вид на восток с вершины Скальная Южная

Отчет о лыжном путешествии (ski-tour) по району Высокие и Западные Татры :: январь 2009

Отчет о лыжном путешествии по району Высокие и Западные Татры, совершенному с 1 по 12 января 2009 г.

Состав группы:

• Бекетов Константин
  • Шустрова Наталья
  • Елена Чернорот
  • Лукаш Герасимович

Маршрут:

Закопане – приют Murowaniec - озеро Черный Став (рад.) – в. Kasprowy Wierch – приют schronisko na Kondratowej Hali  – перевал Kondracka przelecz – в.Giewont - долина Mala Lake – Закопане – переезд - Старый Смаковец - приют Chata Zamkovskiego - приют Tereho chata – перевал Baranie sedlo (рад.) – в. Slavkovsky Stit – переезд - хижина "при Попрадском плесе" – перевал Vyshne Koproske Sedlo – в. Koproske Stit - Koprova dolina – пос. Подбаньско – переезд – Rackova dolina – перевал Ziarske sedlo – в. Placliva  – хижина Ziarske Chata – перевал Smutne sedlo - Rohacska Dolina – перевал через в.Rakon (пер.Zabrat) - хижина Polana Chocholowska - перевал Ivaniacka Przelecz – хижина Ornak - Koscieliska dolina – Закопане.

Описание путешествия

1 января

Выехали из Питера поездом на Брест, отправление в 15-00 с Витебского вокзала.

2 января

Прибыли в Брест, на вокзале нашли машину через границу за 80 евро до Бяла Подляска. Ехать от Бреста 40 км. Относительно быстро прошли таможенный контроль. В Бяла Подляска недалеко от автовокзала поменяли евро на злотые. Сели в маршрутку до Варшавы, стоимость 20 злотых (~200 рублей) с человека. Время в пути 2,5 часа. Прибыли на площадь Культуры в самом центре Варшавы, возле ж\д вокзала. Встретились с нашем польским другом Лукашем, загрузились в его машину, отправились в сторону Кракова. К вечеру доехали до его друга Шимана, переночевали в сельском доме.

3 января

Миновали на машине Краков, объехали слева по ходу пробку перед Закопане. Солнечная погода, прекрасно видны все Татры. Оставили машину на дороге у отворота к хижине Murowaniec (Мурованец). За 2 часа поднялись на лыжах к хижине. Набор высот около 500 метров. Движение по хорошо натоптанной тропе (фото 1). Подъем пологий, по еловому лесу.

На закате хороший вид на скалистый цирк над приютом Мурованец (фото 2, фото 3). Холодно, -15°С.

Хижина представляет собой большой каменный дом (фото 4). Ночлег в хижине стоит от 30 до 40 злотых за место в зависимости от кол-ва людей в комнате. Мы ночевали в 6-местном номере за 34 злотых.

4 января

Утром пасмурно, небольшой снегопад, ветрено. Выяснилось, что в приюте кипяток и завтрак готовят только к 8 утра. Мы встали гораздо раньше, поэтому решили до завтрака прогуляться к озеру Черный Став (фото 5). Это около получаса на лыжах. От озера начинается подъем к перевалу Zavrat (фото 6), знакомому нам по аналогичной новогодней поездке 2005 года .

Вернулись обратно в приют, позавтракали. Затем поднялись на лыжах на вершину Kasprowy Wierch (Каспров Верх), вдоль горнолыжного склона. Видимость не более 500 м. Ветрено, туманно. Когда поднялись на вершину, видимость стала лучше. На вершине метеостанция и горнолыжный комплекс (фото 7).

Спустились по горнолыжной трассе до отворота влево к Кондратовой  хижине (schronisko na Kondratowej Hali), оставили рюкзаки прямо возле трассы, 2 раза прокатились на подъемнике (стоимость одного подъема 12 злотых). Затем по тропе через елово-пихтовый лес траверсом спустились на приют Кондратова поляна (фото 8). По пути потеряли Лену Чернорот, которая уехала на некоторой развилке вправо в Кузнице. Пришлось, оставив Наташу с вещами на хижине, сбегать вниз за Леной. Спасработы закончились еще до наступления темноты. Но водки в Кузнице не оказалось. Пришлось выпить весь глинтвейн на приюте. Очень понравился интерьер хижины, особенно дизайнерские решения на основе сломанных лыж (фото 9).

