LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



водопад Куми
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Онега - м.Горболуцкий - Северодвинск, парусный поход, 2002г.

Отчет

о парусном путешествии в районе Белого моря
по маршруту: Онега - м.Горболуцкий - Северодвинск

Текст и фото: Александр Протас aeprotas@mtu-net.ru
Путешествие совершено группой туристов г. Москвы.
Время проведения путешествия -- с 3 по 27 августа 2002 года.

1. ОБЩАЯ СХЕМА МАРШРУТА C МАРШРУТНЫМИ ТОЧКАМИ (WAYPOINTS) И КАРТОЙ МАРШРУТА
1.1. Путевые точки
1.2. Карта маршрута
2. СОСТАВ ГРУППЫ
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
3.1. Основное снаряжение группы
3.2. Состав ремнабора и ЗИП
3.3. Состав групповой аптеки
3.4. Перечень продуктов на группу.
4. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
5. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. ОБЩАЯ СХЕМА МАРШРУТА C МАРШРУТНЫМИ ТОЧКАМИ (WAYPOINTS) И КАРТОЙ МАРШРУТА

Москва -- Онега -- о. Кий -- о. Шоглу -- м. Глубокий -- м. Чесменский -- м. Орлов -- м. Ухтнаворлок -- м. Горболуцкий -- м. Летний наволок -- д. Яреньга -- д. Сюзьма -- Северодвинск -- Архангельск -- Москва

1.1. Путевые точки

Стоянка на левом берегу р.Онеги 63*52.8 38*09.4
Устье р.Онеги напротив порта 63*53.8 38*06.1
О.Кий 64*00.2 37*52.8
О.Шоглу 64*02.5 37*47.6
М.Глубокий (с лоции) 64*20 37*21
Ночевка в 6 км СЗ селения Лямца 64*30.6 36*57.1
М.Чесменский (с лоции) 64*43 36*32
Знак Орловский у м. Орлов 64*55.3 36*25.9
Стоянка в 8-9 км С. пос. Летняя Золотица 65*00.6 36*50
М.Ухтнаволок 65*09.1 36*02
О.Жижгин (с лоции) 65*12 36*49
М.Горболуцкий 65*10 37*02
М.Летний наволок 65*09.4 37*05.9
М.Лопшеньгский 65*01.5 37*43.5
Деревня Яреньга 64*52 37*57
Ручей в 4 км от Яреньги 64*51.8 38*00.5
Место стоянки 64*41.1 39*04
М.Яреньгский рог (с лоции) 64*51 38*22
М.Красногорский рог (с лоции) 64*48 38*27
Стоянка у Сюзьмы 64*41.1 39*04

1.2. Карта маршрута


Подробная карта. Масштаб карты не соблюден. Отсутствует карта Онежского района.Приносим извинения за низкое качество картографического материала

о.Кий -- м.Чесменский м.Чесменский -- Яренгский рог Яренгский рог -- Сярзеньга

2. СОСТАВ ГРУППЫ

Фамилия Имя Отчество Год рождения Туристская подготовка (парусн.) Обязанности в группе
Протас Александр Эрнстович 1972 Онежск. озеро 97, рук.; Белое море 98, 99, 01 рук. Руководитель, капитан катамарана МА-114 "Хот Дог", фотограф
Унучек Андрей Владимирович 1973 Онежск. озеро 97, уч.; Белое море 98, 99 участн. Матрос-рулевой катамарана "Хот Дог"
Жегин Николай Павлович 1982 Белое море 98, 99, 01 участн. Капитан катамарана МА-115 "Капитан Сильвер", завхоз
Колязин Илья Владимирович 1982 Белое море 01 уч. Матрос-рулевой катамарана "Капитан Сильвер"

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

3.1. Основное снаряжение группы

N Наименование снаряжения Кол-во
1 Парусный катамаран 2
2 Палатка двухместная 2
3 Рюкзак 5
4 Коврик 4
5 Мешок спальный 4
6 Комплект личных вещей 4
7 Спасательный жилет 4
8 Гидрокостюм 4
9 Комплект гермоупаковок (около 8 шт.) 2
10 Набор посуды (чайник, сковорода) 1
11 Топор 1
12 Пила 1
13 Термос 1.5 л. 1
14 Термос 1 л. 1
15 Канистра для пресной воды, 15 л. 1
16 Бинокль 15 кратный 1
17 Компас 2
18 GPS Garmin eTrex 1
19 Комплект навигационных карт 1
20 Ремнабор 2
21 Аптека групповая 1
22 Будильник 1
23 Спиннинг 2
24 Фотоаппарат Canon EOS-300 1
25 Видеокамера Panasonic 1

