На границе Польши и Словакии Автор: Бекетов Константин
Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
О Т Ч Ё Т О ВОДНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ ПОХОДЕ ПЯТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ РЕКА УРИК, ВОСТОЧНЫЙ САЯН
Клуб экстремальных видов спорта “X-klub”
г.Прокопьевск, Кемеровская область
О Т Ч Ё Т
О ВОДНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ ПОХОДЕ
ПЯТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
РЕКА УРИК, ВОСТОЧНЫЙ САЯН
С 27 ИЮЛЯ ПО 13 АВГУСТА 2007 ГОДА
I. Оглавление 2
1. Оглавление
2. Справочные сведения о походе
3. Общегеографическая и туристическая характеристика района похода
4. Организация похода
5. Техническое описание маршрута
6. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
7. Материальное оснащение группы
8. Смета похода
9. Карты, схемы маршрута
10.Данные GPS
11. Маршрутная книжка - в приложении
12. Электронная версия отчета - в приложении
II. Справочные сведения о походе
Проводящая организация
Поход был организован клубом экстремальных видов спорта “X-klub” города Прокопьевска. (653004, Россия, Кемеровская область, город Прокопьевск, ул.Ноградская ,11)
Страна, республика, край, область, район проведения похода
Поход проходил в Российской федерации, первая половина маршрута – по Республике Бурятия, вторая по Иркутской области. Географический район – Восточный Саян, река Урик.
Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма
Категория сложности похода
Протяжённость активной части похода, км
Продолжительность
Сроки проведения
общая
ходовых дней
водный
5
209
18
12
27.07-13.08.07
Уровень воды – средний, низкий
Маршрутная книжка № 0-65-07 выдана МКК Сибирского Федерального Округа г.Новосибирск 12.06.2007 года.
Подробная нитка маршрута
Город Прокопьевск – город Слюдянка – река Улзыта (левый приток р.Ока Саянская) – река Урик (2 км выше левого притока вытекающего из озера Газар-Аманай-Нур) – река Большая Белая (3 км ниже устья Урика) – город Черемхово – город Прокопьевск.
Рис. 1 Обзорная карта района похода
Определяющие препятствия маршрута
№
Вид препятствия
Кате-гория
труд-ности
Длина
Характеристика
препятствия
Путь прохождения
I
Ущелье Дикий Урик
4
15 км
1.
Порог “Предбанник”
3
60 м
Согласно лоции, выделяется на об-щем фоне шиверы более крутым пере- падом
При общем повыше-нии уровня воды в реке, не идентифи-цирован, пройден по-ходной колонной.
2.
Порог “Трехслойный”
4
1500 м
При высоком уровне воды – мощная ши-вера с валами до 1,5 м, локальными боч-ками, сливами. Крайний слив 1,3-1,5 м
Проходим походной колонной. 1-й кат страхует спасконцами в улове после крайнего слива. Фото-видеосъемка
3.
Порог “Монумент”
4
350 м
Порог слаломного типа, с локальными бочками, на выходе горка через ворота из 2-х валунов шири- ной 4 метра.
Проходим поочередно, по основной струе, ближе к правому берегу, по горке через ворота. Страховка спасконцами. Фото-видеосъемка
II
Хара-Жалгинский каньон
5
5 км
4.
Порог “Отпадный”
4
100 м
Основная струя си-льно изломана многочисленными надводными камня-ми. На повороте с правого берега огромный валун, в который бьет вся струя. Сильный навал.
Проходили вдоль левого берега, с середины порога смещались в центр, уходя от навала на глыбу с правого берега. За порогом улов слева. Страховка. Фото-видеосъемка.
5.
Порог “Ловушка”
3
80 м
Горка, выделяется большим уклоном, слалом между камнями
На общем фоне шиверы не заметили этот порог и прошли походной колонной.
6.
Порог “Поворотный”
5
150 м
Начинается за пра-вым поворотом разгонной горкой с большим уклоном. Вход левой протокой слалом между камнями, сливы, в конце порога в центре стоит огромный валун, на выходе слив не более 1 м.
Проходили по основ-ной струе, от валуна уходили влево, чалка на правом берегу. Страховка. Фото-видеосъемка.
7.
Порог “Пирамида”
1 ступень
5
20 м
Два мощных слива с интервалом 5 м. высота 1-го около 2 м., 2-го около 1,5 м
Проходили по центру, после 2-го слива уходили к левому бе- регу к чалке. Страховка. Фото-видеосъемка.
8.
Порог “Пирамида”
2 ступень
5
20 м
Слив около 2 м, запертый огромным валуном. Сливы справа и слева не более 1 метра.
Габаритный непроход. Обнос по левому берегу.
9.
Порог “Первый поцелуй”
5
120 м
Горка с изломанной линией движения че-рез двое ворот со сливами по 1 м.
Проходили по основ-ной струе. 1-й экипаж без страховки, т.к. река входит в каньон.
10.
Порог “Проводка”
1 ступень
5+
50 м
Горка с падением около 5-6 м, узкие ворота из надводных камней, негабарит-ные для катамаранов
Осмотр и тяжелый обнос по скалам и крупным глыбам лево-го берега.
11.
Порог “Проводка”
2 ступень
5+
80 м
Практически та же ситуация, продрать-ся можно, но трудно, также есть риск уйти в теснину, где живет Философский Каме-нь, а мы решили туда не ходить.
Один из членов коман-ды с помощью альп. снаряжения прошел через бом на другую сторону, закрепил веревку. Проводим катамараны вдоль скалы, по веревке.
12.
Порог “Философский
камень”
5+
50 м
Скальный коридор шириной 5 м перего- рожен огромным камнем с сильным навалом на него всей реки. Ударяясь о него река разделя-ется и узкими протоками сифонит в щели справа и слева, создавая большую опасность для целостности судов и жизни экипажа.
Учитывая опыт групп, проходивших через Ф.К., и приняв во вни-мание, что как водная преграда, это препя-тствие интереса не представляет, решили обнести суда через перевал на левом берегу. Теперь можно об этом рассказать людям. Обнос чрез-вычайно сложен. Необходимо иметь 60 м веревки, карабины, спусковое устройство.
13.
Порог “Избавление”
5
100 м
Река делится огромным камнем на две протоки.
Проходим левой протокой, старт ниже валуна.
14.
Порог “Последнее пристанище”
4
300 м
Продолжение преды-дущего порога. Слалом между камнями. В центре и выходе два слива высотой около 1 м.
Проходим поочередно.
Страховка. Последний раз в каньоне видео-съемка.
15.
Порог “Рок-н-ролл”
4
100 м
Расположен на правом повороте на выходе из скальных ворот. 2 протоки разделенных остро-вом. Правая мелко-водная канализация, левая – мощный поток, в конце огромный котел в котором стоит не обходной зуб.
Слились по правой канализации. Чалка на левый берег в улово.
16.
Порог “Харакири”
5+
350 м
Через 20-30 м от предыдущего. S-об-разный поворот реки. Все забито надводными камня-ми в шахматном порядке. Выбрать линию движения практически нево-зможно, любая кон-чается непроходом.
Обнесли 80-100 м до левого поворота. Обнос очень тяжелый по крупным глыбам и завалам деревьев. Тюлений старт со скалы левого берега прямо в слив с бочкой, из которой надо активно выходить, чтобы не “лечь” прямо в ней. Жесткий сла-лом, несколько сливов, все по основной струе.
17.
Порог “Змейка”
4
150 м
Все русло забито огромными валуна-ми. Основная струя идет вдоль правого скального берега. На выходе мощный слив, в котором по центру лежат два обливняка.
Проход по основной струе вдоль правого берега. На выходе обливняк проходили справа. Прошли походной колонной. Видеосъемка с катама-рана.
III
Амбартагольский каньон
5
3 км
18.
1 ступень
5
750-800 м
Начинается входной шиверой метров 200-250, проход под правым берегом ока-нчивается сливом около 1,5 м Далее быстроток, струя смещается к право-му берегу, где распо-ложен 2-х метровый V образный слив с обливной плиты. Ши рина 4 метра. Левая кромка простая, но под водой угадыва-ется обливняк. Пра-вая кромка слива ху-же, изломанна над-водными и подво-дными камнями и значительно уже. Метров через 9-10 по центру стоит огромный чемодан, на который прили-чно наваливает, от него влево и вправо сливы 1,5 метра. Да-лее серия мелких по 1,0 м сливов вдоль левого берега по ос-новной струе метров 300, с уходом в це-нтр и далее к пра-вому берегу. Чалка на левый берег за троллейбусом.
Входную шиверу про-ходим ходом. Далее просмотр, страховка основных сливов. 1-й слив проходим по правой части, уход от валуна влево, далее по струе, чалка на левом берегу за огромным троллейбусом. Фото-видеосъемка.
19.
2 ступень
5
250 м
Проход по основной струе между огром-ными чемоданами, от левого берега к правому, затем вдоль правого берега, потом по центру. Локальные сливы, бочки. Завершает 2-ю ступень слив вы-сотой 1,5 м прямо под правым берегом. Чалка к левому берегу в улово.
