вид на восток с вершины Скальная Южная

ОТЧЁТ о лыжном походе V (пятой) категории сложности по берегу Белого моря от г. Кандалакша до г. Онега

Архангельская областная федерация

e-mail: raduga.svk@gmail.com

I.     Справочные сведения

Район похода

Участок Белого моря на промежутке от г. Кандалакша до г. Онега не является традиционным туристическим (имеется в виду лыжный туризм, так как летом эти районы как раз наоборот сильно посещаемы туристами водниками) районом из-за отсутствия серьёзных категорированных препятствий и крайне тяжелого для лыжного туризма рельефа местности региона и не менее сильной климатической зависимости. Несмотря на то, что Карельский и Поморские берега, всегда на виду и на слуху, но в действительности  для обывателя это «белое пятно». Всё что мы знаем о нём не более чем набор штампов и мифов. Несмотря на кажущуюся близость к цивилизации о районе мало что известно и мало источников информации. Район привлекателен для летнего туризма, но крайне неудобен для лыжного туризма, Маршрут невероятно сложный для планирования, и не менее интересный для прохождения. Начнём с того, что полностью, данный маршрут в лыжном варианте никто до нас не проходил. По крайней мере, нам найти об этом информации так и не удалось. Были лишь попытки прохождения отдельных участков, данной местности, с разной степенью успешности. За год до нас, участок Кандалакша – Чупа пыталась пройти группа из Москвы, но из-за комплекса причин (погода, не то снаряжение, тактика, психологическая несовместимость) пройти не смогли. Для нас же данный участок  был первым из пяти. Несомненно, очень трудный участок, но проходим! Возвращаясь к планированию маршрута, можно сказать, что основную сложность представляет сам рельеф побережья. Большое количество заливов, проток, островов, два, постоянно действующих фарватера для танкеров, незамерзающие пороги и салмы, скалистые и в принципе не проходимые берега, сбросы воды с ГЭС.  Всё это в совокупности делает практически не возможным жёсткое планирование прохождение маршрута. Больше работает интуиция и предчувствия на самом маршруте. Без этого здесь не пройти. Ну и конечно, очень важна помощь местных жителей, в плане подсказок, где  и как лучше пройти, а куда ни в коем случае нельзя соваться – пропадёшь.
С точки зрения привлекательности, как по красоте, так и по трудности прохождения, надо выделить следующие места.  Проливы Великая, Большая и Глубокая Салмы, высокие скалы, множество островов, сосновые боры. Места очень красивые. Мыс Шарапов, одно из ключевых мест маршрута. Местные нас предупреждали, что он практически не проходим, так как с одной стороны это скала, с другой незамерзающее из-за сильного течения море. Причём здесь именно прижимное к скале течение, встречается на отливе с другим течением. Здесь и летом то народ побаивается ходить на лодках, так как море буквально бурлит в этом месте. Но нам сильно помогли длительные морозы и отсутствие нагонной воды. В результате чего под скалой образовалась узкая полоска припойного льда, иногда на столько узкого, что одной лыжей приходилось опираться на плавающие льдины. Но нам этого хватило и мы пусть и медленно, но смогли пройти этот мыс. Всего же на двухкилометровый участок мыса Шарапов у нас ушло около двух часов непрерывного движения. Но оно того стоило, такой красоты надо ещё поискать. Даже в условиях метели и плохой видимости, скалы и невероятно огромное количество льда, всевозможных форм и нагромождений, превращали данную местность в сказочный дворец Снежной Королевы. Жалели только об одном, что не было солнца и синего неба, тогда бы всё это великолепие льда заиграло бы сотнями оттенков синего и голубого. Но может быть мы ещё сами не готовы попасть в сказку?
Очень красив залив Калгалакша и крутые утёсы Ворзагорского мыса. И непонятной силой притягателен горный массив «Медвежьи головы».  Конечно же, маршрут проходил не только по красивым местам, хотя таких большинство, были же конечно, откровенно унылые, низкие серые берега, поросшие мелколесьем, движение вдоль которых кажется безконечным и скучным. Но это часть наших берегов, без них не было того контраста с красивыми берегами, что вызывает в нас бурю эмоций.
В «Хрониках Экспедиции» будет подробный отчёт о всём маршруте. Здесь же подводя краткий итог, можно сказать, что пока туристами не оценены по настоящему красоты зимних маршрутов по Белому Морю, здесь есть что посмотреть, и где себя испытать. Наше морюшко на сколько красиво и притягательно, на столько же сурово и требовательно.
В основном желающие посмотреть эти берега осматривают их летом с яхт. Побережье  условно делиться на две части. От г. Кандалакши  до г. Кемь  это «Карельский берег», от г. Кемь до г. Онега – «Поморский Берег» Но и здесь есть свои ярко выраженные участки, обусловенные рельефом местности. От г. Кандалакша до с. Поньгома, далее до г. Кемь, далее до г. Беломорск, далее село Нюхча, далее г.Онега. На побережье находятся 20населённых пунктов – старинных поморских сёл, но часть из них, под внешним воздействием либо исчезли совсем, либо превратились в дачные поселения (или в города как Беломосрк и Кемь). Климат морской, умеренный, с преобладающими юго-западными ветрами зимой и Северо-западными - летом. Берега разные от вертикалиных скальных стенок, уходящих в воду, до пологих низких заболоченный берегов, с большими отмелями покрытых трестой. Море в основном покрыто льдом, но в тех местах, где впадают большие реки, либо же проходят морские течения, льды подвижны и неустойчивы. По берегам встречаются нагромождение торосов, значительно затрудняющих движение. Лёд не постоянен, и подвержен серьёзным подвижкам из-за сильных ветров и приливов.
Крайне опасные участки:
1) «Княжья губа» - не замерзает из-за сбросов воды с ГЭС;
2) «Старецкая салма» замерзает только в самые суровые зимы из-за порогов и сильного течения, забита торосами;
3) пролив «Великая Салма» - никогда не замерзает из-за сильного течения;
4) пролив «Бабье море» из-за «Городецкого порога» не замерзает до середины;
5) пролив «Ругозерская салма»  в северной части не замерзает из-за сильного течения;
6) Залив «Кив губа»  при сильных северных штормах может вскрываться;
7) Проливы «Большая и Глубокая салмы» замерзают только в морозные зимы, имеют сильные течения и большие глубины до 180метров, так что велика вероятность попадания на подвижные льды;
8) Мыс «Шарапов» особое внимание! Прижимное сильное течение от о. «Шарапиха» до м. «Челпан», скалистые, покрытые льдом берега, отсутствие прибрежной линии, сравнимо с траверсом скально-ледовой вершины.
9) участок берега от мыса «Шарапов» до мыса «Одинчижный» забит торосами высотой до 3-х метров, много скал, береговых ледяных валов. Много участков с подвижными льдами и полыньями.
10) «Сорокская губа» - участки открытой воды в местах впадения р. Выг, ББК, мелких речек.
11) Пролив «Шуерецкий» много воды на льду, из-за впадения р. Шуя, возможны полыньи.
12)  Мыс «Медвежьи головы» в районе с. Юково и пролива «Железные ворота» сильные течения-стрёжи, полыньи.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид

