зимние тренировки на скалах

Отчет о пеше-водном походе по Карелии (кряж Ветреный Пояс): реки Олова, Илекса, Нижняя Охтома, Выг :: 2021

Отчет о пеше-водном походе по восточной части Карелии (кряж Ветреный Пояс):
реки Олова, Илекса, Нижняя Охтома, Выг

Справочные сведения о походе

Сроки: 30 мая – 11 июня 2021

Нитка маршрута

ст. Куша – г. Оловгора – г. 346 м. - р. Олова – р. Илекса – р. Нижняя Охтома – волок на Выг – р. Верхний Выг – оз. Выгозеро – ст. Сегежа

Протяженность маршрута: 430 км.

Маршрут на карте:

Состав группы

• Бекетов Константин (Санкт-Петербург)
  • Ульяненков Максим (Москва)

О маршруте

Целью маршрута было посещение высших точек Ветреного Пояса (Оловгора, 344 м, и отметка 347 м), а также прохождение реки Верхний Выг. Несмотря на близость к хорошо известным и популярным районам Карелии и Архангельской области, информации и фотографий по этим участкам маршрута было очень мало. Отчасти наш поход должен восполнить этот пробел.

О снаряжении

Мы использовали байдарку производства Акваграфика, модель Гарпун 4,9. Ее снаряженная масса около 17 кг, таким образом, на пеших участках маршрута вес сплавного снаряжения на одного человека составлял порядка 11 кг (половина байдарки, весло, спасжилет, драйтоп). Байдарка выбрана осознанно, поскольку маршрут предполагал сплав по рекам с низкой скоростью течения и пересечение очень крупного Выгозера. На пакрафтах, пусть и замечательно легких на пешке, наш маршрут длился бы целую вечность.

Бивачное снаряжение достаточно стандартное. Готовили все время на газу (самостоятельно заправленные баллоны), используя MSR Reactor для кипячения и маленькую легкую горелку для варки. Костер ни разу не разжигали за ненадобностью (было очень тепло, за весь поход не упало ни капли дождя, сушиться и греться необходимости не возникало). За поход потратили 2 баллона по 450 гр. Из кострового хозяйства, если бы таковое понадобилось, брали легкую складную ножовку и газовый резак «под резьбу» для разжигания.

На пешеходных участках шли с телескопическими палками. Для защиты от кровососущих применяли репелленты и накомарники.

Для обеспечения приборов электричеством использовали солнечную батарею. Навигация с помощью Garmin GPSMap 66st с закаченными в формате jnx спутниковыми снимками и топографическими картами. Для экстренной связи на маршруте брали спутниковый телефон. Фотографии в основном сделаны на iPhone.

байдарка Акваграфика Гарпун 4,9 Корпус лодки и два упаковочных ремня 10100 г. Каркас в упаковке сумма 3580 г. Две спинки 340 г. Два надувных сидения 1180 г. Помпа ножная с переходником 720 грамм, ремнабор, 400 грамм, заглушка багажного отсека 130 грамм. в сумме 17 кг
палатка NatureHike Hiby 3 Внешняя палатка: 910 г Внутренняя палатка: 620 г Каркас: 880 г мокрая 2800 гр
MSR Reactor 1,7 л     480 гр

