Федерация туризма г. Москвы | |||||||
Московский Авиационный Институт. | |||||||
1. Идея похода. | |||||||
2.Справочные данные похода . | ОТЧЕТ |
||||||
Техническое описание маршрута: | о горном туристском путешествии пятой шестой | ||||||
категории сложности по Центральному Памиру, | |||||||
совершенном с 22 июля по 02 сентября 2004 года. |
|||||||
4.Выводы и рекомендации. | Маршрутная книжка - N 1\3 – 604 | ||||||
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович |
|||||||
Выводы, итоги и рекомендации. Все идеи и задачи похода выполнены, см. Идея похода. Проживание в Душанбе: Мы уже традиционно разместились на турбазе "Варзоб". Плюсы - дешевизна, много места, парк, бассейн, можно оставить вещи. Минус - достаточно далеко от центра города (две пересадки на маршрутках). Транспорт: Транспортное сообщение в Таджикистане функционирует нормально. При определенной степени настойчивости и деньгах можно заехать в любое место, где есть хоть какие-то дороги. В любом поселке, если нужна машина, лучше всего спрашивать про нее на базаре. В Душанбе, машины идущие в Ленинабад и Джиргиталь стоят у магазина "Волна". Заезд в Джиргиталь – ок 12 часов, есть маршрутки, (утром), либо частники в любое время. Оказывается существует и трос через Муксу. Двое киргизов – помощники МАЛовского шеф-повара Алика пришли из Ляхша в МАЛ пешком. По долине Ванча можно заехать до самого моста. Выехать тоже не проблема: 1-2 машины в кишлаке всегда найдется. Первые 10 км от Поймазара вниз по долине дорога очень плохая, местами дороги как таковой просто нет, есть только направление. Дальше нормальный проселок, последние 20 км перед Ванчем – асфальт. Из Ванча в Душанбе можно доехать на маршрутках, или на частной машине, ехать ок 24 часов. Есть и самолет, который летает в зависимости от наличия пассажиров (нам не повезло). Организация вертолетной заброски.
Рекомендации по маршруту: Пер. Ю. Девлохан 3А 4850 – довольно серьезный перевал, требующий для прохождения определяющей стороны навески порядка 700 м перил, (мы повесили 715 м). Все веревки идут подряд, кроме первой, после которой рекомендуем ночевать на снежной полке. Нужно правильно выбрать безопасную линию движения, путь в разные сезоны может быть разным, нужно смотреть по обстановке. Прохождение определяющей стороны в первой половине дня. Перевал не рекомендуется для групп, совершающих первый поход 5 к.с. Пер. С. Сугран 2А 4343 – наш вариант спуска, описанный в отчете наиболее безопасный. Спуск с пер. Пеший в сторону л. Сугран потенциально опасный – камни. Траверс п. Крупской 3Б 6008 п\п. Отличная альтернатива пер. Шини-Бини, красивый и безопасный траверс. От вершины в сторону л. Турамыс довольно сложный гребень, прохождение которого отнимает много времени и может потребовать нестандартных решений. Вся остальная техническая работа на траверсе хоть и долгая, но вполне привычная. П. Корженевской 3Б 7105. Перед выходом на вершину у группы должна быть акклиматизация, ок 6000. Рекомендуем пользоваться для ночлега удобными лагерями: 5300 и 6300. Места ночевок в гроте 5800 и на 6100 использовать как запасные. Выше 6300 ночевать не следует, больше устанете на следующий день, тем более что возможно придется ночевать 2 ночи. На 6300 веселее, закурить дадут, и помогут, если что. В плохую видимость легко сбиться с пути на финальном участке подъема: после «верблюда» 6900 – 7105!! Гребень 6900 – 6300 идется даже в полном молоке.
П. Коммунизма 3Б 7495. Для восхождения акклиматизация 7000. Наилучший вариант – п. Е. Корженевской. Опасное место - «подушка», ее нужно быстро пройти. Обвалы на нее редки и нерегулярны, спрогнозировать когда произойдет обвал невозможно, обычно средние обвалы происходят 1-2 раза за сезон. Мест для биваков на ребре Бородкина хватает. Основная тактическая идея – на ПФП перед подъемом по ребру п. Душанбе сделать полудневку и отдохнуть. Потому что следующие 2 дня будут напряженными. Почти все доходят до ночевок 6950, но после нескольких напряженных дней и высокой ночевки сил на вершину не остается. После отдыха штурмовой лагерь сделать как можно выше, т.е. за п. Душанбе. Лопата и гребень вершины довольно крутые, главное не потерять равновесие и не зацепиться кошкой за штаны, т.е. на штурм выходить в бодром состоянии, осознавая происходящее вокруг. Если осталось время и силы, то надо спуститься в тот же день на ПФП, не ночевать второй раз на 6950, особенно это важно при ухудшении погоды. Ребро Бородкина провешено перилами МАЛа, но по окончании сезона они снимают большинство веревок, оставляя перила в самых крутых местах: 4900 – 5100, на ледовых лбах 5400, 5800, 6100 (и там где не смогли снять:). После сильных снегопадов участок ребра 6100 – 5600 лавиноопасен. Пер. Ю. Четырех 3Б 5550. Наиболее оптимальный вариант из всех имеющихся перевалов в округе для нашего маршрута. Тем более, что мы получили самую свежую информацию по его прохождению, в МАЛе у группы Сальникова Г. Е., Новосибирск, которые меньше недели назад прошли его на подъем. Пер. Аю-Джилга – л. Федченко – пер. Кашал-Аяк наиболее простое и безопасное окончание похода. 5) По снаряжению. Лыжный (зимний) опыт очень важен для высокогорных походов. Личное снаряжение. Мы брали все вещи, что используются в лыжных походах высоких категорий, (кроме лыж), - синтепоновые штаны, бахилы, варежки 2 пары, чуни, ветрозащитные маски, и.т.п. Все это пригодилось. Общественное снаряжение. В принципе то же лыжное снаряжение. Основная идея – собраться как можно легче. Шатровая палатка «пик» на 6 чел, печка, примус+9 л бензина (на все 36 дней), комплект лавинного снаряжения, веревки 3 шт 55м*8мм, остальное обычное снаряжение, только более легкое, продуманное и подогнанное под этот маршрут.
Благодарности (по порядку). С. Стрыгину за консультации по маршруту и идею траверса п. Крупской. Д. Лехтману за схемы прохождения перевалов и консультации по маршруту. В.Ляпину за хребтовку и А.Лебедеву за ее размещение. Фирмам Азия-Тревел и Альп-Навруз за вертолетную заброску груза и размещение в МАЛе, и особенно лично Рано Умаровне Сабировой за теплый прием и проводы, помощь в решении всех возникших вопросов.
Группе туристов из Новосибирска под руководством Г.Сальникова за восстанавливающую силы встречу после спуска с п.Коммунизма и консультацию по нашему дальнейшему маршруту.
|