730

20.02-28.03.2010

Подробная нитка маршрута

Г. Кандалакша – с. «Княжья Губа» - с. Ковда – ББС – мыс Картеш – мыс Шарапов – с. Гридино – с. Калгалакша – с. Поньгома – г. Кемь – г.  Беломорск – с. Сумской посад – мыс «Медвежьи Головы» - с. Колежма – с. Нюхча – с. Ворзогоры – г. Онега

Cписок участников похода.

летописец

Триханина Елена Валентиновна

медик

Адрес хранения отчета. Наличие видео и киноматериалов.

Отчет будет храниться в т/к «Север» г. Северодвинска и по месту жительства руководителя.
Видео и киноматериалы на диске там же.

Рецензия    МКК.

Поход рассмотрен МКК ТС Архангельской области.

Анализ параметров похода:

1. Протяженность маршрута: 730км
  2. количество ходовых дней: 30 + 7 (днёвок – для сбора этнографического материала)
  3. Средний показатель: 730 /  30 =  24,3 км / день

Анализ параметров маршрута показывает, что он по всем показателям соответствует V  (пятой)  категории сложности.

Варианты подъезда и отъезда.

Г. Кандалакша является крупной ж/д станцией, так что проблем с подъездом к месту старта нет. Удобным и доступным вариантом выезда из г. Онеги является автомобильный транспорт по дороге Онега – Северодвинск.

Аварийные выходы с маршрута.

В первой части маршрута до мыса Картеш движение осуществляет параллельно ж/д и аварийный выход возможен в любом месте. На участке мыс Картешь – с. Сон-остров выходы возможны на ст. Чупа и ст. Лоухи. Из района с. Гридино (самая удалённая от ж/д точка маршрута) возможен аварийный выход по зимнику на ст. Энг-озеро.

Запасные варианты.

Нет.

Изменения маршрута и их причины

4-й день. Из-за невозможности преодолеть открытую воду в проливе Великая Салма, выбрали маршрут через от с. Ковда – через оз. Верховицкое в Ругозерскую салму и заходом на биологическую станцию МГУ.
15-й день. Из-за появления открытой воды и подвижек льда, было принято решение не рисковать и идти к с. Калгалакша по «зимнику».

График движения.

М. – г. Онега

Сильная метель 8б. Ветер Ю, Т -7°С

Техническое описание маршрута.

День 1. г. Кандалакша – губа Капша
20.02.2010(суббота)

Погода:  -33 0 С, солнечно
7:30 общий подъём, завтрак
9:00 мы уже находились рядом с танком. Нас проводили, сказали напутственные слова
На газели нас довезли до моря.
10:10 старт от мыса Воронешный (детский лагерь Гандвик), идём прямо через залив, параллельно фарватеру. Несмотря на сильный мороз там открытая вод, так как постоянно ходит ледокол и проводят танкера.
11:00 привал между маленькими островками без названия.
12:40-13:10 перекус на входе в Ряшкову салму
14:20 вышли из Ряшковой салмы, перекус  напротив острова Куричек
15:48 записывали  видеоролик на фоне ледокола, а затем шли очень дружно, привал напротив острова Ламтишный.
16:55 остановились искать  место для ночёвки. Поставили палатку на острове Капша
18:00 ужин

День 2. губа Капша – посёлок Зеленоборский
21.02.2010(воскресенье)

Погода: солнечно, - 30гр.
Шли по Капше губе
10:03 привал
11:00  перекус на острове Волей
12:00 встретились  с Ильинским Александром Александровичем (Сан Саныч)  напротив мыса Жемчужный
12:40 вышли на дорогу через лес. Добрались до посёлка Зеленеборск. Разместились в квартире у Сан Саныча.
16:25 Встреча со школьниками. К нам приходили гости.
В посёлке Зеленоборский действующая ГЭС и идёт постоянный сброс тёплой воды в Княжую губу и далее в море. Так что лучше обойти это место по суше.

