтированными и прокачанными тормозами была готова. 
Из рассказов Александра Аркадьевича:
Как начиналось
-Я впервые сюда с приятелем приехал. Лет двадцать назад. Место это я по какому-то внутреннему притяжению нашел. Мы сюда так забрасывались - до Бабаево, потом до Пяжозера, оттуда на попутках или пешком. Тут как сейчас - никого не было. Все дома стояли пустыми, некоторые с забитыми окнами. Только в один дом летом приезжали старые жильцы, как потом выяснилось. Мы выбрали дом поскромнее, нашли старую хозяйку, купили. Она конечно удивилась, но продала. Потом и жена моя приехала. Дом три раза отскребали. Первый сезон – когда печку наладили, а сами в палатке жили. В доме старая хозяйка – Настя жила вместе с козами, а сама на печи спала. Запах стоял такой, что не продохнуть. Сколько лет дом пустым стоял, а запах не выветрился! В конце-концов дом отмыли, выветрили и стали приезжать сюда каждый год.

О себе.
Я – турист, водник. Когда-то работал начальником группы на ускорителе, получал 220 рублей в месяц. Живу здесь на Шимозере месяцев девять в год. Я и зимовал тут. Жене обещал к Новому году приехать. А ноябре как дунуло и все, снега метра полтора - думаю надо выходить,  на лыжи встал и пробил дорогу напрямик через озёра, а морозов в тот год не было. На четвёртый день смотрю, а подо мной лёд ломается даже и без рюкзака. Пришлось маршрут перекладывать. В начале декабря начал прокладывать лыжню на Пятую Ветку, километра по два в день, по моим подсчётам я там километров восемнадцать экономил. Сил не хватило, в самом конце в лесу, такие овраги, что через них и летом не пройти, а у меня они на дальнем конце – 17 километров от дома. Жена ко мне потом в конце января с племянником на лыжах добралась, испугалась. Они до Шимозера на 66-ом ГАЗоне добрались, весь бензин сожгли.

О Шимозёрье.
Раньше, в 50-х и 60-х годах, здесь все в колхозе работали. Народ бедно жил, убого. Забор к забору дома стояли, и все участки в постройках.
Это сейчас за помидорами и огурцами можно в Пяжелку съездить. А раньше ничего ж не было.
В начале девяностых была такая тема – возрождение малых народов. Вот и здесь          лесопилку поставили, думали возрождать. Но почему-то набрали уголовников работать – они в брошенных домах в  деревне Шимозеро жили. Коля тут был такой, вепс, он и затеял всё это. Да что-то дело не пошло. Беспроцентных кредитов набрали и всё. Потом фермеры какие-то приезжали с Ошты – смеялись мы над ними – ничего они делать не умели и учиться не хотели.
Правда ли что вода уходит? Правда. Вода в «Черную яму» уходит. «Чёрная яма» здесь рядом,  27 метров глубиной. Она связана с карстовой полостью в неё и уходит озеро. За двадцать лет два раза уходило почти совсем. Сейчас вода высоко стоит метра на два выше чем раньше. По соснам видно -  в воде стоят, погнили все, а им лет по пятьдесят.

О природе.
Морошки мало тут, цветёт хорошо – целые болота, а не плодоносит, только мужские цветы. А вот грибов! Один раз пятнадцать вёдер привёз на УАЗе.

Как живётся.
Генератор у меня здесь. Компьютер. Вот архив фотографий – хочу сделать определитель грибов, здесь одних подосиновиков четыре вида. А ещё составляю атлас растений Русского севера – вместе с женой работаем. Весной, летом и осенью фотографируем, а зимой архивы разбираем и описываем.

