Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
сплав по рекам Северная (Беломорская) Шуя и Олонга
Отчет о водном (каяки) походе
по Средней Карелии
по рекам Северная (Беломорская) Шуя и Олонга
маршрут:
ст.Беломорск - автомобильная заброска на "верхний" мост - р.Сев.Шуя - р.Олонга (нижние пороги) - ст.Шуерецкая - электричка до Беломорска
продолжительность - 4 дня
сроки - 25-28 мая 2006 года
состав группы (в скобках - судно)
Бекетов Константин (Eskimo Salto)
Жаден Олег (Eskimo Salto)
Михайлова Анна (Robson Moonster)
Вступление
Северная (Беломорская) Шуя считается одной из интересных рек Карелии. Во многом этому способствовали статья В.Юрина и целый ряд описаний в Интернете. Река пригодна для сплава в мае-июне, позже обычно возникают проблемы из-за низкого уровня воды, особенно в первой половине маршрута. Заброситься к начальной точке сплава несложно, существует несколько вариантов заброски; в зависимости от выбора точки старта меняется протяженность и продолжительность маршрута. Классический вариант - старт с Шуеозера, в этом случае заброска наиболее простая (20 км асфальтированной дороги от ст.Сосновец). Минусом является протяженный участок гладкой гребли от Шуеозера до Кипозера. Второй вариант - заезд на мост выше Кузькозера; в этом случае болотный участок значительно сокращается, а протяженность относительно плохой дороги составляет всего 2 км, и водители обычно соглашаются проехать до этого моста даже в весенний паводок. Третий вариант - заезд на мост выше Кипозера, или на само озеро, почти сразу к содержательной части маршрута; но дорога плохая на протяжении примерно 8 км. Наконец, для тех, кто спешит, и кому не очень интересны мелководные шиверы верхнего течения Шуи, существует вариант заехать просто до пересечения Мурманского шоссе и реки, и начать сплав отсюда. Можно подняться по плесу примерно 2 км до порога Белая Лошадь, и начать маршрут с него.
Мы выбрали вариант 2, мост выше Кузькозера, поскольку хотели лишние полдня "привыкнуть" к лодкам после зимнего перерыва. Заезд от Беломорска обошелся в 1500 рублей за рейс.
Ремарка о "карельском метре"
В ходе путешествия мы в очередной раз убедились в существовании специальной внесистемной единицы измерения, которую условно называем "карельский метр". Этот метр используется в лоциях рек, чаще всего для измерения высоты сливов в порогах. Примерное соотношение к обычному метру - 2\1, иногда до 3\1.
Внимание! В этом отчете используется ОБЫЧНЫЙ метр, утвержденный Палатой мер и весов.
Описание путешествия
25.05.06
Выгрузились из поезда в Беломорске, сразу же подошел водитель, с которым предварительно созванивались и договаривались о заброске. Закинули вещи и лодки в машину, поехали. Ехать не более часа. Последние несколько км, после того как покинули Мурманское шоссе, дорога довольно плохая.
Мост через Шую деревянный, вокруг болотистая местность, старые вырубки, с дровами некоторые сложности. Тем не менее, нашли небольшую сушину, развели костер, долго обедали и неспешно собирались. Моросит мелкий противный дождь, не жарко. Запихнуть все шмотки в каяки довольно трудно, в итоге у меня остается привязанным сверху коврик, а у Олега - целая герма с рюкзаком.
Отплываем; Аня решает стартовать прямо с моста, прыжком (то, что называется "тюлений старт").
Вначале тянется откровенное болото, течения нет. Минуем озеро Кузькозеро, оставляя большой лесистый полуостров по левую руку. После озера на реке встречается пара участков с небольшим течением и камнями в русле, затем деревянный мост с мелким порожком под ним. Далее снова болото, плес, перед самым Кипозером справа есть хорошая сухая стоянка в сосновом бору на холме.
Выйдя в Кипозеро, надо повернуть направо во второй по счету залив (первый - глухой), и уныло плыть до истока реки. Протока с перекатом отделяет т.н. Нижнее Кипозеро. выход из него налево по ходу. Далее начинаются мелководные шиверы, разделенные плесами с болотистыми берегами. Шиверы довольно однообразны, хотя некоторые (видимо те, что называются в лоции порогами) более многоводны, с более выраженной струей и более узким руслом. Сложности для каяков эти препятствия не представляют, все можно идти с ходу, максимальная неприятность - сесть на камни и выталкиваться на руках. Интересная особенность Шуи - мелководность этих шивер никак не зависит от уровня воды. По утверждениям Ани Михайловой, бывавшей на реке несколько раз в разные годы, даже при самой высокой воде шиверы не становятся многоводнее. С другой стороны, при относительно низком уровне воды болотные плесы все равно выглядят так, будто берега подтоплены сильным паводком.
