LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На перевале к северу от Пайера
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ. СОБСКО-РАЙ-ИЗСКИЙ МАССИВ. ОБЗОР ЗИМНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЙОНА.
Автор: Александр Салтырёв (brds2«собака»yandex.ru), турклуб Плющиха (ЛКТ), г. Москва

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ. СОБСКО-РАЙ-ИЗСКИЙ МАССИВ.

ОБЗОР ЗИМНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЙОНА.


Содержание

1. Введение
2. Используемая литература
3. Перечень перевалов
4. Долина руч. Сев. Нырдвомэн-Шор
5. Долина руч. Кэр-Доман-Шор
6. Долина р. Енга-Ю
7. Долина р. Макар-Рузь
8. Долина верховий р. Собь
9. Европейская часть района

1. Введение

Поводом к написанию данной статьи послужили те факты, что на этот очень популярный район в Интернете не было найдено ни одного каталога перевалов или подробного обзора с систематизацией всех перевалов. В Перечне перевалов среднегорья 2005-2008 Проект 1 (12.12.2004) http://www.tssr.ru/main/spp/list/322/ данный район вообще не отражен. В некоторых изученных отчетах имеются обзоры данного района. Но все они достаточно устарели, нет новых пройденных перевалов и маршрутов, отображения на карте, ссылок на использованные отчеты. Автору хорошо знаком этот район по 2 походам в 2001 и 2004 годах и одному заходу в 2005 г.
Под названием Собско-Рай-Изского массива подразумевается горная территория, ограниченная с севера и востока долиной р. Собь и идущей по ней железной дорогой, с юга реками Енга-Ю, Орех-Юган и Покойник-Шор, с запада истоками рек Елец, Яй-Ю, Харута и Степ-Рузь. Данный район в различных отчетах обычно делят на Рай-Изский и Собский (или Макарорузьский). Так же существует деление на подрайоны. Размеры массива примерно 30 на 30 километров. Высшая точка - безымянная вершина высотой 1316,0 м. В районе находится более 30 перевалов сложностью от н/к до 2Б. Также возможны, как и простые (н/к-1А), так и достаточно сложные (не ниже 2А) восхождения на вершины и траверсы.
Некоторые наиболее популярные перевалы и вершины имеют несколько названий. В данном обзоре будут указываться все найденные названия и в скобках указываться источник информации (не во всех источниках информации есть описания перевалов, в некоторых лишь упоминание или краткая характеристика). Есть и такие перевалы, которые нигде не описаны или упоминаются в отчетах без названия. Таким перевалам будут даваться условные названия. Есть перевалы с одинаковым названием, но находящиеся в разных местах. Также различаются высоты вершин и перевалов на разных картах и в различных отчетах. В данном обзоре они будут указываться по картам-километровкам Q41-35-36, Q41-45-46, Q41-47-48. Так же по этим картам будет указываться правописание всех вершин, рек, ручьев, озер. Различаются по разным отчетам и категории сложности некоторых перевалов и вершин. В данном обзоре будут указываться все найденные категории сложности.
Внутри района возможно проведение лыжных походов до 3 к. с. с элементами 6 к. с. Также его прохождение включают в нитки более длинных маршрутов и связывают с массивами вершин Блюхера, Пай-Ёр и горами к северу от железной дороги.
Азиатская часть района (практически весь массив) административно относится к Ямало-Ненецкому автономному округу (время +2 ч к московскому), а европейская часть (северо-западные границы) к республике КОМИ (время московское).
Начало и конец маршрутов приурочены к станциям и разъездам железной дороги идущей от узловой ст. Сейда (ветка Котлас-Воркута) на г. Лабытнанги: Полярный Урал, 106-й км (пос. Полярный) (название по карте, чаще называют 110-й км), Собь, 129-й км, 134-й км, 141-й км, Харп. Следует заметить, что билеты в ж/д кассах продаются только до Соби и Харпа. По ж/д ветке Сейда-Лабытнанги проходят поезда № 022/021 «Полярная Стрела» Москва-Лабытнанги (2 раза в неделю), прицепные вагоны к поезду № 376/375 Москва-Воркута (5 раз в неделю, в те дни, когда не ходит «Полярная Стрела») и № 953 Воркута-Лабытнанги (ежедневно), к которому и цепляются московские вагоны.
Пос. Харп режимный - находится колония. Также с 2006 года поселок входит в погранзону. Территория Собско-Рай-Изского массива в погранзону не входит. По данным 2005 г. пос. Полярный закрыт, а жители переселены в Харп и Лабытнанги.


Собско-Рай-Изский массив


2. Используемая литература

Ниже приведен список всех лыжных отчетов, дневников, очерков, найденных в Интернете по данному району, а так же фотоотчетов, имеющих подписи к фотографиям и несущих информацию о перевалах, вершинах и т.п. Отчеты о пешеходных походах при написании данного обзора не рассматривались, кроме уточнения местонахождения и названия некоторых перевалов, которые не встречается в лыжных отчетах и изучения одного маршрута подъема на плато. Некоторые отчеты выложены на двух или более сайтах. В этом случае ссылка будет даваться только на один.
[1] К. Бекетов и О. Чхетиани. Южная часть Полярного Урала. Обзор туристских возможностей района
http://www.mountain.ru/world_mounts/ural/2001/polyarny/kandid.shtml;
[2] Полярный Урал. Перевалы. Массив Райиз
http://ktmz.boom.ru/library/region/sev1172/polural/raiiz.html;
[3] Отчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Санкт-Петербурга, рук. Бекетов К.Н., в 1992 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?66;
[4] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Супруненко А., в 1992 г.
http://skitalets.ru/ski/2006/polarural_suprunenko/;
[5] Фотоотчет о лыжном походе группы из Санкт-Петербурга в 1996 г.
http://az.inural.ru/TOURISM/DOCS/SKI/URAL/polur_kf_96/polur_kf_96.html;
[6] Отчет о лыжном походе 3 к. с., рук. Харитонов В.И., в 1998 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?10;
[7] Отчет о лыжном походе 4 к. с., рук. Геров И. В., в 1999 г.
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/586/;
[8] Отчет о лыжном походе 4 к. с. группы из Санкт-Петербурга, рук. Тюньков В., в 2000 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?30;
[9] Фотоотчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Москвы, рук. Романенкова О., в 2001 г.
http://www.my-tour.ru/20010325-pol_ural/index.html;
[10] Отчёт о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Устинов С.В., в 2001 г.
http://nkosterev.narod.ru/otch/yral_p.html;
[11] Отчет о лыжном походе 6 к. с. группы из Челябинска, рук. Пугачев С.Н., в 2002 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?127;
[12] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Челябинска, рук. Кочурин В.А., в 2002 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?278;
[13] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из В. Новгорода, рук. Курочкин А.А., в 2003 г.
http://www.turist-ark.narod.ru/otchet/ural2003.doc;
[14] Отчет о лыжном походе 3 (с эл. 4) к. с. группы из Москвы, рук. Конилов Д.А., в 2003 г.
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?190;
[15] Отчет о лыжном походе 1 с эл. 5 к. с. группы из Москвы, рук. Салтырёв А., в 2004 г.
http://www.my-tour.ru/200403-pol-ural/index.html;
[16] Отчет о лыжном походе 2 с эл. 4 к. с. группы из Москвы, рук. Салтырёв А., в 2005 г.
http://www.my-tour.ru/200503-pol-ural/index.html;
[17] Отчет о лыжном походе в 2006 г.
http://sky.sovam.com/homepages/Ignatiev/Photo/20060325_Ural/;
[18] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Ханты-Мансийского автономного округа, рук. Щедров Ю.И., в 2006 г.
http://www.fsts.langmmc.edusite.ru/DswMedia/polyarnyiyural.txt;
[19] Отчет о лыжном походе группы из г. Киров, в 2006 г.
http://krayzemli.com/%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%83%d1%80%d0%b0%d0%bb-2006-%d1%80%d0%b0%d0%b9-%d0%b8%d0%b7/;
[20] Очерк о лыжном походе 4 к. с. группы из Ростова-на-Дону, рук. Сампара С., в 2007 г.
http://www.planeta-rostov.ru/materials/materials_detail.php?mat_id=393;
[21] Отчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Перми
http://tourclub.perm.ru/arhiv.php?cmd=7&s_id=108;
[22] Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Одессы, рук. Изместьев А.А., в 2009 г.
http://www.romantik.odessa.ua/reports/polarural09.html.
Отчеты из библиотеки Московского городского центрального туристского клуба (МГЦТК):
[23] № 2179. Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Громов В. В., в 1970 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=30523&page=1;
[24] № 3232. Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Кармалинина Е. В., в 1973 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31761&page=1;
[25] № 3758. Отчет о лыжном походе 4 к. с. группы из Москвы, рук. Шварц В. С., в 1980 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32636&page=1;
[26] № 4167. Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Разумовский А. С., в 1981 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32937&page=1;
[27] № 4220. Отчет о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Лазарев В. Н., в 1981 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33030&page=1;
[28] № 4314. Отчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Москвы, рук. Харитонов С. Ю., в 1982 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33298&page=1;
[29] № 4379. Отчет о лыжном походе 3 к. с. группы из Москвы, рук. Сорин Б. В., в 1983 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33234&page=1;
[30] № 4431. Отчет о лыжном походе 4 к. с. группы из Москвы, рук. Шабалин М. А., в 1982 г.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33240&page=1.
Есть еще весьма сомнительный отчет № 4480 о лыжном походе 5 к. с. группы из Москвы, рук. Мазуренко О. М., в 1983 г. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33312&page=1, в котором группа на лыжах проходила траверс сложностью не ниже 2А. Думается, что не стоит его рекомендовать для проработки маршрутов.
Пешеходные отчеты:
[31] Пер. Лакомбай. Материал из WikiTSS
http://daban.grusha.ru/index.php?title=%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%B9.
[32] Отчет о пешеходном походе 3 к. с. группы из Москвы, рук. Харченко А. Ф., в 2000 г.
http://www.tk-mitht.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=57
[33] Река Собь (Пост 110 км - пос. Харп, озера плато Райиз, нефритовый водопад), автор М. Трусков
http://skitalets.ru/water/2005/sob_trusk/.

