LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Сибирское
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Лоция реки Кожа

Лоция реки Кожа

составлена М.Афанасенковым

Заброска.

Река Кожа вытекает из Кожозера. Существует несколько способов попасть на него.
  • Никодимка. Автобаза в Нименьге до сих пор есть, туристов они охотно возят за 200-300руб. с носа (2001год). Речка мелкая, в августе много проводок, появился один большой завал.
  • Подломка. В среднем поглубже Никодимки, но дорога проходит через зону. Подробно описана ниже.
  • Старый ("южный") способ Межозёрка-Тура включает волок и проводку вверх по течению, поэтому малоинтересен.
  • Самый "крутой" способ - непосредственно на Кожозеро либо вездеходом, либо вертолётом - случаи известны, но мне не удалось добыть конкретных действующих координат и расценок. Если кто знает - прошу сообщить.

Итак, о заброске на Подломку. Географически это выглядит так: от железнодорожной станции Плесецкая (ветка Москва-Архангельск) автодорога(хорошая) до Североонежска. От него автодорога и железная одноколейка (обе плохие) на запад - до зоны "Янгоры". Оттуда примерно на север 20-25км (старая бетонка) до реки. А вот С КЕМ И НА ЧЁМ ехать - вариантов несколько.

Описание, координаты Достоинства Недостатки Для кого (IMHO)
Прямая машина, водители.
Телефоны: 8-(81832)-23518 - Александр, ..-64490 - Владислав. У Александра - "батон". Встретят к поезду, оформят пропуска, довезут на реку. За "батон" - 1500-2000руб. Про наличие машины большего размера неизвестно - звоните. Ехать от Плесецкой до реки 7-9часов.
Комфортно, без пересадок, без зоны. Дороже чем через зону. Для группы из четырёх-шести человек (а больше в батон и не влезет) выходит 300-400 рублей с носа. "Обеспеченная" небольшая группа, не склонная искать "приключений" на свою ж... Особенно с женщинами/ детьми/ дорогим снаряжением.
Прямая машина, посредники.
Телефоны: 8-(81832)-64729 Рудик Борисов, ..-64044 - Юра Старицын. Местные туристы, могут быть даже проводниками на Кожу(по отдельной договорённости). Наймут нужного водителя для любой группы (нам достался ГАЗ-66 на 16 чел), оформят пропуска, встретят к поезду. Ехать от Плесецкой до реки 7-9часов.
Комфортно, без пересадок, без зоны. Заведомо уедет большая группа. Себе явно отстёгивают заметную часть. По телефону говорят одно, на месте - другое. Уточнить цену нужно сразу у поезда, а не после погрузки (это даёт преимущества при торговле, т.к. разгружаться посреди Североонежска большой группе с детьми явно неохота). Финальная цена нам за ГАЗ-66 с учётом вышеупомянутых ошибок получилась 7000(IMHO водитель получил 4000, а Рудик за посредничество - 3000). Вероятно, жёсткой торговлей можно достичь 5000-6000, что на группу 10-12чел составит 500руб. с носа. "Обеспеченная" большая группа, не склонная искать "приключений" на свою ж... Особенно с женщинами/ детьми/ дорогим снаряжением.
Ж/Д+машина(зеки).
От Плесецка до Североонежска - рейсовым автобусом (кажется 20-30руб/нос, подправьте если не так). Далее в комендатуру за пропусками - формально дают всем по паспорту, но туристов могут не пускать, ссылаясь на случаи "спаивания зеков"(действительно имели место, напившиеся зеки даже устроили побег). Вечером (сэмь-восэмь) уходит либо дрезина(без билета, договориться с машинистом, ходит каждый день), либо "поезд"(один пассажирский вагон, билеты, ходит примерно через день). И то, и другое примерно 30руб. с носа. Ехать до конца - ст. Янгоры. Едет медленно и долго - приезжает заполночь. К поезду в сезон уже встречают машины, не в сезон - искать по округе. Водители, как правило, работающие здесь же зеки. За машину берут как деньгами (400-800руб), так и (м.б.частично) натурой (спирт, водка, сигареты, чай ). Начальством всё это не поощряется.
Совсем дёшево. При благоприятном исходе - 100-150руб с носа, включая автобус и поезд.
  • Пересадки, самостоятельное оформление пропусков в зону. Теоретически без пропусков могут поймать и выслать обратно или просто не выпустить в Янгорах.
  • Возможна ночёвка в зоне (на станции) среди зеков, если подходящая машина сразу не встретила. Соответственно, вероятны нежелательные контакты как с зеками, так и их охранниками (иногда неизвестно, что хуже).
  • Если вас поймали на машине с зеком, и ему и вам могут сделать неприятности, особенно если власти в плохом настроении.
  • Дорога местами плохая. Если ехать ночью, да ещё если водитель полупьян...Может быть опасно. Если же ехать с утра, неизбежна ночёвка в Янгорах (см. выше).
Малообеспеченная небольшая мобильная группа, не боящаяся "контактов с людьми" (к примеру, несколько бойких студентов мужского пола). Обратите внимание, что ехать "через начальника" малой группе невыгодно - не сильно дороже заказать батон в Плесецке...
Ж/Д+машина(начзоны).
До Янгор поездом - см.выше. Далее ночёвка на станции (с дежурством, разумеется), и с утра - гонец в зону к начальству. Если у начальника есть свободные машины и хорошее настроение - возьмёт денег (в районе 1000-1500) и даст машину. Водителю, как правило, ещё бутылочку спирта...
Недорого, законно. Примерно 150-300руб с носа в зависимости от группы.
  • Пересадки, самостоятельное оформление пропусков в зону. Теоретически без пропусков могут поймать и выслать обратно или просто не выпустить в Янгорах.
  • Ночёвка в зоне (на станции) среди зеков, т.к. начзоны вероятнее всего ночью спит. Соответственно, вероятны нежелательные контакты как с зеками, так и их охранниками (иногда неизвестно, что хуже).
  • При неудачном стечении обстоятельств (визит высшего руководства, плохое настроение) начальник может не захотеть денег и послать, при этом и предыдущий вариант будет тоже под угрозой, т.к. вы уже "засветились" у властей.
Малообеспеченная большая группа, готовая к некоторым неудобствам.

