LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



выход в горы запрещен
Автор: Дмитрий Булавинов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

ОТЧЕТ о вело-водном туристском походе 2 категории сложности по южной части Полярного Урала

ОТЧЕТ
о вело-водном туристском походе 2 категории сложности
по южной части Полярного Урала
совершенном группой туристов г. Казани, г. Перми
в период с 14.08.2011 г  по 26.08. 2011 г.

Руководитель группы Исупов П.А

Полный вариант отчета с фотографиями в формате PDF [1,6 Mb]

Справочные сведения о походе

Мы стремились показать, что велосипедный и водный туризм могут дополнять друг друга и вместе они позволяют быстрее преодолевать пространства в тундровой, лесной зоне. Не вполне удалась велосипедная часть маршрута из-за постоянных дождей и не очень продуманного велоснаряжения: багажников и велорюкзаков. Тем не менее, наша группа продвигалась со скоростью выше скорости пеших туристов, а большие рюкзаки «ехали» на велосипедах.


Подробная нитка маршрута:

Велосипедная часть:

ст. Пернашор – р. Уса – р. Юньяха – р. Большая Ниедзью – р. Бол. Лохорта – пер. Лохорта

Водная часть:

р. Большая Лагорта –р. Войкар – пос. Вершина Войкар

Погодные условия:

Велосипедная часть:

Погода на первой, велосипедной части маршрута была дождливой, холодной. Морось была каждый день, а дождь шел каждую ночь. По словам рыбаков,  уровень воды был таким высоким впервые за последние 15  лет. По р. Юньяха вверх моторки поднимаются с трудом из-за сильного течения.

Водная часть:

Погода после перевала Лагорта, на водной части маршрута была солнечной, теплой днем и холодной ночами. Дождей не было.
Уровень воды наоборот низкий по сравнению с другими годами. Тем не менее, сплав мы начали очень рано. Катамаран собрали в самых верховьях реки, далеко до устья р. Лагортаеграт.

Состав группы.

Исупова Мария Алексеевна, 1989 г.р. – завхоз. г. Пермь.  Руководила приготовлением еды, а чаще всего сама это делала. Хронометрист.
Опыт туристический: ПВД велосипедные и водные по Пермскому краю.
Клочко Юрий – веломастер. Ремонтировал и настраивал велосипеды в походе.
Опыт туристический:
ПВД велосипедные по республикам Татарстан и Марий-Эл
Исупов Павел Алексеевич, 1983 г.р – руководитель
Опыт туристический:
Велопоход 2й кат по Башкирии – Южный Урал.
Водный поход 2й кат по Кировской обл. – верховья р. Камы.
Группа подбиралась на основе хорошего личного знакомства, так как поход проходил в незнакомом для группы районе, новых природных условиях, новом для группы виде туризма: комбинированном и конфликты в группе недопустимы.

Общегеографическая и туристская характеристика южной части Полярного Урала.

Полярный Урал — горная область на севере Евразии, на территории России, самая северная часть Уральских гор. Северной границей региона считается гора Константинов камень, а от Приполярного Урала район отделяет река Хулга. Поход проходил в южной части Полярного Урала, пересекая Сыньинский массив, через перевал «Лохорта».
Южная часть Полярного Урала носит характер плато, сильно расчлененного глубокими ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Глубина расчленения достигает 600—800 м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (330—500 м над уровнем моря), подъем на них более крут и высок (до 300 м на протяжении 10—15 км).
Полярный Урал отличается очень суровым, резко континентальным климатом. Расположенный на границе действия сибирского антициклона и европейской циклонической деятельности, регион славится своими холодными и вместе с тем исключительно снежными зимами и сильным ветром.
Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2—3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400—600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная часть весной, летом и осенью.
Первую половину похода, на западном склоне дождь шел почти постоянно, а на восточном склоне, сразу после перевала, каждый день было ясно, сухо.
Зимой температура воздуха может опускаться до -55 градусов. В ясную, морозную погоду иногда наблюдается температурная инверсия, когда температура воздуха на равнине оказывается на 5-10 градусов ниже, чем в горах. Весна и осень — короткие, лето также короткое, с неустойчивой погодой. Снег в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь. Несколько дней жаркой погоды (до +30) могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями и градом.
Растительность Полярного Урала скудная. Таежные леса имеются лишь в южной части, что позволяет не брать с собой много газа или бензина. Кусты ивы  поднимаются по долинам рек до высоты примерно в 200 м. На маленьких сухих ветвях вполне можно быстро приготовить еду.

Организация похода

Заброска и выброска

Заброска и выброска несложные. Полярный Урал ограничен с трех сторон важными транспортными магистралями, по которым относительно быстро можно добраться до населенных мест. С западной части, почти параллельно хребту идет железная дорога до ст. Лабытнанги. После ст. Сейда железная дорога меняет свое направление на широтное и пересекает Уральский хребет.
С востока по Оби на «Метеоре» можно добраться  от г. Салехард до г. Березова, откуда так же на можно добраться до ст. Приобье.