3. Перечень перевалов

Номер по карте Название перевала [номер отчета, обзора, фотоальбома] Сложность Высота, м
1 Озерный [2], (Тракторный [28]) н/к 250
2 Озерный-2 [2], [15], (без названия [3]) н/к 630
3 Ложный Грандиозный [2], [15], [16], [17], (Нырдвоменшорский [27]) 1А-1Б 1000
4 Грандиозный [1], [2], [3], [4], [5], [10], [13], [14], [26], [27], [29] 1150
5 Обходной [2], [16], [19], (без названия [3], [4], [10]) н/к-1А 720
6 Водопадный [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [22], [26] 1А-1Б 670
7 Неожиданный [2], [3], [15], [18], [27], [28] 1120
8 Райизский [27] ориентировочно 1Б 900
9 Логичный [2], [8], (без названия [22]), (упоминается как Енгаю [27]), (Хиповый на карте в [29]) н/к-1А 680
10 Южный Логичный [9], (Енгаю [30]), (без названия ([6], [10], [11], [20]) н/к 400
11 Райиз [2] (2А, 940 м) (варианты прохождения - Метеослужбы (2Б) [11], плато Рай-Из (ориентировочно 1Б) [26] 940
12 Северный Райиз [-] ориентировочно 1А-1Б 1050
13 Каровый [1], [2], [4], [5], [9], [10], [21], [23], [24], [25], [26], [27], [30], (Сев. Каровый [1], [11], [12], [17], [20]) 1А-1Б 1100
14 Люблинский [4], [29], (Неизвестный (Южный Каровый [1], [14], Неизвестный [5], Южный Каровый [11], [18]) 1Б-2А 1100
15 Топографов [29], упоминается в [4], (Неочевидный [2], без названия [11], [13]) 2А-2Б 1100
16 Сложный (Спортивный) [1], [15], [27], (Сложный [4], без названия [12], Лев. Макар-Рузь на карте в [29]) 1А-1Б 1000
17 Геологов [2], [3], [4], [8], [9], [10], [11], [12], [22], [24], [27], [28], [30], (Геологический [18], Буровой [23]) 700
18 Черный [1], [2], [4], [6], [12], [29] 1А-1Б 844
19 Черный-2 [2], (есть на фото в [12]), (без названия [4]) 900
20 Енга-Ю-Из [12] ориентировочно 2А 1000
21 Енга-Ю-Из-2 [-] ориентировочно 2А 900
22 Собский [2], [3], [4], [9], [12], [13], [14], [21], [22], [24], [26], [28] н/к 507
23 Спортивный стиль [12] 1А-1Б 1000
24 Первоапрельский [11], (вариант прохождения - Горна [18]) 1050
25 Кузь-Ты [2], [14], (Кузь-Ты-Вис [21], Сев. Кузь-Ты-Вис [11], Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис) [1], Макар-Рузь [18], без названия [24]) н/к 510
26 Макар-Рузь [1], [2], [29], (без названия [24]) 950
27 Южный [32] 1Б (лето) 840
27.1 Южный Ложный [32] ориентировочно 1Б-2А (лето) 860
28.1 Визившорский-1 [-] ориентировочно 1Б 780
28.2 Визившорский-2 [-] ориентировочно 1Б 860
28.3 Визившорский-3 [-] ориентировочно 1А 720
28.4 Визившорский-4 [-] ориентировочно 1А 640
29 Рузский [2], [3] (н/к), (Лесной [1], [10], без названия [8]) (2 седловины) н/к 300 (250)
30 Южный Леквожский [15], (Леквожский [1], Лек-Вожский [11]) 910
31 Северный Леквожский [15], (Шлем [29]) 900
32 Северный Каровый [15], [17], [27], [29], (без названия [20], Лакомбай по пешеходным отчетам [31], [32] и некоторым другим) 950
33 Лакомбай-2 (Лакомбай на карте в [29], упоминается в [32]) ориентировочно 1А-1Б 808
34 Шлем [11] (3 седловины) н/к 510, 510, 410


4. Долина руч. Сев. Нырдвомэн-Шор

Руч. Сев. Нырдвомэн-Шор (Ф10) (на карте обозначен как Нырдвомэн-Шор) является правым притоком р. Собь и впадает в нее в 4-х км выше одноименной станции. В этом месте в долине р. Собь и в низовьях руч. Сев. Нырдвомэн-Шор растет чахлый лес и заросли кустарника. Длина долины около 15 км, направление течения ручья северное. В средней части долину пересекает вездеходная дорога пос. Полярный - пер. Озерный - пос. Харп. Немного выше стоят 2 балка старой базы геологов, один из которых жилой, есть печка.
Пер. Озерный [2], (Тракторный [28]) (н/к, 250 м) (номер по карте 1) расположен юго-западнее в. Поуркеу и соединяет среднюю часть руч. Сев. Нырдвомэн-Шор (большая наледь) с верховьями руч. Вост. Нырдвомэн-Шор (на карте тоже обозначен как Нырдвомэн-Шор). В разные годы наледь (Ф1) может быть и мокрой - тогда проходится под левым бортом вплотную к склону, и сухой, и полностью покрытой снегом. На правом берегу растет лиственничная роща. Через перевал идет вездеходная дорога в направлении пос. Харп. На седловине есть озеро. В нижней части долины руч. Вост. Нырдвомэн-Шор и по долине р. Собь растет преимущественно лиственничный лес. Во многих пешеходных отчетах перевал именуется Тракторный.


Ф1. Наледь на руч. Сев. Нырдвомэн-Шор

В. Поуркеу (876,5 м) (ориентировочно 1А) находится северо-восточнее пер. Озерный. Сведения о восхождении не найдены. Судя по карте можно подниматься из долин ручьев Сев. и Вост. Нырдвомэн-Шор и с севера от р. Собь.
Выше наледи находится достаточно широкий и пологий каньон длиной 1 км (Ф2, Ф3), переходящий в V-образный овраг (Ф4). Овраг выводит в расширение долины (Ф5), из которой расходятся пути на перевалы Озерный-2, Грандиозный, Ложный Грандиозный, Обходной, Водопадный и Неожиданный.
От начала каньона можно подняться на в. 1159,0 м [21] (ориентировочно не ниже 1Б). Описание достаточно путанное, как и весь отчет. Вершина двуглавая, наиболее высокая - западная (Ф2). Как интересный объект для восхождений она упоминается в отчете [27] (как в. 1154 м).


Ф2. Начало каньона в долине руч. Сев. Нырдвомэн-Шор и двуглавая в. 1159,0 м



Ф3. Каньон. Вид вниз по течению ручья



Ф4. Каньон переходит в V-образный овраг

Посередине каньона удобнее подняться и идти по террасе правого борта (Ф4), где стоят 2 балка старой базы геологов (Ф5). Один из них жилой, есть печка, может быть уголь, способен приютить до 10 человек (Ф6). Второй полуразрушен, зимой забит снегом и активно разбирается на дрова.


Ф5. Балки и ригель в долине руч. Сев. Нырдвомэн-Шор



Ф6. Жилой балок

От балков начинается подъем на пер. Озерный-2 [2], [15], (без названия [3]) (н/к, 630 м) (номер по карте 2), расположенный севернее в. 942,0 м (северо-западная оконечность плато Рай-Из) и ведущий в среднее течение руч. Вост. Нырдвомэн-Шор. Подъем на перевал идет по широкому не явно выраженному 15-20 град кулуару (Ф7).


. Перевалы Обходной, Райизский, Озерный-2 с подходов к пер. Грандиозный

Седловина - огромное ровное поле. Спуск - склон до 15 град. Далее можно спускаться либо влево на северо-восток по ручью, либо перевалив через символическую седловинку на юго-восток. Крутизна склонов не более 15 град (Ф8). Вскоре начинается долина ручья, появляются первые кустики, а в месте впадения в руч. Вост. Нырдвомэн-Шор начинается лиственничный лес (Ф9).
В отчете [7] сказано о прохождении пер. Василий (1А, 690 м) - низкой седловины, ведущей из долины р. Собь в цирк пер. Водопадный. Возможно, имелся в виду, пер. Озерный-2 (категории сложности в отчете явно завышены на полкатегории).


Ф8. Пер. Озерный-2 и Райизский от руч. Вост. Нырдвомэн-Шор



Ф9. Спуск в долину правого притока руч. Вост. Нырдвомэн-Шор

Пер. Ложный Грандиозный [2], [15], [16], [17], (Нырдвоменшорский [27]) (1А-1Б, 1000 м) (номер по карте 3) расположен западнее в. 1159,0 м и соединяет исток левого притока руч. Сев. Нырдвомэн-Шор с правым притоком р. Собь. Первая часть подъема на перевал проходит по 2-х километровому постепенно расширяющемуся каньону, который начинается напротив балков (Ф10). Крутизна 15-20 град, в первой половине есть две водопадных ступеньки до 40 град и высотой 5-6 м (Ф11). Затем следует пологое расширение долины и выход на перевал по склону крутизной 25 град.