Мы встречали группы, успешно добравшиеся ВСЕМИ перечисленными вариантами.

Предлагаемая ниже лоция ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕПИСАНА С НУЛЯ по записям 2001 года. Скорость движения по плёсам заметно меньше чем в 1993 (Егеря+катамараны против КНБ). Категории сложности (КС) полностью обновлены (я их называю "современные Карельские") - они уже существенно ниже "бумажно-турклубовских из 1970-1990-х", но выше алтайско-кавказско-международных.

УВП - условное время осмотра и прохождения порога (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой).

ВПП - время от конца предыдущего препятствия если у последнего УВП>0 и от начала предыдущего препятствия если УВП=0. Повторю: измерено для Скаута/Егеря/ката. Для каркасных байдарок и каяков будет быстрее.

СВ - суммарное время от мыса на Кожозере(см.лоцию Подломки), включающее набежавшие от начала ВПП и УВП Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.

КС указаны диапазоном, так как сильно меняются от уровня воды. Локальные пороги в среднем усложняются с ростом воды, шиверы же(в.ч. "Железные ворота") наиболее сложны в воду чуть ниже средней. В высокую воду камни заливает и манёвров не требуется, а в очень низкую струя слабая и всё прощает...

СВ ВПП УВП КС Объект Описание
0-00 0-00 0-00 - Кожозеро курс - на мыс чуть левее островка
0-40 0-40 0-00 - Мыс за ним открывается вид на Кожпосёлок и монастырь
0-55 0-15 0-00 - "Пристань" у Кожпосёлка. Если не осматривать монастырь лучше вообще не подплывать - можно сэкономить на "заповедничных" деньгах егерю, обитающему именно в Кожпосёлке.
1-15 0-20 0-00 - Начало Кожи
1-35 0-20 0-00 - Пежозероидти прямо, выход ровно напротив входа
1-50 0-15 0-25 1+ - 2+
без просмотра
пор. Мельничный
(по большому счёту - цепь перекатов)
отдельные перекаты становятся всё чаще, достигая кульминация в самом конце порога, где нужно вовремя отвернуть вправо от каменистой отмели, а затем грамотно влиться в финальную "горку" с мощными валами. Максимально сложен и интересен в среднюю воду. В большую - просто валы с произвольной линией движения. В малую - всё прощает, в любой момент(сев на камень) можно вылезти и спокойно сняться.
2-30 0-15 0-00 - мель(в малую воду)в среднюю и большую - слабовыраженный перекатик
2-35 0-05 0-00 1 пор. Кривой
(перекат)
Мелкий перекат. Вовремя уйти вправо с отмели (мели и пороги такой структуры на Коже ещё не раз повторятся)
2-50 0-15 0-00 1 шиверыпосле гладкого плёса и правых притоков. Уклон постепенно растёт, появляются каменные лбы на ПБ.
2-55 0-05 3-00 4+ - 5+
осмотр и страховка обязательны
пор. Падун. Через поворот от каменных лбов. За правым поворотом открывается вид на белый пенный бугор и глыбы на горизонте. Описанная в 1993 году продольная гряда камней в малую воду не видна - правая "канализация" не существует, сливаясь с берегом. Чалка сразу к правому берегу - там начинается тропа обноса.
Порог представляет из себя классический скальный каньон шириной метров десять, с косым сливом на входе и "зубастой" системой сливов на выходе. Лучше один раз увидеть...
