отчет о лыжном туристском походе 1-2  категории сложности в районе Медвежьих и Волчьих тундр (Кольский п-ов)

Туристический клуб «Вестра»

ОТЧЕТ
о лыжном туристском походе 1-2  категории сложности
в районе Медвежьих и Волчьих тундр (Кольский п-ов),
совершенном группой туристов т/к «Вестра» г.Москвы
в период со 2 по 8 марта 2008 года

Маршрутная книжка № 1/2-201
Руководитель группы Помазова А.В.,
г.Серпухов, Московская обл.., ул.Комсомольская, д.2/9, кв.433,
тел. +7 (926) 589-7054                                 e-mail: generation_p@mail.ru

Москва 2008

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: на маршрут выпустила МКК Московского Городского Центрального Туристического клуба, г. Москва, ул. Б.Коммунистическая, 17

Место проведения: Медвежьи и Волчьи Тундры (Кольский п-ов)

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

138 км (с уч.коэфф.)

02–08.03.08

Маршрут следования:

г. Москва – ст.Лапландия – оз.Колозеро – Колозерская губа – оз.Медвежье  – в.Медвежья Тундра (439 м) – озеро возле в.Медвежья Тундра – пер.через хребет Медвежьи Тундры (340 м) – оз.Обойное – оз.Кашкозеро – оз.Лумболка – оз.Кережины – оз.Н.Волчье –  пер.С.Юкоспорр – в.Юкспорр (957 м, траверс 1А) – оз.Н.Волчье – оз.В.Волчье – оз.Ребячье – оз.Красная Ламбина – оз.Пагель –  оз.Мончозеро – г.Мончегорск.

Схематично наш маршрут на карте района представлен на рисунке 1.

карта

Солнечно, t=-20…
-10…-19 С

04.03

озеро возле в.Медвежья Тундра – пер.через хребет Медвежьи Тундры (340 м) – ручей, стекающий в Кашкозеро

260-340-200 м

4 ч 40 мин / 22 км

Солнечно, t=-7…-10С

09-11.03

Мончегорск, Оленегорск. Дорога домой.

t=-15 С

ИТОГО километров

115,0

ИТОГО с учетом коэффициента 1,2 для маршрута в горной области

138

график
Табл.1 (График километража и высот)

Высотный график похода

Рис.2. Высотный график похода

График температур

Рис.3. График температур

Общая информация о районе путешествия

Район путешествия (восточная граница – железная дорога  Санкт-Петербург – Мурманск, южная – Лапландский заповедник и г.Мончегорск, западная – связка озер Нижнее и Верхнее Ольче, северная – оз.Куцколь) находится к северу от полярного круга, что обусловливает достаточно низкую среднегодовую температуру воздуха, продолжительный период снежного покрова, наличие полярной ночи (с середины ноября по начало февраля) и полярного дня (с конца мая по начало августа). Для зимних походов наиболее подходит период марта, т.к. сильных морозов уже обычно не бывает, а световой день длительный.

Средняя температура февраля (самого холодного месяца) равна -13.5 градусов, очень суровых морозов (ниже -40 градусов) практически не бывает. Довольно частое явление даже зимой – оттепели. Снежный покров продолжает нарастать до конца марта, самого ясного и сухого месяца в году. Район довольно многоснежный. Лето прохладное, средняя температура июля равна +18 градусов, а максимальная достигает +25-30 С.

В целом – сглаженные формы рельефа. Встречаются отдельные скальные выходы. Средняя крутизна склонов – 15-25 градусов. Граница леса – на высоте 350-400 м. В лесу больше хвойных деревьев (ели и сосны), но встречаются и редкие лиственные; что-то среднее между тайгой и лесотундрой. Повсеместно заболоченные участки, что дает много сухостоя – никаких проблем с костром!

В районе множество озер! Даже зимой они выглядят красиво, а летом, наверное – сплошной голубой покров, если смотреть с какой-нибудь вершинки... Есть несколько больших озер (Колозеро, сеть озер Нижнее и Верхнее Волчьи, Нижнее и Верхнее Ольче, Куцколь, связка озер Кашкозеро и Лумболка, связка озер Вайкис – Красная Ламбина – Пагель, Мончозеро). С хребта Волчьих тундр кажется, что находишься на островке среди бескрайних водных просторов!

Район заселен слабо, что дает возможность, несмотря на маленькие размеры территории, проводить автономные походы в течение 1-2 недель.

Населенных пунктов в центре района нет, с юго-востока заброска через город Мончегорск, с востока – город Оленегорск и станции Пулозеро, Лапландия. Станции Оленегорск, Лапландия и Пулозеро лежат на Октябрьской ж/д, соединяющей Санкт-Петербург и Мурманск; г.Мончегорск расположен на автодороге санкт-Петербург – Мурманск и также из него ходят автобусы до ст.Оленегорск.

Территоория к югу от района принадлежит Лапландскому биосферному заповеднику, его кордоны стоят на оз.Красная Ламбина и на оз.Вайкис. Для прохода по заповеднику формально необходим пропуск, который лучше всего получить через дирекцию заповедника заранее.

Особенности используемого снаряжения, продуктовой раскладки  и ремонтные работы в походе

Концепция бивака для группы была такая:

1. Готовим по возможности на костре (бензин брали только для 2-3 ночевок на хребте в безлесной зоне).

2. Под костер роем яму в снегу или, если снег очень глубокий, готовим на костровой сетке (сетка не была предпочтительна, т.к. имела небольшие размеры и крупную решетку).

3. Ночуем в состегнутых спальниках (спарках) по три человека. Для отвода влаги спарки делали двухслойными: внутренний слой – для тепла – теплый спальник, внешний слой – конденсатник – легкий спальник. Итого на каждую группу из трех человек брали 4 спальника.

4. Количество ковриков подбиралось под размер спарки – получалось как раз 2 коврика по ширине под одну спарку, еще два клали вторым слоем для большей теплоизоляции.

5. В качестве палатки брали палатку «Зима», что оправданно для групп от 6 до 12-13 человек. В группе менее 6 человек были бы проблемы с установкой палатки на лыжах, а нам как раз хватало. Места в палатке было предостаточно, что было очень удобно – не приходилось толкаться, собираясь, как это обычно происходит при большем количестве человек. Вместо центрального кола использовали две соединенные лыжи. Это позволило нам сэкономить на весе.

6. В качестве слоя, задерживающего конденсат, можно было бы взять тент на палатку, но нас было слишком мало, и мы решили сэкономить на весе. При том температурном режиме, который был у нас в походе, наша тактика оправдалась. Холодно и мокро не было.