Расписание:

"Метеоры" по р. Обь по словам диспетчера ходят весь сентябрь и даже начало октября. Если никаких резких изменений погоды нет.
Телефон справочной г. Салехард речной порт: 72077
От ст. Мужи отходит в 6.00 по четным дням и 10.00 по нечетным дням до г. Салехарда.
Ежедневно ходит до пгт. Березово, стоит там ночь и утром идет до ст. Приобье.
Стоимость проезда от ст. Мужи до г. Салехард составляет около 400 р.

Южная часть Полярного Урала не является пограничной зоной, но г. Салехард находится на территории закрытой для свободного въезда. Если выброска группы проходит на «Метеоре», то по прибытию туристов часто проверяют на наличие пропуска.
По телефону в погранотряде г. Салехарда ответили, что пропуск не требуется, если поход оформлен официально и у туристов имеется «Маршрутная книжка». Нашу группу не проверяли. По телефону даже отговаривали от получения пропуска.

Группа была заявлена в ПСС Инта (ближайшая по маршруту)
(+7) 82145
Интинская АСГ
г. Инта, ул. Мира 28,
нач. Петрайтис В.И., тел. 6-19-11
Контрольный срок: 1 сентября

Поход задумывался как комбинированный: вело-водный, и под вид туризма подбирался данный маршрут.
Выбор маршрута был сделан на основе следующих требований:
- горный район
- удобная заброска и выброска.
- лесной, на большей части маршрута. Более северная часть не подходила. Из ограничения по весу мы не могли взять дополнительное топливо.
- маршрут не должен проходить по платным заповедникам.
- малопосещаемый
Всем этим требованиям наиболее соответствовала южная часть Полярного Урала.
Возможны были другие варианты выбора конкретного маршрута, но движение по вездеходным дорогам от пос. Харп и от ст. Елецкая до сплавных рек на другую сторону хребта дальше, или же увеличивается длина сплава. Несколько альтернативных маршрутов связано с пересечением озера Варчато, что также значительно удлиняет маршрут. При прокладывании маршрута по Полярному Уралу необходимо учитывать высоту местности. Нужно избегать низменных мест и прокладывать маршрут по горной и предгорной части района.
Маршрут был пройден без отклонений от первоначального плана.

День
Дата
Пройденный маршрут Погода Состояние дороги, реки Км Примечания
На велосипеде
 1
14.08
ст. Пернашор
– р. Уса
Ясно
тепло
2 км до поворота на тропу по жд. путям
9 км сначала по болотной тропе затем по разбитой вездеходке до р. Уса
Взрытый гусеницами торф. Дорога очень плохая
3 км по галечному пляжу. Можно ехать)
14 Много мошки. Но ее нет в тени.
 2
15.08
р. Уса – р. Юньяха Морось.
Дождь. Очень влажно.
Остатки дороги, разбитые вездеходкой. Местами очень хорошая, но часто приходится подолгу брести в воде) 20 Стоянка на берегу р. Юньяха, чуть дальше фермы. На самой ферме – остатки домиков. Два из них пригодны для ночевки. Есть печки. В каждом могут ночевать 2 группы по 4-5 человек.
К 15.00 доехали до пляжа. Дорога оборвалась.
Дальше -  пешая тропа вдоль пляжа, непроходимая для велотуристов. Много сил ушло на поиск дороги, но не нашли и вернулись на пляж.
 3
16.08
Дневка на ферме Юньяха Морось.
Дождь. Очень влажно.
  3 Вернулись в домики на ферме. Топили углем. Недалеко мокрая груда остатков.
Дорогу нашли. Идет верхом до ур. Три Лиственницы. Важно повернуть на нее на поле по примятой траве налево на поле сразу после фермы Юньяха. Местные пешие рыбаки не пользуются ей.
В ур. Три Лиственницы стоит небольшой домик на 6-7 человек.
 4
17.08
Ферма Юньяха –
р. Бол. Ниедзью
Морось
Влажно.
Вездеходка до ур. Три Лиственницы.
Разбитая дорога до р. Бол. Ниедзью. Вездеходка проезжая.
16 Удобная стоянка на р. Бол. Ниедзью. Последняя лесная стоянка. Встретили двух рыбаков.
5
18.08
р.Бол. Ниедзью –
р. Левая Лохорта
Морось.
Влажно.
Вездеходка проезжая на возвышенных местах. Приходится брести с велосипедами в пониженных местах. 20 Обогнали двух рыбаков виденных накануне. Стоянка в мокрых кустах на берегу реки.
6
19.08
р. Левая Лохорта –
Спуск с перевала Лохорта
Морось. Влажно. Каменистая дорога. Затопленная местами вдоль озера на перевале. Часто облазили по курумнику. 23 Стоянка на перевале. Ветер очень сильный. Но не минус. Холодные капли дождя. В конце дня – поломки. Сломалось два багажника. Прокол колеса.
7
20.08
Спуск с перевала Лохорта –
Стапель в устье Большой Лохорты
Ясно.
Сухо. Холод.
Вездеходка по курумнику
Местами отличная дорога. В конце кустарниковое поле. Вездеходка расходится на много дорог.
7 В конце пересекли поле из кустарника. Вероятно нужно стремиться идти не вправо, но влево по верхней вездеходной дороге.
      Итого: 100  
На катамаране
7
20.08
устье р. Бол. Лохорта -  оз. м/у р Лохорта и р. Лагортаегарт Ясно.
Сухо.
Холод.
Ветер.
Мелкая, но быстрая горная река. Часто приходится протаскивать катамаран. Разбивается на протоки. 10 Рама из очень кривых жердей. Плыл с грузом на катамаране только Павел. Маша и Юра шли по берегу. Стоянка в кустах на берегу.
8
21.08
 оз. м/у р Лохорта и р. Лагортаегарт – начало Изшорского каньона Ясно.
Холод.
Ветер.
Река очень извилистая. Широкие заводи чередуются с узкими быстрыми протоками. Течение часто очень сильное. 24 Катамаран часто приходится вести волоком против ветра. Начались каменные шиверы, пороги. Лесная стоянка на берегу, где вездеходы высаживают рыбаков.
9
22.08
Начало Изшорского каньона – р. Изшор   На реке все еще часто встречаются заводи. Каменные пороги стали большими. 35  
10
23.08
р. Изшор – 6 км. ниже у. Вылью   Широкие спокойные участки снова чередуются с сильными сливами, порогами. 32 Пересобрали утром раму. За поворотом встретили лагерь геологов. Затем несколько стоянок рыбаков.
11
24.08
6 км. ниже у. Вылью - 2 км ниже у. Ванктывис   Спокойная широкая река. 36 Выплыли на р. Войкар. Вода сразу стала мутная.
12
25.08
2 км ниже у. Ванктывис - 2 км ниже по течению устья р. Нангьеган   Спокойная широкая река. 41 Ночевка в избушке УРО РАН
13
26.08
2 км ниже по течению устья р. Нангьеган - Вершина Войкар Ясно.
Холод.
Спокойная широкая река. На мели почти не садимся. Идем по главной протоке между островов. 16 Местные задолго по прибытия в Вершина-Войкар встречают и предлагают отвезти в пос. Мужи.
      Итого: 194  

