вид на восток с вершины Скальная Южная

Отчет об одиночном походе на Полярный Урал :: 2009

Сроки проведения: с 22.07.09 по 31.07.09

Категория сложности: 1

Участник: Томас Белис, почта: madaxxx@yandex.ru ,ICQ: 556005317, дополнительные фотоматериалы: http://fotki.yandex.ru/users/madaxxx/album/44966/

Снаряжение: Велосипед Felt Q500 2009, палатка RedFox comfort 2, спальный мешок LOOP alaska, газ. горелка Kovea, велорюкзак Снаряжение Mirage 60

Нитка маршрута

Ст. 110км. - р. Бол. Пайпудына - р. Лонготьёган - р. Немурьёган - р. Сядотаяха - р. Гэнахадата - р. Бол. Хадата - оз. Бол. Хадата Еган Лор(Рад.) - р.Воргашор - оз. Бол. Щучье - р. Щучья - р. Гердъизшор - р. Мадьяха – фактория Лаборовая - Бованенковская трасса - г. Лабытнанги. Цветные карты – километровки в формате .GIF с привязкой к местности для Ozi Explorer взяты с ресурса http://www.poehali.org

20.07.09 День 0.

Еду в поезде №209 "Москва-Лабытнанги" в то место, куда хотел попасть 2 года, да всё никак не получалось – не терпится! Проводница, узнав, что в чехле велосипед и посмотрев в билете, куда я еду, удивлённо спрашивает "а где там кататся-то??". Т.к. Забивать голову бесполезной информацией типа газеты-книги-кроссворды не хочется, изучаю карты. За 2 дня поездки познакомился с ближайшими соседями по спальным местам, больше всего с Ненцами Мишей, его женой и двухгодовалой дочкой Кариной, которые возвращались из Ейска, где отдыхали. Играли в шашки и шахматы, за игрой разговаривали об укладе жизни северных народов.

22.07.09 День 1.

Пройденно с15.50 по 21.00 26км. Поразил контраст между дикой красотой Урала, кристально чистого воздуха и посёлка "Полярный урал", а ныне просто ст.110 км.Чувствуется дыхание социализма! В непосредственной близости от ж\д полотна несколько жилых балоков, а чуть дальше по дороге взору открылись несколько пятиэтажек, чернеющих отсутствующими оконными рамами. Растительность очень зелёная и яркая, дышится легко, так что начинается путешествие с ощущением весны, несмотря на разгар лета! Было 2 брода - через Малую Пайпудыну в самом начале, выше колена и Большую Пайпудыну в конце, ниже пояса. Течение в обеих реках сильное, вода холодная. Совершая первый брод одел резиновые сапоги (поколено) и испытал несколько неприятных мгновений, когда вода заливала через край :(. Большую Пайпудыну бродил уже в ботинках. Ехал по хорошей насыпной дороге, лишь изредка пересекаемой оврагами глубиной метр и более. С поезда сошёл вместе с двумя пешеходами - идут к Бол. Щучьему озеру, собираются дойти туда и обратно за 6 дней (примерно по 50км. в день). Экипировка - класс, обещали к вечеру догнать, сейчас 21.50 (здесь и далее время московское), пока никого. Пока ехал по насыпной дороге, ландшафт (если не вглядыватся)  своими пологими горными склонами напоминает Крымские горы. Видел на дороге следы велосипедов - местные, что стоят стойбищем, немного недоходя Бол. Пайпудыны, сказали что их двое из Ижевска - прошли вчера. Догоню-ли?? Комаров пока не очень много - я ожидал большего, а вот  над стойбищем значительно больше, видимо беззащитные олени их основной донор и чтобы избежать укусов они бегают по кругу - издалека смотрится как гигантская воронка из 2000 или более особей. Повсюду снежники, которые не тают, несмотря на солнце и жару - всё время ехал в футболке. Местные неохотно идут на контакт - видно, что надо им свои дела делать. Не стал докучать - поехал дальше. Палатку поставил сразу после брода через Бол. Пайпудыну, метрах в ста от дороги вверх по течению. На ужин суп из пакета, сублимяусо и какао с орехами. 22.05 а ребята круче, чем я подумал вначале. Выйдя из палатки на шум вездехода, возвращающегося на ж\д станцию,  заметил две знакомые фигуры - идут бодро, помахали издалека и дальше пошли! Молодцы, пожалуй дойдут до Щучьих и обратно в срок! 22.30 подул ледяной ветер с севера и сдул всех комаров, но чуть только он стих, комары налетели с новой силой. Похолодало. Из фауны видел лемминга, ястреба, который делал вид, что атакует меня, и много-много-много зайцев. А также много гильз от охотничьих ружей и почему-то автомата Калашникова...