характеристика участка, способы передвижения

км
30.05.21 1 Ст. Куша – р. Кушерека Пешком по грунтовой дороге 1,5
31.05.21 2 р. Кушерека – г. Оловгора – р. Олова Пешком по грунтовой дороге, 14 км проехали на попутной машине. Радиальное восхождение на Оловгору – заболоченная еловая тайга, каменные осыпи, участки разрушенных скал 42 (28)
01.06.21 3 г. 347 м. – р. Олова Радиальное восхождение к отметке 347 м. – старая лесовозная дорога, затем заболоченная еловая тайга, мшистые каменные осыпи, участки разрушенных скал. Далее движение по дороге с заболоченными участками и бродами. 28
02.06.21 4 р. Олова – р. Илекса В начале сплава по Олове бобровые плотины, узкие протоки в кустах. Небольшие мелководные перекаты. На Илексе спокойное слабое течение, отдельные несложные шиверы. 51
03.06.21 5 р. Илекса Сплав по неспешной Илексе. Встречаются несложные шиверы 53,5
04.06.21 6 р. Илекса – р.Нижняя Охтома – оз. Нельмозеро Лузский порог заметно более мощный, чем остальные на Илексе. Подъем по реке Нижняя Охтома на веслах против очень слабого течения. 39
05.06.21 7 оз. Нельмозеро – волок – прав. приток р. Выг Движение пешком по сильно заболоченной таежной местности. Много открытых топких болот. 13
06.06.21 8 Оз. Нижнее – р. Выг Пешком по болоту оставшиеся 700 метров волока, затем сплав по узкой извилистой реке Выг с заметным течением и несколькими бобровыми плотинами. Перед и после впадения справа р. Умба участок мелководных шивер. 32
07.06.21 9 р. Выг – дер. Сергиево - р. Выг Ниже моста в Сергиево протяженный порожистый участок; просмотр не требуется. 42
08.06.21 10 р. Выг – дер. Огорелыши – устье р. Выг Ниже моста в Огорелышах второй порожистый участок на реке; для порога Частокол требуется просмотр. Ниже после протяженного плеса перед устьем реки еще один заметный порог Пыжинский. 55
09.06.21 11 оз. Выгозеро Движение на байдарке по крупному водоему с большим количеством островов. 41
10.06.21 12 оз. Выгозеро Движение на байдарке по крупному водоему. Требуется пересечь большой открытый участок между островами. 18
11.06.21 13 оз. Выгозеро – ст. Сегежа Движение на байдарке по озеру с большим количеством островов. 15

Описание маршрута

30 мая

До точки старта маршрута доехали на поезде с короткой пересадкой в Беломорске. Это был наиболее удобный вариант с наименьшими затратами времени. В Кушу приехали поздно вечером, немного отошли от станционного поселка и заночевали на правом берегу Кушереки, на небольшом тупиковом отвороте от основной дороги. Погода сухая, прохладная, ночью +4°С.

31 мая

Вышли обратно на дорогу, и почти сразу нас нагнал фургон. Удалось проехать около 14 км в нужную сторону; дальше у водителя были, по его выражению, «делишки» в лесу. А мы потопали дальше. На небе переменная облачность, днем потеплело до +17°С. Идти с тяжелыми рюкзаками жарко и тяжело. Дорога скучная, идет среди густого смешанного леса, поднявшегося на месте сплошных вырубок. Иногда открытые болота вносят разнообразие и прохладный ветерок.

К обеду дошли до отворота направо на Парманжу (популярный вариант заброски в бассейн Илексы) и моста через Малошуйка. Речка в этом месте вполне сплавная (фото 1), завалов не видно, но что там ниже по течению – неизвестно.

После обеда возобновили движение по дороге, за несколько переходов прошли оставшиеся 11 километров до Оловгоры. Начиная с моста через Малошуйку, чувствуется постоянный подъем на кряж Ветреный Пояс, но очень пологий. Дорога огибает Оловгору с юга-запада; в точке, откуда расстояние до вершины было минимальным, оставили рюкзаки и налегке отправились на восхождение.

От дороги до вершины напрямик 500 метров. Первые пару сотен метров пологий подъем по густому заболоченному лесу, затем начинаются скальные выходы и участки осыпей (фото 2, фото 3). В какой-то момент есть точка с панорамным видом (фото 4). На вершине, которая выражена не явно и нашлась только с помощью навигатора, геодезический знак (фото 5). Высота 344 м. Когда-то здесь была деревянная вышка, но она давно упала и сгнила.

Описав круг по вершинному плато Оловгоры, вернулись на дорогу в месте ее развилки и сходили за своими рюкзаками. К сплаву нам идти по основной (южной) дороге, но в наших планах утром прогуляться к одной из высших точек Ветреного Пояса, отметке 347 м. Для этого надо идти по юго-восточному ответвлению дороги. Прошли 800 метров до моста через истоки реки Олова, и сразу за мостом обнаружили отличную стоянку на правом отвороте к бывшему карьеру. Здесь большая ровная поляна, на которой мы встали на ночлег. Ночь прохладная, переменная облачность, +4°С.

1 июня

Утром оставили палатку на месте стоянки и пошли по старой дороге. Дорога тупиковая, ведет на вырубки, огибая с севера большое болото. Неподалеку от этой дороги есть отметки высот 346 и 347 м, вторая по всей видимости является высшей точкой кряжа и с недавних пор носит имя Карбасникова, в честь первооткрывателя Ветреного Пояса. Но мы решили смалодушничать, и ограничиться посещением более близкой вершины на 1 метр ниже.