Концепция продуктовой раскладки:

1. При составлении раскладки на весе не экономили (брали из расчета 680-700 г на человека на день), т.к. поход недлинный и специального снаряжения мало. Еды было достаточно.

2. В соотношении Б:Ж:У был немного увеличен  удельный вес жиров, так как именно они помогают зимой не мерзнуть. Большее количество жиров получали за счет печени трески и  сала. Среднесуточная калорийность раскладки: 2600 – 2900 кКал на человека.

3. Обеды делали без костра, состояли они обычно из следующих блюд: 1) рыбные консервы, 2) колбаса или сладкое, 3) галеты, 4) чай в термосах. Холодные обеды позволяли экономить достаточное количество времени и в то же время были вполне адекватны температурным условиям. То есть костра для согрева в обеденное время не требовалось.

4. Каждый ужин выдавался небольшой кусочек сала, чтобы организм получал больше жиров и мог себя хорошо защищать от мороза.

5. Алкоголь на маршруте не употребляли, только пару вечеров в качестве сюрприза и в небольших дозах.

Концепция используемого снаряжения:

1. У группы было 3 пары деревянных лыж и 3 пары пластиковых. С лучшей стороны показали себя деревянные лыжи типа «Бескид». На них лучше осуществлялась тропежка по свежему снегу и подъем вверх по склону. Пластиковые лыжи выигрывали только на спуске, да и то нужно было всегда контролировать скорость в плане уменьшения. При температуре – 4 градуса С и теплее на деревянных лыжах (даже просмоленных) начинает образовываться подлип, поэтому в условиях высоких температур деревянные лыжи не желательно.

2. Наши крепления: 4 пары креплений типа «Азимут» и 2 пары креплений старого образца. В этом походе очень ненадежно показали себя крепления типа «Азимут». Такого числа поломок для этих креплений в предыдущих походах отмечено не было. Особенно удивили поломки, казалось бы, надежных платформ (ломались у разных участников, разного веса и разных стилей передвижения), причем при передвижении по озерам! Крепления же старого образца, наоборот, раньше всегда доставляли массу хлопот (часто рвались тросики и стропы, отламывались ушки и прочее), а на этот раз вели себя более доброжелательно.

3. Палки – 5 пар обычных лыжных (алюминиевые с металлическими кольцами), 1 пара телескопических. Проблемы возникали только со старыми палками.

4. В очередной раз в первый же день похода почти посередине порвалась цепная пила. У нас их было две, поэтому руки реммастера так и не дошли до пострадавшей.

Ниже приведен перечень того, что было порвано/поломано и заменено/отремонтировано в походе:

- тросики типа «Азимут» - 3 шт.

- тросики старого образца – 2 шт.

- темляк на лыжной палке – 1 шт.

- платформа типа «Азимут» - 3 шт.

- стропа на креплении – 1 шт.

- цепная пила – 1 шт.

- кольцо на лыжной палке (была запасная палка, не ремонтировали) -  1 шт.

- постоянно вываливались винты из платформы (надо было заливать клеем).

Финансовые вопросы

В Приложении 4 приведены наши суммарные затраты  на продовольствие, аптечку, транспорт и прочее. В целом походная часть нашей поездки с учетом стоимости плацкартных билетов обошлась каждому участнику примерно в 3 620 рублей (по курсу на январь 2008 года это чуть больше 150 долларов США, или чуть меньше 100 евро).

Техническое описание маршрута

29 февраля – 2 марта (дорога)

Нас пришли провожать более 10 человек – небывалый успех! :) Разлили на перроне бутылку шампанского (в буквальном смысле). Половина группы чуть не опоздала, участники мужского пола так и вовсе запрыгнули в вагон в последнюю минуту и сразу же за ними «подняли трап». Дорога в поезде ничем особенным не отличалась. Отмечали начало весны, отъезд и прочее. Спали, ели, перекладывали снаряжение, дошивали бахилы и т.п.

Фото 1. Поезд Москва-Мурманск

2 марта (первый день похода)

2 марта в 8-44 высадились на ст.Лапландия Октябрьской ж/д. Говорят, здесь живет Дед Мороз. По адресу: ул.Зеленая. д.3. Проверять не пошли – нет времени. На градуснике -22 С (в 7 утра в Апатитах было -25). Станция представляет из себя кирпичный домик с кассой (в наше время не работала), сарай и табличку с надписью «Лапландия» посреди ж/д путей. Сам поселок (примерно 10 домов, в т.ч. несколько пятиэтажек) находится в 300 м к западу от ж/д.

Фото 2. Станция Лапландия

От станции вышли на автодорогу (это трасса Санкт-Петербург – Мурманск, но по ее ширине и загруженности здесь и не скажешь, что трасса федеральная). Пока одевали лыжи, проехала только одна машина. В 9-50 по автодороге стартовали в сторону Колозера. Примерно через 1.5 км свернули на буранный след к озеру.

Фото 3. Буранка е Колозеру

В 10-40 вышли к озеру (буранка закончилась у рыбацких сараев). Первые потери – лопнул тросик. Заменяем и выходим на лед озера. На льду слой снега как раз для передвижения, не проваливается. Легкий мороз, солнце в дымке – на ресницах оседает иней. Очень красиво. До противоположного берега Колозера проходим 3 перехода по 40-45 мин.

Фото 4. Колозеро

Фото 5. Иней

У начала реки, соединяющей Колозеро с оз.Медвежьем, обедаем с 14 до 15 ч. После обеда начинаем тропежку по глубокому снегу вдоль реки. Сама река местами вскрыта, поэтому по руслу идти боимся. За 40 мин прошли около 1,5 км – тропежка дается тяжело. Пробуем идти по руслу реки, перепрыгивая через открытые участки; затем выходим на противоположный (левый) берег и вскоре встречаем там буранный след. По нему движемся минут 40 до оз.Медвежье. Дальше наши пути с буранкой расходятся. Мы пересекаем оз.Медвежье и в 17 ч разбиваем лагерь на его северо-западном берегу. Здесь же опять встречаем буранку.

Фото 6. Озеро Медвежье

Фото 7. Лагерь на оз.Медвежьем

Снега не супер-много, решаем копать яму под костер – получилась глубиной сантиметров 60. С дровами здесь хорошо – полно сушин, костер отличный! Мы взяли с собой «Зиму». По количеству лыж – 6 чел. это крайний вариант, хватает в самый раз (если учесть, что одна пара используется в качестве ЦК).

Ложимся спать в 22-50.

