LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Нявка Тундры
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Сплав по реке Белая (Зап.Кавказ) Московский Городской Центральный Туристский Клуб

Отчет

О водном (катамараны, каяки) путешествии 2 (c эл. 6) категории сложности в районе Северного Кавказа по маршруту: пос.Гузерипль –  р. Белая – пос.Каменномостский, совершенном с 4-го ноября по 9-е ноября 2001г.

Руководитель группы: Айбатулин Р.Т.
Дом. тел.: 389 -6541

Маршрутно - квалификационная комиссия (шифр ________________ ) рассмотрела отчет и считает, что путешествие соответствует 2 с эл.6 категории сложности.

Путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Москва 2001г.


Содержание отчета.
Паспорт маршрута.
Состав группы.
Общая характеристика района путешествия.
Выбор маршрута.
Белая (очерк).
Характеристика р.Белая.
Заброска и выброска.
График движения группы.
Краткое описание маршрута.
Техническое описание маршрута.
Итоги, выводы и рекомендации.
Смета расходов на 1 человека.
Литература, ссылки.
Cхемы.
 
Версия отчета для печати (PDF, 249K).


Паспорт маршрута.

Вид путешествия
водный
Категория сложности
2 c эл. 6
Средства сплава
2-х местные катамараны, каяки
Нитка маршрута
г.Москва – г.Краснодар – пос. Гузерипль – р. Белая – пос. Каменномостский – г.Краснодар – г.Москва.
Протяжённость маршрута
50км
Количество участников
6 + 5 человек
Время путешествия
03 ноября – 10 ноября
Уровень воды
ближе к среднему (30-35 куб)
Средняя температура воздуха
днём +10 +20 C
ночью +2 +8 С

       Содержание


Состав группы.

Заявленный
.

Средство сплава Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
К - 2 - 1
(Тритон)
1 Айбатулин Равиль Тагирович 1977
Урик 5р,
Шавла-Аргут-Катунь 5р.
Руководитель
  2 Пацино Наталья Вячеславовна 1980
Урик 5у,
Шавла-Аргут-Катунь 5у.
Медик
К - 2 - 2
(Тритон)
3
Скуратов Анатолий Викторович
1979
Китой-Онот 5у
Реммастер
  4 Липгарт Вадим Михайлович 1973
Урик 5у,
Шавла-Аргут-Катунь 5у.
Фотограф
К - 2 - 3
(Рафтмастер)
5 Бакланов Петр Валерьевич 1979
Урик 5у,
Шавла-Аргут-Катунь 5у.
Зам. руководителя
  6 Бакланов Валерий Михайлович 1950
Урик 5у,
Шавла-Аргут-Катунь 5у.
Завхоз

Примкнувшие к ним.

во сплава Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
К - 2 - 4
(Тритон)
7
Николаев Сергей Игоревич
1978
Ока 4у, Она 4у, Катунь 4у

 
8
Панасенко Олеся Олеговна
1978
Ока 4у, Она 4у.

Каяк Rainbow Woodoo
9
Федяков Алексей Валерьевич
1979
Она 4у

 Каяк Prijon FLY
10
Стронгин Дмитрий Валерьевич
1967
Охта 3у Б. Лаба 2(5), Белая 2(5)

Каяк Eskimo Diablo Evolution
11
Антипов Дмитрий Владимирович
1975
Шуя,Мста,Лосево

  Содержание


Общая характеристика района путешествия.

Кавказ - молодая горная система со сложным и разнообразным рельефом. Горные массивы к северу и к югу от Главного Кавказского хребта изрезаны узкими, нередко каньонообразными, глубокими долинами рек Каспийского, Азовского и Черного морей.
Высокие горные хребты служат своеобразным климаторазделом: они мешают проникновению холодных северных ветров на юг и влажного теплого воздуха с юга. Поэтому климат северных склонов хребта в основном умеренно-континентальный, а южных склонов - субтропический, влажный. В целом, климат Кавказа сравнительно мягок и позволяет совершать здесь водные походы с марта по ноябрь.
Водные маршруты Кавказа своеобразны. Большинство из них достаточно коротки, либо из-за малой протяженности самой реки, либо неинтересной в спортивном  и эстетическом отношении пологой ее части. Кроме того, разветвленная транспортная сеть района, удобство отъездов и подъездов, большая населенность мест позволяет идти с существенно меньшими, чем в условиях дальнего похода, физическими, временными и психологическими затратами. Поэтому Кавказ - уникальный район для коротких походов межсезонья.
Вместе с тем, большие уклоны, высокая скорость потока, насыщенность сложными, различными по характеру препятствиями, узость, а часто и каньонообразность русла рек делают сплав по-настоящему экстремальным.
Такая противоречивость наложила отпечаток на спортивную классификацию рек Кавказа. Почти все они оцениваются II - III категории сложности, усложненной элементами V - VI к.с.
Содержание

Выбор маршрута.
В силу геополитической обстановки на Кавказе в наши дни, выбор реки для походов межсезонья (весна-осень), к сожалению, несколько упростился. Круг благополучных районов сузился до спокойных Краснодарского края, республик Адыгея и Карачаево-Черкессии. Есть относительно спокойные районы и в Грузии, но поездка туда осложнена получением визы и отсутствием прямого железнодорожного сообщения.
В период майских праздников выбор реки для сплава определяется паводковой обстановкой, по уровню воды наиболее подходящи в это время реки со снеговым питанием. Уровень воды на ноябрьские праздники в первую очередь зависит от количества осадков, выпадающих в это время в горах. Он может быть, как очень малый (для сухой осени), так и паводковый (в случае обильных ливневых дождей)
В вышеуказанных районах, на наш взгляд, реки условно можно разделить на две категории: более простые (для групп с опытом II-IV к.с.), например, Кубань, Теберда, Зеленчук, Пшеха и более сложные (IV-VI к.с.), например, Мзымта, Белая, Большая Лаба, Малая Лаба (в связке с р.Уруштен) Последняя связка рек расположена в заповеднике и стала доступной для широких масс только с недавнего времени.
Прохождение второй группы рек является как хорошей тренировкой перед летним походом V-VI к.с., так и возможность реабилитироваться за недобор адреналина летом, так и просто коротким, но серьезным и насыщенным сплавом.
Учитывая огромную популярность Белой, набор разнообразных по характеру и протяженности интереснейших препятствий, возможный хороший уровень воды (учитывая расход реки) выбор маршрута пал как раз на эту реку. Ещё одним немаловажным фактором стала неспокойная обстановка в эти дни в Абхазии, и поход на такие приграничные реки как Лаба или Мзымта вызывал определённые опасения.
Содержание

