LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



плато Мань-Пупуньер
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о сольном пеше-водном походе по восточной части Карелии(кряж Ветреный Пояс)

Отчет о сольном пеше-водном походе по восточной части Карелии
(кряж Ветреный Пояс)

Справочные сведения о походе

Сроки: 03 – 09 июня 2019

Нитка маршрута

Ст.Унежма – г.Шапочка – р.Нюхча – г.Голец – р.Сума – пос.Сумский Посад

 

Протяженность маршрута: 202 км.

 

Маршрут на карте:
https://nakarte.me/#m=14/63.74676/35.60257&l=T&nktl=H_yBycT6Get2STPfuhiPUA

 

Состав группы

·                     Бекетов Константин (Санкт-Петербург)

 

 

О маршруте

 

Целью маршрута было исследование западной части кряжа Ветреный Пояс (в частности, г.Голец) и сплав по реке Сума, на которой я ранее не бывал (в отличие от Нюхчи). Логистика: заезд на своей машине до Сумского Посада, далее на электричках до Унежмы (пересадка в Маленьге), длинный пеший заход на Нюхчу по дороге, прохождение бОльшей части Нюхчи, затем второй волок по старым лесовозным дорогам в бассейн Сумы. По Суме выплывание к своей машине. На Нюхче уровень воды был невысокий, близкий к меженному. На Суме – большая вода, берега подтоплены, шиверы мощные.

 

О снаряжении

 

Ставилась задача проверить возможность переноски полиэтиленового каяка на большие расстояния. Бивачное снаряжение подбиралось по принципу минимизации веса: палатка NatureHike массой 1,2 кг, спальник 0,8 кг и т.д. Готовил на газу, на JetBoil. Из средств безопасности брал нормальный (не надувной) спасжилет Tulum, но не брал каску, уповая на высокую техническую сложность порогов.

График движения

дата

дни

Участок маршрута

характеристика участка, способы передвижения

км

03.06.19

1

Ст.Унежма – дорога к пос.Южный

Движение пешком по грунтовой дороге

3,5

04.06.19

2

дорога к пос.Южный

Движение пешком по грунтовой дороге

20

05.06.19

3

дорога к пос.Южный – р.Нюхча

Движение пешком по грунтовой дороге, сплав (мелководные шиверы)

45

06.06.19

4

Волок в бассейн р.Сума, г.Голец (рад.)

Движение пешком по заросшей дороге (разобранная УЖД)

29,5

07.06.19

5

Волок в бассейн р.Сума – оз.Пулозеро – р.Сума – оз.Сумозеро

Движение пешком по лесной дороге, сплав (пересечение большого озера, затем полноводные шиверы до 3 к.с.)

37

08.06.19

6

оз.Сумозеро

пересечение большого озера, волна

11,5

09.06.19

7

Р.Сума – пос.Сумский Посад

сплав (полноводные шиверы до 2-3 к.с.)

43

 

Описание маршрута

 

 

03 июня

Приехал в Сумский Посад вечером за 1,5 часа до отправления электрички Кемь-Маленьга. Оставил машину возле здания станции, рядом с личным транспортом диспетчеров. Электричка до Маленьги обычная, с удобными широкими тамбурами. А вот после пересадки до Унежмы приходится ехать на дизеле в плацкартном вагоне с вытекающими неудобствами погрузки полиэтиленовой лодки.

 «Подкидыш» приходит в Унежму в первом часу ночи, поселок спит. Прошел по основной дороге 3,5 км в сторону бывшего пос.Южный и с некоторым трудом нашел место для ночлега. Лес плохой, в основном березняк на месте тотальных вырубок, и сложно найти приличный ручей, хотя местность изрядно заболочена. Пока ставил палатку, начался дождь, - и не прекращался все следующее утро и большую часть дня.

Дневной переход: 3,5 км.

 

04 июня

 Долго отсыпался в палатке под шум дождя, потом просто валялся с книжкой. Дождь стих только к 16 часам, в очень позднее время вышел на дорогу и почти сразу остановил попутный лесовоз, который подвез меня 7 км до отворота налево на Золотуху. Дальше дорога менее наезженная, на ней много медвежьих следов, попуток больше не случилось.