Путь к вершине в целом аналогичен вчерашнему походу к Оловгоре, но только в два раза длиннее, а осыпи и скалы здесь меньше (фото 6). Никакого вида с горы не открывается, сама вершина никак не выражена среди каменистого плато, заросшего низким еловым лесом.

Вернулись в свой лагерь, позавтракали и собрались. Снова вышли к основной дороге, и по ней отправились в южном направлении к началу сплава по реке Олове. Вплоть до глобальной смены направления на западное дорога сухая (фото 7), а затем пересекает несколько болот, и весной дорожное полотно затоплено. Броды по щиколотку, оставить обувь сухой не получается.

В конце концов дорога приводит к мосту через Олову. Слева большая поляна с навесом и аншлагом Водлозерского национального парка (фото 8). Около навеса мы поставили палатку, на поляне собрали байдарку. Вечером +18°С, к ночи похолодало до +2°С.

2 июня

Утром и затем весь день солнечно, +18°С. Начинаем первую сплавную часть маршрута. Река Олова возле стоянки имеет ширину от 5 до 10 метров (фото 9). Течение спокойное, завалы пропилены рыбаками. Ниже начинаются меандры в болоте. Попадается одна или две бобровые плотины, через которые лодку удается просто перекинуть (фото 10). За редкими исключениями, берега реки низкие и заболоченные, не пригодные для стоянки (фото 11). В 5 км от старта река проходит через заросли кустов, разбиваясь на несколько совсем узких проток, - мы с трудом протиснулись на байдарке.

Затем, после озера Оловозеро, на реке участок с высокими берегами и мелководными, но более-менее проходимыми перекатами. При впадении левого притока, ручья Масляный, на правом берегу оборудованная стоянка нацпарка (по факту – просто кострище). Здесь мы остановились на обед.

Ниже Олова расширяется и медленно течет в болотных берегах до впадения в Илексу. Русло Илексы раза в два шире Оловы, а берега более высокие и сухие, поросшие преимущественно еловым или смешанным лесом. Развлечений особо никаких нет – для завалов река слишком широка, а обозначенные на карте пороги Пивпорог, Ухтинские и другие на деле представляют собой несколько камней в русле, травянистые острова и небольшое ускорение течения (фото 14). Пройдя 25 км вниз по Илексе, начали искать место для стоянки. Надежды на урочище под названием Карельские Избы не оправдались, никаких предполагаемых удобных полян на месте бывших построек не обнаружилось, в итоге заночевали просто в захламленном лесу в паре км ниже урочища. Первые несколько метров от берега реки хорошо дренируются и здесь сухо, а дальше сразу начинается влажный лес.

3 июня

Ночь теплая, +7°С, а днем воздух прогрелся до +25°С; солнечно. Продолжаем сплав по Илексе. Через 5 км от стоянки интересный феномен, река разделяется узкими длинными островами на два рукава, и так на протяжении пары км. Это место так и называется: «урочище Двойная река». На островах есть стоянки, надо было вчера дотянуть, но кто ж знал...

На впадении Чусреки (слева) стоянка нацпарка, на краю обширного безлесного болота. Ниже перед впадением в озеро Тун Илекса образует несколько проток с неожиданно быстрым течением. Согласно лоции, прошли в третью по счету правую протоку. Но вообще в высокую воду можно пройти и другими путями, все протоки хорошо видны на спутниковом снимке. Судя по описаниям, летом озеро Тун сильно зарастает водной растительностью, но сейчас ее еще нет.

Озеро пересекли в южном направлении к истоку Илексы. Река здесь становится уже очень широкой. Через 2 км на левом берегу кордон нацпарка – несколько домов, баня и веранда с кухней. При нас кордон пустовал. Далее идут характерные, круто обрывающиеся песчаные берега. Справа впадает Пигоручей, через 2 км на правом берегу оборудованная стоянка, здесь мы остановились на обед. Еще через 3 км на левом берегу на гряде, отделяющей от реки озеро Мельничное, расположены 2 большие добротные избы, закрытые на замки (фото 15). Видимо, они имеют какое-то отношение к нацпарку. Вскоре начинается Мельничный порог протяженностью более 1 км; он несколько мощнее, чем предыдущие, но осмотр не требуется. За порогом слева - протока в оз. Мельничное. Через несколько км слева вплотную подходит озеро Носовское, а еще через 2 км Илекса разделяется на два рукава. Правый коротким путем ведет к кордону нацпарка на северном берегу озера Монастырское (урочище Юрьевы Горы), а левый позволяет его миновать.