23.07.09 День 2.

09.00 – подъём, завтрак (лапша с колбасой) , выезд в 10.15, остановка на ночлег в 21.30, пройдено 41км. Почти 12 ч. пути с  короткими остановками. Первая случилась в 11 ч. - это я догнал вчерашних пешеходов, которые протопали 33км. за вчерашние полдня. Кстати их зовут Илья и Лёха. Илья ходит в основном в высокогорные походы – на его счету Килиманджаро, Анды, Эльбрус, а на Полярный Урал он поехал исключительно ради рыбалки. Лёха по сравнению с ним просто любитель, хотя турподготовка у него повыше моей будет. На перевале к р. Лонготьёган, на повороте дороги круто влево, совершил восхождение на вершину справа, хотя слова «восхождение» и «вершина» слишком громки. Вид изумительный – заснял видеопанораму на фотик. Заметил, что на вершине заметно холоднее, чем на перевале внизу, хотя перепад высот незначителен, и отсутствует гнус – только комары. В долине Лонготьёгана, остановившись на дороге невдалеке от чумов попить воды и отдышатся, был приглашён к беседе делегацией местных жителей, которых было человек 10. Это коми-зыряне, олени не их – колхозные. Будут их пасти до конца августа, а потом сдают и на зимовку на юг до следующего года. На юг – это на 200-300км. южнее – там не теплее, просто есть дрова для отопления чумов. Разговаривали в основном об их быте, чуть про политику. Вдруг самый старший с блеском в глазах спросил «водка есть??», после отрицательного ответа и объяснения причин, интерес к беседе быстро сошёл на нет и пожелав друг другу всех благ мы раскланялись. Заметил, что когда они шли в моём направлении, первым шел самый старший, далее в порядке старшинства, а замыкали шествие женщины разных возрастов, из чего можно сделать выводы о неравноправии полов в местной культуре. Перевал из долины Лонготьёгана в долину Немурьёгана отнял у меня остатки сил – в такую крутую гору я гружёный вел ещё не завозил!  Во время него я думал о тяжёлых и ненужных пока вещах, таких как чехол для перевозки велосипеда в поезде, комплекте тёплой одежды и конечно-же резиновых сапогах! Но ура! Перевал пройден, а теперь даунхилл!! Во время него я и потерял свою маскитную шляпу – теперь вся надежда только на химию:(. Брызгался спреем, купленным в 36.6, раз 10 наверное, зато весь день опять в футболке – на небе ни облачка. Возле реки полуразрушенный балок – в нём живут два человека: Володя и Максим. Максиму за 20, Володе за 40, а занимаются они скупкой у оленеводов оленьих рогов (пантов). Вечерело, поэтому я, спросив разрешения, поставил палатку недалеко от их балока. Позже был приглашён на ужин из жареного хариуса, пойманного только что Максимом. Работа у них разовая – на месяц, а потом домой, Максим в Лабытнанги, а Володя в Воркуту. И до следующего лета, если захочется конечно. Говорили обо всём подряд, сегодня устал – думаю завтра не сразу в путь, а с утра сходить на рыбалку с Максимом - удочку не просто так же брал!

24.07.09 День 3.

