хребет Бакты

Отчет о лыжном походе 2 к.с. по Южному Уралу :: 2011

Отчет о лыжном походе 2 к.с. по Южному Уралу

«7summits of South Ural»

27 января – 6 февраля 2011 г.

руководитель: Бекетов К.Н.

Маршрут

пос.Тюлюк – дорога западнее г.Жеребчик – в.Иремель (рад, 1582м) – руч.Бол.Авняр – хр.Бакты – в.1076,6 м (рад.) – перевал - руч.Гремячий – ур.Арша (бывш.узкоколейка) – ур.Осиновый Стан – перевал между в.Большой Кумардак и Малый Кумардак – в.Машак (рад, 1265 м.) – пер.Сев.Колокольня – в.Колокольня (траверс, 1354 м) – пер.Юж. Колокольня – ЛЭП – в.Ямантау (рад, 1640 м.) – хр.Машак (траверс) – в.Харитонова (рад, 1224,5 м.) – р.Бол.Катав – пер.”Урочище Прогон” – в.Бол.Шелом (рад, 1427 м.) - бывш. узкоколейка – пос.Самодуровка (Верх.Катавка)

маршрут на карте [10Mb]

Кольский 3У

Валиев Альберт *часть маршрута

Тофалария 5У

Список принятых в тексте сокращений

ГТЛ – глубина тропления лыжни
ГЗЛ – граница зоны леса
ЧХВ – чистое ходовое время
GPS – спутниковая навигация
(ор.) – орографически
п\х – по ходу движения
ур. – урез воды в озере, абсолютная высота над уровнем моря

Необходимое вступление, оно же лирическое отступление, оно же выводы и рекомендации

Несмотря на кажущуюся банальность и близость района похода (в сравнении с приведенным выше послужным списком участников экспедиции, где яркими алмазами сверкают словечки типа Чукотка или Земля Франца-Иосифа), готовились мы вполне тщательно и ответственно. Если не брать в расчет уфимскую часть группы, как людей, для которых Южный Урал – что-то типа песочницы, то для всех остальных кроме руководителя район был новый и даже немного таинственный.

Специфических особенностей у Южного Урала две.

Во-первых, важно отдавать себе отчет, что гор на Урале нет. Если вы заранее осознаете тот прискорбный факт, что будете нудно тропить по буреломному лесу и ничего не увидите, то эмоции будут переполнять ваши сердца при виде любых объектов, разрушающих эту удручающую монотонность: отдельных скал, редких точек дальнего обзора и т.д. Но вообще, вместе с тем, на Южном Урале очень красиво. Встречаются какие-то особенно милые лесные ландшафты, заиндевелые опушки, коих и днем с огнем не сыскать на Чукотке. Сосновые боры и залепленные снегом аккуратные елки, - все то, с чем так туго на Земле Франца-Иосифа…
Оборотной и выгодной стороной медали (я все еще про отсутствие гор, кто забыл) является возможность взойти на любой пупырь менее чем за час. Наиболее выдающимся перепадом высот на нашем маршруте отличается Ямантау; самое запоминающееся горное препятствие несомненно траверс Колокольни (потому что с рюкзаками и на ветру по скользким камням), самое техничное восхождение конечно же по скалам на вершину хр.Бакты. Бактам стоит посвятить отдельную строфу: почему-то малоизвестный и непопулярный, этот хребет самый скалистый и фотогеничный из всех.

Во-вторых, важной особенностью района является официальная невозможность его посещения. Дело в том, что весь наш маршрут за исключением массива горы Иремель проходил по территории Южно-Уральского заповедника, созданного для охраны военных объектов у горы Ямантау. Доступ в заповедник, ясное дело, закрыт. Но кого и когда это останавливало? Патрулирование егерями эпизодически случается по полотну бывшей узкоколейки, так что ходить по ней не рекомендуется, только максимально быстро пересекать (хотя мы прошли в урочище Арша по ней с километр). Гоняющиеся за группами по тайге и курумникам егеря на буранах – элемент устной народной традиции, примерно как лазерный удар со спутника. Пресловутый мегасекретный объект в недрах Ямантау по всей видимости действительно существует, поскольку мы своими глазами наблюдали образование устойчивого просвета в сплошной облачности аккуратно над этой горой, и даже прекрасно себя за счет этого чувствовали при соответствующем восхождении. Наверняка в секретных лабораториях под нашими ногами в этот момент включали какие-то неведомые генераторы… Но на поверхности все эти тайны никак себя не проявляют, маршрут на гору с северо-востока (от ЛЭП) проходит по местности без следов пребывания человека и лишь на вершинном плато в ассортименте раскиданы всякие ржавые артефакты.

