рассвет

Велопоход по Алтаю :: Август-2002

Велопоход по Алтаю.
Август-2002

Категорийность похода: 4 к.с.

Общий километраж 1386.7 км
Километраж по асфальту 685.1 км
Километраж по грунту 701.6 км
Грунт/общий 50.59 %

Маршрут:

Киев - Новосибирск - Бийск - Горно-Алтайск - р. Бия - Телецкое озеро - Балыкча - пер. Катуярык - Балыктуюль - Улаган - Акташ - Инегень - Тюнгур - Кучерла - пер. Каратюрек (рад.) - Усть-Кокса - Усть-Кан - Черный Ануй - Степное - Новая Жизнь - Казанка - Алтайское - Ая - Майма - Шульгин Лог - Шульгинка - Бийск.

Участники

Alivio

Вступительное слово

Идея:

Идея объехать Алтай возникла в феврале и воспринялась сразу. Хотелось именно на Алтай. Никаких сомнений в правильности выбора ни у одного из участников даже не возникало.

Цель:

Увидеть красоту природы Алтая и ознакомиться с достопримечательностями по пути маршрута. Проехать маршрут согласно спланированного графика без травм и без поломок техники.

Подготовительный период:

Для достижения цели за пять месяцев до старта был составлен план тренировок и план техобслуживания велосипедов. Подготовка также включала в себя тренировочные восьмидневные велопоходы по Крыму в мае месяце и по Карпатам в июне.

Информация об Алтае:

Полная таинственности и загадочности горная страна Алтай издавна окружена легендами, мифами, героическими сказаниями и народными песнями. Алтай многолик: среди его природных пейзажей есть горы, скалы, хвойные леса, поляны, покрытые полевыми цветами, полупустынные межгорные степи, спокойные озёра и бурные, порожистые реки.

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири. Имеет границы с Республикой Казахстан, Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай.

Площадь: 169,7 тыс.кв.км.

Население: 2,7 млн.чел.

Городское население: 1,3 млн.чел.

Столица: Барнаул.

Республика Алтай находится на юге Западной Сибири, в центре Евразии. Имеет границы с Монголией, Китаем, Республикой Казахстан, Республиками Хакасия и Тува, Алтайским краем, Кемеровской областью.

Площадь: 92,9 тыс.кв.км.

Население: 201,7 тыс.чел.

Сельское население: 76%.

Национальный состав: алтайцы 31%, русские 60%, казахи 6%.

Столица: Горно-Алтайск

Территория Алтая относится к двум физико-географическим странам – Западно-Сибирской равнине и Алтае-Саянским горам. Для Алтая характерны неоднородный рельеф (от плоской степи до высоких горных пиков), разнообразный климат (от тундры и субальпийских лугов до полупустынной степи и высокогорья). На территории Алтайского края расположены в основном равнинная часть и предгорья Алтая. Горный массив, достигающий местами высоты 4000 м над уровнем моря, расположенный на территории Республики Алтай, называют Горным Алтаем.

Лето в Республике Алтай в связи со значительной высотой гор, наличием ледников, вечных снегов, многочисленных рек и озер холоднее, чем на соседней равнине. По мере увеличения высоты на 100 м, температура воздуха падает приблизительно на 0,5°.

Наиболее прохладно на высотах свыше 1000 м. Если средняя температура июля в низкогорье и среднегорье составляет +16°…+18°, то на высоте около 2000 м +8°…+10°. Самое жаркое лето бывает в межгорных котловинах, где температура воздуха достигает +30° - +35°.

Летом в Республике Алтай господствуют северо-западные и западные воздушные массы низкого атмосферного давления, которые приносят много влаги и отдают ее на высотах свыше 1000-2000 м, преимущественно на Западных склонах гор. Горные хребты, имеющие наибольшие высоты (Катунский, Южно-Чуйский, Северо-Чуйский) получают максимальное количество осадков (2000-2500 мм в год), на район горы Белухи приходится 3000 мм в год.

В среднегорье выпадает 500-600 мм осадков в год. Наибольшее количество осадков за год выпадает в Северо-Восточной части Горного Алтая - 700-1000 мм и на юго-западе - 1500 мм. Большее количество осадков выпадает во второй половине лета. Максимум приходится на июль.

На Алтае около 20 тыс.озёр. Самое большое озеро Алтая – Телецкое – расположено среди высоких горных хребтов. Это одно из самых глубоких озёр России (325 м), гигантский резервуар пресной воды (40 куб.км). Телецкое озеро традиционно считается символом Алтая.

Живописное Телецкое озеро по-алтайски называется Алтын-Кель, что означает «золотое озеро». По старой легенде, в давние времена на Алтае был голод. Один алтаец имел большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, так и не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, «богатый» бедняк бросил свой слиток в озеро и сам погиб в его волнах.

По глубоководности Телецкое озеро занимает шестое место в мире после Байкала, Иссык-Куля, Каспийского, Сарезского и Хантайского озёр.

На реке Чульча (правый приток Чулышмана) находится Водопад Неприступный – крупнейший водопад Алтая. Имеет общую высоту падения 160 м и в большую воду представляет собой грандиозное зрелище. Как выяснили учёные, водопад образовался в результате обвала около 100 лет назад.

На Алтае известно свыше 2000 минеральных источников. Вода источника Аржан-Суу, расположенного на Чуйском тракте, характеризуется высоким содержанием серебра, меди, марганца. Чулышманский источник отличается большим содержанием сероводорода и используется местным населением в лечебных целях. На всю Россию славятся радоновые источники Белокурихи.

Денисова пещера – единственный памятник Алтая, своеобразный «слоённый пирог», содержащий более 20 культурных слоёв и представляющий, таким образом, разные эпохи развития человечества.

Пещера называется Денисовой потому, что во второй половине XVIII в. в ней жил отшельник Дионисий. Алтайцы называют пещеру Аю-Таш – «медвежий камень».

Перед деревней Балыктуюль в урочище Пазырык находится группа из 5 больших курганов. Курганы представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооружённые в основном в VI – II вв. до н.э. и поражают своими размерами, древностью. Учёные обнаружили, что в условиях высокогорья погребальные камеры превратились в островок вечной мерзлоты. Долина скифских курганов издавна овеяна таинственностью и легендами. Для алтайцев-телеутов, живущих в Балыктуюле, традиционно чувствующих свою близость к природе и придающих важное значение культу предков, раскопки курганов стали серьёзным духовным испытанием, тем более что проводились они довольно варварским способом. Многие считают, что у алтайцев начались неприятности из-за того, что рассерженные духи умерших разозлились на них.

Алтайцы, представители коренного населения Алтая, исторически являются потомками тюркских племён, известных на территории Горного Алтая с I тыс. н.э. Сегодня маленький, но самобытный и мудрый народ чувствует свою близость к истокам, и продолжают жить «в истории», рядом с «землёй-водой». Для алтайцев характерно сочетание современного и древнего мироощущения, близость к природе, идентификация себя как неотъемлемой части природного космоса.

Гора Белуха, самая высокая вершина Сибири, известная сравнительно недавно, не более 150 лет. Белуха считается суровой и недоступной. Возможно, это можно объяснить суровым климатом Белухи: здесь всегда холодно, дует пронзительный ветер, скалы почти везде круглый год покрыты тонкой ледниковой глазурью – натёчным льдом.