По обочинам все тот же плохой вторичный лес, изредка прерываемый верховыми болотами, с которых вдали виден Ветреный Пояс. Дорога полого взбирается на него по склонам горы Шапочка. Самое примечательное место – в начале подъема, где к дороге выходят скальные выходы. Здесь же слева у обочины есть небольшой родник. В остальном кряж не производит никакого особенного впечатления, разве что серыми курумниками в нескольких местах. Возле перевала заметно, что лес становится низким, подверженным холодным ветрам с Белого моря. Здесь даже остались не вырубленные куски еловой тайги – видимо, каменные россыпи остановили некогда лесорубов.  Но в основном по сторонам дороги все тот же молодой березняк.

И снова проблема с поиском места для ночлега. Подходящее место нашлось только на краю большого открытого болота – здесь и ручей, сбегающий по торфяному руслу, и сухое место на краю болота.

Дневной переход: 20 км + 7 км на машине.

На перевале через Ветреный Пояс возле горы Шапочка

Ночевка на краю болота по пути к Нюхче


 

05 июня

Утром прошел по дороге оставшиеся 6,5 км до реки Нюхча, стремительно отстапелился (то бишь запихал переноску в лодку и надел спасик и юбку) и выплыл. Вода не особо высокая, река в берегах. Жарко, солнечно. Первые несколько км река не течет, но после разливов и болота начинается цепь шивер. Вода не сложная, никаких просмотров не требуется, но камней много. В целом, сплавляться на полиэтиленовой лодке одно удовольствие – скорость достаточно высокая, километры легкие, берега красивые (нетронутые). И не скучно, за исключением нескольких плесовых участков. К 20 часам я уже дошел до места начала волока в бассейн Пулозера и реки Сума.

Волок вычисляется по карте и спутниковым снимкам – это старая разобранная узкоколейка, которая еще не успела сильно зарасти. Но на местности начало волока не видно, надо очень внимательно следить по навигатору, чтобы не проскочить. В глухом заливе ЛБ начинается слабая тропа, которая через несколько сот метров приводит к полотну УЖД.

Ночлег на мысу на берегу глухого залива Нюхчи.

Дневной переход: 6,5 км пешком + 38,5 км сплав.

 

06 июня

Волок в бассейн реки Сума, к Пулозеру, проходит по полотну старой разобранной УЖД. Важно, что дорога заросла не сильно, и не завалена упавшими стволами. Поэтому по ней можно достаточно быстро и комфортно идти с лодкой за плечами. Единственная сложность – несколько затопленных водой участков, это постарались бобры, перегородив небольшие ручьи. Уходить в лес с лодкой неудобно, и приходится продолжать путь по дороге по колено в воде.

По пути сходил налегке на гору Голец высотой 235 м, расположенную в полутора км от дороги. По геологическим источникам, это древний вулкан, но на местности ничего «вулканического» вы не найдете. Просто россыпи камней на склонах и скальные выходы на вершинном плато. Чтобы увидеть дальние дали, надо полазать в поисках видовой точки – иначе мешает лес. Вершина увенчана деревянным геодезическим сигналом, в который кто-то воткнул российский флажок. Вообще место глухое, очень редко посещаемое.

Постепенно дорога улучшается, появляются следы внедорожников. После развилки и поворота на юг к Суме дорога несколько раз изрядно затоплена болотами, но дно этих гигантских луж всюду твердое. На пересечении гряды Воронья Сюрьга дорога поворачивает на запад; в южном направлении, где до Сумы остается всего лишь 2,5 км, с лодкой через сосновый подлесок не пройти. Здесь у поворота стоянка и чучело джипера Фили. Дальше дорога сильно петляет по моренной гряде под названием Серьгозерская Сюрьга, с ее вершины отличный вид на Пулозеро и на Голец вдали за спиной. Местность здесь не в пример приятнее и живописнее всего предыдущего маршрута.