Ф10. Пер. Ложный Грандиозный, в. 1159,0 м и долина руч. Сев. Нырдвомэн-Шор с ригеля над ледопадами



Ф11. Водопадная ступенька при подъеме из долины руч. Сев. Нырдвомэн-Шор

Седловина - огромное, немного всхолмленное поле. Спуск с перевала к правому притоку р. Собь проходит по короткой крутопадающей долинке (до 30 град) (Ф12).


Ф12. Пер. Ложный Грандиозный с пер. Сев. Каровый

С пер. Ложный Грандиозный можно подняться на 2 вершины:
1) В восточном направлении по широкому склону на в. 1159,0 м (ориентировочно 1А) (Ф10, Ф12). Сведения о восхождении не найдены.
2) В юго-западном направлении на в. 1213,0 м [15], [16], [17] (н/к). Подъем от перевала по 10 град склону выводит на огромное, слегка наклонное и постепенно ссужающееся к вершине плато. Переход с плато на вершину по 100 м достаточно узкой (в одном месте до 2 м) скально-снежной перемычке с крутыми склонами (Ф13).


Ф13. Перемычка перед выходом на в. 1213,0 м

Сама вершина - поле диаметром около 100 м, с разных краев которого расходятся гребни на перевалы Грандиозный, Каровый, Сев. Каровый.
Пер. Грандиозный [1], [2], [3], [4], [5], [10], [13], [14], [26], [27], [29] (2А, 1150 м) (номер по карте 4) расположен между в. 1213,0 м и в. 1316,0 м и соединяет западный исток руч. Сев. Нырдвомэн-Шор с верховьями р. Енга-Ю. От балков поднимаемся немного вверх по пологой долине и поворачиваем п/х направо в направлении скального коридора, после которого крутизна подъема увеличивается до 20 град (Ф7, Ф14, Ф15). Далее выходим к началу пологого двухкилометрового цирка с двумя озерами (Ф16).


Ф14. Ригель в долине руч. Сев. Нырдвомэн-Шор



Ф15. Пер. Грандиозный и в. 1213,0 м с ригеля над ледопадами



Ф16. Пер. Грандиозный и в. 1213,0 м с пер. Обходной

Отсюда виден перевальный взлет - снежно-фирновый с выходами скал склон крутизной до 45-50 град и перепадом высот 350 м. В зависимости от состояния снега, направления движения (подъем или спуск), опыта участников может потребоваться навеска перил. Склон лавиноопасен, рекомендуется двигаться вдоль бортов склона. Перед выходом на седловину скальный пояс, рассеченный снежными кулуарами (Ф17).


Ф17. Пер. Грандиозный с востока

Седловина представляет собой длинный, сильно изрезанный гребень с обледенелыми скалами, возможно свисание карнизов (Ф18). По старым отчетам тур обозначен воткнутой между камней кочергой.


Ф18. Пер. Грандиозный и в. 1316,0 м с в. 1213,0 м

Крутизна спуска в долину р. Енга-Ю до 35 град. Лавинная опасность невысокая из-за большого количество камней и скальных выходов (Ф19).


Ф19. Западный склон пер. Грандиозный с пер. Каровый

С пер. Грандиозный можно подняться на 2 вершины:
1) В северном направлении на в. 1213,0 м [3], [14], (1259 м [4], [10]), (1254 м [2]), (Желтая [29]), (Пол. Урал (1259 м) [27]) (1А-1Б).
2) В юго-восточном направлении на в. 1316,0 м [13], [14] (1Б-2А) (высшая точка Собско-Рай-Изского массива).
В обоих направлениях движение по узкому скально-фирновому гребню крутизной до 30-35 град, возможна навеска перил или попеременная страховка (Ф18, Ф19, Ф33).
Еще один вариант подъема на в. 1213,0 м [3], [16], [19] (1259 м [10]) (Пол. Урал (1259 м) [27]) (1Б) из долины руч. Сев. Нырдвомэн-Шор начинается аналогично началу подъема на пер. Грандиозный. От балков поднимаемся к началу двухкилометрового цирка с двумя озерами и повернув п/х направо по одному из нескольких снежно-осыпных ребер крутизной вверху до 35 град выходим на плато к востоку от вершины (Ф15, Ф16, Ф30). Дальнейший путь совпадает с маршрутом восхождения с пер. Ложный Грандиозный. Продолжив маршрут спуском по гребню на пер. Грандиозный и далее в верховья р. Енга-Ю можно таким образом обойти сложный подъем на пер. Грандиозный.
Приведенное в отчете [27] описание прохождения маршрута в. 1213,0 м - пер. Грандиозный по сложности явно превосходит другие описания (провешено огромное количество веревок) и оценено как 2Б, а западный склон пер. Грандиозный назван определяющим. Возможно, группа шла по не оптимальному пути или завысила сложность маршрута.
От балков можно подняться на высшую точку массива Рай-Из в. 1134,0 м (выс. 1122 м [27]) (1Б-2А). Вершина расположена на северо-востоке массива, в 3-х км от в. Рай-Из (1097,0 м). Подъем проходит вначале по кулуару правого притока руч. Сев. Нырдвомэн-Шор, потом по заснеженным осыпям и скалам крутизной до 50-60 град и далее по плато. Судя по приведенному описанию сложность восхождения соответствует 2Б или описание не совсем точно (Ф7).
В этом же отчете [27] упоминается пер. Райизский (1Б, 900 м) (номер по карте 8), находящийся к югу от в. 942,0 м. Подъем на него частично совпадает с подъемом на в. 1134,0 м (выс. 1122 м) и проходит по кулуару правого притока руч. Сев. Нырдвомэн-Шор и далее по его левому истоку с выходом на седловину по засыпанной снегом осыпи (Ф7). Описания спуска нет, но судя по карте и (Ф8) приводит к центральной составляющей правого притока р. Вост. Нырдвомэн-Шор. Сведения о прохождении не найдены.
В отчете [7] упоминается высокая седловина, ведущая из долины р. Собь в цирк пер. Водопадный, Б/Н, (к.с. ?), которую группа не прошла из-за лавиноопасности. Возможно, имелся в виду пер. Райизский.
Примерно в 1 км южнее балков находится скальный ригель, в котором ручей промыл глубокий каньон с тремя водопадами (зимою ледопадами) (Ф5, Ф14, Ф20). Ширина каньона не превышает 10-15 м. Наиболее сложными являются 2 нижних ледопада высотой до 10 м и крутизной до 60 град. Третий ледопад высотой до 5 м и крутизной до 30 град. Расстояние между ступенями около 50 м, возможно наличие снежного болота. В разные годы характер ледопадов может резко меняться от полностью занесенных снегом до чисто ледовых и требующих для прохождения навески перил (Ф21…Ф26). Вначале каньона перед ледопадами возможно образование (в 2004 г) дополнительной ледовой ступеньки высотой 2 м и крутизной 30 град.


Ф20. Каньон с ледопадами в долине руч. Сев. Нырдвомэн-Шор



Ф21. Первая ступень ледопада. Фото 2004 г



Ф22. Первая ступень ледопада. Фото 2005 г



Ф23. Вторая ступень ледопада. Фото 2001 г



Ф24. Вторая ступень ледопада (вид вниз). Фото 2004 г



Ф25. Вторая ступень ледопада. Фото 2005 г



Ф26. Третья ступень ледопада. Фото 2005 г

Вскоре после прохождения ледопадов выходим из каньона. Отсюда расходятся пути на перевалы Водопадный и Неожиданный.
Пер. Обходной [2], [16], [19], (без названия [3], [4], [10]) (н/к-1А, 720 м) (номер по карте 5) расположен западнее каньона с ледопадами, в перемычке между южным и западным истоками руч. Сев. Нырдвомэн-Шор. По сути это не перевал, а обход ледопадов по более простому пути. Подход к перевалу совпадает с началом подхода к пер. Грандиозный. От балков поднимаемся к началу двухкилометрового цирка с двумя озерами, поворачиваем п/х налево и по 25-30 град склону поднимаемся на перевал. Седловина большая, представляет собой небольшое понижение ригеля в месте его стыка с северо-восточным гребнем в. 1316,0 м (Ф7, Ф14, Ф15, Ф16). Спуск с перевала пологий и короткий, т. к. вскоре начинается подъем к перевалам Водопадный и Неожиданный (Ф27, Ф29).


Ф27. Вид с пер. Обходной на пер. Водопадный

С пер. Обходной в юго-западном направлении можно подняться на в. 1316,0 м (ориентировочно 1Б). Сведения о восхождении не найдены. Вначале подъем проходит в юго-западном направлении по широкому гребню крутизной до 35 град, далее на запад по пологому плато (Ф5, Ф15, Ф29, Ф30).
Пер. Водопадный [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [22], [26] (1А-1Б, 670 м) (номер по карте 6) расположен западнее в. 1134,0 и соединяет верховья руч. Сев. Нырдвомэн-Шор с истоком руч. Кэр-Доман-Шор. Сложность перевала зависит от состояния ледопадов и от направления прохождения. При прохождении связки Водопадный - Неожиданный или при обходе каньона через пер. Обходной не превышает 1А. Выше водопадов ручей течет в неглубоком желобе (возможны карнизы) и сильно петляет среди морен (Ф28). Поднявшись из желоба или продолжив движение по нему, через 2 км пологого подъема оказываемся на огромной седловине перевала (Ф27, Ф29). Спуск в долину руч. Кэр-Доман-Шор такой же пологий и не представляет никакой сложности.
В отчете [7] приведена явно завышенная сложность перевала как 2А.