Порог проходим на катамаранах в любую воду (даже в супермалую августа 2001 мы его проходили), на "Скаутах"/"Егерях" - на пределе этих судов при хорошей страховке (я кильнулся, но на видео видно, что сдуру) . Пластиковый каяк при хорошем опыте горных рек тоже пройдёт. Для каркасных байдарок - обнос. В малую воду под сливом первой ступени горизонтальный водоворот - кильнувшиеся лодки, люди и вёсла стабильно плавают по кругу и без спасконцов выбраться затруднительно. При этом, в отличие от классической (вертикальной) бочки, дышать вполне есть чем - голова всё время над водой.
Время указано для прохождения (осмотр, страховка, обнос вещей, подготовка судов, фотовидео). Обнос быстрее - примерно час для средней группы, включая фотосъёмку "на фоне".
Стоянок достаточно - как на тропе обноса, так и ниже порога. Тесновато, но влезают все.
5-55 0-00 0-30 1 - 2-
без просмотра
шиверыначинаются сразу от Падуна, наиболее мощные примерно на 15-ой и 25-ой минуте, затем постепенно заканчиваются. Хорошие места для стоянок.
7-00 0-35 0-10 1 - 2-
без просмотра
шиверыпосле получасового плёса - хорошая стоянка на ПБ, сразу за ней остров с шиверой в обеих протоках - начало десятиминутной цепочки относительно сильных шивер.
8-50 1-40 0-00 - малозаметная изба ЛБполтора часа плёсов, совсем слабых перекатов, островов, затем - крутой правый поворот, справа - на мысу - стоянка, а слева - в лесу - видна изба. Указанная стоянка ничем особым не отличается, привожу для привязки (изб не так уж много на реке).
8-55 0-05 0-00 - правый приток
9-00 0-05 0-00 - перекатсправа от острова, на который нанесло гору плавника (ориентир)
9-15 0-15 0-10 - перекатсначала просто перекат, затем в двух протоках, причём левая(полукруглая) глубже чем правая(прямая)
9-25 0-00 0-15 - шиверасначала мелкая(в среднюю и болбшую воду может исчезнуть), затем обычная, затем песчаные мели(только в малую воду).
9-55 0-15 0-00 - мель, за ней перекатымель есть только в малую воду
10-05 0-10 0-00 - острова, разбои (многократное ветвление)-
10-20 0-15 0-00 - мели, перекаты-
10-35 0-15 0-05 1 - 2-
без просмотра
пор. Дедов ПрудПравый поворот, остров, основная(левая) протока перегорожена грядой, проход у самого острова. Перед порогом на ЛБ - неплохая стоянка с видом на порог.
12-20 1-40 0-20обнос "забор"Остров, основная, правая протока перекрыта забором. Что в левой - сразу не видно. Идти в левую. Там тоже забор, с обносом по острову. Обносить левым берегом или правой протокой менее удобно, к тому же это не нравится работникам забора (избы на левом берегу). После забора - глубокий спокойный плёс.
14-10 1-30 0-05 1 шиверазавалы наносного топляка на ЛБ, затем шивера, скалы на ПБ, табличка на дереве "Щурус". Правый берег образует два каменистых мыса. Мимо первого шиверу можно идти сходу. Далее чалиться в бухту МЕЖДУ мысами.
14-15 0-00 2-00 3+ - 5-
осмотр обязателен
пор. ЩурусСкальное сужение, косой высокий слив в бочку, затем ещё небольшой слив (с валом либо бочкой в разную воду).Сложность порога растёт вместе с уровнем воды. В малую воду я его успешно ходил на "Щуке", а в большую - килялся через нос на кате...Удобный короткий обнос для катаний. Бочка в любую воду проносная - живцы и спасконцы не нужны, достаточно страховочного судна внизу, прямо под порогом(там удобный улов прямо посреди реки, с которого всё видно) - ловить вёсла. Людей и лодки прибивает к берегу само...
Две избы, в одной из которых живёт рыбнадзор. Много места для стоянки, как на самом мысу, так и чуть ниже по течению.