3 марта (второй день похода)

Подъем группы в 7-20. Температура -20 С. С утра потратили много времени на мелкий ремонт. Вышли только  в 11 утра. Потеплело. По буранке движемся к в.Медвежья Тундра в надежде на оптимальное нашему пути продолжение буранки. Траверс решили не ходить, т.к. это будет тяжело участнику, которому нельзя нагружать руку (травма получена за день до отъезда в Лапландию). Сходим радиально на вершину – посмотрим, каковы будут нагрузки на руку.

Фото 8. Медвежья гора

Фото 9. Буранный след

За 1 ч 20 мин ч.х.в. по буранному следу подходим к подножью вершины. Альтернативным путем пока стараемся не ходить, т.к. тропежка через лесотундру тяжелая. В 13-15 выдвигаемся к вершине, оставив рюкзаки у подножья. Крутизна подъема – около 20 градусов. Идем через лес. Снег глубокий – первому тяжело. 40 минут поднимаемся до лысого пупыря.

Фото 10. Подъем на Медвежью горы. Нижняя часть

Фото 11. Верхняя часть подъема

Еще минут через 10 подъем становится круче. Снимаем лыжи, оставляем. Дальше пешком. Крутизна около 45 градусов. Состояние снега не очень – склон лучше не подрезать, т.к. съезжают маленькие снежные доски. Нам нужно набрать всего 10 м высоты. Дальше начинается выполаживание, камни, снежные заструги.

Фото 12. Верхняя часть подъема

Фото 13. На Медвежьей  горе

Чуть ранее 15 ч на вершине. Очень сильный вечер, долго там не продерживаемся, хотя виды и красивые.

Фото 14. Мы на вершине!

Фото 15. Вид с в.Медвежья Тундра

В 15-05 спустились к лыжам, но дальше пока идем пешком по утрамбованным следам. Лыжи одеваем уже почти внизу. В 15-35 возвращаемся к рюкзакам. Обедаем. За полдня порвалось 2 тросика. Если так пойдет и дальше – не очень здорово!

Фото 16. Спуск с в.Медвежья Тундра

В 16-20 идем дальше на север по буранке. Хотим  обойти хребет по низу. Буранный след идет только до охотничьего домика и там заканчивается. Дальше приходится тропить. Тропежка сложная. В 18-00 ставим лагерь на северной оконечности маленького озера. Место замечательное, ровное, уютное. Яма под костер глубже 1 м. Копать долго и утомительно, но такой костер удобнее, т.к. костровая сетка у нас маленькая.

Фото 17. Стоянка на озере

Фото 18. Копаем яму под  костер

В 23-30 ложимся спать.

4 марта (третий день похода)

Сегодня поставили эксперимент: термометр на ночь занесли в палатку. Дежурные встали в 6-40. Термометр показывал -21 градус! Прекрасное утро :) Пригревшийся термометр дежурные вынесли на улицу, где они вместе замерзли еще на 3 градуса. Вот так эксперимент. Разница-то снаружи спальников не такая уж значительная – внутри палатки или снаружи.

Костер разводится на ура безо всяких там таблеток сухого спирта или оргстекла. С дровами здесь просто прекрасно! В 7-20 разбудили всю группу.  В 10-30 вышли.

3 перехода по 45 минут. Поначалу пытались проложить лыжню через лес в обход хребта, но это оказалось очень тяжелым занятием (c учетом нашего «пострадавшего»), поэтому решили все же перевалить через хребет через ближайший перевал и срезать наш путь к озерам Карежиным. Перевал невысокий, подъем очень плавный, снега хватает. Опять лопнул тросик, а потом еще и основа крепления сломалась, меняем. Погода радует: потеплело, солнце. Траверсируем левый по ходу склон, т.к.не хочется сбрасывать высоту, хотя, возможно, вдоль по руслу ручья, стекающего с перевала, было бы чуть проще идти. Чуть не доходя до самого перевала обедаем с 13-30 до 14-20.

Дальше лес редеет, тропежка становится чуть проще (не надо продираться сквозь кусты хотя бы). Солнце очень яркое и пригревает – наверное, загорим.

Фото 19. Подъем на перевал

После перевала склон поначалу безлесный, пологий.

Фото 20. Спуск с перевала

Затем отклоняемся от текущего курса к северо-западу; ниже озера снова попадаем в зону леса. Спуск становится чуть круче (градусов 20-25), лыжи едут быстро, только и присматривай за ними! Иногда становится видно соседний хребет и хребет Волчьих тундр. Отсюда он кажется ужасно высоким и страшным.

Фото 21. Спуск с перевала

Через полкилометра крутизна спуска снова уменьшается. Теперь идем непосредственно по руслу ручья. Местами видно журчащую воду, местами можно идти по льду ручья (что очень удобно), местами это не нужно, т.к. вдоль ручья пригодный участок.

После перевала прошли 3 перехода по 45 мин. Очень устали от сегодняшней тропежки. В 18-05 разбиваем лагерь на берегу ручья, на уютной полянке среди сосен и елок. Здесь лес совсем редкий, но все равно проблем с дровами нет. Снега немного, яма для костра неглубокая. Симпатичный закат. Ложимся спать в 22-50.

5 марта (четвертый день похода)

Встали около 6-30. Заметно теплее: -7 градусов C.  Солнечно.

Выходим в 9-30. Сегодня идется лучше. Поначалу тоже вдоль ручья по льду, затем через  оз.Обойное. Тропежка легче, лес совсем редкий. Небо в паутине тонких перьевых облаков и дымке, через которую проглядывает солнце, красиво освещая молодые сосны и старые, сушины.

Фото 22. Медвежьи Тундры

Фото 23. Дерево

Снова видны Волчьи тундры в целом и Юкспорр в частности. Виды красивые. Чуть не доходя до Кашкозера, пересекаемся с тракторной дорогой, идущей вдоль озера.  Решили двигаться на север по ней. Иногда удобно, иногда колея слишком разбитая. Возможно, по самому Кашкозеру было бы удобнее (снега немного).

Фото 24. Вид на Волчьи Тундры

Фото. 25. Тракторная дорога

Сразу за перемычкой Кашкозера и  оз.Лумболка сворачиваем к озеру от тракторной дороги (дальше она делает большой крюк, нам не нужно), обедаем уже на озере. До обеда (в 13-30) ударными темпами прошли 4 перехода по 50-60 минут. Солнце скрылось, небо затянуло, пошел снег и предательски теплее.

Фото 26. Оз.Лумболка

Фото 27. Обед

Несмотря на минус (в обед -4 градуса С), после обеда на лыжах образуется легкий подлип. Доходим до конца оз.Лумболка, дальше надо двигаться вдоль реки без названия (которая соединяет Лумболку с Кережиными озерами), но она вскрыта. Обходим полынью с запасом (справа от реки по ходу). На берегу и справа, и слева от реки стоят рыбацкие домики. Мы идем дальше. Немного поковырялись в лесу – метров 300 (очень тяжело передвигаться), вышли на берег этой самой реки. Здесь она уже не совсем открыта, можно идти по берегу. Затем с другого берега пришла буранка, идем по ней (практически по руслу). Сломалось еще одно крепление. Чинимся. Идти даже жарко (хоть и без свитера, просто тонкая ветровка на тельняшку).