3.2. Состав ремнабора и ЗИП

Наименование Кол-во
Ключи гаечные на 8,10,12,13,14 (комплект) 1
набор отверток 1
пассатижи средние 1
напильник плоский малый 1
напильник круглый малый 1
надфиль плоский 1
стамеска плоская 1
ножовочное полотно с держателем 1
коловорот 1
набор сверел 1
молоток малый 1
шкурка мелкая н/д
шкурка средняя н/д
проволока медная, 2 мм 2 м.
проволока стальная, 2 мм 1 м.
Медная трубка 8х50 6
трос 3,5 мм 6 м.
Крепеж разный 0,3 кг
веревки разные 30 м.
Резина 0,2 м
прорезиненная ткань 0,3 м
клей "момент" 1
клей "88" 0,25 л
швейный набор (включаяая тесьму и ткань) 1
По опыту 2001 года в ремнабор добавлены
клей эпоксидный -
болты различной размерности от 3 мм до 12 мм, а также шайбы н/д
различные шурупы н/д
круглые напильники н/д
металлические пластины различных толщин (от 1 до 3 мм) н/д

3.3. Состав групповой аптеки

Перевязочные средства

  • Бинты стерильные 10 шт.
  • Вата
  • Бинт эластичный
  • Пластырь рулонный
  • Йод

Желудочно-кишечные

  • Уголь активированный
  • НО-ШПА
  • Ранисан
  • Церукал
  • Имодиум
  • Фестал
  • Триган-е
  • Бесалол
  • Фосфолюгель
  • Гастрофарм

Сердечные

  • Валокордин
  • Кордиамин
  • Валидол
  • Нитроглицерин

Противовоспалительные и обезболивающие

  • Анальгин
  • Аспирин
  • Беллалгин
  • Цитромон
  • Парацетомол
  • Папаверина гидрохлорид
  • Линимент синтомицина 10%
  • Кислота борная
  • Бромгексин
  • "Звездочка"

Антигистаминные

  • Супрастин
  • Антибиотики
  • Доксициклина гидрохлорид

3.4. Перечень продуктов на группу

Из расчета: 4 человека, 20-22 дня. н.д.- нет данных

Название продукта На сколько раз Вес в кг, ориентировочный Куплено в
Москва Онега
УЖИН
Гречка 6 2,4   +
Рис 5 2   +
Макароны 6 3,6   +
Пюре 3 1,5 +  
Перловка 1 0,5 +  
Фасоль 1 0,8 +  
ЗАВТРАКИ
Рис 5 1,6   +
Пшено 5 1,4   +
Геркулес 5 1,2   +
Манка 5 1,2   +
Мюсли 2 1 +  
Сухое молоко - 3,5 +  
ОБЕДЫ
Суповые пакеты с вермишелью (Ролтон) 8 3,2 32 шт.  
Вермишель 6 1,2   +
Бульонные кубики - - упак.  
Супы в пакетах 5 - +  
ПЕРЕКУСЫ
Консервы в ассортименте 20 3   +
Сыр - 2 +  
Плавленный сыр (Виола) - н.д. 4 шт.  
Колбаса - 2 4 шт.  
ОСТАЛЬНОЕ
Тушенка - 6,6 24 шт.  
Сахар-песок - 8   +
Соль - 1   +
Какао Несквик - 1 +  
Чай - 1 +  
Лимон - н.д. 5 шт.  
Кофе - 0,5 +  
Крахмал - 0,3 +  
Лук - н.д. 15 шт.  
Чеснок - н.д. 10 шт.  
Дрожжи - н.д. +  
Мука пшеничная - 1 +  
Мука блинная - 2 +  
Изюм 3 0,5 +  
Сухофрукты 13 2 +  
Курага - 1 +  
Халва 5 1,25 5 шт.  
Кетчуп - н.д.   2 бут.
Горчица - н.д.   +
Приправы - н.д. +  
Соевый соус - 0,5 2 бут.  
Молоко сгущ. 4 1   4 шт.
Конфеты - 3   +
Сушки, сухари 5 2   +
Пряники 5 2   +
Шоколад 10 2 20 шт.  
Печенье 5 2   +
Масло сл. - 1,5 3 шт.  
Масло подсл. - 2   +
Хлеб 5 4,25   +
Сухари 15 3 +  

Итого вес около 90 кг.

4. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

3 августа.

Выехали из Москвы на поезде 216 Москва -- Архангельск, отправление в 12.13. Ежедневно к этому поезду прицепляется вагон Москва-Онега. Билеты купили за три недели до отъезда, проблем с покупкой не было.

4 августа.

По расписанию поезд в Онегу прибывает в 12.50. Север нас встретил холодным ливнем, посему мы сразу воспользовались услугами автотранспорта, не успев даже хорошенько подумать, а, главное, расспросить местных жителей. Это было ошибкой. В городе заехали в магазин и закупили недостающие продукты (примерно килограмм на пятьдесят). Ассортимент богатый, а цены не выше московских, так что вполне можно и не тащить с собой из Москвы весь груз. Послушавшись совета водителей, согласились ехать для сборов на реку. До воды добрались примерно в четыре часа, и сразу начали сборы. Ветер северный, с моря, дождь. Температура градусов пятнадцать, не больше. Место достаточно удобное для сборки. Воду можно брать в реке, а можно и в ручье. У местного населения это место носит название "Поляна любви", и расположено оно в трех километрах выше по реке поселка Анда. До города отсюда километров десять. Сюда, собственно можно было добраться, как оказалось, и на рейсовом автобусе, следующим до станции Порог.

5 августа.

Около трех часов дня закончили сборку катамаранов и фасовку продуктов. Ветер по-прежнему северный, поэтому решили никуда не двигаться. Сходили в Онегу -- туда на автобусе, а обратно пешком, поскольку никто из местных водителей не останавливается.

6-10 августа.

Самые печальные дни. Стояние на реке Онега, вызванное встречным ветром и тактической ошибкой -- следовало либо собираться на морском берегу, чтобы выходить при первой возможности, либо прямо в городе. Ночевать во втором случае лучше на противоположном, левом, берегу, ближе к западному мысу устья. В этом случае проблем с выходом в море было бы гораздо меньше. К сожалению, конкретной информации относительно пресной воды и характера стоянок на море и на мысу дать не можем. Надо отметить, что у устья достаточно сильные приливно-отливные течения.

За эти дни мы несколько раз меняли стоянки на обоих берегах. Много ягод и грибов, особенно на левом берегу, но сам берег для стоянок пригоден меньше. Хорошие стоянки на правом, "городском" берегу, есть гораздо ближе к городу, чем "Поляна любви", всего километрах в четырех-пяти от города.

11 августа.

Вышли со стоянки на левом берегу (63*52.8 с.ш., 38*09.4 в.д.) в половине одиннадцатого. Мелкий дождик, ветер слабый, юго-восточный. Прошли город, координата устья напротив порта -- 63*53.8 с.ш., 38*06.1 в.д.

Где-то далеко над морем -- гроза. Постепенно ветер через запад повернул на север, и вскоре к острову Кий пришлось идти галсами. Собственно, в этот день ветра были поддуваниями из-под туч. Остров Кий с монастырем, основанным в 1652 году патриархом Никоном, хорошо виден. Ветер строго в нос. Обозначенная на карте вдоль побережья осушка не так уж страшна для маломерных судов даже в малую воду, разве что в большую волну. На южной оконечности острова близ монастыря расположен дом отдыха профсоюзов Архангельской области, основанный аж в 1924 году. Мы остановились на ночевку около шести часов близ осыхающего пролива между островами (64*00.2 с.ш., 37*52.8 в.д.). Остров очень красив -- скалы, сосны. Вечером сходили в дом отдыха, где есть магазин. Монастырь не действует.

Ветер не стих и к ночи, оставшись строго северным.

12 августа.