16-15 0-00 0-10 2 - 3 пор.Железные воротаШивера. Осмотреть можно пешком сразу от Щуруса. Страховка с берега малоэффективна - нужна лишь взаимостраховка с воды. Заканчивается под скалой с памятником.
16-30 0-05 0-50 2 - 3+, осмотр обязателен пор. СиваньгаКаменистый мыс ЛБ с шиверкой - проходим мимо, далее - мыс ПБ. В малую воду можно сразу чалиться к нему - для просмотра правой протоки. В среднюю и большую воду - чалка слева, напротив мыса - для просмотра левой протоки. Средняя протока неудобна почти в любую воду. Левая протока - два последовательных слива: широкий и низкий (с плиты), затем узкий слегка косой ("у камня"), с бочкой. Между сливами поперечная струя сильно несёт вправо, прижимая к камню. Всё это в большую воду. В малую слив пересыхает - приходится идти правой протокой. Там просто крутая шиверка.
17-30 0-10 0-10 1+ - 2+
без просмотра
пор. Чопуй-1 От Сиваньги - за углом, за крутым левым поворотом. По струе с ходу. Валы. В малую воду даже интереснее - слалом в поисках струи :-). Заканчивается озероподобным разливом.
17-50 0-10 0-00 1 - 2-
без просмотра
пор. Чопуй-2Скалистый мыс ЛБ. Шивера. По струе сходу.
18-00 0-10 0-00 1 - 1+
без просмотра
пор. Каменный ОстровПроход у любого берега, мы - справа. По струе сходу. Далее начинается заходная шивера порога Кямус.
18-05 0-05 1-00 2 - 4-
осмотр очень желателен.
пор. КямусОриентир - узкий песчанный пляж зажатый между скал на левом берегу, далее - скалистый мыс ЛБ - к его основанию и чалиться. Справа - высокие скалы, ниже порога видны карманы-пещеры (не с воды, разумеется!). Порог коварен в среднюю воду тем, что под "языком" находится "хребет", в результате справа и слева от него образуются небольшие, но кусачие косые бочки. В малую воду всё игрушечное, а в большую - всё выравнивается и самый простой проход оказывается прямо по цетру "языка".
19-05 0-00 0-10 1 - 2-
без просмотра
выходная шивераПо струе. Далее - спокойный плёс.
19-45 0-30 0-00 1- перекатикмелкий
19-55 0-10 0-00 1- шиверкамелко, в малую воду местами проводка. Далее - длинный плёс.
22-15 2-20 0-00 - Отдельные глыбывременно появляется течение... (гладкое, переката нет)
22-25 0-10 0-00 - Сарай ПБ-
22-45 0-20 0-00 - "ворота"Каменные глыбы по обоим берегам, как ворота.
22-55 0-10 0-05 1 - 2-
без просмотра
порожексначала - по струе, затем в правую протоку от острова с наваленным плавником
23-00 0-00 0-40 2 - 3-
осмотр желателен, ЛБ
пор. ЮгПосле предыдущего порожка - ещё один остров с плавником, основная протока - левая. В ней, собственно, и порог. Осмотр ЛБ, есть место для стоянки, слегка темноватое. Ключевое место - в конце порога (узость, обливняк, бочка, но всё легко обходится).
23-40 0-00 0-50 1 - 3
без просмотра
шиверысразу за "Югом" - интересная шивера (на мой взгляд сложнее самого "Юга"), плавно перетекающая в цепочку почти непрерывных мелких шивер. Затем плёсы.
25-10 0-40 0-00 - дер.Петровскаяза ней - последний перекат
26-30 1-20 0-00 - приток справа (Сывтуга?)Спокойные плёсы, места для стоянок неудобные - обжитые.
28-30 2-00 0-00 - дома справаНебольшой посёлок, провода через реку, слева - огороды.За ними можно закончить маршрут (см. "Выброска")
29-00 0-30 0-00 - пос.Усть-Кожавпадение в Онегу, поворот налево, и до ближайшего мыса за посёлком (см. "Выброска")