Белая (очерк).
Как много в этом слове для сердца водника слилось, как много в нем отозвалось.
Действительно, река, рожденная на склонах Северного Кавказа (а именно, горного массива Фишт), стала культовым местом для многих поколений советских и российских водников. В карьере каждого опытного, уважающего себя водника есть эта река. Без прохождения ее порогов и каньонов нельзя определенно сказать, что ты чего-то добился в водном туризме.
Овеяна легендами и слухами, страшная и своенравная, кровожадная и манящая, вот только несколько эпитетов, применимые для этой реки. Чуть ли не у каждого водника есть друзья, ходившие на Белую, в домашней видеотеке обязательно есть фильм о Белой.
«Белая» - это магическое слово является своеобразным паролем в “водной” тусовке. Людей, один раз побывавших на этой реке, тянет туда еще не раз. Для многих поездка весной или осенью на Северных Кавказ - это сплав только по одной воде – воде реки Белой.
Участок порогов от Гузерипля до р.Киши, каньоны Гранитный и Хаджохский - все это на участке около 50 километров. По сравнению с большим летним походом это не очень-то большая задача, правда, если не идти верховья реки (около 40 км), доступные только для пешей заброски через два перевала. Однако пройти все это в одном походе тяжело как физически, так и психологически. И едут люди обычно решать какую-то одну, максимум две задачи: пройти либо “Топоры” - ”Киши”, либо Гранитный и Хаджох. Бывает, может не повезти с “водой” - либо очень много или очень мало, но главная причина конечно в пределе человеческих возможностей и в психологическом аспекте такого маршрута. И в большинстве своем полностью реку проходят за несколько походов.
"Благодаря соседству реки и дороги, на Белой уже около 20-ти лет в мае проводятся всероссийские соревнования водников “Интерралли-Белая”, где на время собирается “цвет нации”.
Из года в год совершаются водные экспедиции, прохождения отдельных препятствий различной категорийности. Есть и те, кто «ходит» не оформляя маршруты официально. И всех нас, людей разных поколений, живых и погибших, объединяет река времени - река Белая". Сергей Шинкарев, "Вода". ( http://www.veslo.ru/2001/shink/riaok/voda.htm ).
Содержание

Характеристика реки Белая.
(из отчета МГЦТК № 4160)
Река Белая - второй по длине и самый мощный по водоносности левобережный приток р. Кубани. Она зарождается на склонах горного массива Фишт - Оштен и, пробежав 265 км, впадает в Краснодарское водохранилище. Общее падение - 2283 м. Водосборный бассейн реки занимает площадь 5990 кв. км. Общее количество притоков – 3459 (включая самые мелкие). Наиболее крупные ее притоки - Пшеха и Курджипс (левые), Киша и Дах (правые).
Питание р.Белой идет за счет атмосферных осадков в виде дождя и снега, подземных вод, а также высокогорных снегов и ледников. В бассейне реки насчитывается 29 ледников. Их общая площадь составляет 7.6 кв.км. Для Белой типично весенне-летнее половодье, вызванное интенсивным таянием снега и ледников. Однако иногда наблюдается резкий подъем воды осенью и даже зимой. Как правило, это вызвано обильными дождями в бассейне водосбора.
Пик паводка обычно приходится  на конец мая - начало июня. Минимальные уровни воды наблюдаются зимой.
Среднегодовой расход воды в нижнем течении - 108 куб.м./сек., что составляет 1/4 части расхода р. Кубань. Максимальные расходы Белой доходят до 1030 куб.м./сек. Минимальные падают до 9 куб.м./сек, т.е. наибольший расход в сто с лишним раз может превышать наименьший.
Годовой сток реки Белой очень неравномерен и колеблется от 1.9 до 4 куб. км. В среднем же ежегодно р. Белая выносит в Краснодарское водохранилище 3.4 млрд. куб. м. воды.
Долина реки Белой довольно густо заселена. Самые крупные населенные пункты: город Майкоп - центр Адыгейской автономной области, город Белореченск - узловая железнодорожная станция, рабочие поселки Каменномостский и Тульский. Вдоль реки от устья до поселка Гузерипль идет асфальтированная автомобильная дорога.
Река Белая на своем пути пересекает ряд различных ландшафтов, поэтому характер реки меняется от верховьев к устью. Начинаясь незаметным ручейком, р.Белая далее врезается в горный массив все глубже. Сначала она течет по альпийским лугам, а затем проходит через горную лесную зону, в которой находится большая часть ее верхнего и среднего течения. До устья р.Бирюзовой (20 км. выше пос. Гузерипль) р. Белая течет в юго-восточном направлении по продольной горной долине параллельно Главному Кавказскому хребту. Затем резко поворачивает на север, прорываясь сквозь горные хребты. Долина ее становится поперечной. Там, где Белая промыла прочные горные породы (гранит, песчаник, известняки), она выработала каньонообразную глубокую с отвесными склонами долину, а в менее устойчивых, в том числе глинистых породах, долина реки сильно расширенна и несет ряд террас. В таких расширениях располагаются поселки Гузерипль и Каменномостский, село Хамышки, станица Даховская и другие.
В местах сужений ширина русла достигает 3-5 м., берега становятся совершенно отвесными, скорость течения увеличивается. Именно в таких местах образуются сложные пороги. Примером такого сужения может служить гранитный каньон “Блокгауз”, расположенный в 5-ти км. ниже поселка Хамышки. Зажатая крутыми отвесными стенами, река Белая, здесь мечется на дне глубокого каньона. И только через четыре километра русло расширяется и река успокаивается. Однако уже через 15 км к самому берегу с двух сторон подступают отвесные скалы. Здесь начинается Хаджохский каньон. А на юго-западной окраине поселка Каменномостский река Белая течет в самой узкой ее части, промытой в верхнеюрских известняках. Высота отвесных берегов 35-40 метров, а ширина русла местами 5-6 метров. С большой скоростью вода прорывается сквозь промоины в известняках.
В районе Майкопа правый берег снижается, а левый остается возвышенным. При выходе реки на равнину долина сразу расширяется до нескольких километров. Русло начинает делать большие крутые петли и описывать многочисленные излучины.

Продольный профиль р.Белая.

Среднемесячные расходы воды р.Белой.

Схема каньона "Гранитный".



