Федерация туризма г. Москвы
  Московский Авиационный Институт.
1. Идея похода.  
2.Справочные данные похода .

ОТЧЕТ

Техническое описание маршрута: о горном туристском путешествии пятой шестой
3.1 Первая часть
категории сложности по Центральному Памиру,
3.2 Радиальные восхождения
совершенном с 22 июля по 02 сентября 2004 года.
3.3 Третья часть
 
4.Выводы и рекомендации. Маршрутная книжка - N 1\3 – 604
 
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович

 

Техническое описание маршрута.

Первая часть: р. Карашура – пер. н\к 3450 – р. Вайзерек – л. Петра I – пер. Липского (2А 4700) – л. ИГАН – пер. Ю. девлохан (3А 4950) – л. Девлохан – пер. С. Сугран (2А 4343) – л. Сугран – л. Шини-Бини – пер. Шапак + траверс п. Крупской (3Б 6008 п\п) – л. Турамыс – л. Фортамбек – л. Вальтера – МАЛ «Альп-Навруз»

<

1 день

25.07.2004

Ясно, небольшая облачность

р. Карашура – пер. н\к 3450 – р. Вайзерек

1 ч 20 мин

р. Карашура – седловина пер н\к 3450. От коша, (юрты), подход к перевальному взлету по скотским тропам. Перед перевалом на лугу есть несколько чистых ручьев, дальше воды не будет до самого спуска к р. Вайзерек. Подъем на перевал по тропе левее (п.х.) самой седловины. Тропа иногда теряется в зарослях травы.

2 ч 30 мин

Спуск в долину р. Вайзерек. От седловины влево (п.х.) косой спуск по тропе на травянистую террасу. Далее путь по террасе в направлении истоков р. Вайзерек до пересечения с 1-м боковым ручьем. Если нужды в срочном ночлеге нет, то рекомендуем продолжить путь по тропе, которая примерно через 1 час спустится к р. Вайзерек. Мы же были вынуждены спуститься от 1-го ручья к р. Вайзерек по конгломерато-осыпному склону, 45 – 40?, ок 50 м. Чистая вода – ручей на склоне, в р. Вайзерек вода мутная.

Пройдено 7.2 км

Перепад

абсолютный

3040 – 3450 - 3000

ЧХВ = 3 ч 50 мин

высот

относительный

+ 410 -450

 

 

2 день

26.07.2004

Ясно

р. Вайзерек – л. Петра Первого

2 часа

Движение по долине р. Вайзерек. Путь вверх по долине. Примерно через 1 час вышли на тропу, (та с которой вчера ушли). Скальный прижим проходится не высоко от реки, (10 – 15 м), по тропе, которая местами теряется на скальных полках. С прижима тропа спускается к воде и вскоре выводит на правые морены л Петра Первого.

3 ч 05 мин

Путь по моренам ледника. Подъем идет по тропе, она в некоторых местах маркирована турами. По ней ездят на лошадях киргизские охотники. Тропа уходит влево (п.х.) наверх, в южный цирк п. Героев Малой земли 5461, в р-не ручья, текущего с этого цирка. От этого места шли по гребням морены.

1 ч 30 мин

Выход на тело ледника – слияние левой и центральной ветви. Выход на ледник в любом удобном месте, (разведка пути), сразу за впадением левой ветви ледника Петра Первого – ветвь из северного цирка п. 5403. Дальнейший путь – пересечение ледника от правого края к левому, обходя крутые перегибы ледника и широкие трещины. Ледник открытый. Удобные места для стоянок на левом краю ледника, (в р-не отметки 3595 на карте Ляпина).

Пройдено 13.2 км

Перепад

абсолютный

3000 - 3600

ЧХВ = 6 ч 35 мин

высот

относительный

+600

 

 

3 день

27.07.2004

Ясно, небольшая облачность

л. Петра Первого – пер. Липского (2А 4700) – л. ИГАН

3 ч 30 мин

Подход под перевальный взлет. От места ночевок подъем к слиянию 2-х ветвей л. Петра Первого, (ветви из цирка пер. Липского и пер. Арзынг), путь по левой части ледника, здесь ледник пологий и открытый, с малым количеством трещин. Выше слияния пересечение слева на право ветви ледника с пер. Липского и подход под взлет перевала.