Перед стыком с «Осударевой дорогой» расположен егерский кордон. Дверь закрыта, но ключ легко находится рядом с домом. Ввиду надвигающейся грозы решил заночевать под крышей.

За день пройдено 29,5 км, из них 4 км – радиалка на вершину Голец.

Характер Нюхчи в среднем течении реки; окончание цепочки Кувшинных порогов.

Берег Нюхчи в начале волока на Суму

Волок по старой разобранной УЖД

Склоны горы Голец

Вышка на вершине горы Голец (отметка 235 м)

Вид с горы Голец на север

Дорога к Пулозеру по гряде Серьгозерская Сюрьга

Гора Голец, вид с юго-запада с расстояния в десяток км

Вид с вершины моренной гряды Серьгозерская Сюрьга на Пулозеро

Изба на пути к Пулозеру

 

07 июня

Утром прошел оставшиеся до реки Сума 2 км и начал вторую водную часть маршрута. Сразу под мостом несложная шивера, именуемая на карте Березовым порогом. Дальше плес до Пулозера. На озере простор до горизонта; мне повезло с легким попутным ветром и отсутствием волн. Берега Пулозера диво как хороши, очень много песчаных пляжей, сосновые боры. Много стоянок и изб рыбаков, но в виду раннего сезона людей нигде нет. При этом 30-градусная жара и уже теплая вода.

Все пишут про лабиринт островов на истоке Сумы из Пулозера. Островов действительно много, но с навигатором под рукой проблем нет. Ниже озера река начинает прорывать моренные гряды, образуя каскад шивер. Это самое красивое и интересное место на всей Суме. В начале июня шиверы многоводные, валы высокие, сбойки мощные. Все шиверы идутся сходу, но выделяется на общем фоне последняя ступень Падуна, в которой можно и кильнуться. К сожалению, режим сольного сплава не позволяет фотографировать, поэтому снимков всех этих препятствий у меня нет. После нескольких озер с многочисленными островами и заливами река проходит под полуразрушенным мостом в полужилой деревне Воренжа и впадает в Сумозеро, которое в целом аналогично Пулозеру, только пляжей еще больше. Многие вообще ходят на Суму ради этих пляжей.

Дневной переход: 37 км.

 

08 июня

С утра поднялся сильный ветер, поднял волну, и я почти весь день читал книжку, пока после 18 часов ветер не стих. За 3 часа перегреб Сумозеро и встал на узкой продуваемой косе за 3 км до пос.Хвойный и истока реки. Итого за день скромные 11,5 км.

 

09 июня

Поскольку сегодня надо успеть пройти всю оставшуюся часть реки, собраться и уехать, встал рано и быстро вышел на воду. Сума начинается бурной шиверой в черте поселка Хвойный. Просмотр не требуется. Дальше шивер еще много, одни чуть мощнее, другие проще, но в целом все одинаково. Живописность постепенно снижается по мере удаления от Сумозера. После поселка Лапино тянутся плесы, достаточно тоскливые.

Веселье начинается одновременно с началом поселка Сумский Посад – мощная протяженная шивера быстро выводит из сонного состояния. Сложностей как таковых нет, но протяженность в пару км и заметный уклон делают это препятствие вторым по сложности после Падуна. В конце шиверы удобно выйти на ЛБ к дороге; до станции несколько сот метров. Итого, дневной переход получился 43 км. Сходил за машиной, перегнал ее к лодке. Заехал ниже по течению посмотреть на Морской порог – наиболее могучее препятствие на Суме, которое никто не ходит из-за расположения ниже точки антистапеля. В большую воду порог не слишком сложен, потому что появляется много вариантов объехать основные котлы по канализациям. Но все же желательно иметь какую-то страховку и хотя бы каску. Так что я тоже порог не поехал. Я поехал домой J


 

Возле моста через Суму на Березовом пороге

Порог Березовый на Суме

Берега Пулозера

Пулозеро

Сума на участке между Пулозером и Сумозером

Сумозеро

Морской порог на Суме в поселке Сумский Посад

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;