Двигаемся по осно-вной струе, ее видно с наплыва, вариантов прохождения не мно-го. Зигзагообразный слалом, надо работать с полной отдачей. Страховка после последнего слива. Фото- видеосъемка.
20.
3 ступень
5
600-700 м
На заходе жесткий слалом, три слива по более 1 м высотой по ходу слева направо, затем вся река уходит узким пото-ком вдоль правого скального берега. В струе несколько неприятных облив-няков, большинство которых не обхо-дятся в следствии узости и большой силы потока. Далее основная струя ухо-дит в центр, в ворота из нескольких огро-мных глыб шириной не более 3-х метров, посередине которых стоит приличный зуб. Далее слив, простой быстроток. Уход влево под скалу на страховку или вправо к чалке.
Проходим по осно-вной струе через сливы, “собираем” об-ливняки, далее через ворота, уходя от зуба. 1-й экипаж на страховку, остальные к правому берегу, чалка.
Фото- видеосъемка.
21.
4 ступень
150 м
Начинается двумя мелкими сливами вдоль правого бере-га, потом резкий уход влево. Основ-ной поток проходит между скальной сте-ной левого берега и огромной плоской глыбой в центре реки как в трубе на протяжении 10-12 метров. Через 10 м после “трубы” слив через все русло у левого берега высотой 1,5-2 метра с приличной бочкой.
Проходим поочередно намеченной траекто-рией. Страховка после финального слива. Фото-видеосъемка.
IV
ВОДОПАД
Обнос!
14 м
высота
За несколько км до водопада начинается красивый скальный коридор. Метров за 500 видно, что с левого борта долины спускается осыпь бурого цвета. Под ней водопад.
Чалка за 100 м до водопада, обнос по правому берегу.
V
Чертово ущелье
4
1 км
22.
“Чертики-1”
2
100 м
Быстроток, неболь-шие отбои от скал вдоль берега, один или два незна-чительных маневра. В конце небольшой слив.
Прошли походной колонной
23.
“Чертики-2”
4
100 м
Река с огромного плеса метров 100 шириной свали-вается в узкую протоку не более 10 метров шириной и с силой бьет в огромный обливняк, что создает мощный вал высотой около 2 метров. Слева чис-тый проход шириной с катамаран, с права полуобливной ка-мень.
Обходить слева не стали, посчитали, что это не спортивно. Выставили страховку, пошли в лоб. Фото- видеосъемка.
24.
“Чертики-3”
4
200 м
Через 300 метров от предыдущего. Река входит в узкое ущелье с низкими скальными берегами. На входе слив с бочкой по центру, далее не очень сложный слалом.
Все прошли чисто, заходя по центру в бочку и далее по основной струе. Страховка спасконца-ми. Фото- видеосъемка.
6. Сведения об участниках похода
№
Фамилия,
имя,
отчество
Год
рожде-ния
Адрес
Водно-туристский опыт
Обязанности,
средство сплава
1.
Зенкин
Леонид
Владимирович
1960
г.Прокопьевск
zenkinl@mail.ru
Кантегир 4р (2003); Ока Саянская 4р (2004); Улуг-О 5р (2006); Чуя 4 р (2007)
Руководитель,
Кат-1 капитан
Фото-видеооператор
2.
Плешивцев
Иван
Николаевич
1978
г.Прокопьевск
Кантегир 4у (2005); Улуг-О 5у (2006); Чуя 4 у (2007)
Кат-1, матрос
Страховка
3.
Ткачук
Александр
Владимирович
1963
г.Прокопьевск
Кантегир 4у (2003); Ока Саянская 4у (2004); Улуг-О 5у (2006); Чуя 4 у (2007)
Кат-2, капитан
Рем.мастер
4.
Бенчук
Александр
Михайлович
1959
г.Новокузнецк
Кантегир 4у (2001);Улуг-О 5у (2006); Чуя 4 у (2007)
Кат-2, матрос
Страховка
5.
Угольков
Андрей
Юрьевич
1970
г.Прокопьевск
Кантегир 4у (2003); Улуг-О 5у (2006); Чуя 4 у (2007)
Кат-3, капитан
Фото-видеооператор
6.
Зенкин
Алексей
Леонидович
1987
г.Прокопьевск
Кантегир 4у (2003); Ока Саянская 4у (2004); Улуг-О 5у (2006)
Кат-3, матрос
Фото-видеооператор
7.
Краюшкин
Андрей
Анатольевич
1964
г.Прокопьевск
Кантегир 4у (2003); Ока Саянская 4у (2004); Чуя 4 у (2007)
Кат-4, капитан
Страховка
8.
Арыков
Андрей
Владимирович
1977
г.Прокопьевск
Ока Саянская 4у (2004); Улуг-О 5у (2006); Чуя 4 у (2007)
Кат-4, матрос
Завхоз
Участники похода
дрес хранения отчета, наличие фото и видеоматериалов
Отчет хранится в библиотеке МКК СФО по адресу: 630099, г.Новосибирск, ул.Коммунистическая, 3. Имеется более 200 фотографий и около 40 минут смонтированных видеоматериалов.
Отчет рассмотрен МКК
Отчет рассмотрен МКК Сибирского Федерального Округа г.Новосибирск (шифр МКК: 154 – 00 – 666656555)
III. Общегеографическая и туристская характеристика района похода
Географическое положение и туристские особенности района
Восточный Саян – сердце Сибири, по праву считается одним из самых красивейших уголков России. Горный хребет - Восточный Саян протянулся от южной части Красноярского края, через Иркутскую область и Бурятию. Здесь берут свое начало многочисленные горные реки бассейнов Енисея, Ангары, Селенги, озера Байкал. Вся эта территория занимает площадь свыше 200 тысяч квадратных километров.
Рельеф Восточных Саян сложился в результате тектонических движений, разломов, а также интенсивной эрозии. Северо-Восточные склоны Восточных Саян пологи и изрезаны многочисленными реками ( Урик, Китой, Онот, Б.Белая и т. д. ). Характер долины Урика типичен для Саянских рек – в низовьях и у истоков они широки, пойма заболочена, зато в среднем течении сжаты скалами с многочисленными порогами. Река Урик берет свое начало с Гарганского хребта. Высшая точка – 2788 метров. Хребты имеют альпийскую форму рельефа: резко выступающие пирамидальные пики, острые гребни, разрезанные ущельями. В бассейне верхнего течения реки Урик на высоте 1800 - 2200 м расположено обширное плоскогорье. Но уже через 25-30 километров река входит в узкое ущелье и уже не выходит из него почти до самого устья при впадении в р.Большая Белая. Температура воды в реках от 4-6 в верховьях до 8-12 градусов в нижнем течении.
Климат Восточных Саян резко континентальный, обусловленный положением вблизи центра Азиатского материка. Несмотря на высокую дневную температуру (максимальная в большинстве районов - +35 С), ночью возможны заморозки. Основная часть осадков выпадает летом (80-90%). Продолжительность солнечного сияния 1500-2000 час/год. Наименьшее число солнечных дней в декабре, наибольшее - в июне. Первые снегопады наблюдаются во второй половине августа (из архива отчетов). Переход среднесуточной температуры через 0 в северных предгорьях происходит в середине октября. Снеговая линия располагается на различных уровнях, достигающих местами 3000 м.
Нам с погодой очень повезло. Из 13 дней проведенных на реке дождь шел 2 ночи, не мешая нашему графику. И три-четыре раза днем по часу грохотала гроза.
Реки Восточного Саяна чрезвычайное бурные, со стремительным течением, порожистые. В среднем течении реки Урик находится красивейший водопад через всю реку высотой 14 м. Наибольший уклон Саянские реки достигают в верхнем и среднем течении. В совокупности с сужением долины в ущельях и каньонах, там создаются благоприятные условия для формирования порогов различной сложности. Все основные препятствия Урика расположены в двух каньонах: Верхнем Хара-Жалгинском и нижнем Амбартагольском. Спокойное течение река приобретает, вырываясь из горных хребтов.
Растительность Восточных Саян и в частности долины Урика весьма разнообразна. В верховьях наибольшее распространение получила лиственница, береза, осина, тополь, ольха. Ниже появляется пихта, кедр, в среднем течении и ниже появляются сосновые боры. Верхняя граница леса доходит до 2400 м. Выше растет кустарник и карликовая береза.
Животный мир и его разнообразие определяется труднодоступностью района и локальностью климатических и растительных особенностей. Водятся бурый медведь (видели многочисленные следы), изюбр, кабарга, лось (находили сброшенные рога), белка, бурундук, соболь, куница и др. Из пернатых: рябчик (очень много по склонам гор), глухарь, тетерев, куропатка, Реки изобилуют хариусом. Мы в верховьях ловили экземпляры длиной до 0,5 метра и весом более 1 килограмма. К сожалению ни ленка, ни тайменя нам поймать не удалось.