Материальное оснащение группы

Основное снаряжение

Bask  Clif. Палатка одно-двухместная. Вес: 2,3 кг
Маленькая. В тяжелых погодных условиях отдых группы проходит в палатке. Важно, чтобы ее внутренний объем позволял хотя бы сидеть и готовить пищу внутри.

Спальники


Наименование
Alexika MOUNTAIN НП 3 Баск Placid
Т комфорта -1° C ? +3° C
Вес 1,9 кг 1,3 кг 1,3 кг

Спальник-одеяло  НП 3 с трехслойным утеплителем – термофайбер был холодным на той части пути, которая проходила по горному, возвышенному рельефу (5-7 дни пути).

Кухня

Котлы – 2 шт
Маленький -  1,5 л
Большой – 3 л
Сухое горючее – 6 таблеток
Газовая горелка с баллонами.
Баллоны – 2 шт, по 250 гр
Топор – 1 шт
Цепная пила – 1 шт
Спички в герметичной упаковке – 4 коробка. В разных местах.

Навигация

GPS Garmin 60 CX
Карты – 2 комплекта.
Масштаб: в 1см – 1 км
Масштаб: в 1см – 2 км
Запасные батарейки для GPS.
Двух алкалиновых батареек Duracell хватало на два дня пути с постоянно включенным GPS.
Компас Андриянова.

Хроника

– блокнот, с запасными ручками, карандашом. Фотоаппарат – 1 шт.

Ремнабор швейный

иглы
нитки
наперсток

Специальное снаряжение:

Катамаран «Плес 2»
Катамаран произведен в Казан судоверфью «Корвет».
Оболочка: ПВХ материал плотностью 620 гр/м.кв.
Прочность достаточная.
Внутренние баллоны: Полиамидная пленка. Ремонтируется силовым скотчем. Разрывов  не было.
Рама соединялась реп-шнуром 4-5 мм.
Из самостоятельных доработок: руль. Весло на палке, которым рулит задний. Особенно удобно в порогах. Маневренность отличная в сочетании с усилиями гребцов. Позволяет маневрировать даже в бурном потоке. На длинных перегонах отдыхают двое, или один.

Велосипеды

Исупова Мария: Jamis Trail X1
Клочко Юрий: Specialized Rockhopper
Исупов Павел: Forward Action Disk

Особенности Jamis Trail X1 Specialized Rockhopper Forward Action Disk Применимость к условиям похода
Колеса 26 дюймов 29 дюймов 26 дюймов 29 дюймов заметно выигрывают на пересеченной местности
Покрышки CST ATB Specialized Captain Kenda Nevegal Проколы были Specialized Captain, Kenda Nevegal. Наверно связано с большим весом рюкзаков.
Тормоза vi-brake Гидравлика, Tektro Draco vi-brake, с параллельным подводом колодок, shimano xt Были проблемы только с vi-brake, с параллельным подводом колодок. Быстро забивались грязью и блокировали колесо.
Вилка XC60 Suspension SR Suntour SF9-XCR-LO Rock Shocx Dart 3 Вилка XC60 Suspension заклинила в первые дни похода.