4 ч 20 мин

Подъем на пер. Липского. По снежному склону, немного левее (п.х.) седловины, 25 – 35°, с участками до 40°, перепад высот 250 – 300 м. Подъем одновременно в связках, в нижней части преодолели бергшрунд по снежной пробке с попеременной страховкой. Подъем отнял много времени и сил из за тяжелой тропежке, (по колено), на протяжении всего подъема. Спуск на седловину перевала по широкому пологому снежному гребню, 10-15°, 50 м, связки. Тур находится на склонах маленькой осыпной вершинки, что делит седловину перевала на две части.

1 час

Начало спуска с пер. Липского, (1-я ступень). Спуск с восточной седловины перевала, (первая седловина после спуска по снежному гребню). Спуск имеет 2 ступени, которые разделены ровной осыпной площадкой, где можно организовать ночлег. Начало спуска по снежному склону 40 – 35°, ?Н ок. 200 м, одновременно в связках, далее лед 30 - 25°, перила 55 м, 3 корридора, точки крепления - ледобуры, спуск последних с нижней страховкой. Далее выход на осыпную полку траверсом с постепенным спуском влево, фирн – снег 30-25°, ок 70м, одновременно в связках. Ночевка на полке.

Пройдено 8.2 км

Перепад

абсолютный

3600 – 4700 - 4400

ЧХВ = 8 ч 50 мин

высот

относительный

+1100 -300

 

 

4 день

28.07.2004

Ясно

л. ИГАН

30 мин

Спуск со склона пер. Липского на л. ИГАН, (2-я ступень). Спуск с полки на ледник ИГАН начинается в ее левой части в направлении левого борта л. ИГАН, 50 м, 35-40°, осыпь – снег, одновременно в связках. На леднике придерживаться левого борта – обход широких трещин. После этого в любом удобном месте выход на левые морены л. ИГАН. Сам ледник остается при этом справа, его тело еще несколько километров спускается вниз по долине.

2 ч 40 мин

Движение по моренам л. ИГАН. Если группа достаточно акклиматизированная, то под перевал Ю. Девлохан можно подойти по моренам траверсом, без сброса высоты. Наша задача была спуститься как можно ниже, чтобы отдохнуть после пер. Липского. Спуск вниз по многочисленным моренным гребням, часто переходя с одного на другой. Общее направление - на южный отрог г. 5200 – прямо вниз и чуть влево. С морен хорошо виден пер. Уитмена. Иногда просматривается и седловина пер. Ю. Девлохан. Ночлег в левом кармане ледника на большом галечном поле.

Пройдено 5 км

Перепад

абсолютный

4400 – 3750

ЧХВ = 3 ч 10 мин

высот

относительный

-650

 

 

5 день

29.07.2004

Переменная облачность

л. ИГАН – пер. Ю. Девлохан (3А 4950) – спуск на снежную подушку

1 ч 40 мин

Подъем от л. ИГАН под перевальный взлет. По средней осыпи 35-40°, Н = 300 м выход на осыпную террасу. Это морены северных притоков л. ИГАН. Отсюда хорошо видны седловины пер. Липского, Уитмена и Ю. Девлохан. Далее подход по этой террасе в направлении перевального взлета Ю. Девлохан. Перед перевальным взлетом связались.

2 ч 15 мин

Подъем на пер. Ю. Девлохан. По снежно - фирновому склону 35-45°, 50 м, одновременно в связках подошли под бергшрунд. Далее с попеременной страховкой через ледоруб преодолели бергшрунд по снежному мосту. Высота краев в месте прохождения бергшрунда 1 м. Далее 150 м перил 40 – 45° по ледово – фирновому склону, точки крепления – ледорубы забитые в фирн. Подъем по склону ближе к скалам справа (п.х.) выше от снежного желоба. Потом одновременно в связках по сн – фирн склону, ?Н ок 200 м выход на седловину перевала. Тура не обнаружили. Некое его подобие есть на скалах слева, но записки там нет. Свой тур сложили в центре осыпной седловины. С перевала в сторону спуска свисают снежные карнизы. Путь спуска с седловины не просматривается. Весь спуск кроме верхней части можно просмотреть поднявшись на скалки слева от седловины.