В туристском отношении район очень освоен. Это произошло из-за доступности и относительной простоты заброски. Если идти реку с верховьев, то тебя доставят на автомобиле прямо на воду. Нами на маршруте было встречено 5 групп разной численностью от 4 до 15 человек из Москвы, Петербурга, Красноярска, Хабаровска и Саратова. Присутствовала практически вся география нашей страны.
Варианты подъезда и отъезда, характеристика транспортных средств
Железнодорожный транспорт
Со станции Прокопьевск до станции Слюдянка добирались традиционно, железнодорожным транспортом. Поезд Новокузнецк – Владивосток отправляется по нечетным дням в 17:30 местного времени. Время в пути 41,5 часов. Прибываем на станцию Слюдянка в 11:05 местного времени. Стоимость проезда в плацкартном вагоне 1500 рублей. Стоимость постельного белья входит в стоимость билета.
Обратная дорога начинается со станции Черемхово. Поезд Владивосток – Новокузнецк отправляется по нечетным числам в 23:58 часов московского времени или 04:58 местного. Как это было ни странно, но мы спокойно приобрели билеты в плацкартный вагон. В 2004 году нам это сделать не удалось, и мы ехали в купе. В настоящий момент разница между плацкартом и купе достигает 2,4 раза (плацкарт 1500, купе – 3600). На станцию Прокопьевск поезд прибывает также по нечетным числам в 16:30 местного времени. Время в пути 36,5 часов .
Автомобильный транспорт
Слюдянка – Урик
Заказывать машину в Слюдянке лучше все-таки заблаговременно. В основном, на станции чаще дежурят какие-то машины, но в этот раз, кроме нашей, никого не было. Жалко терять время. Мы договаривались с водителем по телефону. Машина "УАЗ", таблетка, Анатолий, телефон домашний 8-3015051593, sesegma2004@rambler.ru. Мегафон 8-924-655-47-99. Водитель живет в Орлике, поэтому знает все дороги в округе. Правда, за нами приехал не он, сам не смог, послал такую же машину. Хозяин бурят, молодой парень, звать Зорик. Нам понравился. Время в пути заняло 11 часов с остановками на обед, отдыхом водителя (ехал к нам всю ночь) и купанием в ручье (жара!). Маршрут: Слюдянка – Монды – 95 км дороги от Монды в сторону Орлика – правый приток Оки, Улзыта. Стоимость проезда: по телефону – 10 тысяч рублей. На месте оказалось, что 12. Аргументация – водители из Слюдянки берут по 2000 рублей с человека. Мы предложили 11. Зорик согласился не торгуясь.
Р.Большая Белая – Черемхово
Вопреки написанным в отчетах заявлениям, что местные в устье Урика на Б.Белой встречают проплывающих туристов, мы не наблюдали. К сожалению. Пришлось выходить на трассу и ловить машину. Машины не останавливаются, никакие. Через час договорились с водителем ВАЗа, он увез двух человек в п.Голуметь. Там нашли бортовой УАЗ и нарушая правила дорожного движения (перевозка людей запрещена) доехали до г.Черемхово.
Можно плыть дальше на 20 км по реке Б.Белая до автомобильного моста и уехать с трассы "Онот-Голуметь". Машин там несравненно больше, но на эти 20 км уйдет еще целый день скучного сплава.
Аварийные выходы с маршрута
Аварийных выходов с маршрута не много:
Подняться вверх по р.Зун-Холбо – правый приток Урика после Хара-Жалгинского каньона и выходить на дорогу, ведущую в Орлик.Иногда реку посещают местные жители верхом на лошадях. Следы лошадей встречали в разных местах Урика.Напротив устья р.Даялык стоит ПСП “Соболь”. Но хозяева там, по-видимому, редкие гости.После “Чертова ущелья” начинают встречаться моторные лодки с местными жителями из Инги и Голумети. Возможно договориться с ними об эвакуации до ближайшего поселка.
Изменения маршрута и их причины
Изменений маршрута не было.
Поисково-спасательная служба
Южно-Байкальский поисково-спасательный отряд
664050 г.Слюдянка, ул Мостовая 2А, тел. 8-39544 - 51911, Гулевич Виктор Павлович. Добраться до здания, в котором находится ПСО, довольно просто: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении города Иркутска ( на запад ), перейдя через ж/д мост, пойти по берегу реки Слюдянка в сторону Байкала, к железному ангару, который виден уже от моста, в деревянном зеленом доме рядом с этим ангаром располагается ПСО.
При регистрации группы дежурный по ПСО меня неприятно удивил. Он долго спрашивал – где такая река Урик (!?). Зато очень долго по рации выяснял, куда направились какие-то поляки. Контрольный срок записал, но думаю чисто формально.
ПСП “Соболь” находится в устье р.Даялык на левом берегу Урика. Все чисто, ухожено, но из всех мною прочитанных отчетов, там никогда никого никто не встречал. Пункт этот, как указано в каком-то документе, приклеенном на стене, принадлежит почему-то авиаотряду.
IV. Организация похода
Выбор маршрута, цели и задачи
Наш клуб молодой (не смотрите на возраст участников). В группу единомышленников мы объединились сравнительно недавно. Большинство членов нашей команды имеет не так много водного туристического опыта. Но, тем не менее мы “растем”. В прошлом году нами была пройдена река Улуг-О, Республика Тыва. При поисках нового маршрута, выбор пал на реку Урик не случайно. В спортивном плане, мы хотели бы пройти чистую пятерку, и этот маршрут является очередным этапом в росте мастерства и опыта членов команды. Нам очень нравятся Саяны, а после ознакомления с отчетами и техническими описаниями других групп по реке Урик, наше желание только окрепло. При подготовке к походу и в процессе прохождения маршрута мы пользовались отчетами Демидова, 1998 г., Айбатулина, 2000 г., самодеятельной группы туристов г.Ярославля, Рыбинска, Москвы, 2005 г. Следует отметить, что наиболее полное описание дает Демидов, иногда до мельчайших подробностей, и главное точно описывая детали препятствий. Что не скажешь о большинстве. Например, как минимум в пяти отчетах Амбартагольский каньон делится на ступени, как кому видится и вздумается.
План похода оказался очень удачным. Нами пройден весь маршрут без изменений и даже на два дня быстрее, чем было запланировано графиком, без риска для безопасности членов команды.
В 17:28 по местному времени шумно загрузились в вагон. Проводники (новички, впервые в поездке) с ужасом наблюдали, как во чреве подведомственного им вагона исчезает огромная гора всякого бутора, рассчитанного всего на 8 пассажиров. С удивлением констатировали факт, что все это куда-то поместилось и, что у нас даже имеются дополнительные багажные билеты.
29.07.2007 года, воскресенье День 3-й
Станция Слюдянка – 91 км трассы Монды – Орлик – река Узлыта – река УРИК
В 11:05 по местному времени прибыли в Слюдянку. Вышел провожать весь вагон. Наверное сильно мы им надоели за два дня. У вагона меня нашел водитель машины, но не тот, с которым мы договаривались, другой, бурят, звать Зорик. Машина подана. Это приятно. Подошли с грузом. УАЗик-таблетка присутствовала, но… без багажника, как договаривались и с пассажирскими сидениями внутри. Загрузить всех и весь груз на первый взгляд нереально. После недолгих переговоров с водителем, выяснилось, что он не против любой трамбовки членов экспедиции и их вещей в свою машину, чем мы и занялись. Через 15 минут мы поняли, что получается. Не получался только последний желтый драйбег, отчего в конце пути дверь у машины выгнулась в обратную сторону. Загрузились. Маршрут по Слюдянке: магазин (хлеб на первые два дня, перекус на дорогу) – ПСС (регистрация, контрольный срок 14.08) – купание в Байкале (ну это понятно).
12-45 Выполнили все намеченное и выехали из города. До цели 345 км.
16-30 Дикая жара. Мы уже похожи на омулей горячего копчения, которых мы съели 3 часа назад. Водитель не выдержал нагрузок и спекся. Попросил пол часа на сон. Он сам из Орлика и ехал к нам всю ночь. Остановились на берегу ручья, купаемся.
21-30 91 км от пос. Монды. Поворот на дорогу по реке Улзыты. Во многих отчетах написано, что это “ужасная дорога”. Если вы никогда не ездили на реку Кантегир, вы не знаете, что такое ужасная дорога. А это – просто магистраль, хоть боком катись!
23-30 Приехали неизвестно куда. Водитель сказал, что это здесь. Пришлось поверить. Маленькая хитрость местных водителей: по телефону мы договорились о стоимости – 10000 рублей с группы. На месте оказалось, что 12000. Сговорились, на 11. Зорик развернулся и уехал. А мы остались. Где-то далеко внизу при свете огромно – нереальной луны вроде бы блеснула река. Появилась слабая надежда, что на какую-то реку мы все-таки приехали.
01 – 00 Поставив палатки среди каких-то “чепурыг” мы с чувством выполненного долга уснули до утра.
30.07.2007 года, понедельник День 4-й
Подход к реке Урик – 0,5 км, Сплав-проводка 209 – 202 км по реке Урик
Высота в начале маршрута – 1787 м, в конце – 1739 м, пройдено 6 км 900 метров
ЧХВ – 3часа 19 мин. ТХВ – 4 часа 15 мин.