Белуха – высочайшая двуглавая вершина Алтая. Состоит из разделённых седловиной Западной Белухи (4440 м) и Восточной Белухи (4506 м).

По одному из бытующих в Азии преданий, гора Белуха – это будущая Северная Шамбола, рай, который наступит после исчезновения людей. В других легендах Шамбола описывается как состояние высшего энергетического напряжения, вызванного сверхъестественными явлениями и божественной красотой Белухи. Это место связано с именем Н.К.Рериха и ежегодно привлекает сюда сотни почитателей учений великого художника.

В заголовках приведены данные моего велокомпьютера. Километраж в скобках - это без асфальта.

День X (30.07.2002): Киев (отъезд) без пробега

Накануне вечером я наконец-то упаковал велосипед. Паковал в полиэтиленовый мешок. Проложил вел вещами, получился такой себе пакуночек на 20 кг. Ну и Фотоаппарат отдельно и маленький 40 л. рюкзачок с кое-каким барахлом.
Микроавтобус должен заехать за мной в 14:45, после того, как заберет Петра и Игоря. Собрался, убираю дома, чтобы не оставлять после себя бардак.

[14:15] Звонит телефон, Игорь говорит, что они уже едут ко мне. Черт, а ведь куда спешим-то?

[14:30] Приезжают, Игорь с Петром заскакивают в прихожую, хватают вел и мой рюкзак и бегут к машине. Петро слегка нервный. Зачем нервничать? Я обуваюсь, беру фотоаппарат и бутылочку холодного пива и выхожу. Все, пути назад нет.

[15:10] Aэропорт Борисполь. Здесь я обнаруживаю, что моя куртка, которая была пристегнута к рюкзаку снаружи куда-то исчезла. Начинаю искать. Куртка как в воду канула. Света привозит Сашу, беру у Светы мобильник, звоню водителю, который нас вез в надежде на то, что куртка выпала в машине. Фиг! Нету. Нехорошо, прокол в самом начале. Придется в Новосибирске покупать другую куртку, т.к. на Алтае, говорят, дожди.

Регистрация прошла не совсем гладко. Сначала с нас хотели содрать по $65 за каждый велосипед. Потом выяснив, что велики провозятся бесплатно заставили взвесить все с ручной кладью. У меня оказалось 25 кг с рюкзачком и меня заставили оплатить 5 кг перегруза ($12). С Саши содрали в два раза больше. Петро и Игорь припрятали свои рюкзачки за колонной и вписались в 20 кг.
Сам полет прошел отлично. Покушали, выпили винца. Лету всего 4 часа. В Новосибирск прилетели в 4:20 утра по местному.

День 0 (31.07.2002): Новосибирск TRP - 49.22 км; AVS - 14.89 км/ч; STP - 3:18

[4:20] Выходим из самолета. Да, на улице не жарко, где-то +12С. Идем в здание аэровокзала пешком, благо недалеко. Быстро проходим пограничный и таможенный контроль и выходим на улицу.

Здесь мы сделали одну ошибку - не заполнили въездные таможенные декларации. В конце станет понятно, зачем их нужно было заполнять при въезде в Россию.

Спать не хочется, несмотря на позднее в Киеве время. Разница составляет 4 часа.
Находим Газель, которая за $12 везет нас в Новосибирск к Аскольду. Он живет в центре Новосибирска в двухэтажном бревенчатом доме. Дом, правда не весь его, в нем несколько квартир. :)
У Аскольда все еще спят, поэтому решаем собрать пока байки, чем и занимаемся в течение часа. И вот байки собраны, рюкзаки упакованы, идем будим Аскольда. Время - около 7:30. Пьем чай/кофе, кушаем блинчики, которыми нас угостил Аскольд.
При сборке байка я обнаруживаю, что забыл дома алюминиевые прокладки для своего консольного багажника. Чудом у Аскольда оказались так необходимые мне деталюшки - у него тоже двухподвес и такой-же багажник, только подседелка у него другого диаметра, посему неиспользуемые прокладки он мне любезно предоставил.
Мне нужно купить куртку от дождя, поэтому я наседаю на Волкова и выведываю у него координаты Новосибирских магазинов, торгующих снаряжением.

[9:30] Выезжаем на покатушку. Погода начинает портиться, накрапывает дождь. Надеваю ветровку, которую мне дал Аскольд, согреваюсь понемногу. Город пыльный, хотим выехать на границу города, там большой лесопарк, прокатиться по нему. Выезжаем на дорогу, ведущую из города, видим армянское кафе, заезжаем туда перекусить, т.к. блинчики в наших желудках закончились.
После перекуса доезжаем до поста ГАИ и сворачиваем налево, в сторону Оби. Ч/з полчаса мы уже на берегу реки. Я и Игорь купаемся, Петро снимает на камеру все это безобразие. Водичка прохладная, около +13С.
После купания едем обратно в центр. Дождь то идет, то нет. Дорога мокрая. Нас с Петром спасает щиток на раме, Игорю с Сашей - похуже. В центре начинаем планомерный объезд магазинов, результатом которого стала покупка мной куртки за 1300 руб.

[19:00] Прощальный ужин у Аскольда закончился, выдвигаемся на вокзал. До поезда еще два часа, а до вокзала ехать 10 минут, но мужики бьют копытом и рвутся в бой. Ладно, потусуемся на вокзале. Поезд Новосибирск-Бийск подают за 40 минут до отправления. Грузимся в вагон, который оказался довольно чистеньким, чуть ли не с дорожками на полу, затем фотографируемся на фоне вагона.

При погрузке в поезд проводники хотели увидеть наши багажные квитанции. Пришлось Саше идти в кассу и покупать одну квитанцию на провоз 50 кг ручной клади. Когда мы ехали обратно, то оказалось, что вышел указ Российского МПСа о том, что велосипеды провозятся совершенно бесплатно. Естественно с нас никто квитанций не попросил.
Все, еще ночь и мы на Алтае, правда еще не в горной, а только в степной его части.

День 1 (01.08.2002): Бийск - Горно-Алтайск - Кызык-Озек TRP - 123.84 км; AVS - 21.55 км/ч; STP - 5:44

[8:30] Выгрузились, собрали велосипеды. Подъехали к зданию вокзала, купили билеты в Новосибирск. Разузнали, где поблизости переговорный, подъехали, позвонили домой.

[10:00] Отъезжаем от переговорного пункта. Наш путь лежит на другой берег р. Бия и далее на Чуйский тракт. Сегодня нам предстоит весь день ехать по асфальту, причем по степному району. Скукотища!

[10:30] Переезжаем Бию по Коммунальному мосту. Вообще-то в Бийске аж три моста, но самый ближний к Чуйскому тракту - Коммунальный. Он сейчас на ремонте, но ремонтируется только проезжая часть, а по тротуару чудесно можно проехать, объезжая пешеходов. Что мы успешно и сделали. Через пару километров выезжаем к памятнику полуторке. Это уже почти граница Бийска. Наше начало Чуйского тракта.
Катится легко, ветра почти нет. На дороге хороший асфальт, две полосы в каждую сторону. Ехать не тяжело. Со второстепенной выезжает грейдер, за которым мы с Петром и пристраиваемся. Он идет ~35-40, отлично. Отрываемся от Саши с Игорем. Затем на небольшом подъемчике отваливаюсь я. Петро уезжает. Жду ребят, едем дальше.
Примерно на 40 км дорога сужается до двухполосной, асфальт становится похуже, но вполне сносного качества. Крейсерская скорость ~25 км/ч.
Я проехал, уцепившись за грейдер, больше 12км, жду всех остальных. Здесь Глебусь в первый раз "прокололся". На самом деле, настоящую причину постоянных проколов мы найдем позже, аж в долине реки Катунь.