Стоимость ночлега 30 злотых с человека. Кроме нас, на приюте больше никого нет.

5 января

Утром небольшой снегопад, видимость около 1 км, сквозь облачность пробивается солнце. Лукаш отправился к машине обратно через Каспров Верх, желая по пути покататься на горных лыжах, а мы решили идти через Кондрацкий перевал (Kondracka przelecz); по возможности, по пути взойдя на вершину Гевонт (Giewont), символ Польских Татр.

От приюта идем на лыжах вверх по долине в направлении перевала. Слева по ходу скалистый склон. Перевал плохо виден в дымке (фото 10). Подъем постепенно становится все круче. Движемся вначале по руслу, потом уходим правее, придерживаясь выступающих элементов рельефа и торчащих из-под снега кустов. Склон крутизной до 30°. Поднимаемся на лыжах, довольно тяжелая тропежка. Справа в дымке просматривается большой крест на вершине Гевонта.
Вышли на седло перевала ровно в том месте, где перевал пересекает летняя тропа (фото 11). В дымке просматривается высокий отвесный левый борт долины на той стороне перевала (фото 12).

Оставив рюкзаки, налегке отправились к вершине Гевонта. Путь по гребню на лыжах (фото 13) до вершинной башни не сложен, надо лишь опасаться карнизов справа по ходу. Перед вершинной башней лыжи пришлось снять; Лена с Наташей решили дальше не идти, а я пешком по изрядно заметенным снегом следам отправился на вершину. Тем временем наступило значительное прояснение, дымка почти рассеялась, но не до конца, назвать погоду ясной язык не поворачивается. Последние 50 метров подъема на Гевонт проходят по скально-осыпному (летом похоже еще и травянистому) склону крутизной порядка 40° (фото 14). Вдоль скальной полки провешены цепи. Только благодаря этим цепям мне и удалось подняться, поскольку кошки я оставил на рюкзаке на перевале, а скалы оказались напрочь обледенелые.

Вершина Гевонта увенчана огромным металлическим крестом, который по частям занесли сюда в 1900-1901 годах (фото 15). На север Гевонт обрывается высоким скальным сбросом, который кроме альпинистов облюбовали еще и самоубийцы.

Осторожно спустившись по своим следам к оставленным лыжам, съехал обратно на Кондрацкий перевал. Спуск с перевала в сторону долины Mala Lake (фото 16) крутизной порядка 25°, через сотню метров приводит в узкое русло, заполненное старым лавинным выносом. На крутом левом борту этого кулуара вспугнули горного козла. По руслу спускаться на лыжах неудобно, мешают лавинные блоки. Лена пошла пешком, а мы при первой возможности ушли влево по чьим-то следам, и как оказалось зря. Прямо по руслу начинался каньон, и мы устрашились возможных трудностей в нем, а в итоге продирались вниз через густой лес, иногда спрыгивая с невысоких каменных уступов. На самом деле надо было идти прямо по реке, там начиналась хорошая натоптанная тропа. Встречающийся по пути водопад тропа обходит правым берегом. Мы вышли на торную тропу из леса в нескольких сотнях метров ниже водопада, и здесь воссоединились с Леной.

Дальше протяженный спуск на лыжах  по пологой тропе приводит на обширную поляну. В хорошую погоду отсюда должен открываться замечательный вид на скалистые верховья долины (фото 17, фото 18), но увы, у нас снова начался снегопад.

В конце поляны развилка троп, наш путь вниз по долине по основной дороге. Приятный быстрый спуск по елово-пихтовому лесу приводит к шоссе на окраине Закопане (фото 19). Стоило нам снять лыжи, как пришла маршрутка. За 4 зл с человека  доехали до центра города, возле жд вокзала зашли в столовку с гордым названием "Bar FIS", где за едой и пивом скоротали ожидание Лукаша.

Уже в наступающих сумерках погрузились в машину и отправились в Словакию, в Старый Смаковец, имея своей целью горный приют Chata Zamkovskiego. Ехали около 2 часов, дорога обледенелая. Со стороны Словакии в предгорьях Высоких Татр несколько лет назад случился катастрофический ураган и огромные площади леса повалило. Теперь местность выглядит не слишком симпатично, сплошные пни. Выше в горах лес остался цел.

