LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Сибирское
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о водном путешествии на каяках по р.Кереть, июнь 2010

Отчет о водном путешествии на каяках по р.Кереть, июнь 2010

О маршруте по реке Кереть написано много и разного, так что смысла писать отчет не было бы, если бы не одно «но»: все имеющиеся описания и лоции рассчитаны на байдарочную или катамаранную группу невысокого уровня, идущую в длительное отдыхательное путешествие (что в целом логично, конечно). Не имея желания и возможности тратить на прохождение Керети много времени, мы прокатились по ней маленькой группой на каяках, потратив 3 ходовых дня.


Сроки проведения сплава: 29 июня – 1 июля 2010 г.


Состав группы:

  1. Бекетов Константин
  2. Аверичев Дмитрий
  3. Козаринов Илья

Техническое описание дается для адекватного каякера среднего уровня. Уровень воды выше среднего.


Подъезд к маршруту осуществлялся на своей автомашине. От перекрестка Мурманского шоссе с дорогой Лоухи-Кестеньга сворачиваем налево в сторону Кестеньги, и примерно через 6 км видим отворот грунтовой дороги вправо к ж\д путям. Если промахнуться мимо этого отворота, то чуть дальше по правой стороне будет памятник. На грунтовке почти сразу путь преграждают рельсы. Мы их переехали за счет большого дорожного просвета, но вообще-то впоследствии выяснилось, что в кустах неподалеку лежат специально обученные досочки. За рельсами справа от дороги будут какие-то постройки, надо взять влево на развилке и дальше ехать по лесной дороге с эпизодической грязью, остатками бревенчатой гати и камнями. Примерно через километр дорога подходит к берегу озера Петриярви в его восточной оконечности. Координаты стоянки 66° 3’ 37,6”N 32° 44’ 55,6” E. Свою машину мы оставили здесь (фото 1 ).


Оз. Петриярви чистым перекатом (находится слева обозначенного на карте острова) переходит в красивое оз. Ниж. Ламба. ПБ озера высокий, скалистый. Много мест для стоянок. После озера плес, река сужается и входит в порог Щелевой-1. Далее пор. Щелевой-2 (находится в 200 м ниже Щелевого-1) - локальное сужение русла коренными породами. На ЛБ над порогом хорошая стоянка. До пор. Кривой-1 500-700 метров. Перед порогом слышен шум, правый поворот, на ПБ - высокий скалистый лоб. Перед началом порога справа хорошее место для стоянки. Все эти пороги проходятся сходу без заметных проблем.


В 250-300 м ниже, на высоком (около 10 м) ПБ отличное продуваемое мес­то для стоянки с видом на порог. Сразу за этим местом река впадает в оз. Долгое. На озере много хороших мест для стоянки на ПБ, много скальных стенок и плит, сходящих в воду (фото 2 ). В конце озера 50-метровый пор. Керчуг, соединяющий два озера - Долгое и Керчуг. Порог идется сходу.


После озера Керчуг - оз. Травяное, с множеством островов. Хорошие стоянки слева по ходу. После оз. Травяного плес, за которым заливом вправо уходит оз. Варламовское, на дальней (восточной) оконечности которого видна Мурманская трасса. На будущее имеет смысл начинать маршрут здесь, сократив озерную часть и несколько пусть симпатичных, но невыразительных порожков.
Сразу на выходе из озера на левом повороте шивера.


Далее плес около километра до группы порогов. Первый порог: маленький гранитный лесистый островок в русле, основная струя идет в левой протоке, ближе к острову. В левой протоке, ближе к ЛБ, застрявший на камнях деревянный плот. В 100 м после порога - шивера.
Через 200 м после этого - пор. Белый Клык. Без осмотра.


Через 200 м - шивера, которая является началом пор. Мураш. Порг лучше посмотреть, поскольку линия движения в первой ступени может быть с воды неочевидна. Для осмотра с ЛБ следует пройти шиверу и зачалиться в болоте на ЛБ, откуда начинается тропа. В первой ступени (фото 3 ) мы проходили вдоль левого берега, между валом и ряжевой дамбой. Во второй ступени линия движения простая, по струе с обходом нескольких  камней. Справа будет скалистый берег (фото 4 ) (фото 5 ). За порогом на ПБ стоянка и хорошо заметное дерево с памятными надписями. Далее плес и Кереть впадает в оз. Новое. На ПБ (восточном) озера сено­кос. Река выходит из озера в северо-восточном конце после длинного мыса, на котором хорошая стоянка. Мы здесь заночевали, координаты 66° 9’ 30,6”N 32° 43’ 29,4” E