[13:00] Сростки. Это родина Шукшина. Здесь есть его музей, но мы в него не пошли. Только видели указатель к музею. Здесь мы решили пообедать в придорожном кафе. Возле кафе - базар, где можно купить даже сало. Но оно дорогое и жесткое, так что сало мы не покупали. А в раскладке сала нет. Завхоз у нас не любитель сала. Да и я тоже, т.к. ассортимент нашего хавчика более чем удовлетворительный. Завхоз молодец :))

[14:10] [46.91 км] Дорога подходит к берегу Катуни. Решаем подъехать к великой Алтайской реке. Вода белая из-за того, что на дне белая глина. На берегу - полчища комаров, которые нас и атаковали. Пробуем репеллент польского производства, купленый завхозом. Возможно он действует на польских слабеньких комаров, алтайским же он как зайцу стоп-сигнал. Достаю свой OFF, который на основе ДЭТЫ. О! ДЭТА работает.

[14:25] [68.5 км] Открылись предгорья Алтая. По этому поводу делаем привал, я фотографирую.

[16:54] [85.5 км] Въезжаем в Республику Алтай. Здесь тоже рядышком течет Катунь, но комаров возле памятного знака нет. Люди, которые тоже фотографируются возле знака интресуются откуда мы, куда едем. Пообщались.

[18:10] [97.2 км] Горно-Алтайск, центр. Покупаем здесь консервы в магазинчике возле автостанции и едем дальше.

Горно-Алтайск, столица Республики Алтай лежит в стороне от Чуйского тракта. Поворот на него находится в селе Майма (райцентр). От Маймы до Горно-Алтайска ~5 км.
Выезжаем за Горно-Алтайск, въезжаем поселок Кызык-Озек. В 19:30 становимся на ночевку.

День 2 (02.08.2002) - Кызык-Озек - р. Бия TRP - 102.71 км; AVS - 21.88 км/ч; STP - 4:41

[9:50] Выезжаем. На завтрак у нас мюсли и чай/кофе с сыром.

[11:10] [17.28 км] Перевал Чойский. На перевале начинается Чойский район.

[11:48] [32.89 км] Катить с перевала одно удовольствие. За 20 минут пролетаем 15 км. Въезжаем в село Сугул. Есть несколько магазинов.

[13:30] Чоя. Здесь решаем пообедать. Находим кафе "Трактиръ", где в меню есть борщ. Оказывается барышня-повар у них родом с Украины. На стене кафе висит шкура рыси. Борщ оказался вкусным, все остальное, впрочем, тоже. Только пиво "Сибирская корона" подкачало.

[14:40] [58.77 км] Советское. После сытного обеда отдыхаем полчаса. Пока отдыхали - подошли два местных алкаша, хотели пива. Были посланы.
Едем дальше. при очередной съемке забываю крышечку от объектива на бордюре на мостике. Пришлось вечером смотаться за ней на попутке.

[18:25] р. Бия. Она довольно широкая здесь. Через реку перекинут ажурный мост, длиной метров 300. Переезжаем мост и углубляемся налево в лес. Метров через 200 находим подходящую полянку прямо над рекой и падаем на ней. Пока ребята ставили палатки я съездил за крышечкой. Потом постирались, искупались. Вода холодная, но чистая. Намного чище, чем была вчера в Катуни. Течение сильное, приходится цепляться за камни, чтобы не унесло.
Спускаюсь к реке. Смотрю, Глебусь пригорюнившись сидит на камушке. В двух метрах от него вверх по течению между камнями в воде что-то блестит. Спрашиваю "В чём дело". "Да вот", говорит - "стирал шмотки и кольцо обручалиное потерял" :( Достаю из воды колечко, отдаю Глебусю. Эх, надо было его пошантажировать, например загадать, чтоб до конца похода ни одной сигареты не выкурил :))

День 3 (03.08.2002) - р. Бия - Балыкча TRP - 68.30 (12) км; AVS - 18.22 км/ч; STP - 3:44

[9:15] Выезд. Сегодня мы должны доехать до Телецкого озера и решить, поедем ли мы на лодке/катере или своим ходом вокруг озера. Проезжаем поворот на Верх Бийск, выходим на финишную прямую к Телецкому озеру. Дорога идет вверх-вниз, причем скорости набранной с горки хватает, чтобы выскочить на следующую. Напоминает американские горки.

[11:00] [21.53 км] Кебезень. Поели пельменей, йогурта. Взяли информацию. Что с катером - неясно. Моторки дорогие, вокруг озера дороги нет. Будем надеяться, что сядем на катер.

[12:00] Артыбаш. Катер, оказывается, ходит только по пятницам, а сегодня суббота. Сидеть неделю до следующего катера нам не улыбается, поэтому приходится нанимать моторку. Сторговались за 3500 рублей. На лодке плыть 2 часа. Один раз в дороге заправились из канистры. При этом лодочник чуть не утопил Сашин велосипед, который лежал на носу лодки. Хорошо, что Саша при погрузке привязал свой байк. Пока заправлялись байк болтался в воде, привязанный рулем к лодке, а за колесо его держал я. Водичка в озере холодновата.
Когда выгружались из лодки забыли мою пенопопу. Ну и ладно. Купаемся в озере. Да, водичка ~+12C. Побегал по бережку, согрелся.
Едем. Проехали Балыкчу. Перед Балыкчей на дороге аж двое ворот, дабы скотина не разбредалась. Дорога - каменистая грунтовка. Колбасит на ней изрядно. Между Балыкчей и Телецким видели Жигуль-девятку. Не жалеет хозяин свою машину.
Начинает потихоньку смеркаться, накрапывает небольшой дождик. И надо же такому случиться, чтобы я пробился. Клею камеру, Игорь начинает нервничать, мол долго вожусь. Саша спокоен как удав. И правильно, на ночевку тут можно стать где угодно. До Чулышмана - 100 м, деревья, а значит и дрова есть. К тому же у нас есть газовая горелка. Уф, все, колесо накачано, едем дальше.

[19:50] [68.30 км] Становимся на ночевку на поляне на берегу Чулышмана.

День 4 (04.08.2002) - Балыкча - пер. Катуярык - зим. Батуринская Будка TRP - 70.66 (70.66) км; AVS - 12.5 км/ч; STP - 5:38

[7:00] Подъем.

[9:05] Выезжаем. Светит солнышко. Тепло, но не жарко. Самая отличная погода крутить педали. Дорога идет по левому (орогр.) берегу Чулышмана. Камни, грунт. Переезжаем три моста. Два через пересохшие притоки Чулышмана, один через Ч...

[11:10] [24.4 км] Поселок Ко. Магазин есть, но не работает. Нам нужно купить хлеба. Игорь пошел договариваться с местными жителями. Ему дали две буханки хлеба, пакет слив и местного сыра. За все он отдал 20 рублей. Сыр очень твердый.