За 5 час 30 мин от начала сплава дошли до порога Белая Лошадь, первого "приличного" препятствия на маршруте. Перед Лошадью появились скальные выходы, берега местами довольно симпатичные, есть даже небольшой каньончик без порога, с отличной стоянкой на левом берегу. Непосредственно перед порогом висит табличка-указатель, надо свернуть резко влево в протоку.
По причине дождя и позднего времени решили в порог сейчас не идти, а встать на ночевку на левом сухом берегу над стремниной. Здесь масса стоянок, дров почти нет, но мы удачно воспользовались старыми бревнами, оставшимися от предшественников.
26.05.06
Утром дождь, пасмурно. Перенесли вещи к концу порога и по очереди прошли порог Белая Лошадь. Сложностей никаких нет, вода слабая и не мешает управлять лодкой как вздумается. Высота стенок "каньона" не превышает 2 обычных метров. Осмотрели правую и центральную протоки порога. Никакого водопада там, конечно, нет, но теоретически по правой протоке пройти можно, изрядно постучавшись по камням. Центральная протока наиболее фотогеничная, но воды в ней совсем мало.
Далее плес, минуем мост на шоссе. Стоячая вода тянется еще 3 км, затем начинаются шиверы и порожки. В лоции они все перечислены, мы их не просматривали и не запоминали. В принципе отрезок реки неплохой, особенно когда между препятствиями короткие промежутки плесов. Забавно, что в класической лоции на этом участке упомянут некий скальный кряж, обнаружить который нам не удалось, как мы не старались. Решили, что кряж слишком грандиозен, чтобы открыться таким мелким созданиям, как мы. Предлагаю внести в лоцию исправления и написать: "... неприступной скальной стеной вздымается горный кряж. ... здесь вполне можно проводить альпинистские восхождения...". (* см. лоцию)
Так, с шутками и прибаутками, миновали порог Директор (интересно, кто давал порогам Шуи такие дурацкие имена?), запомнившийся попыткой покататься на валу и микро-бочке. Еще через несколько препятствий встречается характерный порог Банзай, с нависающей скалой на правом берегу. К скале небольшой прижим. Банзай предваряет порог Сосновый, который желательно осмотреть (справа). Мы же не только осмотрели его, но и заночевали на правом берегу на хорошей стоянке.
Всего от Белой Лошади до Соснового шли примерно 3 часа 30 мин, но из-за дождя и лени решили сплав на сегодня прекратить. Разгрузили лодки и прошли порог, без особых трудностей, хотя и не без легкого веселья. Необходимо отметить, что указанные в лоции характеристики надо делить минимум на 2: реально перепад в пороге не превышает 2-2,5 метров (см.ремарку о "карельском метре" в начале отчета). Линия движения в пороге простая: вниз.
27.05.06
От Соснового час хода до порога Московский. Осмотр слева. Проходить можно левым или правым вариантами, сложностей особых нет, хотя именно здесь случился единственный за поход киль: Олег величественно прилег на сбойке после слива, но по причине холодной воды резво встал. Высота слива в обычных единицах измерения не превышает 1 метра.
Ниже Московского шивера, а затем опять длинный плес. После него порог Предбанник, проходимый сходу, ближе к правому берегу.
Почти сразу за Предбанником расположен Пуло-порог, один из наиболее интересных на маршруте. Начинается сливом высотой 80 см., который надо удачно миновать и не мешкая зачалится в правую суводь. Если заплыть на сливе, получится не очень хорошо, унесет в порог.
Прошли слив, зачалились, пошли осматривать правую протоку порога. Увы, на заходе поперек лежало толстое бревно, и мы уже было приуныли, но тут задор взял верх, стали его сталкивать с помощью подручных рычагов, палок и лексических оборотов. Протрахавшись примерно полчаса, мы убрали бревно, открыв путь в порог.
По очереди прошли правую протоку, интересную своим слаломным ходом. Затем пристали налево к острову, разделяющему протоки, и осмотрели водопад в левой протоке. В итоге классической "разводки на слабО" Аня занесла лодку наверх и прыгнула. Хотя ей не удалось выдержать задуманную линию движения, она тем не менее удачно прошла слив, вроде бы даже не задев камней, которыми так пугает лоция. Высота водопада никак не превышает 2,5 метра.