1 ч 20 мин

Траверс седловины перевала на восток и спуск на снежную подушку. От седловины перевала небольшой траверс вправо от седловины – подъем с попеременной страховкой по сн – лд ребру 25 м, 45°, за которым снежная подушка. С нее спуск на широкую снежную полку, левее широкого разлома, перила 55 м, сн – лд 90 – 45°, точки страховки: верхняя - ледоруб, промежуточные – ледобур, нижняя – ледоруб, спуск последнего без рюкзака с нижней страховкой. Более подробнее этот участок: 20 м 60 – 90° лед спуск на узкую, (20 см), ледовую полку – это нижний край широкого разлома, который находится правее пути спуска. В этом месте он практически сходит на нет. Далее траверс по этой полке вправо 10 м, (обход еще одного разлома, что в 5 м ниже). Затем 25 м перил вниз, лд- сн склон 50 – 45°. После этого спуск одновременно в связках на полку по снежному склону 35 – 30°, 30 м. Ночлег.

Пройдено 3.6 км

Перепад

абсолютный

3750 – 4850 – 4800

ЧХВ = 5 ч 15 мин

высот

относительный

+1100 -50

 

 

6 день

30.07.2004

Пасмурно, без осадков

Спуск с пер. Ю. Девлохан – л. Девлохан

7 ч 20 мин

Спуск с пер. Ю. Девлохан. От ночевки подход в связках к левому краю снежной полки. Отсюда спуск с ледосброса: Перила, первые 15 м снег 45°, (верхняя точка страховки закопанный в снег снежный якорь – «парашют», далее лед 80 – 70° 60 м. Затем выход на слабо выраженное ледовое ребро, перила 60 -55° 200 м, точки страховки на ледобурах. Затем косой траверс в право – обход скального сброса, перила 110 м, лед 50- 45°, точки страховки на ледобурах. После спуск вниз с постепенным забором вправо, перила: 165 м, 50°, лед, страховка ледобурная. Сдергивание веревок через петли, оставленные на склоне. На верхней веревке оставили на склоне «парашют», на остальных – петля в ледовой проушине. Последние 110 м перил - сн – лд 40 – 45°, здесь точки страховки на ледорубах, а спуск последнего с нижней страховкой. Последняя веревка заканчивалась в бергшрунде. Отсюда выход из бергшрунда с попеременной страховкой на снежный склон и далее спуск одновременно в связках 40 – 30°, 70 м на пологое тело ледника.

Итого: подъем 150 м перил, спуск 715 м перил. Время прохождения технической части: подъем – 2 часа 15 мин, спуск: 8 час 40 мин. Количество дней для прохождения – 2 суток.

Рекомендации. Прохождение определяющей стороны перевала в первой половине дня. Поэтому рекомендуем ночевать на снежной подушке, чтобы ранним утром, (затемно), сразу начать спуск с протяженного технического участка. Выбор безопасной линии движения.

1 ч 40 мин

Движение по леднику до начала левобережных морен. Движение в связках по центру закрытого ледника. Трещины не сложные для прохождения. После слияния 2-го левого притока л. Девлохан повернуть влево и выйти на левые морены ледника, такой путь обходит неприятный ледопад, который находится ниже по леднику Девлохан. Этот ледопад с виду кажется простым, но в скором времени при движении по нему мы попали в целую сетку закрытых трещин, иногда достаточно широких, преодолевать которые во второй половине дня, когда все раскисло у нас не оказалось никакого желания. Поэтому мы повернули обратно и вышли на левые морены. Для выхода на них можно найти несложный путь, который проходится одновременно в связках, без преодоления широких трещин, которых много у левого борта ледника и организации через них навесных переправ, если произвести разведку пути.

1 ч 10 мин

 

Движение по моренам до слияния с ледником, южнее п. Тиндаля . Спуск по мелкой и средней осыпи до моренного озера перед слиянием с 3-им левым притоком. От озера спуск на приток ледника по конгломератному склону 45°, 25 м. Ледник 3-го притока здесь спокойный и открытый. Ночевка.