День 3. посёлок Зеленоборский - Воронишинский Баклыш
22.02.2010(понедельник)

Погода: пасмурно, мороз -18гр.
9:00 выход
Прошли через посёлок, нас провожал Сан Саныч, сфотографировались у обелиска. Шли по дороге вдоль реки
10:10 встали на лыжи, и вышли на лёд Княжёй губы. Идём с небольшой тропёжкой и подлипом параллельно незамерзающему фарватеру. У острова Крестовый поворачиваем к мысу Орлов.
Началась сильная встречная метель
14:40-13:15 перекус на мысе Орлов.
14:00 привал в 3 км от мыса Орлов
Метель усилилась, ветер встречный
16:10 пришлось свернуть к берегу.  Сильная метель, очень плохая видимость
Обустроили лагерь, ночуем в палатке напротив острова Воронишинский Баклыш
18:00 ужин
22:00 отбой

День 4. Воронишинский Баклыш – село Ковда
23.02.2010(вторник)

Погода: переменная облачность, небольшой мороз, ветер слабый.
9:00 выход.
10:15-10:24  привал на мысе Нишевский
Начал падать снег
11:10 привал посередине губы Нишевская. От него идём прямо, в глубокий залив без названия.
12:15-12:55 обеденный перекус в заливе.
Далее шли по заливчику к волоку. Протропили 1км. через волок (лес), вышли на дорогу, затем по ней шли 4 км
16:10 пришли в посёлок Лесозоводский
17:00 вышли из посёлка Лесозаводский, шли по заметённой буранке по двум озёрам
18:00 вышли к протоке Старцева напротив села Ковда.  далее через неё 3км.
18:30 пришли в село Ковда. Разместились на метеорологической станции
23:00 отбой

День 5. Ковда- оз. Верховское
24.02.2010(среда)

Погода: метель
7:10 общий подъём
Ходили к кресту,  к церкви, обелиску
10:30 выход
Искали буранку, сильная метель.
11:15 нашли буранку, тропили
12:05 передых у озера Верховское, далее с глубокой тропёжкой и подлипом (много верховой водя на льду озера)
13:30 привал на мысу
14:07 обеденный перекус. Лёша и Юля ушли тропить, у Юли сломалось крепление
15:30 дошли до конца озера, Саша нашёл сильно заметённую буранку  в лесу. Идём по ней.
Пересекли озеро, нашли заросшую кустарником, заметённую «дорогу».
Около 17:00 . Руководитель ушёл тропить дорогу на завтрашний день, остальные ставили лагерь.

День 6. оз. Верховское - биологическая станция МГУ
25.02.2010(четверг)

Погода: -22 0 С, солнечно
9:00-9:20 выход
Первые 6 км шли по лыжне, проложенной вчера, далее очень глубокая тропёжка по болотам.
12:00 перекус на маленьком озерке в 1 км от губы Ругозерской
12:40 вышли на море (к всеобщей радости)
Идём по губе, проступает вода
13:20 привал между островами
13:40  торжественно пересекли северный полярный круг
14:40  Вышли на буранку
16:10 пришли на биологическую станцию МГУ. Станция очень большая, около 40 домов. Нас размести в гостевом домике.  Готовим на горелке суп.
Вечером для нас провели экскурсию по базе

День 7. биологическая станция МГУ - губа Заволочная
26.02.2010(пятница)

Погода: -16 0 С, солнечно, ветер юго-восточный, к вечеру до – 30гр.
9:00 вышли с базы. Шли по морю, около острова – открытая вода
10:20 привал около мыса Киндо. Далее напрямки по льду к мысу Савватиевский.
13:00 перекус на мысе Савватиевский, далее к острову Березовый.
14:30обеденный перекус на южной оконечности острова Берёзовый
16:00 привал в избе на острове Еловый.
18:00 остановились на ночёвку в избе на  горке в губе Заволочная. Изба хорошая, с моря её не видно, но не для зимы. Ночевали почти по холодному.
20:00 ужин

День 8. губа Заволочная -  Мыс Шавруга
27.02.2010(суббота)

Погода:-10-12 0 С,  ветер, снег. После обеда - метель
8:58 выход
Прошли по волоку, вышли в губу Красная, далее обошли большое торосовое поле и на прямки пошли к лудам.
10:00 привал в избе на луде в проливе между мысом Красный и островом Кемлуда. Пробовали срезать через лес, но вернулись обратно (глубокий снег, бурелом) и обошли мыс по морю. Начинается метель.
14:00 привал в 1 км после горы Шавруга
Пришли на избу на мысу (без названия). Метель усилилась. Перешли на другую избу (приметно в 300 –м от этой), она побольше, печка железная, прогрелась быстро
23:00 отбой

День 9. мыс Шавруга - зоологическая база СПбУ (мыс Картеш)
28.02.2010(воскресенье)

Погода: -4 0 С
9:00 выход
Рюкзаки лёгкие, вначале шли хорошо, но на подходе к острову Медвежий идти стало тяжелее, местами появляется вода.
10:30 привал около острова Медвежий. От острова на прямки к небольшому заливчику и от него 100 метров по лесу до озера Кривое. На озере много воды и снега, постоянно чистили лыжи. Пересекли озеро до базы.
13:00 пришли на зоологическую базу Санкт -Петербурга
Распределяли продукты из заброски, мылись в бане, отдыхали.

День 10. зоологическая база СПУ (мыс Картеш) - рыболовецкий стан Летний
1.03.2010 (понедельник)

Погода: 0-1 0 С, мокрый снег
8:00 общий подъём
10:30 старт от бани мимо судна. Пересекли Чупинскую губу
10:50 видели новорожденного детёныша гренландского тюленя. фотографировали
Глубокий снег, тропили челноком по очереди, дошли до острова Кереть, по волоку вышли в залив, который ведёт к проливу большая Салма.
12:30 -13:05 перекус  напротив пролива средняя  Салма
1403 привал рядом с восточным мысом острова Средний
Идёт мокрый снег, тропёжка, встречный ветер.
14:40 привал напротив западной оконечности Пежострова на входе в пролив Глубокая Салма
15:45 привал в проливе большая Салма напротив высокой скалы. Фотографировали, пили чай. Снег прекратился
17:20 пришли к избе в Рыболовецкий стан Летний. Изба огромная,  есть второй этаж, печка кирпичная. Мы не смогли прочистить дымоход. Поэтому пришлось искать другое место ночёвки. Рядом расположены недостроенные дома и баня с настоящим камином.  Мы ночевали в бане. Очень хорошо попели песен у камина.