Заброска – выброска.
Очень удобен маршрут с точки зрения подъездов и отъездов. Вдоль всей реки идет хорошая асфальтированная дорога (в этом году завершено асфальтирование дороги до Гузерипля). Начальной точкой заброски обычно служит Белореченск, но вот уже как два года на участке Армавир - Туапсе идет ремонт ж/д туннелей и поезда большую часть года не ходят на этом отрезке. Поэтому приходится добираться из Армавира или Краснодара. Расстояние до поселка Гузерипль в обоих случаях примерно одинаковое и составляет примерно 200 км. Проще всего и быстрее, но несколько дороже, договариваться с машиной на вокзале прямо до места старта. Но в целях экономии средств есть вариант добираться на местных автобусах или комбинировано: до Майкопа - автобусом, а далее на машине. Краснодар как и Армавир связан регулярным (примерно каждый час) автобусным сообщением со столицей Адыгеи - г.Майкопом, а тот в свою очередь с районами республики. Также Майкоп связан местным ж/д сообщением с пос. Каменномостским, откуда до пос. Гузерипль остается около 50 км.
Более точной информацией о транспорте мы не располагаем, т.к. вот уже второй раз подряд мы пользуемся услугой нашего хорошего знакомого, имеющего микроавтобус, на котором мы успешно осуществляем выброску и заброску с маршрута. Дорога на машине занимает в одну сторону 4 часа.
Исходным пунктом заброски мы выбрали Краснодар. На этом направлении курсирует очень удобный скорый 102-ой поезд, находящийся в пути всего 22 часа. Отправление из Москвы в 8:23 и прибытие в Краснодар в 6:00 утра. Тогда как основная масса поездов, следующих в Армавир и Краснодар, находится в пути около 30 часов и имеет не очень удобное время отправления/прибытия. Если приезжать рано утром, появляется возможность успеть в этот же день добраться до места и собрать суда засветло. Краснодар также связан с Москвой авиасообщением.
Отъезд домой удобно планировать на вечерних или ночных поездах. Это дает возможность минимум полдня находиться на воде, сделать антистапель и добраться до вокзала, Краснодара или Армавира. Мы выбрали тот же 102-ой поезд, отправление из Краснодара в 23:59 и прибытие в Москву 21:50.

График движения группы 
День
пути
Дата Участок маршрута Протяжен-
ность, км
Протяжен-
ность,час.
Способ движения Примечания
1
г.Краснодар-пос.Гузерипль
200
4
Авто - VW
 стапель
2
пос.Гузерипль-р.Киша
9
2,5
 сплав  
Пороги «Театральный», «Топорики»,
3
р.Киша-каньон Гранитный
16
 2
сплав 
пор. «Киши 1,2»
4
Каньон Гранитный
4,5
*
сплав
Просмотр и прохождение двумя экипажами
5
Каньон Гранитный.
Каньон Гранитный – каньон Хаджохский (пор. «Руфабго»)
14
2
4.5
сплав
Каньон Гранитный (два экипажа), пор. «Девичьи слёзы», «Руфабго»
6
Пор. «Руфабго», «Бегемотик», «Мешоко».
1,5
1,5
сплав
Пор. «Руфабго», «Бегемотик», «Мешоко».
*- само прохождение каньона с фотосъёмкой составляет не более часа, но на подготовку к нему можно потратить сутки.

Итого: пройдено активным способом передвижения – 45 км.

Содержание



Краткое описание маршрута.
Нужно напомнить, что маршрут по р.Белой от Гузерипля, классифицируется II-ой категорией сложности, усложненный элементами VI к.с. В данное время (в силу геополитической обстановки) на Кавказе - это, наверное, самый сложный маршрут из числа доступных, поэтому проходить такой маршрут рекомендуется группам с опытом не ниже V к.с.
Верховья реки до пос. Гузерипль (длиной около 30-40 км.) из-за трудностей заброски и еще относительно малого расхода воды малопосещаемы туристами-водниками. Река на этом участке проходит ряд препятствий 3-5 к.с. Можно выделить каньон Серегин в 7-8 км. выше пос. Гузерипля, относительно несложный, но достаточно увлекательный по большой воде. На него обычно забрасываются прямо из Гузерипля. Следует также заметить, что верховья реки территориально находятся в Государственном Кавказском Биосферном заповеднике и для нахождения в нем требуются пропуска, которые за определенную плату можно получить на кордоне в пос. Гузерипль.
Участок от Гузерипля до моста за устьем правого притока, р.Киши, длиной около 10-ти км. наиболее популярен среди туристов-водников. Здесь проводятся ежегодные соревнования “Интерралли-Белая”. На участке расположены пороги: “Театральный” (3-4 к.с.), Топорики (4-5 к.с.), “Топоры” (5-6 к.с.) и два порога “Киши-1” и “Киши-2” (5-6 к.с.). Причем если первые два порога служат больше для раскатки, то “Топоры” и, особенно, “Киши -1”и “Киши-2”, представляющие собой скорее один порог, это сложные препятствия, прохождение которых по большой воде представляет реальную угрозу для жизни, мемориальные таблички по берегам печально повествуют об этом.
Далее до автомобильного моста перед каньоном Гранитный примерно 16 км. прогонный участок, оценивающийся 2-ой к.с., шиверистого типа. Некоторый интерес в большую воду может представлять порог “Московская бочка” в начале этого участка.
От автомобильного моста до заброшенного поселка Никель река прорубает себе путь в каньоне через толщу гранитных пород. Это “Блокгауз”, он же Сюковский, он же Гранитный каньон реки Белой (схема каньона). Это одно из красивейших мест на Кавказе. Длина каньона - 4 км. Примерно через полтора километра от моста начинается каскад из десятка сложнейших порогов в труднодоступном для страховки каньоне с двумя знаменитыми водопадами “Горка” и “Пригорок”. Прохождение всего каньона явно превышает обычную “шестерку”. При обносе Горки” и “Пригорка” прохождение упрощается и оценивается как 5-6 к.с. К вопросу о выборе способа прохождения каньона - по воде или по берегу - надо отнестись очень ответственно.
От выхода из каньона река принимает почти равнинный характер и на протяжении 15-ти км до автомобильного моста за станицей Даховской не представляет спортивного интереса. В километре после моста (дорога на Лаго-Наки) начинается Хаджохский, он же Каменномостский, он же Мраморный, он же Силикатный каньон реки Белой. Условно его можно разделить на три участка:
-Первый - от начала резкого скального сужения. Длина около трех километров. Основные препятствия - пороги: “Девичьи слезы” (5 к.с.), “Руфабго” (4 к.с.), “Бегемотик” (4 к.с.) и “Мешоко”  (3 к.с.). (классификация для среднего уровня воды).
-Второй - от начала скального сужения после большой каменной осыпи по правому берегу. Длина участка около 1 км. Основное препятствие - две моленные сетки, сплетенные из металлических тросов, и каскад порогов VI к.с., называемый “Шумок”.
-Третий - от автомобильного моста до конца каньона. Длина - 300 м. Препятствий нет.
Вырвавшись из плена причудливых известняковых скал, река Белая разливается в широкой долине. Отсюда до устья река представляет собой эталонный маршрут первой категории сложности.


Техническое описание маршрута.