Наверно оптимальным велосипедом здесь будет Surly Pugsly. Работа вилки значение имеет малое. Жесткая вилка легче и вполне применима в таких условиях.

Ремонтный набор

Велосипедный рем.набор:

Набор шестигранников – 1 шт
Мультитул – 3 шт
Покрышки – 2 шт
Покрышки запасные: одна на размер 29 дюймов для найнера, и одна на размер 26 дюймов.
Запасные камеры – 3 шт
Смазка для цепи – 150 мл, жидкая в тюбике (Motorex для влажных условий).
Запасные камеры – 3 шт
Набор для заклеивания камер – 2 шт. В них заплатки – 15 штук.
Насос – 3 шт
Педали -1 пара.
Ротор – 1 шт
Запасной болт крепления седла – 1 шт.
Важная запчасть. У нас в походе не было ее поломки, но такая поломка возможна (были случаи в других маршрутах).
Петух – 3 шт. все разные. Под каждый велосипед индивидуальный.
Не пригодились покрышки, ротор. Вероятность порвать покрышки достаточно велика.
Инструмент не дублировать, брать по одному, но надежному.
Заплаток надо брать больше: 10-15 штук на каждого.
Отельное внимание нужно уделить рем.набору для велобагажника:
Запасные болты, крепления, хомуты нужны, стяжки и т.д… У нас было все это, но в недостаточном количестве.

Ремнабор для катмарана: - репшнур – 4 мм, 50 метров.
- саморезы, для изготовления весел 10 штук
- «суперлента» - 1 катушка
- клей для ПВХ – 2 тюбика
- заплаты – 20 шт
- наждачная бумага 20 см*20 см
- запасная пробка для баллона – 1 шт
- запасной внутренний поддув – 1 шт

Питание

Меню
Меню было составлено по дням. Было три варианта. По месту они менялись. В меню были дополнительно грибы, ягоды, рыба.

Дни Завтрак Перекус Ужин
1 Овсяная каша
Изюм, ягоды или орехи
Сыр
Чай с сахаром
Орехи
Сухофрукты
Шоколад
Суп из пакета
Сырокопченая колбаса
Сухари
Чай с сахаром
2 Молочный суп
Сыр
Сухари
Чай с сахаром
Орехи
Сухофрукты
Шоколад
Гречневая каша
Сырокопченая колбаса
Майонез
Сухари
Чай с сахаром
3 Ячневая каша
Сыр
Сухари
Чай с сахаром
Орехи
Сухофрукты
Шоколад
Картофельное растворимое пюре «Роллтон»
Сырокопченая колбаса
Майонез
Сухари
Чай с сахаром

Замечания:
Рыба была важной составляющей меню. Сырокопченая колбаса тратилась совсем понемногу.
Сухари слишком объемные. Вместо них лучше взять сухого овсяного печенья.
В целом меню отличное.

Аптечка

Бинт стерильный 5м х 10 см – 1 шт
Бинт эластичный 2м.х8см.с застежкой  - 1 шт
Уголь активированный, №10 – 5 упаковок
Перекись водорода 3% 40мл – 1 фл
Йод р-р д/наружн. прим. спиртовой 5%: фл. 10 мл
Анальгин  0,5 N20 Табл. инд. уп. – 1 шт
Ацетилсалициловая кислота таб. 0,5г №10– 1 уп
Левомицетин таблетки 250  №10 – 1 шт

Расчет веса рюкзака

Наименование Кол-во Вес единицы, кг Вес, кг
Общее снаряжение
Палатка 1 2,3 2,3
Туристический коврик 1 0,3 0,9
Спальники 3 3,3 9,9
Кухня      
Котлы 2 0,3 0,6
Газ. горелка с баллонами 1 0,2+0,6+0,6 1,4
Топор 1 0,5 0,5
Цепная пила 1 0,3 0,3
Сухое горючее, спички 1 0,1 0,1
Навигация 1 1,2 1,2
Фотоаппарат 1 0,2 0,2
Ремнабор швейный 1 0,1 0,1
Специальное снаряжение
Ремнабор для велосипеда 1 2 2
Катамаран 1 12 12
Ремнабор для катмарана 1 3 3
Питание 1 19 19
Аптечка 1 0,5 0,5
Итого:     54

Одежда:

Одежда Исупова Мария Клочко Юрий Исупов Павел Примечания
Нижний слой Термобелье х/б белье Термобелье х/б белье – очень быстро отсыревает. Не годиться для таких условий.
Ходовая одежда Энцефалитный костюм. Мембранная куртка, х/б штаны Мембранная куртка, мембранные штаны Энцефалитный, брезентовый костюм – хорошо выполнял все те функции, которые от него требовались.
Одежда влагозащитная Анорачка влагозащитная
Штаны влагозащитные
Мембранная куртка, влагозащитные штаны Мембранная куртка, мембранные штаны Подойдет любая, даже самая дешевая влагозащитная одежда.
Теплая куртка Пуховка Теплый свитер Теплая полартековая кофта Лучше теплая синтетическая куртка. Были очень холодные дни.
Обувь Треккинговые ботинки, сапоги резиновые Сапоги резиновые, кроссовки Берцы Для велопохода в наших условиях можно использовать любую удобную обувь (не сапоги), но с неопреновыми носками
Носки Несколько пар х/б,
шерстяные
Несколько пар х/б,
шерстяные
Несколько пар х/б,
шерстяные
 