Лыжный поход по Южному Уралу может быть настоятельно рекомендован для групп, которым уже надоело бороздить карельские леса или мурманские сопки, а на сибирский подвиг пока еще духу не набралось. То есть, что-то оптимально затыкающее брешь между лыжной единичкой по Колвицким тундрам и лыжной тройкой по Кузнецкому Алатау. Метеоусловия, состояние снежного покрова, и т.д. и т.п. на Южном Урале уже приближаются к настоящей суровой экспедиции. Недаром мне по ходу дела явились такие строки:

Долог путь к обеду,
Мороз кусач.
Украдкой плачу…

(или, в рамках иной культуры:

И Машак молодой в Кумардак головой, -
Комсомольская печень пропита!)

PS
Кстати, про программу «7 вершин Южного Урала» - это не шутка! Я действительно в рамках этого похода поднялся на 7 вполне себе выдающихся горок, и требую вручения почетного знака «Альпинист Башкирии».

Транспорт

Подъезд к началу путешествия и обратный выезд осуществлялись по такой схеме:

• Питер-Москва-Уфа : самолет. [для украинской части команды соответственно Киев-Москва-Уфа; для уфимской части группы этот пункт неактуален]
  • Заказной микроавтобус Уфа-Тюлюк
  • Тот же самый автобус Верх.Катавка – Уфа
  • Обратный авиарейс из Уфы

Стоимость микроавтобуса (поместилось бы до 10 человек с рюкзаками) – 5500 рублей. Относительно обратного рейса договаривались с маршрута по телефону (см. главу «зона сотовой связи на маршруте»). Стоимость авиатранспорта на момент совершения похода – из Пулково прямой «Аэрофлот» в Уфу до 11000 рублей (туда-обратно); с пересадкой в Мск можно найти варианты совмещенных рейсов порядка 7000 рублей; лоукостеры типа «Скайэкспресса» позволяют улететь за 4000 из Москвы и обратно. При этом расписание таких компаний ненадежное, рейсы могут задержать.

Наконец, ж\д транспорт в наши трудные дни предлагает раз в два дня прямой поезд СПб-Уфа, плацкарт несколько дороже 2000 рублей в одну сторону, время в пути 50 часов. Печень может пострадать!

Зона сотовой связи на маршруте

Покрытие сотовой связью на нашем маршруте в целом плохое. Сеть есть в районе Тюлюка (неустойчиво – на Иремеле); на Колокольне в хребте Кумардак (только смс); на вершине Бол.Шелом и местами на северо-западных склонах этой горы. Важно отметить, что в Верх.Катавке в конце маршрута связи нет!

Техническое описание

Фото

27.01

Пос.Тюлюк – подножие г.Жеребчик

После ночевки на турбазе «Роза Ветров» (200 рублей \чел) прямо от ее ворот движение на лыжах по накатанной дороге. Несколько развилок, ориентирование по GPS. Затяжные пологие подъемы. Снега на удивление мало. В районе г.Жеребчик дорога переходит в след снегохода. Оставили вещи на месте будущей стоянки и налегке отправились к горе Иремель.

-1°С, солнечно

Радиально восхождение на г.Бол.Иремель

По снегоходному следу долгий путь вдоль юго-западного подножия г.Иремель; далее подъем к границе леса 15°, у начала осыпей оставили лыжи и пешком по курумникам (до 25°) вышли на вершинное плато. Вершина – небольшое скальное возвышение на плато. Спуск обратно по пути подъема, с фонарями.

-11°С, на вершине ветер порывами до 10 м\с; вечером –14°С

3-7

28.01

г.Жеребчик – подножие хр.Бакты

Движение на лыжах по полузаметенным снегоходным следам.