Оставили машину на стоянке недалеко от вокзала специальной горной жд. Поезд на Гребенок (фото 20) отправляется в среднем раз в полчаса, до 20 часов местного времени. Билет стоит 5,7 евро. Подъем занимает несколько минут.

Нашли тропу к хижинам Малой и Большой Студеных долин, и с налобными фонарями на лыжах за 1 час поднялись к хижине Chata Zamkovskiego (фото 21). Ночлег стоит 15 евро + 4 евро завтрак. Готовить в хижине нельзя, и более того, в столовой запрещено употреблять свои продукты (но строго за этим не следят). Зато есть горячий душ!

6 января

Утром отличная солнечная погода. Оставили часть вещей в хижине и с одним рюкзаком на двоих начали подъем на лыжах в Малую Студеную долину (фото 22), к приюту Tereho. Тропа хорошо натоптана. Довольно быстро миновали границу леса, затем последовал крутой взлет на ледниковый ригель, перегораживающий долину (фото 23). Поднялись на лыжах, крутизна склонов до 35° (фото 24). Выше еще один, гораздо меньший, взлет, и тропа приводит к хижине (фото 25). Здесь ночлег стоит 14 евро. Немного отдохнули в баре приюта, и продолжили экскурсию к верховьям долины. Ее  замыкают скальные цирки без малейшей возможности простого подъема на гребень хребта (фото 26).

Решили сходить на перевал Баранье седло (туда вели хорошо заметные следы). Последние 200 метров поднимались в кошках. Мы с Наташей затащили на седло лыжи. Крутизна подъема до 40° (фото 27).

Седло перевала узкое (фото 28). Спуск в сторону приюта «При Зеленом Плесе» круче нашего подъема, склон сверху целиком не просматривается. Но люди в ту сторону на лыжах спускаются, мы видели следы.

От седла перевала поднялись еще на 50 метров по склону вершины Бараньи Роги, для лучшего обзора. Подняться выше трудно, желательно иметь веревку. Сверху виден Kolovy Stit (фото 29), Герлаховский Штит (фото 30), Низкие Татры в дымке (фото 32), Белянские Татры как на ладони (фото 31) и прямо под ногами – приют Tereho (фото 33). Спустившись обратно на перевал, на лыжах по замечательному мягкому целинному снегу съехали обратно до хижины.

Еще на полчаса сходили вверх в боковую долину, ведущую к перевалу Sedlo Sidelko. Подъем на этот перевал визуально не сложнее Бараньего Седла, и заметно короче (фото 34). Через этот перевал можно попасть в Татранску Яворину. А вот перевал в соседнюю долину к приюту Збойниска chata представляет собой узкий и протяженный кулуар.

По пути подъема быстро спустились на лыжах до приюта Chata Zamkovskiego, и снова остановились в нем на ночлег (фото 35).

7 января

Утром ясная погода, -15°. Поехали на лыжах вниз по тропе в Гребенек, по пути осмотрели каньон, водопады Студеного Потока (фото 36) и Райнерову хату. К водопадам ведет тропа, есть деревянный мостик ниже основного каскада, с которого летом наблюдают сей природный феномен. Русло ниже и выше водопадов завалено валунами (фото 37). Вокруг настоящая тайга (фото 38). Райнерова хата - это только кафе, без мест для ночлега, в наш утренний час оно было еще закрыто (фото 39).

От Райнеровой хаты вышли снова на основную тропу и быстро скатились в Гребенек. Надели камуса и по неработающему горнолыжному склону начали подъем на лыжах на гребень г.Славковский Штит. Поднявшись метров на 100, оставили рюкзаки. Дальше подъем на лыжах по летней тропе, серпантином. На пути встречается оборудованная панорамная точка (фото 40), с которой открывается хороший вид на отрог, разделяющий Студеные Долины (фото 41) и на Ломницкий Штит (фото 42). Здесь я и Лена оставляем лыжи, а Наташа и Лукаш продолжают подъем на лыжах. Держим путь, визуально ориентируясь на видимую на фоне неба вершину; однако это еще далеко не Славковский Штит, а только начало его гребня. В некоторый момент Наташа и Лукаш тоже оставили свои лыжи. После выхода на предвершину стал виден дальнейший путь по гребню (фото 43); увидев его, Лена решила повернуть назад. Крутизна склона до выхода на гребень местами до 35°, затем на гребне значительно положе (фото 44), кроме нескольких взлетов (фото 45). Весь путь по гребню сопровождал холодный ветер, который ближе к вершине стал штормовым; финальный вершинный взлет шли уже в пуховках и масках (фото 46). Перед этим одели также кошки.

