вид на восток с вершины Скальная Южная

Описание водного маршрута по рекам Каменная, Лува, Ногеус :: Карелия, Костомукша

Описание водного маршрута по рекам Каменная, Лува, Ногеус.

4-7 июня 2011-06-20

карта маршрута

состав группы

1. Бекетов Константин
  2. Михайлова Анна

Средства сплава: полиэтиленовые каяки

Введение

Маршрут по реке Каменной относительно редко посещается из-за сложностей с оформлением пропусков в пограничную зону и Костомукшский заповедник. Также, не способствует популярности и удаленность Костомукши от Мурманской ж\д и автотрассы. С другой стороны, это одна из очень красивых и интересных в природном отношении рек Карелии, предоставляющая возможность увидеть нетронутую человеком природу Костомукшского заповедника. Сложность порогов на маршруте невелика, в спортивном отношении интерес может представлять только порог Логикоски на заключительной реке маршрута под названием Ногеус (это протока из Кимасозера в озеро Нюк). Остальные пороги – по сути шиверы разной степени бурности. В сети Интернет существует несколько описаний маршрута, но они все даны для байдарок и не снабжены фотографиями. Данное описание призвано восполнить этот пробел. ВНИМАНИЕ: сложность препятствий оценивается субъективно для каякера среднего уровня.

Пропускной режим

Нужно оформить два пропуска: в погранзону и в заповедник. Актуальные адреса и телефоны заповедника можно найти в интернете. Для оформления погранпропуска нужно за 1 месяц отправлять заявку в Петрозаводск. Фактически, пропуск за «систему» выдается в Калевальском отряде, которому подчиняется Костомукшский участок. В нашем случае это означало, что пропуска нам физически, в виде бумажек, привезли из Калевалы, и мы ожидали этого события в Костомукше целый день 4 июня. Ничего не поделаешь – так работает ФПС России. С заповедником проще: эта организация заинтересована в туристах, как источнике дохода и охотно идет на контакт. Пропуска выписываются в конторе заповедника (точки конторы и погрануправления см. в приложенном файле в конце отчета).

Транспорт

Попасть в Костомукшу можно несколькими способами:

1. на автомашине со стороны России (от Мурманского шоссе или, в нашем случае, с севера от Калевалы; это было связано с переездом с другого водного маршрута) или со стороны Финляндии. Для жителей Петербурга проще попасть в Костомукшу через Финляндию (ближе по километражу и лучше качество дорог).
  2. на поезде Петербург-Костомукша (график движения – раз в двое суток)
  3. на автобусе из Петрозаводска (ежедневно)

От Костомукши до старта маршрута, урочища Бабья Губа, мы добирались на машине заповедника. Свою машину оставили в гараже заповедника. Стоимость подобных услуг включается в общую смету;  в нашем случае общая стоимость посещения заповедника, вместе с трансфером, пропуском, экологическим сбором, неким «добровольным пожертвованием» и т.д. составила около 4000 рублей для группы из двух человек.

описание маршрута

4 июня 2011

К 22 часам вечера добрались до урочища Бабья Губа на «Ниве» замдиректора Костомукшского заповедника. В месте старта возле поляны стоит старая смотровая вышка пограничников; нам порекомендовали переплыть на какой-нибудь ближайший остров, чтобы не подъехали пограничники и не стали задавать своих обычных вопросов. Так мы и сделали, перебравшись на юго-восточную оконечность острова Девичий. На озере Каменном сильный боковой ветер, приличные волны. От места старта полчаса хода.

Заночевали на узком мысу с песчаными пляжами (фото 1). Здесь остатки какого-то деревянного стола или помоста, но кострища нет, и своего костра мы тоже разводить не стали (надобности нет, у нас газовая горелка, а в заповеднике просили не разводить костров вне специально обустроенных мест). Комаров нет, красота!

5 июня 2011

Погода солнечная, ветреная. На озере по-прежнему заметная волна. Через узкий (пара метров) песчаный перешеек срезали поворотный мыс к Лижма-губе (фото 4). На Каменном преобладают сухие каменистые берега, поросшие сосновыми борами. Много песчаных пляжей. В одном из таких идиллических мест пообедали. Приятное чувство полного уединения и нетронутости: никаких следов пребывания человека, чистота. Сейчас в Карелии подобные места уже редкость…

В дальнем северо-восточном конце Лижма-губы первый перекат, за ним еще несколько км тянутся озера, и наконец начинается река Каменная. Ориентироваться на озерах вполне возможно по атласу Карелии 1:200000, но не помешает и GPS. Первое препятствие на Каменной – деревянный мост пограничной «системы» (фото 5). Проход в правый пролет. Опасность может представлять застрявший в струе топляк и проволока. После 100-метровой разгонной шиверы у правого берега перед мостом большая суводь, в которую легко зайти и с воды осмотреть проход на предмет завалов. Осмотр с берега не требуется.