Фото 1. Лагерь в конце автомобильной дороги
8:00 Подъем. Оказывается мы все-таки на месте, проверили по GPS, не врет. Ура!
В 10-00 перенеслись за две-три ходки к реке и начали стапелиться.
13:00 Легкий завтрак, совмещенный с обедом и полдником.
14:00 Обнаружил, что забыл дома сплавные неопреновые тапки. Расстроился сильно, но как в последствии оказалось, напрасно. В наличии имелись носки из неопрена. Пришлось совместить их с кроссовками. Так прошел весь поход. По таким рекам, где много обносов и просмотров – рекомендую всем.
14:30 Торжественно отчалили под звуки губной гармошки. Легкое волнение в груди и сильный ветер в спину, низкая облачность, временами слабый дождь, тепло.
2 км прошли нормально по реке, напоминающей реку средней полосы России. Течения почти нет. Русло сильно меандрирует.
15:20 Началось! Такого шкуродера я еще не видел, но что было дальше – не приснится в кошмарном сне! Читая про него в отчетах, мы, чтобы хоть немного сохранить шкуры катов сшили съемные чехлы из авизента для защиты дна. Забегая вперед, скажу, что назавтра они имели вид измочаленных половых тряпок. Но зато, мы надеюсь, хоть немного спасли днище.
Фото 2. Начало “шкуродера”
17:00 Прошли 5 км. Сил тащить груженный кат по валунам больше нет. Начали обносить вещи. 1,5-2 км таскали по берегу, пустые каты проводили по “воде”. На самом деле воды не было вообще, или было, но очень мало. Бульников было больше, это точно!
Фото 3. Вид из лагеря 2 на “шкуродер” верхнего Урика
18:45 Встали лагерем на 50-метровой террасе левого берега. Ставим лагерь и строим планы, как завтра выбираться из этой клоаки. Начался сильный дождь.
22:30 Отбой.
31.07.2007 года, вторник день 5-й
Река Урик, 202 км – правый приток р.Хара-Жалга
Высота в начале маршрута 1739 м, в конце маршрута 1452 м, Пройдено 15 км
ЧХВ 1 час 50 мин. ТХВ 5-45.
Всю ночь лил дождь. Сильный. Закончился часов в 7 утра.
8:00 Выползли из палаток без особой надежды, что встанем на воду. На улице мрачно. Посмотрел на реку – и, о счастье! Шкуродера не было.
11:30 Не спеша собрались. Перетаскали вещи с горы, где был лагерь, к воде.
12:15 Вышли на воду. Воды прибавилось см 40-50. Мы даже не предполагали насколько весело нам поплывется! Примерно через километр мы вошли в ущелье, называемое в народе “Диким Уриком”. Река текла в одном русле с хорошим уклоном (средний уклон – 19 метров).
Фото 4. Один из порогов “Дикого” Урика
Вся река представляла собой одну мощную шиверу 3-4 кат.сложности, осложненную неслабыми бочками и валунами в русле с повсеместным хорошим навалом. Очень трудно найти место для чалки. Именные пороги абсолютно не выделялись на общем фоне.
Идентифицирован лишь порог “Трехслойный” за счет идущих подряд 3-х сливов, крайний около 1,5 метра.
Фото 5. Прохождение порога “Трехслойный”
Флагманский кат подстраховал остальных и произвел фото-видеосъемку. Все прошли нормально. На правом берегу за порогом стоит чей-то лагерь. Средств сплава нет, людей тоже. Не стали ломать голову, пошли дальше. Дальше по описанию порог “Монумент”. Так, как мы про него знали, пошли посмотреть. Ничего особенного из того, что видели сегодня: протяженность около 350 метров, легкий слалом вдоль правого берега, с выходом в центр. В конце порога проход через ворота в виде двух огромных бульников. За порогом впадает правый приток Хара-Жалга. Дальше каньон.
16:15 Начали прохождение порога с интервалом в 5 минут. 1-й наш кат (Зенкин-Плешивцев), 2-й (Ткачук-Бенчук), 3-й (Краюшкин-Арыков), 4-й (Угольков – Зенкин мл.)
Прохождение несложное, но где-то в середине была одна незаметная с наплыва бочечка, скорее бочара, где почти всех прилично подержало. Мы там тоже зависли и немного пожили, после чего нас развернуло лагом и чуть не кильнуло. Груженый кат все таки плохо управляем. Кстати таких бочечек потом на пути было довольно много. Затем мы сели на не заметный обливняк (в этой мутной воде все было незаметным). Я попытался сняться, а Ваня тихо сказал: “Давай покурим”. Очень понравилось предложение. Отдышались, продолжили. Закончили прохождение в 16-30. Получилось, что запланированный двухдневный переход мы проскочили сегодня за 1-50. Круто!
Фото 6. Перед входом в ворота порога “Монумент”
Фото 7. Лагерь перед каньоном “Хара-Жалга”
Поставили лагерь за устьем Хара-Жалги. С берега виден первый порог каньона – “Отпадный”. При нынешнем уровне воды хороший проход был вдоль левого берега, оставляя справа нехорошие бочки и валы, затем в повороте вся река упиралась и с огромной силой колотилась в валун метра 2 высотой. Уйти довольно проблематично, а при контакте с валуном киль неизбежен. Оставив эту проблему на завтра, занялись полезными делами по устройству лагеря и добыче пропитания в виде рыбы.
Поздно вечером пришли гости с соседнего лагеря. Сборная команда из Питера и Белоруссии сегодня обносила через каньон катамараны. Остановились и наговорили всяких ужасов про тропу обноса: какая она плохая, длинная и жутко тяжелая. Завтра увидим.
00:00 Отбой
01.08.2007 года, среда день 6-й
Обнос вещей за Хара-Жалгинский каньон
Высота в начале маршрута 1452 м – 1562 м – в конце маршрута 1321 м
Пройдено 5 км ЧХВ – 2 часа
7:30 Подъем для всех. Сборы. Собираем все, оставляем только каты и сплавную снарягу. Погода отличная , небольшая облачность, туман. Вода упала на 20-25 см.
10:40 Вышли на тропу обноса. Круто в гору, весь мох пропитан водой, поэтому идем или по ручьям или по лужам по колено в воде. Тяжело, груза у всех кг по 40. Начало похода.
Фото 8. Обнос вещей в конец Хара-Жалгинского каньона
Поднялись на борт каньона, реки не видно. С дороги свернули на тропу, по тропе спустились на огромную поляну. Рядом встал Питер, они обнеслись за два дня полностью.
Каньон идти не рискнули. В 100 метрах от нас стоит группа из Москвы – 4 человека на мини-рафте. Прошли один порог в каньоне и ждут группу, которая их подстрахует дальше. Так им было предписано МКК. Мы согласились.
Сегодня получилась полудневка. Засиделись с Питером до поздна.
8:15 Вышли по тропе просмотра наверх. Идется тяжело. Вчера засиделись допоздна. Сверху увидели первый порог, наверное, “Харакири”. Впечатляет, отвечает названию. Дошли до “Философского камня”. Кое-что видно, кое-что нет.
Фото 9. По тропе осмотра над Философским камнем
Мнения разделились проходить его или обносить. Обнос виден хорошо. Обнести в принципе возможно. А проходить? В целом, как водное препятствие он интереса не представляет, а зачем рисковать? Москвичи сказали, что им категорически запретили проходить “Философский камень”. Несколько групп в прошлом году потерпели там аварию, а 4-х местный катамаран запрессовало в щель и по слухам он там так и торчит, один из участников сломал ногу. Страхи. Ладно, поживем – увидим. Пока по плану у нас на сегодня пройти до “Проводки”.
10:00 Подошли к началу каньона. Вода упала еще немного. Обнажились неприятные штуки в виде острых зубчиков в русле. Начали собираться и “дуться”. Кат Краюшкина – Арыкова дуться отказался, где-то хорошая пробоина. Решили, что экипаж унесет его за каньон. Пойдем тремя судами, искать дырку сейчас некогда. Просмотрели первый порог “Отпадный”. Криминального ничего не нашли. При этой воде заход по центру, потом скребемся по обливнякам вдоль левого берега, в середине порога выход в центр, на повороте влево уходя от навала на обломок скалы правого берега.
11:30 Начали прохождение. Первый кат наш, потом Ткачук-Бенчук, завершают Угольков-Зенкин мл. Выставили страховку спасконцами, фото-видеосъемку. У левого берега мы сели после маневра на обливняк, немного отдохнули, снялись и дальше все прошли чисто. Два следующих ката, учтя наш опыт, сместились чуть правее.
Фото 10. Прохождение порога “Отпадный”
Далее, около 1 км прямой участок реки – шивера, валы до 1 метра. Есть участки, которые можно было бы и порогами обозвать (назвали же порогами Заминку, Баобаб, которых мы и не видели). Как потом оказалось, одним из этих участков был порог “Ловушка”. Мы прошли его ходом, отмечая про себя повышенную дозу адреналина в крови, а потом безуспешно искали его на местности по лоции и описанию. А нас еще и москвичи сбили, сказав, что их рафт лежит у “Ловушки”. После правого поворота начинается порог “Поворотный”. Особо не впечатлил.