09.30 – подъём, выезд в 12.00, остановка на ночлег в 21.00, за день пройдено 31км. Проснулся на удивление отдохнувшим, на рыбалку с Максимом не пошёл т.к. Володя сказал, что он спит до обеда. Завтрак, сборы, чай в балоке. Хотя Максим уже проснулся, настаивать на совместной рыбалке не стал – пусть делает свои утренние дела. Р. Немурьёган форсировал за два захода – вода чуть ниже пояса, холодная, течение сильное. Примерно в 3км. от моей стоянки по вездеходному следу, на другой стороне реки Сядотаяхи вижу несколько чумов. От них мне наперерез, прям через реку, идут двое – старшему лет 25, младшему лет 15. Пока разговариваем со старшим о том о сём, младший просит покататся на велике. Снимаю рюк – малой носится по разбитой колее как угорелый. Тем временем старший приглашает пойти к чумам – посмотреть оленей поближе. Бродим ручей, подходим, смотрим, фотографирую, прощаюсь и уезжаю.

Следы Ижевских велосипедистов на грязи всё отчётливее. Вот и первый брод через р. Гэнахадата – течение сильное, воды выше колена, вода холодная. Дорога несколько раз переходит с берега на берег, я за ней. По берегу растут густые и довольно высокие кусты и деревья, сквозь которые проходит коллея – стараюсь побольше шуметь, проезжая мимо них, дабы возможный противник в лице медведя знал о моём приближении и не напал с испуга. В месте слияния Гэнахадаты и Бол. Хадаты догоняю велосипедистов из Ижевска – идут к Константинову камню, а потом сплав по р. Байдарате на катамаране, который они везут с собой. Их я бы отнёс не к спортсменам, как Илью и Лёху, а к туристам – идут не напрягаясь, точный маршрут не определили. Хотя сама идея велосипедно-водного похода такой протяжённости мне кажется очень смелой.  Пока брожу Бол.Хадату они скрываются в тундре. В месте брода река разливается на несколько проток, общую ширину реки прикинуть сложно, но если бы был дождливый сезон – о броде нечего было бы и думать. Течение сильное, вода >холодная, воды местами по пояс. Третий день на небе ни облачка – жара, еду в футболке и пугаю себя мыслью о потерянном, или разлитом флаконе с химией. Ммда... Не доезжая оз. Бол. Хадатаёганлор встаю на ночлег. По другую сторону Бол. Хадаты 4 чума – знакомится не пошёл т.к. в этом месте реку вброд не перейти. Гнуса тьма – не боясь химии он забивается в глаза, нос, рот. Если утром его меньше не станет – пожалуй откажусь от завтрашней рыбалки на реке и в небольших озёрах, замеченных мной по дороге. Максим из балока подогнал мне три рыболовные мушки, на них отлично клюёт хариус – надо бы испробовать. На ужин рис с сублимясом, какао. Еду готовлю исключительно в палатке т.к. когда я в первую свою стоянку готовил на свежем воздухе, кровососущие насекомые бросались в суп как камикадзе. Всё отдыхать.

25.07.09. День 4.

08.00 – подъём, до 10.30 – дрёма, больше не смог – уж больно сильно печёт полярное солнышко! Т.к. в сроках я неограничен, а задачи вымотаться передо мной не стоит – решаю устроить днёвку, да и чувствую себя неотдохнувшим. Завтрак – фасоль, колбаса, какао. Расчехлил рыболовные снасти, собрал всё и пошёл на Хадату (отошёл от палатки на 10м.). Не клюёт. Закинул в пару небольших озёр неподалёку. Не клюёт. Совершил радиальный выезд к заброшенным постройкам на берегу оз. Бол. Хадата, по пути закидывал удочку в реку. Не клюёт! Внешне постройки в хорошем состоянии, очень живописный вид на озеро. Острые вершины, покрытые снежниками, которые спускаются и тонут в зеркале озера… Но не клюёт!! Вместе с разведкой завтрашнего пути проехал 10км. Ребятня из чумов напротив рыбачит вовсю – бегают по берегу с удочками и целофановыми пакетами туда-сюда, а я сделал наживку из теста с растительным маслом. Не клюёт!!! А потом ещё и поплавок с мушками где-то зацепился – пришлось оборвать леску т.к. идти освобождать нереально – течением сдует как муху, да и глубины в месте заброса больше, чем по пояс. Ээх! Рыбалка-рыбалка, одна мушка осталась и сломанный поплавок. Вечером пришёл гость из чумов напротив. Пожилой Хант, перешёл реку ниже по течению, с ним небольшой барбос – кличут Мальчиком. Они оленеводы, оленей пасут в соседней долине молодые ребята. Олени – их собственные. Постройки, смотреть которые я сегодня ездил – это база геологов, которая стала базой отдыха для экстремалов-иностранцев. А
забросили её потому что группу туристов не забрал вертолёт в назначенное время, да и вездеходом было не с руки – этого хватило, чтобы перекрыть денежный кран финансирования проекта. Такие дела. Душевно поговорили обо всём подряд и гордо отказавшись от рыбы, пойманной детворой, ухожу в палатку готовить ужин – суп харчо из пакета, хлеб, колбаса, какао. По вечерам комары, а особенно гнус звереют, но попав в палатку они, за редким исключением, тут же теряют свой пыл и спокойно дают себя давить об стенки палатки не сопротивляясь. Весь день была жаркая погода – был в футболке. Понял, что днёвка в одиночестве – довольно скучное дело.

