LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



В долине Семи озер
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Лоция реки Колос
Лоция реки Колос

Общее описание.

Река Колос берёт своё начало из небольшого озера Колосъярви, расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви. Урез воды в озере 201 м над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулемаярви - 67 км.
От истока р.Колос типичная равнинная река с уклоном 0.2 - 0.3 м/км, шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км часто пропадает под плавучими островками болотной растительности и, кроме того, проходит через большое количество завалов, бобровых плотин и тому подобных неприятностей. В среднем течении, после впадения левого притока р.Витсаоя, уклон Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается большое количество шивер, порогов, следующих один за другим. Уклон составляет 3-5 м/км. Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный". Во время паводка расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15 м/сек., уклон до 20 м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
После каньона река проходит ещё несколько сложных шивер и порогов, в том числе пор.Карманный (3-4 к.сл.), и впадает в Тулемаярви возле пос.Колатсельга.
Подъезды к началу маршрута - по железнодорожной ветке Петербург-Костомукша до станций Лоймола или Пиитсйоки, далее попутным автотранспортом.

Лоция р.Колос.
(Использованы материалы групп под руководством И.Н.Кошица и Лазебы А.В.)

На первых километрах от оз.Колосъярви река течёт через завалы, бобровые плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева небольшое озеро, затем неотчётливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при входе в разлив курс на остров).
На первых километрах река течёт через завалы, бобровые плотины, болота. Далее река снова петляет. Встречаются завалы из брёвен. Много бобриных хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плёсам с завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боёв Второй Мировой; окопы, колючая проволока... Под мостом слабое течение. Затем в течении часа плёсы, слабые шиверы и завалы. Стоянка возможна на левом берегу небольшого разлива, где имеется сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.
Ниже по берегам появляются моренные гряды. Слева впадает р.Витсаоя, вдвое увеличивающая водоносность Колоса. Количество и протяжённость шивер увеличиваются. Слева п/х показывается озеро Раялампи с высоким правым берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку за ним. Через 20 минут сплава порог Мельничный. По берегам остатки старой мельницы. Перед порогом небольшой слив, плёс 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5 м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20 м по прав. берегу. Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до 3-5 м/км, начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки. Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
Далее на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными выступами берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с перепадом высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
Ниже порога Горн короткие плёсы чередуются с перекатами. Через 20 минут сплава порог Лосёнок. Начинается характерным сужением русла, в котором короткий слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу, минуя бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки узкоколейки на левом берегу. Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделённые коротким плёсом. После примерно километрового плёса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая вход в каньон Водопадный.
каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.
Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колос. В большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяжённость каньона 600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. При большой воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. В паводок высота третьего слива составляет до 3 метровОсобую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья. В паводок высота первого и третьего слива составляет до 3 м; весь каньон может быть пройден опытным экипажем на катамаране. Предполагаемая категорийность - 5-6. В среднюю воду возможно прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет элементом 4-5 к.сл. для байдарки.
Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнён буреломом и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина волока около 200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее три шиверы, разделённые короткими плёсами, за ними озеро, на выходе порог Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы). Проход по основной струе.В среднюю воду возможно прохождение второй части каньона Далее длинный плёс, шивера 200 м, приток справа, шивера 400 м, шивера 50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но меньше камней; правый шире, но мельче. после острова река поворачивает плавно направо. Ниже две шиверы по 60 м, разделённые коротким плёсом. Далее на протяжении 1.5 часов сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров), а за ними начало каньона Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная, суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.
После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов, образуя прижим к скале. в прижиме камни и брёвна, торчащие поперёк реки на три четверти её ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем паводковом уровне). После поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м, иногда это препятствие отдельно именуют "шивера Парадная". В середине сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким островком. На правом берегу хорошая стоянка.
Карман, давший название всему второму каньону. Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый более пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман", давший название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в карман затянуло две байдарки, причём все ушли под скалу полностью. Внутри скалы в кармане оказался грот, который дал возможность дышать его "посетителям". Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую - только через сутки (!).
От выхода из каньона Карманный до впадения р.Колос в Тулемаярви остаётся 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В устье - автомобильный мост.

фото из архива Александра Северина фотографии из архива Александра Северина:

фото из архива Александра Северина фото из архива Александра Северина




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;