Местный сыр делается скорее всего так: делается подобие брынзы, потом хорошо отжимается, прессуется и сушится на солнце до состояния камушков. Зато потом его можно хранить неограниченно долгое время. Сыр очень калорийный. По всей видимости Месснер упоминает аналогичный сыр в своей книге "Хрустальный горизонт".

[12:00] [30.3 км] Привал на берегу Чулышмана. Купаемся. Перекус сливами и сыром с хлебом.

[16:00] [61.34 км] Начало подъема на пер. Катуярык. Отъезжаем с дороги на берег, купаемся, перекусываем, клеимся. Сидим ~ 1 час. Отдохнув и посвежев начинаем подъем на перевал.

[18:45] пер. Катуярык. В 17:00 начинаем подъем на перевал. Начало подъема на перевал довольно крутое. Ехать нельзя, идем пешком. Потом серпантин становится более пологим, местами едем. С перевала спускается несколько машин. Едут осторожно и медленно. Правильно, если слетишь с дороги - костей не соберешь.
На привале на подъеме я забываю GPS, что обнаруживаю только наверху. Благо вниз ехал местный УАЗик, который меня подвез. Наверх шел, естественно, пешком. Оказалось полтора километра. Называется: дурная голова ногам покоя не дает.
На перевале есть беседка и куча мусора. Бумажки от перевальной шоколадки, естественно забираем с собой.

[19:15] [70.66 км] После перевала дорога снова идет вверх. Но здесь уже можно ехать. Едем до первой речушки и становимся на ночевку. Зимовье в 1.5 км от дороги, о чем нам сообщили местные пастухи, проезжая мимо нашего лагеря на лошадях.

День 5 (05.08.2002) - Батуринская Будка - оз. Балыктукель TRP - 66.91 (45.5) км; AVS - 13.92 км/ч; STP - 4:48

[9:30] Сегодня выходим чуть позже, чем запланировано. Долго собирались. Снова солнечно. Дождей, которыми нас пугали не наблюдается. Потихоньку забираем наверх.

[10:20] [7.76 км] Выезжаем на выполаживание. Внизу видно красивое голубое озеро. Вдали - снежные вершины. Начинается спуск.

[12:15] [27.0 км] Пос. Балыктуюль. Перед поселком - затяжной спуск. Игорь отстает. Оказалось он упал, покрышка от этого перекосилась. Ждем его, переехав одноименную с поселком речку. В поселке начинается асфальт.

[13:30] [42.5 км] Улаган. Асфальт закончился сразу за Балыктуюлем. Дальше идет грейдер. Выезжаем в степь.

Степью на Алтае называют плоскую широкую долину между хребтами. Она и в самом деле как степь, только по краям видно горы.
Изредка проезжают машины, за которыми тянется облако пыли.
В Улагане приезжаем на центральную площадь, подкупить продуктов в местных магазинах. Мы с Сашей идем на почту и отправляем домой телеграммы. Дороговато, однако, 90 руб.
После Улагана становимся на берегу Башкауса минут на 40. Игорь поправляет покрышку, купаемся. После привала начинается плавный подъем.

[17:00] Начинает накрапывать дождь. В 17:30 я пробиваю камеру, заодно и одеваемся. После этого едем еще около 5 км. По карте рядом должно быть озеро Балыктукель.

[18:00] [66.1 км] Перед ручейком, пересекающим дорогу сворачиваем на тропу в лес. Двигаемся параллельно ручейку и метров через 200 выходим на полянку. Народ склонен ночевать прямо здесь, но мне хочется на озеро, тем более, что GPS говорит, что до озера ~400 м. Идем с Сашей на разведку. Когда по GPSу мы находимся уже чуть ли не посередине озера, за деревьями заблестела водная гладь. Ура! Выходим на берег, здесь есть кострище, место под палатки и море черники. Возвращаемся за ребятами и все вместе идем ночевать на озеро. Водичка в озере теплая, можно качественно покупаться. А дождик часов в 8 закончился.

День 6 (06.08.2002) - оз. Балыктукель - пос. Белый Бом TRP - 91.41 (34.8) км; AVS - 21.45 км/ч; STP - 4:15

[7:30] Подъем. Решили сегодня не спешить, сделать ТО нашим байкам. Помыли цепи машинкой, попили кофе, смазали цепи. Потом позавтракали. Здесь очень тихо, птицы почти не поют. Вокруг самая настоящая тайга, кое-где подзаболоченая.

[11:25] Выход. Осталось ~10 км до пер. Улаганский. Едем вверх.

[12:00] [7.27 км] пер. Улаганский (2090 м). Солнца нет, но не холодно. Едим перевальную шоколадку, фотографируемся. На деревьях вокруг много ленточек, под деревьями монетки - пожертвованы алтайским духам. Повязываем свои ленточки. Я брожу по округе, выбираю, что бы сфотографировать.
На перевал приезжает Нива, из нее выходит трое ребят, солдаты в увольнении. Один из них - алтаец. Пообщались с ними. Узнали, как будет "здравствуйте" по-алтайски - "яхшлар". Будем теперь с местными по-алтайски здороваться.

[14:30] [34.8 км] Акташ. Вначале спуск с перевала некрутой. Километров через 7 дорога выходит в долину, шириной примерно в километр и идет с незначительным понижением. Проезжаем озеро Чейбеккель. Местные его называют "мертвое озеро". Там не растут водоросли, не гнездятся птицы, нет рыбы. Недалеко от него старый ртутный рудник. Возле озера нас догоняет машина с Томскими номерами, останавливается. Мы с Сашей общаемся с томичами. Мужики посоветовали нам, если получится съездить на Черный Ануй, посмотреть Денисову пещеру и водопады на р. Шинок. У них есть совершенно замечательный путеводитель по Алтаю.

Книга так и называется: "Алтай". Автор: Ле Пти Фюте
Едем дальше. Дорога входит в Красные Ворота, уклон увеличивается. Это узкое ущелье, зажатое скалами красного цвета. Красные они оттого, что здесь есть киноварь (ртутная руда). На спуске, на мокрой щебенке я разгоняюсь до 59.2 км/ч. После выхода из Красных Ворот начинается асфальт, уклон уменьшается. Накрапывает дождик, который, правда заканчивается к моменту достижения нами центра Акташа.
Кушаем в кафе, пьем по бутылочке пивка (все, кроме Петрухи). Тут, правда я сделал ошибку, купил к пиву сухариков, за что и поплатился, сломал кусок зуба. Сухарики оказались слишком твердыми.

[16:10] Выехали на Чуйский тракт. Идем вдоль Чуи. Дорога все время вниз, так что не напрягаясь катим 35-40 км/ч.

[17:00] [58 км] Игорь отстал и остановился. Через 10 минут простоя Петро поехал к нему. Копаются там. Мы с Сашей сидим на травке, смотрим карту, отдыхаем. До Белого Бома ~27 км. Думаю, часа за 1.5 доедем с учетом этого копания.
Оказалось у Игоря рванула камера и разорвала покрышку. Ставили запасную покрышку. Потом сразу Игорь прокололся, клеили, Игорь зашлифовал обод изнутри нулевкой. Потом он оставил старую покрышку на обочине. Заставили вернуться и забрать. В общем, потеряли 1.5 часа.