Фото 11. Порог “Поворотный”, вид снизу
Заход по левой протоке, пара незначительных сливов. В центре смещение вправо, на выходе огромный чемодан делит русло, уход от него влево. В конце прыжок с обливняка. Перед порогом на берегу лежит рафт москвичей. Вот и они, только подходят. Грустно, придется ждать, обещали страховку.
12:00 Прошли порог “Поворотный”. Страховка не пригодилась. Сидим, ждем москвичей. Ждем минут 40. Тишина, тусовка коллег по берегу вверх-вниз.
12:45 Ткачук пошел узнать, когда они, наконец, выйдут. Оказалось мы им не нужны, вода не высокая, справятся сами. Во как! Ладно, поехали дальше. Впереди “Пирамида”.
13:00 Порог “Пирамида”. Красиво. Два слива подряд. Первый около 2-х метров, второй чуть меньше. За ними чаша спокойной воды метров 20, дальше два узких слива – негабарит для катамаранов. Выставили страховку, прошли чисто в том же порядке.
Фото 12. Прохождение порога “Пирамида”, 1-я ступень
13:30 Обнос второй ступени Пирамиды 20 метров. Собрались вместе, встал вопрос, а не пройти ли каньон за день. Погода отличная, идется хорошо, пока сложностей не возникало. Светлого времени вагон. Решили – идем.
13:50 Порог “1-й поцелуй”. Прошли походным порядком с интервалом 1-2 минуты. Два слива по 1,5 м, легкий слалом, ничего сложного. К тому же страховка здесь не эффективная, конец порога уходит в каньон.
Фото 13. Выход из порога “1-й поцелуй”
14:00 Порог Проводка. 1-я ступень обнос, катамараны отдыхают, сплошные камни помноженные на приличную скорость реки. Вторая ступень не лучше, но можно как-то проскрестись. Обнос 1-й ступени описан во всех отчетах, занятие чрезвычайно утомительное. Как раз здесь, вместо сплавных тапок очень к месту кроссовки. Спустили каты к реке. Слева бом, обрывающий в порог, высотой метров 15, справа река, порог и опять непроход. Река очень засорена многочисленными бульниками. Ткачук пролез вдоль скалы, чуть выше уреза воды со страховкой (брали с собой две обвязки, карабины, набор скальных крючьев и 60 метров 9мм веревки) и ушел на другую сторону бома. Приняли решение проводить катамараны вдоль скалы на веревке. В центре завязали проводник, зацепили кат, один человек принимал катамаран, другой спускал сверху. Экипаж помогал маневрам с судна. Порог оправдал свое название на 100%. Управились за час.
15:10 Собрали совет: идти “Философский камень” или обносить. Взвесили все за и против и решили, что риск не оправдан. Стали заносить каты на перевал в обход порога. Никто и представить не мог, насколько это будет трудно! Большую часть путь проходил по крупно-среднекаменистой осыпи, крутизной до 45-50 градусов. На будущее всем, будьте осторожны! Осыпь живая, камни из под ног мгновенно развивают бешенную скорость и вполне смогут быть причиной трагедии, если попадет в человека. Обнос трех катов отобрал все силы. Превышение около 40-45 метров. На GPS не смотрел, просто не было времени. Каждый кат несли вчетвером, двое сверху помогали вытягивать на веревке. Альпинизма хапнули по полной программе. Но если на подъеме без веревки можно было обойтись, то на спуске это было бы нереально. Залезли наверх, началась гроза. Времени нет, мишенью для молний желания быть не возникало, надо спускаться. Технология
Фото 14. Порог “Проводка”, 1 ступень Фото 15. Порог “Проводка”, 2-я ступень
Фото 16. Прохождение порога “Проводка”, 2-я ступень
Фото 17 Путь обноса через перевал Фото 18. Обнос судов через перевал
следующая. В раму ката, выше по склону мертвой хваткой цеплялся человек, кат привязывали веревкой и на узле UIAA начинали медленно спускать вниз. Склон травяной, крутизной минимум 50 градусов, ближе к реке почти отвесный. Идет сильный дождь. Было весело.
16:50 Все благополучно спустились вниз, гроза не кончилась, периодически сотрясая отвесные скальные стены каньона раскатами грома. Выше по течению, в скальном коридоре торчит затычка Философского камня. Легкая грусть, хотелось все же на нем постоять. Решили сделать перекус. Самое время восстановить силы.
17:20 Стали готовиться к дальнейшему прохождению каньона. Подкачали баллоны, все увязали, пошли. Порог “Избавление” проходим примерно с середины, он плавно переходит в “Последнее пристанище”. Характер порогов примерно однотипный: слалом между противными обливняками, требующих четкого маневра и два слива в средней и нижней части. Страховка не выставлялась. Здесь я последний раз снимал на видеокамеру, дальше заставить себя снимать не было сил. Экипажи Ткачука и Уголькова зачались у правой стены каньона, мы у левой в небольших уловах. Дальше в повороте видно, что река уходит в следующий порог, но куда? Саня Ткачук зашел за поворот, увидел: большая часть реки уходит в левую протоку, где заканчивается мощным котлом, в котором торчит не обходной клык. Пришлось сливаться по правой канализации, продирая шкуры. Поток подхватил и выкинул нас на левый берег. Порог “Рок-н-ролл” почти прошли. А вот дальше нашему взору предстало, то, что я видел сверху – верхняя часть порога “Харакири” (но в тот момент мы думали, что это Рок-н-ролл). Ужас! Метров 100-120 на S образном повороте реки сплошные клыки-клыки-клыки. Расстояние между ними 1,5 - 2 метра, где-то 3-4, осложнены мощными сливами и бочками, которые в свою очередь заканчиваются очередными непроходами. Пройти никакой возможности. Обнос метров сто по левому берегу, но такой же сложный, как и порог: через огромные чемоданы и завалы деревьев. Вот здесь, похоже, силы почти кончились. Протащились. Вышли к левому повороту, дальше вроде можно плыть, если сможешь стартануть. Стартовать пришлось практически из бочки под сливом с обливняка у левого берега.
Первый пошел экипаж Ткачук-Бенчук. Как только кат встал на воду, тут же закусило правый баллон. Кат был на грани киля, но умелые действия экипажа вывели его на чистую воду. Дальше прыжок с обливняка по центру, уход влево от жесткой гребенки, которая запросто могла распустить кат на ленточки, резкий уход вправо от обломка скалы, слив у левого берега и уход в каньон за поворот. Все, первый прошел. Учитывая опыт первого экипажа, мы решили стартовать тюленьим стартом со скалы. Судно стояло под углом 45 градусов, нас держали двое, а мы еле держались в посадке. Старт, пошли. Идти по порогам, отдавая все силы, несравненно легче, чем обносить каты по берегу. Прошли нормально, но болела душа за 3-й экипаж. Как они будут стартовать? Но ребята у нас головастые, придумали, прошли без происшествий. Повторюсь, мы думали, что это был порог “Рок-н-ролл” (лоции субъективны и несовершенны). Поэтому идем дальше, боимся “Харакири”. Вышли из каньона, все равно боимся. А ничего нет. Пока не увидели знакомые места. Вот тут радости не было конца! Ровно в 19-00 причалили в лагерь, удивив товарищей, так как мы должны были прийти пешком с середины каньона. Прохождение заняло 7,5 часов. ЧХВ – 1-10 (Думаю больше, просто во многих местах каньона GPS не работал. Пройдено расстояние 7,8 км. Максимальная скорость движения – 54,7 км/час!!! Где это мы так сиганули?
Высота выхода из Хара-Жалгинского каньона – 1321, начала Амбартагольского каньона – 1230 м; выхода из Амбартагольского каньона – 1177 м
Пройдено по воде 11,6 км, ЧХВ – 1час 46 минут, ТХВ – 2 часа 14 минут
Пройдено по тропе обноса 2,5 км, ЧХВ -1 час
9:00 Подъем, торопиться особо некуда, сегодня несложный день.
11:15 Вышли на воду. Идем не торопясь, останавливаясь в перспективных местах для рыбалки. Кстати, это самая оптимальная практика при ловле хариуса на Саянских реках.
13:00 Подошли к порогу Змейка. Порог 3 бандита, указанный в некоторых лоциях не обнаружен. На берегу зачалено 5 катов и человек пятнадцать народу из Красноярска. Характерно, что народ весь достаточно преклонного возраста, самому старшему, как нам сказали, вчера исполнилось 70 лет. Преклоняюсь! Дожить бы…а они еще и ходят! Они вышли с рудника и Амбартагол будут обносить полностью.
Змейку прошли походным порядком, глянув на порог с залома на левом берегу. Сложность только на выходе из порога – торчит Зуб по центру. Хотели пройти слева, но что-то не вписались и смазали по обливняку справа.