Через 800 метров – начало каскада шивер. Начинается красивая речная долина, сплошь заполненная валунами самых разных размеров (фото 8). Это самое красивое место на маршруте. Шиверы и отдельные сливы высотой до 0,5 м не сложны и проходятся с ходу. Иногда требуется быстрый маневр. Примерно через 500 метров после начала каскада – выраженный слив у скалы ПБ, небольшая бочка. Это, пожалуй, наиболее заметное препятствие в верхней части реки, до Царь-порога. Далее шиверы чередуются с плесами, которые постепенно становятся все длиннее… Берега достаточно высокие, часто встречаются скальные выходы. После впадения слева шумного ручья – короткая крутая шивера, на ЛБ прямо по курсу высокий берег с выходами скал. Это ориентир того, что через несколько сот метров, после небольшого переката путь преграждает Царь-порог. Осмотр справа. Еще один ориентир этого порога: если до сих пор все препятствия на реке были расположены среди соснового леса, то на Царь-Пороге берега одеты темной еловой тайгой.

Царь-порог представляет собой довольно-таки мощную шиверу с большим падением и валами до 0,7 м (фото 10). У порога, помимо основной (правой), есть также маловодная левая протока, непригодная для сплава (фото 14). В правой протоке на выходе мелкая каменистая «гребенка». Под порогом омут, на левом берегу которого расположена хорошо заметная с воды изба заповедника (фото 15). Поскольку плата за пользование этой избой была заранее и бескомпромиссно включена в счет за пользование услугами заповедника, мы посчитали своим долгом в ней заночевать. Изба хорошая, при необходимости в ней можно высушить вещи, есть печь и запас дров. Также, поскольку отсюда достаточно близко до дороги, здесь официально можно оставить мусор: инспектора заповедника его позже вывезут.

6 июня 2011

Погода по прежнему солнечная, сухая, теплая. Ниже Царь-порога река на протяжении 3 км быстро течет без препятствий. Берега высокие, местами даже обрывистые. Это место называется Каунис-вирта («красивое течение»). Иногда поток делится на рукава. После этого приятного участка берега постепенно понижаются, начинаются изматывающие плесы с отдельными шиверами. Упоминающийся во всех описаниях подвесной мост на пороге Алакоски почему-то отсутствовал, не заметили мы с воды и Нижнего кордона заповедника. Дальше река начинает меандрировать в низких берегах, встречаются завалы, которые можно пройти с наплыва. При впадении в Лувозеро низкие заболоченные берега. Слева по ходу дома садоводства. На озере несколько островов, на одном из которых мы обедали. Берега постепенно повышаются, попадаются песчаные пляжи и хорошие места для стоянок.

Из Лувозера вытекает река Лува. На ней 2 переката и 2 шиверы, считающиеся порогами. Берега в основном низкие и заболоченные, хотя перед последней шиверой (она носит название Вонка-порог, поскольку перед ней слева впадает приток Вонка) слева в заливе есть хорошие стоянки. Ниже Вонка-порога плесы, поросшие водной растительностью, через несколько км переходят в просторы Кимасозера.

На Кимасозере много островов, песчаных пляжей и хороших мест для стоянки. Встречаются избушки в начале озера на левом берегу. Также рыбацкая изба обнаружилась в сотне метров вглубь острова Павунсари от места нашей на нем стоянки (см. координаты GPS). За день прошли более 40 км, ночевка на рыбацкой стоянке возле песчаного пляжа (фото 16).

7 июня 2011

Погода по-прежнему солнечная, теплая. От места стоянки обогнули с юга остров Павунсари и пошли вдоль берега к дальней оконечности Кимасозера. Перед островом Ахвенсари («Окуневый») слева дома дачного поселка. На противоположном берегу озера – дома деревни Кимасозеро. Из озера вытекает протока Ногеус, несущая воды в озеро Нюк (бассейн Чирка-Кеми). На Ногеусе остается два порога, первый из которых, под названием Логикоски, желательно осмотреть с правого берега. Это мощный порог с выраженным сливом (фото 17) и высокими валами на выходе (фото 18). Логичный проход по основной струе у правого берега. По ПБ есть тропа и стоянки.

Через несколько сот метров следующий порог, расположенный под ж\д и автомобильным мостами (почти Лосево в миниатюре!). Порог преодолевается по основной струе сходу. Сразу за ним можно пристать к левому или правому берегу и выходить на трассу на Костомукшу.

Мы выбирались из этой конечной точки маршрута следующим образом: один человек (я) автостопом съездил в Костомукшу за нашей автомашиной, и вернулся на ней к мосту. Причем до города меня бескорыстно подбросили местные туристы-водники, вот такое случайное совпадение! Погрузились и поехали в сторону Ледмозера, далее на Мурманское шоссе. Дорога реконструируется, ехать долго.

Выводы

Маршрут по реке Каменная может быть интересен как часть более протяженного пути через озеро Нюк на Чирка-Кемь. Маршрут скорее байдарочный, на сплавном полиэтиленовом каяке перегребать большие озера затруднительно. Для каркасной байдарки пороги Каменной будут мелководными, особенно во второй половине лета или в сухой год.