[19:45] [75.75 км] Белый Бом. Перед Белым Бомом чудесный спуск, на котором разгоняемся до 60. Подлетаем к кафе. Надпись на кафе гласит: "Ак-Боом". Перед кафе сидят трое чехов и безуспешно пытаются уехать в Горно-Алтайск. Решили поужинать в кафе, чтобы не готовить потом. Взяли по бутылочке Ворсинского пива с собой на стоянку.

[20:20] 91.41 км Стоянка. Стали на берегу Чуи в 6 км от Белого Бома. За день сбросили больше 1000 м по высоте.

День 7 (07.08.2002) - Белый Бом - слияние Аргута и Катуни TRP - 61.13 (30) км; AVS - 15.01 км/ч; STP - 4:04

[7:00] Подъем. Петро с утра перебирает заднюю подвеску своего Giant'a. ему нужны две больших шайбы, которых нет у него в ремнаборе. Пришлось их выпиливать надфилем из штока палатки, который кто-то забыл на месте нашей ночевки. Собираемся неспешно. Сегодня по плану около 70 км, из которых 40 - по старой дороге Иня-Тюнгур.

[11:50] [27.83 км] Слияние Чуи и Катуни. Разогнались так, что проскочили точку, где дорога ближе всего проходит к месту слияния. Пришлось съезжать с асфальта и подъезжать к обрыву над Катунью, с которого открылся чудный вид. Вода в Чуе более грязная, чем в Катуни и четко видно две струи, которые потом смешиваются. Красиво.

[12:25] [32.13 км] На тракте стоит указатель "Инегень 22 км". Сворачиваем по нему на грунтовку, которая серпантинчиком спускается к подвесному мосту через Катунь.

Вообще, все мосты через Катунь, которые мы видели в Горном Алтае - подвесные. Говорят, что обычные просто не выдерживают весенних паводков.
Возле моста купаемся и перекусываем. Пока купались - по мосту проехал ГАЗ-53. Честно говоря, впечатляет. Мост одноколейный, т.е. машины одновременно могут ехать только в одну сторону.

[14:15] [41.2 км] Недостроенный мост через Нижний Инегень. Очень жарит солнце, так что приходится купаться. Перед мостом ферма, но мы ее проехали и молочка там не купили. Народ боится, что оно может оказаться энцефалитным. Хе, а на что же мы каждый день по две таблетки Йодантипирина принимаем? А зря, я бы сейчас выпил молочка. Впрочем мне тут же нашлось занятие. Опять пробой. Клеюсь. Оказалось три пробоя, причем все об обод. Потеряли 1.5 часа.

А, еще такой момент: купались как обычно, неглиже. И вдруг откуда не возьмись едет алтаец с женой на УАЗике. А мы же не смотрим, кто там в машине сидит, да и от дороги мы метрах в 20. Покричал алтаец что-то ругательное нам, да и проехал. Боялся видно, что жена его зрелище 4х голых мужиков не вынесет.

[16:00] [45.97 км] Инегень. Магазин есть, но закрыт. Местные ребятишки обещают позвать продавщицу, которая в данный момент то ли на покосе, то ли на огороде. И действительно, минут через 20 она появилась. Докупили печенья на перекусы и поехали дальше.
На выезде из Инегеня встречаем двух мототуристов, которые едут сверху. Помахали друг другу руками и разъехались.
Дорога выводит на покосы. Проехали остатки комбайна, который фотографировал Новиков в 2000м году. Снова пробиваюсь. Пока клеился, прошли местные с покоса, спросили обезбаливающего. Дал ему темпалгина. Едем дальше. Начинается крутой спуск, после которого к ободам нельзя прикоснуться, до того они горячие. На спуске снова пробиваюсь. Меняем заднюю покрышку с передней местами, т.к. на задней с бортировочного шнура уже начинает слазить резина и последний пробой уже шнуром. Теперь у меня сзади 1.95, а впереди - 2.1.
Причина постоянных проколов оказалась банальной - флипер был старый да ещё и слишком узкий. Посему постоянно слазил набок и камера продавливалась об обод отверстиями для спиц. Решил проблему радикально - три оборота изолентой поверх флипера. До конца похода камеры Глебуся нас не беспокоили.

[19:45] [61.13 км] Стоянка. После замены покрышек дорога переходит в тропу, которая местами идет по осыпающейся каменистой полочке над Катунью. Еще остались кое-где подпорные стенки, чтобы дорога не съехала в реку, на скалах видны следы кирок, которыми расширяли полочку. Дорогой не пользуются где-то с пятидесятых годов и она пришла в совершеннейшее запустение. Местами ширина полочки - 70 см. Как здесь ехали ребята на мотоциклах, ума не приложим. А то, что они тут ехали - совершенно точно, т.к. в местах, где грунт влажный видны следы мотоциклетных колес.
Через несколько км ущелье расширяется, слева от нас в Катунь впадает Аргут. Напротив устья Аргута и становимся на полянке.

День 8 (08.08.2002) - Аргут - Кучерла TRP - 43.04 (43.04) км; AVS 10.15 - км/ч; STP - 4:14

[7:30] Подъем. С утра в гости пришел пастух. Предложили ему чаю. Он не отказался. Хороший дед, но поговорить любитель. А может просто из-за того, что поговорить в горах ему не с кем, он решил пообщаться с нами.
У Саши что-то поскрипывает в районе каретки. Посадили ему педали на графитку и подтянули шатуны. Я сходил вниз к Катуни и сделал фото. Здесь река очень красиво изгибается и уходит за гору. До Тюнгура 45-50 км.

[9:55] Выезжаем.

[10:10] [1.5 км] Каменная баба. Это древний дух гор, поставленный здесь древними алтайцами. Таких на всем алтае сохранилось всего несколько штук. Оставляем несколько конфет в качестве приношения.

[11:15] [2.91 км] р. Казнахта. Тропинка теряется и мы решаем не переть наверх, где предположительно она продолжается, а пройти не теряя и не набирая высоты траверсом. Заперлись на сыпуху, но прошли. По дороге подъели крыжовника, который здесь крайне мелкий и в результате спустились к устью р. Казнахта. Перешли речку вброд. Здесь встретили пешеходников из Барнаула. Они тоже двигаются в сторону Тюнгура.

[13:15] [8.10 км] Идем вдоль Катуни, потихоньку забирая вверх. Дорога должна быть сверху. Тропа то есть, то нету. Прем как танки по тайге. По пути заправляемся малиной. Выше видно выемку, это уже похоже на дорогу. Саша идет на разведку. Таки да, это она, но не дорога, а тропа. До нее около 30 м вверх. Выходим на нее. Петро зачем-то поперся низом. Сидим, ждем его. Загораем, благо солнце светит ярко. Почистились от местных репьев. Ждали Петруху минут 20.

[15:00] [14.63 км] Начинается плавный спуск. Тропа заходит в малинник. Я еду последним, вдруг народ останавливается. Подъезжаю. Слышен голос Петра: "все, блин, приехали". Передее колесо пробилось и саморазбортовалось. Петро клеится, остальные едят малину. Кроме малины здесь же обнаружены заросли шиповника (зеленоват), смородины (в самый раз), черемухи. Пока подкреплялись - спугнули косулю.
Петро клеит дырку за дыркой. За раз - 4 дырки, по две на колесо. Да-а, он решил побить мой рекорд по дыркам (у меня было уже где-то 8).

