LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Сибирское
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

водный маршрут по озеру Тикшеозеру, реке Винча, озеру Пудос и озеру Нотозеру

Технический отчёт

о водном туристском путешествии второй категории сложности
в Северной Карелии по озеру Тикшеозеру, реке Винча, озеру Пудос и озеру Нотозеру
совершённом с 26 июля по 5 августа 2007 года

Маршрутная книжка № 36/07

Руководитель группы: Фёдорова Мария Владимировна

Адрес руководителя: Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, д. 9, кв. 49

Санкт-Петербург


Технический отчёт о водном спортивном путешествии

второй категории сложности

по озеру Тикшеозеру, реке Винча, озеру Пудос и озеру Нотозеру

 

I. Справочные сведения

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. К команде присоединились туристы из города Озёрска и г. Минска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

(место проведения)

Поход проходил по территории Мурманской области на самой границе с Республикой Карелия в Российской Федерации. Географический район – Северная Карелия, полярный круг.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе, подробная нитка маршрута

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность           

Сроки проведения

пешком

сплав

всего

общая

ходовых дней

водный

вторая

8 км

43 км

51 км

11 дней

 7 дней

26.07 – 05.08 2007

Группа из двенадцати человек на двухместном, четырёхместном и шестиместном катамаранах. Маршрутная книжка № 36/07

Санкт-Петербург - ст. Чупа – мост через исток р. Винча из Тикшеозера -  Ака-порог – Еловые пороги - Собачий падун – порог Хариусный – порог Домашний -  озеро Пайозеро – озеро Каменное – оз. Челозеро – Винча-порог – озеро Нотозеро – озеро Пудос – радиальный выход на Иванову гору – волок в Нотозеро – губа Коккогуба – ст. Чупа - Санкт-Петербург

4. Таблица препятствий маршрута

Уровень воды в реке Винча для конца июля высокий (дождевой паводок).

Категория сложности (к.с.) водных препятствий определялась по шестибальной шкале. Категория сложности волоков определяется по шкале 1-3, (иначе это будет не волок, а спуск на верёвках), в каждой категории есть подпункты А и Б.

Вид препятствия

Категория сложности

Длина препятствия

Характеристика препятствия

Способ прохождения

П1 разрушенная плотина

первая

50 м

Слив по деревянному лотку разрушенной плотины 0,5 м, может быть габаритный непроход

По самой глубокой струе, либо начать сразу после моста

П2

прижим

первая

50 м

Прижим к разрушенной опоре моста, частичные завалы

Проход по самой глубокой струе, возможно, проводка, можно начать после моста

П3

шивера

первая

100 м

Мелководная каменистая шивера, возможны частичные завалы

По самой глубокой струе, частичная или полная проводка

П4

порог

вторая

70 м

Слив 0,7 метра, мелководный, зубья

Проход по наиболее глубокой струе, частичная проводка

П5 - порог

«Ака-порог»

вторая

150 м

Слив из-под низкого деревянного полуразрушенного моста, далее крутая шивера на правом повороте, справа ряжевая стенка, разбои на выходе. По нашей высокой воде слив был непроходим, так как вода хлестала через мост.

Чалка и осмотр по ЛБ, обнос моста по ЛБ, старт в шиверу сразу после моста.

П6 перекат

первая

100 м

Перекат, камни в струе

Проход по основной струе

П7 – П16 шиверы

«Еловые пороги»

вторая

3000 м

Каскад быстрых шивер с заметным уклоном, камни в струе. Валы до 0,7 м. Последняя шивера в скальной узости, навал на обливняк у ПБ

Проход по основной струе, уход от камней и навала на обливняк влево.

П17

порог

«Собачий падун»

пятая

150 м

Первый слив под низким деревянным мостом 1 м,

Крутая шивера 30 м,

Второй слив на слабом левом повороте до 5 м, слева осложнён ряжевой стенкой с торчащими брёвнами, часть струи бьёт под брёвна, справа осложнён каменной грядкой.

На выходе справа и по центру – плита, создающая мель,  затем крутая шивера с обливняками.

По нашей воде первый слив под мостом непроходим, так как расстояние между мостом и водой не более 20 см,  К2 - старт по высокой воде с ЛБ из-под первого слива, траверс струи, проход второго слива по центру, чуть ближе к ПБ, траверс струи к ЛБ в обход подушки под сливом, затем уход от прижима к ЛБ в выходной шивере. Остальные экипажи – страт в выходную шиверу с ЛБ после подушки.