Ф28. Желоб в верховьях руч. Сев. Нырдвомэн-Шор

С пер. Водопадный (не доходя до него или спустившись в приделах 1 км) можно по склону крутизной от 25 до 35 град (в зависимости от места подъема) подняться на высшую точку массива Рай-Из в. 1134,0 м [4], [9], [14] (1А-1Б) (Ф27).
Пер. Неожиданный [2], [3], [15], [18], [27], [28] (1А, 1120 м) (номер по карте 7) расположен между в. 1316,0 м и в. 1177,0 м и соединяет исток руч. Сев. Нырдвомэн-Шор с верховьями р. Енга-Ю. Если после прохождения ледопадов продолжить движение по желобу, петляющему среди морен (Ф28, Ф29), то через 2-2,5 км оказываемся у подножия двух цирков в. 1316,0 м. Отсюда, поднимаясь траверсом правого борта долины, по склону до 25 град выходим на перевал. Седловина огромная и явно не выражена (Ф30, Ф31). Слева п/х ограничена небольшим повышением гребня (в. 1177,0 м), справа п/х сбросами одного из цирков в. 1316,0 м.


Ф29. Верховья руч. Сев. Нырдвомэн-Шор



Ф30. Пер. Неожиданный с западного края плато Рай-Из



Ф31. Пер. Неожиданный из цирка в. 1316,0 м

Спуск с перевала начинается по пологому расширяющемуся кулуару в направлении горки-жандарма, слева от которой находится большой цирк. Дальше спускаться надо направо. Скальные сбросы в узком кулуаре перед выходом в долину р. Енга-Ю обходятся справа по склону до 25 град (Ф18, Ф32, Ф33).


Ф32. Пер. Неожиданный с в. 1176,0 м



Ф33. Перевалы Грандиозный и Неожиданный с в. 1213,0 м

С пер. Неожиданный можно подняться на 2 вершины:
1) По плато в южном направлении на в. 1177,0 м (н/к) ([28] как в. 1143 м) (Ф32).
2) В северо-западном направлении на в. 1316,0 м (н/к) (Ф30). Сведения о восхождении не найдены.

5. Долина руч. Кэр-Доман-Шор

Руч. Кэр-Доман-Шор является левым притоком р. Енга-Ю и впадает в нее в ее нижнем течении, за 7 км перед впадением в р. Собь. В этом месте в долине р. Енга-Ю и в низовьях руч. Кэр-Доман-Шор растет смешанный лес - лиственница, ель, береза. Длина долины около 19 км, направление течения ручья южное с поворотом на юго-восточное, сложности для прохождения нет.
Пер. Водопадный [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [22], [26] (1А-1Б, 670 м) (номер по карте 6).
Пер. Логичный [2], [8], (без названия [22]), (упоминается как Енгаю [27]), (Хиповый на карте в [29]) (н/к-1А, 680 м) (номер по карте 9) расположен между в. 1177,0 м и в. 755,0 м и соединяет верховья руч. Кэр-Доман-Шор с левым притоком р. Енга-Ю. Подъем на перевал пологий, но достаточно протяженный, седловина большая (Ф34).


Ф34. Верхняя часть подъема на пер. Логичный из долины руч. Кэр-Доман-Шор

Начало спуска пологое 10-15 град (Ф35), затем начинается достаточно узкий с множеством поворотов каньон с нависающими по правой стороне снежными карнизами (Ф36). Крутизна немного увеличивается. Выход из каньона заканчивается в долине р. Енга-Ю.


Ф35. Начало спуска с пер. Логичный в долину р. Енга-Ю



Ф36. Каньон на спуске с пер. Логичный в долину р. Енга-Ю

При прохождении пер. Логичный, практически с любого места можно подняться на 2 вершины:
1) В южном направлении на в. 755, 0 м (н/к). Сведения о восхождении не найдены.
2) В северо-западном направлении на в. 1177,0 м (н/к) ([28] как в. 1143 м).
Пер. Южный Логичный [9], (Енгаю [30]), (без названия ([6], [10], [11], [20]) (н/к, 400 м) (номер по карте 10) расположен между в. 755,0 м и двуглавой вершиной высотой около 560 м и соединяет средние течения руч. Кэр-Доман-Шор и р. Енга-Ю. Прохождение перевала позволяет несколько сократить путь при движении из долины руч. Кэр-Доман-Шор к верховьям р. Енга-Ю. Подъем пологий 10 град тягун. Седловина желобообразная, длиной около 1 км. Спуск 15-20 град, удобнее двигаться траверсом правого борта распадка.
При прохождении пер. Южный Логичный, практически с любого места можно подняться на 2 вершины:
1) В северном направлении на в. 755, 0 м (н/к). Сведения о восхождении не найдены.
2) В юго-восточном направлении на двуглавую в. 560 м (н/к) [9] (Ф37, Ф38, Ф39).


Ф37. Вид с в. 560 м на запад



Ф38. Вид с в. 560 м на в. 1022,0 м (Черная) и долину р. Енга-Ю



Ф39. Вид с в. 560 м на юго-восток

Весь хребет к западу от долин ручьев Сев. Нырдвомэн-Шор и Кэр-Доман-Шор можно пройти траверсом: в. 1159,0 м - пер. Ложный Грандиозный - в. 1213,0 м - пер. Грандиозный - в. 1316,0 м - пер. Неожиданный - в. 1177,0 м - пер. Логичный - в. 755,0 м - пер. Южный Логичный - в. 560 м (ориентировочно 2А). Сведения о полном прохождении не найдены.
Пер. Райиз [2] (2А, 940 м) (номер по карте 11) расположен юго-восточнее в. Рай-Из и соединяет верховья руч. Кэр-Доман-Шор с р. Собь. Подъем проходит траверсом правого борта распадка, находящегося южнее в. Рай-Из по склону крутизной до 30 град. Первая часть спуска проходит слева от кара с двумя озерцами (отметка 560,0 м) по склону с увеличивающейся крутизной от 15 до 40 град с последующим спуском в этот кар к нижнему озерцу (Ф40).


Ф40. Вид с плато Рай-Из на озеро с отметкой 560,0 м

Вторая часть спуска (около 250 м по вертикали) возможна тремя путями после предварительного просмотра со скал правого берега ручья (Ф41):
1) Непосредственно по водопаду - снежный склон до 55 град, возможны выходы льда.
2) Слева от водопада по снежному склону-кулуару крутизной вверху до 50 град (50 м), внизу 35 град.
3) Справа от склона-кулуара по скально-снежному склону (50 м перил крутизной до 60 град, далее снег до 45 град) с последующим уходом влево на 2-ой вариант.


Ф41. Вид из долины р. Собь на вторую ступень спуска с пер. Райиз

В литературе описаны, по крайней мере, еще 2 варианта прохождения через плато Рай-Из:
1) Пер. Метеослужбы [11] (2Б, 900 м). Подъем к зданию бывшей ГМС Рай-Из от руч. Кэр-Доман-Шор проходил через некатегорийную седловинку севернее в. 341,0 м и далее по пологим южным склонам плато вдоль правой составляющей ручья левого притока руч. Кэр-Доман-Шор. Спускалась группа сразу в цирк с озерами по снежно-скальному кулуару расположенному левее п/х от центральной оси цирка. Средняя крутизна около 45 град, имеются участки до 60 град, длина около 300 м (Ф42).


Ф42. Вид с озера с отметкой 560,0 м на первую ступень спуска с пер. Метеослужбы

Вторая часть спуска проходила левее ручья, вытекающего из озер по кулуару в верхней части 60 град на длине 60 м, дальше до 45 град на длине 240 м (Ф41). После этого группа шла с ледорубом в кошках.
2) В отчете [26] описывается выход к действующей тогда еще (в 1981 г) ГМС Рай-Из от подножия пер. Водопадный (Ф27) траверсом вершин 1134,0 м и Рай-Из. Спуск проходил справа от кара с двумя озерцами и начинался от домика ГМС вдоль натянутого на вешках троса выводящего на гребень мощного скального контрфорса. Дальнейший спуск (уже без троса) проходил по левому кулуару, выводящему в более широкий кулуар, по которому группа шла на лыжах. Про категорию сложности в отчете не говорится, но, видимо, можно оценить как не выше 1Б.
В летнем отчете [33] говорится о возможности летнего подъема к кару с двумя озерами по правому борту ручья и далее напрямую к зданию бывшей ГМС.
Между в. 1134,0 м и в. Рай-Из по карте прослеживается еще один нигде не упомянутый перевал. Назовем его условно пер. Северный Райиз (1050 м) (номер по карте 12). Подъем от седловины пер. Водопадный совпадает с подъемом на в. 1134,0 м (Ф26) или с подъемом на
пер. Райиз, спуск на северо-восток по склону между большим каром с отметкой 508,0 м и находящимся к северу от него маленьким каром. Судя по горизонталям спуск несколько положе, чем подъем и, следовательно, сложность перевала не должна превышать 1А-1Б.
В обзоре [1] упоминается пройденный пер. Рай-изский (1Б, 900 м), ведущий через плато г. Рай-Из рядом с высшей отметкой. Где именно находится седловина, и каким путем проходил маршрут не указывается.