[16:40] [17.21 км] Вышли на дорогу вдоль Катуни. Этому предшетвовал спуск по склону, где Петро решил полетать и пробил себе оба колеса. Теперь одновременно 8 дырок - по 4 в каждом колесе. Блин, хорошо, что обода выдержали. Надо-же? Неделю ни одного прокола и вот те раз! Буду осторожнее. Таймаут 25 минут на поклейку, во время которого мы с Игорем успеваем искупаться, а я еще снимаю с себя клеща, который, правда, не успел присосаться.

[17:10] Проезжаем 200 м и становимся на перекус на полянке на берегу. На горелке быстренько делаем чай, открываем кильку и фасоль. Снова купаемся.
Решено ехать до Тюнгура, до него ~20 км. Дорога идет вдоль реки, небольшие горбики. Катим ~20км/ч. Часто останавливаемся, фотографируем.Встречаем 3 машины, едущие вниз по Катуни. Проезжаем табличку, гласящую о том, что здесь воевал тов. Сухов П.Ф. Так вот где он еще успел повоевать. :)

[20:00] Тюнгур, магазин. Один магазин был открыт. Докупили еды. В магазине пообщалаись с новосибирскими альпинистами, которые спустились с Белухи.
Едем дальше, до моста через Катунь, проезжаем мимо т/б "Высотник" и по укатанной грунтовке уходим на Кучерлу. За поселком Кучерла переезжаем по мосту на правый берег одноименной реки и в 20:35 справа за мостом на довольно-таки грязной полянке ставим лагерь.

Рекорд дня: 12 дырок в колесах у Петра.

День 9 (09.08.2002) - Кучерла - 13 км от моста TRP - 23.26 (23.26) км; AVS - 10.31 км/ч; STP - 2:15

[9:00] Подъем. Сегодня день отдыха. Еще раз детализируем маршрут на вторую часть похода и действия на ближайшие 2 дня - осмотр Белухи.

[12:00] Выход. Вначале едем в Тюнгур в магазин, т.к. вчераз завхоз не закупил все необходимые продукты. Затем заезжаем на Высотник уточнить дорогу к пер. Каратюрек, с которого мы собираемся смотреть на Белуху.

[15:00] [7.25 км] Зашли в аил напротив Высотника, пообедали. Затем идем с Сашей уточнять дорогу. Петро зарядил аккумуляторы в камере.

[16:20] [18.42 км] После моста через Кучерлу дорога уходит от реки на ~500 м, а потом идет параллельно. По дороге поели красной смородины. Через 2.5 км после моста выходим на покосы, откуда открывается вид на массив Катунских белков. Еще через 1 км выходим к реке, где и купаемся, т.к. очень жарко.
Через 200 м дорога переходит в тропу, которая прижимается к скалам. Ехать становится практически невозможно. Кое-где велосипеды приходится нести. Затем тропа спускается вниз к Кучерле. Здесь тропа сильно разбита копытами лошадей. Местами можно ехать.

[18:00] [23.26 км] Становимся на ночевку. Судя по всему мы не дошли до Текелюшки где-то 7 км.
Решаем идти на перевал двумя группами. Я с Игорем и Саша с Петром. Тогда у каждой группы будет чем снимать. Мы с Игорем идем первыми. Выход в 6:00. Прикинули, что на круг нужно около 7 часов. Тогда Саша с Петром успеют сходить завтра. В крайнем случае они пойдут послезавтра. Время у нас есть.

День 10 (10.08.2002) - Кучерла - пер. Каратюрек (1А, 3060)(рад.) (пешком) TRP - 45 (45) км; AVS - 3.75 км/ч; STP - 12:00

[5:45] Выходим. С утра прохладно, +8С. Идем быстрым шагом, тропа набита хорошо. За два часа проходим 9 км. Текелюшки нет, зато есть изба возле которой есть конные туристы и два алтайца. Алтайцы с жестокого бодуна. У одного из них узнаем после долгих расспросов (человек еще не проснулся, да и похмелиться ему хочется), что до Текелюшки еще 2 часа ходу. Ну что же, Петро и Саша сегодня сходить не успеют.

[9:25] [14 км] Устье р. Текелюшка. Отсюда начинается подъем на перевал. Перепад высот 1500 м. Я снимаю полар, штаны. Остаюсь в шортах и футболке. Начинаем подъем. Ущелье в нижней части очень красивое, река ниспадает по ступеням, образуя водопадики. Через 2 часа выходим из зеленой зоны на сыпуху. По сыпухе идет тропа. Темп практически не снижается. Жарко.

[13:00] [22.5 км] Пер. Каратюрек (1А, 3060 м.) На перевале толпы народу. Групп, наверное, 5. На перевале - довольно большая площадка, есть даже огороженные камнями места под палатки. В туре, который на перевале записки нет. Выше перевала есть еще один тур. До него метров 70. Иду к нему, снимаю записку группы из Томска и спускаюсь вниз писать свою.
С перевала чудесный вид, Белуха как на ладони. Виден кусочек Аккемского озера, Аккемская стена прямо напротив нас. Все, решено - я сюда вернусь.

[14:15] Начинаем спуск по пути подъема.

[17:00] Устье р. Текелюшка. По дороге съели с Игорем банку кильки в качестве обеда.

[21:00] [45 км] Наконец-то лагерь. Ноги изрядно подргужены. Ужин и спать. Утром идут Петро и Саша.

День 11 (11.08.2002) - Дневка TRP - 0 км

Сегодня Саша с Петром пошли на перевал. Мы с Игорем в лагере. Поели, постирались. Жарко. Ребята должны прийти часов в 9 вечера, как и мы. Делать нечего, просто совершенно. Раз нечего делать, значит надо чистить оружие, т.е. велосипед. Помыли, смазали цепи. Вечером совершенно загадочным образом образовалась дырка в задней камере. Пришлось клеить.
Саша и Петро пришли в 18:15. Они спускались не по пути подъема, а с перевала по хорошо просматривающейся тропе, которая забирает вправо пошли через метеостанцию и спустились к каменной избе, а затем на тропу вдоль Кучерлы. Так короче. Да и привалов они почти не делали. Пришли довольные, но с мокрыми ногами, т.к. у них было несколько бродов. Вечером отметили перевал спиртом из аптечки. Спать легли в 22:00.

День 12 (12.08.2002) - р. Кучерла - Усть Кокса (р. Малая Громотуха) TRP - 85.50 (58) км; AVS - 16.75 км/ч; STP - 5:06

[7:00] Подъем. На завтрак снова Мивина.

[8:55] Выход. Вниз слетели быстро. В 10:20 уже сидели в аиле возле т/б "Высотник". Потом подкупили продуктов. Часть продуктов купили в пос. Кучерла. Там магазин утром работает.

[12:00] [30.0 км] Катанда. Есть магазин и он работает. Неплохой выбор продуктов.

[13:45] [47.3 км] Урочище Сухой Лог. Дорога идет вверх-вниз. После очередного подъема становимся на привал. Судя по карте дорога дальше прямая как стрела и ровная.

[14:28] [54.46 км] Начался асфальт.

[15:00] [68.62 км] Крутим против сильного ветра (~7 м/с). Ветер задалбывает, еду, пою про себя песенки. Игорь поотстал, мы втроем едем плотной группой, первый меняется через километр. Так легче и физически и психологически.