День 11. рыболовецкий стан Летний - мыс Челпан
2.03.2010 (вторник)

Погода: восточный ветер, пасмурно
8:45 выход
Фотографировали скалы около Рыболовецкого стана
9:15 опять фотографировали, на этот раз пещеру в скале
Видели норку (животное)
10:15 опять фотографировались с флагом у высокой скалы «Сокольник», от неё пошли к о. Сосновец.
11:15- 11:30 перекус у острова Сосновец
Встречный ветер со снегом, метель, видимость резко падает. Берегов не видно, идём по компасу и навигатору.
12:45 привал напротив острова Шарапиха
13:30 -14:40 обед в избе в одном км от мыса Шарапова. Далее открытая вода, сильное течение. Приходится идти по скалам вдоль берега. Крайне трудный участок, обледеневшие скалы резко обрываются в незамерзающее море.
Обогнули мыс Шарапов. Шли по самой кромке льда, по торосам. Начала прибывать вода.
16:20 пьём чай в избе
17:20 пришли на избу на мысе Челпан. Лудушская тоня.
Перевели часы на 1 час назад, чтобы увеличить ходовой день. (Но хроники продолжаю вести согласно московскому времени)
19:00 ужин
21:00 отбой

День 12. мыс Челпан – мыс Кивиканда
3.03.2010 (среда)

8:00, много торосов, открытой воды, ледяных скал. Метель.
9:00 привал на острове Вороний
9:45 мыс Вороний
Прошли через пролив Тонисаар
10:50- 12:30 пришли на мидиевую ферму. Нас встретил Ломовцев Сергей Николаевич – начальник производства. На базе в настоящее время живут 10 человек. Раньше на Сонострове была деревня (27 домов), в 1987 г. было организовано мидиевое хозяйство.  Ферма начала свою деятельность на основе этого хозяйства. Нас угостили чаем, грибами, селёдкой. Затем показали хозяйственные постройки и административное здание фермы.
Далее по прибрежным торосам вдоль береговой линии. За торосами открытая вода, сильное течение. Торосы идут ледяными валами вдоль берега.
14:00 перекус на избе в 1 км от мыса Девичий (660 9’ с.ш. 340 19’ в.д.)
15:20 прошли мыс Кивиканда, привал
15:40 пришли в избу на реке Кивиканда. Встали на ночёвку. Решение остаться объясняется наличием рядом пресной воды и усиливающейся метелью.

День 13. мыс Кивиканда – мыс Кирбей
4.03.2010 (четверг)

Погода:-7-2 0 С, солнечно
5:00 подъём дежурного
6:00 общий подъём
Ходили на озеро Кивиканда
8:10 выход.
9:40 прошли мыс Одинчижный. За мысом начинаются высокие скалистые берега, идти неудобно, но на море ещё хуже. 4-х метровые ледяные валы, местами открытая вода. Далее вообще начинается расширяющая трещина и к мысу Красный – открытая вода. Опасное место, так как, блуждая между ледяных валов, можно не заметить линии отрыва льдов и попасть на живые льды. На сильном отжимном ветре огромные ледяные поля отрывает и уносит в море.
12:50 перекус в избе (изба в плохом состоянии) на мысе Орлов
13:45 кипятили чай в избе на мысе Шоломбрадский, изба хорошая.
16:20 привал около Карбаслуды (холм с крестом), видели лису
17:00 пришли в заброшенную воинскую часть
Немного отойдя от воинской части, видели лыжню и дымок
17:40 несмотря на усталость,  решили пройти ещё 1-1,5 км, так как на карте показана  изба
18:20 пришли к избе Великой на мысе Кирбей
Изба очень просторная, все разместились на нарах, но печка не очень хорошая, прохладно
21-21:55 отбой

День 14. мыс Кирбей - Гридино
5.03.2010 (пятница)

Погода: -5-10 С, утром –солнечно, днём временами шёл снег
9:00 выход
К избе пришёл Константин Порофиев. Костя родом из Санкт- Петербурга, путешествует в одиночку, решил пойти  с нами в Гридино
10:00 пришли в Гридино. Нашли администрацию, где и разместились. Нас встретила  специалист администрации Куземского поселения Ираида Алексеевна Гусаренко.
Мы посетили школу. В школе учится 1 девочка, учитель Егорова Галина Васильевна. Посмотрели «остатки» школьного музея.
Также осмотрели церковь Николая чудотворца (построена в18 веке.).  Церковь для нас открыла Ираида Алексеевна. Внутри висит портрет Матрёны Викуловны Коноваловой
Вечером отдыхали.  Поднимались на гору. Осмотрели идола. Пили чай, пели песни.
23:00 отбой

День 15. Гридино - остров  Еловый (за Калгалакшей)
6.03.2010 (суббота)

6:40 общий подъём
7:10 завтрак
выход
шли по автомобильной дороге с небольшими привалами. Костя пошёл с нами.
14:00 развели костёр на обочине в 18 км от Гридино, вскипятили чай
16:00. В Калгалакше нас никто не ждал. Сказали, что разместить нас негде. Людей интересующихся краеведеньем нет. Предложили остановиться в гостинице за 2000 рублей. Зато собаки здесь приветливые.
16:30 вышли из Калгалакши на море, пересекли  залив.
18:00 остановились на ночёвку в палатке на острове Еловый
19:40 ужин
22:30 отбой

День 16. остров  Еловый (за Калгалакшей) -  мыс Сыроватка
7.03.2010 (воскресенье)