04.11.2001
В 6:20 утра мы прибыли в Краснодар. Сразу проехать на маршрут нам помешало отсутствие трех наших товарищей, которые не смогли взять билеты на наш поезд и добирались почтово-багажным, прибывающим только в 9:00. Время в пути на машине составляет 4 часа, 2 до Майкопа и еще 2 до Гузерипля. По дороге остановились перед Хаджохом - бегали смотреть дольмен, захоронение 3-4 тысячелетней давности. В Гузерипле, в начале поселка на берегу реки, большая поляна, где размещаются спортсмены-водники во время майских соревнований. Здесь же разместились и мы. При подъезде мы увидели двух наших знакомых каякеров, которые приехали из Армавира чуть раньше нас. До темноты (18 часов) мы успели раскинуть лагерь и полностью собрать суда, благо промышленные катамараны не требуют больших затрат времени на сборку. Недалеко от нас стоит другая московская группа, пойдем мы, видимо, параллельно.

График движения.

05.11.2001
Из-за короткого светового дня утро должно начинаться как можно раньше. В 9:00 все уже сытые и умытые. В первые дни сборы как всегда долгие и отчалить удалось только в 11:00. Характер реки в районе пос. Гузерипль относительно спокойный. Русло довольно широкое, встречаются галечные острова. Валы в шиверах до 0.5 м.
Километрах в 2.5 - 3-х от места начала сплава - первый порог “Театральный”. Явных ориентиров порога нет, разве что красноватые крутые скалы лев. берега. Разведка порога и страховка по правому берегу. На входе в порог в левой и центральной части русла лежат два больших скальных обломка, которые обходятся справа по сливу. Далее, по средней воде, следует сильный, но незаметный с первого взгляда, прижим к скалам правого берега и, наконец, основной слив с небольшой бочкой. Порог в нашу воду не представляет большой сложности, и был успешно пройден всеми экипажами.
Через 100 м. после порога небольшая, но жесткая шивера с валами до 1м. После шиверы река успокаивается, скорость течения невысокая.
Ориентиром следующего порога “Топорики” служит осыпь крутого левого берега, по которому угадывается крутой (90 град.) поворот. По большой воде причалить для разведки необходимо до поворота, при понижении уровня воды можно зайти немного за поворот и причалить к крупным камням левого берега. Разведку, страховку, фото и видео съемку лучше проводить с дороги левого берега. В русле разбросаны камни. В правой части порога выступает из воды каменная гряда. В центре русла крупный каменный обломок. За ним почти поперек всего русла слив с жесткой бочкой, при небольшом уровне воды за сливом обнажаются камни. Далее почти до крутого левого поворота в русле чередуются валы с бочками, которые тем больше чем больше воды в реке. “Топорики” - относительно сложный порог и может быть опасен бочкой в основном сливе, особенно при повышении уровня воды. Порог пройден успешно, не считая того, что один кат недооценил бочку, которая развернула его и немного подержала. Но усилий экипажа оказалось достаточно, чтобы вылезти из нее, правда лагом.
За поворотом река постепенно успокаивается, встречаются отдельные шиверы и обливные камни, валы до 0.5-0.7 м. Через пару километров от порога встречаются несколько мощных шивер с валами по большой воде более 1 м. Всего от пор. “Топорики” до водопада “Топоры” около четырех километров.
Четких ориентиров “Топоров” нет, поэтому обязательна разведка по дороге левого берега. “Топоры” - сложное локальное препятствие, требующее от экипажа точного захода. Уже при нашем (ближе к среднему) уровне воды порог стал непроходим. Весь скальный массив, перегораживающий реку, обнажается и сбрасывает воду в узкий до 1.5-2 м поток, мечущийся под левым берегом. Перепад метра четыре. С изменением уровня воды характер порога резко меняется. При воде выше среднего проходим основной слив - перепад 3-4 м, заканчивающийся мощным косым котлом и навалом на скалу правого берега. С подъемом воды открывается проход справа за скальным выступом, ограничивающий основной слив. При дальнейшем подъеме воды основной слив становиться несколько положе, правый проход становиться шире, у самого правого берега появляется еще одна протока. Для прохождения водопад “Топоры” опасен косым мощным котлом в конце слива, навалом на скалы и пульсирующими неравномерными выбросами воды в сливе, что все вместе делает высокой вероятность оверкиля. Обнос судов можно осуществить как по камням правого берега, так и по дороге левого берега. Вещи целесообразно сразу занести за пороги “Киши-1,2”. Очень удобная стоянка на правом берегу в устье р.Киши; проход по автомобильному мосту ниже впадения р.Киши.
 За “Топорами” река успокаивается, Левый берег высокий скальный, правый положе. На правом берегу видны остатки подвесного моста. Расстояние до порога “Киши-1” около 500 м. Удобная чалка на левом берегу в русле небольшого притока.
 Разведка порога “Киши-1,2” обязательна, и как с левого, так и с правого берега. При уровне воды выше среднего с точки зрения прохождения пороги “Киши-1” и “Киши-2” стоит рассматривать как одно комплексное препятствие - зачалиться между ними или организовать нормальную страховку достаточно сложно и маловероятно. При понижении уровня воды открывается возможность после успешного прохождения “Киши-1” пристать к берегу в устье правого притока - речки Киши, или же выброситься на обнажающуюся отмель в левой части русла. В этих местах можно организовать береговую страховку. Но в любом случае, идущие порог “Киши-1” должны быть готовы, что в случае аварии вероятность попадания самосплавом в “Киши-2” очень велика.
 “Киши-1” - мощное локальное препятствие. Представляет собой косой слив, между левым берегом и скальным массивом у правого берега. По средней и ниже воде обнажается камень, делящий слив на две части: левую - мелководную, правую - основную. Слив основной струи высотой ок. 2 м. - более пологий слева и крутой справа. В четырех - пяти метрах за сливом по такой воде обнажается глыба, служащая естественной преградой потоку, который, отражаясь от нее, сваливается после основного слива вправо через полуобливной валун. Общий перепад в пороге метра 3.5 - 4. По большой воде камни за сливом закрываются водой - порог как бы спрямляется, а сам слив становится выше и глубже с мощным пенным котлом. Зато вдоль левого берега, минуя основной слив, открывается довольно чистый проход, хотя в конце порога в струе пульсирует несколько мощных валов. У правого берега по большой воде открывается небольшая узкая протока с крутым перепадом.
 В нашу воду после порога появляется возможность причалить к правому берегу в устье р.Киши. По большой воде мощная струя, принимая в себя р.Кишу, с большой скоростью несется, прижимаясь к правому берегу, к порогу “Киши-2”. В нашу воду проход возможен между камнем правого берега и правым камнем скального массива в центре русла. Порог представляет собой слив 2.5-3 м. с бочкой. Важно правильно зайти, т.к. правая часть слива бьет в обломок скалы. После слива пульсирует выброс от большой скалы на дне реки. С подъемом воды перепад в сливе несколько увеличивается, проход становиться шире (заливает камни скального массива в центре русла). Весь порог превращается в косую ступень с неустойчивыми глубокими пенными ямами и пульсирующими выбросами. Вода начинает перехлестывать через правый валун, образуя опасный слив, но вместе с тем появляется возможность пройти по более безопасному варианту левее скального массива. Возможность, варианты и последствия прохождения вызвали дискуссию и некоторое разногласие, поэтому было решено оставить этот вопрос до утра. Вечером пороги “Киши-1,2” прошла на большой “четверке”, идущая параллельно московская группа, прошла успешно, но большая разница в объеме (то, что проходится большеобъемным судном не всегда так же просто для небольших “двоек”) не разрешила наш вопрос о прохождении.