Выйдя из оз.Нового, Кереть имеет большую ширину русла, но все же появлятся хоть какое-то течение. Перед мостом трассы С.-Петербург-Мур­манск серия перекатов. От автомоста до ж. д. моста около 40 минут хода по плесу. Перед жд мостом слева несколько домов и табличка «продукты» (фото 6 ). Далее снова плес около 3 км, в конце которого протяженная шивера и река впадает в оз. Кривое. На ЛБ на мысу и на ПБ - хорошие стоянки. После озера река течет спокойно между островами около 2 км до пор. Долгий: здесь река разделяется группой камней на две струи, основная левая. Слив лучше посмотреть, чтоб не наткнуться на какие-нибудь застрявшие бревна (фото 7 ). Далее 3 км простой шиверы. До пор. Варацкий около 4 км плеса с отдельными быстротоками. Порог начинается за сужением реки на левом повороте. Входную шиверу (метров 200) имеет смысл пройти сходу, и зачалиться в суводь у ЛБ перед основной частью порога. Есть несколько вариантов прохождения основной части порога (фото 8 ), мы сливались в узкий язык между двумя скальными выходами ближе к ЛБ (фото 9 ). Далее достаточно мощная шивера, заканчивающаяся чуть ниже моста на дороге Чупа-Плотина. Через 1 км после моста - оз. Варацкое. На озере много хороших стоянок.


Сразу после выхода из озера пор. Карешка длиной 150 м, проходится без осмотра. За ним плавный правый поворот на плесе, в конце которого русло отходит влево под 90°, - начало пор. Краснобыстрый. Чалка до поворота на ЛБ, откуда идет тропа осмотра. Проходили без затей вдоль левого берега.


Следом несколько шивер до и после озера Маслянного (на озере есть одна-единственная стоянка на северном берегу над покатой скалой).  Пор. Масляный можно выделить: на ЛБ горелый лес, река перегорожена плитой по всей ширине, остается узкий чистый проход под самым правым берегом. Впрочем, можно пройти в любой точке. После порога, за левым поворотом, совершенно прямой плес длиной около 1 км, в конце которого виден остров, а струя поворачивает от него направо. На стрелке острова - хорошая стоянка, координаты 66° 14’ 14,2”N 33° 20’ 3,7” E. Мы здесь заночевали в конце второго ходового дня (фото 10 ). Единственное огорчение: совсем зажрала мошка, которая в эти сроки как раз массово вылетела.


Сразу же от стоянки начинаются шиверы, самая живописная из которых (высокие скалы на ПБ) носит название пор. Колупаевский. За пор. Колупаевский мост автодороги Плотина-Чкаловский, в 100 м ниже моста справа впадает р. Луокса (Лоушка).


Про Луоксу разговор отдельный: очень многие ходили посмотреть на ее нижний порог (на карте он называется Медвежий), но вот описаний реального прохождения в Сети не найти. Мы не стали исключением из этого прискорбного правила: я тоже ограничился пешей прогулкой к деревянному мосту на Луксе и осмотром порога. Желание тащить лодки по дороге (в сторону пос.Плотина) 3 км до верховий речки быстро улетучилось. А жаль. Речка вполне достойна, судя по всему (фото 11 ) (фото 12 ) (фото 13 ).


Вернемся к Керети. После впадения Луоксы перекат, левый поворот и сужение русла с выходами скал на ПБ - начало пор. Кривой-3. Осмотр с ПБ (необязателен).Далее до порога Морской (Запорный) следуют плесы и небольшие перекаты. Последние 2 км – широкий озероподобный плес. В его конце рыбоучетная сеть, обнос слева (фото 14 ), справа домики. На ЛБ дорога, откуда хочется уехать.  


Пор. Морской - это мощная прямая шивера с большим (5-6 м) падением и длиной порядка 1 км (фото 15 ) (фото 16 ). Можно идти с ходу, препятствия читаются с воды. Удобно зайти в улово ЛБ перед деревянной церковью (фото 17 ), чтобы меньше тащить лодки обратно к дороге возле рыбоучетной сети.


Возле сети работает сотовая связь; мы позвонили одному из чупинских водителей (+7 921 0129444) и заказали микроавтобус до Лоухов, точнее – до своей оставленной машины. Стоимость услуги достаточно высокая, 4500 рублей, но таковы местные расценки. Дорога от устья Керети к грейдеру Чкаловский-Плотина на картах не обозначена, была построена для вывоза леса в 80-х годах. Из интересного по пути: пос.Чкаловский в настоящее время стал местом паломничества дайверов; в пос.Плотина расположены затопленные шахты глубиной до 650 м, горизонты которых уходят под Лоухское озеро. Здесь добывали слюду, рядом с деревней целый мертвый шахтерский город.


Таким образом, сплав занял 2,5 дня с 2 ночевками, а вся поездка – 5 дней (Питер-Питер).


Основные пороги  на р. Кереть: Мураш, Долгий, Варацкий, Краснобыстрый,  Колу­па­ев­с­кий, Кривой-3, Морской.



Комментарии: Ваш комментарий:
2011-06-23 15:58:52 | Юрий | E-Mail
Константин, 13 июня мы прошли Луоксу от места, где река вплотную подходит к дороге Чкаловский-Плотина. Кроме порога Медвежий на ней я насчитал 9 совсем мелких шивер, остальное - болотные плёсы. Сам порог Медвежий очень приятен, представляет из себя крутую шиверу, затем небольшой плёс и короткая бурная вторая ступень. Если есть время, можно занестись на него (чуть выше моста), тащить же лодки по дороге в Плотину однозначно не стоит. Всё мероприятие, включая переход от моста через Кереть и сплав по Луоксе, заняло около 2 часов.



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;