LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



костер
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о лыжном походе по Украинским Карпатам

Отчет о лыжном некатегорийном походе по Украинским Карпатам, совершенном с 29.12.2002 по 5.01.2003


руководитель группы - А.Б.Одобеску

отчет подготовил: К.Бекетов


маршрут: пос.Ясиня - р.Свидовец - хр.Свидовец - г.Близница (рад.) - р.Свидовец - р.Черная Тисса - траверс склонов г.Какараза - траверс западных и южных склонов г.Петрос - перемычка "Говерла-Петрос" - г.Говерла (рад.) - р.Лазещина - ст.Лазещина


Физико-географический очерк

Украинские Карпаты - звено громадной (около 1500 км длиной) дуги Карпат, относящее к Восточным Карпатам, южная половина которых находится в Румынии. Украинские Карпаты в основном средневысотные, нигде не достигают снеговой линии и не несут современного оледенения. Лишь в масиве Черногора, большей своей частью принадлежащем к главному водоразделу, несколько вершин имеют более 2000 м., в том числе высшая точка Украинских Карпат г.Говерла (2061 м.) Природа Украинских Карпат с их влажным и сравнительно теплым климатом имеет западноевропейский характер.

Черногорский хребет в плейстоцене подвергался оледенению. Снеговая линия находилась на высоте 1450-1550 м. Яркие следы древнего оледенения представлены карами, цирками, троговыми долинами, моренами. Оледенение было и на соседнем к западу хр.Свидовец. На дне каров на высотах 1450-1800 м расположены каровые озера. Древние ледниковые цирки не соединились своими задними стенками и не образовали, как это характерно для высокогорья, острых гребней. Они не захватили гребневую зону, и между ним осталась полоса денудационного рельефа с относительно мягкими формами. Резкие гребни, иногда даже с карлингами, есть только у отрогов водораздельного хребта, где сблизлись стенки соседних каров одного склона. Находящийся южнее Раховский кристаллический массив (северная окраина Марамурешского массива) сильно и глубоко расчленен ущельями. На нем также встречаются следы древнего оледенения.

Климат Украинских Карпат в целом умеренно континентальный. В предгорьях на северном и южном склоне он теплый и влажный, свойственный широколиственно-лесным и лесостепным ландшафтам, с годовым количеством осадков от 500-600 до 800 мм, с более теплым летом и мягкой зимой в Закарпатье. В горах понижаются температуры воздуха, возрастает количество осадков (до 1500 мм и более), увеличивается облачность. Максимум осадков - летний. На Черногоре в июне-июле два дня из трех бывают с дождями. Летние дожди часто имеют ливневый характер. Толщина снежного покрова в горах значительна, она колеблется от 40 до 20 см. В долинах и котловинах наблюдаются температурные инверсии и горно-долинные ветры.


Подъезд к началу маршрута

Поездом Москва-Иванофранковск до ст.Коломыя. Далее можно дождаться рейсового автобуса, отправляющегося около 7-8 утра с автостанции (несколько км от ж/д вокзала). Мы не стали ждать и договорились с водителем частного транспорта о переезде в пос.Ясиня. Проезд обошелся в 115 гривен. Здесь высадились в самом конце поселка, на отвороте дороги вверх по долине р.Свидовец. Эта дорга идет к турбазе и горнолыжному комплексу "Драгобрат".


Техническое описание пройденного маршрута

29.12.2002

Начинаем движение вверх по дороге по долине р.Свидовец. Снега нет совершенно, наши лыжи смотрятся более чем нелепо (фото 1). В довершение всех бед идет довольно сильный дождь. Буквально перед самым нашим приездом закончились сильные морозы, которые стояли весь декабрь. В результате река почти на всем протяжении подо льдом, а дорога по степени обледенения может с ней поспорить. Идти очень скользко, часто пересекаем настоящие сибирские наледи.