График движения.

06.11.2001
Утром наши сомнения относительно прохождения “Кишей” не развеялись. По словам ребят из параллельной группы, чья “четверка” прошла пороги вчера и готовилась повторить прохождение сегодня в другом составе, их все “двойки” не решились идти пороги “Киши-1,2”. Мы собрались и отнесли вещи и суда за вторые “Киши” и уже было оставили мысль о прохождении, когда увидели, что одна из их двоек все-таки решилась на штурм “Кишей”. Уверенное прохождение двух ступеней с промежуточной чалкой вдохновило нас и смешанный экипаж: Липгарт - Айбатулин успешно прошла пороги “Киши-1,2” тоже с чалкой в устье р. Киши и страховкой с берега между порогами. Страховку ставили на Л.Б и П.Б. плюс один спасконец поставили во вторых “Кишах” на случай аварии в первых. Можно заметить, что прохождение по такой воде не представляло особой сложности, и оказалось проще, чем представлялось при просмотре с берега. В первой ступени важен правильный заход и небольшой маневр - далее струя сама сбрасывает вас вправо от полуобливной глыбы. Во второй ступени требуется четкий заход в слив и правильно зацепиться в “бочке”. Тут же наш второй экипаж выразил готовность пройти порог, но день уже перевалил через обед, организация страховки, фото- и видеосъемки и само прохождение заняло бы еще около часа, что могло бы не позволить дойти сегодня до Гранитного и они благоразумно отказались. Категория сложности каскада субъективно V+.
От моста до пос. Хамышки несколько шивер средней сложности. Русло расширяется. Метрах в 700-800 от моста находится порог “Московская бочка”, по большой воде представляющий серию валов до 2-х метров и большую пенную бочку, по нашей воде порог сильно упростился и представлял собой несколько небольших сливов. За селением Хамышки река постепенно сжимается и пересекает хребет Дудугуш. Сплав до автомобильного моста перед каньоном Гранитный занимает два часа. За мостом надо причалить к правому берегу. Здесь удобная для лагеря большая пикниковая поляна, которая может служить своеобразным плацдармом для прохождения Гранитного. Встали на стоянку в 16 часов. Просмотр каньона автоматически отложился на следующий день.

График движения.

07.11.2001
Каньон Гранитный, он же “Блокгауз”, он же Сюковский. Протяженность 4-4.5 км. Разведка всего каньона обязательна. Удобнее это делать по дороге правого берега. Практически все препятствия хорошо просматриваются с полотна дороги, лишь на участке “Восьмерка” - “Поворот” приходиться лазить по кромке скал. Отрезок от моста до водопада “Горка” длиной 1.5 км несложен, шиверистого характера и может использоваться как разминочный. Здесь встречаются валы до 1м., прижимы, небольшие бочки.
Водопады “Горка” - “Пригорок” - комплексное и самое опасное препятствие каньона. В зависимости от уровня воды характер участка сильно меняется. В большую воду это слив высотой 3-3.5 метра с мощным, пульсирующим и очень опасным котлом за ним. За водопадом поток несется в сплошной кипящей пенной трубе, которая через несколько десятков метров переходит в порог “Пригорок”, опасный косой неравномерной бочкой за ним. Вопрос чалки между порогами очень спорен и проблематичен. Общий перепад комплекса 7-8 метров.
При уровне воды ниже среднего в “Горке” открывается весь скальный массив. Вода пробивает себе дорогу в узкой до 1.5 м щели с причудливыми “карманами” и ловушками. Габариты, в принципе, позволяют теоретически спроецировать в этот хаос каяк или каноэ, но какими-либо данными о прохождении этого участка каякерами мы  не обладаем.
На месте “Пригорка” открывается треугольная каменная гряда, выступающая с правого берега. Между ней и скалой левого берега остается узкая протока до 2-х метров, осложненная полуобливными камнями. После “Пригорка” начинается третий участок каньона длиной ок. 3-х км, на котором сконцентрированы 8-10 (в зависимости от воды) сложных порогов. Река зажата в высоких, крутых (от 15-ти до 60-ти м. в середине и конце) скалах. Спусков к воде без специального снаряжения практически нет, страховка с берега до конца каньона по этой причине почти невозможна. При планировании прохождения весь этот участок можно рассматривать как комплексное препятствие, особенно при большом уровне воды. При уровне воды ниже среднего между порогами в каньоне появляются улова, где можно ликвидировать последствия возможной аварии или сделать передышку. При таком уровне воды представляется интересным прохождение каньона для небольших катамаранов и каяков.
Просмотр каньона мы совместили с обносом рюкзаков, каяка и одного ката, которые не решились на прохождение. Еще два каяка прошли отрезок до “Горки” по воде. Спустить суда к реке после каньона удобно в метрах 500-х после километрового столба “25”. Здесь же можно разбить лагерь. Желающих пройти Гранитный было 5 человек, поэтому решили идти каньон два раза: сегодня две “двойки” и завтра по утру две, обнеся одну из прошедших сегодня “двоек”. Обнесли вещи, просмотрели и запомнили линию движения в порогах, расставили фото- и видеооператоров. В 14:00 стартовали двумя катамаранными экипажами (Липгарт - Айбатулин и Бакланов-старший и Бакланов-младший) и двумя каякерами (Дима (Prijon Fly) и Дима (Eskimo Diablo Evolution) от поляны за мостом.
Сплав до намеченного заранее улова метрах в 150-200 выше “Горки” занял минут 20. Лишний раз перестраховавшись, мы зачалились довольно рано и неудобно. Для обноса “Горки - Пригорка” вылезали по довольно крутой осыпи на дорогу и спускались по кулуару с крупными камнями между “Горкой” и “Пригорком”. На следующее утро ребята были более прямолинейны - они зачалились прямо перед “Горкой” в метрах 30-ти, немного протащили катамаран на бечеве и по полке правого берега обнесли “Горку” с “Пригорком” - это вышло быстрее и удобнее. Спускали суда на воду сразу (в 5-ти метрах) за “Пригорком” перед левым скальным поворотом. Стартовать приходилось со струи, и надо было сразу уходить влево от огромного “петуха” в 5 метрах ниже старта. Первому экипажу помогли усесться и отчалить, второй экипаж предпочел “тюлений” старт с невысоких береговых камней.
Если раньше в отчете, описывая пороги, мы сравнивали их при разном уровне воды, основываясь на личных воспоминаниях тех из нас, кто был здесь весной 2000 года в большую воду и проходил выше описанные пороги (кроме “Горки” и “Пригорка”), то с этого момента мы приводим описание только для нашего (среднего) уровня воды, поскольку никто из нас ранее не ходил ни Гранитный, ни Хаджохский каньоны. О характере порогов при большом уровне воды мы можем только догадываться. Желающие узнать побольше могут посмотреть в гор. клубе на Таганке отчет № 4160.
Отчалили от “Пригорка” в 15:10. Высота стен каньона 15-20 метров. Ширина 5-7м. Крутой левый поворот, уход от “петуха”, торчащего у правого берега. После небольшого прямого 30-ти метрового участка с быстрым течением река делает крутые правый - левый повороты с сильными прижимами к стене левого, а затем правого берега. Этот участок называется  “Восьмерка”.
Далее перед видимым правым поворотом порог “Зуб”, получивший такое название по скале в центре русла, торчащей из воды на 60-80 см, оставляя проходы по бокам. Проходили справа от “зуба”. После крутого правого идет плавный левый поворот. На нем расположен порог “Зубодробой”. Порог - горка с тремя последовательными сливами с бочками до 1 м; длиной метров 30-40. Первые два слива под левым берегом, а третья под правым. Заход справа, краем первой и второй бочки, затем резкий уход под левый берег от третьей косой бочки. Пороги “Зуб” и “Зубодробой” в нашу воду локальные препятствия разделенные участками спокойной воды. За порогом “Зубодробой” каньон несколько расширяется. На полке правого берега есть возможный спуск к реке, где можно попытаться организовать страховку. По описанию, которое мы читали до сплава, на следующих 500-тах метрах до порога “Поворот” серьезных препятствий нет. На самом деле, мы ощутили еще 2 порога типа “сужение - слив - бочка” и для наших маломерных судов весьма чувствительных. Тут стоит отметить, что именно этот участок наиболее плохо просматриваемый - скалы нависают иногда под отрицательным углом, поэтому это порожки не были отмечены нами сверху. Прошли по центру, страхуя друг друга с воды.
Перед крутым правым поворотом серия сливов с бочками между разбросанными камнями в русле. Это порог “Поворот”. Проходили, придерживаясь левого берега. После него под левым берегом есть хорошее улово - отстойник. После правого поворота стены каньона становятся выше.
Впереди порог “Кубанский”. Каменная стена перегораживает русло, оставляя проход в основной струе слева по сливам у левого берега. Один кат прошел слева, другой по центру, слившись с обливняков. Участок реки от пор. “Кубанский” и до конца каньона хорошо просматривается с дороги. Река делает левый поворот, стены каньона становятся все выше и достигают 50-60-ти метров.
Сразу за поворотом - порог “Шахматы”. По описанию в большую воду он отличается очень высоким до 3.5 м валом. В нашу воду он представляет собой длинную (почти 150 метров) пологую горку с множеством разбросанных обливных камней и сливами между ними. Прошли благополучно, лавируя между сливами. Несколько расширившись после порога “Поворот” за порогом “Шахматы” река сужается до 7-8 метров. Сразу за сужением каньона следует порог “Оверкиль”. Слив во всю ширину русла. В левой части вода идет через два обнажающихся больших камня. Пройти можно только в правой части слива. Кажущаяся с берега проблематичной косая бочка в сливе на самом деле легко пробивается. Далее следует участок спокойной воды метров 70 - 80 и потом последний порог каньона - “Оплеуха”.
“Оплеуха” - порог с серией сливов и бочек с последующим мощным прижимом к скале правого берега. Характерен большим перепадом при относительно небольшой длине (70 м.). Шли по центру, смещаясь вправо, а затем уход от прижима телемарком налево.
После порога “Оплеуха” река продолжает делать плавный левый поворот. До выхода из каньона еще две ярко выраженных неопасных ступени высотой до 1 м. Дорога уходит вправо от реки. На правом плавном повороте каньон заканчивается.
Со всеми промежуточными чалками и ожиданиями, пока переместятся операторы на берегу, на прохождение было потрачено около 1 часа. Чистое время сплава меньше получаса. Сложность каньона даже по такой воде V+.