13:30 Пошли к Амбартагольскому каньону. Видно только входную шиверу, куда мы чуть по запарке не влетели. Начали разгружаться и переукладывать груз для транспортировки.
16:20 Вышли по тропе обноса. Что-то шлось тяжеловато, наверное сказывается остаточная усталость, в этом отпуске отдыхать практически некогда.
17:20 Обнос занял ровно час. Спустились на большую поляну, места полно. Успели перекинуться парой фраз с Питером, они прошли сегодня каньон и уходили дальше.
Через час начал подтягиваться народ из Красноярска, Москвы и еще одна группа из Хабаровска. Кроме москвичей на рафте, все каньон обносят полностью.
11:30 Отбой
31 04.08.2007 года, суббота 9-й день
Прохождение Амбартагольского каньона
Пройдено 3 км, ЧХВ – 1:15 мин, ТХВ 4:15 мин
7:00 Подъем для дежурных, а дежурит наша палатка.
8:00 Завтрак
9:20 Вышли по тропе к началу каньона. Дошли за 30 минут. Народ из Красноярска переносит огромные деревянные рамы от 4-х местных катамаранов. Они еще и не ленивые!
11:00 Начали прохождение каньона.
1-я ступень. Протяженность 700-800 м, начинается входной шиверой метров 200-250, проход под правым берегом оканчивающейся сливом около 1,5 м с достаточно сильной, но проносной бочкой. Слева за сливом есть удобная чалка. Прошли походным порядком, зачалились в этом улове и пошли смотреть оставшуюся часть порога.
После непродолжительного быстротока, струя смещается к правому берегу, где расположен 2-х метровый V образный слив с обливной плиты вершиной вниз по течению. Ширина 3,5-4 метра. Вода отвесно падает с плиты. Левая кромка простая, но под водой угадывается обливняк, причем далеко не гладкой формы. Если налететь баллоном, возможен разрыв оболочки, если рамой, скорее всего, поломает. Правая кромка слива хуже, изломанна надводными и подводными камнями и значительно уже. Пришлось проходить через нее, касаясь правым баллоном двух обливняков.
Фото 19. Прохождение 1-й ступени
Метров через 9-10 по центру стоит огромный чемодан, на который прилично наваливает, но не критично, от него влево и вправо сливы по 1,5 метра. Проходим по левому. Далее серия мелких по 0,8-1,0 м сливов вдоль левого берега по основной струе метров 300, с уходом в центр и далее к правому берегу. Чалка на левый берег за троллейбусом. Все прошли нормально. Ткачук немного замешкался с маневром после первого слива, и его прижало к чемодану, к которому экипаж воспылал любовью и долго не мог оторваться. На один из обливняков, где-то после середины садились все и в разной степени на нем жили. Страховку выставляли после первых двух основных сливов. Фото- видеосъемка.
2-я ступень. Протяженность 300 метров. Значительно проще, но описать гораздо сложнее
Фото 20. Прохождение финального слива 2-й ступени каньона
Сразу писать некогда, потом вспомнить сложно. Помогает видеосъемка. Проход по основной струе между огромных бульников, от левого берега к правому, затем преимущественно вдоль правого берега, потом по центру. Двигаться по основной струе, ее видно даже с наплыва, варианты прохождения есть, но не много. Зигзагообразный слалом, очень интересно, надо работать с полной отдачей. Завершает 2-ю ступень слив высотой 1,5 м прямо под правым берегом. Чалка к левому берегу в улово. После 2-й ступени, напротив чалки по скалам правого берега течет ручей. Страховка после последнего слива. Фото- видеосъемка.
3-я ступень. Протяженность около 600-700 метров. Значительно интересней. На заходе жесткий слалом, три слива по более 1 м высотой по ходу слева направо, затем вся река уходит узким потоком вдоль правого скального берега. В струе несколько неприятных обливняков, большинство которых не обходятся в следствии узости и большой силы потока. Поэтому почти все экипажи налетали, и их почти на одном и том же месте разворачивало вокруг оси. Далее основная струя уходит в центр, в ворота из огромных глыб шириной не более 3-х метров, посередине которых торчит обливняк. В основном этот обливняк и стал причиной некоторых проблем. Уходя от него Угольков жестко приложился к левой глыбе и погнул стрингер на кате. Краюшкина в этой узости сумело развернуть и они вышли кормой. Мы и Ткачук заходили в ворота полулагом, перед зубом делали маневр, и получался чистый проход. За порогом участок спокойной воды, можно чалиться хоть влево под отвесной скалой, или пройти немного ниже по быстротоку и выйти к правому берегу для просмотра следующей ступени. Чалка в устье правого притока. Страховать 3-ю ступень возможно только вначале и после порога. Страховка производилась первым прошедшим катамараном. Фото- видеосъемка.
Фото 21. Прохождение средней части 3-й ступени каньона
Фото 22. Прохождение выходных ворот 3-й ступени каньона
4-я ступень. Протяженность 150 м. Начинается двумя мелкими сливами вдоль правого берега, потом резкий уход влево. Основной поток проходит вдоль скальной стены левого берега и огромной плоской глыбой в центре реки как в трубе на протяжении 8-10 метров. Причем, что творится в этой трубе с точки осмотра не видно. Видно, что колбасит там прилично, но габариты тоже не определяются. Помог экипаж рафта из Москвы. К этому времени они прошли 3-ю ступень и вызвались определить габариты порога, если мы их подстрахуем.
Фото 23. Прохождение 4-й ступени каньона
Метров через 10 после “трубы” слив через все русло у левого берега высотой 1,5-2 метра с приличной бочкой.
Фото 24. Прохождение финального слива 4-й ступени каньона
Экипаж рафта прошел чисто, габариты позволяли пройти нашим судам. Все наши экипажи также справились с задачей без происшествий, кроме экипажа Краюшкина. Они на заходе сели на камень их развернуло и кормой затащило в “трубу”, выкинуло на плоскую глыбу справа, поколбасило, и отпустило дальше. Перед сливом было время развернуть кат. Слив и бочку прошли нормально. Страховка с правого берега после финального слива. Фото- видеосъемка.
Выходная шивера никаких сюрпризов не принесла. Прошли походной колонной с интервалом 50 метров.
15:15 Прибыли в лагерь, полудневка, хозяйственные дела, рыбалка, ремонт катамаранов. Мы нашли дырку 2 см, то-то наш кат больше 15 минут не держал, едва на прохождение одного порога хватало.
Фото 25, 26. Чем нас кормила река, и что мы из этого готовили
12:00 Отбой
05.08.2007 года, воскресенье 10-й день
Амбартагольский каньон - Водопад
Высота окончания Амбартагольского каньона 1177 м –
высота вершины водопада 1008м
Пройдено 25, 2 км; ЧХВ – 3:51; ТХВ 6:55
8:00 Подъем
11:20 Вышли на воду. Порог Амбартагол прошли походной колонной. Через 10 минут зачалились в устье р.Амбартагол, где по практике вчерашнего вечера ловился невероятных размеров хариус, причем не в единичных экземплярах. Ловится.
12:00 Идем дальше, тоска, плесы, ветер в лицо, кажется, что стоим на месте.
16:00 Гроза. Пришлось зачалиться, стало очень холодно.
16:30 Идем дальше, редкие перекаты. Нас обогнали москвичи на рафте.
18:00 Скоро водопад, входим в красивое ущелье с низкими скальными берегами. Привязку водопада, как мне кажется, надо давать по более значительным объектам. Например, минимум за 0,5 км видно, что с левого борта долины, прямо с вершины горы спускается крупноглыбовая осыпь бурого цвета. Эта осыпь утыкается прямо в водопад. А галечных берегов и островов на подходе, как пишут в лоциях, очень много. Водопад не слышно до самого конца, но зачалиться можно чуть ли не за 10 метров до слива.
18:15 Зачалились на правый берег. Москвичи обнеслись за водопад, мы встали лагерем выше водопада. Сходили посмотреть. Красиво!
Фото 27. Водопад на реке Урик
Стоянка, где мы встали, обустроена, стол из обрезной плахи, скамейки. Наверное прилетают сюда на вертолете. Но стоянка ниже водопада мне понравилась больше.
24:00 Отбой
06.08.2007 года, понедельник 11-й день
Дневка
Отдых, баня, рыбалка. Погода отличная
07.08.2007 года, вторник 12-й день
Водопад – устье правого притока Даялык
Высота водопада 1008 м – высота устья р.Даялык – 911 м
Пройдено 25,5 км; ЧХВ – 3:58; ТХВ – 6:50
Всю ночь шел дождь, думали поднимется вода, но она осталась на прежнем уровне, странно.