Выброска

В Усть-Коже можно встать либо на левом берегу Кожи ДО посёлка (полянка после огородов, ПОСЛЕ домиков на правом берегу и проводов через реку), либо на левом берегу Онеги ПОСЛЕ посёлка (упомянутого в лоции-1993 сарая уже нет. Лужок-с.) В первом случае до катеров пешком около 2км, до "Зари" - 2,5км. Во втором - катер подъедет сам (по договорённости), а до "Зари" - метров 700-900. Зато "после посёлка" местные подростки ошиваются. За четыре раза никаких эксцессов не было, но за вещами приходится непрерывно присматривать, а на ночь на всякий случай выставлять дежурных.

"Заря" до пристани "Порог" ходит по субботам примерно в 6 утра, и, возможно, также во вторник и четверг. Билет стоит около 60руб. с носа. За вещи могут попросить доплату.

Катера пришвартованы немного ниже впадения Кожи в Онегу, принадлежат Усть-Кожскому Лесо...что-то(лесорубы, короче). Начальник - г-н Самарский - солидный усатый мужик - живёт неподалёку прямо напротив конторы этого самого лесучастка. Он всё и решает. Если есть свободные катера, а они как правило есть, можно "купить" катер до порога (чартер!) если группа большая (или несколько групп приплыли одновременно) либо подсесть в попутный с оказией если группа маленькая. Выясняется всё в восемь утра, у них прямо у пристани планёрка, но не помешает предварительно вечером у Самарского ненавязчиво выяснить. Большой катер (30-40чел) стоит 1100руб плюс 200-300 капитану, маленький (10-15чел) - примерно вдвое дешевле, точно не знаю. Нам на три группы большой катер встал по 40руб. с носа при том, что он заехал за нашей группой на мыс за посёлком и нам не пришлось таскать рюкзаки... И ещё на всякий случай: IMHO власть Самарский любит больше денег (с нас не взял ни копейки, всё оплатили через бухгалтерию), поэтому лучше вести себя скромнее, деньгами не трясти, разговаривать с проси-и-тельным восхищением :-).

По Онеге на катере (или на "Заре") до "Порога" плыть почти два часа.

От пристани до станции ("пост 243 км") либо полчаса пешком, либо можно найти грузовик рублей за 100. В посёлке по дороге есть неплохой магазин.

Местный поезд Онега-Емца приходит в 14-30(стоянка 20 минут, правда в тупике неподалёку от станции), билеты до Обозерской прямо в поезде у проводника, около 40руб. с носа.

На всякий случай другие поезда до Обозерской: 5-10(1 мин стоянка, Маленьга-Емца, общий вагон), 16-39(1мин стоянка, в Вологду)

Из Обозерской можно уехать либо прямо в Москву в 22-30 (обычно мало билетов и появляются они маленькими неудобными порциями вплоть до самого поезда), либо сначала в Вологду(около 19-00, билеты есть, полупустой), а оттуда уже куда угодно - там поездов больше. Мы прибыли в Вологду в 5-50 утра, тут же в кассе взяли билеты (16 в один вагон!, полупустой...) на подошедший поезд Воркута-Москва (6-00, стоянка 20 мин, в 6-15 мы в него и сели). В Москве были около 15-00.

 




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;