Пройдено 7.2 км

Перепад

абсолютный

4800 - 3800

ЧХВ = 10 ч 10 мин

высот

относительный

-1000

 

 

7 день

31.07.2004

Пасмурно, легкий снегопад, к вечеру улучшение погоды

л. Девлохан – левый карман л. Девлохан

50 мин

По левому борту ледника Девлохан до впадения ледника с пер. Тиндаля . От места ночлега пересекли ледник и продолжили движение по гребню левой морены л. Девлохан до впадения 4-го левого притока. В месте впадения его сложный ледопад, который мы обошли спустившись с гребня морены по конгломератно осыпному склону 45 – 40°, 30 м на тело ледника Девлохан, который здесь уже спокойный и открытый.

1 ч 40 мин

 

Выход на ледник Девлохан, путь по нему до поворота ледника на ЮВ. Движение по левой части ледника. После впадения крупного правого притока из СВ цирка г 4935 ледник становится зачехленным мореной.

1 час

Движение по левому карману ледника до слияния с ручьем на западном склоне пер. С. Сугран . У впадения 2-го ручья слева вышли левый травянистый карман ледника и спустились до озера. Ночлег.

Пройдено 8.4 км

Перепад

абсолютный

3800 – 3200

ЧХВ = 3 ч 30 мин

высот

относительный

-600

 

 

8 день

01.08.2004

Пасмурно, дождь – снег, умеренный ветер, к вечеру улучшение погоды

Левый карман л. Девлохан – пер. С. Сугран (2А 4343) – л. Сугран

2 ч 45 мин

Подъем на седловину пер. С. Сугран. От озера траверсом травянистого склона вышли к ручью с западных склонов пер. С. Сугран. Подъем на перевал прямо по руслу ручья по мелкой осыпи 20 – 25°. Перед самой седловиной склон становится снежным, но такой же крутизны. Перевальная седловина – плато из мелкой осыпи на котором несколько осыпных холмов.

2 ч 30 мин

Спуск с пер. С. Сугран – правый борт л. Сугран. От тура движение прямо по плато на восток. С восточного края плато виден протяженный сн - фирн кулуар, довольно крутой в верхней части, над которым нависает снежный карниз, шириной ок 1 м. Путь спуска по снежно – осыпному ребру слева от кулуара, которое выводит в среднюю часть кулуара. Начало спуска по сильно разрушенным скалам и средней осыпи, 50 м 45°, далее по широкому снежному ребру 45 – 40°, Н ок 250 м, затем уход с ребра влево в снежный кулуар с островками осыпи, 40 – 35° Н 250 м, по которому вышли на среднюю часть длинного перевального кулуара. По нему спуск вниз в кошках к леднику Сугран, фирн 35° 450 м. Ночлег широкой на снежной полке что в конце кулуара, в стороне от желоба кулуара. Снежная полка, это конус выноса весенней лавины.

Пройдено 6 км

Перепад

абсолютный

3200 – 4343 – 3600

ЧХВ = 5 ч 15 мин

высот

относительный

+1173 -743

 

 

9 день

02.08.2004

Переменная облачность, небольшой снегопад

л. Сугран – л. Шини-Бини, (перед 1-ой ступенью ледопада)

1 ч 30 мин

Движение по левому рантклюфту л. Сугран. Путь траверсом мелкоосыпного и конгламератного склона выше стыка этого склона с телом ледника. Крутые участки приходилось обходить по пути стыка. Через час движения по рантклюфту, у ручья со склонов г. 4590, есть удобное место для отдыха и ночлега на широкой травянистой террасе.

1 час

 

Пересечение л. Сугран. Удобное место его пересечения в 1,5 км выше окончания его языка, где ледник не так сильно разорван. Пересекли мы его по двум причинам: 1) продвижение дальше по рантклюфту стало затруднительным. 2) мы избежали двух переправ, одна из которых предполагалась сложной.

2 ч 45 мин

Движение по левому рантклюфту л. Сугран – выход на морены между языками ледников Сугран и Шини-Бини. Утомительное движение по крутым конгламератным склонам. Обед на моренах л. Шини-Бини. Брод ручья с л. Шини-Бини трудностей не представляет.

3 часа

Путь по л. Шини-Бини до 1-ой ступени ледопада. Подъем по правобережной морене , далее по гребню ледника, зачехленного мореной. Когда моренный чехол на леднике заканчивается, спуск с гребня на правые морены ледника. При движении по ним не подходить близко к краю ледника – камнепады с ледового ребра. Далее ледовое ребро заканчивается и правая часть ледника становится пологой. Здесь подъем по открытому телу ледника. Перед первой ступенью выход на правые морены ледника. Здесь ночевка. Ровных мест удобных для стоянки очень мало. Хороших мест с травянистой поляной и чистым ручьем, описанных в отчетах 80-х годов, теперь видимо не существует.