26.07.09. День 5.

08.30 – подъём, завтрак – рис с колбасой и последнее какао. Ремонт снастей, сборы, выезд в 10.15. Затяжной подъём на перевал, местами, особенно на водоразделе заболочено. Около 12.00 встречаю молодых Хантов из чумов на Хадате. Во второй половине дня начинается спуск с перевала и вот она – Большая Щучья река в месте слияния с Малой Щучьей, разделённая на сотни проток, сверкает в лучах солнца! А надо сказать, что во второй половине дня подул холодный ветер с севера, одеваю флиску. Несколько бродов и я на берегу Бол. Щучьего озера и передо мной тот самый незабываемый вид, который чаще всего видишь в Интернете, забив «Щучье озеро» в поисковике, плюс большая доска, сообщающая о том, что я нахожусь на территории горнохадытинского государственного заказника и что моё нахождение здесь незаконно. Пару минут поговорил с заспанным человеком из одного из балоков на берегу, он поведал мне о туристах прошедших мимо него в разных направлениях в недавнем прошлом. Видимо не так уж ревностно следят за соблюдением закона на Урале. Река Щучья вытекает из озера одним мощным, широким потоком – смотреть страшно. Но несмотря на ширину потока и силу, сбивающего с ног течения – брод ниже пояса, правда, вода ледяная, ноги потеряли чувствительность – пришлось побегать по берегу для сугревуJ. К вечеру ветер из холодного превратился в ледяной и усилился. В двух километрах по берегу встречаю Ижевчан – поболтали, ставлю палатку в 100м. от них.

За день пройдено 35км., всего пройдено 144км., максимальная скорость за сегодня 30км/ч. Над северными вершинами сгущаются тучи – вот он, обещанный суровый климат! Ужин – гречка с колбасой, сухари, халва, чай. Нашёл применение резиновым сапогам – вместо домашних тапочек около палатки, на озеро сходить,  воды набрать и посуду там же помыть, а то для бесчисленных бродов они непригодны виду того, что короткие, а сухие ноги вечером – залог хорошего настроения! В 21.30 вышел подышать воздухом – на озеро страшно смотреть, таких чёрных и низких туч я никогда не видел! По примеру Ижевчан укрепил палатку, был бы крестик – подержался бы за него. Тучи с севера, дойдя до середины озера, видимо столкнувшись с встречным ветром, начинают клубится на месте – вот оно противостояние природных сил, дающее мне надежду, что всё обойдётся! Этим вечером долго не ложился спать и испытывал довольно сильный сдвиг точки сборки, прогуливаясь по этому невероятному пустынному пляжу за полярным кругом с кое где ещё лежащими снежниками и разделённым напополам небом – одна половина ярко голубая, а вторая полна клубящимися тучами. Чуть дальше по берегу со слов Ижевчан ещё трое москвичей в палатке, но они не туристы, а отдыхающие – приехали на вездеходе. В общем не такое уж безлюдное место – этот полярный Урал. Не было дня, чтоб я кого нибудь не встретил.

27.07.09. День 6.