Буранный след обходит се полыньи, срезает водный путь, идти по нему удобно. Наконец выходим на озеро Нижнее Волчье. Снегопад не прекращается, все кругом серое. Резкое потепление и обильно выпадающие осадки – верные признаки повышения лавинной опасности на склонах. А у нас в планах завтра было идти траверс хребта Волчьи Тундры. Теперь надо хорошо подумать.

В 17-40 разбиваем лагерь на западном берегу Н.Волчьего озера, у устья речки, стекающей с пер.С.Юкспорр. Здесь не дует и рыбаки вряд ли нас заметят (наличие буранок вызывает у нас опасения на счет появления в ближайших окрестностях местных). После обеда прошли 3 перехода по 45 мин.

Перед ужином – совет старейшин. Ситуация со снежной обстановкой неоднозначная. Если завтра продолжится такое же безобразие с неба, то смысла идти наверх нет – там может быть лавиноопасно (с большой вероятностью), кроме того, с хребта все равно ничего видно не будет, оттого довольно бессмысленно с эстетической точки зрения. Если погода позволит идти, то можно пойти, как задумывали, полный траверс хребта (за это выступает 1/3 группы) или сходить на перевал и вершину радиально (2/3 голосов). Последний вариант позволяет, если что (неудовлетворительное состояние снежного покрова на склоне), вернуться обратно с наименьшими потерями, но не очень спортивный, и, помимо прочего, это очередное отступление от задуманного маршрута (что уже досадует). Окончательную точку решили поставить с утра.

Сегодня у нас так называемый «экватор» похода, хотели закатить концерт по этому поводу, но опять сильно устали, да еще эти вечерние размышления... В общем, съели вкусный сюрприз и около 22 ч легли спать в надежде на завтрашнее чудо.

6 марта (пятый день похода)

Чудо настало около 7 утра, когда встала основная часть группы и увидела прекрасное голубое небо с легкой паутиной облаков вдоль верхушки нашего хребта. Солнечно и подморозило, -19 С. Ясная погода – это хорошо, но вот резкие перепады температур все же как-то неприятны, решаем не рисковать и сходить на хребет радиально.

Выдвигаемся только в 9 утра, взяв с собой аптечку, ремнабор, перекус и так, по мелочам. Потеплело. Идем сначала вдоль реки, но она слишком извилистая и узкая (и подчас перегорожена упавшими бревнами), что не очень удобно, поэтому уже через километр тропим напрямую через лес.

Без больших рюкзаков идти просто шикарно! Подъем довольно плавный (средняя крутизна подъема – 15-20 градусов). Чем выше поднимаемся, тем больше видно – очень красиво! И погода подфортила: намерзший иней очень красиво смотрится на веточках. Просто сказочно! В одном месте на отвесном кусочке (метра 1.5) скалы – красивая наледь. Настроение отличное!

Фото 28. Сосулька

Фото 29. Вид с подъема на пер.С.Юкспорр

Фото 30. Вид на хребет с подъема

Фото 31. Вид на в.Юкспорр с подъема

Фото 32. Вид на оз.Н.Волчье

По лесу движемся 3 перехода по 45-50 минут, затем лес кончается, и еще один переход движемся по камням, хорошо присыпанным снегом (это еще не основной склон хребта, поэтому приходится то вверх, то вниз спускаться). И перевал, и вершину уже отлично видно (легкая дымка облаков исчезла). Крутизна увеличивается местами до 30 градусов (в самой верхней части склона), снега становится меньше, но пока идется вполне безопасно. На всякий случай повесили лавинные ленты. Наверху выясняется, что снега здесь совсем немного, так что лавинная опасность низкая.

Фото 33. Верхний участок подъема на хребет

В 13-15 вся группа на перевале, вернее чуть выше его (было удобнее и короче подниматься не на саму седловину, а чуть южнее). Весь хребет истоптан, как будто здесь прошло целое стадо туристов. Странно! Что за «Юкспорриада» здесь проходила? Следы рассматривали издалека, нет времени подходить ближе.

Фото 34. Исхоженный кем-то перевал

фото
Фото 35. А вот и сами следы!

Обедаем. Тур искать не стали, т.к. нет времени – хочется успеть сбегать на вершину. На удивление здесь совсем не дует (а мы уже приготовились к сильным ветрам). Очень красивые виды в сторону оз. Н.Волчье, г.Туйбола и дальних озер! Погода не меняется, но стало чуть теплее.

В 13-45 продолжаем путь. Поднимаемся сначала к ближайшей вершине (701 м). Крутизна подъема 25-30 градусов. Последние 20 метров подъема – жесткий фирн. Надо идти очень аккуратно, т.к. сцепление с поверхностью плохое.

Зато, когда вылезли на вершину, дальше все пошло очень полого, практически плато (крутизна около 5 градусов). Снег задут ветрами, оттого жесткий и почти не проваливается – можно идти как на лыжах, так и пешком. На лыжах, конечно, быстрее.

Нет, день сегодня на редкость выдающийся! На хребте нас ждало очередное чудо – стадо диких северных оленей голов эдак в сто! Они ели ягель из-под снега в непосредственной близости от того места, куда мы вылезли. Но, увидев нас, стали кочевать от одного перегиба до другого, потом просто уставились на нас (видимо, такие встречи и для них редки), долго смотрели, соблюдая дистанцию (метро 200), и наконец убежали по своим делам куда-то вниз, в сторону оз.Н.Волчье. Вот, оказывается, чьи это следы виднелись на перевале! А мы-то думали, люди! :) Как они ловко перебираются по склонам крутизной около 25 градусов! Фантастика! Вот это встреча!! Мы все под впечатлением и еще долго прокручиваем приятные моменты встречи перед глазами и улыбаемся на ходу :)

фото
Фото 36. Так вот ты какой, Северный Олень!

Но надо торопиться к вершине. Ее уже видно. Видно торчащую из-под снега лопасть вертолета, который должен быть в непосредственной близости от вершины. Одна из участниц (Наташа) была в этом районе и в частности на в.Юкспорр летом (несколько лет назад) и про вертолет нам уже рассказывала.