8-9

Траверс склона хр.Бакты

Тропление по сухому рассыпчатому снегу, до 30 см. Встречаются буреломные участки в лесу и каменные речки у подножия хребта (каменные завалы, курумники). Встали на ночлег под вершиной 1076,6 м в хр.Бакты, на которую совершили восхождение.

-3°С, солнечно

10-12

Радиально восхождение на в.1076,6 м в хр.Бакты

Подъем от места стоянки на лыжах по лесному склону с камнями 25°. Последний участок 100 м перед выходом на гребень хребта – скальные выходы до 45°, без лыж, снег по пояс. Сама вершина – группа скальных выходов, наиболее высокий восточный, но тур на западном. Поднялись на оба. Подъем по заснеженным скалам с самостраховкой. Впечатляющий вид хребта Бакты на закате. Видны также Иремель напротив нас и вдали Большой и Малый Шеломы в хр.Зигальга. Спуск в лагерь по пути подъема. Немного фрирайда в лесу.

Вечером -14,5°С

13-18

29.01

Траверс восточного склона хр.Бакты до перевала

С вечера протропили пару км вдоль подножия хр.Бакты и вышли на старую лыжню охотника, идущую в нужном направлении. Миновали небольшую избу на 2-4 человек. По лыжне вышли на широкое пологое седло перевала в зоне леса.

Переменная облачность, дымка, -11°С

Траверс западного склона хр.Бакты до дороги (бывшей узкоколейки), ур.Арша

На спуске с перевала лыжня ушла вниз к Юрюзани, в направлении полей выше деревни Александровка. Тропим вдоль хребта Бакты в юго-западном направлении. ГТЛ 30 см. Вначале чистый сосновый лес, потом еловый подлесок и партизанские буреломы. Вышли на дорогу со снегоходной колеей, по ней влево п\х поднялись на хребет к пересечению с полотном бывшей узкоколейки. Это место называется урочище Арша. Здесь на перевале небольшая избушка егерей (в ней тетрадь и сегодняшняя запись «нарушений не обнаружено»).

От узкоколейки до ур.Осиновый Стан

Прошли по узкоколейке примерно 1 км на запад и свернули налево в лес, чтобы нарушений по прежнему не было обнаружено. Отошли по густой хвойной тайге примерно 1,5 км  от дороги и остановились на ночлег на «берегу» типичной уральской каменной речки. На дрова спилили очень смолистую сосновую сушину, настолько смолистую, что дрова быстро забили сажей печную трубу и всю ночь мы мучились от едкого дыма, пытаясь продолжать топить (а было решено сегодня топить, ибо похолодало).

Ветрено, переменная облачность, -17°С

30.01

Ур.Осиновый Стан – перевал между хр.Бехта и г.Большой Кумардак.

По протропленной с вечера лыжне миновали широкую полосу каменных речек. Ориентируясь по GPS, пересекли ур.Осиновый Стан и спустились на старую дорогу перед перевал между хр.Бехта и г.Большой Кумардак. По пути небольшие скалы, хвойная тайга с густым подлеском, курумники.

Переменная облачность, -14°С.

Траверс склонов г.Кумардак – перевал между Бол. И Мал.Кумардаком

От дороги (по ней старый след «Бурана») снова движение по азимуту в направлении восточного склона г.Большой Кумардак.

ветер, пасмурно, -15°С

Перевал - изба

Вышли на старую лыжню и по ней, перевалив между Бол. И Мал.Кумардаком, спустились к избе западнее в.Мал.Кумардак. Изба на 4-6 человек. Ночуем в ней.

Снегопад, ветер, пасмурно, -16°С

31.01

Траверс склонов хр.Кумардак до перевала горы Машак

Подъем по лесу и каменным речкам к перевалу между основным хребтом Кумардак и г.Машак. ГТЛ 40 см.

Солнце в дымке, ветрено, -15°С

22-24

Радиально восхождение на в.Машак

На лесистом перевале обед с костром. Красивый парковый лес. Подъем к в.Машак на лыжах 20°, далее гряда скал, вдоль нее на лыжах\пешком до осыпного взлета к основной вершине. Крупная осыпь 25°. На вершине тур без записки. Спуск к костру примерно по пути подъема, спрямляя дорогу.