Шимозерское диво
Чуть позже Александр Аркадьевич отвел всех на «Чёрную яму». Обычная с виду протока только заканчивается совершенно круглым заливом диаметром метров в 50. Это и есть «пробка от озера». Александр Аркадьевич говорит, что перед тем как озеро «засосать», «Чёрная яма» начинает вибрировать и вся рыба уходит в дальнюю часть озера которая не сливается.
Потом мы пригласили единственного жителя Шимозера к себе в лагерь накормили обедом, а он пригласил нас вечером попариться в настоящей бане по-черному.
 Баня была офигенная! Потом было чаепитие в доме у гостеприимного хозяина. К чаю было предложено варенье из местной малины, земляники и голубики.
Вепсский край
Предпоследний день нашего пребывания на Шимозере, мы решили целиком посвятить «матрасному» отдыху. Ловили рыбу, искали редкие еще в июле грибы. И ведь нашли! С того и началось, что кто-то у своей палатки белый гриб увидел. Собрали немного, но на суп хватило. После обеда поняли – сидеть на месте невозможно! Наиболее непоседливые решили прокатиться по окрестностям. Для начала, решили поискать альтернативный путь на Кривозеро. Не нашли. Зато нашли неплохую дорогу к Шимозеру, которая ведет от деревни Григорьевская. От Григорьевской до Шимозера километров 60-70. Дорожная насыпь укреплена камнями и двигаться по ней может даже легковушка. Правда только в сухую погоду. Свидетельством этого сразу же стал обнаруженный в одной из брошенных деревень новенький  Ford Fusion. Без номеров.
В общих чертах, все выглядело так: Мертвая деревня уже зарастающая лесом. У дома который сохранился лучше всего стоит новенький Форд без номеров. Учитывая, что в пределах 150 км вокруг, есть по крайней мере пара тюрем, мы могли предположить, что случаются и беглые. А раз случаются, то тут им скрываться – одно удовольствие. Искать некому, а укромных мест навалом. Про машину без номеров мы естественно подумали: угнана. Сфотографировали Vin, позже передали знакомому сотруднику ГАИ вместе с данными о месте где ее видели. Он в свою очередь передал все в Вологодскую область.
Кроме Форда, увидели мы и мотоцикл Иж с коляской. Сидение и коляска были зачехлены, но на мотоцикле давно не ездили. Об этом говорила высокая трава вокруг него. Номеров так же не было.
Но с мотоциклом все разъяснилось позже. Вечером, на противоположный берег где и был найден ИЖ, выкатил ГАЗ-66. Это мужики из д. Григорьевской приехали рыбу ловить. Мотоцикл кого-то из них. Он тут «живет». Они приезжают и чтобы «шишигу» не гонять и бензин не жечь, передвигаются на нем вокруг озера, насколько дороги позволяют. Рыбаки выволокли из кустов лодки которые лежали неподалеку от мотоцикла, поставили на них моторы и первым делом приехали к нам, на наш костерок. Приехали поздороваться и узнать кто такие. Далее произошел странный разговор. Нас спрашивали где мы рыбу ловим и чем, сетями? Мы говорим нет, удочками и спиннингами. Мужики призадумались и спросили: «вы охотники что ли?». Мы ответили отрицательно. Тогда мужики еще подумали, но видимо потерялись и спросили: «а зачем же вы сюда приехали?». Ну мы объяснили как могли, но похоже нас так и не поняли. Туристов здесь не бывает, так что рассказ наш был в диковинку.
Костёр в лагере у нас горел до утра. Были песни у огня, и грусть оттого, что всё кончается и завтра нам надо уезжать. Утро выставило полный набор северных кучевых облаков на голубом небе, а солнце мягко освещало их, как будто приглашая нас остаться  в этом безлюдном крае. Но свободное время кончилось, мы должны возвращаться в наши тесные и пыльные города. О том, насколько не хотелось уезжать, может свидетельствовать такой наш поступок, как бросание монеток в воды Шимозера. Никогда такого не делали, а тут вдруг решили вспомнить давнюю примету. Очень хочется вернуться!  
В середине дня все собрались и начался наш долгий путь домой. Заехали попрощаться с Александром Аркадьевичем. Взяли его московский номер телефона, чтобы повидаться зимой, когда он приедет в столицу. Приятное впечатление на нас произвела бронзовая табличка на одном из домов. Это память о людях которые жили здесь. Табличку на доме установили их дети и внуки.
Обратно поехали по уверенной и приличной дороге к деревне Григорьевская. Рядом с ней, на Пяжозере сфотографировали деревянную церковь 18 века. Тоже весьма хорошо сохранившуюся. Рядом с церковью два или три дома. Это место уже называется Макарьевское. Говорят, что здесь иногда проходят фестивали вепсской культуры. Поются вепсские песни, демонстрируются народные костюмы и промыслы. Бог даст, может доведется побывать.
На Шимозеро действительно очень хочется вернуться.
Да будет так! ;)
Фотоальбом: http://picasaweb.google.com/JeepUser/LGRgYJ#

Сергей Баранов. Октябрь 2008.


Комментарии: Ваш комментарий:
2013-03-16 22:24:32 | Сергей | E-Mail
Спасибо, ребята, что вы есть! Молодцы!



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;