Чалка и осмотр по ЛБ. Обнос моста и основного слива также по ЛБ.

П18 перекат

первая

50 м

Перекат, камни в струе

Проход по основной струе

П19 водопад «Большой Падун»

шестая

150 м

Слив в узких ряжевых стенках с брёвнами около 10 м, прижим влево к ряжевой стенке, слив на правом повороте с бочкой около 1,5 м, выходная узкая слаломная шивера, осложнена ряжем слева и зубьями справа

Первый слив в принципе проходим, но по нашей воде слева торчали брёвна, - старт сразу после первого слива с ЛБ резким траверсом уходя вправо от прижима в ряж, второй слив проходили по центру, затем уход вправо в слаломную шиверу.

Чалка, осмотр и обнос по ЛБ

П20 порог

«Хариусный»

третья

150 м

Пологий сливчик на левом повороте, разгонный левый трек, основной пологий  слив каскадного типа около 4 м на правом повороте, проносная, но мощная бочка, на выходе мелководная шивера

Проход по струе, при заходе в основной слив уход от правого прижима, к левому ряжу прижима нет.

П21 порог

«Домашний»

третья

200 м

2 протоки, проход левой вдоль ЛБ, небольшой косой слив, валы, короткий участок быстротока на правом повороте, вновь деление на 2 протоки, основной слив в правой, слив пологий, узкий, слева -  ряж. В правой протоке – мелководные сливы. На выходе - разбои.

Проход по струе, уход от прижима влево, основной слив по центру. Уход от разбоев на выходе влево. Осмотр и тропа обноса по ЛБ. 

П22  шивера

«Тюри-порог»

вторая

100 м

Невысокий гладкий слив на входе, валы, вдоль ПБ - ряж

Проход по струе.

П23 шивера

«Каменный порог»

третья

300 м

На входе низкий мост, под мостом невысокий слив, проходимый в зависимости от уровня воды, далее валы, воротца, прижимы с поворотами и приличным уклоном

Обнос моста по ПБ в зависимости от уровня воды, шивера проходится по струе с уходом от прижимов и зубьев.

П24 шивера

«Винча-порог»

вторая

100 м

Пологая горка с зубьями.

По основной струе.

П25 – пешее, подъём на Иванову гору

н/к

4 км

Подход по лесной, местами заболоченной тропе, переход ручья по бревну, далее восхождение  с набором высоты 300 м по крутой тропке.

Всё проходится по тропе без применения перил.

П26 – пешее,

Волок из оз. Пудос в Нотозеро

300 м

Волок по болотистой тропе, осложнён подлеском. Выходов  скал нет, протяжённость не более 0,5 км, в данном случае 0,3 км.

Обнос только разгруженных лодок, требовалось проносить катамараны вертикально на ребре.

5. Сведения о руководителе и участниках

№ п/п

Фамилия, Имя,

Отчество

Туристическая

подготовка

Обязанности в группе,  средство сплава

1.

Фёдорова Мария Владимировна

Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4Р), Тохмайоки – Уксунйоки(3Р), Кереть(2Р)

руководитель,
К2 «Светофор»

2.

Фёдоров Николай Васильевич

Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4У), Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Кереть(2У)

завхоз, капитан
К6, «Пингвин»

3.

Андреева Александра Владимировна

Ладожские шхеры (1У)

Матрос, К6 «Пингвин»

4.

Яковлева Галина Викторовна

Кереть(2У)

Медсестра, матрос, К2

«Светофор»

5.

Митькина Юлия Александровна

ПВД

Матрос, К6 «Пигвин»

6.

Митькина Татьяна Александровна

ПВД

Матрос, К6 «Пигвин»

7.

Григорьев Дмитрий Владимирович

ПВД

Оператор, матрос, К6 «Пигвин»

8.

Друговина Дмитрий Витальевич

Кутсайоки – Тунтсайоки (3У)

Матрос, К4 «Драйв»

9.

Курзин Игорь Владимирович

Ладожские шхеры (н/к)

Матрос, К4 «Драйв»

10

Павлов Ярослав Анатольевич

ПВД

Матрос, К4 «Драйв»

11.

Мысь Виктор Александрович

ПВД

Капитан, К4 «Драйв»

12.