Пройдено 8.4 км

Перепад

абсолютный

3600 – 3200 – 3900

ЧХВ = 8 ч 15мин

высот

относительный

-400 +700

 

 

10 день

03.08.2004

Переменная облачность

л. Шини-Бини, (напротив пер. Наблюдений)

1 ч 10 мин

Обход 1-ой ступени ледопада по правому рантклюфту. Первая ступень ледопада обходится по правому рантклюфту, между ледником и конгламератным склоном. Рантклюфт не сложный. Продвижение по нему сложностей не представляет.

1 ч 45 мин

 

Обход 2-ой ступени ледопада по правому рантклюфту, выход на ледник выше 2-ой ступени . Также по правому рантклюфту. Удобных мест для стоянок здесь нет. Есть вода в ледниковых лужах. Выше 2-ой ступени ледник становится пологим, дальше удобно двигаться по нему. Выход на ледник в любом удобном месте за 2-ой ступенью ледопада.

2 ч 15 мин

Движение по л. Шини-Бини, ночлег напротив пер. Наблюдений. Движение по центру ледника в связках по закрытому леднику, перешагивая в удобных местах несколько широких, (1 – 1,5 м) трещин. Линия движения постепенно смещается от центра ледника к его левому краю. В удобном месте напротив пер. Наблюдений встали на ночлег.

Пройдено 6 км

Перепад

абсолютный

3900 – 4700

ЧХВ = 5 ч 10 мин

высот

относительный

+800

 

 

11 день

04.08.2004

Ясно, умеренный ветер

л. Шини-Бини – пер. Шапак – гребень п. Крупской (ок 5500)

3 ч 10 мин

Путь по л. Шини-Бини до 3-ей ступени ледопада . Обход по левому краю ледника сеть трещин, они расположены напротив п. Ферсмана в центре ледника и у правого края, профиль ледника здесь имеет форму ступеньки. Крутизна подъема слева до 30 – 35°, ок 100 м. За ступенькой опять ровный ледник, широких открытых трещин нет. Отсюда видна 3-я ступень ледопада и пер. Шапак. Пересекли ледник от левого края к правому в направлении левого края ледопада.

2 ч 10 мин

Обход 3-ей ступени, подъем на пер. Шапак. В нижней части ледопада преодолели с попеременной страховкой 2 ледовых взлета, каждый ок 25 м, 45°. Далее преодолев по снежным мостам 3 широких разлома, вышли в снежный кулуар слева от ледопада. Выход на седловину перевала по кулуару, сн-фирн, 30 – 35°, Н=250 м, одновременно в связках.

1 ч 40 мин

Начало подъема на п. Крупской по северо-западному гребню до 1-го жандарма . Подъем по широкому снежному гребню с несколькими крутыми сн-фирновыми взлетами, до 55°, до 40 м. Одновременно в связках, на взлетах перила, страховка ледорубная.

1 ч 10 мин

Преодоление жандарма. В конце первой трети пути по гребню преодоление жандарма в лоб. Крутой короткий участок 7 м, 60°, натечный лед под снегом, спуск с жандарма – 50 – 35°, сн – фирн, перила 35 м.

Пройдено 6 км

Перепад

абсолютный

4700 – 5500

ЧХВ = 8 ч 10 мин

высот

относительный

+800

 

 

12 день

05.08.2004

Ясно, легкая облачность

Траверс п. Крупской (3Б 6008 (п\п)) – л. Турамыс

2 ч 10 мин

Подъем до скального участка гребня. От ночевки одновременно в связках по широкому снежному гребню, преодолевая небольшие снежные взлеты до 30 м, до 40°. В мульде перед скальным участком гребня удобное место для ночлега.

1 ч 40 мин

 

Обход скального участка. Перила траверсом 70 м, 45°, сн – фирн склон, точки страховки 1-я и промежуточная - ледобур - последняя – ледоруб. На подъем 120 м 45°, перила. Точки страховки на ледорубах. Карнизы на гребне ок 1,5 м в сторону л. Шапак.