Фото 37. Последний участок подъема на вершину

В 15-40 мы на вершине! Да, погода позволила нам это сделать сегодня! Просто фантастика! Такая красота! Озера слева, озера справа, Монче-тундры и Сальные тундры, на юге трубы Мончегорская, а на севере где-то недалеко должен быть Мурманск (около 150 км), но его, конечно, не видно. Вечернее солнце красиво отсвечивает заснеженную гладь озер Ольче. Видно и ложное солнце... Душа отдыхает!

Фото 38. Мы на в.Юкспорр

Фото 39. Вид с вершины на оз.Н.Волчье

Фото 40. Вид с вершины на озера Ольче

Фото 41. Красивая долина

Фото 42. Панорама с вершины

Но засиживаться опять-таки нельзя. Мы хотим спуститься немного другим путем, срезать путь прямо от вершины. Незнакомый участок хочется пройти засветло. В 16 ч отправляемся вниз. Аккуратно траверсируя довольно пологий (около 15-25 градусов) склон, примерно за час спускаемся до зоны леса. Здесь ехать становится не так приятно, т.к. объезжать торчащие камни (снега чуть меньше, чем было выше) и отдельно стоящие сосны не все умеют хорошо. К тому же возникают небольшие проблемы с лыжами, чинимся.

Фото 43. Вид на хребет со стороны спуска

Поскольку мы все время забирали на север, около 17-45 выходим на свой же след. По своей лыжне спускаться получается быстрее и надежнее. Как раз сумрак подбирается к нам. Настроение отличное! Поем песни.

В 19-30, быстрее, чем мы сами ожидали, оказываемся в лагере. Мы, конечно же, устали, но ради этих 15-20 минут на вершине, ради самого хребта и видов с него, ради северных оленей весь этот долгий путь стоило проделать! Все очень довольны! Отсутствие рюкзаков за спинами (у нас было два маленьких рюкзака на всех) сделали сегодняшний день приятной прогулкой.

Заново растянули палатку (она оставалась здесь, но каркас – лыжи – пришлось на день вытащить), приготовили ужин, отметили восхождение рюмочкой чая :) Спать легли в 23 ч. Уставшие, но довольные.

7 марта (шестой день похода)

После вчерашнего ударного дня решили отдохнуть, встали позже обычного, вышли только в 11-30. Как же нам вчера повезло с погодой! Сегодня опять тепло (с утра –10 градусов, потом теплеет) и пасмурно. Если бы вчера начали плановый траверс, то сегодня с хребта ничего бы не было видно – вон он сам весь в облаках.

По своим следам вернулись на буранку, которая идет через все озеро (и с которой мы позавчера свернули к берегу). По льду озера идти приятно, даже если бы и не было буранки (если и проваливаешься, то совсем чуть-чуть). Вот только все вокруг уныло-серое. Периодически падает снег и очень редко облака над хребтом рассеиваются, но сам Юкспорр так и не видно. Все-таки хорошо, что вчера сходили на хребет и вернулись!

Фото 44. На Нижнем Волчьем озере

Фото 45. Виды

По буранному следу обходим р.Волчью, соединяющую Нижнее и Верхнее Волчьи озера (река вскрыта, красиво бурлит), затем срезаем неровности В.Волчьего озера по берегу, затем выходим на его лед. Кругом бескрайние снежные поля. Когда задумываешься, что идешь в общем-то по воде, удивляешься, сколько же ее здесь! И как же здесь летом ходят? Троп по берегу не видели.

Фото 46. Река Волчья

На обед останавливаемся в одной из бухточек В.Волчьего озера в 14-10. До обеда прошли 3 перехода по 45 минут. На градуснике –7 С. Несмотря на это, даже в накинутой пуховке за время обеда становится холодно, т.к. на ходу очень сильно распариваешься, потеешь (хотя одежды по минимуму). На обед сегодня, как и каждый второй день до этого, консервированная горбуша, но сегодня она что-то совсем не идет. Промерзла прошлой ночью. Но это не беда. Теперь нам уже очевидно, что завтра вечером или послезавтра утром мы будем в Мончегорске, поэтому обед и ужин послезавтрашнего дня можно спокойно есть, что мы и делаем.

Фото 47. Хребет Волчьи Тундры

Фото 48. В.Волчье озеро

После обеда буранный след заводит нас немного влево по ходу, не совсем туда, где по карте обозначена тропа, но главное идти по следу, а плюс-минус километр – не так уж важно! Один переход от обеда – и мы снова на материке. Отдыхаем среди елок. Дальше идем по озеру Ребячьему. Оно маленькое, но уютное. Летом, наверное, красиво! Да и сейчас небо слегка избавилось от облаков и проступают закатные краски.

Фото 49. Буранка от оз.В.Волчье

Фото 50.Озеро Ребячье

Дальше Ребячьего озера равнина озер, наконец-то, сменяется на пересеченную местность. Через лес сначала немного набираем высоту, а затем с ветерком съезжаем вниз – просто отличное катание под конец дня! Таким образом очень быстро скатились к озеру Красная Ламбина. Оно тоже большущее! Где-то здесь начинается территория заповедника (Лапландский биосферный заповедник), а вблизи него стоять не хотелось бы. Вон и домик какой-то чуть в стороне торчит. Неужели кордон? Но чтобы опять уйти от заповедника надо как минимум через все это озеро пройти. А уже 17-40. Решаем вставать неподалеку, чуть в стороне от буранной трассы, на маленьком полуострове.

Место оказалось очень уютным. Если бы было лето, было бы здорово с трех сторон быть окруженными водой… Картину портят только невесть откуда взявшиеся буранные повозки. Снуют туда-сюда весь вечер. Что за проходной двор! И ведь все предыдущие дни людей не видели, а тут на тебе – каждые полчаса кто-нибудь проезжает… А еще от того домика в стороне (все-таки это не кордон заповедника, а, наверное, просто рыбацкая изба) к нам пришла собака размером с немецкую овчарку и брешет весь вечер. Лаем это назвать язык не поворачивается! Уже охрипла, а все равно с завидной регулярность издает свои непонятные звуки. И для кого она лает? И что хочет этим сказать? И ведь подошла метров за 50 к нам и только оттуда брешет, ближе не подходит!

Вспоминая советы МКК, чтобы не вызывать дополнительное неудовольствие охраны заповедника (если они тут вдруг будут проезжать), решаем наконец-то готовить на костровой сетке. Весь поход ее таскаем, и только в последний вечер достали. Но она не очень большая и готовить на ней не очень удобно. Здесь хоть не так обидно: на полуострове снега ОЧЕНЬ много! Он так слежался, что его не прокопать под костровую яму. Глубина не меньше 1,2 м!