Личное снаряжение:

Кружка, ложка
Гигиенические принадлежности.
Нож
Фонарик
Репеллент
Гермомешки - 2 шт. Объем 40 литров. Для погрузки вещей на катамаран.
Вес личного снаряжения без велосипеда, велобагажника, велорюкзака составлял около 3 кг. на человека.

Общий вес рюкзаков в походе в максимальном варианте: 63 кг
Без веса велосипедов и самих рюкзаков.
Вес распределялся примерно таким образом:
Клочко Юрий, Исупов Павел: 25.2 кг
Исупова Мария: 12,6 кг

Смета похода

Стоимость проезда

Участок маршрута Средство транспорта Стоимость билетов на одного человека, руб
ст. Казань – ст. Киров поезд 700
ст. Киров – ст. Пернашор Поезд с пересадкой в Котласе 1850
пос. Вершина Войкар – прист. Мужи моторная лодка 2000
прист. Мужи – г. Салехард «Метеор»  
г. Салехард – ст. Лабытнанги микроавтобус 600
ст. Лабытнанги – ст. Инта поезд 800
ст. Инта – ст. Киров поезд 1200
ст. Киров – г. Казань микроавтобус 800
Итого: 7950

Багаж мы не оплачивали.
Стоимость питания:5800 р
Стоимость похода на одного человека составила: 9883 р
Сюда не включена стоимость еды в поезде и мелкие траты по дороге.

Итоги, выводы, рекомендации.

Маршрут, сроки маршрута подобраны хорошо.
Возможно, более интересные маршруты можно проложить выше, по плато, так как дороги внизу заболочены. С подъемом вверх они становятся суше.  Вообще маршрут удался благодаря участникам похода. Все в походе работали хорошо. Мария Исупова  хорошо составила раскладку и вкусно готовила. Клочко Юрий был отличным веломехаником, настраивая и ремонтируя мелкие неполадки в непогоду.
Поход очень понравился, и заканчивать его не хотелось.

Проблемы:

- большой вес рюкзаков.
Возможно снизить за счет экономии на еде (много рыбы вокруг), ремнаборе (лишние предметы), можно было не брать запасной поддув для катамарана и т.д.
- хрупкие багажники.
Багажники должны быть максимально прочными. Лучше самодельные, из толстых дюралевых труб.
- Неудобные велорюкзаки.
Велорюкзаки должны быть больше и удобнее. Все велорюкзаки участников не соответствовали своему назначению. Маленькие, неудобное крепление к багажнику. Они хороши на один-два дня, но не годятся для дальних маршрутов.

Рекомендации руководителя участникам:

Клочко Юрий:
Надежный товарищ. Хороший веломеханик. Рекомендуется сходить в поход первой категории сложности руководителем.
Иуспова Мария:
Надежный товарищ. Отличный завхоз. Рекомендуется в качестве участницы в походы до 3й категории сложности.

Приложение

Определение категории маршрута

Параметры маршрута

Комплексный показатель - категория сложности велосипедного маршрута - включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:
L - протяженность маршрута
L=100 км
Т - продолжительность прохождения маршрута (похода)
T=7 дней
I - интенсивность прохождения маршрута
I=(100+60,5)*6*1,2/7*300=1155,6/2100=0,55

Локальные препятствия

День
Дата
Пройденный маршрут ЛП Категория трудности ЭП Примечания
 1
14.08
ст. Пернашор
– р. Уса
переправа брод 2 Маленькие броды через ручьи в торфе
переправа брод 2
переправа брод 2
 2
15.08
р. Уса – р. Юньяха переправа брод 2 Вообще в этот день бродов было очень много. Лужи огромные. Но четко выделенных, где нужно было как-то на себе протащить велосипеды - два
переправа брод 2
 4
17.08
Ферма Юньяха –
р. Бол. Ниедзью
переправа н/к 2 Брод через ручей у фермы Юньяха. За ночь вода поднялась Брод: шириной 3 метра, глубиной 1 метр.
5
18.08
р.Бол. Ниедзью –
р. Левая Лохорта
переправа н/к 2 Брод через р. Бол. Ниедзью. Ширина 20 метров. Глубина 0,5 м.
переправа н/к 2 Маленькие ручьи в торфе шириной по 3м, глуб. 0,5-0,7м.  Некоторые – наоборот – каменные ложбины.
переправа н/к 2
переправа н/к 2
переправа н/к 2
переправа н/к 2
переправа н/к 2
6
19.08
р. Левая Лохорта –
Спуск с перевала Лохорта
переправа н/к 2 Переправа через р. Большая Лагорта. Ширина – 15 м Глубина 1 м. Вода ледяная. На берегах видны снежники.
переправа н/к 2 Маленькие броды через болота и ручьи на «вездеходке»
переправа н/к 2
переправа н/к 2
перевальные взлеты без тропы
500 метров
н/к 7,5 800 м взлет от последнего озера на перевале, до перевальной точки. «Вездеходка» шла по камням. Следов от нее практически не было.
Кам.
завалы
средний 16 400 метров
Каменных завалов очень много. Несколько часов перетаскивали велосипеды по крупному курумнику из-за того, что «вездеходка» местами была затоплена  озером вышедшим из-за дождей из берегов
7
20.08
Спуск с перевала Лохорта –
Стапель в устье Большой Лохорты
Растительный покров 3 3000 метров кустарника на плато. Вездеходка идет вероятно где-то выше. Но несколько старых мы также видели. Через кустарник часто проходили с трудом.
Итого: 60,5  