Ефремова Елена Борисовна

ПВД

Матрос, К6 «Пигвин»

II. Содержание отчёта

1. Варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты

Подъехать к началу маршрута – к мостам на истоке р. Винча из озера Тикшеозера – можно только на полноприводном автотранспорте типа УАЗ. Подъезд удобнее всего с ж/д станции Чупа (Мурманская ветка). В 2007 году заброска на Винчу на группу в 12 человек обошлась нам в 5 тысяч рублей (2 УАЗа «буханка»). Выброска возможна также в Чупу по дороге, подходящей к Коккогубе. Дорога очень плохого качества, но УАЗ проезжает. Выброска за те же 2 УАЗа обошлась в 2007 в 7 тысяч рублей. По Нотозеру можно догрести до станции Княжая губа, но на катамаранах без паруса это нереально.

Аварийные выходы – к Собачьему падуну подходит грунтовка, по которой можно уехать на ст. Полярный круг или ст. Чупа. По ЛБ всего каскада от Собачьего падуна до порога Домашний идёт торная тропа обноса – всё вместе около 3 км. Мост над Собачьим падуном в рабочем состоянии.

2. График движения

Дни пути

Дата

Участок пути
(от – до)

Протяжённость
в км

Ходовое время

Определяющие препятствия на участке

1 - 2

26.07 – 27.07.

Санкт-Петербург – ст. Чупа (поезд), автозаброска, стапель

------

--------

-----------------

3

28.07

Мост через левую протоку истока р.Винчи – пор. «Собачий падун»

10 км





5 ч






П3 – П4 – частичная проводка, «Ака-порог» -  обнос моста + прохождение выходной шиверы, «Еловые пороги» - сходу, порог «Собачий падун» - обнос моста + прохождение второго слива сборным экипажем на К2

4

29.07

Пор. «Собачий падун» - пор. «Домашний»

  3 км







Пор. «Большой падун» - обнос первой ступени, прохождение 2й-4й ступени, порог «Хариусный», порог «Домашний»

5

30.07

Пор. «Домашний» - пор. «Каменный», полуднёвка, баня

8 км

4 ч

2 озера, обнос моста на заходе в пор. «Каменный», прохождение порога «Каменный»

6

31.07

Пор. «Каменный» - губа Пудос

12 км

6 ч

Пор. «Винча-порог» сходу, сильный встречный ветер и мощный ливень на выходе в Нотозеро

7

01.08

Губа Пудос – устье р. Пудос, полуднёвка, баня

5 км

1,5 ч

Встречный ветер в оз. Пудос

8

02.08

Радиальный выход на Иванову гору

4 км в одну сторону

5 ч

Подход по лесной, местами заболоченной тропе, крутой набор высоты по тропинке

9

03.08

Устье реки Пудос – губа Коккогуба, антистапель

5 км

4 ч

Встречный ветер на озере, волок из оз. Пудос в оз. Нотозеро

10 - 11

04.08 – 05.08

Автотранспорт до ст. Чупа, поезд ст. Чупа – Санкт-Петербург

-----

-------

-------

Температура воды на протяжении всего маршрута колебалась от 16 до 18 C.

Температура воздуха на протяжении всего маршрута колебалась от 16 до 22 C.

Каждый день были осадки, часто ливневые.

3. Техническое описание

(только ходовые дни)

День 1 – 28.07.

В своём истоке из Тикшеозера река Винча делится на 2 протоке большим островом. Грунтовая дорога от ст. Чупа пересекает р. Винча по 2 деревянным мостам, проходя по острову. У моста через правую протоку есть место для стапеля, но стоять там грязно и неудобно. Неплохая стоянка есть на острове у моста через левую протоку. Наша группа здесь ночевала и стапелилась.  

Вообще, для сплава рекомендуется правая протока – она шире и глубже, но с нашей стоянки было ближе и удобнее стартовать в левую протоку. Для этого нам пришлось перенести катамараны через мост – по ЛБ за мостом удобное улово для старта. В нашу высокую воду извилистая левая протока со множеством низких травянистых островков, завалами и мелководными шиверами была вполне проходима. Пришлось частично провести гружёные катамараны через зубья в шивере П3. В сливе П4 на зубья сели только К4 и К6, лёгкий К2 прошёл без применения проводки.

Эти пре5пятствия не требуют осмотра, их обнос вряд ли возможен из-за заросшего кустарником подболоченного берега.

