|
Описание маршрута
03 июня Приехал в Сумский Посад вечером за 1,5 часа до отправления электрички Кемь-Маленьга. Оставил машину возле здания станции, рядом с личным транспортом диспетчеров. Электричка до Маленьги обычная, с удобными широкими тамбурами. А вот после пересадки до Унежмы приходится ехать на дизеле в плацкартном вагоне с вытекающими неудобствами погрузки полиэтиленовой лодки. «Подкидыш» приходит в Унежму в первом часу ночи, поселок спит. Прошел по основной дороге 3,5 км в сторону бывшего пос.Южный и с некоторым трудом нашел место для ночлега. Лес плохой, в основном березняк на месте тотальных вырубок, и сложно найти приличный ручей, хотя местность изрядно заболочена. Пока ставил палатку, начался дождь, - и не прекращался все следующее утро и большую часть дня. Дневной переход: 3,5 км.
04 июня Долго отсыпался в палатке под шум дождя, потом просто валялся с книжкой. Дождь стих только к 16 часам, в очень позднее время вышел на дорогу и почти сразу остановил попутный лесовоз, который подвез меня 7 км до отворота налево на Золотуху. Дальше дорога менее наезженная, на ней много медвежьих следов, попуток больше не случилось. По обочинам все тот же плохой вторичный лес, изредка прерываемый верховыми болотами, с которых вдали виден Ветреный Пояс. Дорога полого взбирается на него по склонам горы Шапочка. Самое примечательное место – в начале подъема, где к дороге выходят скальные выходы. Здесь же слева у обочины есть небольшой родник. В остальном кряж не производит никакого особенного впечатления, разве что серыми курумниками в нескольких местах. Возле перевала заметно, что лес становится низким, подверженным холодным ветрам с Белого моря. Здесь даже остались не вырубленные куски еловой тайги – видимо, каменные россыпи остановили некогда лесорубов. Но в основном по сторонам дороги все тот же молодой березняк. И снова проблема с поиском места для ночлега. Подходящее место нашлось только на краю большого открытого болота – здесь и ручей, сбегающий по торфяному руслу, и сухое место на краю болота. Дневной переход: 20 км + 7 км на машине. На перевале через Ветреный Пояс возле горы Шапочка Ночевка на краю болота по пути к Нюхче
05 июня Утром прошел по дороге оставшиеся 6,5 км до реки Нюхча, стремительно отстапелился (то бишь запихал переноску в лодку и надел спасик и юбку) и выплыл. Вода не особо высокая, река в берегах. Жарко, солнечно. Первые несколько км река не течет, но после разливов и болота начинается цепь шивер. Вода не сложная, никаких просмотров не требуется, но камней много. В целом, сплавляться на полиэтиленовой лодке одно удовольствие – скорость достаточно высокая, километры легкие, берега красивые (нетронутые). И не скучно, за исключением нескольких плесовых участков. К 20 часам я уже дошел до места начала волока в бассейн Пулозера и реки Сума. Волок вычисляется по карте и спутниковым снимкам – это старая разобранная узкоколейка, которая еще не успела сильно зарасти. Но на местности начало волока не видно, надо очень внимательно следить по навигатору, чтобы не проскочить. В глухом заливе ЛБ начинается слабая тропа, которая через несколько сот метров приводит к полотну УЖД. Ночлег на мысу на берегу глухого залива Нюхчи. Дневной переход: 6,5 км пешком + 38,5 км сплав.