Всю эту неделю у нормальных людей идет Масленица. Вот было бы здорово каждый день на ужин есть блины! Каждый – не каждый, но сегодня на ужин блины есть! Это сюрприз от завхоза и руководителя. Конечно, на крышке от кана блины получаются не особо красивые, но вкус – как и положено блинам! Особенно приятно в походе! :) В дополнение к блинам решаем сегодня сжечь чучело зимы (а вдруг у нас сегодня последняя походная ночевка? ну не в городе же поджоги устраивать?), выполненное из подручных средств.

Фото 51. Готовим на сетке

Фото 52. Проводы зимы

Блины жарятся долго, так что даже не вся команда высиживает до конца. Но около 23 ч сворачиваются и последние. К вечеру потеплело до – 4 градусов С. Собака по-прежнему брешет. Засыпаем под ее колыбельную.

8 марта (седьмой день похода)

По случаю женского праздника (и везет же нам! праздник почти каждый день сами себе устраиваем!) от партии дежурных для приготовления завтрака встала только мужская половина – наш славный снаряженец и мастер на все руки (мы так и не решили: золотые у него руки или бриллиантовые, т.к. одна рука в гипсе).

Вся группа встала в 8 ч. На улице – 7 С и ясно. Собака в том же состоянии (только чуть более севший голос) и в той же позе, что мы ее оставили с вечера. Вот ведь настойчивое животное! Опять стали ездить бураны, но к нам до сих пор так никто не подошел, хотя мы готовились к серьезным разговорам и пьяным лицам (таки праздники!). Удивительно! Повезло!

Фото 53. Лагерь на Красной Ламбине

В 10 ч выходим. Через один 45-минутный переход доходим до оз.Пагель и вызваниваем (опять появилась связь! она бывает примерно раз в два дня) по имеющимся телефонам гостиницы в Мончегорске, так как уже понятно, что ночевать нам сегодня придется там. Договариваемся с гостиницей «Север» принять нас на ночь.

Фото 54. Монче-Тундры с оз.Красная Ламбина

Фото 55. Вид на Монче-Тундры

Дальнейшее наше передвижение сопровождается чудесными видами хребта Волчьи тундры и, чуть в отдалении, хребта Монче-тундры. Погода сегодня, не в пример вчерашней (и что же здесь она такая переменчивая?) – ясная, солнечная, слегка морозная.

После озера Пагель след снегохода увел нас в невысокий сосновый лес – прозрачный и ароматный. Сначала небольшой уклон вверх, затем приятный спуск вниз – и вот уже виднеется огромное Мончеозеро. Здесь делаем второй привал.

Фото 56. Буранка на оз.Пагель

Фото 57. Мончеозеро

Через озеро до трассы на Мурманск нам идти около 10 км, а там уже до города – рукой подать. Вдали дымятся трубы, и их очень много! Зато если не обращать внимания на трубы, со всех сторон нас окружают горные хребты. Посреди озера Мончеозеро становится видно и более северные массивы тундр за Оленегорском. Опять идем по воде. Сколько же ее здесь? Не перестаем удивляться.

Фото 58. Мончеозеро и Монче-Тундры вблизи  цивилизации

Оттого, что поход движется к завершению, и радостно, и грустно. Конечно, хочется уже привести себя в человеческий вид, но и выходить из такого прекрасного района не хочется. Еще бы пару дней погулять, любуясь видами!.. В размышлениях идем неторопливо, а привалы делаем длинными – куда нам спешить?

По дороге несколько раз встретились рыбаки, поздравили девушек с праздником.  Посреди Мончеозера устраиваем обед с 14 до 15 ч, перегородив, не желая того, дорогу снегоходам. Но для них это не проблема – объезжают.

Дальше до трассы идем без привалов около 70 минут. У трассы прощаемся с одной из участниц, Яной: она решила сэкономленный день провести в Москве (чтобы получше подготовиться к другой поездке) и поехала менять билеты (забегая вперед: ей это удалось, и она  уехала в тот же вечер).

От трассы до основной части города можно, вероятно, доехать на автобусе, но мы его не дождались и решили срезать через  оз.Лумболка, которое начинается сразу за трассой. Примерно за час по краю озера доходим до западной части города Мончегорска и далее, уже без лыж, до гостиницы «Cевер» (это как раз недалеко).

Около 18 ч заселяемся в гостиницу. Поход закончен. Пройдено не все, что хотелось, но основная цель похода – получить удовольствие от прогулки по лесотундре, хребтам и озерам – выполнена. Жаль только, не увидели полярное сияние!

Но чудеса для нас еще не закончились. Естественно, нам удалось привести себя в порядок, немного прогуляться по вечернему городу,  отметить окончание похода и 8 марта сначала в кафе при гостинице, а потом у себя в шестиместном номере. Но это было не главным! Самое главное, что сбылось пожелание из Москвы одной из несостоявшихся участниц похода – увидеть сияние. Мы его увидели! Вот это подарок в праздничный вечер! Сияние было не очень ярким (особенно если учесть, что Мончегорск – крайне освещенный город, более, чем Москва, наверное!) и заметили его совершенно случайно при выходе из кафе. Однако поиски менее освещенного места в городе дали свои результаты: мы нашли темный уголок, из которого можно было наблюдать перемещения зеленых полосок на небе. Девушки были в восторге!

Фото 59. Северное сияние

9-10 марта (окончание)

9 марта (морозный, солнечный день) весь день мы провели в Мончегорске. Горнолыжные склоны оказались закрытыми для посторонних (могли кататься только учащиеся спортивной школы), поэтому основными развлечениями стали посещение музеев и прогулки. Мончегорск – очень симпатичный городок! С трех сторон он окружен озерами (Лумболка, Нюдъявр, Б.Имандра) и, судя по летним фотографиям, летом представляет собой зрелище почти курортного городка. Пейзажи часто включают парусные суда и голубое небо, плавно переходящее в такую же голубую воду. В окрестностях города полно разной ягоды и грибов, причем совсем недалеко, хорошая рыбалка и охота (это все со слов водителя, который подвозил нас в Оленегорск). В самом городе, видимо, недавно делали косметический ремонт всех домов (по крайней мере тех, что мы видели, не только на центральной улице) – все они свежевыкрашенны в пастельные тона с белой окаемкой. Снег опрятно расчищен в сугробы. Снежные шапки на деревьях только украшают общую картину…

Музеев мы посетили два: краеведческий и камня. Краеведческий музей небольшой, но с вполне достойной экспозицией, рассказывающей о начале строительства города, о металлургическом комбинате, о быте людей, о самих людях, о Кольском полуострове в период Великой Отечественной Войны и прочем.