На выходе из П4 – разлив. Крайняя левая протока – продолжение р. Винча, а направо уходит р. Пудос, перекрытая плотиной и непригодная для сплава.

В конце разлива видна скала на ПБ с нарисованной на ней буквой О. Это ориентир «Ака-порога». Порог начинается под полуразрушенным низким деревянным мостом, затем следует  выходная шивера. По нашей воде проход под мостом в слив был невозможен, вода хлестала прямо через мост. Мы зачалились на ЛБ перед мостом и обнесли гружёные катамараны за мост, откуда стартовали в выходную шиверу.

Затем следует недлинный плёс и за ним короткий перекат. После переката ещё один недлинный, но широкий плёс. Дальше начинается череда шивер с приятным уклоном – так называемые «Еловые пороги». В шиверах даже по нашей высокой воде приходилось постоянно уходить от зубьев, К4 и К6 2 или 3 раза прибегли к короткой проводке. В основной струе в отдельных шиверах были заметные валы до 0,8 м. Самая интересная шивера – последняя. Она расположена на правом повороте, слева – ряжевая стенка и большой обливной камень. В нашу воду К4 и К6 прыгали через обливняк, К2 ушёл от навала вправо.

На ЛБ в конце шиверы есть отличная стоянка.

Затем следует короткий плёс (не более 1 км),  в конце плёса видно сужение реки и деревянный низкий мост – это начало порога «Собачий падун». Чалка на ЛБ. По обоим берегам есть стоянки. К мосту подходит грунтовая дорога, которая может быть использована в качестве аварийного выхода. От «Собачьего падуна» до порога «Домашний» по ЛБ ведёт 3-х километровая тропа обноса. Обычно весь каскад обносят каркасные байдарки, так как большинство порогов каскада имеют каменистые неровные сливы, достаточно высокие, и могут быть крайне опасны для каркасных байдарок. При этом на надувных байдарках и каяках все пороги проходимы, за исключением первой ступени «Большого падуна». Каскад этих порогов является самым сложным местом на реке, поэтому наличие в начале участка аварийного выхода повышает привлекательность маршрута.

В наши сроки расстояние от поверхности воды до моста было около 20 см, поэтому первую ступень «Собачьего падуна» пришлось обнести. Вещи мы занесли на стоянку над порогом на ЛБ. Пустые К4 и К6 отнесли за второй слив порога к месту старта в выходную шиверу. Был произведён тщательный осмотр захода в порог из маленького улова у ЛБ прямо под первым сливом и основного слива порога. Слева 5 метровый слив осложнён ряжевой стенкой с торчащими из неё брёвнами. Струя более пологой левой части слива бьёт именно в брёвна. Справа слив более отвесный, струя по внешнему радиусу выносит на каменистую грядку. Наиболее безопасным показался вариант прохождения слива посередине – правым баллоном по обливному каменному карнизу, левым по пенному петуху. Под сливом – мелководная пенная подушка, уходить от которой следует влево, затем в выходной шивере нужно уйти вправо от левого прижима. Порог проходил наиболее опытный и слаженный экипаж на К2 «Светофор» - руководитель Фёдорова М. на правом баллоне и Фёдоров Н., заменивший матроса Яковлеву Г., на левом баллоне. Была выставлена катамаранная страховка ниже пенной подушки на заходе в выходную шиверу. На ПБ были отправлены 2 оператора, которые вызвали большой интерес у стоявшей там байдарочной группы турклуба «Горизонт». Некоторые туристы «Горизонта» присоединились к операторам и потом по Интернету даже поделились фотографиями, за что им отдельное спасибо.

К2 стартовал из маленького улова с ЛБ прямо из-под слива первой ступени, сделав траверс струи, экипаж зашёл в слив по задуманному плану. После слива К2 не смог полностью уйти от пенной подушки, но быстро с неё снялся и по основной струе прошёл выходную шиверу.

На ночёвку в этот день мы остались на стоянке ЛБ над «Собачьим падуном».

Вечером соседи с ПБ в благодарность за цирк угостили нашу группу свежее пойманным хариусом.

Фото 1 – К4 «Драйв» в П4

Фото 2 – К6 «Пингвин» в последнем «Еловом пороге»

Фото 3 - К2 «Светофор» на старте в «Собачий падун»

Фото 4 – К2 «Светофор» на заходе в основной слив «Собачьего падуна»

Фото 5 – К2 «Светофор» в основном сливе «Собачьего падуна»

Фото 6 – К2 «Светофор» в выходной шивере «Собачьего падуна»

День 2 – 29.07.