После выхода в озеро Монастырское движение в южном направлении к широкому проливу в озеро Ик. Илекса вытекает из него двумя рукавами, более короткий путь слева. Через 1 км от истока на левом берегу оборудованная стоянка с навесом, здесь мы остановились на ночлег (фото 17).

4 июня

Ночью +9°С, днем +27°С. Жаркая солнечная погода. Первые 6-7 км гребем по широкой скучной реке до разделения на протоки. Основная правая, хотя при высокой воде можно пройти и слева. Правая протока после замысловатого крутого зигзага приводит к Лузскому порогу. Это достаточно мощная и протяженная шивера с обилием камней. Где-то мы здесь пробили дно байдарки, так что через пару км пришлось причалить на низкий левый берег и заклеить дырку в пару см.

Дальше река входит в озеро Лузское, держаться нужно правого берега; все озеро остается по левую руку, и почти сразу снова исток реки. Илекса здесь очень широкая. После крутого левого поворота и островов слева стоянка под сравнительно высокой грядой с сосновым лесом. Здесь у нас остановка на обед. Через 1 км справа впадает Нижняя Охтома, поворачиваем в нее. Река в 4 раза уже Илексы, течение едва заметное, берега в основном болотистые. Незадолго до Нельмозера справа впадает река Ельга, которая шире основной реки, важно не перепутать и пойти влево.

Нельмозеро окружено в основном болотистыми берегами, плывем в северо-западный конец озера к устью реки Пога в надежде найти там место для ночлега и антистапеля перед грядущим волоком в бассейн Выга. Для этого нам логично ночевать на западном берегу озера, чтобы минимизировать пешую часть. Однако, на западном берегу и в устье Поги сплошное болото (фото 18), в конце концов после нескольких попыток найти сухое место, вернулись на восточный берег, где у воды есть полоса сухого песчаного берега с сосновым лесом. В 200 метрах вглубь суши в направлении к озеру Северное начинается сухая гряда с поваленным ветром сосновым лесом.

После нескольких жарких дней появилось немало комаров, в этом плане наша стоянка у самой воды на продуваемом берегу озера оказалась выигрышнее, чем в заболоченном лесу.

5 июня

Ночь рекордно теплая, +12°С, днем жара +27°С. Для волока с тяжелыми рюкзаками хотелось бы погоду попрохладнее, но в небесной канцелярии придерживались другого мнения.

Утром разобрали байдарку, упаковались. Северный залив Нельмозера обошли вначале по цепочке сухих грив, потом просто по болотам. По гривам оказалось идти труднее из-за обширных ветровалов (фото 19, это самый простой вариант). Речку Пога перешли по бобровой плотине, которую приметили еще вчера при попытках найти место для стоянки.

Дальше движение в западном направлении по обширным открытым болотам и еловым перелескам. Местность крайне глухая, нет никаких следов пребывания человека, даже просек и прочей таксации. Следов животных тоже нет, видимо из-за отсутствия на всем протяжении волока питьевой воды. Между Нельмозером и озерами в истоке Верхнего Выга проходит Беломорско-Балтийский водораздел, и местность крайне заболочена, но не имеет выраженного стока. Наименьшее расстояние между водными системами находится в самом истоке Выга, - от берега озера Верхотинного до русла Верхней Охтомы напрямик всего 2 км, но вытекающий из Верхотинного ручей совершенно не судоходен, да и подъем по Верхней Охтоме затруднителен. Верхний Выг становится достаточно полноводным и проходимым на байдарке после озера Нижнее, поэтому осуществлять волок надо именно на это озеро.

На болотах жарко, досаждают комары (фото 20). Мучает жажда. Во второй части волока болота становятся более глубокими и тяжелыми для прохождения, глубина иногда по колено. Перед озером Нижнее появляется выраженный ручей с более-менее пристойной водой. На северном его берегу возвышенность с сухим еловым лесом, а ближе к озеру сплошное болото без возможностей поставить палатку. Решаем заночевать здесь, в 800 метрах от цели, с вечера собрать байдарку и утром волоком (наподобие санок) протащить ее к озеру для начала сплава.

6 июня

Ночью +11°С, днем +18°С. От места ночлега тащим собранную лодку по болоту к озеру Нижнее (фото 21). Это оказалось на удивление не так и трудно сделать (хотя идти так весь волок, 14 км, точно неразумно).