С самого утра -- полный штиль, погода солнечная. Вышли около десяти, в надежде на то, что поднимется ветерок. В течение двух часов блеснили близ острова, но безрезультатно, рыбы нет. Около полудня задул ветерок с СЗ, то есть встречный, если идти на мыс Глубокий. Галсами за несколько часов дошли до островов Шоглу, встали на северной оконечности большего из них (на его вершине находится триангуляция) коорд.64*02.5 с.ш., 37*47.6 в.д. Остров голый, скалистый, есть только мелкие кусты, однако дров по берегам в избытке. Есть кострище с навесом, защищенное от ветра. На соседнем островке расположен недействующий маяк с автономным источником питания. Ветер к вечеру немного усилился, но направление осталось прежним. Отсюда необходимо идти сразу на мыс Глубокий. Времени совсем мало, и появляются сомнения в целесообразности стремления к Северодвинску как к конечному пункту нашего путешествия.

13 августа.

Ветер в точности такой же. Низкая облачность, но довольно тепло. Сидим. Островок можно обойти минут за двадцать, грибов и ягод нет, поэтому вскорости становится немного грустно.

14 августа.

Солнце и полный штиль, море -- зеркало. Настроение поднимает только возможность позагорать. Ловля рыбы на блесну по-прежнему безуспешна. К вечеру небо задернуло с севера облачной пеленой, а ветер задул с юго-востока. Появились надежды на завтрашний день.

15 августа.

Юго-восточный ветер дул всю ночь. Вышли в девять. Курс -- на мыс Глубокий (64*20 с.ш., 37*21 в.д.). Сила ветра три-четыре балла, волна небольшая. Облачность сплошная. Ход около семи-восьми километров в час. Около трех часов дня начался дождь, продолжавшийся с редкими перерывами до ночи. Около четырех часов дня были на траверсе мыса Глубокий. Далее берега обрывистые, песчаные или глинистые. Около шести часов прошли селение Лямица. Берега севернее поселка -- песчаные. Вскоре ветер начал стихать, а спустя полчаса поменялся на северо-восточный. Еще некоторое время пытались идти, но ветер слишком слабый. На ночевку пришлось остановится в 20.30, примерно в 6 км СЗ селения Лямица (коорд. ночевки -- 64*30.6 с.ш., 36*57.1 в.д.). Дно песчаное, осушка в отлив довольно большая, метров до трехсот, так что разгрузка заняла более получаса. В лесу встать негде, поскольку сразу же начинается крутая гора. Ночуем прямо около воды, на узкой полосе травы. Дров много, пресная вода есть в ручье метрах в ста пятидесяти к северу, в устье реки.

16 августа.

Вышли со стоянки примерно в половине десятого, проделав вчерашний путь по осушке в обратной последовательности. С утра ветер восток-северо-восток, почти галфвинд. Днем он усилился, порывы стали достигать пяти-шести баллов, приходится брать рифы. В течение дня ветер постепенно поворачивал против часовой стрелки, и к пяти часам задул строго с севера, то есть опять строго в нос. Галсами подошли к мысу Чесменский, где и остановились на ночлег (коорд. маяка 64*43 с.ш., 36*32 в.д.). Маяк Чесменский находится на возвышении и виден издалека. Осушка у южной оконечности мыса метров до ста, берега каменистые. Лес березовый, прорва грибов, а вот пресной воды не обнаружили. К вечеру сильно похолодало.

Вообще, берега от мыса Глубокий до мыса Чесменский, и далее, до мыса Летний Орлов, отличаются довольно значительной осушкой (от пятидесяти до трехсот метров).

17 августа.

Весь день ветер строго северный, вдоль берега. Решили не выходить. Пресную воду пришлось нести с маяка, где было несколько бочек с дождевой водой. Сам маяк представляет собой кирпичную башню, возвышающуюся над двухэтажным домом, явно обитаемым. Хозяев, однако, не было. На территории маяка множество подсобных построек, домик с дизель генератором. Северный ветер дул и всю ночь.

18 августа.