06 июня Волок в бассейн реки Сума, к Пулозеру, проходит по полотну старой разобранной УЖД. Важно, что дорога заросла не сильно, и не завалена упавшими стволами. Поэтому по ней можно достаточно быстро и комфортно идти с лодкой за плечами. Единственная сложность – несколько затопленных водой участков, это постарались бобры, перегородив небольшие ручьи. Уходить в лес с лодкой неудобно, и приходится продолжать путь по дороге по колено в воде. По пути сходил налегке на гору Голец высотой 235 м, расположенную в полутора км от дороги. По геологическим источникам, это древний вулкан, но на местности ничего «вулканического» вы не найдете. Просто россыпи камней на склонах и скальные выходы на вершинном плато. Чтобы увидеть дальние дали, надо полазать в поисках видовой точки – иначе мешает лес. Вершина увенчана деревянным геодезическим сигналом, в который кто-то воткнул российский флажок. Вообще место глухое, очень редко посещаемое. Постепенно дорога улучшается, появляются следы внедорожников. После развилки и поворота на юг к Суме дорога несколько раз изрядно затоплена болотами, но дно этих гигантских луж всюду твердое. На пересечении гряды Воронья Сюрьга дорога поворачивает на запад; в южном направлении, где до Сумы остается всего лишь 2,5 км, с лодкой через сосновый подлесок не пройти. Здесь у поворота стоянка и чучело джипера Фили. Дальше дорога сильно петляет по моренной гряде под названием Серьгозерская Сюрьга, с ее вершины отличный вид на Пулозеро и на Голец вдали за спиной. Местность здесь не в пример приятнее и живописнее всего предыдущего маршрута. Перед стыком с «Осударевой дорогой» расположен егерский кордон. Дверь закрыта, но ключ легко находится рядом с домом. Ввиду надвигающейся грозы решил заночевать под крышей. За день пройдено 29,5 км, из них 4 км – радиалка на вершину
Голец. Характер Нюхчи в среднем течении реки; окончание цепочки Кувшинных порогов. Берег Нюхчи в начале волока на Суму Волок по старой разобранной УЖД Склоны горы Голец Вышка на вершине горы Голец (отметка 235 м) Вид с горы Голец на север Дорога к Пулозеру по гряде Серьгозерская Сюрьга Гора Голец, вид с юго-запада с расстояния в десяток км Вид с вершины моренной гряды Серьгозерская Сюрьга на Пулозеро Изба на пути к Пулозеру
07 июня Утром прошел оставшиеся до реки Сума 2 км и начал вторую водную часть маршрута. Сразу под мостом несложная шивера, именуемая на карте Березовым порогом. Дальше плес до Пулозера. На озере простор до горизонта; мне повезло с легким попутным ветром и отсутствием волн. Берега Пулозера диво как хороши, очень много песчаных пляжей, сосновые боры. Много стоянок и изб рыбаков, но в виду раннего сезона людей нигде нет. При этом 30-градусная жара и уже теплая вода. Все пишут про лабиринт островов на истоке Сумы из Пулозера. Островов действительно много, но с навигатором под рукой проблем нет. Ниже озера река начинает прорывать моренные гряды, образуя каскад шивер. Это самое красивое и интересное место на всей Суме. В начале июня шиверы многоводные, валы высокие, сбойки мощные. Все шиверы идутся сходу, но выделяется на общем фоне последняя ступень Падуна, в которой можно и кильнуться. К сожалению, режим сольного сплава не позволяет фотографировать, поэтому снимков всех этих препятствий у меня нет. После нескольких озер с многочисленными островами и заливами река проходит под полуразрушенным мостом в полужилой деревне Воренжа и впадает в Сумозеро, которое в целом аналогично Пулозеру, только пляжей еще больше. Многие вообще ходят на Суму ради этих пляжей. Дневной переход: 37 км.
08 июня С утра поднялся сильный ветер, поднял волну, и я почти весь день читал книжку, пока после 18 часов ветер не стих. За 3 часа перегреб Сумозеро и встал на узкой продуваемой косе за 3 км до пос.Хвойный и истока реки. Итого за день скромные 11,5 км.
09 июня Поскольку сегодня надо успеть пройти всю оставшуюся часть реки, собраться и уехать, встал рано и быстро вышел на воду. Сума начинается бурной шиверой в черте поселка Хвойный. Просмотр не требуется. Дальше шивер еще много, одни чуть мощнее, другие проще, но в целом все одинаково. Живописность постепенно снижается по мере удаления от Сумозера. После поселка Лапино тянутся плесы, достаточно тоскливые. Веселье начинается одновременно с началом поселка Сумский Посад – мощная протяженная шивера быстро выводит из сонного состояния. Сложностей как таковых нет, но протяженность в пару км и заметный уклон делают это препятствие вторым по сложности после Падуна. В конце шиверы удобно выйти на ЛБ к дороге; до станции несколько сот метров. Итого, дневной переход получился 43 км. Сходил за машиной, перегнал ее к лодке. Заехал ниже по течению посмотреть на Морской порог – наиболее могучее препятствие на Суме, которое никто не ходит из-за расположения ниже точки антистапеля. В большую воду порог не слишком сложен, потому что появляется много вариантов объехать основные котлы по канализациям. Но все же желательно иметь какую-то страховку и хотя бы каску. Так что я тоже порог не поехал. Я поехал домой J
Возле моста через Суму на Березовом пороге Порог Березовый на Суме Берега Пулозера Пулозеро Сума на участке между Пулозером и Сумозером Сумозеро Морской порог на Суме в поселке Сумский Посад
|