К этому моменту наконец-то кончился дождь и вышло солнце. Через 3 км плеса встречается одиночный простой порог, а затем опять тянется убийственный плес. Лес по берегам напоминает восток Ленобласти, что-то типа Паши-Капши в верховьях.
Через много км слева впадает река Олонга, которая на стрелке не уступает шириной самой Шуе. Поворачиваем налево в Олонгу, лопатим по плесу примерно 6 км. Берега - сплошь старая вырубка. Когда уже наступило полное отвращение к гладкой гребле как виду спорта, наконец-то дошли до нижнего порога на реке. Слева (справа орографически) есть небольшая стоянка на высоком песчаном берегу, среди сосенок. Здесь останавливаемся на ночлег.
28.05.06
Утром занесли каяки к началу нижнего порога на Олонге. Порог очень интересен, имеет длину примерно 300 метров, сначала идет шивера с отдельными сливчиками, затем зигзаг с поворотами более чем на 90 градусов и водопадный слив высотой 1 метр. Затем снова шивера со сливами и раздвоение на выходные мелководные протоки. Все очень симпатично.
Пока Аня и Олег осматривали порог и всячески тупили, я сплавал еще на 1 км вверх, до следующего порога. Он представляет собой одиночный слив высотой до 1 метра, ниже выводная шивера. В этом месте на берегу начинается нормальный, не вырубленный лес.
Вернувшись вниз к ребятам, я поучаствовал в прохождении нижнего порога; я и Олег прыгнули с основного слива в его правой части, а Аня дважды - в левой.
Вернулись к стоянке, собрали вещи. Надо было спешить, чтобы успеть на вечернюю электричку в Беломорск. От места стоянки стартовали в воду прямо от костра, съезжанием по склону высотой метра 3-4, поднимая тучу брызг. Довольно весело.
За 1 час 15 минут догребли против ветра по плесу до порога Большой Падун. Осмотр справа. Порог интересный, мощный. Основной слив (2 метра) проходили по центру. Ниже пара бочек и шивера.
Далее после 2-х км плеса порог Щелиный (Зигзаг), который лучше осмотреть, ибо он с наплыва не очень тривиален, и можно в большую воду завариться в не особо промывной бочке. По крайней мере, структура у нее на вид не очень хорошая. Бочку можно пробить, можно резко прыгнуть влево, но классический вариант - обойти ее справа по основной струе. Отмечу, что на выходе из порога, метров через 20 после бочки, существует незаметный камень, на котором киляется 50% лодок.
Ниже начинается протяженный каскад шивер, преодолеваемых сходу, затем лес отступает в стороны. На реке довольно заметное течение без препятствий. После высокого ж\д моста опять тянется плес, по берегам разрушенные постройки; такое ощущение, будто здесь проходила грандиозная битва с зеленым змием, и тот в итоге победил...
Затем появляются дома деревни Шуерецкое. В нашем случае с моря дует ураганный ветер, хлещет дождь. Проходим последний простой порог Шуи - Морской - и пристаем направо к травянистому берегу возле большого сарая. Поход окончен.
От воды до станции 400 метров. Есть пара магазинов. Удобная электричка в Беломорск в 18-08. Остановок до Беломорска нет, так что можно спокойно кинуть лодки в тамбуре. Ехать 40 минут.
В Беломорске пересаживаемся на пассажирский поезд, билеты на который были взяты заранее.
Рекомендации
Возможно, имеет смысл в паводок пройти Олонгу от Мурманского шоссе, и от слияния подняться по Шуе до Пуло-порога, с целью на нем покататься.
2006-06-06 23:49:06 | Марат | E-Mail Все очень хорошо! Но со скальным кряжем (скальным плато), о котором пишет Шилов, мы теперь все пролетаем?)))
2006-06-07 10:36:41 | kandid | E-Mail похоже на то...
желающие могут организовать отдельную экспедицию на поиски этого самого плато. Чем не "Затерянный Мир" ? ;-)
2007-06-20 22:11:00 | татьяна | E-Mail А нельзя ли получить телефончик водителя в Беломорске?
Буду весьма признательна.
Татьяна.
silence-t@mail.ru
2010-05-18 14:01:49 | Александр | E-Mail Я присоединяюсь к просьбе - телефончиком водителя не поделитесь, ну очень нужно!?
2010-05-19 13:56:07 | kandid | E-Mail у меня не сохранились контакты, к сожалению.
но инфа была из интернета, так что поищите и найдете именно этого или другого водителя.
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].