КС=15,49*0,55*1,4=11,9

По количеству набранных баллов поход соответствует 2й кат сложности. Однако по километражу не соответствует 1й категории.
Минимальное кол-во баллов для похода 1й кат: 2 балла

Определение категории водной части маршрута.

Длина маршрута: 194 км
Минимальная протяженность маршрута для походов 1й кат сложности: 150 км.

Локальные препятствия на маршруте:


День/Дата
Маршрут Препятствия КТ Кол-во
7
20.08
устье р. Бол. Лохорта -  оз. м/у р Лохорта и р. Лагортаегарт перекат 1 2
8
21.08
 оз. м/у р Лохорта и р. Лагортаегарт – начало Изшорского каньона перекат 1 не менее 6
    порог 2 не менее 2
9
22.08
Начало Изшорского каньона – р. Изшор перекат 1 не менее 6
    порог 2 не менее 2
10
23.08
р. Изшор – 6 км. ниже у. Вылью перекат 1 не менее 5
    порог 2 не менее 6
11
24.08
6 км. ниже у. Вылью - 2 км ниже у. Ванктывис перекат 1 не менее 5
    порог 2 не менее 4

Минимальное количество ЛП для походов 1й кат сложности: 2 ЛП, 2й кат сложности.

Описание маршрута:

«Сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустально-чистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае»

Кеммерих А. «Полярный Урал»


14.08.11- 27.08.11

ст. Пернашор - р. Уса - ферма Юньяха - р. Большая Ниедзью - р. Левая Лохорта - р. Большая Лагорта - пос. Вершина Войкар
Состав:
Исупова Мария: завхоз
Клочко Юрий: реммастер
Исупов Павел: руководитель

Идея сходить в такой поход существовала давно. Обсуждать ее начали еще с прошлой зимы на "Волжской лыжне" (лыжный день на 45 км по Волге через острова). Долго выбирали место путешествия: необычное по климату (тундра, степь, или еще что-нибудь где не были), доступное для транспорта, не очень людное, не требующее специальных и дорогих разрешений (как например в «Югыд-Ва»). Полярный Урал подходил отлично.
В походе все было новое и удивительное. Такие группы выпускать на маршрут надо очень осторожно.. Никто из нас не был летом в тундре. В длительные водные и велосипедные походы кроме меня никто не ходил. А я ни разу не собирал катамаран и никогда не проходил никаких порогов. Осложнений добавил огромный разлив – по словам рыбаков - такой первый за последние 15 лет. Но все отлично получилось.

Утром 12 августа встретились с Машей - приехала на поезде из Перми.
Вечером выехали из Кирова. Вещи: 3 велосипеда, катамаран, 3 велорюкзака, 3 маленьких рюкзака, сумка с едой в поезд, отдельно спальник и пенка с покрышкой и сапогами, 2 колеса еще отдельно. Очень много.


Утром 13 августа прибыли в Котлас. Через два часа сообразили, что катамаран при выгрузке забыли в поезде. Нашелся на одиннадцатом пути. Вагоны вообще не заперты и можно запросто зайти. Как то это непривычно, когда в Казани везде стоят охрана и милиция.
Маша с Юрой гуляли по Котласу. Купили вино и сыр косичкой - про запас. А я купил «подлипки» - какие-то интересные местные пирожные. Что-то вроде медовых коржей…

Наш поход начался сразу после выхода из поездана ст. Пернашор.
Первый день был самым тяжелым:
Все что было плохо в походе - было в этот день. Только дождя не было. Он на следующий день пошел)

На платформе множество мошки. От нее не спасает ни одежда, ни «рефтамид». Но вроде меня спасала, хоть и неприятно, что везде набивается. В такой мошке мы и прособирались часа четыре.
Первые 4 километра шли по железной дороге. Потом шли по разбитой вездеходной дороге до р.Усы, Велосипеды в основном толкали. Лужи, кочки, разбитая тропа, валы жидкого торфа. И так до того момента пока не выехали на берег р. Уса.
Дальше 3 км по галечному пляжу – наконец ехали. Найнер идет по гальке заметно лучше..
Сразу стали махать руками проходящей моторке) Переправились практически сразу. От усталости спали практически мертвым сном.