25-27

Траверс склонов хр.Кумардак до перевала севернее горы Колокольня

Большие поляны с плотным снегом. Слева п\х оставили группу интересных скальных останцев. Подъем постепенным траверсом на седло пер.Северная Колокольня в хр.Кумардак. Склоны до 25°, много снега. На перевале невысокий хвойный лес, поляны.

-21,6 °С

01.02

Траверс вершины Колокольня до южного перевала

Прямо от стоянки на лыжах серпантином подъем по широкому гребню в.Колокольня. Плотный снег с застругами, 25°. Миновали скальную предвершину, далее небольшое плато с елочками по пояс высотой. От этого плато начинается вершинный взлет крутизной 30°. Сняли лыжи, подъем пешком, выбивая ступени в жестком снегу. Вершина – скальный гребешок в развалинами тригопункта. Открывается хороший вид на Ямантау и хр.Машак. Вдали над облаками – плато Иремеля.
Спуск с вершины пешком по мерзкому курумнику 20°, слева вдоль гребня. Перед седлом пер.Ю.Колокольня появляется хвойный лес.

Солнечно, ветрено, -18°С

29-39

Южный перевал Колокольни - ЛЭП

С залесенного седла перевала спуск на лыжах траверсом склона в направлении истоков р.Юрюзань. Из истоков Юрюзани перевал в плече в.1380 м в хр.Машак. Спуск на лыжах по заснеженному курумнику (склон 25°) приводит к широкой просеке ЛЭП. Убедившись, что на ней нет свежих следов егерей заповедника или военных, прошли по ЛЭП 500 м вправо и свернули в лес в направлении г.Караульная. Ночлег в елках у края болота, заросшего низкорослой березой. Здесь наш базовый лагерь для восхождения на Ямантау.

Ясно, -20°С

02.02

Радиально восхождение на в.Ямантау

Движение на лыжах черех г.Караульная; на нее подъем на лыжах по лесу серпантином, склон 15-20°. Между г.Караульная и подножием Ямантау болота с невысокими березами и еловыми перелесками. Прошли мимо старого осадкомера. У границы леса плотный снег, большие затруги. Подъем по склону Ямантау на лыжах или пешком 20°. Камни, наст, покрытый сверху слоем свежего снега. На склонах горы встречаются металлические тригопункты. На вершине обширное каменистое плато, снег практически сдут ветрами. В центре плато скальное возвышение с туром. Много мусора от военных, есть бревна (типа, дрова). Стоит несколько памятных обелисков. Вершина выше облаков. Пообедали возле тура. Спуск обратно в лагерь на лыжах, по пути подъема. Приятное катание. В лагере заслуженная полудневка.

Утром пасмурно, небольшой ветер и мелкий снег, -16°С. Постепенно улучшение видимости до 1 км. Над вершиной пятно голубого неба, облака ниже нас. Вечером снова пасмурно, -20°С

40-47

03.02

Движение по ЛЭП

Прошли около 3 км по просеке ЛЭП вдоль подножия хр.Машак. Миновали будку с печкой и нарами на 2-х человек.

Утром ясно, небольшая облачность только на северо-западе над хр.Нары. –19°С. Постепенно облачность увеличивается в течение дня.

48-56

Траверс склонов хр.Машак до плато в.1333 м.

Далее движение по лесу и большим полянам траверсом склона хр.Машак. ГТЛ 20 см. Обед у ГЗЛ перед выходом на плато в.1333 м. На плато отдельные карликовые елки, плотный снег, заструги.

Пасмурно, снегопад.

57-58

Траверс склонов хр.Машак до г.Ягодная

Траверс склонов по лесу на лыжах; в районе г.Широкая крутые склоны с жестким снегом (удобнее было бы проходить ниже по лесу, не боясь потерять высоту). В лесу попадаются отдельные симпатичные скальные выходы. Ночлег в районе вершины г.Ягодная в густом еловом лесу.

Ночью термометр зафиксировал -34,9°С. Возможно, глюк прибора.