6. Долина р. Енга-Ю

Р. Енга-Ю является правым притоком р. Собь и впадает в нее около пос. Харп, в месте выхода последней из района гор. Длина долины немногим более 30 км, направление течения юго-юго-восточное с поворотом на восточное. По средней и нижней части долины из пос. Харп на пер. Геологов идет вездеходная дорога. В нижней трети долины, примерно от впадения руч. Кэр-Доман-Шор, растет смешанный лес - лиственница, ель, береза. В верховьях долина перегорожена моренами и имеет ступенчатый характер (Ф59).
Пер. Южный Логичный [9], (Енгаю [30]), (без названия ([6], [10], [11], [20]) (н/к, 400 м) (номер по карте 10).
Пер. Логичный [2], [8], (без названия [22]), (упоминается как Енгаю [27]), (Хиповый на карте в [29]) (н/к-1А, 680 м) (номер по карте 9).
Пер. Неожиданный [2], [3], [15], [18], [27], [28] (1А, 1120 м) (номер по карте 7).
Пер. Грандиозный [1], [2], [3], [4], [5], [10], [13], [14], [26], [27], [29] (2А, 1150 м) (номер по карте 4).
Пер. Каровый [1], [2], [4], [5], [9], [10], [21], [23], [24], [25], [26], [27], [30], (Сев. Каровый [1], [11], [12], [17], [20]) (1А-1Б, 1100 м) (номер по карте 13) расположен между в. 1213,0 м и в. 1309,0 м и соединяет исток р. Енга-Ю со вторым правым притоком р. Собь. Крутизна подъема до 45 град в верхней части по центру седловины, где возможно свисание карниза. Подниматься надо справа п/х, прижимаясь к выходам камней, крутизна до 35 град (Ф43, Ф44). Седловина перевала большая.


Ф43. Перевалы Люблинский, Каровый и вершины 1309,0 м, 1213,0 м с верховий р. Енга-Ю



Ф44. Подъем на пер. Каровый с верховий р. Енга-Ю

Спуск с перевала состоит из 2-х ступеней (Ф45, Ф81):
1-я ступень крутизной до 35 град по центру седловины. Спускаться надо слева по широкой полке крутизной в верхней части до 25 град, выводящей к озерцу (Ф48).
2-я ступень крутизной около 15 град выводит к двум озерцам. Дальнейший спуск в долину р. Собь проходит по широкой долинке с невысокими мореными холмами.


Ф45. Пер. Каровый и в. 1213,0 м из долины второго правого притока р. Собь

С пер. Каровый можно подняться на 2 вершины:
1) В юго-западном направлении на в. 1309 м (пик Полярный) [11] (2А) (Ф46, Ф47, Ф48, Ф81). Первая часть подъема проходит по постепенно ссужающемуся снежному гребню. Далее начинается острый скальный обледенелый или заснеженный гребень с многочисленными жандармами. Подниматься надо со стороны притока р. Собь, немного ниже гребня с пересечением кулуаров. Навеска перил на скальных крюках и петлях на камнях.


Ф46. В. 1309,0 м с пер. Сев. Каровый



Ф47. В. 1309,0 м с в. 1213,0 м



Ф48. В. 1309,0 м и пер. Каровый со спуска с в. 1213,0 м

2) В северо-восточном направлении на в. 1213 м [17], (в. 1259 м [4], [26], [19]) (1Б-2А) (Ф43, Ф45, Ф47, Ф48, Ф49, Ф81). Подъем проходит по скальному обледенелому или заснеженному ребру с жандармами и кулуарами. Наиболее сложная часть - последние 30 м перед выходом на вершину. Рекомендуется подниматься со стороны р. Енга-Ю, там немного положе. Крутизна подъема увеличивается с 20 до 35 град. Вершина - поле диаметром около 100 м.


Ф49. Спуск с в. 1213,0 м на пер. Каровый

Пер. Люблинский [4], [29], (Неизвестный (Южный Каровый [1], [14], Неизвестный [5], Южный Каровый [11], [18]) (1Б-2А, 1100 м) (номер по карте 14) расположен между в. 1287,0 м и в. 1309,0 м и соединяет исток р. Енга-Ю с первым правым притоком р. Собь. Крутизна подъема до 35 град в нижней части, вверху выполаживается. Рекомендуется подниматься немного вправо п/х, так несколько положе и вверху возможен карниз или крутой перегиб (Ф43, Ф47, Ф50). Седловина перевала огромная.


Ф50. Пер. Люблинский из-под пер. Каровый

Спуск крутизной вверху до 35-40 град, внизу 25-30 град, сброс высоты около 200 м. Двигаться надо вдоль каменистых гряд. В начале спуска возможна навеска от 1 до 3 веревок (Ф51, Ф52).


Ф51. Перевалы Люблинский, Топографов и вершины 1309,0 м, 1287,0 м с в. 1216 м



Ф52. Выход на седловину пер. Люблинский со стороны р. Собь

Дальнейший спуск проходит по широкой долине с невысокими мореными холмами (Ф53). Ручей, текущей по этой долине, перед выходом в долину р. Собь протекает в пологом кулуаре.


Ф53. Пер. Люблинский и в. 1287,0 м из долины первого правого притока р. Собь

С пер. Люблинский можно подняться на 2 вершины:
1) В северном направлении на в. 1309 м (пик Полярный) [11], [14] (2А) (Ф43, Ф47, Ф51). Подъем проходит по острому скальному обледенелому или заснеженному гребню с многочисленными жандармами. Подниматься надо немного ниже гребня по любому из склонов или с переходом с одного на другой. Возможно, понадобится навеска перил на скальных крюках и петлях на камнях.
2) В южном направлении на в. 1287 м (пик Топографов) [4], [11], [14] (1Б) (Ф47, Ф50, Ф51). Подъем проходит по довольно широкому снежному с выходами камней гребню крутизной 30-35 град. В верхней части есть короткий участок до 40-45 град. Вершина огромное фирновое плато.
Пер. Топографов [29], упоминается в [4], (Неочевидный [2], без названия [11], [13]) (2А-2Б, 1100 м) (номер по карте 15) расположен между в. 1287,0 м и в. 1216 м и соединяет первый правый приток р. Енга-Ю с первым правым притоком р. Собь. (Вершины 1216 м на карте Q41-47-48 нет, название взято из карты отчета [29]. Ближайшая с запада к перевалу вершина по карте - в. 1176,0 м.)
Подъем на перевал крутизной 25-30 град (Ф54, Ф56). Более безопасно подниматься не в лоб, а слева п/х.


Ф54. Пер. Топографов и в. 1287,0 м с пер. Сложный (Спортивный)

Седловина узкая и протяженная, имеется несколько понижений. Спуск с перевала проходит по скальным кулуарам, забитым снегом, крутизна до 50 град, сброс высоты около 300 м (Ф51, Ф55). Навеска перил на ледорубах или петлях на камнях.


Ф55. Пер. Топографов с подъема на в. 1287,0 м с пер. Люблинский

Спуск с перевала выводит к подножию пер. Люблинский (Ф53).
С пер. Топографов можно подняться на 2 вершины:
1) В восточном направлении на в. 1287 м (пик Топографов) [4], [11] (1Б) (Ф54, Ф56). Подниматься надо справа п/х по южному склону крутизной 20-25 град, в верху до 35-40 град. Северный склон - практически скальная стена. Вершина огромное фирновое плато.
2) В западном направлении на в. 1216 м [11] (1А) (Ф55, Ф56). Подъем проходит по гребню крутизной до 30 град. К югу находится в. 1176,0 м. Обе эти вершины не ярко выражены. На запад и юго-запад от них начинается обширное наклонное плато, которое заканчивается крутыми сбросами к верховью рек Собь и Макар-Рузь.


Ф56. Пер. Топографов со спуска с в. 1287,0 м

Пер. Сложный (Спортивный) [1], [15], [27], (Сложный [4], без названия [12], Лев. Макар-Рузь на карте в [29]) (1А-1Б, 1000 м) (номер по карте 16) расположен между в. 1176,0 м и безымянной вершиной высотой около 1150 м и соединяет первый правый приток р. Енга-Ю с первым левым притоком р. Макар-Рузь.
Подъем на перевал проходит по склону крутизной не более 25 град (по отчету [4]), или крутизной до 35-40 град (по отчетам [12] и [15]). Видимо крутизна зависит от места подъема на огромную седловину перевала. Группа в отчете [12] склон видела только с верху при траверсе хребта, группа в отчете [15] поднималась справа п/х в условиях сильной поземки и недостаточно хорошей видимости. Возможно группа в отчете [4] поднималась по более оптимальному пути по центру или слева п/х (Ф57, Ф58, Ф59).


Ф57. Пер. Сложный (Спортивный) с пер. Неожиданный



Ф58. Верхняя часть подъема на пер. Сложный (Спортивный) и в. 1176,0 м



Ф59. Пер. Сложный (Спортивный) с 1216 м

Небольшая крутизна склонов по центру и слева п/х на (Ф59) может быть вызвана оптическим обманом, возникающем при взгляде на склон сверху. Реально крутизна может быть несколько больше.
Спуск с перевала проходит по 8 км пологой долинке крутизной не более 15 град (Ф60) и выводит в долину р. Макар-Рузь.


Ф60. В. 1176,0 м, пер. Сложный (Спортивный), в. 1150 м с в. 1276,0 м

С пер. Сложный (Спортивный) можно подняться на 2 вершины:
1) В северном направлении на в. 1176 м [15] (1А) (Ф55, Ф57, Ф58, Ф59). Подъем проходит по широкому склону до 25 град крутизной. К северу находится в. 1176,0 м. Обе эти вершины не ярко выражены. На запад и юго-запад от них начинается обширное наклонное плато, которое заканчивается крутыми сбросами к верховьям рек Собь и Макар-Рузь.
2) В южном направлении на безымянную вершину высотой около 1150 м [4], [12] (1А) (Ф59, Ф60). Подъем проходит по широкому склону крутизной по разным отчетам до 25 или 35 град. Видимо крутизна зависит от места подъема. К югу находится в. 1048,0 м. Обе вершины не ярко выражены и, по сути, являются началом огромного плато Енга-Ю.
Пер. Геологов [2], [3], [4], [8], [9], [10], [11], [12], [22], [24], [27], [28], [30], (Геологический [18], Буровой [23]) (1А, 700 м) (номер по карте 17) расположен к югу от в. Енга-Ю-Из и соединяет правый приток р. Енга-Ю с р. Макар-Рузь (Ф61).