Второй день был лучше. Но только немного. Дорога чуть улучшилась, но из-за постоянной мороси идти не хотелось) Местами ехали, а местами вели велосипеды в поводу) Дорога выкатилась на пляж р. Юньяха и исчезла. Встали на пляже. Дорога нашлась чуть выше. Рыбацкая тропа идет вдоль берега, а вездеходка по надпойменной террасе.

За ночь все вымокло. Решили остановиться на дневку и поискать дорогу.
Вернулись к домикам на ферме Юньяха, чтобы отдохнуть и просушить вещи.
Дорога вдруг стала очень людной. Мимо нас прошло группы четыре разных рыбаков. Все местные. Идут пешком в болотниках с рюкзаками к "своим" местам на р. Юньяха, где у них закопаны палатки, сплаьники и т.д...Рыбаки из Воркуты подарили нам удочку.
Проходила даже одна пара: Пал Палыч и Тамара. У них небольшой пеший рыбацкий поход вдвоем.
Основное занятие днем - приготовление и переработка рыбы. Хариуса ели целый день: малосольный, жареный, вареный. Удочка нам так и не понадобилась, но ловить пробовали. Собирали и готовили грибы. Грибов множество.
Топили печь найденным неподалеку углем - было очень тепло и уютно.

Четвертый день. Рыбацкую тропу вдоль берега, по которой мы еще вчера ехали, полностью скрыло под водой. Вода поднялась метра на полтора. Тяжело переправились через большой ручей, которого вчера еще не существовало. А затем быстро дошли до урочища «Три лиственницы» - уже к 11ти.
Там было много рыбаков, которых мы видели и Пал Палыч с Тамарой.
Нас накормили, напоили чаем и переправили на другой берег.
Дальше дорога снова вездеходная - опять болото и мох. Поля голубики с морошкой. Вечером на р. Большая Ниедзью снова встретили Пал Палыча. Вместе поужинали. Они пошли дальше, а мы остались на ночь.
Вечером готовили рыбу. Маша приготовила вкусных хариусов над углями. Обмазывала их майонезом и перцем.
К ночи пошел дождь. Всего за день прошли 16 км.

Пятый день. Шли уже нормально. Втянулись) По пути обогнали Пал Палыча с Тамарой. Последний раз, когда мы видели людей на европейской части пути. Первый был брод с утра - через Б.Ниендзью (шир.-20м, глуб.-0,5м), потом было еще 6 (шириной по 3м, глуб. 0,5-0,7м). Вода уже холоднее. К 16 часам дошли до перевала, встали у кустов.
В полуторной палатке втроем на горелке сделали гречку с мясом и сыром. Тесно, но тепло.
Вечером дождь. За день прошли 20 км.

Шестой день. Трудный, но интересный день. Дождь, плохая дорога, поломки багажников, проколы колес, сильный ветер и снег кругом встречается. Шли по курумникам - камни очень крупные, идти тяжело. Иногда ехали - мало и настырно. Прошли перевал - границу Европы и Азии, на которой нашли записку в бутылке - Князева Александра из Перми 2009го года. На перевале холодно, ветер сильный, сбивающий с ног. Красивые и суровые пейзажи. С азиатской стороны иногда выглядывало солнце, которого мы давно не видели. Обрадовались, что попали наконец, в Азию.
На спуске с перевала сломались багажники. У Юры был прокол колеса, поэтому стоянка была вынужденной - выбрали место, где ветер не очень сильный, а просто сильный) Морось к тому же постоянная. Камни влажные, крупные.
Обстановка хмурая, но природа невероятно красивая. Признаков жизни нет. Когда ложишься в траву - нет даже насекомых. За день прошли 23 км.

Седьмой день. Прошли 7км. пешком с разбитыми велосипедами до истока реки Б.Лагорта. Она очень мелкая и каменистая. Деревьев еще нет, поэтому раму пришлось собрать практически из кустов. Смотреть на нее страшно и весело)
Пока мы с Юрой собирали раму, Маша набрала грибов и пожарила их с сушеным мясом и майонезом - вкусно.
На катамаране проплыли 10 км - ветер дикий и на поворотах встречный. Тащили катамаран волоком.
Беспокоились за него - все таки новые полиэтиленовые баллоны.

Восьмой день.Ветер такой же дикий. Куча камней и перекатов. Сплошная борьба с ветром и течением. Лагорта - интересная, извилистая река в верховьях. Быстрые перекаты чередуются с длинными, почти стоячими озерами и водой. Дальше камни пошли больше. Для нас не-водников они просто огромные. Быстро привыкли)
На границе леса встретили костровище. Наверно место высадки рыбацких групп. Там валялась рассыпанные гречневые хлопья – съели) Обрезанные валенки – взяли с собой. Служили мне в походе очень хорошо. Оденешь и ходишь довольный вечерами. Ноги после целого дня холодной воды отдыхают и расслабляются.
Девятый день. Все пошло на лад) ;Погода стала лучше, к вечеру вышло солнце. Потеплело. В том числе и вода. Нам с Юрой это важно. В воде мы постоянно) Протаскиваем кат через перекаты. По пути нас сопровождают утки и утята. Еды осталось на 4 дня - экономим продукты)