Наконец, встали на воду уже в бассейне Белого моря. С воды видно, что западный берег озера Нижнее более высокий, теоретически там можно ночевать. Еще возможное место стоянки есть на южном мысу. Восточный берег целиком заболоченный.

Верхний Выг на выходе из озера – широкая канава в камышах и осоке (фото 22). Иногда река убыстряется в сужениях русла, но везде проходима. Видно, что некоторые кусты спилены рыбаками на лодках, которые, по всей видимости, поднимались откуда-то снизу. Пару раз попадались бобровые плотины, через которые байдарку мы просто перекинули. Местами река, наоборот, значительно расширяется, это приводит к иллюзии ее многоводности. О том, что это не так, мы начали догадываться за пару км до впадения правого притока Умба. На Выге начинаются каменистые мелководные шиверы (фото 23), которые даже в начале лета уже требуют проводок.

Перед впадением Умбы на правом берегу изба (фото 24), возле которой мы пообедали за деревянным столом. Умба не сильно прибавляет Выгу воды, ниже слияния некоторое время продолжаются шиверы и перекаты (фото 25). Вероятно, в пик паводка здесь будет интересный сплав, но в начале лета воды уже маловато.

Пройдя суровую, с поворотом на 180°, излучину Выга, в которую впадает приток Икша, на высоком правом берегу очередного переката встали на ночевку. На карте перед этим местом реку пересекает дорога, но она не сохранилась, как и мост.

7 июня

Ночью +7°С, днем +16°С. На протяжении 25 км до деревни Сергиево на реке никаких приключений, не считая нескольких простых мелководных порожков. По берегам начинают попадаться рыбацкие избушки, стоянки, и сами рыбаки. Перед Сергиево справа впадает крупный приток Ковжа, на берегу лодки, впереди мост с заметной издалека беседкой на правом берегу. Перед беседкой пляж, на нем обедаем и ходим в магазин в деревню (фото 26, фото 27). Магазин работает по какому-то витиеватому графику, пришлось подождать открытия.

Под мостом автомобильной дороги порог, мало воды, чистый проход вплотную к средним опорам моста. Ниже река постепенно разгоняется, начинается первый порожистый участок на Верхнем Выге. Наиболее значительный порог на этом участке – Семеновский, в 5 км от моста в Сергиево. Осмотр не требуется, все препятствия можно идти сходу. Ориентиром того, что порожистый участок заканчивается, служит впадение справа реки Лекса. Ниже через 4 км только еще один простой порог Мельничный, и дальше на 22 км протянулся Даниловский плес.

На ночлег остановились в начале этого плесового участка, через 2 км после Мельничного порога, на хороших ровных полянах левого берега. Похоже, здесь раньше был какой-то населенный пункт, но от построек ничего не осталось.

8 июня

Ночь прохладная, +2°С, днем свыше +20°С. Солнечно.

Через 8 км от места ночлега на левом берегу дома деревни Данилово. В окрестности деревни когда-то находился Даниловский монастырь, центр старообрядческой республики Выгореция. Еще через 7 км реку пересекает длинный деревянный мост автодороги на Огорелыши (фото 28). Говорят, что это самый длинный деревянный мост в Карелии (но, например, во Владимирской области есть и длиннее, не говоря уже про Японию и Мьянму).

Через 5 км после длинного моста начинается вторая серия порогов. Но первые 10 км этого участка ничего примечательного в себе не несут; несколько порогов с собственными именами сложности не представляют и проходятся без просмотра (фото 29, - каменная стенка на левом берегу на входе в порог Шихов). Перед впадением правого притока Овыть в русле два больших лесистых острова, это ориентир начала порога Частокол, самого сложного и красивого на реке, и его нужно просмотреть. Для этого надо пройти справа от лесистых островов и пристать непосредственно перед началом порога к плоскому скалистому острову, разделяющему русло на два рукава. Основной – правый, слева воды совсем мало. Есть еще совсем левая протока, которая огибает слева лесистые острова, но она тоже маловодная. В основной правой протоке на входе несколько небольших сливов, затем слив 0.5 м и основной слив около метра с бочками по краям и сбойкой в центре (фото 30). Ниже серия валов в скальном русле и выходная шивера в расширении русла (фото 31). После просмотра мы без проблем прошли порог. В момент «пробивания» левого косового вала в сбойке основного слива надо не забыть кренить лодку на вал, - и все будет хорошо.