09.00 – подъём, после завтрака (гречка с колбасой, халва, чай) решил наведаться в место, о котором мне поведали Ижевчане. Это своеобразное место памяти всем погибшим на полярном Урале, которое находится в двух километрах от наших стоянок вдоль берега озера. Пока завтракал Ижевчане уехали, вернее, укатили велосипеды по боковому ответвлению вездеходного следа, идущего к р. Байдарате, а по дороге к месту памяти я увидел свежие, ещё мокрые следы медвежьих лап и изрытый участок берега. По следам медведей ходить нехорошо, поэтому я дособирал вещи и потолкал велосипед в обратном направлении – до развилки на Малое Щучье озеро. Но и на развилке меня ждал сюрприз – свежие следы медведицы с медвежонком. И снова я не стал дёргать судьбу за яйца и покатил вдоль реки Щучьей в сторону фактории Лаборовой, что означает, что поход мой подходит к концу. Дорога вдоль реки сильно заболочена, почти всё время иду пешком. За день пройдено 30км. За весь день никого не встретил, если не считать множества куропаток, уток и особенно зайцев. Были ещё следы двух велосипедов и вездехода, а потом только вездехода, из чего я сделал вывод, что велосипедистов подобрал вездеход. Счастливчики, а мне по самым смелым прикидкам, 45-50км. до Лаборовой, что означает 2 дня пути, а дальше хорошая бованенковская трасса, по ней хоть 100км. за день можно делать. Встал на ночёвку в 20.00 на берегу Щучьей прямо на прибрежной гальке. На ужин рис с колбасой (достала колбаса) чай, халва. Сейчас впервые за весь поход жгу костёр из плавника, валяющегося здесь в изобилии. Любуюсь видами, пишу заметки. Красотища! Но мысли мои уже далеко отсюда. Весь день было прохладно, но ветра сильного не было – ходил во флиске. К вечеру разъяснилось, а дождя и бури так и не было – вчерашние тучи так и остались на севере. Горы стали совсем пологими – даже не горы, а высокие холмы, лишь на западе белеют снежниками высокие горы в окрестностях Щучьих озёр…

28.07.09. День 7.

Весь день прошёл в попытках отыскать поворот на Лаборовую – всё тщетно. Пройдено 24 км., за рулём не сидел. Налегке без вела километров 10 точно находил в процессе разведки. Шёл практически без отдыха с 09.50. до 22.00. Устал. В итоге оказался на другой стороне реки Щучья (брод выше пояса, вода холодная, течение сбивает с ног) километрах в восьми от предыдущей стоянки. Вечером, проходя мимо рощицы чахлых листвениц, запев в очередной раз песню, услышал в ответ треск ломаемых сучьев – надеюсь, что если это медведь, то нам с ним делить нечего. Километра через два увидел волка, он меня тоже – сопровождал какое то время на расстоянии 70 м. сбоку. Мне показалось, что он нечасто видит людей, иначе с чего бы такое любопытство к моей персоне. А дорога то всё заброшенней и заброшенней... Остановился на ночлег тоже на прибрежной гальке в месте, где река делает крутой поворот вправо, завтра полезу на близлежащую гору осматривать окрестности на предмет дорог и людей. За сегодня никого не встретил, ни с кем не говорил. На ужин пшёнка с сахаром. Вечером подул сильный холодный ветер - хлопает тентом палатки, мешает заснуть.

29.07.09. День 8.