Погрузка вещей на катамараны, старт всех судов в выходную шиверу порога «Собачий падун».

После «Собачьего падуна» - короткий просматриваемый плёс и небольшой порожек,  за которым необходимо зачалиться к ЛБ для осмотра и обноса первой ступени «Большого падуна». Слив «Большого падуна», высотой около 10 м, представляет собой длинный пенный свал, зажатый с двух сторон ряжевыми стенками. Из левой ряжевой стенки торчат брёвна. В принципе, эта ступень проходима, если брёвна будут закрыты водой, но только очень опытными экипажами.

Левая протока состоит из каскада мелководных водопадиков. В них можно замечательно искупаться после трудоёмкого обноса судов по тропе ЛБ, что мы и сделали. Катамараны пришлось протаскивали на ребре вертикально, вещи занесли отдельно от судов. Было решено стартовать на гружёных катамаранах из улова на ЛБ, фактически, из-под слива первой ступени перед ряжевой стенкой по ЛБ, траверсом уходя от прижима влево к ряжевой стенке. В слив второй ступени предполагалось заходить по центру, после слива требовался резкий уход вправо в основную струю выходной шиверы порога. Выходная шивера разделена на 2 части ряжевой стенкой, левая часть – мелководные разбои с завалами, правая более узкая, но и более глубокая часть – слалом с уходом от прижимов к завалам и зубьям.

Первым стартовал К2, теперь уже в составе Фёдорова М., Яковлева Г., экипаж ушёл от прижима к ряжу, но на входе во второй слив порога у Яковлевой Г. сломалось весло. Несмотря на аварию, К2 успешно преодолел выходную шиверу, доказав давно витающую среди водников теорию о том, что судно без гребцов лучше проходит пороги. После шиверы К2 с некоторым трудом зачалился к ЛБ.

Затем стартовал К4, экипаж не смог справиться с прижимом к ряжу, в результате чего левый баллон фактически проталкивал катамаран, цепляясь руками за брёвна ряжа, в бочке под вторым сливом правый носовой потерял весло. Выходная шивера была пройдена экипажем в рабочем порядке.

Получив сообщение о потере весла, руководитель Фёдорова М. произвела осмотр выходной шиверы и увидела тешку весла, вертикально торчащего в прижиме к зубу около ПБ. После совещания с капитаном К6 гребцов К6 пересадили так, чтобы Фёдорова оказалась на правой корме. Андрееву А. взяли пассажиром на палубу. В такой конфигурации К6 успешно ушёл от прижима к ряжу, прошёл второй слив, в выходной шивере капитан К6 заложил манёвр так, чтобы прижать правую корму к зубу, из-под которого торчало весло, в результате чего Фёдоровой удалось весло поймать. 

За выходной шиверой следует короткий плёс, и пологим сливчиком на правом повороте начинается разгонная шивера порога «Хариусный». Чалка к ЛБ перед сливчиком. Струя круто поворачивает вправо и входит в основной слив порога – 4-х метровый пологий свал воды через обливняки с мощной, но проносной бочкой в конце. На входе в слив струя по внешнему радиусу выносит на каменную грядку по ПБ. Слева слив осложнён ряжевой стенкой, но прижима к ней нет. На выходе из порога – мелководная шивера.

Осматривать порог приходиться с островка с ряжем, левая протока мелководная, её можно перейти вброд.

После осмотра препятствия решили идти порог на гружёных катамаранах.

К2 на заходе в основной слив перестарался с уходом от ряжевой стенки и зацепил правым баллоном камень, в результате чего основная ступень слива и бочка были пройдены кормой.

К4 прошёл порог по намеченной линии.

К6 сел на зуб на заходе в основной слив порога, в процессе снятия с зуба К6 развернуло поперёк струи, капитан принял решение не бороться с крутящим моментом на заходе в слив и довернул судно, чтобы пройти порог кормой. В мелководной выходной шивере экипажу К6 пришлось прибегнуть к короткой проводке.

После короткого плёса начинается последний порог каскада «Домашний». Порог был пройден всеми экипажами походной колонной с координацией действий по рациям (К2 прошёл первым и передал линию прохождения экипажам К4 и К6), так как из-за отсутствия подробных лоций на реке,  было непонятно, где именно находится порог «Домашний».