8:30 Подъем
11:15 Выход. Километра через 4-5 река стала скучная совсем. Течения почти нет, перекаты редки и непродолжительны. Весь день боремся с сильным ветром, который дует в лицо. После обеда прогрохотала гроза, холодно, но жить можно. Вдоль берега идет дорога, видно, что недавно пробитая бульдозером. Переходит с берега на берег, непонятно только на чем они переезжают 1-1,5 метровые ямы. Стоянок мало. Решили дойти до ПСП “Соболь”
18:05 Дошли до устья правого притока Даялык. Напротив, на левом берегу ПСП “Соболь”. Ни разу не слышал, чтобы кто-то когда-то там был из хозяев, но все чистенько, ухожено. Решили остаться на этой базе. К тому же не успели мы разгрузиться, как началась сильнейшая гроза, которая продолжалась не менее часа.
23:00 Отбой
08.08.2007 года, среда 13-й день
Правый приток Даялык – бар.Борты
Прохождение порогов “Чертики” и “Чертова ущелья”
Высота р.Даялык – 911 м – высота бар.Борты – 773 м
Пройдено 24,4 км, ЧХВ – 03:11; ТХВ – 8:09
8:30 Подъем, завтрак, уборка территории и жилья спасателей. Оставили все, как и было. Спасибо.
11:45 Вышли походной колонной. Пытались половить рыбу в устье р.Даялык. На берегу видны обрывки сетей. Рыбы нет.
12:50 Подошли к порогу “Чертики-1”. Порогом назвать трудно. Быстроток, небольшие отбои от скал вдоль берега, один или два незначительных маневра. В конце небольшой слив. Прошли походной колонной.
13:30Порог “Чертики-2”. Это уже интересней. Река с огромного плеса метров 100 шириной сваливается в узкую протоку не более 10 метров шириной и с силой бьет в огромный обливняк, что создает мощный вал высотой около 2 метров. Слева чистый проход шириной с катамаран, справа - полуобливной камень. Обходить слева не стали, посчитали, что это не спортивно, к тому же уже устали от скучных плесов. Выставили страховку, пошли в лоб. Ткачук-Бенчук зашли по центру, на 2 секунды пучина скрыла его от наших глаз, фотоаппаратов и видеокамер и выплюнула метра на 1,5 вверх. Эффектно!
Фото 28. Прохождение порога “Чертики-2”
Я хотел зайти с включенной видеокамерой, но стартовать приходилось, заводя каты вверх по течению с середины реки, в посадку запрыгивали, как в седло на ходу. Времени нажать кнопку не осталось. Жаль. Прошли на метр правее центра, вал прошили без проблем. Остальные пошли этим же путем.
Порог “Чертики – 3” через 300 метров от предыдущего. Около 200 метров. Река входит в узкое ущелье с низкими скальными берегами. На входе слив с бочкой по центру, далее не очень сложный слалом. Все прошли чисто, заходя по центру в бочку и далее по основной струе.
Фото 29. Прохождение порога “Чертики-3”
13:55 Закончили прохождение порогов “Чертики”. Перекус 30 минут остатками каши с завтрака и малосоленой рыбой.
14:30 Вошли в чертово ущелье.
Фото 30. “Чертово ущелье”
Красивое место, скальные не очень высокие берега, кристальная вода, елки и солнце на безоблачном небе. В техническом плане тоже интересно. Шиверы, до 1,5 метров валы, локальные бочки, в одной из которых, по рассказам саратовцев, “лег” рафт группы из Москвы.
16:45 При подходе к левому берегу в устье притока, катамаран Уголькова порвал днище. Дырка не более 3 см, но спускает.
16:45 – 17:50 Ремонтные работы силами экипажа. Остальные не очень успешно ловят рыбу.
Фото 31. Лагерь после “Чертова ущелья”
17:50 – 19:54 Чертово ущелье продолжается. Описанных порогов не встречали, а если встречали место, которое можно обозвать порогом, оно было не там, где описано в лоции. Видимо при разных уровнях воды, локальные препятствия возникают или исчезают в зависимости от условий.
19:54 Встали лагерем на левом берегу напротив длинной, низкой скалы.
23-00 Отбой
09.08.2007 года, четверг 14-й день
бар.Борты – бар.Аларский
Высота бар.Борты – 773 м – высота бар.Аларский 688 м
Пройдено 23,8 км, ЧХВ – 03:32; ТХВ – 06:34
8:00 Подъем
10:25 Вышли. На небе ни облачка. Шиверы кончились окончательно. Редкие перекаты. До обеда ветер в спину, после обеда в морду. Боремся. Солнце палит, мозги плавятся. В тени я думаю градусов 30. Пытаемся ловить рыбу, получается все хуже. В основном в устьях притоков.
16:59 Встали лагерем на левом высоком берегу. На этом месте раньше стоял дом и еще какие-то хозяйственные постройки, сейчас все венцы сгнили и заросли мхом. Сделали, наверное, последнее праздничное блюдо из рыбы в этом походе – котлеты из хариуса. Невероятно вкусная вещь! “Пытка” рыбой продолжалась 10 дней.
23:30 Отбой
10.08.2007 года, пятница 15-й день
бар.Аларский – правый берег реки напротив выс. 858
Высота бар.Аларский 688 м – высота лагеря 598
Пройдено 35,3 км, ЧХВ – 05:52; ТХВ – 07:30
8:00 Подъем
10:30 Выход. Солнце продолжает палить немилосердно. Характер реки не изменился. Много рыбаков из местных.
14:20 Дошли до Хужира, стоянка хорошая, но еще слишком рано. Сделали обед традиционно из оставшейся с завтрака каши. Рыбы нет. Наверное, больше не будет.
18:00 С четвертой попытки нашли место для стоянки. Правый берег, хорошая экспозиция, солнце и вечером и утром.
24:00 Отбой. Последняя ночевка на реке. Грустно. Ночью звезды размером с блюдце.
11.08.2007 года, суббота 16-й день
Последний лагерь – Устье р.Б.Белая, 3 км ниже
Высота устья Большая Белая – 529 метров
Пройдено по реке 22,6 км, ЧХВ – 02:44; ТХВ – 02:44
Проехали на автомобиле ~ 150 км, ЧХВ – 2:20
7:30 Подъем для всех, сборы, завтрак.
9:40 Вышли на воду.
Фото 32. Конец маршрута
12:10 Прошли устье реки Большая Белая
12:24 Причалили на левый берег, на большую галечную косу в 200 метрах от дороги. Антистапель. Местные оркестром не встречают и машину не подают. Жаль.
14:30 Жара! Мы разобрали все вещи, просушили за час и снова все собрали по рюкзакам. Впервые возвращаюсь домой с сухой гидрой в сухом рюкзаке. Отправили гонцов на поиски машины. Через час Угольков и Бенчук уехали на легковушке в сторону п.Голуметь. Остальные тихо умирают на берегу, медленно превращаясь в обугленные головешки. Гасим температуру водой из реки.
16:50 Подошла машина, УАЗ бортовой. Начали трамбоваться
17:10 Выехали
19:30 Приехали на вокзал города Черемхово.
20:10 Купили билеты на наш родной поезд Новокузнецк - Владивосток, в плацкартный вагон. Фантастика. Осталось куча денег, так как надежды на плацкарт изначально не было, а купейный стоит на 2 тыс. дороже.
13.08.2007 года, понедельник, 18-й день
16:30 по местному времени вернулись на родной вокзал. Оркестра нет. Жаль.
VI. Итоги похода, выводы и рекомендации
Итоги похода, выводы
Маршрут по реке Урик с прохождением Верхнего каньона и Амбартагольских щек достаточно сложен и интересен как в спортивном, так и в эстетическом плане. Заявленный маршрут пройден нашей группой по запланированному графику без происшествий, практически, идеально. Нам хватило 11 дней, не считая 1 дневки. Маршрут пройден полностью, за исключением отдельных препятствий, имеющих негабаритные проходы для наших судов. Также не пройденным остался порог “Философский камень”, по соображениям безопасности членов команды.
Участники похода показали уверенное владение всеми навыками спортивного туризма в водных путешествиях (кое-где применяя технику горных восхождений). Все участники могут быть рекомендованы для участия в маршрутах 5 категории трудности.
Рекомендации
Не будем оригинальны в рекомендациях, их очень полно дали группы, проходившие этот маршрут ранее, а главное:
Маршрут не рекомендован группам, имеющим не достаточный опыт прохождения спортивных рек 4-5 категории трудности.При прохождении верхнего участка реки необходимо иметь достаточный запас материала для ремонта судов. Можно применить наш опыт и сшить защитные чехлы днища катамаранов, но их хватает ненадолго. Возможно дело в материале.Иметь запасные весла.Сплавляться лучше не в неопреновых тапках, а в носках из неопрена и кроссовках. Лучше хороших. Из опыта группы из Питера - хороших кед хватает на 2-3 дня.Предусмотреть 2-3 резервных дня, так как при продолжительном дожде, уровень воды в реке непредсказуемо повышается и приходит в норму только на третий день. Сложность препятствий в каньонах при этом возрастает минимум на категорию. При прохождении Верхнего каньона, иметь минимальный запас альпинистского снаряжения: веревка – 50-60 метров, обвязка, карабины, спусковое устройство. Иметь специалиста, который сможет этим грамотно пользоваться.Проходить маршрут желательно на спортивных судах типа “Тритон”, “Кулик” и им подобных.Проходить каньоны, особенно верхний, без груза, обнося его заранее.Проходить “Хара-Жалгинский” каньон группам с недостаточной физической подготовкой (или имеющим в составе прекрасную половину человечества) лучше за два дня. После порога “1-й поцелуй”, идти придется уже до конца каньона. А до этого порога, как раз ничего сложного нет, и ты еще не чувствуешь особой физической усталости. При прохождении “Хара- Жалгинского” каньона не доверяйте лоциям, их писали люди, а людям свойственны ошибки. Постарайтесь просмотреть каждый порог.