С утра -- штиль. Вышли в половине десятого. Вскоре поддул легкий СЗ ветерок, идем в бейдевинд. Еще до полудня ветерок совсем ослабел, периодически -- полный штиль. Путь затрудняет встречное приливное течение, скорость которого достигает 3-4 км/ч. Даже на удалении километра и более от берега настолько мелко, что на поверхности воды видны стоячие волны -- "морские пороги". Ветра явно не хватает, и мы проходим их на веслах. Особенно заметны "пороги" на траверсе мыса Тонкий. Вскоре ветер окончательно стихает, и до мыса Летний Орлов идем исключительно на веслах. У светящегося знака Орловский (коорд. 64*55.3 с.ш., 36*25.9 в.д.) были только к семи часам вечера.

Течение наконец-то повернуло, однако за мысом оно уже практически не ощущается. Внезапно подул легкий, но, как показалось, устойчивый юго-западный ветерок, и мы рискнули взять курс на мыс Ухтнаволок, несмотря на достаточно позднее время. Через час ветер стих, чего и следовало ожидать, и мы под веслами идем к далекому берегу. Остановились на ночевку уже в полной темноте около одиннадцати вечера в 8-9 км. севернее поселка Летняя Золотица. Координата стоянки -- 65*00.6 с.ш., 36*50 в.д.. Берег песчаный, осушка небольшая. Дров много, но до леса далеко, поэтому ставим палатке на песке. Ближайший ручей с пресной водой согласно карте в двух километрах севернее. Используем запас питьевой воды. Спать легли далеко за полночь.

19 августа.

Встали часов в шесть -- полный штиль и густейший туман.

Вышли в девять утра и пошли вдоль берега на веслах. Видимость периодически падает метров до пятидесяти, так что, чтобы не сесть на мель, приходиться терять берег из виду, доверяясь GPS. Вскоре зарядил дождь. Как оказалось, ночевали мы в месте с наименьшей, пожалуй осушкой. В устье речки (коорд. 65*03.5 с.ш., 36*51.3 в.д.) набрали воды. На этом месте, на правом берегу реки, мы стояли три года назад, место для ночевки неплохое. На левом берегу речки избушка лесника, которого, к сожалению, мы не застали. Мыс Ухтнаволок (65*09.1 с.ш., 36*02 в.д.) прошли только в четыре часа пополудни. Ветра так и не было. Туман наконец рассеялся, стал виден мыс Горболуцкий и остров Жижгин с маяком. Встали на ночевку в шесть вечера километрах в четырех восточнее мыса Ухтановолок (коорд. 65*09.4 с.ш., 36*56.8 в.д.). Согласно десятикилометровке, где-то здесь должна быть речка. Устье мы не обнаружили, но в двадцати метрах от берега -- пресное озерцо. Осушка в месте высадки метров двадцать, дно -- камни и галька. Лес березовый и еловый, заболоченный. Ориентир стоянки -- стоящий на камнях у берега корабль.

Вечер посвятили кулинарии и мытью. Полный штиль. Напротив, через пролив Жижгинская Салма, -- остров Жижгин (65*12 с.ш., 36*49 в.д.). С закатом на нем загорелся маяк. Времени до контрольного срока остается совсем мало, поэтому дорог каждый день.

20 августа.

С утра -- встречный северо-восточный ветер баллов до пяти, низкая облачность. Выходить в море не имеет смысла. Двое из нашей команды отправились в деревню Летний Наволок. Примерно в 400 м. от берега идет грунтовка, по которой приходишь в воинскую часть, расположенную на мысу Горболуцкий, а затем пару километров идешь вдоль моря по песчаной дороге. Путь в один конец занимает часа два. В деревне, некогда большой, насчитывавшей сто пятьдесят домов, теперь нет ни почты, ни магазина. Сейчас здесь живет постоянно человек десять, да и летом немногим больше. У одной из жительниц дома некое подобие магазина, но в ассортименте только сигареты, тушенка и галеты. Впрочем, нам кроме первого номера из этого списка ничего и не надо было.

На обратном пути мы обратили внимание, что ветер повернул к северу и немного утих. Около пяти часов пополудни вышли в море, но вскорости ветер стих полностью, и в итоге мы переместились к востоку всего метров на триста, за сидящий на мели корабль. Встали прямо у створного знака. Здесь также есть пресное озерцо, а дров еще больше. Такой вот ходовой день получился.

21 августа.

Еще вечером вновь стал задувать северный ветер. К утру разогнало приличную волну, море покрыто барашками. Ветер -- баллов пять. Берег здесь каменистый, и прибойная волна весьма ощутимая.