04.02

Г.Ягодная – траверс склонов г.Медвежья - перевал западнее г.Харитонова

Траверс склонов г.Ягодная и г.Медвежья, ГТЛ до 40 см. Попадаются курумники, локальные спуски-подъемы, скальные выходы. Дошли до перемычки перед г.Харитонова. Обед.

Утро солнечное, холодное, безветренное.

59-62

Радиально восхождение на г.Харитонова

Особо густой хвойный лес, выше курумник и небольшие скалы. Хороший обзор за счет расположения вершины практически в центре всего района нашего похода.

Солнечно, -14°С

63-66

Перевал западнее г.Харитонова – р.Бол.Катав

С седла спуск по лесу до полотна бывшей узкоколейки. Вышли на заросшую дорогу по старым вырубкам. Дорога спускается в долину Бол.Катава серпантином. После узкоколейки лес с неприятным подлеском. Пересеки несколько непонятных бестолковых лыжней. Ночлег на берегу р.Бол.Катав. Есть вода в полынье.

Вечером пасмурно, -14°С

05.02

Р.Бол.Катав – перевал «Урочище Прогон»

По парковому лесу ГТЛ 40-50 см до подножия г.Шелом. Идти постоянно вверх трудно. Далее подъем все круче и круче к перевалу под названием «Урочище Прогон». Перевальный взлет – заснеженные курумники 25°, серпантин на лыжах. На седле перевала в небольших елочках обед.

Пасмурно, снегопад, -13°С

Радиально восхождение на в.Бол.Шелом

Подъем пешком. Склон до 30°, камни, плотный снег. Пригодились бы кошки. На вершинном плато в тумане сначала посетили ложную вершину (скальный выход), потом по GPS дошли до настоящей вершины с туром.
Аккуратный спуск по пути подъема.

Пасмурно, сильный ветер, видимость 200 м, -12°С

68-72

перевал «Урочище Прогон» - старые вырубки перед бывшей узколейкой

С седла спуск на лыжах в сторону узкоколейки. Склоны 20°, мешают частые камни и небольшое количество снега. Ночлег на границе старых лесопосадок.

Сильный ветер, вечером прояснение, -13°С

06.02

старые вырубки – полотно бывшей узколейки

За 1 час через густые лесопосадки дошли до полотна бывшей узкоколейки и повернули по ней вправо к поселку.

-12°С, переменная облачность

Узкоколейка – пос.Самодуровка (Верх.Катавка)

До пос.Самодуровка (Верх.Катавка) примерно 8 км по дороге по машинным следам. На мосту в поселке не успели начать обед, как строго в срок приехал заказанный заранее микроавтобус. Маршрут окончен.

73-74

фото Леонида Смирнова
избушка у подножия хр.Бакты
фото Константина Бекетова
егерский пост на бывшей узкоколейке
изба под Кумардаком
траверс вершины Колокольня
панорама с Колокольни на северо-восток
фото Константина Бекетова
спуск с Колокольни в сторону южного перевала
вид со склона Колокольни на юг
спуск с Колокольни
гора Ямантау (справа)
осадкомер под Ямантау
вершина Ямантау и путь подъема-спуска
фото Константина Бекетова
подъем на Ямантау; виден один из топознаков
подъем на Ямантау; в облаке Малая Ямантау
на в.Харитонова
приборы!
панорама хр.Зигальга с в.Харитонова
подъем на перевал "Урочище Прогон"
подъем на в.Большой Шелом
скалы на вершине Большого Шелома
тур на вершине Бол.Шелома
Шелом Ужаса (вершинное плато)
вид на Малый Шелом с Большого
заброшенная узкоколейка перед Самодуровкой
фото Геннадия Берестока
мост через Катав, конец маршрута

Бекетов Константин, 2011 г. (с)

2011-03-14 13:24:29 | rv9wfj | E-Mail
Карта GoogleMap:
maps.google.ru/maps/ms?hl=ru&ie=UTF8&oe=UTF8&start=0&num=200&msa=0&msid=210001082827135200298.00049e6db711811b7adf3&ll=54.428917,58.473358&spn=0.344309,0.837021&t=h&z=11

2012-11-24 22:07:18 | Андрей | E-Mail
Здравствуйте.
Свяжитесь пожалуйста со мной kabarkabar09@gmail.com хотел бы пообщаться по маршруту.