[16:03] [81 км] Усть-Кокса. Заходим в дом-музей алтайской культуры, покупаем с Сашей хомусы (он же варган). В центре зашли в кафе, перекусили. Непонятно только зачем, т.к. скоро стоянка и ужин. Это все Петро вечноголодный, хотя уже не студент. Да и покушали не очень. На выезде из Усть-Коксы асфальт закончился и начал накрапывать дождь.

[18:45] [85.37 км] Начало подъема на перевал Громотуха, о чем свидетельствует табличка на обочине. Стали на ночевку в 150 м вверх по р. Малая Громотуха.

День 13 (13.08.2002) - р. Малая Громотуха - р. Чарыш TRP - 108.76 (20) км; AVS - 17.80 км/ч; STP - 6:06

[7:15] Подъем. Всю ночь шел дождь. С утра все мокрое. Готовим завтрак на горелке.

[9:00] Выход. Перевал оказался совсем несложным, всего два подъема метров по 300. После перевала идет кусок асфальта длиной около 4 км.

[10:15] [14.3 км] р. Тюгурок. Раздача изюма и арахиса. На поляне, где происходит раздача лежит красивая коряга. Фотографирую ее.

[13:00] [50.43 км] Абай. Зашли в магазин, купили хлеба. Пообедали.

[15:30] [69 км] Сугаш. Привал.

[16:50] [80.82 км] Пер. Кырлыкский. Длинный тягун. Ветер стих и потеплело. Ехать стало приятней. Асфальт кончился после Сугаша.

[18:00] [100 км] Кырлык проехали не останавливаясь. В поселке был кусочек асфальта.

[18:30] [108.76 км] Река Чарыш. Полчаса на поиски места и становимся на правом (орогр.) берегу речки в 100 м ниже моста. Место хорошее, только много комаров, которые, впрочем исчезают с вечерней прохладой.

День 14 (14.08.2002) - р. Чарыш - р. Шинок TRP - 82.61 (27.7) км; AVS - 21.01 км/ч; STP - 3:56

[7:00] Подъем. С утра делаем ТО технике.

[10:15] Выход. Сегодня нам ехать немного, около 70 км. Вначале вниз по течению, а потом, от Усть-Кана - вверх, на пер. Келейский.

[10:30] [2.5 км] Начинается асфальт.

[10:45] [7.5 км] Алтайское кафе. Поели лагмана, картошечки.

[11:50] [13.7 км] Усть-Кан, центральная площадь. Много магазинов. Есть мороженое.

[30.2 км] Деревня Яконур. Здесь кончается асфальт. Дорога плавно забирает вверх. До перевала Келейский - 17 км.

[14:50] [44.75 км] Пер. Келейский. После перевала длинный спуск. У меня MAX - 74.2 км/ч, у Петра - 79.8.

[15:20] [59.25 км] Проехали село Усть-Мута. За селом на берегу реки делаем перекус. На перекус у нас сегодня бутерброды с сыром (!). Дорога дальше идет вниз. За час должны доехать до Черного Ануя.
В Усть-Муте на нас выскочили две собаки. Я хотел немного вильнуть в их сторону, но сделал это слишком резко и на мелком гравии исполнил танец взбесившегося велосипеда. Но не упал.

[17:15] Черный Ануй. Купили пару буханок хлеба. Через пару километров после Черного Ануя - граница Республики Алтай и Алтайского Края. Еще через 4 км - Денисова пещера. Она известна тем, что в ней найдена самая древняя стоянка первобытного человека на Алтае.
Посмотрели пещеру, пообщались с археологами. Завтра пойдем смотреть водопады на р. Шинок. Говорят очень красивые.

[19:30] [82.61 км] Становимся на стоянку в ущелье р. Шинок выше Ануя в 700 м, сразу после брода через речку. Погода - весь день светило солнце.

День 15 (15.08.2002) - р. Шинок. Дневка. Выход на водопады. TRP - 40 (пешком) км

[7:30] Подъем. С утра моросит дождик, погода мерзакая. Желающие (я и Саша) идем на водопады Петро к археологам, заряжать камеру, Игорь в лагере.

[8:45] Выходим. Дорога идет по ущелью реки, многократно пересекая ее. После 2го брода ноги мокрые у Саши, после 4го - у меня. Через 1 час выходим к избушке (видимо старый кош). Внутри буржуйка, нары с сеном. Сфотографировались и пошли дальше. Еще через 1 час - кордон. Здесь заказник. Нас записали в тетрадку и пустили бесплатно, хотя нам говорили, что за вход берут денежку. Еще минут 30 и мы у первого водопада. Он совсем маленький, пару метров высотой. До второго водопада от первого - 10 минут ходу. Он уже повыше, как нам говорили - 25 метров в высоту. Идем к третьему. До него идти минут 20, причем нужно карабкаться по крутой тропе, цепляясь за корни деревьев. Этот водопад самый высокий, заявлен как 75-метровый.

[13:15] Кушаем шоколадку, по прянику, я купаюсь в ванне под водопадом. Подходит компания ребят, которых мы обогнали на подъеме. Достают консервы, хлеб, водку (!). Как они думают спускаться? Сидим еще минут 10, я обуваюсь и начинаем спуск. На спуске встречаем компанию туристов, в которой местная женщина рассказала нам об этих местах.
Оказывается по Аную проходил Будда, когда шел к Белухе во время своих странствий. Здесь был Рерих и даже сделал набросок Денисовой пещеры.

[17:15] Мы в лагере. Ноги абсолютно мокрые (50 бродов - не шутка). Здесь нас ожидает вкусный супчик с рыбой, а потом мы варим какао и начинаем сушиться.

День 16 (16.08.2002) - р. Шинок - полонина Неизвестная. TRP - 45.03 (45.03) (моих - 92.66) км; AVS - 14.64 км/ч; STP - 6:19

[7:00] Подъем. С утра не жарко, +8С. Собираемся неспешно, пробег сегодня небольшой. Началась матрасная часть похода.

[9:30] Выезжаем. Едем небыстро, фотографируем. На противоположном берегу Ануя видно пещеру типа Денисовой.

[10:45] [15.5 км] Поворот на Степное. Светит солнышко, тепло. Через 1.5 км после поворота сворачиваем к озерцу, сушимся. Игорь купается.

[12:00] [23.8 км] Степное, магазин. Пджидаем Игоря с Петром. Я обнаруживаю утерю ножика и решаю вернуться за ним на стоянку. Ножа я не нашел и поехал обратно.

[16:30] [70 км] Степное, магазин.

[17:00] Родник по дороге на Демино. Ребята ждут меня здесь. В Демино начинается раздолбанная грунтовка, по которой ходят коровы. Доезжаем до коша, у которого поворачиваем на север. Дорога настолько плохая, что ехать практически нельзя. Идем пешком. Поднимаемся на перевальчик. После перевала дорога, которую почти не видно идет по полонине. Идем по азимуту. Через 1 час и ~3 км выходим на набитую дорогу, которая идет по хребту кругом. Едем по ней. Доезжаем до ручья и за ним, на полонине в 21:00 становимся.

День 17 (17.08.2002) - Полонина неизвестная - Казанка TRP - 45.93 (45.93, пешком - 5) км; AVS - 9.60 км/ч; STP - 4:46

[7:00] Вокруг высокотравье, трава вся мокрая от росы. Собираемся, попутно просушивая вещи.