Погода: солнечно, -20 0С
8:35 выход
9:18 привал на острове Вороньем
Туман над открытой водой
10:15 привал на мысе Чапин
Открытая вода – полынья, в которой плавал морской котик
Шли по морю напрямую на мыс Каменный 12 км
У Кости в 3 км от мыса Чапин сломалось крепление и он повернул назад.
13:40 пришли к избе на мыс  Каменный. Она в ужасном состоянии: в окнах нет стёкол, много щелей, печка –кирпичная , плохая.
Кипятили чай на примусе (Чай из термосов выпили пока шли по морю).
15:45 пошли дальше. От избы уходит буранка, пошли по ней.
17:15 свернули с буранки к мысу Моржовому
18:20 пришли к избе на острове Сыроватка. Изба большая и холодная, печка кирпичная. Пытались приладить свою печку, но не получилось – дымит.
В избе было достаточное количество дров, но ребята принесли ещё сушину (ходили на другой край острова) Рядом с избой видны следы бурана.
22:30 отбой

День 17. мыс Сыроватка – полуостров Калинаволок
8.03.2010 (понедельник)

Погода: пасмурно -80 С, сильный встречный ветер
6:00подъём дежурного
9:00 выход
Пересекаем губу Лебежью  (8 км)
9:54 привал западнее яичной луды, ветер встречный
11:20 пили чай около избы на мысе Хенной острове Моисеев. Изба с большим окном без стекла.  Есть мобильная связь.
12:00 -15:00  варили обед в рыболовецкой избе около  Салдыхи. Очень хорошая уютная изба, пока варили суп, она уже прогрелась
16:10 привал на Двинской луде
В  1-1,5 км от нас проехал снегоход
17:43 вдалеке пробежало стадо оленей
Дошли до буранки. Группа свернула в лес, а руководитель пошёл без рюкзака по буранке  - искать избу. Саша в заливе избу не нашёл, зато видел следы оленей. Следы крупные, олени проваливались до воды.
18:00 остановились на ночёвку в лесу. Лес редкий, но сушины есть.
Вечером получился настоящий «праздник желудка»: Грибной суп, абрикосовое варенье, а на ночное дежурство – баночка шоколадной пасты
Есть мобильная связь (Мегафон)
23:00 отбой

День 18. полуостров Калинаволок - Поньгома
9.03.2010 (вторник)

8:45 выход
Вышли на буранку
10:20 пришли в Поньгому
Остановились в доме у Василия и Елены Кивечкиных
12:20 сходили в магазин, закупили продуктов. Олег уехал  в Архангельск
Вечером мылись в бане, отдыхали

День 19. Поньгома – остров Чернецкий
10.03.2010 (среда)

Погода: солнечно, -100 С
Шли по деревне. В 9:25 встали на лыжи
10:15 вышли в губу Никадимиха
10:45 перекус.
11:55 привал на луде Бабья
Идётся хорошо, почти без тропёжки
12:30-13:15 перекус на острове Медвежий у большого камня
13:55 привал у острова Пундинка
14:40-15:50обеденный перекус  (кипятили чай на костре) на мысе Парус-камень
17:00 остановились на ночёвку в палатке на острове Чернецкий. Остров лучше обойти с моря, так как пролив забит торосами и глубоким снегом.
23:00 отбой

День 20. остров Чернецкий - Кемь
11.03.2010 (четверг)

Погода: -200 С  - утро; -120 С, пасмурно- день
7:05 общий подъём
9:00 выход
Пересекаем залив Летнереченский (12 км). В небе- гало, ветер слабый, тропёжки практически нет
10:35 привал
12:20-13:20 обеденный перекус
Шли по буранке через  лес, затем по ж/д путям
16:00 вышли в посёлок Рабочеостровск
16:15  сели на автобус до Кеми.
Разместившись в интернате, мы прошлись по магазинам, поужинали
20:30 разговаривали с ребятами. Пели с ними  песни под гитару
23:00 отбой

День 21. Днёвка в г. Кемь
12.03.2010 (пятница)

6:45 подъём дежурного
8:15-8:45 завтрак
Встретились с директором школы – интерната Назаровой Маргаритой Геннадьевной. Школа работает с 1917 года, в настоящее время в  ней обучается 182  ученика. В школе создано два музея:
- музей, где собраны сведения об истории самой школы
- музей краеведческой направленности
Руководитель музея – Дмитриева Мария Семёновна
Также посетили школьную библиотеку.
Затем встретились с администрацией города Кемь. (МУ редакция газеты «Советское Беломорье»  г. Кемь, Карелия. Анна Васильевна Sovbel@onego.ru)
Посетили городской музей (pomorie@onego.ru)
Встретились со школьниками Рабочеостровска
Вечером ходили по магазинам, отдыхали, ознакомились с книгами из школьной библиотеки

День 22. Кемь – остров Конев
13 .03.2010 (суббота)

10:05 выход из интерната, дошли до остановки
10630 сели  в  автобус
10:55 вышли из автобуса
Перескаем  Кемский  залив по буранке. Мимо частенько проезжают бураны.
12:07 привал
Подошли к устью Мягреки. Много рыбаков (около 50 человек)
14:30-15:30 обеденный перекус (чай из термосов)
16:40 привал у острова Кислицыных, пили чай
18:00  остановились на ночёвку в палатке на острове Коневе.
На избу на мысе посмотрели в подзорную трубу. От избы остались только две стенки. Недалеко есть небольшой сарайчик
22:00 отбой

День 23. остров Конев – мыс Выгнаволок
14.03.2010 (воскресенье)

Погода: солнечно -12 0  С - утро, - 20  С - день, -9 0  С -вечер
9:10 выход
Идём по буранке
10:25 привал напротив  острова Шуйский около мыса Елового.
Обошли остров Шуйский. Много рыбаков
13:00 прошли мимо домика. Идём вдоль ж/д
13:30 перекус в протоке
14:25-16:00 обед (кипятили чай) на острове
17:05 привал  рядом с островом  Липунов
18:15 привал на острове Избяном. Изба очень маленькая. Пили чай
18:40 остановились на ночёвку в палатке в еловом лесу около мыса Выгнаволок
22:00 отбой