На вершине Славковского Штита установлен небольшой металлический крест (фото 47, фото 48). Открывается вид на Велику Студену долину, среди моренных валов можно различить приют Збойниска хата. На востоке расположены мощные массивы Ломницы и Ладового Штита (фото 49), на западе Герлаховский Штит и море остроконечных скальных вершин правее его (фото 50). Участок подъема по гребню от места выхода на него занял почти 2 часа.

Провести на вершине много времени не позволяли сильный ветер и поздний час. Обратный путь проделали по пути подъема, все время в кошках по своим следам (фото 51, фото 52фото 53). Любовались закатными красками Ломницы (фото 54). К сумеркам спустились до оставленных лыж, к наступлению темноты добрались до рюкзаков. Лена ждала нас в буфете на верхней станции горной железной дороги.

Немного перекусив, на лыжах, с налобными фонарями, поехали вниз к припаркованной машине, по лыжной трассе. Лыжная трасса расположена орографически справа от полотна горной ж/д, это довольно узкая полоса укатанного снега, крутизной 10-15°, где надо быть начеку с камнями. Начала этой трассы мы не нашли, и некоторое время ехали по узкой пешеходной тропинке, выскочив на правильный путь где-то в середине склона.

В Старом Смоковце супермаркет был уже закрыт, несмотря на всего лишь 18 часов местного времени. Пришлось посетить магазин при автозаправке. Купили на пробу эксклюзивный местный ликер под названием "Татранский Чай", крепостью 52°, по 12€ за бутылку 0.7 л. Лукаш довез нас до отворота дороги к горному приюту "при Попрадском плесе" (он же "хата капитана Моравки"). В этом месте мы с ним распрощались: он возвращался в Польшу, на работу, а у нас оставалась впереди еще самая интересная часть путешествия.

От шлагбаума до приюта около 4 км по лесной дороге с постоянным подъемом. В общей сложности надо подняться на 300 метров - до отметки 1500 м. Путь освещала полная луна, так что можно идти без  фонарей.

Приют при Попрадском плесе - это большое здание, фактически гостиница (фото 56). Ночлег стоит 16€ с человека в варианте 6-местного номера с удобствами в коридоре. В нашем случае во всем огромном приюте практически не было постояльцев, так что мы обосновались в большой комнате втроем (фото 55).

8 января

Утром пасмурно, снегопад, метель. Погода резко изменилась после полуночи. Утром из-за этого повременили с выходом, но все же решили ломиться сквозь пургу на перевал Vyshne Koproske Sedlo. До границы леса следовали полузаметенной тропе, но среди кустов ее потеряли и дальше пошли просто в направлении перевала. Холодно, сильный ветер, метель, видимость 200 м. Но в небе появляются просветы, иногда по бортам долины проскакивают солнечные пятна.

Через километр после границы леса, выше отворота к закрытой на зиму "хате под Рысями", долину запирает скальный ригель. Поднимаемся серпанном по широкому снежному кулуару. Видно выдутую лыжню наших предшественников. Склон реально лавиноопасен, тем более что выясняется, что под снегом находится замерзший водопад, летом низвергающийся с этой скальной ступени. Крутизна подъема до 25°. В одном месте на склоне появились трещины, максимально быстро и аккуратно преодолели этот участок. Финальные 10 метров выхода на верх скального ригеля - пешком, пробивая ступени в жестком ветровом насте (фото 57).

В момент выхода в висячую долину свершилось чудо - над долиной резко продуло облака, засветило яркое солнце, открылись потрясающие виды на окрестные вершины (фото 57а). Ветер пока оставался таким же сильным и холодным.

Пересекли на лыжах замерзшее озеро, поднялись по пологому снегу к следующему, самому крупному в этой долине. Отсюда уже хорошо виден весь путь подъема на перевал Vyshne Koproske Sedlo. Склон крутизной до 35°, из-под снега торчат гряды камней, что делает взлет менее лавиноопасным.  Справа от перевального седла пологий гребень выводит на вершину Копровский Штит (2369 м) (фото 58, фото 59).

По моренам на лыжах подошли под основание перевального взлета, одели кошки. По цепочке старых чужих следов минут за 20 поднялись на перевал (перепад высот порядка 200 м). Местами очень жесткий снег, ступени пробиваются с большим трудом.