[10:00] Выходим. Двигаемся по дороге, которая то появляется, то теряется. Через 30 мин. и 2 км выходим на перевал. То, что это перевал видно по ленточкам на деревьях. Здесь есть родник. Дальше есть некоторое подобие тропы вниз по ручью от родника. По ней мы и идем, т.к. ехать нельзя. За 1.5 часа проходим 3.5 км вниз и выходим к броду через речку Б. Тихая. Здесь дорога появляется и раздваивается. Направо - Куяган, налево - пос. Новая Жизнь. Волевым решением командира идем налево, т.к. неизвестно, что за дорога идет через горы в Куяган, а от Новой Жизни можно проехать по грейдеру.

[13:30] [12.5 км] Кош. Общаемся с пастухом, который говорит нам, что на Куяган через горы есть нормальная дорога. Ну и бог с ней. Едем дальше. Дорога разбита коровами. Но едем, а не идем.

[17.8 км] Выезжаем на грейдер. Ура!

[25.6 км] Новая Жизнь. Магазины все закрыты, но у местного пасечника дома мини-магазин. Берем сахар, пряники. Хозяйка нас угостила 3 литрами молока, которое мы под пряники тут же и рубанули.
Петро просит техническую полудневку, т.к. у него что-то с задней перекидкой. Едем, рисматривая место для ночевки. Едем на Куяган, но через Казанку. Это - крюк. Мест для ночевки нет. Переваливаем небольшой водораздельчик и пролетаем Казанку. Через 1 км есть ответвление дороги направо через речку, проехав по которой 100 м на поляне под березками в 18:00 мы и становимся.

День 18 (18.08.2002) - Казанка - Алтайское TRP - 64.88 (56.0) км; AVS - 18.74 км/ч; STP - 3:27

[7:00] Встаем. С утра проводим техническую полудневку, т.к. вечером не успели.

[12:00] Выезжаем. Управились быстро. На въезде в Куяган я пробиваюсь. 3 дырки в заднем колесе. Клеюсь, но при достижении определенного давления камера начинает травить. В морг. Ставлю запаску.

[13:20] [8.76 км] Куяган, магазин. Подкупаемся, кушаем мороженое и в 14:20 едем дальше, на Алтайское. Первые 20 км дорога идет вверх на небольшой перевальчик.

[16:36] [36.5 км] Перевал. Трудными оказались последние 1.5 км подъема. Все-таки 18й день. Дальше дорога идет вниз до самого Алтайского.

[17:30] [56.0 км] Въезжаем в Алтайское. Едем до поворота на Ая. В Алтайском начинается асфальт. Переезжаем черз мост, после моста через 1 км покупаем яблоки. На выезде из Алтайского возле таблички "Доброго пути", за озером сворачиваем налево и по грунтовке спускаемся к речке, где в 18:30 ставим лагерь.

День 19 (19.08.2002) - Алтайское - Шульгин Лог TRP - 90.98 (2) км; AVS - 18.56 км/ч; STP - 4:54

[10:00] Выезд. Дорога идет на перевал. Потихоньку забираем наверх. Ехать легко. Асфальт хороший. Последние 500 м перед перевалом асфальт кончается и начинается уклон 10%.

[10:50] [10.6 км] Пер. Бирюкойнский. После перевала 500 м идет грейдер, потом снова начинается асфальт. Дорога снова забирает вверх. Маленький несложный перевал. С него мы скатываемся в Ая.

[14:00] [45.5 км] Ая. Заскакиваем в магазинчик и двигаем на озеро. Озеро типа Синевира, куча народу. Одним словом - курортная зона. Водичка в озере теплая, купаемся.
Отсюда нам ехать вверх по Катуни до моста, затем на правый берег Катуни, а затем после Маймы снова на левый берег. Еще 40 км на сегодня.
Выезжаем на Чуйский тракт, через подвесной мост. Мост автомобильный, однопутный. На въездах на мост стоят светофоры, чтобы регулировать движение. Мы снова в Республике Алтай.

[17:00] Майма. В Майме набирам чистой воды, т.к. в Катуни вода очень грязная и пить ее нежелательно. Едем до поворота на Платово. На Платово заезжаем по аналогичному подвесному мосту. После Платово едем на Шульгин Лог. Это 10 км. Дорога - асфальт.

[18:00] [88.7 км] Первые домики деревни. Перед ними сворачиваем направо, к Катуни. Выходим к небольшой протоке, переходим ее вброд и двигаем по острову направо (вверх по течению). В конце острова под большим тополем в 18:00 становимся.

День 20 (20.08.2002) - Шульгин Лог - Шульгинка TRP - 86.98 (55) км; AVS - 17.94 км/ч; STP - 4:50

[10:00] Выходим. Снова брод рукава Катуни выходим на трассу. По трассе едем до конца деревни, потом дорога уходит влево, мы же едем прямо.

[6.61 км] Асфальт кончился.

[11:00] [15.14 км] Хуторки. Отсюда идет полевая дорога на Талицу. Это 20 км.

[12:15] [31.2 км] Делаем привал на берегу Катуни. Здесь скальный выход, хорошо заходить в воду. Отдыхаем полчаса. Я обнаруживаю, что у меня травит заднее колесо. Разбираю, клею.

[13:00] Талица. Покупаем минералки, едем дальше.

[15:00] [56.5 км] За 8 км до Красного Яра у меня пробой камеры сзади. Вынимаю камеру, не травит. Ставлю другую. Проезжаю 500 м - спускает. Снова меняю. Ищу дырку, нахожу маленькую, клею. Еще 500 м. Спускает. Ставлю третью. Держит. Нормально, до Бийска доеду.

[16:30] [65.7 км] Красный Яр. Заходим в магазин. Отрываемся по мороженому. Петро нашел апельсин, который видимо кто-то потерял, когда сюда в последний раз завозили апельсины. Чистим его, он не гнилой, слегка подсушеный. Делим и съедаем. Это, наверное, самый вкусный апельсин, который я ел в своей жизни.

[74.5 км] Шульгинка. Асфальт закончился. Едем по грейдеру на Заречное, а оттуда к мосту через р. Талица. Дорога засыпана крупной щебенкой. Ехать не очень хорошо. Стараемся ехать по тропинке параллейльно дороге.

[18:00] р. Талица, мост. Переезжаем мост и справа, в 50 м от дороги становимся.

День 21 (21.08.2002) - Шульгинка - Бийск TRP - 39.77 (7.68) км; AVS - 19.29 км/ч; STP - 2:03

[7:30] Подъем. Ночью прошел дождь, тенты мокрые. Завтракаем.

[9:20] Выезжаем. Дорога - грейдер. Идем против сильного ветра.

[10:05] [7.68 км] Начался асфальт. На большой клумбе сворачиваем направо, к Бийску. Здесь ветер вначале боковой, а после поворота дороги - попутный. Летим 30 км/ч.

[10:40] Въезжаем в Бийск. Едем снова через Коммунальный мост, после моста по уже знакомой дороге на вокзал.

[11:20] г. Бийск, ж/д вокзал. Круг замкнулся. Звоним домой, идем в кассу за багажными квитанциями, чистим велосипеды. Поход закончен. Предстоит дорога домой.

2008-10-26 23:11:34 | елена | E-Mail
спасибо,очень интересно,может быть и я по этому маршруту проеду когда-нибудь.