Ниже порога стоянки, но к правому берегу близко подходит дорога. За порогом Частокол через 600 м следует заметный порог в протоках со скальными берегами, мы шли более полноводной правой протокой. Затем 2 км плеса до длинного порога Лисицы, состоящего из нескольких ступеней. После первой ступени слева красивые скалы (фото 32).

За Лисицами начинается 20-километровый плес; сразу на выходе из порога мы остановились на обед на пологих скальных плитах на острове в русле. К правому берегу реки снова подходит дорога, - слышно, как борется с ухабами машина с рыбаками (они потом нас обогнали на моторке). На плесе река расширяется до 200 метров. Берега в основном низкие, поросшие кустарником, но местами подходит сосновый лес, и при необходимости можно найти стоянку.

Плес заканчивается большим островом перед порогом Пыжинский. В начале порога русло частично перегорожено каменными островами, на карте здесь отмечена когда-то существовавшая эстакада (видимо, какое-то сооружение, нужное для молевого сплава леса). От эстакады ничего не осталось. Порог простой, из трех ступеней, с выраженной глубокой центральной струей, по которой и нужно идти. После Пыжинского река уже не течет, и по сути является длинным заливом Выгозера, превращенного в водохранилище.

Через 3,5 км, уже на выходе в озеро справа изба сомнительной комфортности (фото 33), но возле нее есть ровные площадки для палаток. Мы остановились здесь на ночлег.

9 июня

Ночью +4°С, днем +21°С. Дальше наш маршрут проходит по Выгозеру. По правую руку остается заброшенная деревня Петровский Ям, справа и слева в воде остатки лесобиржи (фото 34). На берегу таблички про Осудареву Дорогу.

10 км идем по постепенно расширяющейся Петровскоямской губе, и выплываем уже на широкий простор плесов Выгозера. Многочисленные острова в основном песчаные или каменистые, с хорошим сосновым лесом, вариантов для стоянки масса. Обедали в прекрасной лагуне с песчаным пляжем на юго-западной стороне островов Выгнаволок.

Несмотря на обычно капризный нрав Выгозера, нам везет с погодой; ветра или нет совсем, или он слабый попутный; волна практически отсутствует. Миновав остров Химпесок с одноименной деревней, встали на ночлег на небольшом безымянном островке западнее. Прекрасное место с продуваемым песчаным пляжем (фото 35). За последние дни, ввиду небывало жаркой погоды, вода прогрелась до срока, вполне можно купаться.

10 июня

Ночью +8°С, днем жарко, +25°С. Штиль. На огромном Выгозере зеркало (фото 36). Пересекаем основной плес от Каинских островов строго на северо-запад в направлении хорошо видимого дыма труб Сегежского комбината. Поскольку условия столь идеальны, к раннему обеду мы уже достигли архипелага у западного берега Выгозера; до Сегежи остается 15 км, поезд только завтра и спешить совершенно некуда. Поэтому отдыхаем, гуляем по скалистым островкам (фото 37) и никуда сегодня больше не плывем.

11 июня

Ночью +12°С, днем жара +27°С. Оставшиеся 15 км до Сегежи ничем особо не привлекательны. Попадаются проливы в полях плавающего торфа (болота когда-то всплыли после затопления водохранилища), в которых лучше ориентироваться по спутниковому снимку. Сегежа-красавица встречает нас своим прекрасным «морским фасадом» (фото 38).

В черте города вошли в устье реки Сегежа, поднялись против ощутимого течения за мост и на правом берегу на микро-пляже разобрали лодку. До вокзала 1,5 км по Северной улице.

Итоги, выводы, рекомендации

Пройденный маршрут позволил в полной мере удостовериться, что кряж Ветреный Пояс – не самое интересное для походов место. Вершины слабо выражены в рельефе, лес подвергся глобальной вырубке, на реках мало интересных препятствий. Вдобавок, бассейн Илексы контролируется Водлозерским национальным парком, то есть является территорией с незаконно ограниченным и платным доступом.

С другой стороны, именно как цельный протяженный маршрут по преимущественно ненаселенный местности, наш поход очень хорош. Несмотря на все вышесказанное, на пути встречаются довольно разнообразные ландшафты, от угнетенной северной тайги на курумниках Оловгоры до шикарных песчаных пляжей на островах Выгозера. Верхний Выг при высоком уровне воды превращается в достаточно интересную реку, пускай и с многокилометровыми плесами. Все это в сумме позволяет с осторожностью порекомендовать наш маршрут ценителям марафонских пеше-водных походов.