Подъем сначала незначительный, дорога идет по еловому лесу. Затем короткое ущелье, слева п/х высокие скалы, справа - вырубка на очень крутом склоне. Уклон дороги резко увеличивается. После того как дорога переходит на правый (ор.) берег реки, через несколько сот метров - "нижняя" турбаза. Затем дорога вновь переходит реку и серпантином карабкается по склону через могучий еловый лес. Хорошо заметные тропинки срезают повороты серпантина. Дорога приводит к поляне Драгобрат и расположенным на ней нескольким турбазам и горнолыжным подъемникам. Здесь на высоте около 1400 метров дождь сменяется мокрым снегом. Пройдя мимо строений горнолыжного центра, начали подъем пешком вдоль горнолыжного подъемника, в тот момент не работавшего по причине отсутствия достаточного количества снега. Погода плохая: метель, встречный ветер, видимость 30-50 м. Поднявшись на гребень хребта Свидовец на участке между вершинами Близница и Стог, решаем остановится в верхней будке подъемника, поскольку траверс хребта в подобных условиях затруднителен и небезопасен. Будка достаточно просторная для группы из 6-ти человек, в ней стоит электрообогреватель, она почти не продувается даже сильным ветром (фото 2).

30.12.2002

Вынужденная дневка. Весь день ураганный ветер, метель. Видимость несколько метров. Сильное обледенение склонов.

31.12.2002

Небольшое улучшение видимости, ветер заметно стих, хотя по-прежнему препятствует движению. Предприняли радиальный выход на вершину Близница (1881 м). Для этого на лыжах и пешком поднялись от перевала по гребню хребта до наивысшей точки, отмеченной тригопунктом (фото 3). По гребню идет тропа или дорога, припорошенная снегом. При движении следует опасаться скальных сбросов слева п/х при подъеме на вершину. Гребень хребта широкий и пологий, для движения не труден.

Спуск с вершины на лыжах - обратно к будке по пути подъема.

После обеда спустились на лыжах вниз на турбазу, тем более что заработал подъемник, и вокруг будки стали появляться горнолыжники. Договорились с работниками базы и заняли свободную комнату для празднования Нового года. Это стоило нам 60 гривен на группу.

01.01.2003

Утром ясно, солнечно, вид на Свидовец (фото 4, фото 5), Черногорский хребет с вершинами Говерла и Петрос (фото 6). К сожалению, хорошая погода продержалась всего пару часов - вновь пришел облачный фронт с запада, все затянуло облаками.

Спускаемся вниз по долине р.Свидовец, по дороге. За последние двое суток здесь намело несколько десятков сантиметров снега, условия стали совсем зимние. Удается проехать почти весь спуск на лыжах, лишь в нескольких особо неудобных и каменистых местах пройдя пешком отдельные отрезки дороги.

Выйдя на шоссе на окраине пос.Ясиня, повернули налево, примерно 900 метров шли по шоссе через поселок, а затем, через 100 м после железного моста через Тиссу, свернули вправо по полевой дороге, поднимающйся вверх по склону долины в направлении г.Какараза. Долго тянутся отдельные хутора. Движение пешком, поскольку снега немного. Наконец, дорога входит в лес. Дорог здесь много, и мы пошли не по основной, как потом выяснилось. Наша дорога во многих местах оказалась переваленной стволами дервьев и вообще носила малоприятные следы хаотичных вырубок и вывоза леса.

По дороге идем пешком с постоянным набором высоты. Вышли на обширную старую вырубку, на которой дорога потерялась. Походив влево-вправо, набрели вновь на лорогу выше вырубки, на склоне. Здесь же встали на ночлег, прямо на полотне старой дороги в высокоствольном хвойном лесу. Ночью сильный ветер, небольшой снегопад. Далеко внизу светятся многочисленные огни поселка Ясиня.

02.01.2003

От места ночлега подъем по залесенным склонам (дорога опять потерялась) на лыжах, широкими серпантинами. ногда склоны имеют значительную крутизну, лыжи приходится снимать и снова одевать. Довольно быстро удалось выйти на основную дорогу, по ней влево с постоянным подъемом - и через 500 м выходим на обширную полонину с многочисленными летними сараями (по-местному - "колыбами"). Справа п/х залесенные склоны г.Какараза. Дорога продолжается за полониной с сараями, она хорошо заметна, идет траверсом склона с постоянным тягучим подъемом. Снега становится очень много, наконец-то нас окружают совсем настоящие зимние пейзажи. К сожалению, дальней видимости нет, горы затянуты облаками.