График движения.

08.11.2001
 C утра было повторено прохождение каньона. На сей раз слово было предоставлено пятому желающему - Скуратову Анатолию, он шел на кате “Тритон” с Вадимом Липгартом. Напарником стал кат “Рафтмастер” со своим экипажем, который обнесли обратно и спустили на воду за “Пригорком”. Гранитный и на сей раз был пройден успешно, и в 12:00 вся группа продолжила сплав вниз по реке.
 До станицы Даховская река сохраняет спокойный характер. Слабые шиверы чередуются с перекатами. В километре за Даховской - автомобильный мост через реку, по нему проходит дорога на плато Лаго-Наки. Через 800-900 метров после моста на правом берегу лежит огромный валун “Казачий камень”. От этого места впереди просматривается сужение реки - это начало Хаджохского каньона. Сплав от Гранитного занял у нас чуть более двух часов.
Хаджохский каньон начинается мощным порогом “Девичьи слезы”, просмотр необходим, поэтому перед ним лучше зачалиться. Удобно это сделать в большом улове правого берега. Ошибиться и вылететь в порог, на наш взгляд невозможно: порог-водопад явно читается с воды.
Условно Хаджохский каньон, он же Каменномостский, он же Мраморный, он же Силикатный можно разделить на три участка:
1. От порога “Девичьи слезы” до резкого скального сужения. Длина участка около 4-ех километров. Основные препятствия - пороги: “Девичьи слезы”, “Руфабго”, “Бегемотик”, “Мешоко”. Сложность порогов - 3 - 5 к.с. В отличие от Гранитного, река на этом участке не течет в скальных стенах и больше напоминает ущелье. Вплоть до “Мешоко” почти везде есть спуск к воде. И только после “Мешоко” берега начинают повышаться и крутизна их увеличиваться, но, тем не менее, скальные стенки появляются уже непосредственно перед скальным сужением. Разведка всего участка по дороге правого берега.
2. От начала скального сужения до автомобильного моста. Длина участка 400-500 метров. Основное препятствие - порог “Шумок” VI к.с. Вход в порог перегораживают сети, оставшиеся от времен сплава леса. При низком уровне воды под ними открывается проход и вход в порог ”Шумок “ становится доступным.
3. От автомобильного моста до конца каньона. Длина участка 300 метров. Препятствий нет.
Порог “Девичьи слезы” по описанию состоит из трех ступеней, но запоминается одной первой. По нашей воде это крутой водопадный слив высотой не менее 3-х метров между камнями в центре русла. За сливом глубокая пенная яма. За ней участок спокойной воды метров 50 с уловами по берегам, где можно поставить хорошую страховку. Порог очень хорош для тренировки прохождения водопадных сливов и отработки страховки. Категория сложности V. Для прохождения порогов “Девичьи слезы” и “Руфабго” мы обнесли вещи сразу на поляну ночевки на левом берегу при впадении речки Руфабго. Обнос по дороге около 1 км. Путь в оба конца занял у нас около часа.
В пороге “Девечьи слезы” перед главным сливом происходит сбойка струй, и одна из них, текущая от левого берега перпендикулярно основной, очень коварна, чего сначала не скажешь глядя с берега. Во многом из-за нее перед нами кильнулась “двойка” из параллельной группы. Та же участь постигла и одну из наших “двоек” - К-2-1. Перед сливом катамаран был отброшен струей на правый камень при заходе - ребята потеряли скорость, попали в котел  немного «выбитыми» из седла. Оверкиль через корму левого баллона последовал незамедлительно. Последствия аварии были ликвидированы самостоятельно: катамаран с экипажем прибило к левому берегу сразу за котлом. Повторное прохождение уже смешанным экипажем Айбатулин-Липгарт было более удачным. Остальные каты прошли порог без килей. В бочке подержало всех, без хорошего зацепа из нее не выберешься.
Прохождение порога на каяке осуществили Сергей Николаев (Eskimo Diablo Eevolution) и Дима (Prijon Fly). Первый раз Сергей зашел в слив справа, но его начала класть левая струя, в бочку зашел полулагом и естественно кильнулся. Встал через пару секунд в метре за бочкой. Второй раз были учтены ошибки предыдущей попытки, при заходе был сделан нужный крен, а так же своевременный дуговой слева позволили упасть носом в самую левую часть бочки, где Сергей вцепился веслом за донную струю и всплыл на ровном киле в метре за бочкой. Дима не работал над заходом и упал в правую часть слива, в жесткую бочку. Всплыл на кормовой свече в 2-х метрах за сливом, кильнулся, был прибит к скале и «отстрелился». Каяк и каякер были благополучно выловлены страхующими катами.
Так называемая вторая ступень порога, представляет собой скалу посередине русла, которая без проблем обходиться с обеих сторон. Мы выбрали проход слева с небольшой бочкой. Сразу после скалы надо зачалиться, возможность для чалки есть на любом берегу, для просмотра третьей ступени. В ней небольшой слив между гряды камней, отходящих от правого берега, и камнями у левого берега. Затем по центру лежит большой камень, на который наносит струя. Проход левее этого камня закрывает глыба, лежащая чуть дальше, а уйти направо мешает застрявшее бревно. Каты просочились по узкому (ок 2 м.) извилистому сливу в гряде камней. Каякер Дмитрий на “Eskimo” не заметил зачалившихся перед третьей ступенью катамаранов, смело зашел в слив и хотел идти налево, в проход заваленный глыбой, но наши крики остановили его и он успел выкинуться на застрявшее бревно и уйти затем вправо.
От этого места в метрах 700-800 виден пешеходный мост через Белую - ориентир порога “Руфабго”. До порога небольшие шиверы. Для разведки надо причалить к правому берегу, под мостом можно поставить страховку. Порог 3-4 к.с.
Порог длиной 70-80 м. Несложный, с двумя сливами. Основная струя, проходя разгонную шиверу с валами до 1 м., устремляется в слив высотой 1.2-1.3 м с хорошей, но  «недержащей» бочкой. Каты прошли по основному сливу, чалка сразу за мостом в улово правого берега. Каякеры слились кто по основному сливу, кто по правому более мелководному.