Десятый день. Отличный день! Прошли 32 км. Утром пересобрали раму и выплыли. Через некоторое время на берегу заметили лагерь геологов. Как увидели геологов – обрадовались) Зашли к ним в бытовку: Сидят в полутемной, прокуренной бытовке пять заросших мхом мужиков. Бороды у всех. Вид неживой, но в общем то добрые. Дали нам большой пакет сухарей, которые пахли немного соляркой, и 2 банки сгущенки. Настроение сильно улучшилось.
Дальше еще лучше: встретили большую группу рыбаков из Перми. Специально для нас и на камеру показали поимку хариуса.
В этот день Юра сообразил и мы с ним реализовали идею - к катамарану приделать руль. Рулила Маша. А я командовал)

Вечером встали недалеко от рыбаков-москвичей. Подарили копченого хариуса и болтушку для удочки..
Пытались ловить рыбу, правда, безуспешно. Наверно просто попривыкнуть надо.
Одиннадцатый день.
Выплыли на р.Войкар. Река широкая, спокойная, плыть скучно. После впадения р. Варчато-Вис стала мутной. Маша рулит. Мы почти не гребем. Рыбаков уже много и из разных городов. Есть и на моторках и на тримаранах. Встретили рыбаков из Верещагино, Пермский край.

Двенадцатый день.
Скучно плыли целый день. Войкар стал еще шире. Ветер холодный, солнце ясное, замучались плыть. Делать нечего, да еще и холодно. Ночевали в избушке Уро РАН на острове. Даже что-то оставили из еды – какой-то крупы немного.

Тринадцатый день.
Утром прибыли в поселок хантов – пос. Вершина-Войкар. Только подплываем, а хант на моторке уже встречает и предлагает до Мужей довезти по 2,5 тыс. за человека. Дорого. Согласен был на велосипед, но Маша пожалела свой отдавать. В итоге договорились ехать по 2000р. с человека.
«Ему и паровоз в хозяйстве сгодится»
До пос. Мужи доплыли к вечеру, часа за два. Обь конечно большая река. Но мы плыли протоками. Речное хозяйство на р. Оби огромное. Порты, корабли и т.д…Но по словам местных - все сокращается, распадается и умирает..

Ночевать решили в Мужах на дебаркадере. Это предложил нам местный охранник дебаркадера - Олег. Связь есть.
Сходили в дорогущий магазин - купили сухарный лом, испорченные бананы и воду. Еду приготовили на вокзале на горелке. Перед сном пришел Олег и стал просить еще денег, сначала 500, потом меньше, потом хотя бы 100. Денег ему конечно не дали, но ночевать пошли на окраину поселка – у ржавого остова какого-то катера. Всяко бывает…

27-28 августа
Проснулись и пошли к вокзалу на утренний Метеор. Переполнен. Мы в него не влезли, как и еще больше половины желающих. Следующий был только после обеда.
На дебаркадере мы встретили знакомых "верещагинцев". У них были лишние щуки и мы развели костер неподалеку - щук пожарили и съели)
Вид наверно очень колоритный у нас: рваная и грязная одежда, дорогие велосипеды, мусорный костер на берегу великой реки.
В Салехарде повезло: взяли такси - газель до вокзала в г. Лабытнанги за 1000 на всех. Просто верещагинцы вызвали такси, а потом договорились с кем-то другим – вот и повезли нас за такую небольшую плату. Водитель - хант покатал нас по Салехарду, свозил к памятнику «Северное сияние». Город заново отстроен и очень красивый, население маленькое, всего 43 тыс.
Вокзал современный и дорогой, а вот отношения и люди - как в советское время: спать можно на полу, можно бродить всю ночь, можно в бесплатном туалете мыться. Ночью пришли ханты с мешаками рыбой и пол обляпали рыбьей кровью
В поезде до Инты с нами ехал еще турист с велосипедом из Инты. Жаль что у нас таких туристов уже мало. Обычно сейчас они какие-то все экстремалы, а собственно туризмом и не занимаются, а только так выглядят.....

Поход хороший:
Очень холодные реки и озера, красивые и очень суровые горы, бескрайняя тундра и отличные люди. На велочасти пути не очень с погодой. А в целом велотуризм в тундре – очень реально. Но стремиться надо подняться выше, чтобы большая часть проходила по плато.
Может купить Surly Pugsley. С резиной на 3,8 дюймов и очень высокие. Но все возможно и на наших простых байках. Тормоза конечно лучше гидравлика – или все забьется травой. Багажники нужны чрезвычайно надежные. Обычные разваливаются на глазах.
Водная часть прошла без проблем и с удовольствием. Наш катамаран надежен, прост, легок!
Длина велосипедной части: 100 км
Длина водной части: 194 км
Общая длина маршрута: 294 км.
Прошли мы это расстояние за 13 дней.
Сразу договорились идти в следующий в мае)


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;