Около десяти часов попробовали выйти, но, как, впрочем, и ожидалось -- безрезультатно. Не удается выгрести против ветра. В итоге один экипаж, более настойчивый, даже пустил по воде несколько мешков и подмочил конечности.

Весь день -- крепкий север. На закате ветер повернул на восток.

22 августа.

Вышли в половине девятого, прибой еще небольшой. Ветер северный. Левым галсом вышли в море курсом на о. Жижгин, а затем пошли вдоль берега на расстоянии полтора-два километра от него. У мыса Горболуцкий (65*10 с.ш., 37*02 в.д.) и мыса Летний Наволок (65*09.4 с.ш., 37*05.9 в.д.) лучше держаться мористее, особенно в волну. Восточнее мыса Горболуцкий берега становятся песчаными, осушка небольшая. Около двух часов дня ветер начал поворачивать на запад. В пять прошли мыс Лопшеньгский (65*01.5 с.ш., 37*43.5 в.д ). Ветер -- строго западный, солнце. Волна до полутора метров, идем фордевинд, держа курс на мыс Яреньгский Рог.

Около семи часов вечера погода неожиданно меняется -- в течение двадцать минут небо затянуло, видимость упала до полукилометра или менее, а ветер повернул на северный и усилился до крепкого. Еще с полчаса идем прежним курсом вдоль берега, но затем принимаем решение высаживаться. Во-первых, ветер продолжал крепчать, а во-вторых: мы знаем эти берега -- песчаные и с небольшой осушкой. Кроме того, до темноты немногим более часа. Высадка получилась довольно спортивной, но обошлось без приключений. В случае если бы подобный шторм застал нас у каменистого берега, не оставалось бы иного выхода, кроме как дрейфовать в ожидании улучшения погоды.

Берег, как уже говорилось, песчаный (коорд. стоянки 64*50.8 с.ш., 38*05.1 в.д.). Встали прямо на песке. Дров много, а искать воду было уже некогда.

23 августа.

Видимость прежняя, не более пятисот метров. Прибой также очень сильный. Вообще, эти берега, лишенные любых укрытий, с прямой береговой линией не слишком удобны -- любой крепкий ветер с моря может вызвать проблемы с выходом или причаливанием. Собрались посетить деревню Яреньга (64*52 с.ш., 37*57 в.д.), в семи километрах к западу. В 3,5 км. западнее нашей стоянки -- ручей (64*51.8 с.ш., 38*00.5 в.д.), близ которого можно встать на ночлег. До деревни всего удобнее идти прямо вдоль берега, особенно в отлив. Деревня большая, есть магазин с хорошим ассортиментом, почта и телефонная связь. Отсюда нам удалось сообщить о неминуемом опоздании. Телефонная связь есть еще в Лопшеньге, а раньше -- только в Летней Золотице. А вот связь с "Большой землей" здесь только еженедельная -- машина до парома через Уницкую губу, в Пертоминск, а там тоже как-то довольно сложно.

Тем временем остававшийся в лагере член экипажа обнаружил и исследовал интересное явление. В 300-500 метрах от берега тянется песчаная дюна высотой метров десять. Ее хорошо видно с моря, но догадаться о том, что это именно дюна, да еще подвижная -- достаточно сложно. Из песка торчат верхушки погребенных ею деревьев. До нее только негустой подлесок, а за ней -- хороший лес, дорога, а за дорогой речка с чистейшей водой. От берега до речки метров пятьсот. Сама дюна тянется вдоль берега километров пятнадцать, почти до самого мыса Яреньгский Рог. До дюны было очень много маслят.

К ночи заштилело, но видимость прежняя -- почти никакой.

24 августа.

С утра вновь полный штиль. Вышли в десять, и тут же начал поддувать северо-восточный, то есть встречный, ветерок. Очень медленно идем галсами к мысу Яреньгский Рог. Около полудня ветер усилился, берем рифы. Мыс Яреньгский Рог проходим только около двух часов. Мели тянутся далеко в море, волна крутая. Если есть возможность, то в волну мысы Яреньгский Рог (64*51 с.ш., 38*22 в.д.) и Красногорский Рог (64*48 с.ш., 38*27 в.д.) лучше обходить далеко морем, километра за три, не меньше. Напротив Красногорского Рога волна была особенно неприятна, несмотря на то, что глубина была явно больше двух, а то и трех метров. Ветер повернул к северу, а затем и к северо-западу. Идем в бакштаг.