На ночевку остановились в 17:00 на левом берегу сразу за порогом на территории парка “Водопады Руфабго”. Красивое место, безопасное, есть печь с дровами, место для костра, стол под крышей и туалет.
Здесь нелишне будет заметить, что пешеходный мост, построенный в этом году для экскурсий на водопады “Руфабго”, платный. Проход 30 руб. Ночевка на поляне стоит 5 руб. с человека. Эту поляну удобно использовать как плацдарм для прохождения Хаджохского каньона. Смотрители моста будут рады принять вас и разместить за умеренную плату.

График движения.

09.11.2001
С утра оба Димы отправились в Белореченск сдавать свои каяки в багаж и должны были вернуться к нам к часам к трем, чтобы вместе съездить вечером в пещеры плато Лаго-Наки. Мы решили за это время как можно дальше пройти Хаджохский каньон. Для фото и видео прошли еще несколько раз пор. “Руфабго”.
Сразу после порога река метров 200-ти течет в каменном желобе, причем на выходе проходы чуть-чуть больше 2-х метров. Благодаря несильному течению прижимов и отбойников в желобе нет. Прошли успешно, за исключением Алексея на каяке, который, не соблюдая дистанции, заехал под катамаран “Рафтмастер”, немного застрявший в самом узком месте. Всплыл он уже около лодки, держа в одной руке каяк, а в другой весло.
Через 400-500 метров река делает плавный правый поворот, сразу за которым находится порог “Бегемотик” - 4 к.с.. Образован скальным массивом в центре и правой части русла. В левой части пологая горка длиной метров 25 и перепадом около 2.5 м. После горки одиночные камни в русле. Просмотр, съемка и страховка с правого берега. Катамараны и Николаев Сергей на каяке прошли порог успешно.
После порога “Бегемотик” спокойный участок метров 150, в конце которого в русле лежит большой камень. По обеим сторонам чистые проходы. Справа впадает приток “Мешоко”, в устье которого одноименный порог. Он не представляет технической сложности, состоит из ряда камней, разбросанных по руслу с чистыми проходами между ними. Прошли сходу. За порогом с правого берега подступает скала. Перед скалой желательно пристать к правому берегу. Примерно метров через 20 образовался новый порог, не отмеченный в описании, по которому мы шли. Скатившаяся с левого берега глыба перекрывает левую часть русла. В свободной части река падает метровым сливом. Неопасный и несложный по нашей воде порог, но при повышении уровня воды за сливом  может образоваться мощная бочка.
По описанию именно в районе порога “Мешоко” есть последняя удобная возможность вылезти из каньона (имеется виду на правый берег, на дорогу). В связи с этим, Равиль и Петр решили пробежаться до конца каньона и выяснить береговую ситуацию. Действительно, дальше на всем протяжении до скального сужения (это еще где-то 700-800 м.) берега становятся выше и круче и вылезать по крутой осыпи с катамараном дело проблематичное. Единственное, хоть как-то подходящее место для выхода на дорогу есть перед комбинатом “ВСМ” (вязких строительных материалов), ориентир – каменистая осыпь от дороги до реки, местами выровненная бульдозерами. Дальше река входит в скальные стенки. На участке до комбината ВСМ река носит шиверистый характер, не представляющий интерес для сплава. Поэтому решено было выходить на дорогу в районе метрового слива и возвращаться в лагерь. Смысл идти далее есть при условии прохождения второй части Хаджохского каньона – пор. “Шумок”. Участок от резкого скального сужения до крутого левого поворота, за которым висят две сетки из стальных тросов, по описанию опасности не представляет. Сверху, с дороги, этот участок не просматривается и проверить это мы не смогли. Под сетями при нашем уровне воды был проход для небольших катов и каяков. Сам же порог “Шумок” даже в небольшую воду впечатляет: большой уклон, высокая скорость течения, множество надводных и обливных камней, сливы, бочки, прижимы, навалы на скалы вкупе с отвесными 30-ти-40 метровыми стенками и сильным шумом – без сомнения высшая категория сложности. С этого года предприимчивые люди огородили это место по обоим берегам и берут за вход 30 рублей, зато они оборудовали смотровые площадки над порогом и спуски почти к самой воде, т.е. появилась возможность детально изучить порог с обоих берегов, выставить страховку и пройти порог. Для такого прохождения нужен минимум день подготовки, но его, к сожалению, у нас не было. За время исследования Петром и Равилем берегов каньона оставшимися ребятами новый (и последний для этого похода) порог дважды был пройден на катамаранах и дважды на каяке. При первом прохождении Сергеем на каяке каяк вышел из бочки на кормовой свечке, второй раз бочка была чисто пробита. Вытащив суда и себя на дорогу по осыпающемуся склону, мы потопали в лагерь, куда и прибыли в 14 часов. Времени на все про все затрачено около 3,5 часов.
Разборка, сушка судов и сборка лагеря плюс обед заняло еще около трех часов. В 17 часов вместе с вернувшимися из Белореченска Димами мы тронулись в путь на микроавтобусе нашего доброго знакомого. Дорога до пещер на плато Лаго-Наки потребовала один час. Пещера оборудованная, с лесенками и искусственным освещением. Вход круглосуточный. Знакомство с подземным царством сталактитов и сталагмитов, со спящей на потолке мышкой, оставило незабываемое впечатление и разнообразило наше путешествие. В 19:00 мы выехали в Краснодар. Двое ребят отделились в Майкопе, у них билеты были из Армавира. Легковая машина до Армавира из Майкопа – 600 руб.
Остальные в начале 12-го ночи были в Краснодаре. Из Краснодара уехали согласно купленным в Москве билетам в 23:59 и 2:09. В Москву приехали соответственно в субботу в 21:50 и в воскресение в 11:11.