VII. Материальное оснащение группы
Перечень специального и личного снаряжения
№
Наименование снаряжения
Общественное
Личное
1.
Катамаран “Кулик макси-11”
Двухместный
4
2.
Весло канойное
12
3.
Спасательный конец “морковка”
8
4.
Спасательный жилет
8
5.
Гидрокостюм
8
6.
Каски защитные
8
7.
GPS-навигатор
1
8.
Комплект топографических карт м 1: 200 000
1
9.
Гермомешок
3
8
10.
Палатка 3-х местная
3
11.
Спальные мешки
8
12.
Тент “Колокольчик”
1
13.
Котлы костровые
Комплект 3 шт.
14.
Личная посуда
8 комплектов
15.
Топор
2
16.
Пила двуручная
1
17.
Аптечка
1 комплект
5 комплектов
18.
Ремнабор
1 набор
5 наборов
19.
Фал страховочный d 9 мм
60 м
20.
Карабины
10
8
21.
Обвязка альпинистская
2
22.
Спусковое устройство
1
23.
Набор скальных крючьев
1 набор
24.
Рыболовные принадлежности
5 комплектов
Аптечка для водного похода
N
наименование
к-во
комментарий
Перевязочные средства
1
Пакет перевязочный индивидуальный
7
5 - для индивидуальных аптечек
2
Бинт стерильный 5м х 10 см
5
3
То же 5 м х 6 см
10
4
Вата, маленькая упаковка
1
5
Рулонный пластырь шириной 4-5 см, рулон
1
6
То же шириной 2-3 см
5
Для индивидуальных аптечек
7
Лейкопластырь бакт. мозольный
20
8
Эластичный бинт
5
Для индивидуальных аптечек
Антисептики
1
Спирт, мл
100
2
Иод или зеленка, пуз
6
5 шт.- для индивидуальных аптечек
3
Гибидил (хлоргексидина биглюконат), мл
50
Для обработки любых ран (нельзя только глаза), полоскания горла – 10 мл (2 колпачка) развести в 2/3 кружки воды.
4
Альбуцид 20%, пузырек
1
Глазные капли. При солнечном ожоге или воспалении глаз.
5
Гидроперит (сухая перекись водорода), табл
6
Для промывания ран 1 таблетка на стол. ложку воды (3% р-р), для полоскания горла 1 табл. На стакан воды (0,25% р-р).
Обезболивающие, жаропонижающие, спазмолитические
1
Баралгин, упаковка
1
Обезболивающее, спазмолитическое. По 1-2 таб. 2-3 раза в сутки.
2
Но-шпа (дротаверина гидрохлорид), упаковка
1
Спазмолитик.
3
Ацетилсалициловая к-та, упаковка
2
Противопоказан при гастрите, язве.
4
Парацетамол, упаковка
1
Безопасная суточная доза – не более 4 гр.
5
Цитрамон, упаковка
1
При головной боли
6
Пенталгин Н, упаковка
2
При головной и др. боли
7
Колдрекс хотрем. пакетик
5
При простуде
При заболеваниях дыхательных путей
1
Спрей анти ангин. баллончик
1
2
АЦЦ 200мг, таблетка
30
Разжижает мокроту. При кашле без отхождения мокроты (непродуктивном) по 200 мг 3 раза в сутки.
Сердечно-сосудистые
1
Валидол, таблетка
10
1 табл. Под язык.
2
Нитроглицерин, таблетка
10
При сильных болях в сердце, которые не проходят после приема валидола. 1 табл. Под язык. Действует через 4 мин. ПРИНИМАТЬ И ЖДАТЬ ЭФФЕКТА ТОЛЬКО ЛЕЖА!
Желудочно-кишечные
1
Левомицитин, упаковка
2
От поноса
4
Активиров. Уголь, упаковка
6
При поносе, отравлениях до 15-20 табл. Можно пить для профилактики.
Прочее
1
Нашатырный спирт 10%, амп
12
10 – для индивидуальных аптечек. При потере сознания, обмороке, шоке поднести к носу смоченную ватку.
2.
Йодантипирин, упаковка
5
От клещевого энцефалита
Инъекции
1
Местный анестетик, Лидокаин, амп 2% 2 мл
4
Для проводниковой анестезии Кроме того, при сильной зубной боли смочить ватку и приложить к зубу.
2
Анальгин, амп 50% 2 мл
3
1-2 мл 2-3 раза в день. Мах суточная доза 2г – 2 амп.
Мази
1
Детский крем жирный или защитный
1
2
Финалгон
1
При ушибах, растяжениях (начиная со 2-3 суток), невритах, артритах и т.д.
3
Ранозаживляющие: спасатель, скорая помощь
1
4
Диоксиколь
1
Ожоги и обморожения, гнойные раны
5
Гигиеническая помада
1
Инструменты
1
Шприц 5 куб + игла
5
2
Иглы для в/м инъекций
5
3
Ножницы
1
4
Открывашки для ампул
3
VIII. Смета похода.
№
Статья расходов
Стоимость
1.
Проезд на поезде Прокопьевск - Слюдянка
12 000,00
2.
Автомобиль УАЗ, Слюдянка - Урик
11 000,00
3.
Питание на маршруте и в дороге
10 500,00
4.
Общехозяйственные расходы
4 500,00
5.
Автомобиль УАЗ, Антистапель - Черемхово
3 000,00
6.
Проезд на поезде Черемхово - Прокопьевск
12 000,00
Итого расходов
53 000,00
Итого стоимость расходов на 1 участника
6 625,00
IX. Карты, схемы маршрута
Топографические карты реки Урик
М 1: 200 000
Рис. 3. 1-й лист карты
Стапель, лагеря 1-5, Хара-Жалгинский каньон
Рис. 4. 2-й лист карты
Лагеря 5-9, Амбартагольский каньон, водопад, пороги “Чертики”
Рис. 5. 3-й лист карты. Лагеря 10-12
Рис. 6. 4-й лист карты. Антистапель
Рис. 7. Схема Хара-Жалгинского каньона
Взята из отчета самодеятельной группы Ярославля , Рыбинска, Москвы, 2005 г.
Исправлена и дополнена с учетом наших наблюдений
X. Данные GPS
Название точки
Северная широта
Восточная долгота
Высота в метрах
Км от
пред. точки
Точки высадки с машины
Лагерь № 1
52 14 157
100 41 945
1787
0
Стапель, начало сплава
52 13 744
100 42 820
1736
0,5
Лагерь № 2
52 15 768
100 44 698
1739
От точки старта 6 ,85
п.Предбанник
52 16 979
100 52 344
1517
п.Заминка
52 16 764
100 54 751
1504
п.Трёхслойный
52 16 647
100 55 078
1485
П.Монумент
52 16 637
100 55 692
1478
Лагерь № 3, устье Хара-Жалги
52 16 648
100 55 896
1452
От лагеря № 2 15,0
п.Ловушка
52 17 022
100 56 784
1421
п.Поворотный
52 17 069
100 56 907
1379
п.Пирамида
52 16 991
100 57 165
1368
п.Первый поцелуй
52 17 021
100 57 324
1492
п.Проводка
52 16 970
100 57 450
1418
п.Харакири
52 16 892
100 57 801
1350
Лагерь № 4,5 , выход из
Хара-Жалгинского каньона
52 16 380
100 59 340
1321
От лагеря № 3 7,95
п.Змейка
52 18 055
101 05 409
1240
Точка старта
Амбартагольского каньона
52 18 067
101 05 373
1230
От лагеря № 5
11,6
Лагерь № 5,6, на выходе из Амбартагол. каньона
52 17 596
101 07 092
1177
Водопад
52 28 934
101 06 512
1008
От лагеря № 6 25,2
Лагерь № 7, 8
52 28 890
101 06 515
1012
Лагерь № 9
ПСП "Соболь", р.Даялык
52 33 905
101 21 621
911
От водопада 25,5
п.Чёртики 1
52 36 078
101 18 775
894
п.Чёртики 2
52 36 440
101 18 770
850
п.Чёртики 3
52 36 532
101 19 048
846
Лагерь № 10
52 41 070
101 27 184
773
От лагеря № 9 24,4
Лагерь № 11
52 43 389
101 37 004
688
От лагеря № 10 23,8
Лагерь № 12
52 53 097
101 49 215
598
От лагеря № 11 35,3
Антистапель
52 58 351
102 02 183
529
От лагеря № 12 22,6
Автор отчета: Леонид Зенкин
Комментарии:
Ваш комментарий:
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].