Музей камня тоже довольно миниатюрный: всего 3 зала. Но камней в нем очень и очень много. Для непосвященного даже чересчур много. И они такие разнообразные, привезенные из самых дальних концов Росси и стран бывшего Союза! Очень красивая коллекция! Экскурсовода не было, но мужчина-охранник очень много рассказал нам и о камнях, и об истории музея. Видимо, давно здесь работает. Также в музее есть один маленький зал с фотовыставкой. Хорошие работы местных фотографов!

фото
Фото 60. В гостинице «Север»

Фото 61. Виды Мончегорска

Фото 62. На улицах Мончегорска

Фото 63. Оз.Б.Имандра и Хибины

Фото 64. Река на окраине Мончегорска

Обойдя практически весь город, мы сдали номер, поужинали и отправились на автовокзал. Выяснилось. Что расписание, которое висело в гостинице, на 10 минут различается с реальностью, и наш автобус на Оленегорск только что ушел. Взяли такси и отправились на нем. Не хочется рисковать, ожидая следующий автобус.

В Оленегорске в 20 ч. До поезда еще 1,5 ч, и, хотя сам город немного в стороне от вокзала (быстрым темпом 20 минут в одну сторону), решаем частью группы отправиться его смотреть. Мы правильно сделали, что провели этот день в Мончегорске, а не здесь. Здесь делать нечего. Город никак не выражен в архитектурном плане и вообще какой-то скучный. Местный говорят, что и победнее немного, т.к. Мончегорск, благодаря комбинату, - самый богатый город области.

В 21-30 отправляемся на поезде в Москву. В Апатитах случайно подсели наши знакомые альпинисты,  и остаток вечера прошел за разговорами.

Дальнейшая дорога до Москвы также ничего интересного не представляла. Чем ближе к Москве, тем менее радостная становилась картина в плане зимы. Прямо перед Питером снег (лежащий) кончился вовсе, а в Москве было +3 градуса С и солнце. Прощай, Зима!

Выводы и рекомендации

По итогам похода и подготовки к нему район к западу от железной дороги Санкт-Петербург – Мурманск в районе станций Пулозеро-Лапландия-Оленегорск до хребта Волчьи тундры может быть рекомендован как район проведения лыжных походов I - II к.с. или в связке с соседними хребтами – более высоких категорий сложности.

Район красивый, относительно многоснежный, разнообразный: множество озер для любителей равнинных путешествий, хребты – для поклонников горной части. Высоты хребтов в абсолютном значении небольшие (высшая точка района – в.Юкспорр, 957 м), но в относительном дают перепады, достаточные для полноценных горных подъемов и спусков.

В зимний период времени посещение района более благоприятно, т.к. местность болотистая, и лучше всего проходится именно зимой. Район невероятно богат на сухие деревья, что позволяет без проблем идти весь поход на дровах (граница зоны леса проходит примерно на высоте около 300 м).

Подъезды к району очень удобные. От станций Пулозеро, Лапландия, Оленегорск можно начинать маршруты пешком, от станции Оленегорск на вахтовом автобусе также можно выехать из города в сторону Мончегорска и начать маршрут от автодороги. От города Мончегорска ходят автобусы до Оленегорска. Все вышеуказанные станции принадлежат железной дороге Санкт-Петербург – Мурманск. Заброска в район из Москвы составляет около 36 ч (2 ночи и 1 день на поезде).

Несмотря на удобные подъезды, район не так популярен, как Хибинские и Ловозерские тундры, хотя находятся они рядом. В этом плюс района для тех, кто не хочет в сезон встречать на маршруте другие группы (что регулярно случается в Хибинских тундрах).

Длинный световой день в марте, небольшая лавинная опасность и все еще достаточное количество снега делает этот месяц наиболее благоприятным для проведения походов в районе.

Приложения

Приложение 1

Список снаряжения

к-во

К-во

Групповое специальное

Личное специальное

Веревка основная 30 м

Лыжи туристические / горные с тросиковыми креплениями

Лавинный лист

Лыжные палки

GPS-приемник

Лавинная лента

1 шт.

Карты местности, описания, фотографии (набор руководителя)

1 компл.

Репшнуры для лыж

5 м

Ремнабор

Бахилы

Аптечка

Карты местности (1:100 000)

1 компл.

Групповое бивачное

Личное бивачное

Палатка «Зима»

Рюкзак

Спальники (2 двухслойные спарки)

Посуда

Коврик

Фотоаппарат

Кан

Фонарик

Котловой набор (губка, половник, скатерть)

Сидушка

Горелка

Бензин

1,5 л

Термосы (ёмкость 1 л каждый)

Термометр

Вес на человека и группу

На одного человека

На группу из 6 человек

Продукты (всего / в день)

5,5 кг / 700 г

9,5 кг

Всего вес на человека

21 кг

* - реально было примерно 15 кг на юношу, 10 кг на девушку.

Приложение 2

Запчасти

Пластина для ремонта лыжи

1 шт

Запасные крепления типа «Азимут»

2 шт.

Тросики для «Азимутов» (помимо входящих в состав зап.крепления)

Запасные щечки для креплений старого типа

2 шт.

Тросики для креплений старого типа

5 шт.

2 метра

Пряжки 50мм (разные)

3шт

Фурнитура 25мм (фасты, пряжки)

10шт

Фурнитура 20мм (фасты, пряжки)

5шт

Перчатки рабочие

Свеча

1 шт.

Мази для пластиковых лыж (держания и скольжения на 0 градусов)

Смола для деревянных лыж

Индовазин - 1 тюбик

«Левомеколь» – 1 тюбик

Диклофенак-гель – 1 тюбик

5.Обезболивающие и жаропонижающие средства.

Анальгин – 20 табл.

Парацетамол – 10 табл.

Спазган – 8 табл.

Аспирин – 10 табл.

«АнтиФлу» – 5 пакетов

Аспирин С (шипучий) – 10 табл.

6.Противовоспалительные средства.

Цифран – 20 шт.по 500 мг

Доксициклин – 10 табл.

Фуразолидон – 10 табл.

7.Средства, применяемые при заболеваниях желудочно–кишечного тракта.

Фестал, Мезим – 20 шт.

Ранитидин – 20 шт.

Регидрон – 6 пакетов

Смекта – 10 пакетиков

Лоперамид – 10 таб.

Линнекс – 16 таб.

Марганцовка

8.Средства, применяемые при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Стрепсилс – 24 табл.

Бромгексин – 20 табл.

Прополис – 1 флакон

9.Антисептики.

Йод-карандаш – 2 шт.

Раствор бриллиантового зеленого – 1 фл.

Спирт – 0,5 л.

Стрептоцид-порошок – 2 шт.

10.Капли.

«Нафтизин» – 1 фл.

Сульфацил – натрия – 2 фл.

11.Мочегонные.