Дорога идет траверсом крутого склона, возможен сход лавин. На дороге встречаются завалы, вокруг очень буйные и непролазные заросли заснеженных кустов (фото 7). Постепенно дорога выводит на гребень хребта на участке между горой Какараза и массивом Петроса. Седло перевала находится в зоне леса, но близко от его границы. Лес на перевале еловый, невысокий, снег переметен сильными вестрами в многочисленные надувы. Следуя дороге (или, скорее, тропе), немного приспустились с гребня хребта, и вышли на полянку с одинокой колыбой без печки (фото 8). С полянки видна гора Какараза, одетая пышным лесом (фото 9).

После перекуса двинулись дальше траверсом склонов горы Петрос. Несколько раз теряли тропу, и снова ее с трудом находили в лесу на крутых склонах. Тропа минует несколько полян, на одной из которых - развалины сараев-"колыб". Чувствуется, что этот участок нашего маршрута посещается людьми редко, местность имеет очарование глухой горной тайги, как будто и нет под боком крупных населенных пунктов. Поскольку погода плохая, видимость ограниченная и порывами дует сильный ветер, стараемся не подниматься к границе леса, куда ведет "верхняя" летняя тропа. В итоге траверсов довольно крутых склонов упираемся в полосу сплошных кустов непосредственно на траверсе вершины Петрос. Кусты надо обходить верхом, над лавиноопасными кулуарами и скальными сбросами. Решаем отложить эти подвиги на завтра. Ночлег в шатре, ночью сильный снегопад.

03.01.2003

Утром погода еще хуже. Сильный ветер, метель. Однако, нас поджимают сроки, - решаем все-таки переваливать через плечо Петроса и выходить на перемычку между Петросом и Говерлой. Прямо от лагеря поднимаемся на лыжах по руслу ручья, стекающего на запад со склона Петроса, до пересечения с "верхней" тропой. Далее траверсом склона выше кустов начинаем подъем на седловину в плече вершины Петрос. Видимость в метели 10 метров, идем плотной группой, ориентирование исключительно по GPS. Сильный ветер несколько раз валил участников с ног. Пару раз в пурге померещились крутые лавиноопасные участки, на всякий случай обошли. На гребне хребта ветер урганной силы, большинство участников сняли лыжи и пошли пешком. Седло перевала (по ощущениям) пологое, широкое.

Спуск вначале пологий, с отдельными зарослями какого-то стланика, затем становится круче, до 30 гр. на одном из участков. Справа п/х угадывается русло ручья. Крутой участок склона преодолели пешком на три такта, первый в пластиковых ботинках выбивал ступени. Затем более пологий каменистый участок спуска вдоль русла ручья, вышли на заметенную снегом дорогу, траверсирующую южный склон Петроса.

По дороге на лыжах около 3 км до перемычки Петрос-Говерла. Большая часть пути - выше границы леса, дорога врыта в крутые лавиноопасные склоны. Есть несколько скальных выходов. Кругом много снега, но с точки зрения лавиноопасности ситуация пока не критическая, хотя снег продолжает валить. Движению по дороге на лыжах мешают снежные карнизы, но зато дорога идет практически горизонтально, без подъемов и спусков. Ближе к перемычке появляется лес. На гребне развилка - направо - к Говерле, вперед - в сторону турбазы Козьмещик и на ст.Лазещина. Где-то слева п/х, на 100 метров ниже, должны быть колыбы, обозначенные на карте. Немного поплутав в тумане и снегопаде по редкому заснеженному лесу, выходим к ним.

Сараи расположены под крутым склоном Петроса, на поляне. Один дом - с печкой, поддерживается в жилом состоянии. Здесь уже находилась группа из Минска. Мы такде вмесились в этот домик, таким образом, доказано, что в этот приют легко вселяется 12-14 человек.

04.01.2003

Радиальный выход на вершину Говерла.

От колыбы под Петросом, простившись с минчанами (они уходят вниз), на лыжах идем по дороге к Говерле. Дорога тянется траверсом перемычки по еловому лесу, много снежных надувов и заносов, порой высотой в несколько метров. Видимость плохая, туман. Дорога приводит к "могиле Льва" (памятник на поляне) и деревянному сараю с печкой, но без дверей. Здесь же аншлаг Карпатского биосферного заповедника (фото 10).