День 24. мыс Выгнаволок – г. Беломорск
15.03.2010 (понедельник)

Погода: солнечно, небольшой снег, -12 0 С
7:30 завтрак
8:56 выход. Обогнули мыс Выг-наволок.
10:00-10:20 перекус у дач
12:00 подошли к  г. Беломорск
Разместились в гостинице Ростелекома
Нас посетила редактор газеты «Беломорская трибуна» Татьяна Ильинична Титова (тираж 3000  экземпляров).
Мы побывали в редакции  газеты, пили чай
16:40-17:05 посетили администрацию г. Беломорска (отдел культуры) Нам подарили книги, диски и коробку конфет (Сидорова Любовь Викторовна 89210176784)
19:00 встреча с местной интеллигенцией. Люди сами пришли в гостиницу, пили чай с тортом, разговаривали, засиделись допоздна.
Закупили продукты.

День 25. г. Беломорск - Сумостров
16.03.2010 (вторник)

7:30 общий подъём
7:30-8:00 завтрак
9:21 выехали с базы Ростелекома на машине.
10:00 Юля (травмировала ногу) с частью вещей и книгами поехала на машине в Сумпосад, а мы вышли за городом около моста через речку Большая Кетемукса.
11:35-11:45 привал напротив острова
Шли по буранке через заросли тростника выше человеческого роста.
13:30 обеденный перекус (чай из термоса) на Дикой Луде
Пересекли Виргубу
14:50 привал
Зашли в губу Сумскую
17:35 подошли к мысу Янтарному
Прошли мимо острова Лисьего. Затем шли по протоке мимо острова Сумостров
18:30 пришли к вагончику-избе на восточной оконечности Сумострова
20:00 ужин

День 26. Сумостров – Сумский посад
17.03.2010 (среда)

Погода: - 12 0 С, солнечно, ветер
9:20 выход
10:00 острова Телячьи
Шли по Сумской губе
10:35-10:50 перекус на Латлуде
12:30 перекус на Латручье
13:30 вышли на машинную дорогу
15:00 пришли в Сумской Посад. Разместились в помещении, в котором репетирует фольклорная группа «Сумляночка»
Ходили в библиотеку (взяли книг почитать). Фотосессия Юли в поморском наряде.
19:00 Встреча с местными жителями (участники и участницы хора)
Пришли дети из интерната
21:30 ужин

День 27. Сумский посад - Юковлево
18.03.2010 (четверг)

Погода: - 8 0 С, солнечно
6:50 общий подъём
7:10 завтрак
9:20 выход
Шли по реке Сума мимо рыбаков, которые приезжают на рыбалку на  машинах и велосипедах
10:50 вышли к морю
11:50 привал на мысе ?
12:45 сожжение масленицы и вождение хороводов на Регострове .
13:40 пришли к избе на острове Максимиха. Хорошая, новая изба, просторная и с нормальной печкой. Сварили обед. Далее пошли до мыса Петролуда. Ходили вверх на гору
17:00 перекус в лесу, вышли на зимник в 3 км от села Юкова, далее через «перевал» массива «Медвежьи Головы».
18:00 пришли в Юково.Местных жителей нет. Есть охотничья база. Разместились в доме у егеря Сергея
19:00 ужин

День 28. Юково - Колежма
19.03.2010 (пятница)

Погода: - 15 0 С, солнечно
6:30 подъём дежурного
7:30 завтрак
Смотрели на собак, гостевой дом, труп тюленя в сарае и на полуразрушенные деревенские дома
9:35 выход
Обошли «Медвежьи головы» по морю
10:20 привал на мысе
Лена плохо себя чувствует, симптомы отравления.
11:06 привал на острове Еловец
12:20 -15:50 варили обед на горелке в избе на Куногоре (вынужденно, так как дали Лене три часа отлежаться в спальнике).
15:40 привал в проливе Железные ворота напротив Маникострова
Вышли на буранку, шли по ней через болота и перелески
18:30 пришли в Колежму, остановились в доме Синициной Валентины Владимировны
19:30-20:30 ужин. Ребята ходили в магазин
Дом большой, возраст дома- более 100 лет

День 29. Колежма – мыс Понамарёв
20.03.2010 (суббота)

Погода: - 1 0 С, ветер; после обеда метель
7:30 подъём дежурного
7:50 общий подъём, сбор рюкзаков
9:00-10:00 встреча с директором школы (у детей каникулы)
10:50 вышли из деревни в устье реки Колежма
11:25 привал на острове Лопском, далее до мыса Братин.
Встречный ветер
13:00 -13:30 перекус на мысе Наумиха
14:20-15:50 кипятили чай на костре на Становом наволоке
16:45-16:55 привал на мысе Поповостровок
Метель
18:10-18:30  пили чай. Не увидели двух обозначенных на карте изб.
19:00 остановились на ночёвку в палатке на мысе Понамарёв. Обозначенной на карте избы не обнаружили.
Погода- сырость
22:00 отбой

День 30. мыс Понамарёв - Нюхча
21.03.2010 (воскресенье)

Погода: сильный ветер со снегом; после обеда солнечно
7:20 общий подъём
7:40 завтрак
8:55 выход
Пересекаем залив
10:05-10:15 привал
11:00пили чай в избе на мысе Вардия
Снег прекратился, выглянуло солнце.
13:00кипятили чай в избе на восточной стороне на мысу в 2 км от реки Нюхча
На реке видели трёх рыбаков
15:30 привал на реке Нюхча в 2,5 км от устья напротив избы
Вышли на дорогу, шли по ней до деревни. Группа сильно растянулась.
17:30-18:00 пришли в Нюхчу
Разместились в учительском доме . Дом в плохом состоянии.
Сходили в магазин, сварили ужин. Отдыхали , пели песни. Звонили по мобильному телефону (связь есть на горке напротив школы)
23:00 отбой