Берега за селением Красная Гора -- глинистые обрывы с узкой полоской пляжа, так что остановиться здесь практически негде. Около восьми вечера прошли д. Сюзьма на левом берегу одноименной реки. Примерно в 2-2,5 км. восточнее реки Сюзьма впадает еще одна речка, на левом берегу которой мы и встаем (64*41.1 с.ш., 39*04 в.д.). Место неплохое, берег приглубый, мелкая галька. Отсюда видны огни поселка Ненокса, конечной станции ветки Северодвинск--Ненокса. Станция расположена в 5 км. выше по течению р. Ненокса.

25 августа.

Северный ветер дул всю ночь. Встали в шесть -- прибой сильный. Не спеша собрались, позавтракали. Небо высокое, поэтому надеемся на хороший день. Выйти удалось уже в половине десятого -- ветер несколько ослабел, а с ним и прибой. В течение дня ветер то стихал почти до штилевого, то усиливался до пяти баллов. Соответственно приходилось работать с парусами. Берега за поселком Ненокса тоже обрывистые и становятся положе только за нежилой деревней Сярзеньга. Большую волну так и не разогнало, поэтому причаливаем спокойно в два часа пополудни на знакомом нам по 99 году месте -- на 50 м. восточнее огороженного колючей проволокой сарайчика (64*33.1 с.ш., 39*30.8 в.д.), за два примерно километра до устья реки Солза. Отсюда триста метров до станции. Берега песчаные, приглубые. Есть пресная вода, можно промыть наборы катамаранов. Отсюда до Северодвинска по прямой не больше десятка километров, видны многоэтажки. В принципе, можно разбираться и прямо в городе, а потом ехать до вокзала едва ли не на рейсовом автобусе, но мы предпочли спокойно переночевать. Также можно заканчивать в устье реки Солза (64*33.5 с.ш., 39*34.5 в.д.), но там рядом деревня и до станции, кажется, несколько дальше.

Поезд на Северодвинск идет в 11.50 и в 20.00. До вокзала идет час. Три года назад, надо заметить, расписание местных поездов было несколько иным.

26 августа.

В Северодвинске были в час дня. Еще час ушел на покупку билетов и попытки как-то пристроить багаж. Билеты взяли на завтра из Архангельска, поскольку поезд из Северодвинска идет только по четным числам, и на него мы уже опоздали. Вещи в итоге удалось оставить на вокзале с большим трудом -- камеры хранения для груза таких габаритов нет, и пришлось договариваться непосредственно со служащими. Остаток дня посвятили прогулкам по городу, визиту к знакомым и прочее. На ночлег остановились в гостинице "Волна" (64*33.7с.ш., 39*49.1 в.д., а адрес, увы, забыли), которая, во-первых, дешевле, нежели "Беломорье", а, во-вторых, ближе к вокзалу. Место в двухместном номере с ванной и туалетом обошлось в сто шестьдесят рублей.

27 августа.

С утра сели на автобус до Архангельска, который идет немного больше часа, спокойно купили продуктов в поезд и сели в вагон, чтобы прибыть в Москву днем 28 августа.

5. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Маршрут протяженностью около 400 км. при благоприятных условиях можно пройти за неделю, но заранее рассчитывать на "благоприятность" не стоит. Мы, например, хотели пройти через Соловки, но первоначальное сидение в Онеге перечеркнуло эти планы. Одним из вариантов был отход через Соловки на Кемь. При этом выигрывалось расстояние, но добавлялось пересечений, а, значит, повышались требования к погоде. В целом район достаточно интересный, очень красивые берега, густой и богатый лес. Одним из вариантов маршрута будет такой: Кемь -- Соловки -- Северодвинск.


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-08-02 23:18:26 | Аноним | E-Mail
Не Лямица, а Лямца!

2006-01-07 03:06:19 | Аноним | E-Mail
привет Протас! Это единственная нормальная страница, расказывающая об экспедиции, а не просто фоторожы, которые есть на любой другой твоей странице! И на фиг тратить столько денег на это всё!!!





 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;