Порог начинается шиверой на левом повороте, река делится на 2 протоки, проход в левую вдоль ЛБ через невысокий косой слив, на выходе – валы, затем небольшой участок быстротока на правом повороте, после которого река опять делится на 2 протоки, в правой протоке – основной слив, а левая представляет собой каскад мелководных сливчиков. Протоки разделены ряжевой стенкой. Основной слив пологий и узкий, бочка проносная. За порогом на ЛБ есть хорошая стоянка, на которой заканчивается тропа обноса каскада.

На ночёвку мы остановились на этой стоянке.

Фото 7 – Основной слив «Большого падуна»

Фото 8 – К2 «Светофор» на заходе во второй слив «Большого падуна»

Фото 9 – К4 «Драйв» на заходе во второй слив «Большого падуна»

Фото 10 – К6 «Пингвин» на заходе  во второй слив «Большого падуна»

Фото 11 – К2 «Светофор» на заходе в порог «Хариусный»

Фото 12 – К2 «Светофор» в выходной шивере порога «Хариусный»

<

Фото 13 – К4 «Драйв» на заходе  в порог «Хариусный»

Фото 14 – К6 «Пингвин» кормой заходит в порог «Хариусный»

Фото 15 – К6 «Пингвин» в пороге «Домашний»

День 3 – 30.07.

Пайозеро прошли быстро, на выходе в озеро Каменное проехали сходу без осмотра  шиверу под названием «Тюри-порог». Проход по основной струе, валы небольшие, на выходе – низкий пологий слив с мини-бочкой. Озеро Каменное достаточно узкое, проходится легко. На выходе из озера – низкий деревянный мост, к которому подходит грунтовка. Судя по атласу Мурманской области, она соединяется с грунтовкой, подходящей к «Собачьему падуну». О её качестве у нас нет сведений, но катамаранной группе было бы идеально закончить маршрут именно здесь, потому что впереди только утомительная гребля по Нотозеру, являющемуся частью Княжегубского водохранилища.

Мы не рассчитывали на эту непроверенную дорогу и собирались выбрасываться из Коккогубы.

Чалка перед мостом к ПБ. По нашей высокой воде – обнос моста. Под мостом – невысокий слив, проходится в более низкую воду. За мостом - старт в шиверу под названием «Каменный порог». Шивера длинная около 300 – 400 м, имеет хороший уклон, высокие валы, справа берег скалистый обрывистый. Шиверу мы прошли походной колонной, все экипажи чётко ушли от прижимов и навалов на зубья. На ПБ в конце шиверы на берегу Челозера – хорошая стоянка с остатками бани. Здесь было решено устроить полуднёвку с баней. Пока топили баню, отрабатывали самосплав в выходной части шиверы.

Фото 16 – тренировка самосплава в выходной шивере пор. «Каменный»

Фото 17 – стоянка на пороге «Каменный» на выходе в Челозеро

День 4 – 31.07.

По Челозеру нужно было пройти всего 2 км, но шли мы медленно из-за встречного ветра. На выходе из Челозера прошли походной колонной по основной струе шиверу под названием  «Винча-порог». Горка  валами, не требующая осмотра для катамаранов.

Перед впадением в Нотозеро Винча сильно расширяется, течение не чувствуется, зато стал хорошо чувствоваться сильный встречный ветер. Решили, что гребля на К2 по водохранилищу – занятие не интересное, к тому же тормозит группу, поэтому К2 был привязан на буксир к К6, а экипаж сел рулевыми: Фёдорова на К6, Яковлева на К4. В Нотозере ветер был совсем немилосерден к нашей группе, поэтому продвигались мы крайне медленно. В губе Мантуаркши к ветру прибавился проливной дождь. Решили встать на стоянку на первом приличном месте. Таковое нашлось справа по ходу движения на одном из мысков в губе Пудос. До стоянки в устье реки Пудос мы уже не дотянули.

Фото 18 – до устья реки Пудос мы не дотянули

День 5 – 01.08.

Направление ветра меняться не собиралось, но оставшиеся пару километров до устья Пудоса нужно было прогрести. На воде нас застал сильный ливень. Подходя к устью Пудоса, мы заметили группу из нескольких байдарок, уходящую от стоянки на мысу ЛБ р. Пудос. Очень обрадовались, что вчера досюда не дошли – сегодня  в нашем распоряжении была отличная стоянка с каменкой для бани. Отсюда также начинается тропа на Иванову гору, которую мы собирались посетить.