День 31. Днёвка в Нюхче
22.03.2010 (понедельник)

Погода :солнечно
11:00 посещение церкви. Церковь построена в 2005 году на деньги трёх братьев Сероносовых , проживающих в настоящее время в Петрозаводске (но родом они из Нюхчи). Церковь нам показывала Валентина Константиновна. Она присматривает за порядком, так как постоянного священнослужителя в Нюхче нет.
13:00 встреча с местной жительницей Александрой Константиновной Демьянчук (участвует в поморском хоре г. Беломорска).
Затем мы посетили музей  «Хламной сарай». Музей создала школьная учительница труда Семёнова Надежда Сергеевна (Карелия, Беломорский район 186580 село Нюхча)
Ходили в гости
Мылись в бане

День 32. Нюхча - мыс Цельнаволок
23.03.2010 (вторник)

Погода: -3 0 С попутная метель (ветер северо-западный)
7:30 завтрак
9:35 вышли из дома, шли по деревне, заходили к Валентине Константиновне, благодарили за баню
10:10 вышли на дорогу
10:50 вышли к реке Нюхча, видели рыбаков
11:20-11:40 отдыхали в избе  на правом берегу в устье реки Нюхча
14:00-15:40 пришли к избе на мысе Кустовнаволок. Обеденный перекус. Изба хорошая, новая. Но видно, что ещё не закончена. Печка небольшая, железная
16:35 привал около луды.
Шлось хорошо, ветер попутный, тропёжки почти нет. Тропить приходилось только у берега и островов
17:00 пересекли границу Карелии и Архангельской области напротив острова Корелпалка (форма острова мне напомнила уснувшего дракона, а Саше – кита)
18:00-18:10 привал около камня, мыс Раз-наволок.
18:55 Остановились на ночёвку в лесу рядом с мысом Цельнаволок. Ночуем в палатке, так как от обозначенной на карте избы остались одни развалины
22:00 отбой

День 33. мыс Цельнаволок – мыс Палатный
24.03.2010 (среда)

Погода: то солнечно, то снег, переменная облачность
9:05 выход
10:50 -11:45 Напрямки от мыса Цельнаволок через Унежму губу пришли в село Унежма. Красивое место, сосновый лес вокруг,  крупные кусты можжевельника, но удручающий вид создают полуразрушенные пустые дома и покосившаяся церковь. На одном из домов на стене прибиты различные предметы. Над деревней видели гало.
Перекусили и пошли дальше, людей в Унежме не увидели.
Пересекли губу Смолениха напрямки, хотели срезать мыс через болото, но передумали, так как там очень глубокий снег, пришлось всё  же идти к  мысу Сосновый.
13:45 -15:30 Рядом с мысом  Сосновым (здесь и правда красивый сосновый лес) обнаружили избу. В ней сделали обеденный перекус, кипятили чай на костре, немного отдохнули. Юля плохо себя чувствует (симптомы отравления), забрали у неё из рюкзака часть вещей.
Шли через губу  к мысу Палатному. Хотя снег не очень глубокий, но всё приходилось тропить.
18:00 немного не доходя до мыса видели избу, но она оказалась в очень плохом состоянии.
Ближе к  мысу, снега стало больше. Практически на самом мысу видели ещё одну избу, но тоже плохую (нет одной стенки и стекла в окне)
19:20 встали на ночёвку в палатке за мысом Палатный
22:00 отбой

День 34. Днёвка  на мысе Вожинаволок
25.03.2010 (четверг)

9:00 выход
Прошли 3 км. Из-за плохого самочувствия двух участников (Мышка и Юля) остановились на днёвку в избе на мысе Важенаволок. Отдыхали, выздоравливали.

День 35. Ворзогоры
26.03.2010 (пятница)

Погода: -9 0 С, пасмурно, после 14:00 началась метель
8:50 выход
Пересекаем губу Нименьгскую губу напрямки, а это 22км.
11:00  небольшой привал, отошли 8 км от ночёвки
12:50 -13:20 обеденный перекус. От ветра спрятались за «стенкой» из рюкзаков
Надвигалась метель, но мы успели дойти до берега
15:00 подошли под высокий берег, на котором стоят Ворзогоры
Поднимались по тропинке,  через красивый сосновый лес, пили воду из источника. Оборудован небольшой «колодец»,  там лягушка зимует
15:40 вошли в сами Ворзогоры
Разместились в доме реставраторов.
21:00- 21:30 посетили местную библиотеку. Все рано залегли спать.

День 36. Ворзогоры – мыс Пильский
27.03.2010 (суббота)

Погода: -3 0 С, ветер северный
7:40 завтрак
10:10  выход
Шли по автомобильной дороге
11:10 с дороги свернули в  пролесок (глубокий снег  - ух, тропёжка), затем вышли на море
На море снега значительно меньше, но всё равно приходится тропить
12:00 привал
12:50 привал
13:30 -14:15 обеденный перекус напротив мыса Андозерского. Отдохнули на  солнышке около большой глыбы льда, в лес на сам мыс не пошли опять же из-за тропёжки (чем  ближе к берегу - тем больше снега) и зарослей тростника
15:00 привал
15:30 остановились на ночёвку  в избе у мыса Пильского на ручье. Лёша и Лена пошли тропить лыжню на завтра до буранки. Когда вернулись, сказали, что недалеко  видели ещё одну избу побольше, но там нет дров.  В этой избе было тесновато, но мы решили никуда уже не переходить.
18:00 ужин. Пели песни, отдыхали
Весь  день, пока шли видели Кий остров
Перевели часы на летнее время
Могли и сегодня, шутя дойти до Онеги, но нам там обещали устроить торжественную встречу и попросили прийти завтра утром.