График движения.


Итоги, выводы и рекомендации.
1) Данный маршрут подходит, как для коротких походов межсезонья, так и для серьезного длительного (с верховьями) летнего похода. В последнем случае стоит учесть, что с июля начинается спад воды. Он достаточно сложен и интересен в спортивном плане в период малой и средней воды и относится к одним из самых экстремальных маршрутов в случае большой воды (весна – начало лета, ливневые паводки осенью).
2) Благодаря тому, что на протяжении всего самого спортивного сплавного участка (пос. Гузерипль – пос. Хаджох) вдоль дороги идет автодорога, маршрут имеет отличные условия для просмотра препятствий, обноса вещей, тренировок.
3) Для хорошего полного прохождения на участке пос. Гузерипль – пос. Хаджох в условиях средней или малой воды, с нашей точки зрения, достаточно 5-6 дней и обязательного опыта прохождения других кавказских рек (Мзымта, Лаба). Группа также должна иметь опыт участия в походах V к.с.
В условиях большой воды маршрут, как таковой, целесообразно рассматривать только группам, имеющим за плечами опыт рек VI к.с и суда достаточно большого водоизмещения (от 2.5 тонн), или же планировать прохождение только каких-то отдельных препятствий.
4) Основные препятствия: каньон “Серегин” (весна, 3 – 5 к.с.), “Топоры” – “Киши –1,2” (5-6 к.с.), каньоны Гранитный (5-6 к.с.) и Хаджохский (5 к.с.+ “Шумок”-VI+ к.с.). Сложность меняется при изменении количества воды в реке. В среднюю и малую воду “Топоры”, “Горка” – “Пригорок” — негабарит.
5) Группа должна серьезно отнестись к качеству как личного сплавного снаряжения, так и к качеству и надежности судов. Заранее позаботиться о средствах страховки (как минимум основная веревка > 30 м.).
6) Долина реки густо заселена, впрочем, проблем с населением не было. Оно в большинстве своем русское.
7) Перед прохождением основных препятствий следует все как можно лучше изучить с берега и просмотреть (по возможности) как это делают другие, наяву или по видеоматериалам дома. Каньоны предполагают глубокую и детальную разведку.
8) При прохождении Гранитного нужно учесть, что поставить надежную страховку от порога “Пригорок” и до выхода из каньона достаточно сложно и экипаж, потерпевший аварию (по большой воде) на этом участке, на 90% будет вынужден пройти все оставшиеся препятствия самосплавом.
При понижении уровня воды в каньоне появляются участки спокойной воды, где можно отдышаться или ликвидировать последствия возможной аварии.
9) Пороги “Киши – 1” и “Киши – 2” следует рассматривать, как одно комплексное препятствие, поскольку при аварии в первой ступени вероятность попадания экипажа перевернувшегося судна во вторую ступень очень велика (особенно по большой воде). При понижении уровня воды у страхующих с берега появляется возможность изменить ситуацию для оказавшихся в воде в лучшую для них сторону.
10) В связи с постройкой в этом году пешеходного моста через реку Белая в Хаджохском каньоне над пор. “Руфабго” стало возможным делать стационарный лагерь для прохождения каньона на оборудованной поляне левого берега.
11) Осенью при планировании сплавного времени, необходимо учесть, что световой день длиться с 7 утра и до 17:30 вечера (в 18:00 совсем темно).
12) Погода в это время на Северном Кавказе может быть как теплой, до +20 градусов, так и холодной — вплоть до выпадения снега и заморозков по ночам. Осень, как правило, сухая, но в горах нередки дожди, подчас ливневые.
  Лично нам с погодой очень повезло. Было достаточно тепло и сухо, и в тоже время дожди, идущие высоко в горах, и таяние выпавшего там снега обеспечило нам высокий для осени уровень воды.


Смета расходов на одного человека.
Ж/д Москва-Краснодар-Москва………………………………1000руб.
Авто Краснодар-Гузерипль; Хаджох-Краснодар…………….400руб.
Питание в походе……………………………………………….400руб.

Итого: 1800руб.


Литература.
1. Отчёт их библиотеки МГЦТК № 4160.
2. С.Штовба: «Белая осенью» - статья из журнала «Белая вода», выпуск №1,№2  96/97г.г.
3. С. Шинкарев. Материалы, посвященные р.Белая
 http://www.veslo.ru/2001/shink/riaok/index.htm

Кроме этого, интересная информация есть:
-  на стринице Алексея Федякова:
http://www.mysterymove.moldyn.ru/ (Отчет, фотографии, видеоклипы.)
- на странице Клуба Хронических Водников:
http://www.veslo.ru/otchet.html (Отчеты, фотографии)

- в Библоитеке Максима Мошкова:
http://www.lib.ru/TURIZM/







Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;