08.00 - подъём, в 08.30, после чая совершил восхождение на гору неподалёку. Результаты неутешительные - за горой к востоку почти голая тундра и река тянется так далеко, что даже не хочется думать, сколько дней вдоль неё нужно идти до Лаборовой, толкая перед собой гружёный вел по заросшей колее... Отгоняю как назойливых мух расслабляющие мысли типа "вот был бы gps" или "вот проехал бы вездеход". В связи с результатами разведки было принято судьбоносное и правильное (как мне кажется) решение - в 10.20 завтрак, сборы и в обратную дорогу - через перевалы, уже пройденные мной. А на Лаборовую сворачивать от Немурьёгана, или Бол. Хадаты (если оттуда есть колея). Всю обратную дорогу в голову настойчиво лез анекдот - там, где в конце концов медведь хлопает охотника сзади по плечу и спрашивает "мужик, ну я не понял - ты охотник, или п%&€@$??". Ура!!! Около 15.00, уже в который раз проходя мимо своей первой стоянки на реке Щучьей, я решил последний раз обследовать местность и нашёл!!! Нашёл дорогу на Лаборовую! Причём не съезд на неё, а именно дорогу без начала. А надо сказать, что найти вездеходный след в зарослях полярной берёзки ой как непросто, если не стоять непосредственно на нём. Вот он есть, а делаешь несколько шагов в сторону и вот, пожалуйста - девственно ровная тундра к вашим услугам. Сказать, что я обрадовался - это ничего не сказать. Впервые за весь поход я запел не чтоб отпугивать медведей, а от души, а за последние дни  я сильно полнаторел в пении и игре на велосипедном звонке! Надо будет кастинг на Евровидение пройти по возвращениюJ! Перевал к реке Нгодяяха весь пропитан водой - при подъёме особенно утомляет трава по колено, мох почти по колено, и конечно грязь, грязь и ещё раз грязь. Тут же нашлись следы двух велосипедов, что окончательно убедило меня в правильности выбранного направления. При спуске с перевала даже удалось чуть  чуть проехать в седле - типа даунхилл, хотя скорость редко превышала 8 км/ч., несмотря на солидный уклон. Перевал от реки Нгодяяха к реке Мадьяха положе, короче и менее заболочен. Остановился на ночлег в тихой долине на берегу Мадьяхи в 21.40. Устал, но душу греет скорый финиш, на ужин... не хочу есть - чай с халвой и спать. За день пройдено 26км. По велокомпьютеру, плюс без двухколёсного километров пять. За весь день не видел ни души. Завтра рассчитываю попасть в Лаборовую, очень пугает брод через Щучью реку в среднем течении, который мне предстоит перед самой факторией - команда Бекетова бродила её по грудь...

30.07.09. День 9.

09.00 - подъём, завтрак. После завтрака подъехал вездеход, в нём водитель и егерь. Вездеход остановился возле палатки и егерь потребовал чая. Да да, не попросил, а именно потребовал. Оказывается, я нарушаю закон, находясь в этом месте т.к. это территория Лаборовского (возможно он по-другому называется) заказника. За чаем егерь поведал мне, сколько МРОТов составляет штраф за нарушение и настроение моё ухудшилось. Вскоре официальный тон сменился на поучительный, и я понял, что в отношении меня никаких санкций применять не будут, и настроение моё улучшилось. Ещё егерь сказал, что на Щучьем озере и у истоков р. Щучьей разводят овцебыков и яков и что белые шматки шерсти, которые я замечал по дороге тут и там - это их шерсть. И наконец, сказав, что за последним невысоким перевалом меня ожидает стойбище Ненцев, попрощался и отбыл на Щучье озеро, куда вёз стройматериалы для строительства балока. Выход в 11.00, через 7км. Вижу стойбище –немного диковато смотрится церковь на фоне чумов и нарт. Далее колея разбивается на множество вездеходных следов, которые огибают лиственничные перелески. Двигаться по заболоченной тундре, изрытой вездеходами тяжело, а ведь дождя не было уже 9 дней… Пройдено за день 29км., из них в седле 2км. Устал. Встал на стоянку в 21.30 не переходя р. Щучья т.к. к вечеру похолодало и бродить было неохота. Егерь говорил, что работает паромщик – было бы здорово завтра найти этого Харона. Последние ночи мёрзну – видимо осень настаёт на севере, а 9 дней ясной погоды – это и есть полярное лето. Ещё егерь говорил, что северная часть полярного Урала уже пограничная зона т.к. тянут газопроводы с Ямала из бованенковского месторождения. Наверное скоро вся эта волшебная страна станет закрытой территорией, а жаль, я бы ещё вернулся сюда, но не один, ведь одному скучновато, а временами страшновато. На обратном пути было гораздо меньше снежников – лето состоялось, видел несколько кустов морошки, но она ещё незрелая.

31.07.09. День 10.