День  37. мыс Пильский – Онега
28.03.2010 (воскресенье)

Погода: пасмурно,  сильный ветер
8:00 выход
Шли по протопленной вчера лыжне до устья реки Онега, затем по реке по буранке
10:00 подошли к г. Онега
Нас не встречали, сфотографировались у обелиска и пошли в библиотеку. Нас там ждали. В холе библиотеки  мы перепаковали вещи, привели себя в порядок, затем поднялись на второй этаж.  Подошёл директор музея Крысанов  Александр Александрович. Пили чай, разговаривали.
12:00 приехали Фёдор с Андреем
12:30 -13:00 посетили два музея (располагаются рядом).
На трёх машинах мы поехали в Северодвинск
Примерно в  17:30  были в Северодвинске

Потенциально опасные участки на маршруте.

1) «Княжья губа» - не замерзает из-за сбросов воды с ГЭС;
3) пролив «Великая Салма» - никогда не замерзает из-за сильного течения;
4) пролив «Бабье море» из-за «Городецкого порога» не замерзает до середины;
6) Залив «Кив губа»  при сильных северных штормах может вскрываться;

Дополнительные сведения о походе.

8.1. Специальное снаряжение (общественное).

п/п

капрон

Снеговая лопата

2 шт.

8.2. Специальное снаряжение (индивидуальное).

п/п

10.

Очки солнцезащитные

1 шт.

8.3. Особенности общественного и индивидуального снаряжения.

1. Палатка использовалась фирмы «Снаряжение» шатровая, прямоугольная 4,5 х 2,5 м. Капроновый верх и дно, боковая стенка (0,8 м). Вес палатки 5кг.

Тент капроновый (tafetta), прошитый стропой. Вес 1 кг.

1. Печка  прямоточная из нержавейки толщиной 0,35 мм. Габарит 320 х O220 мм. Вес 2,2 кг.
  2. Коврики «ижевские» 1,8 х 0,8 м. и надувные.
  3. Спальники индивидуальные, все  на синтепоне.
  4. Фонари PETZL «Tikka» и «TikkaPlus» 6шт. на группу. Отлично себя зарекомендовали.
  5. Свечи использовались много . Израсходовали 25 шт.
  6. Котлы из нержавейки 0,35 мм. на 5 и 7 литров + алюминиевый чайник.
  7. Костровой тросик обычный, 4 крючка.
  8. Пила двуручная уменьшенная с дюралевыми ручками, обмотанными пеной и изолентой.
  9. Топор использовался фирмы «Fiskars». Малый колун 1,1 кг.  Отлично себя показал.
  10. Все участники имели тёплые куртки, некоторые дополнительно имели пуховые жилетки и синтепоновые брюки («самосбросы»). Рукавицы на синтепоне и флисе.
  11. Крепления были универсальные тросиковые, стандартные фирмы «Снаряжение». Зарекомендовали себя неплохо (порвали несколько тросиков, но они легко ремонтируются.

8.4. Организация питания в походе.

Походное меню было составлено с учетом энергозатрат при больших физических нагрузках и низких температурах, по опыту предыдущих походов. Рацион с возможным разнообразием был составлен на 5 дней, затем повторялся.
Все продукты, для удобства, были расфасованы по разовым порциям (на группу) и скомплектованы по дням в отдельные капроновые мешочки. Сахарный песок упаковывался в пластмассовые 1,5 литровые бутылки, и каждый день наполнялась расходная (на день) банка.
Питание на маршрут было трехразовое. Утром - каша. Перекус – чай из термосов. Иногда, при возможности развести костер, варили суп. Основной прием пищи был на ужин, преимущественно каша (либо макароны). Хорошо шли специи: красный перец, хнели-сунели, имбирь, паприка, шафран. К макаронам – приготовленный из томатной пасты соус.
Особенностью похода являлось то, что мы периодически заходили в сёла, где могли разнообразить своё меню.
Раскладка составляла 850-900 г. сухих продуктов на человека в день.

8.5. Особенности погодных условий.

Зима 2009 г. Выдалась морозная и многоснежная. За всю зиму и время похода не было ни одной оттепели, что создало нам массу хлопот, так была постоянная тропёжка (кроме тундровых участков). Было две метели. Особенно сильная в районе мыса Керецкий. Морозных дней было не много. В кулойской губе, на участке от Мегры до Ручьёв.

8.6  Метеографик.

27.03

28.03

снег

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению  маршрута.

Маршрут (первопрохождение) был пройден в срок 37дней. Несмотря на то, что погода нам не благоприятствовала, хорошая физическая и техническая подготовка участников позволила преодолеть все препятствия и пройти намеченный маршрут.  Маршрут связал воедино  два берега Белого моря – «Карельский» и «Поморский» и проходил по территории трёх субъектов РФ (Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская область)   Пройдено 730км береговой кромкой Белого моря, с посещением 20 поморских сёл. Рыбацких изб мало, так что большинство ночёвок проходило в палатке. В сёлах ночевать не хотелось, но приходилось, так как у нас была этнографическая составляющая, а без общения с людьми собрать материал невозможно. За счастье были ночёвки в палатке, полноценно отдохнули.
Не рекомендуем данный маршрут для совершения лыжных путешествий в целом, из-за невозможности прогнозирования состояния льдом у побережья. Но, для небольших походов до 3-й категории есть подходящие и относительно безопасные участки.
Совершение путешествий по данному району позволяет не только «обкатывать» молодёжь (в плане туристкой подготовки) и наслаждаться красотой северной природы, но и воспитывать в людях любовь к Родной земле, к её великому прошлому, частью которого является Беломорское Поморье

Картографическое приложение.

Мы пользовались в походе  «километровкой». Она достаточно точна и ориентирование никаких затруднений не вызвало. Так же у нас была карта, распечатанная с Интернета.