1 ч 30 мин

Финальный участок подъема – выход по снежному гребню на вершину. Одновременно в связках по широкому снежному гребню, до 30°, ?Н ок 100 м. На гребне тяжелая тропежка. Этот участок подъема отнял много времени и сил. Сама вершина – снежная площадка со скалой 3-4 м. Тура и записки мы нигде не обнаружили, построили свой тур на этой скале. При необходимости на вершине можно организовать ночлег. В хорошую погоду вершина служит хорошей обзорной точкой. Трапеция п. Крупской имеет 3 вершины. Высшая точка находится на стыке гребней с пер. Шини-Бини и Шапак, т.е то место откуда сделано.

5 ч 30 мин

 

Преодоление снежного ножа – выход на перемычку между двумя башнями вершины . От вершины в направлении л. Турамыс начинается технически сложный острый снежный гребень. Перила 250 м, 90 м – горизонтальный участок гребня - 50 м, 45° - 80 м – горизонтальный участок - 30 м 50° - выход на узкую ледовую перемычку с которой начинается спуск в лд кулуар на л. Турамыс. Преодоление большей части гребня – сидя на нем верхом, всеми участниками группы. На гребне очень трудно организовать надежную страховку – практически весь гребень - снежный нож, его склоны крутые. Идти по склону еще сложнее чем верхом на нем: правая сторона очень крутая, до 90°, со скальными участками, на левой стороне в 1 м ниже линии гребня много участков с натечным льдом. Однако есть несколько мест, где можно надежно закрепить перила и как-то разместиться на точках страховки: 1) У самой вершины. 2) Снежный наддув в конце первого горизонтального участка гребня, (90 м). Фото 62. 3) Скальный выступ в конце 45° участка гребня. 4) В середине 80-ти метрового горизонтального участка – скальный выступ. 5) В конце 50° участка гребня – скальный выступ, (от этого выступа спуск в лд кулуар на л. Турамыс). Эти места необходимо учитывать при провеске перил. Наши точки страховки: №1 – ледоруб, в середине горизонтального 90 метрового участка – прямо на гребне (ледоруб), №2 – ледоруб, №3 – петля за скальный выступ, №4 – петля за скальный выступ. Чтобы организовать спуск по 50° участку гребня, пришлось его срыть и сделать площадку ок 1м*1м – страховка на ледорубе, №5 – петля за скальный выступ.

8 часов

Спуск по юго-восточному склону на л. Турамыс, (до нунатака). Спуск по ледово – снежному кулуару: перила, лед 60°, 150 м, лед 55-45°, 455 м, снег - фирн 45° 325 м . Точки страховки: верхняя на перемычке – петля за выступ, 10 шт – ледовая проушина, 6 шт – на ледорубе. Спуск последнего на последних 6-ти веревках с нижней страховкой на три такта. Все веревки по 55 м. Дальнейший спуск на ровную осыпную полку одновременно в связках, снег 40 – 30°, ?Н ок 350 м. На полке ночевка.

 

Этот день получился очень напряженным. По имевшимся у нас фотоматериалам мы никак не могли оценить, что столь сложным окажется гребень от вершины в сторону спуска. С самой вершины виден только первый горизонтальный участок гребня. Длительная работа на гребне, и отсутствие хоть каких-то мест для ночлега и явилось причиной ночного спуска в кулуаре. Весь путь спуска был просмотрен еще засветло с ледовой перемычки на гребне за 1,5 часа до наступления темноты и был намечен путь спуска, а также предпологаемое место стоянки, (с помощью видеокамеры). Ночью нам светила луна, путь спуска был вполне различим.

Пройдено 3 км

Перепад

абсолютный

5500 – 6008 - 4700

ЧХВ = 18 ч 50 мин

высот

относительный

+508 -1308

 

 

13 день

06.08.2004

Пасмурно, небольшой снегопад, к вечеру улучшение погоды

л. Турамыс – левый карман л. Турамыс

1 ч 10 мин

 

Движение по л. Турамыс. От места ночевки спуск на л. Турамыс по лд- сн склону 25°, одновременно в связках. Дальнейшее движение по левому краю ледника до ледопада в средней части.

1 ч 25 мин

Обход верхнего ледопада по моренам левого борта. Перед входом в ледопад выход на левые морены л. Турамыс, и далее спуск по ним до начала скально – осыпных прижимов у левого борта. Здесь выход на ледник Турамыс для обхода прижима.