Ф61. Перевалы Черные и Геологов из долины р. Енга-Ю

Подниматься на перевал можно двумя путями:
1) Непосредственно на седловину по долине ручья по снежному желобу крутизной до 30-35 град или по его бортам. В верхней части желоба возможен карниз.
2) По дороге крутизной 10-15 град, поднимающейся на плато севернее седловины. Вариант технически проще первого, но более длинный.
Седловина огромная, является небольшим понижением плато Енга-Ю. В районе перевала действует рудник по промышленной добыче хромитовой руды, находится вахтовый поселок из нескольких десятков домиков. Заезд идет из Харпа по долине р. Енга-Ю. В начале 2000-х годов шло активное улучшение этой дороги, с тем, чтобы по ней можно было ездить круглогодично, а не только зимой. Существует еще старая и достаточно крутая дорога из долины р. Собь через пер. Собский. Нынешнее ее состояние неизвестно, но вряд ли ее улучшили. Добыча руды идет открытым способом. Сначала бурят скважины для закладки взрывчатки, потом взрывают, грузят экскаваторами в самосвалы и вывозят в Харп. Соответственно существует вероятность оказаться недалеко от места взрыва со всеми вытекающими последствиями. Это надо учитывать при прохождении перевала.
Спуск в долину р. Макар-Рузь представляет собой широченный, прорезанный каньонами склон крутизной 30-35 град, с большими выходами камней. Левее каньонов находится вездеходная дорога. Различные группы спускались с перевала и по каньонам, и по широким гребням, разделяющим эти каньоны (Ф62). На верху южного гребня еще в начале 2000-х годов были видны отвалы пород. Видимо в этих местах и шла добыча руды (Ф63).


Ф62. Спуск с пер. Геологов в долину р. Макар-Рузь

Можно предложить другой вариант спуска с перевала. От седловины перевала пройти по плато на юго-восток около 2-х км и спускаться в большой кар. В его верховьях крутизна склонов не превышает 30 град. Маршрут пройден в обратном направлении на лыжах (отчет [9]) (Ф63).


Ф63. Пер. Геологов с подъема на в. 1276,0 м

С пер. Геологов в северном направлении по пологим склонам можно подняться на в. Енга-Ю-Из (н/к, 980 м).
Пер. Черный [1], [2], [4], [6], [12], [29] (1А-1Б, 844 м) (номер по карте 18) расположен между в. 1022,0 м (в. Черная) и безымянной вершиной высотой около 950 м и соединяет правый приток р. Енга-Ю с левым притоком р. Макар-Рузь - руч. Черный.
Седловина перевала из долины р. Енга-Ю не просматривается, и определить ее местонахождение сложно. Начало подъема проходит по ручью. Правый берег образован массивом г. Черная, на его склонах снега мало, преобладают осыпные участки. Левый борт долины ручья представляет собой снежный склон крутизной до 45 град, возможно свисание карнизов. Подъем проходит по снежно-осыпным склонам крутизной до 40 град (Ф35, Ф61, Ф64).


Ф64. Пер. Черный из правого притока р. Енга-Ю

Седловина перевала большая и неявная.
Спуск с перевала возможен тремя путями (Ф65):
1) Прямо по руч. Черный. Крутизна склона вначале до 40 град, возможно свисание карнизов.
2) Поднявшись в сторону безымянной вершины высотой около 950 м и далее по правому борту ручья. Крутизна склона до 35 град.
3) Немного поднявшись в сторону в. 1022,0 м (в. Черная) и далее по 35 град контрфорсу между северным и восточным истоком руч. Черный.


Ф65. Пер. Черный из верховий руч. Черный

После выполаживания ручей уходит в каньон, который обходится по правому берегу. После каньона ручей выходит в плоскую долину.
С пер. Черный в восточном направлении можно подняться на в. 1022,0 м (г. Черная) [4], [25] (н/к) (Ф63, Ф64, Ф65). Гребень пологий и широкий, только перед выходом на вершину крутизна на коротком участке увеличивается до 20 град.
Вершина плоская, обрывается на восток к широкому гребню к в. 1036,0 м коротким 10 м 30-35 град склоном. Этот гребень и юго-восточный гребень в.1036,0 м доступны для траверса. Сведения о прохождении траверса не найдены.
Пер. Черный-2 [2], (есть на фото в [12]), (без названия [4]) (1А, 900 м) (номер по карте 19) расположен между безымянной вершиной высотой около 950 м и в. 946 м и соединяет правый исток правого притока р. Енга-Ю с безымянным левым притоком р. Макар-Рузь (первым выше руч. Черный).
Подъем на перевал крутизной исходя из карты и фотографий до 35-40 град (Ф35, Ф61, Ф64). Седловина широкая и неявная. Спуск более пологий и, соответственно, более длинный. Сведения о сквозном прохождении не найдены, только о траверсе в отчете [4] без упоминания названия.
В отчете [12] упоминается безымянная седловина сложностью ориентировочно 2А (1000 м) (номер по карте 20), находящаяся между в. 1048,0 м и безымянной вершиной высотой около 1150 м. Седловина находится между карами р. Енга- Ю и первого левого притока р. Макар-Рузь. Крутизна склонов восточного кара 50-55 град, перепад высот 350 м, западного 40-45 град (Ф60, Ф68). Назовем ее условно пер. Енга-Ю-Из. Сведения о сквозном прохождении не найдены, только о траверсе в отчете [12] и без упоминания в отчете [4].
Другая похожая седловина (ориентировочно 2А, 900 м) (номер по карте 21) находится в 2-х км южнее, между вершинами 1048,0 м и Енга-Ю-Из. Назовем ее условно пер. Енга-Ю-Из-2. Сведения о сквозном прохождении не найдены, в отчетах[4] и [12] пройдена без упоминания траверсом.
В литературе описаны несколько траверсов гребня западнее р. Енга-Ю:
1) В отчете [3]: правый приток р. Енга-Ю - пер. Геологов - траверс г. Енга-Ю-Из - р. Енга-Ю (н/к-1А).
2) В отчете [4]: верховья р. Енга-Ю - пер. Люблинский - в. 1287,0 м - пер. Топографов - пер. Сложный (Спортивный) - пер. Енга-Ю-Из (без упоминания) - пер. Енга-Ю-Из-2 (без упоминания) - г. Енга-Ю-Из - пер. Геологов - пер. Черный-2 - пер. Черный – руч. Черный (1Б).
3) В отчете [11]: второй правый приток р. Собь - пер. Каровый - в. 1309,0 м - пер. Люблинский - верховья р. Енга-Ю (2А).
4) В отчете [11]: верховья р. Енга-Ю - пер. Люблинский - в. 1287,0 м - пер. Топографов - в. 1216 м - пер. Собский (1Б).
5) В отчете [12]: правый приток р. Енга-Ю - пер. Геологов - траверс г. Енга-Ю-Из - пер. Енга-Ю-Из-2 (без упоминания) - пер. Енга-Ю-Из (без названия) - пер. Сложный (Спортивный) - первый левый приток р. Макар-Рузь (1А).
6) В отчете [15]: первый правый приток р. Енга-Ю - пер. Сложный (Спортивный) - в. 1176,0 м - в. 1216 м - р. Макар-Рузь (1А-1Б).

7. Долина р. Макар-Рузь

Р. Макар-Рузь (Ф63) является крупным левым притоком р. Хара-Маталоу. Длина долины около 30 км, направление течения южное. На реке возможно образование наледей и открытой воды. В верхнем течении реки долина безлесная, лес начинает расти ниже левого притока - руч. Покойник-Шор. По долине проходит вездеходная дорога ст. Полярный Урал - пер. Собский - р. Хара-Маталоу - район Пятиречья. В 1,5 км ниже впадения правого притока руч. Кузь-Ты-Вис на левом берегу находятся развалины базы геологов: жилой вагончик без печки и не жилые технический вагончик и баня. В отчете (10) говорится о наличии небольшого рабочего поселка немного ниже по течению под в. Макар-Рузь.
Пер. Черный [1], [2], [4], [6], [12], [29] (1А-1Б, 844 м) (номер по карте 18).
Пер. Черный-2 [2], (есть на фото в [12)], (без названия [4]) (1А, 900 м) (номер по карте 19).
Пер. Геологов [2], [3], [4], [8], [9], [10], [11], [12], [22], [24], [27], [28], [30], (Геологический [18], Буровой [23]) (1А, 700 м) (номер по карте 17).
пер. Енга-Ю-Из [12] (ориентировочно 2А, 1000 м) (номер по карте 20).
пер. Енга-Ю-Из-2 (ориентировочно 2А, 900 м) (номер по карте 21).
Пер. Сложный (Спортивный) [1], [15], [27], (Сложный [4], без названия [12], Лев. Макар-Рузь на карте в [29]) (1А-1Б, 1000 м) (номер по карте 16).
Пер. Собский [2], [3], [4], [9], [12], [13], [14], [21], [22], [24], [26], [28] (н/к, 507 м) (номер по карте 22) расположен между в. 1276,0 м и в. 1176,0 м и соединяет истоки рек Собь и Макар-Рузь. Подъем и спуск с перевала проходят по пологой, широкой долине, двигаться удобнее по вездеходной дороге. Перевал - классическая глубокая седловина.
С пер. Собский можно подняться на 2 вершины:
1) В северо-восточном направлении по обширному наклонному плато на в. 1176,0 м и в. 1216 м [11] (1Б). Согласно отчету, подъем на плато проходит по одному из нескольких ссужающихся кулуаров (с 50 м внизу до 20 м вверху) и крутизной до 30 град. Судя по фотографии и карте, находятся они немного севернее седловины перевала, а с самой седловины на плато идет снежно-каменистый склон (Ф66).