Кетонал – 10амп.*2 мл

14.Перевязочные средства.

Бинт эластичный – 3 шт. по 3 м

Бинт стерильный – 7м*14см – 5 шт., 10м*16см – 3 шт., 5м*7см – 2 шт.

Бинт эластичный трубчатый – 3 шт. разных размеров

Салфетки марлевые стерильные – 45 см*29см – 2 уп.(10 шт. в уп.)

Салфетки марлевые стерильные 16*14 см – 6 уп.(20 шт. в уп.)

Салфетки марлевые кровоостанавливающие 10*14 см – 1 уп.(3 шт. в уп.)

Салфетки спиртовые – 1 упак.

Пластырь бактерицидный – 20 шт.

Лейкопластырь – 3*500 см.

15.Прочее.

Никотиновая кислота – 20 табл.

Перчатки резиновые – 1 пара

Ножницы – 1 шт.

Шприцы –5*2 мл

Пантенол

Приложение 4

Список расходов по походу на группу из 6 человек
(не включают расходы на гостиницу, музеи и сувениры)

Наименование

Стоимость на группу, руб.

Аптечка (докупка)

1500

Москва – Лапландия (ж/д)

988*6=5928

Оленегорск - Москва (ж/д)

1512*6=9072

Такси Мончегорск – Оленегорск (2 машины)

480

ИТОГО:

21 720

Список дополнительных расходов в г.Мончегорске

Наименование

Стоимость на человека, руб.

Билет в краеведческий музей полный (льготный)

30 (10)

Билет в музей камня полный (льготный)

Место в 6-местном номере в гостинице «Металлург»

300

Время в пути

Регулярность курсирования

382

Москва – Лапландия (далее на Мурманск)

20:45

08:44

36 ч

ЕЖ

Оленегорск – Москва (из Мурманска)

21:21

06:54

33,5 ч

381

Оленегорск – Москва (из Мурманска)

22:31

10:46

36 ч

Приложение 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ссылки на отчеты по Волчьим, Свинцовым и Медвежьим тундрам:

1. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?204  - Отчет о лыжном походе II к.с. по Кольскому п-ову, совершенном группой туристов тур.секции ЛГУ с 29 января по 10 февраля 1990 г. Руководитель Беликов Ю.А.
  2. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?288 - Отчёт о лыжном туристcком путешествии четвертой категории сложности по Кольскому полуостров совершенном с 4 по 16 марта 1990 года. Руководитель группы: Путилин С.Э.
  3. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?2 - Отчёт о лыжном походе 2 к.с. в районе Кольского полуострова, проведённом с 31. 01. по 11. 02. 1992 года. Руководитель – Бекетов Константин.
  4. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?407 - Отчёт о лыжном туристском путешествии второй категории сложности по Кольскому полуострову, совершенному со 2 по 12 февраля 1992 года. Руководитель – М.Гудков.
  5. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?216 Отчет о лыжном походе I к.с. по Кольскому п-ову, совершенном с 22 января по 2 февраля 1993 г. Руководитель – Чариков А.В.
  6. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?145 - Отчет о лыжном походе V категории сложности по Кольскому полуострову, совершенном с 7 по 26 марта 1994 года. Руководитель – Бекетов Константин.
  7. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?217 - Отчет о лыжном походе II к.с. по Кольскому п-ову, совершенном с 29 января по 8 февраля 1995 г. Руководитель – Чариков А.В.
  8. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?126 - Отчёт о лыжном туристском путешествии 4 к.с. по Кольскому полуострову, совершённому со 2 по 18 февраля 1995г. Руководитель - Никитин Андрей Борисович.

Информативные сайты по данному региону:

1. http://www.hibiny.ru/ - сайт Кольского региона, информация по городам региона (гостиницы, рестораны, кинотеатры, базы отдыха, музеи и прочее), горнолыжным курортам, прогноз погоды по региону.
  2. http://www.lapland.ru/ - сайт Лапландского заповедника.

Приложение 7

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Топографические карты Кольского полуострова, масштаб 1:200 000, 1:100 000,
    1:50 000 на сайте http://maps.poehali.org/

Приложение 8

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ В МОНЧЕГОРСКЕ И ОЛЕНЕГОРСКЕ

Гостиницы:

1. Горняк г. Оленегорск, ул. Строительная, 38. Телефоны: 55-281, 55-186 / код (815-52)
  2. Металлург г. Мончегорск, ул. Металлургов, 45 . Телефоны: 74-533, 73-442 / код (815-36).
  3. Санаторий-профилакторий МСЧ ООО "Кола-быт" г. Мончегорск, ул. Кирова проспект, 8. Телефоны: 72-914 / код (815-36).
  4. Север, гостиница г. Мончегорск, ул. Металлургов, 4. Телефоны: 73-494,  72-655, 72-652. Факс: 73-251/ код (815-36).

Музеи:

1. Городской краеведческий музей г. Оленегорск, ул. Ленинградский проспект 7. Телефоны:  53-112 / код (815-52). Режим работы:  вт-вс 12.00-18.00, обед 13.00-14.00, пн вых.
  2. Лапландский государственный природный биосферный заповедник (усадьба Деда Мороза) г. Мончегорск, ул. Зеленый переулок 8. Телефоны: 58-018, 57-199 / код (815-36)
  3. Музей гномов г. Мончегорск, ул. Гагарина, 14, кв.12. Телефоны: 74-161 / код (815-36). Посещение по предварительной договоренности. Максимальная размер группы 10-12 человек.
  4. Музей истории города Мончегорска г. Мончегорск, ул. Царевского, 2. Телефоны: 34-705 / код (815-36). Как проехать: Автобус № 10 до ост. "Школа №8". Режим работы:  Понедельник-пятница 9.00-18.00, Суббота, воскресенье 11.00-18.00.
  5. Музей цветного камня г. Мончегорск, ул. Ленинградская наб., 6. Телефоны:  55-338 / код (815-36). Режим работы: 10.00 - 17.00, Выходные дни: среда, четверг.

Бани:

1. Городская баня г. Мончегорск, ул. Гагарина, 6. Телефоны: 30-188 / код (815-36).
  3. Городская баня г.Оленегорск. Адрес: г. Оленегорск, ул. Бардина, 23. Телефоны: 53-176 / код (815-52).

Горнолыжные склоны:

1. Горнолыжная трасса г.Мончегорск
    Адрес: г. Мончегорск, ул. Нагорная 17. Телефоны: 50-356,  50-309 / код (815-36)
  2. Горнолыжный комплекс "Лопарьстан"
    Адрес:  г. Мончегорск, ул. Ленинградская наб., 34/3. Телефоны:  77-557, 79-170/ код (815-36)