1 ч 15 мин

 

Движение по средней части л. Турамыс. Спуск по левой части ледника до поворота его на право, (напротив п. Белый Камень). Ледник здесь полностью открытый. Далее начинается ледопад, выход с ледника на его левые морены.

1 час

Выход в левый карман и спуск до слияния с л. Фортамбек. В удобном месте подъем на гребень левой морены и оттуда спуск в уютный травянистый карман. Хорошие места для ночлега в кармане напротив слияния л. Турамыс и Фортамбек.

Пройдено 12 км

Перепад

абсолютный

4700 – 4050

ЧХВ = 4 ч 50 мин

высот

относительный

-650

 

 

14 день

07.08.2004

Ясно

Поляна Сулоева – л. Фортамбек

1 ч 30 мин

По карману до поляны Сулоева. От места ночлега к поляне Сулоева спуск по остаткам старой тропы, иногда она маркирована турами. От поворота кармана на север спуск вниз к небольшому озеру, за ним домики заброшенного альпинистского лагеря, еще ниже могила Сулоева и памятные таблички.

2 ч 10 мин

 

Поляна Сулоева – движение по левому рантклюфту . От поляны Сулоева путь вниз по старой тропе, которая выводит на гребень морены л. Фортамбек, где часто теряется, и вскоре пропадает совсем. Дальнейшее движение по рантклюфту л. Фортамбек до впадения ручья из восточного цирка г. 4868.

 

2 часа

Пересечение л. Фортамбек. Сразу за ручьем рантклюфт стал труднопроходимым. Вышли на л. Фортамбек и пересекли его слева на право. Путь до середины ледника не сложный, ледник зачехлен мореной, трещин и ледовых взлетов на леднике немного. Здесь удобнее идти без кошек. Правая часть ледника без камней, ледник открытый, множество широких трещин и сераков. Прохождение в кошках и в связках. В некоторых местах нужна разведка пути.

3 часа

Разведка прохода в правый рантклюфт – возвращение на центр ледника . Найти безопасный спуск в правый ранклюфт не смогли. Возвратились на центр ледника.

Пройдено 7.2 км

Перепад

абсолютный

4050 - 3500

ЧХВ = 8 ч 40 мин

высот

относительный

-550

 

 

15 день

08.08.2004

Ясно, небольшая облачность

Л. Фортамбек - МАЛ

1 ч 45 мин

Движение по центру л. Фортамбек. По центру л. Фортамбек идет желтая морена, справа от нее ледовый горб. Путь по этому горбу вниз до долины ручья с л. Вальтера. По горбу удобнее проходить многочисленные широкие трешины, в этих местах они наиболее узки, здесь образуются ледовые мосты, спайки, и.т.п.

1 ч 15 мин

Пересечение ледника напротив долины ручья с л. Вальтера. В этом месте надо искать удобный выход к правому борту. У нас путь проходил по нескольким ледовым горбам, общее направление которых совпадало с направлением выхода к правому борту л. Фортамбек. Спуск с правого борта на морены ледника в связках с попеременной страховкой между двумя сераками, несколько коротких участков: лд, 60-80°, 3-5 м.

1 ч 40 мин

Подъем на морены л. Вальтера, пересечение ледника. Подъем по левым моренам л. Вальтера, выше ручья. Иногда попадаются остатки тропы. Затем выход на левый борт ледника и пересечение его слева на право. Здесь ледник зачехлен мелкими камнями вперемежку с черной глиной.

3 ч 30 мин

 

 

Движение по правым моренам л. Вальтера – пересечение л. Москвина – МАЛ Подъем по моренам рядом с ледником. По пути есть несколько чистых луж с водой у которых приятно устроить обед. Перед слиянием с л. Москвина появляется тропа маркированная турами. Она уходит влево (п.х.) с морен л. Вальтера в правый карман л. Москвина. Пересекать ледник Москвина можно от места спуска тропы с п. Е. Корженевской по маркированному леднику, а можно и раньше в любом удобном месте, что мы и сделали, правда наше прибытие в МАЛ получилось с черного хода.

Пройдено 9.6 км

Перепад

абсолютный

3500 – 3400 – 4200

 

высот

относительный

-100 +800

 

<<Назад          Далее>>