От этой полянки начинается тропа на Говерлу. До вершины около 500 метров по вертикали. Тропа хорошо прослеживается в лесу, а затем теряется на полонинах под снегом. Поднимаемся на лыжах, ориентируясь с помощью GPS. Туман, видимость 20 метров. Вышли на предвершину, далее по широкому гребню, крутизна подъема 20 градусов. Много камней. На вершине сильный ветер, метет. Торчит множество железных конструкций, масса памятных табличек. Все это залеплено толстым слоем инея (фото 11). Спуск на лыжах по пути подъема, ниже гребня катание доставляет истинное удовольствие. На гребне катание экстремальное.

Возвращение в колыбу - по своей лыжне. Вскоре к нам подошли работники местной КСС. Они искали потерявшегося человека, пропавшего 4 дня назад. Заблудились двое, одного нашли мертвым, второй пропал. К нам спасатели были настроены недоброжелательно, но вскоре по рации получили сообщение, что второй человек найден живым, и о нас позабыли. Спасатели были пешком, им еще предстоял путь обратно в Казьмещик пешком по глубокому снегу.

Только они ушли, подошла украинская группа. Мы предложили им переночевать в домике, и они согласились. Нашлось много общих и заочных знакомств.

05.01.2003

Утром погода по-прежнему плохая. На лыжах спускаемся по тропе и лесной дороге вниз по долине р.Лазещина. Вначале прекрасное катание, затем дорога уходит с полонины на вырубку, где ехать уже гораздо хуже. Затем начинается раскатанная лесовозами обледенелая дорога. По ней еще несколько км до турбазы героически едем на лыжах по льду и камням. По пути миновали несколько изб, в одной из которых стояла какая-то группа и пили давешние спасатели. После турбазы лыжи пришлось снять, дальше - пешком. На входе в поселок Лазещина - пост КСС со шлагбаумом. Там нас заставили зарегистрироваться.

От поста до станции еще 2-3 км. Дорога приводит к ж/д мосту, от него надо повернуть влево и идти вдоль рельсов до закрытого здания станции. Возле станции есть магазин.


Отъезд с маршрута

Со станции Лазещина на местном поезде до ст.Коломыя (3 часа), далее на местном поезде до Черновцов (2 часа). Из Черновцов у нас были обратные билеты до Москвы.

 


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-11-10 16:20:43 | Евгения | E-Mail
Привет! Я из Кременчуга, Это полтавская область. Мы тоже ходим в Карпаты, в Крым и на скальные участки южного буга. Летом ребята ездят на Кавказ, я пока еще там не была, но в этом году собираюсь. Зимою, в феврале собираемся на Говерлу подняться. Это где-то 1 -7 февраля будет. Если хочешь давай общаться. Буду рада. Поделись впечатлениями и дай пару наставлений. А я и вся наша команда, если не хватит моего личного опыта можем заинтересовать и тебя (вашу команду) какой нибудь информацией о маршрутах. Кстати, может в этом году встретимся на Говерле.

2004-11-12 14:52:48 | Элис | E-Mail
Привет.Меня зовут Элис,я со Львова.
Занимаюсь в клубе(Будинок Юних Туристів).
Хожу в походы,да и просто езжу на скалы-потренироватся.Будет желание пишы на mail-с удовольствием отвечу.

2004-11-15 17:22:32 | Аноним | E-Mail
Куда стоит в Карпаты кататься на лыжах или на доске.И сколько стоит это взять напрокат там????

2004-12-08 17:49:24 | Алексей | E-Mail
Привет!!! Где лучше всего отдыхать в Карпатах? Хочу поехать либо на Новый Год, либо чуть-чуть поздже. Какую турбазу
посоветуете? Заранее благодарен.

2005-08-29 10:46:42 | Хэйро | E-Mail
Здравствуйте! Хотелось бы узнать ответы автора на вопросы Анонима и Алексея.


2005-08-30 12:29:55 | kandid | E-Mail
автор не разбирается в вопросах турбаз и проката сноубордов в Карпатах. Думаю, вам надо изучить эти темы на украинских сайтах.

2013-09-24 17:46:06 | Владимир Горбачев | E-Mail
В августе 2012 года мы тоже совершили прекрасный поход в Карпатах по маршруту Квасы-г.Петрос-гГоверла-Черногорский хребет-г.Пип Иван-Рахов. Отчет о пройденном маршруте я выложил на сайте gorbachovbogdan.ru/2012/08/15/karpaty-2012-chast-1-vvedenie/



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;