На перевальном седле (фото 60) ветер практически стих, на солнце потеплело. Решаем разделиться: Лена идет вперед, спускается с перевала вниз по долине, а мы с Наташей оставляем рюкзаки рядом с седлом и налегке, с лыжами, поднимаемся на вершину Копровский Штит, а затем догоняем Лену по лыжне.

Подъем в кошках, до предвершины без каких-либо сложностей, склон 20°. На предвершине оставили лыжи, дальше траверс скального гребня, несложный, но не лыжный (фото 61). Всего от перевала около 40 минут. Вершина - превосходный панорамный пункт, видна большая часть всей горной страны, включая и польскую, и словацкую части (фото 62, фото 63, фото 64).

Первая часть обратного спуска вдоль гребня – в кошках (фото 65). По шикарному целинному снегу скатились обратно к рюкзакам (фото 66). Дальнейший спуск уже не такой "шоколадный" - глубокий, местами слишком глубокий, снег перемежается с участками жесткого фирна, почти льда. Долина узкая, правый борт - высокая скальная стена с нитками замерзших водопадов (фото 67). Возле границы леса нагнали Лену, которая героически протропила несколько километров. В лесу отыскали полузаметенную лыжню и по ней к началу сумерек вышли на тропу, а затем и дорогу по дну  долины Koprova dolina. Постоянный плавный спуск, темп движения высокий. Слева открывается вид на вершину Кривань, символ словацких Татр (фото 68). Гора имеет самое большое в Татрах превышение над своим подножием: больше 1.5 км (фото 69).

В темноте по раскатанной лесовозами долине докатились до поселка Подбаньско, состоящего в основном из объектов турбизнеса. Вначале виден большой отель на правом берегу реки, но напрямую к нему нет моста, поэтому скользим дальше; а когда мост наконец появился, то на пути попался указатель уже к другой гостинице, под названием "Кривань", **.

Трехместный номер обошелся в 16€ с завтраком (с человека) + 8€ шведский стол на ужин. Уж тут то мы оторвались на полную катушку!

9 января

Утром солнечно, -18°С. По телефону с рецепции заказали такси до входа в Узку долину (кемпинг "Рачкова долина"). Удовольствие не из дешевых, 35€, но это лучше, чем ковылять 2 часа по равнине на скитуре. Зато таксист немало развлек нас своей смесью всех славянских языков.

От моста через речку Rackova, возле которого высадились, идем вверх по лесовозной дороге (фото 70). После развилки долин (направо - Рачкова долина, налево - Ямницкая, нам туда) миновали обширную вырубку, и наконец-то началась нормальная лыжня. Миновали "хату под Пустым" (фото 71).

Вскоре после приюта начался крутой подъем по лесу в висячую перевальную долину, к перевалу Жарско Седло (Ziarske sedlo). Из-за того, что лыжня спусковая, на крутом склоне приходится тропить свою лыжню серпантином по еловому лесу (фото 72). На границе леса резкое выполаживание, открывается вид на верховья долины (фото 73). Перевал Жарско седло пока не виден, но его понижение угадывается. Хорошо видна в.Placliva, ограничивающая перевальное седло справа, и еще правее вершина Рогач (фото 74). При взгляде назад – участок пограничного с Польшей гребня Западных Татр (фото 75).

Следуя старой лыжне, поднялись через моренные гряды в цирк под перевалом. Перевальный взлет крутой и очень заснеженный: постоянные ветра переметают снег через седло на этот склон. Безопаснее подниматься правее на плечо вершины, и уже оттуда спускаться по гребню на сам перевал. Так мы и поступили. Подъем на лыжах серпантином по склону крутизной до 30° (фото 76), затем выход на плечо пешком прямо вверх, до 40°, примерно 40 метров (фото 77).

Гребень широкий, открывается вид на долину, подернутую дымкой (фото 78). По правую руку встают вершины массива Banikov. Пока Наташа и Лена спускались к перевалу и далее к Жарской хате, я бросил рюкзак и налегке минут за 15 поднялся на лыжах на вершину Placliva (2126 м). С вершины виден перевал Смутно седло (фото 79), через который нам завтра предстоит перейти. Северный склон перевала выглядит устрашающе, но скорее всего из-за лобового эффекта: известно, что это популярный и не особо сложный путь.