Разобрали К2, чтобы избавиться от буксира. На палубе его везти удобнее.

Дождь закончился. Решено устроить полуднёвку и баню.

День 6 – 02.08.

Отправились в радиальный выход на Иванову гору. ЛБ р. Пудос высокий, тропа идёт через лес, обходя небольшой разлив р. Пудос на выходе. По камням через мелководный порожек тропа переходит на ПБ р. Пудос и проходит через заболоченный участок. Затем начинается крутой набор высоты, тропа карабкается по лесистым склонам горы. Недалеко от вершины есть отворот на восток на смотровую площадку. Оттуда открывается потрясающий вид на водохранилище и сопки на горизонте. На вершине стоит триангуляционный знак, на знаке кем-то был повешен баннер с цитатой из Писания. С вершины - отличный вид на восток и на юг. На вершине нас застиг сильный порывистый ветер. На спуске в особенно крутых местах мокрой тропы приходилось двигаться по одному медленно и осторожно. Общее время подъёма и спуска составило около 5 часов. В итоге пройдено около 8 километров.

Фото 19 – подъём на Иванову гору

Фото 20 – на промежуточной смотровой площадке, вид на Нотозеро

Фото 21 – вид с вершины на юг.

Фото 22 – на вершине Ивановой горы

День 7 – 03.08.

 Из озера Пудос в Нотозеро решили попасть с помощью волока длиной около 300 м. Волок находится в северо-восточной части озера, на прибрежных деревьях туристы оставили опознавательные знаки. Катамараны проносили разгруженными, часто приходилось переворачивать их на ребро. Тропа местами заболочена. К обеду были на стоянке около остатков деревянного причала в Коккогубе. Произвели антистапель, просушили катамараны.

Фото 23 – ночь в Коккогубе

4. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1)      Каскад порогов от «Собачьего падуна» до порога «Домашний» требует внимания, своевременных чалок, осмотров, выставления страховки. Для каркасных байдарок большинство порогов чрезвычайно опасно либо вообще непроходимо.

2)      На Нотозере сильный ветер разгоняет высокую волну.

3)      Все мосты на реке Винча низкие, некоторые полуразрушены, все они являются началом порогов, поэтому необходима чалка перед мостами.

III. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут может быть интересен по высокой воде для катамаранов как техническая тренировка перед походами более высокой категории сложности. Порог «Собачий падун» в зависимости от уровня воды может быть оценен не менее 5 к.с. Порог «Большой падун» (его первая ступень) может быть либо непроходим, либо являться препятствием высшей категории сложности. Пороги «Хариусный» и «Домашний» по высокой воде будут не менее 4 к.с. Винчу можно пройти в достаточно быстром темпе (мы никуда не спешили, наш график здесь непоказателен), это короткий и при этом автономный маршрут, который можно закончить перед порогом «Каменный, воспользовавшись грунтовкой, соединяющейся с грунтовой дорогой пор. «Собачий падун» - станция Полярный круг. Идеальное время для прохождения р. Винча – конец мая – середина июня, то есть по высокой паводковой воде. В это время пороги Винчи можно порекомендовать только сильным катамаранным группам. В июле и августе на р. Винча можно не поймать воду – нам повезло, каждый день шли дожди. Но для надувных байдарок это, пожалуй, самое лучшее время. Конец июня и начало июля – это время разгула мошки.

Для каркасных байдарок р. Винча рекомендовать не стоит, во всяком случае, основной каскад порогов, зато на многочисленных озёрах байдарочники будут чувствовать себя лучше, чем катамаранные группы.

IV. Технический отчёт подготовлен

Отчёт подготовлен Фёдоровой М., откорректирован Фёдоровым Н. В отчёте использованы фотографии Друговины Д., Курзина И., Ефремовой Е., Митькиных Ю. и Т., Мыся В. Фото 4 - К2 на заходе в основной слив порога «Собачий падун» - любезно предоставлено туристами турклуба «Горизонт».


Комментарии: Ваш комментарий:
2013-09-12 09:45:13 | Kul | E-Mail
День добрый!
А поделитесь фото для путеводителя по России?
akuaku.ru



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;