Ф66. Плато к западу от в. 1176,0 м и в. 1216 м с в. 1276,0 м

2) В юго-западном направлении на в. 1276,0 м [29] (н/к-1А). Подъем проходит по широкому склону крутизной 20-25 град (Ф67).


Ф67. Перевалы Первоапрельский, Спортивный стиль, Юж. и Сев. Леквожские с в. 1176,0 м

Другой способ подъема на в. 1176,0 м и в. 1216 м [15] (н/к-1А) начинается в 2-х км от устья первого левого притока р. Макар-Рузь и проходит в северном направлении по широкому гребню крутизной около 20 град (Ф68).


Ф68. Плато к западу от в. 1176,0 м и в. 1216 м с подъема на в. 1276,0 м

Существуют 2 других способа подъема на в. 1276,0 м (н/к-1А) из долины р. Макар-Рузь:
1) Начинается (согласно карте, сведения о восхождении не найдены) от южной оконечности оз. Макар-Рузь и проходит в западном направлении по широкому гребню крутизной до 25 град.
2) По отчету [15] из короткой долинки первого правого притока р. Макар-Рузь в северо-западном направлении по широкому склону крутизной до 25 град.
Пер. Спортивный стиль [12] (1А-1Б, 1000 м) (номер по карте 23) расположен между в. 1168,0 м и в. 1043,0 м и соединяет истоки р. Макар-Рузь (озеро с отметкой 532,0 м) (Ф67) и первого левого притока р. Собь. Подъем от озера проходит по широкому кулуару крутизной до 30 град, затем по более пологому платообразному склону (Ф69, Ф70). Седловина плоское и широкое плато, на востоке практически сливается с в. 1043,0 м. Спуск с перевала прямо вниз по снежному склону крутизной до 45 град, немного правее по каменисто-снежному склону крутизной до 40 град (Ф80). Дальнейший спуск в долину р. Собь проходит через небольшой каньон крутизной около 15 град.


Ф69. Перевалы Первоапрельский и Спортивный стиль с в. 1276,0 м



Ф70. Перевалы Первоапрельский и Спортивный стиль от озера с отметкой 532,0 м

С пер. Спортивный стиль в юго-западном направлении можно подняться на в. 1168,0 м (ориентировочно 1А-1Б) по узкому скально-снежному гребню (Ф67, Ф69). Сведения о восхождении не найдены.
Пер. Первоапрельский [11], (вариант прохождения - Горна [18]) (2Б, 1050 м) (номер по карте 24) расположен между в. 1168,0 м и в. 1276,0 м и соединяет исток р. Собь и один из истоков руч. Лек-Вож. С востока хребет между в. 1168,0 м и в. 1276,0 м смотрится как самая настоящая стена высотой порядка 350 м. Отсюда и пошло название - Леквожская стена. В гребне видны несколько понижений, к которым ведут очень крутые заснеженные со скальными выходами кулуары, сверху свисают карнизы (Ф67, Ф69, Ф70). Группа в отчете [11] поднималась на самую низкую седловину почти по центру стены (Ф70, Ф71) и назвала ее пер. Первоапрельский Центральный. Вариант подъема по кулуару в северной части стены группа в отчете [18] назвала пер. Горна (2Б). В обоих случаях крутизна кулуаров до 50 град, есть 5 м скальные обледенелые выходы еще большей крутизны. Навеска перил на ледорубах, возможно забивание скальных крючьев.


Ф71. Пер. Первоапрельский от озера с отметкой 532,0 м

Гребень Леквожской стены достаточно узкий, скально-снежный, со свисающими на восток карнизами (Ф72).


Ф72. Вид с пер. Первоапрельский на в. 1168,0 м

Спуск к истокам руч. Лек-Вож проходит по широченному снежно-осыпному склону крутизной до 30 град (Ф73, Ф74). Спускаться можно с любого места гребня.


Ф73. Западный склон пер. Первоапрельский



Ф74. Пер. Первоапрельский из долины руч. Лек-Вож

С пер. Первоапрельский можно подняться на 2 вершины:
1) В южном направлении на в. 1276,0 м [15] (1А). Подъем проходит по узкому скально-снежному гребню крутизной около 20 град с выходом на огромную округлую вершину (Ф67, Ф69, Ф73, Ф74).
2) В северном направлении на в. 1168,0 м (ориентировочно 1А-1Б). Подъем проходит по узкому скально-снежному гребню крутизной около 20 град (Ф67, Ф69, Ф72, Ф74). Сведения о восхождении не найдены.
В названиях и местоположениях перевалов связывающих верховья руч. Кузь-Ты-Вис и рек Елец и Макар-Рузь в различных обзорах и отчетах обнаружена большая путаница.
Пер. Кузь-Ты [2], [14], (Кузь-Ты-Вис [21], Сев. Кузь-Ты-Вис [11], Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис) [1], Макар-Рузь [18], без названия [24]) (н/к, 510 м) (номер по карте 25) расположен юго-западнее в. 1276,0 м и соединяет руч. Кузь-Ты-Вис и исток р. Елец. Подъем на перевал и спуск к истокам р. Елец очень пологие, седловина широкая.
С пер. Кузь-Ты (отчет [29]), а также практически с любого места долины руч. Кузь-Ты-Вис (сведения о восхождении не найдены) можно подняться в северо-восточном - северном направлени на в. 1276,0 м (н/к-1А) по широкому склону крутизной до 25 град.
Согласно отчету [29] и карте Q41-47-48 пер. Макар-Рузь, (без названия [24]) (1А, 950 м) (номер по карте 26) расположен севернее в. 1053,0 м и соединяет исток руч. Кузь-Ты-Вис с истоком первого левого притока р. Елец.
Подъем на пер. Макар-Рузь состоит из 2-х ступеней:
1-я ступень - крутой короткий склон выводит на уступ с небольшой горизонтальной площадкой.
2-я ступень - плавный подъем от уступа на перевал, представляющий собой короткое плато. Спуск к левому притоку р. Елец крутой, возможно свисание карниза (Ф75, Ф76).


Ф75. Пер. Макар-Рузь с западного гребня в. 1053,0 м



Ф76. Пер. Макар-Рузь с западного гребня в. 1053,0 м

С пер. Макар-Рузь можно подняться на 2 вершины:
1) В южном направлении на в. 1053,0 м (н/к-1А) (Ф75, Ф76). Сведения о восхождении не найдены.
2) В юго-восточном направлении по пологим склонам на в. Макар-Рузь [24] (н/к, 910 м).
Существуют 3 других способа подъема на в. Макар-Рузь из долины р. Макар-Рузь:
1) Из верховий долины руч. Кузь-Ты-Вис по выпуклым участкам склона [29] (ориентировочно 1А).
2) В северном направлении из долины третьего правого притока р. Макар-Рузь по склону переменной крутизны [24] (н/к-1А).
3) Начинается (согласно карте, сведения о восхождении не найдены) от слияния руч. Кузь-Ты-Вис и р. Макар-Рузь (точка 291,1 м) и проходит в юго-западном направлении по склону крутизной около 25 град (н/к-1А) (Ф63) или в 3-х км ниже по течению в западном направлении по аналогичному склону (н/к-1А).
Согласно обзору [1] пер. Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис) (н/к, 500 м) соединяет исток р. Елец с р. Макар-Рузь, а пер. Кузьтывис (1А, 910 м) ведет из р. Елец в долину р. Степ-Рузь. В этом случае совершенно непонятно название перевала, не имеющего никакого отношения к руч. Кузь-Ты-Вис.
Согласно обзору [2] пер. Макар-Рузь ведет из верховий руч. Кузь-Ты-Вис в верховья р. Степ-Рузь. Но по карте такого перевала нет, из верховий руч. Кузь-Ты-Вис в верховья р. Степ-Рузь можно пройти только через 2 седловины (номера по карте 27 (27.1) и 28.1 (28.2… 28.4)
Согласно пешеходному отчету [32] группа прошла перевал, условно ими названный Южный (1Б (лето), 840 м) (номер по карте 27). Перевал расположен между в. 1053,0 м и в. Макар-Рузь (северо-западнее в. 908,0 м) и соединяет руч. Кузь-Ты-Вис и истоки руч. Визившор (Ф77). Спускались по каньону в истоке руч. Визившор со снегом, наледями крутизной более 30 град, водопадиками. Сложность оценили как 1Б, но в зимних условиях, когда каньон будет забит снегом, сложность, возможно, будет 1А.
В этом же отчете говорится и о второй седловине пер. Южный - пер. Южный Ложный (ориентировочно 1Б-2А (лето), 860 м) (номер по карте 27.1). Перевал находится юго-восточнее в. 908,0 м (Ф77), сведения о прохождении не найдены.