Во все стороны с вершины отличный обзор: видна Кривань (фото 80), гора Baranec и под ней перевал Жарско седло (фото 81), совсем вдали вполне различимы Гевонт (фото 82) и Свиница (фото 83)

На спуске нагнал Лену, которая боролась с целиной и кустиками на границе леса. С перевала Жарско Седло в сторону приюта много следов, - видно, что мы попали в долину, где популярны лыжные прогулки. Недаром даже на карте написано "регион ски-альпинизма". Жарская хата (фото 84) - недавно отремонтированный небольшой горный приют с весьма демократичными ценами. Рядом маленькое здание, принадлежащее спасательной службе. Ночлег в 3-х местной комнате стоит 12€, хозяйка говорит по-русски. В общем, замечательное место!

10 января

Утром солнечно, на удивление тепло, всего несколько градусов ниже нуля. Сразу от Жарской хаты лезем наверх в направлении перевала Смутно Седло (Smutne sedlo). Вначале путь совпадает с маршрутом вчерашнего спуска с пер.Жарско Седло, потом уходим левее по чьей-то лыжне. После границы леса хорошо виден перевал (фото 85). Постоянный подъем 15-20° (фото 86) приводит к перевальному взлету крутизной до 35°. Подъем на лыжах серпантином. Этот склон щедро освещается солнцем, и на нем в нескольких местах образовались трещины над выступами скал; вначале мы немного испугались, но потом при внимательном изучении пришли к выводу об отсутствии повышенной лавиноопасности. Впрочем, все равно постарались здесь не задерживаться.

С перевала еще раз оглядели панораму западной части Западных Татр. Вид в сторону спуска ограничен глубоким цирком и узкой долиной р.Rohacska (в верховьях носит название Rohacska Dolina) с крутым правым бортом (фото 87, фото 88). Гребень перевала узкий (фото 89). Спуск на север крутой, летняя тропа спускается траверсом влево по осыпи с выходами разрушенных скал (фото 90). Видны задутые следы: кто-то перед нами спускался пешком, примерно следуя летней тропе. Решили последовать этому благоразумному примеру, одели кошки и аккуратно сошли пешком почти на дно цирка, где одели лыжи и продолжили спуск к лесу уже среди моренных валов, покрытых глубоким рыхлым снегом. Долина поворачивает направо на 90°, начинается хвойный лес. Движение траверсом правого борта долины. Тропа приводит к закрытому приюту Zverovka (фото 91). Ниже приюта начинается не расчищенная автомобильная дорога, по которой идет накатанная беговая лыжня.

Перекусили возле приюта и начали подъем по тропе через буреломный лес вверх к перевалу Zabrat через в.Rakon (фото 92 – вид предыдущего дня с вершины Placliva). Крутизна склона постепенно увеличивается до 30°, на границе леса приходится пересекать несколько лавиноопасных кулуаров, следуя серпантину летней тропы, которая слегка угадывается в кустах (фото 93). В нескольких местах перешли выносы уже сошедших небольших лавин.

Выше границы кустов склон резко выполаживается, мы вышли на гребень хребта, отходящего на северо-запад от горы Rakon, и отделяющего основную долину Rohacska от ее правого притока. Повернули направо к вершине, подъем на лыжах по пологому гребню с жестким снегом. Напротив через долину – массив Banikov (фото 94). На север открывается широкая панорама лесистых предгорий, над которыми доминирует симпатичный скальный массив Osobita (фото 95). Встретили одинокого словака на скитуре, отлично говорившего по-русски, и столь же уверенно стоящего на лыжах. Похоже, какой-то инструктор или бывший спортсмен; с его слов, бывал на Эльбрусе. На вершине Rakon, когда мы на нее поднялись, тусовалась целая толпа поляков, кто пешком, кто на лыжах. Возникла было мысль подняться налегке на соседнюю вершину Wolowiec (2064 м), на которую по гребню вела набитая тропа (фото 96), но мы ее отогнали - уже надоело и порядком устали, а ничего принципиально нового это восхождение не сулило. Прекрасная панорама открылась и отсюда, с Rakon’а (фото 97). Сняли камуса и погнали вниз к польскому приюту Polana Chocholowska. Этот спуск нам с Наташей уже знаком по поездке 2005 года. До леса склон очень приятный (фото 98), потом среди елок глубокий желоб пешеходной тропы, где на лыжах приходится извращаться. Перед выходом к собственно Хохоловской поляне слева над лесом высятся характерные скалы, именуемые "Хохоловскими Монахами" (фото 99).