09.00 – подъём, завтрак, сборы. Сходил ещё раз вверх по течению – туда, где натянут трос с берега на берег, проверил наличие паромщика. На рабочем месте его не оказалось. Ну что ж – будем бродить. Место брода нашёл ниже по течению километрах в двух от вездеходной колеи, заходящей в воду. Воды по грудь, течение слабое, вода тёплая. Не так страшен чёрт, как его малюют. К 14.00 добрался до фактории, где молодой участковый Игорь напомнил мне, что я нахожусь на пограничной территории. Был приглашён на обед из ухи с коньячком электриком-дизелистом из Воркуты, что работает в Лаборовой вахтовым методом. По счастливой случайности «вахтовка» (старенький Урал) сегодня вечером отправлялась в Лабытнанги – участковый Игорь уезжал в отпуск. Водитель просит 1 т.р. Я посчитал такие расходы на данном этапе недопустимыми, хотя заказывать «вахтовку» специально стоит порядка 20.000 р. Ну и цены на севере. Окрылённый хорошей, насыпной дорогой и обедом я покатил в сторону бованенковской трассы, до которой от фактории 17км. Примерно 40км. спустя меня догоняет «вахтовка» из Лаборовой с Игорем на борту «садись» говорит, так что следующие 100км. я проехал на Урале в крытом кузове. Ехали медленно 20-25км/ч. За 10км. от города меня высаживают, дескать, впереди пост гайцев – могут оштрафовать т.к. нельзя  людей и груз возить в одном кузове.

Прощаемся, выгружаюсь и спустя минуту замечаю, что забыл коврик с Леопольдовской удочкой. Ну и хрен с ними. По хорошему асфальту приехал на вокзал в 01.30 по Москве и тут меня ждал шок – зал ожидания забит группами туристов, катамаранщиков и ещё какими то мрачными и нетрезвыми личностями, а на видном месте висит табличка «сегодня билеты продаются на 13 сентября». Нее, полтора месяца на вокзале – ищите дурака. Утром буду искать варианты. За день пройдено 55км. по велокомпьютеру, всего пройдено 310км., но приключения, похоже, ещё не закончились.

01.08.09. День 11.

Сегодня не ложился спать – весь на нервах «уеду, не уеду». Ночью катался на велосипеде по городу – город очень чистый, но удивляло множество старых кузовов от легковых машин, которые стоят во дворах, а иногда и прямо на обочинах городских улиц. Очень мало новых машин, зато много «классик» и «девяток» с деревенским тюнингом и лодок, стоящих прямо во дворах. Дома все с двухскатными крышами, даже новые. Оказывается дата «13 сентября» – это дата предварительной продажи билетов, а так – только на поезд в день отправления – это хорошо. Но поезд на Москву отходит раз в сутки – это плохо.  За 20 минут до открытия первой кассы выпиваю баночку энергетика, чтоб с удвоенной энергией отстаивать своё право уехать домой и пресекать несправедливость со стороны конкурентов))), и как выяснилось напрасно -   все желающие могли уехать из Лабытнаног транзитом через Сейду в общих вагонах, что все, в том числе и я сделали, ведь на Москву в тот день не было ни одного билета, а жаждущих не меньше ста человек. Дорогу Лабытнанги-Сейда я никогда не забуду – 150 Башкиров-вахтовиков едут на родину с хромовых шахт в плацкартном вагоне, рассчитанном на 50 человек, все пьяные и агрессивные как один. Примечательно, что путь в 200-250км. занимает 6 часов. Ещё в Лабытнангах у касс на вокзале произошла стычка между вахтовиками и катамаранщиками – драки не было, просто кричали и махали руками. Катамаранщики победили и отстояли таки право первыми взять билеты, а ехали всё равно все вместе на одном поезде. Пока ждал своего поезда в Сейде, приятно беседовал с катамаранщиками – москвичами. Они начинали сплав с оз. Мал. Хадатаёганлор, потом по Бол. Хадате и проплывали мимо стойбища Хантов, напротив которых я устраивал дневку, и слышали обо мне от них. Жалко, что они едут в Москву на другом поезде - интересные собеседники. Записал адрес их странички www.t-n-b.narod.ru - приеду домой, обязательно зайду.