Ф77. В. Макар-Рузь и перевалы Южные с в. 1053,0 м

С перевала Южный (Южный Ложный) можно подняться на 2 вершины:
1) В юго-восточном направлении по пологим склонам на в. Макар-Рузь [29] (н/к, 910 м) (Ф77).
2) В северо-западном направлении на в. 1053,0 м [29] (ориентировочно н/к-1А) (Ф77). В тексте отчета [29] названия пер. Южный нет, упоминается только как платообразный массив.
Среднее течение руч. Визившор и верховья р. Макар-Рузь связывают несколько седловин (номера по карте 28.1 … 28.4, ориентировочно 1А-1Б), сведения о прохождении не найдены. Назовем их условно перевалы Визившорские-(1…4). Наличие одного из этих перевалов предполагается в пешеходном отчете [32].
Средние течения рек Макар-Рузь и Степ-Рузь связывают, по разным отчетам, пер. Рузский [2], [3] (н/к), Лесной [1], [10], без названия [8] (н/к) . Очевидно это один и тот же перевал (номер по карте 29, 300 м). Подъем начинается по правому притоку р. Макар-Рузь от уреза воды 137,5 м (напротив руч. Черный) и заканчивается на точке уреза 239,0 м. Через перевал идет обозначенная на карте старая вездеходная дорога. В 2-х км юго-восточнее находится вторая седловина (номер по карте 29.1, 250 м).

8. Долина верховий р. Собь

В данной главе будем рассматривать участок р. Собь от ее истоков под пер. Собский до поворота течения с северо-западного направления на северо-восточное в районе ст. Полярный Урал. Длина долины на этом участке около 12 км. Ст. Полярный Урал представляет собой разъезд с несколькими домиками. В 1 км на восток находится самый северный обелиск на границе континентов Европа-Азия.
Пер. Собский [2], [3], [4], [9], [12], [13], [14], [21], [22], [24], [26], [28] (н/к, 507 м) (номер по карте 22).
Пер. Спортивный стиль [12] (1А-1Б, 1000 м) (номер по карте 23).
Пер. Южный Леквожский [15], (Леквожский [1], Лек-Вожский [11]) (1Б, 910 м) (номер по карте 30) расположен между в. 1168,0 м и в. 1069,0 м (ближе к в. 1168,0 м) (Ф67) и соединяет исток первого левого притока р. Собь и один из истоков руч. Лек-Вож. Подход к перевалу начинается по долине первого левого притока р. Собь, которая вначале носит каньонообразный характер, крутизна 15 град (Ф78, Ф79).


Ф78. Начало долины первого левого притока р. Собь



Ф79. Перевалы Спортивный стиль, Юж. и Сев. Леквожские из долины второго правого притока р. Собь

Подъем на перевал крутизной «в лоб» 35 град, проще подниматься справа по ходу траверсом восточного отрога безымянной вершины высотой около 1050 м. В этом случае крутизна не превышает 30 град (Ф79, Ф80).


Ф80. Перевалы Спортивный стиль, Юж. и Сев. Леквожские из долины первого левого притока р. Собь

Седловина огромная, разделенная небольшим бугорком. Крутизна спуска до 30 град.
С пер. Южный Леквожский в юго-восточном направлении по узкому скально-снежному гребню можно подняться на в. 1168,0 м (ориентировочно 1Б) (Ф67, Ф79, Ф80). Сведения о восхождении не найдены.
Пер. Северный Леквожский [15], (Шлем [29]) (1А, 900 м) (номер по карте 31) расположен между в. 1168,0 м и в. 1069,0 м (ближе к в. 1069,0 м) и соединяет исток первого левого притока р. Собь и исток первого правого притока руч. Лек-Вож. Начало подъема из долины р. Собь совпадает с началом подъема на пер. Южный Леквожский (Ф78, Ф79). Подъем на перевал крутизной до 25 град, проще подниматься справа по ходу траверсом восточного отрога в. 1069,0 м. В этом случае крутизна не превышает 20 град (Ф79, Ф80). Седловина огромная, разделенная небольшим бугорком. Крутизна спуска около 30 град.
С пер. Северный Леквожский в северном направлении по гребню можно подняться на в. 1069,0 м (ориентировочно 1А) (Ф67, Ф79, Ф80). Сведения о восхождении не найдены.
С Южного и Северного Леквожского перевала можно по широкому гребню подняться на разделяющую их в. 1050 м [15] (н/к) (Ф67, Ф79, Ф80). Подобное восхождение вряд ли имеет какой смысл, только если как часть траверса гребня, идущего западнее рек Собь - Макар-Рузь.
В литературе описаны 2 траверса гребня западнее рек Собь - Макар-Рузь:
1) В отчете [15]: первый правый приток р. Макар-Рузь - в. 1276,0 м - пер. Первоапрельский - западный гребень в. 1168,0 м - пер. Южный Леквожский - в. 1050 м - пер. Северный Леквожский - первый левый приток р. Собь.
2) В отчете [29]: пер. Кузь-Ты - в. 1276,0 м - пер. Собский.
Представляется интересным прохождение траверса: в. 1276,0 м - пер. Первоапрельский - в. 1168,0 м - пер. Южный Леквожский - в. 1050 м - пер. Северный Леквожский - в. 1069,0 м - в. Шлем (ориентировочно 1Б-2А) и включение в нитку траверса участка верховья р. Собь - в. 1043,0 м - пер. Спортивный стиль - в. 1068,0 м.
Пер. Топографов [29], упоминается в [4], (Неочевидный [2], без названия [11], [13]) (2А-2Б, 1100 м) (номер по карте 15).
Пер. Люблинский [4], [29], (Неизвестный (Южный Каровый [1], [14], Неизвестный [5], Южный Каровый [11], [18]) (1Б-2А, 1100 м) (номер по карте 14).
Пер. Каровый [1], [2], [4], [5], [9], [10], [21], [23],[24], [25], [26], [27], [30], (Сев. Каровый [1], [11], [12], [17], [20]) (1А-1Б, 1100 м) (номер по карте 13).
Пер. Северный Каровый [15], [17], [27], [29], (без названия [20], Лакомбай по пешеходным отчетам [31], [32] и некоторым другим) (1А, 950 м) (номер по карте 32) расположен между в. 1213,0 м и в. 1038,0 м и соединяет исток второго правого притока р. Собь и исток одного из правых притоков р. Собь. Крутизна перевального взлета «в лоб» 30-35 град, проще подниматься справа по ходу (Ф81). В этом случае крутизна не будет превышать 25 град.


Ф81. Перевалы Сев. Каровый и Каровый из долины второго правого притока р. Собь

Седловина перевала огромная (Ф12), на ней находится небольшое озерцо. Крутизна спуска не превышает 20 град. Дальнейший спуск к р. Собь проходит по отрогу между ручьями, текущими на выходе из гор в каньонах.
С пер. Северный Каровый в юго-восточном направлении можно подняться на в. 1213,0 м [29]) (ориентировочно 1Б). Подъем проходит по узкому скально-снежному гребню, обходить жандармы удобнее с северо-востока. Возможна навеска перил (Ф82).


Ф82. Спуск с в. 1213,0 м на пер. Сев. Каровый

Подъем в северном направлении на в. 1038,0 м (ориентировочно н/к) вряд ли имеет какой смысл, только если как часть траверса гребня, идущего в западном направлении пер. Сев. Каровый - в. 1038,0 м - отметка 808,0 м (пер. Лакомбай-2) - в. 986,0 м - р. Собь (ориентировочно 1А) (Ф66, Ф69, Ф83). Сведения о восхождении на в. 1038,0 м и прохождении траверса не найдены.
Пер. Лакомбай-2 (Лакомбай на карте в [29], упоминается в [32]) (ориентировочно 1А-1Б, 808,0 м) (номер по карте 33) расположен между в. 1038,0 м и в. 986,0 м и соединяет верховья второго правого притока р. Собь и исток одного из правых притоков р. Собь (Ф66, Ф69, Ф83). Сведения о прохождении не найдены. О перевале можно судить только по фотографиям и карте. Название пер. Лакомбай-2 дано условно, что бы не путать с исторически сложившемся в пешеходных отчетах названием пер. Лакомбай (номер по карте 32).


Ф83. Пер. Лакомбай-2 с пер. Каровый


9. Европейская часть района

5 перевалов из 6, относящихся к европейской части района, находятся на границе Европа-Азия и только один полностью в Европе. С европейской стороны перевалы находятся в верховьях р. Елец и ее притоков: ручьев Лек-Вож и Хребет-Шор.
Пер. Кузь-Ты [2], [14], (Кузь-Ты-Вис [21], Сев. Кузь-Ты-Вис [11], Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис) [1], Макар-Рузь [18], без названия [24]) (н/к, 510 м) (номер по карте 25).
Пер. Макар-Рузь, (без названия [24]) (1А, 950 м) (номер по карте 26).
Пер. Первоапрельский [11], (Горна [18]) (2Б, 1050 м) (номер по карте 24).
Пер. Южный Леквожский [15], (Леквожский [1], Лек-Вожский [11]) (1Б, 910 м) (номер по карте 30).
Пер. Северный Леквожский [15], (Шлем [29]) (1А, 900 м) (номер по карте 31).
Пер. Шлем [11] (н/к, 3 седловины 510 м, 510 м, 410 м) (номер по карте 34) расположен в районе в. Шлем и соединяет руч. Хребет-Шор с правыми притоками руч. Лек-Вож. Крутизна подъема на все огромные седловины и спуска с них до 15 град.
Подъем со всех седловин пер. Шлем на в. Шлем (548,0 м (н/к) не представляет никакой сложности. Сведения о восхождении не найдены.





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;