В хижине сняли 4-х местный номер. Сготовили ужин на горелке в специальной "туристской кухне" на первом этаже. Потом не удержались, и еще раз поужинали в местном ресторане, попутно познакомившись с группой шумных поляков. Наташа ушла спать, а мы с Леной значительно углубили российско-польскую дружбу путем тотального распития шампанского и водки вперемешку. Через некоторое время я тоже сдался и каким-то чудом оказался на своей койке в нашем номере, а вот Лену интернациональная дружба увлекла до утра.

11 января

Вновь тепло и солнечно, прямо чудеса какие-то. Лена, всю ночь бухавшая с польскими восходителями, чувствовала себя неважно, но нашла в себе силы продолжить маршрут наравне с нами.

От хижины Polana Chocholowska вначале скатились примерно на 1 км вниз по долине, по дороге, до отворота тропы вправо на перевал Ivaniacka Przelecz. Поднимаемся по тропе на лыжах, пока не утыкаемся в слишком крутой и каменистый взлет, который пришлось преодолеть пешком. Выше этого участка снова движение на лыжах, вскоре вышли на седло перевала, представляющее собой поляну в невысоком еловом лесу (фото 100). Через кроны деревьев на востоке видна вершина Kamienista (2127 м)(фото 101).

Спуск с перевала к приюту Ornak также был нам известен по поездке 2005 года. Разве что снега тогда было меньше. Решили поэкспериментировать и начали спускаться левее тропы по горелому сухостойному лесу (фото 102). Вначале получалось хорошо, но потом начался аццкий бурелом с пампасами в виде густых молодых елочек на склоне в 45°, так что еле-еле продрались обратно на тропу.

Тропа приводит на поляну к приюту Ornak (фото 103, фото 104). С поляны хороший вид на г.Bystra, высшую точку Западных Татр (фото 105). В приюте пообедали в ресторане. Дальнейший путь - на лыжах вниз по очень живописной долине Koscieliska dolina. Пожалуй, в польской части это самая красивая долина, благодаря многочисленным скальным массивам и пещерам (фото 106, фото 107). Дорога местами идет по дну каньона (фото 108). Доехав до отворота тропы вправо к пещере Jaskinia Mrozna, оставили рюкзаки и лыжи чуть в стороне от основной дороги и налегке поднялись по длиннющей деревянной лестнице к входу в пещеру (фото 109). Увы, основной вход оказался закрыт на замок, но чужие следы указали нам путь в соседний боковой вход в систему подземных полостей. Там тоже встретилась недалеко от входа металлическая решетка (фото 110), но калитка была открыта. Особо далеко углубляться в пещеру мы не стали, дойдя только до первой настоящей узости, где уже пришлось бы ползти через лаз высотой сантиметров от силы 40. Перед этим лазом лежали рюкзаки каких-то местных спелеологов.

Вернувшись к рюкзакам, продолжили спуск на лыжах по дороге по дну долины, мимо всяких красот (фото 111). Уклон у дороги совсем небольшой, приходится идти коньковым ходом. Наконец докатились до ворот при входе в нацпарк; рядом уже стояла маршрутка, идущая в Закопане. Загрузились и за 4 злотых с человека доехали до ж/д вокзала (фото 112, фото 113).

Дальше на экспрессе до Варшавы, где мы очутились уже ночью. На автобусе доехали до квартиры Лукаша, забрали у его подруги Маши заброску с нашими "цивильными" шмотками (сам Лукаш был на дежурстве на работе, на метеостанции).

12 января

Поспав буквально пару часов, на первом автобусе вернулись на центральный ж/д вокзал Варшавы, откуда на электричке доехали до Тересполя. Электричка по каким-то причинам опоздала, но нам это только на руку: меньше ждать следующей электрички до Бреста. Пограничные формальности происходят прямо в этой электричке. Народу кроме нас не было, так что границу мы преодолели быстро и без лишних расспросов. В Бресте пересели в поезд до Питера (билеты были куплены заранее).

Маршрут окончен.

2010-11-22 11:10:19 | Андреев Герман | E-Mail
Красота невероятная...!
В некоторых местах бывал лично в далёком 1990 году.